Рассказ как эпический жанр». Учитель Слепухина Т. М. Тема урока «Положительный герой рассказа» icon

Рассказ как эпический жанр». Учитель Слепухина Т. М. Тема урока «Положительный герой рассказа»



НазваниеРассказ как эпический жанр». Учитель Слепухина Т. М. Тема урока «Положительный герой рассказа»
Дата конвертации12.09.2012
Размер83.9 Kb.
ТипУрок


Урок –обобщение по разделу «Рассказ как эпический жанр».

Учитель Слепухина Т.М.

Тема урока «Положительный герой рассказа».

Цели урока:

1.Обобщить и систематизировать знания обучающихся о герое литературного произведения и рассказе как эпическом жанре.

2.Развивать навык анализа художественного произведения.

3. Воспитывать любовь к людям и к русской литературе.

Оборудование: учебник под ред. Кутузова, таблички с материалами урока, портреты писателей, иллюстрации к произведениям, словари и другой раздаточный материал.

Ход урока:

  1. Оргмомент. Постановка цели урока.

  2. Повторение изученного( на доске карточки с названиями произведений и портреты писателей, задание- привести в верное соответствие).

  3. Вопрос: что общего между этими произведениями? ( Это рассказы, написанные в 19 веке).

  4. Беседа.

Кто в центре этих рассказов? Назовите главных героев.

Краткий пересказ в 5-6 предложений

Что же такое РАССКАЗ? (Рассказ- эпический жанр литературы, в котором описывается один случай из жизни героя. )

Кто же может быть героем рассказа?( взрослый человек, ребёнок, животное) Вопрос: а что важнее в рассказах о животных: животное само по себе или отношение к нему человека? Для чего рассказывают о животном писатели?( Чтобы вызвать любовь к животным у других людей.) Вывод : значит , в центре внимания писателя всегда ЧЕЛОВЕК, и в рассказе о животном всегда есть ещё один герой- рассказчик.

-А каким может быть герой литературного произведения по роли?

( главным и второстепенным). Вывешивается табличка : О КОМ РАССКАЗЫВАЮТ?

-А по характеру?

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМ и ОТРИЦАТЕЛЬНЫМ ( таблички).

- Кого из представленных литературных героев мы можем назвать положительными? А назовите отрицательных героев.

А герой рассказа Ф.М. Достоевского-это положительный или отрицательный герой? Всегда ли можно отнести того или иного героя к положительным или отрицательным? ( нет, так как жизнь очень сложна, и в человеке всегда борются добро и зло. Ф.М.Достоевский писал, что в мире постоянно идёт борьба дьявола с Богом, и поле этой битвы- сердца людей. Цена человека определяется тем, что победит: добро или зло). Сегодня на уроке мы будем говорить о положительном герое рассказов. Запись темы урока в тетрадь.

-А что же позволяет назвать героя положительным?

Портрет? (Не главное, так как авторы часто не дают описания героя, предоставляя читателям вступить в сотворчество и самим представить героя).

Основное средство создания героя литературного героя- поступки и взаимоотношения с другими людьми.


Табличка КАК РАССКАЗЫВАЮТ?

Вспомним, какие поступки совершают герои рассказов Толстого и Тургенева? Какие эпизоды из рассказов можно было бы отобрать для характеристики героев?

Коллективная работа по рассказу Л.Н. Толстого «А для чего жить-то?» ( Одинокая жизнь. ? ( Чтение отрывка со слов « А для чего жить-то?- спросил Мартын.

И старичок сказал:

-Для Бога, Мартын, жить надо.Он тебе жизнь даёт, для него и жить надо. Помолчал Мартын и говорит:

-А как же для Бога жить-то?

И сказал старичок:

-А жить для Бога, то нам Христос показал. Ты грамоте знаешь, купи Евангелие и читай, там узнаешь, как для Бога жить. Там всё показано.»)

Видение, Христос в гостях у Мартына Авдеича.

Ещё раз прочитаем название рассказа: «А для чего жить-то?» Перед кем встаёт этот вопрос? Не только перед героем, но и перед автором. Автор ставит этот вопрос и перед читателями. Какой ответ находит герой рассказа , а вместе с ним и автор? «Так как вы сделали это одному из братьев Моих, меньших, то сделали Мне»(Мт,гл.25). Любить людей и творить добро.

Работа по рядам. Подумайте и запишите: какие эпизоды из рассказа Л.Н.Толстого или рассказа Тургенева можно отобрать для характеристики героя? Запишите в тетрадь.

( Какие поступки совершают, как относятся к людям? ) Жилин ( выполняет свой долг, любит всех людей, готов погибнуть вместе с товарищем) Герасим( любит труд и людей, готов защитиь слабого, протестует против насправедливости).

Ответы детей. Чтение отрывков.

А совершает ли поступки герой рассказа Ф.М. Достоевского? А кто совершает поступки? Окружающие люди. Какие это поступки? Злые. А для чего рассказывает автор эту историю? Для воздействия на читателя. Чего не принимает автор? Бессердечие, бездушие

Ребята, перед нами словарь « Качества человека» . Выберите из словаря те положительные качества, которыми обладают герои рассказов.Это поможет нам понять, почему именно так рассказываюто своих героях русские писателир. Почему же именно так рассказывают?( табличка) Идеалом, тем , к чему надо стремиться являются следующие качества:

^ Милосердие, любовь к людям, смелость, доброта, вера

Как эти качества соотносятся с главной книгой человечества?

Работа с 9 заповедями. Прочитайте заповеди блаженства и назовите те из них, которые соблюдают положительные герои рассказов.

Вывод : Можно ли сказать , что русские писатели, представляя положительного героя, вместе с ним размышляют о смысле жизни, о том, каким вообще должен быть человек.

Об этом пишет и замечательный поэт 19 века Аполлон Майков, небольшое стихотворение которого созвучно теме нашего разговора:

В чём счастье?..

-В жизненном пути,

Куда твой долг велит,- идти,

Врагов не знать, преград не мерить,

Любить, надеяться и верить.

Положительные герои русской классической литературы учат именно этому.

И в заключение урока- анализ тестовых заданий по теме «Характеристика героя»


Домашнее задание: по выбору: краткий пересказ повести Пушкина «Барышня-крестьянка» или подробный пересказ эпизода.



Словарь.

Положительные качества

Активность

альтруизм

бескорыстие

бесстрашие

благодарность

благородство

вежливость

великодушие

вера

верность

внимательность

воля

выдержка

гуманность

доброта

дружелюбие

достоинство

естественность

жизнелюбие

жизнерадостность

заботливость

искренность

любовь

милосердие

мудрость

мужество

надёжность

оптимизм

отзывчивость

правдивость

решительность

сердечность

скромность

сострадание

сочувствие

творчество

терпение

терпимость

трудолюбие

умение молчать


умение понимать

умение прощать

умение слушать

умеренность

упорство

уравновешенность

целеустремлённость

честность

чувствительность

юмор

щедрость


отрицательные качества

апатия

безволие

бездушие

бездуховность

безответственность

безразличие

безынициативность

бессердечие

болтливость

ворчливость

вспыльчивость

грубость

жадность

завистливость

злобность

лень

лживость

лицемерие

любопытство

нахальство

невнимательность

несдержанность

недоброжелательность

ненависть


нетерпимость

обидчивость


ограниченность

озлобленность

пессимизм

подозрительность

равнодушие

раздражительность

скупость

трусость

тупость

тщеславие

угрюмость

упрямство

эгоизм

эгоцентризм




^ Заповеди блаженства (Нагорная проповедь)


  1. Блаженны нищие духом, ибо их есть царствие небесное.

Нищие духом- те, кто осознают свои грехи.


  1. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Плачущие-скорбящие о своих грехах.


  1. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Кроткие- терпеливые, безропотные, не превозносящиеся ни перед кем.


  1. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Алчущие правды-стремящиеся к праведной жизни.


  1. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Милостивые- люди с добрым сердцем. Милосердные, сострадательные, отзывчивые.


  1. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Чистые сердцем- люди, не только не поступающие дурно, но и не имеющие дурных помыслов.


  1. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

Миротворцы-люди, живущие мирно, помогающие примирению.


  1. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

Изгнанные за правду-люди, которых преследуют за то, что они живут по Божьему закону, даже если все другие живут иначе.


  1. ^ Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески несправедливо злословить на меня.

Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.


^ Карточка №3.

Кратко перескажи рассказ Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке» с опорой на начало предложений.


В рождественский вечер маленький мальчик из бедной семьи_______________________________________________________________________________________________________________

Всюду в городе______________________________________________________________________________________________________________

Однако_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мальчик чувствует ____________________________________________________________________________________________________________________

Он_________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________


Карточка №1 Кратко перескажи рассказ Л.Н.Толстого «А для чего жить-то?» с опорой на начало предложений.

