Доклад: Формирование логического мышления младших школьников на уроках математики по учебно-методическому комплекту \"Начальная школа XXI века\" icon

Доклад: Формирование логического мышления младших школьников на уроках математики по учебно-методическому комплекту "Начальная школа XXI века"



НазваниеДоклад: Формирование логического мышления младших школьников на уроках математики по учебно-методическому комплекту "Начальная школа XXI века"
Дата конвертации12.09.2012
Размер40.14 Kb.
ТипДоклад

Доклад: Формирование логического мышления младших школьников на уроках математики по учебно-методическому комплекту "Начальная школа XXI века"


Всё видеть, всё понять, всё знать, всё переживать,


Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,


Пройти по всей Земле горящими ступнями,


Всё воспринять и снова воплотить.


Максимилиан Волошин


Формирование логического мышления младших школьников - важная составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал - одна из основных задач современной школы.


Мышление ребёнка в той или иной мере развивает каждый общеобразовательный предмет, преподаваемый в начальной школе. Однако математика среди других предметов занимает особое место.


В словаре психологических понятий К.К. Платонова логическое мышление определяется как "вид мышления, сущность которого заключается в ориентировании понятиями, суждениями и умозаключениями с использованием законов логики" [206, с. 62].


В психолого-педагогической литературе "логическое мышление" недостаточно дифференцируемо от понятий "абстрактное", "теоретическое", "понятийное", "категориальное", "словесно-логическое (дискурсивное)" мышление. Иногда они рассматриваются как синонимы.


Её абстрактный характер и общность методов, широко использующихся в различных областях, в наибольшей степени способствуют овладению учащимися элементарной логической грамотностью, умениями применять сформированные на уроках математики общелогические понятия, приёмы и способы действий при изучении других предметов.


Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов убедительно показали, что ребенок, научившийся учиться, не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних обычно переходит в разряд неуспевающих.


Одним из важных направлений в решении этой задачи выступает создание в начальных классах условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы.


В основе системы знаний учащихся лежит сформированность системы понятий изучаемой предметной области. Владение понятийным аппаратом в большей степени определяет понимание учебного материала, его использование для решения прикладных задач.


Каждое новое вводимое понятие должно быть четко определено, раскрыта суть изучаемого понятия, кроме того, должны быть определены связи данного понятия с другими понятиями, как уже введенными, так еще неизвестными учащимся.



Проект "Начальная школа XXI века" закладывает фундамент для развития и формирования логического мышления уже в первом классе, где у детей начинают формироваться простейшие умственные действия, основанные на умениях наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать.


В этом курсе математики даются теоретические сведения о логике, и вводится логико-математическая линия курса, что отличает эту программу от других, в которых таких новшеств не прослеживается.


Мы видим, что авторы "Начальная школа XXI века" придают большое значение развитию мышления, а также реализуют математическую подготовку к дальнейшему обучению и закладывают основы для овладения школьниками определённым объектом математических знаний и умений.


Нет необходимости доказывать, что логическое воспитание учащихся является составной частью общей культуры мышления человека. Процесс воспитания культуры мышления довольно длителен. Поэтому и начинаться он должен с первых лет обучения ребенка в школе.


Для учителя в практическом плане наиболее важно знание тех видов заданий и упражнений, на которых должно формироваться и развиваться логического мышление.


Авторы среди таких упражнений выделяют следующие: упражнения на подведение тех или иных понятий под определение; задания на выяснение связей между различными математическими объектами, на установление закономерности; упражнения на нахождение недостающей фигуры, на выделение лишнего предмета среди данного множества; задания на доказательства и т. д.


Мы выяснили, что успешное формирование мышления младших школьников на уроках математики в основном будет определяться соблюдением следующих психолого-педагогических условий:


1. На каждом уроке применять специальные задания, направленные на формирование мышления.


2. Учитывать уровень индивидуального развития ребенка и в связи с этим осуществлять индивидуальную и дифференцированную работу с учащимися.


3. Формировать словесно-логическое, абстрактное мышление на уроках математики в тесной связи с развитием практически-действенного и наглядного - образного мышления.


4. При формировании словесно - логического мышления необходимо применять приём моделирования.


5. Формировать словесно-логическое мышление на факультативах по математике, внеклассных занятиях.


Все выше изложенное говорит, о том, что формирование логического мышления является одной из актуальных проблем. Процесс воспитания культуры мышления довольно длителен.


Поэтому и начинаться он должен с первых лет обучения ребёнка в школе на уровне, соответствующем его возрасту, так как формируется не только математическая культура учащихся, но и развиваются умения по решению жизненно важных и необходимых задач.


Логическое мышление младших школьников основывается на решении нестандартных задач в их единстве: обучения, воспитания и развития. Критерием сформированности логического мышления является регулярное применение на уроках математики и во внеклассных занятиях нестандартные задачи. Регулярно используя нестандартные задачи, учитель может сформировать развитие логического мышления.


Таким образом, в работе по проекту "Начальная школа XXI века" уделяется много внимания формированию мышления. Учитель, работающий по этой программе, должен правильно подбирать и систематически использовать упражнения и задания логического характера.




Похожие:

Доклад: Формирование логического мышления младших школьников на уроках математики по учебно-методическому комплекту \"Начальная школа XXI века\" icon«Начальная школа XXI века» Руководитель проекта Н. Ф. Виноградова
Проект «Начальная школа XXI века» – результат многолетних исследований коллектива сотрудников Центра начальной школы Института общего...
Доклад: Формирование логического мышления младших школьников на уроках математики по учебно-методическому комплекту \"Начальная школа XXI века\" iconУрок математики в 8 классе
Цель: в игровой форме обобщить и закрепить материал, пройденный на уроках алгебры и геометрии во 2 четверти; продолжить формирование...
Доклад: Формирование логического мышления младших школьников на уроках математики по учебно-методическому комплекту \"Начальная школа XXI века\" iconУрок математики в 8 классе
Цель: в игровой форме обобщить и закрепить материал, пройденный на уроках алгебры и геометрии во 2 четверти; продолжить формирование...
Доклад: Формирование логического мышления младших школьников на уроках математики по учебно-методическому комплекту \"Начальная школа XXI века\" icon«Начальная школа 21 века»
Заседание творческой группы «Начальная школа 21 века» (тема:«Технология развития критического мышления учащихся в процессе изучения...
Доклад: Формирование логического мышления младших школьников на уроках математики по учебно-методическому комплекту \"Начальная школа XXI века\" iconУмк «Начальная школа XXI века» Виноградовой Н. Ф. используемые в моу «Начальная школа – детский сад» с. Ножкино
РомановаВ. Ю., Петленко Л. В. Контрольные работы, тесты, диктанты, изложения. М.: Вентана-Граф,2008
Доклад: Формирование логического мышления младших школьников на уроках математики по учебно-методическому комплекту \"Начальная школа XXI века\" iconУрок по математике во 2 классе «Начальная школа XXI века» 29. 01. 09г. Тема: Закрепление табличных случаев умножения и деления
Сохранение у детей желание учиться дальше, формирование самостоятельного, думающего человека
Доклад: Формирование логического мышления младших школьников на уроках математики по учебно-методическому комплекту \"Начальная школа XXI века\" iconУрок математики (1 класс) по умк «Начальная школа XXI века» Учитель начальных классов: Федотова Г. Н. Тема: Вычитание числа 4
Цели: Научить учащихся выполнять математические действия с вычитанием числа 4 в
Доклад: Формирование логического мышления младших школьников на уроках математики по учебно-методическому комплекту \"Начальная школа XXI века\" iconРабочая программа учителя Таскаевой Ольги Игореввны
Данный класс изучал математику с по 5 класс по учебно-методическому комплекту автор профессор Н. Б. Истомина
Доклад: Формирование логического мышления младших школьников на уроках математики по учебно-методическому комплекту \"Начальная школа XXI века\" iconМоу кодинская общеобразовательная школа №4 Педагогические чтения. Влияние занятий по конструированию из бумаги на развитие мышления и мелкой моторики рук у младших школьников. Учитель: Хорошун В. А. Кодинск – 2010
Влияние занятий по конструированию из бумаги на развитие мышления и мелкой моторики рук у младших школьников
Доклад: Формирование логического мышления младших школьников на уроках математики по учебно-методическому комплекту \"Начальная школа XXI века\" iconУрок окружающего мира в 1 классе по умк "Начальная школа XXI века" по теме
Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №2
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов