Урок математики
в 1 классе по теме «Число 0»
Выполнила : Учитель начальных классов Шамшина С.В.
     Цели: Создать условия для формирования представлений учащихся о числе ноль как отсутствии объектов пересчета, познакомить с соответствующей цифрой и формировать умения писать цифру ноль. Научить составлять разности со значением равным нулю. Подвести детей к выводу о роли числа 0 среди однозначных чисел, писать изученные цифры. 2. Создать условия для развития наблюдательности, внимания, математической речи, мыслительных операций у учащихся. 3. Способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом; воспитанию интереса к предмету. Оборудование: образец написания цифры 0, карточки с цифрами, раздаточный материал – карточки с изображением животных, разрезные цифры, наборное полотно, рисунки солнца и солнца с облаком, карточки с именами детей, веера с числами от 0 до 10
^ I. Организационный момент. II. Эмоциональный настрой. – «Кабы все знал, так бы не учился» -Как вы понимаете эту пословицу? . III.Актуализация опорных знаний и постановка проблемы. ^ - У нас сегодня праздник, на урок пришли гости. (карточки выставлены на доске) Повторим все числа. -Какое число идет за числом 5? За числом 2? Перед числом 8? - Назови соседей числа 4и6? 7и9? 2.Работа по карточкам. ^ -Что общего вы заметили у животных? (Глазки, ушки, лапки, крылья) -Расставьте к каждой карточке гу цифру, которая обозначает количество крыльев? – Эти животные просят оказать им помощь. Что вы заметили? (Высказывания детей.) -Можно ли обижать животных?
 Рисунок 1 – Предлагаю поработать в парах. Определите, сколько крыльев у каждого животного и положите рядом нужную карточку. Кто затрудняется в выборе числа, положите пустую карточку. (Работа в парах.) (Проверка с помощью вееров.) – Что вы заметили, выполняя это задание? – Что можете сказать о количестве крыльев у мышки?(У мышки нет крыльев) – Да, у мышки нет крыльев. Можете ли вы это записать с помощью цифры? – Знаете ли вы это число? -Как вы думаете, про что мы будем говорить? ^ – Ваши мысли, какая цифра нам поможет обозначить число крыльев у мышки? – Кто думает по-другому? – Уточните учебную задачу. На доске прикрепляю плакат: У.З. Познакомиться с числом ноль и цифрой 0. – Число ноль записывают цифрой 0. (Показываю образец написания цифры 0.) – Ребята, на что похожа цифра 0? (Высказывания детей.) Учитель читает стихотворение: Цифра вроде буквы О – Это ноль иль ничего. Круглый ноль такой хорошенький, Но не значит ничегошеньки! – На что предлагаете обратить внимание при написании этой цифры? ^ – Могу прокомментировать. С правой стороны клетки, немного ниже верхнего угла, начинаем писать овал, который опускается на середину нижней стороны клетки. Потом опять округло двигаемся вверх к началу овала. Дети прописывают цифры в тетради стр.41 – Предлагаю подчеркнуть самую красивую цифру, показать ее учителю и соседу по парте. ^ Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Вправо ниже наклоняйся (4 наклона), Влево тоже наклоняйся (4 наклона). Покружились, повертелись И на место все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем. Открываем. Поморгаем И считать мы начинаем. ^ Давайте найдем место числу 0 в ряду цифр. В ряду цифр числа 0 нет, а вот обойтись без нуля мы не можем. (учебник стр.50 №3,4) -Мы сегодня продолжим разговор о числе ноль, постараемся сделать новое открытие. Учебник стр.50 №1 -На тарелке лежат пирожки. Сколько их? Сколько пирожков съели? Сколько пирожков осталось на тарелке? Какие цифры можем поставить вместо ртсунков? Какое действие подойдет к рассказу? Почему? 9-9=0 Творческая работа (учебник стрю50 №2) придумывание рассказа с использованием числа 0 ^ А) когда получается число0 -Числом ноль мы обозначаем отсутствующие предметы). №2 Чтение математического рассказа и повторение по его рпедложениям. -Каким числом оюозначили значение разности)Почему? -Каким числом обозначается отсутствие предметов? 3-3=0 2-2=0 Придумайте рассказ с использованием числа ноль Записи на доске. Внимательно рассмотрите записи, которые вы делали по своим математическим рассказам. 9-9=0 3-3=0 2-2=0 Сделайте вывод, когда у нас получается результат равный нулю? - (Если из числа вычесть это же число.) Что обозначаем числом 0? ( отсутствие предметов) ^ – А теперь предлагаю задание для самых внимательных! У чисел есть друг. Давайте посмотрим, кто это. Нарисуем его по клеточкам.  Рисунок 2 Диктую: – Влево – 1 клетка, вниз – 2, вправо – 4, вверх – 3, вправо – 1, вниз – 5, влево – 1, вверх – 1, влево – 1, вниз – 1, влево – 3, вверх – 1, вправо – 2.  Рисунок 3 – Кто же друг у чисел? (собачка) – Собака – друг человека. Собаки летали в космос до первого полета человека. Как звали этих собак? (Белка и Стрелка.)Собаки спасают людей в горах при обвалах и сходах лавин, служат поводырем для слепых людей. ( показ картинок собак) А сейчас посмотрим, как вы умеете быстро считать. Прохлопайте столько раз, сколько у собачки: ушей; (2) лап; (4) хвостов; (1) рогов. (нисколько) – С помощью какой цифры обозначим число рогов у собачки? (Нол . Физминутка. Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп! По коленкам – Шлеп, шлеп! По плечам теперь Похлопай! По бокам Себя пошлепай! Можем хлопнуть За спиной! Хлопаем перед собой! Вправо можем! Влево можем! И крест – накрест руки сложим. ^ ) Цифры как и дети любят немного поиграть в прятки, пошалить. Они так заигрались, что теперь не могут найти друг друга. . Помогите клоунам найти спрятавшиеся цифры и обведите их ручкой. (Самостоятельная работа учащихся.) – Какие цифры спрятались?  Рисунок 4 (Дети называют, выставляю на наборном полотне цифры: 1, 3, 0, 6, 4, 9, 5.) – Предлагаю выставить их в порядке возрастания. (Ученик выставляет на наборном полотне.) – Ребята, запишите эти цифры в своих тетрадях. (Индивидуальная работа учащихся.) VII. Рефлексия. - Чему научились на уроке? (Составлять выражения с числом ноль). -Какое открытие сделали? (Числом ноль мы обозначаем отсутствующие предметы). - Когда же у нас получается ноль? (Если из числа вычесть это же число.)
(На доске выставляю два рисунка: солнце и солнце с облаком.)
 |
 | Рисунок 5 | Рисунок 6 | – Кому на уроке, во время путешествия было комфортно, получили удовлетворение от работы, предлагаю определить карточку со своим именем к солнышку. – Тем ребятам, кто чувствовал себя немного неуверенно, кому надо еще немного поупражняться, предлагаю определить карточку со своим именем к солнышку с облаком. (Дети по рядам выходят к доске, выставляют свои карточки.) | |