Сапожник Мартын Авдеич живет _________________________


Старичок -странник советует ему искать ответ __________________________________________________________

Мартын Авдеич читает ___________________ и однажды видит

во сне ________________________________, который обещает__________________________________________________.

Целый день Мартын Авдеич_______________________________,

но вместо Христа у него в гостях оказываются______________

_________________________________________________________________-_________________________________________________

Вечером сапожник_______________________________________

_________________________________________________________


Карточка №3. С опорой на начало предложений кратко перескажи рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».

Во время войны на Кавказе ________________________________

_________________________________________________________.

Жилин , находясь в плену, ________________________________


___________________________________________________________________________________________________________________.

^ Герой рассказа, проявляя мужество и решительность, сумел

___________________________________________________________________________________________________________________.


Карточка №4. С опорой на начало предложений кратко перескажи рассказ И.С. Тургенева «Му-му».


Из далекой деревни по приказу барыни в город привозят _________________________________________________________.

Герой рассказа ___________________________________________.

Казалось, что счастье возможно для Герасима, когда он ______

_________________________________________________________.

Однако____________________________________________________________________________________________________________.

Герасим не может простить Татьяне _______________________.

Он вновь одинок . Герасим находит________________________.

Он ______________________________________________________.

Но капризная барыня____________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________.

Герасим топит Му-му , но __________________________________

_________________________________________________________.









Похожие:

Рассказ как эпический жанр». Учитель Слепухина Т. М. Тема урока «Положительный герой рассказа» iconЧитая роман “Евгений Онегин”
Лиро-эпический жанр произведения предполагает переплетение двух сюжетов – эпического, главные герои которого Онегин и Татьяна, и...
Рассказ как эпический жанр». Учитель Слепухина Т. М. Тема урока «Положительный герой рассказа» iconТематическое планирование литературное чтение -1 класс (IV четверть) № урока тема урока характеристика деятельности
...
Рассказ как эпический жанр». Учитель Слепухина Т. М. Тема урока «Положительный герой рассказа» iconРазработка урока информатики Тема "условный оператор" учитель Байсултанова Ф. М.,Моу сош с. Яникой Тема урока Условный оператор Цель урока: Образовательные
Познакомиться с новым типом оператора языка Turbo Pascal – условный оператор, его особенностями исполнения
Рассказ как эпический жанр». Учитель Слепухина Т. М. Тема урока «Положительный герой рассказа» iconУрока дата Класс Предмет Тема урока Тип урока и его структура
Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?
Рассказ как эпический жанр». Учитель Слепухина Т. М. Тема урока «Положительный герой рассказа» iconТематическое планирование № урока тема урока характеристика деятельности страница учебника и тетради дата корректир
Рассказ учителя о себе. Рассказы учащихся «Какой я?» Дидактическая игра «Узнай по описанию, кто это»
Рассказ как эпический жанр». Учитель Слепухина Т. М. Тема урока «Положительный герой рассказа» iconПлан-конспект урока русского языка в 6 б классе. Учитель: Гречаниченко М. В. Тема урока : Устаревшие слова. Цели урока
Ознакомить учащихся с устаревшей лексикой русского языка, закрепить навыки пользования словарем
Рассказ как эпический жанр». Учитель Слепухина Т. М. Тема урока «Положительный герой рассказа» iconУчитель Скляр Галина Ивановна 08 апреля 2011г. Тема урок
Открытый фрагмент урока по немецкому языку как второму иностранному языку в 6б классе
Рассказ как эпический жанр». Учитель Слепухина Т. М. Тема урока «Положительный герой рассказа» iconУчитель Скляр Галина Ивановна 08 апреля 2011г. Тема урок
Открытый фрагмент урока по немецкому языку как второму иностранному языку в 6б классе
Рассказ как эпический жанр». Учитель Слепухина Т. М. Тема урока «Положительный герой рассказа» iconПлан-конспект урока по курсу «Окружающий мир», 2 класс, умк «Начальная школа XXI века» Учитель: Куприянова Елена Николаевна Тема урока: в некотором царстве…
Цели урока: Создать условия для формирования первичного представления о живых участниках круговорота веществ в природе
Рассказ как эпический жанр». Учитель Слепухина Т. М. Тема урока «Положительный герой рассказа» iconУрок по внеклассному чтению во 2 а классе по творчеству А. Л. Барто. Учитель Сивохина М. В. Тема урока : «Юные герои книг Агнии Львовны Барто» Задачи урока
Формировать правильное выразительное чтение, речь детей, обогащать словарный запас, побуждать учащихся в свободное от уроков время...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов