Учебник для вузов. Элиста: заор \"нпп джангар\", 2006. 448 с. Комментарий к Федеральному закону \"О личном подсобном хозяйстве\" (постатейный) / Под ред. А. П. Анисимова. М.: Ось-89, 2007. 144 с icon

Учебник для вузов. Элиста: заор "нпп джангар", 2006. 448 с. Комментарий к Федеральному закону "О личном подсобном хозяйстве" (постатейный) / Под ред. А. П. Анисимова. М.: Ось-89, 2007. 144 с



НазваниеУчебник для вузов. Элиста: заор "нпп джангар", 2006. 448 с. Комментарий к Федеральному закону "О личном подсобном хозяйстве" (постатейный) / Под ред. А. П. Анисимова. М.: Ось-89, 2007. 144 с
страница1/11
Дата конвертации31.10.2012
Размер3.12 Mb.
ТипУчебник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ

"О САДОВОДЧЕСКИХ, ОГОРОДНИЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ

ОБЪЕДИНЕНИЯХ ГРАЖДАН"


А.П. АНИСИМОВ, Ю.В. ВАСИЛЬЧУК, А.Ю. ЧИКИЛЬДИНА


Авторский коллектив:


Анисимов Алексей Павлович - ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института современного права Волгоградской академии государственной службы, доктор юридических наук. Научная специализация - 12.00.06 "Природоресурсное право; аграрное право; экологическое право". E-mail: anisimovap@mail.ru.

Автор более 180 опубликованных научных и учебно-методических работ, в том числе:

1. Экологическое право. Курс лекций: Учебное пособие / Под ред. А.П. Анисимова. Москва: Приор-издат, 2003, 17/15 п. л.

2. Градостроительный кодекс Российской Федерации: Постатейный научно-практический комментарий / Под ред. А.П. Анисимова. Москва: Агентство (ЗАО) "Библиотечка "Российской газеты", 2005. 463 с.

3. Анисимов А.П., Рыженков А.Я., Черноморец А.Е. Экологическое право России: Учебник для вузов. Волгоград: Издательство "Альянс", 2005. 440 с.

4. Анисимов А.П., Рыженков А.Я., Черноморец А.Е. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации. Элиста: ЗАОр "НПП Джангар", 2006. 710 с.

5. Анисимов А.П., Рыженков А.Я., Черноморец А.Е. Земельное право России: Учебник для вузов. Элиста: ЗАОр "НПП Джангар", 2006. 448 с.

6. Комментарий к Федеральному закону "О личном подсобном хозяйстве" (постатейный) / Под ред. А.П. Анисимова. М.: Ось-89, 2007. 144 с.

7. Комментарий к Федеральному закону "О развитии сельского хозяйства" (постатейный) / Под ред. А.П. Анисимова. М.: Ось-89, 2008. 160 с.

Рецензентами вышеуказанных произведений выступали ведущие российские ученые-юристы, в том числе: Козырь М.И., доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист (г. Москва); Чубуков Г.В., доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист (г. Москва); Тимофеев Л.А., доктор юридических наук, профессор (г. Саратов); Разгельдеев Н.Т., доктор юридических наук, профессор (г. Саратов) и ряд других.

Кроме того, А.П. Анисимовым опубликовано более 45 статей в центральных юридических журналах: "Юрист", "Юридический мир", "Право и политика", "Право и образование", "Правоведение", "Экологическое право", "Российский судья", "Конституционное и муниципальное право", "Государственная власть и местное самоуправление", "Закон и право", "Бюллетень нотариальной практики", "Нотариус", "Журнал российского права", "Черные дыры" в российском законодательстве", "Право и экономика", "Аграрное и земельное право", "Современное право", "Гражданское право", "Имущественные отношения в Российской Федерации" и т.д.


Васильчук Юлия Владимировна - заведующая кафедрой таможенного права Тверского государственного университета, доктор юридических наук, доцент.
Читает лекционные курсы по земельному праву, экологическому праву в ТвГУ. Автор спецкурса "Механизм реализации и защиты экологических прав граждан".

Автор 54 публикаций, из них - 15 учебно-методических и 39 научных работ, в том числе:

1. Экологические требования при размещении хозяйственных и иных объектов на землях поселений (монография). Тверь: ТвГУ, 2006. 7 п. л.

2. Кто распоряжается землей? (статья) // ЭЖ-Юрист. 2006. N 11.

3. Защита прав на землю (статья) // Российское правосудие. 2006. N 6.

4. Механизмы реализации и защиты экологических прав граждан: Учебно-методические материалы. М., 2006.

5. Предмет договора аренды: спорные вопросы правового регулирования (статья в соавт.) // Хозяйство и право. 2007. N 12.

6. Гражданское процессуальное право: Учебник // Под ред. Л.В. Тумановой. (в соавт.). М.: Проспект, 2008.

Руководитель Экологического бюро, созданного в 2000 г. на юридическом факультете ТвГУ. Член Ассоциации юристов-экологов РФ. В 2001 г. стажировалась на кафедре земельного и экологического права МГУ (научный руководитель - профессор О.И. Крассов). Является участником российско-американской программы лидерства "Открытый мир" по программе "Охрана окружающей среды", в связи с чем в 2004 г. прошла стажировку в США.


Чикильдина Анна Юрьевна - руководитель юридической студенческой клиники, преподаватель кафедры гражданского и предпринимательского права Волгоградского кооперативного института, специализируется в вопросах, связанных с приватизацией дачных, садовых, огородных участков. Осуществляет консультационную и правозащитную деятельность членов садоводческих, дачных объединений Волгоградской области.

Автор научно-практических статей "О некоторых правовых проблемах приватизации садовых, огородных и дачных участков в Российской Федерации", "Особенности сделок с садовыми, огородными и дачными земельными участками", "Правовой режим дачных, садовых и огородных земельных участков в Российской Федерации", "Второй приход дачной амнистии" и др., опубликованных в газетах и журналах, издаваемых в Волгоградской области.


^ СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ


ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая, третья, четвертая);

ГПК РФ - Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ;

АПК РФ - Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ;

ЗК РФ - Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ;

Вводный закон - Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации";

ГрадК РФ - Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ;

УК РФ - Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ;

КоАП РФ - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ;

ВК РФ - Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ;

НК РФ - Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая и вторая);

Закон о "дачной амнистии" - Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества";

Закон о некоммерческих организациях - Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";

Закон о переводе земель из одной категории в другую - Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую";

Закон о землеустройстве - Федеральный закон от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ "О землеустройстве";

Закон о недрах - Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах".


Введение


В России согласно официальным данным на начало 2006 года насчитывалось 14,3 млн. садоводческих и дачных участков общей площадью около 1,3 млн. га, а также 3,2 млн. огородных участков площадью 318,1 тыс. га. Общая численность садоводов, огородников и дачников составляет примерно половину всего населения России. Они производят почти половину плодов и ягод, около четверти овощей и пятую часть картофеля от общего объема продукции. Это означает, что правовая защита их интересов и правовое регулирование отношений, связанных с их деятельностью, поддержка коллективных и индивидуальных садоводов, огородников и дачников имеет большое экономическое, социальное и политическое значение и должна находиться под постоянным вниманием государства <1>.

--------------------------------

<1> Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" и в Земельный кодекс Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".


В действительности же хотя за последние годы реформ и был решен ряд важнейших социально-экономических и политических вопросов, проблемы садоводов, огородников и дачников по-прежнему продолжают оставаться без должного внимания государственных и муниципальных чиновников.

Справедливости ради следует заметить, что эти проблемы появились не вчера и их корни восходят почти к середине прошлого века. Именно тогда, в 60-е годы XX века, несмотря на распашку целины, обилие природных ресурсов и достижения колхозного строя, советское государство де-факто было вынуждено признать свою неспособность обеспечить население страны продовольствием, что и послужило толчком для появления дачно-садового движения.

Данное движение как социокультурный феномен имеет чисто российское происхождение. Совершенно невозможно представить себе американского профессора или офицера полиции, проводящего уик-энд с тяпкой в руках за посадкой картофеля. Для России же подобное зрелище в течение многих десятилетий являлось совершенно типичным. Вместе с тем экономические реформы последних лет, приведшие к повышению уровня жизни значительной части населения, позволяют надеяться, что современное значение дачных, садовых и огородных земельных участков как средства обеспечения граждан сельскохозяйственной продукцией со временем трансформируется в подобие дачных участков, предназначенных в первую очередь для цивилизованного отдыха на природе.

Дачно-садовое движение имеет довольно длительную и непростую историю. Одним из первых нормативно-правовых актов, лежавших в его основе, было Постановление Совета Министров РСФСР от 18 марта 1966 г. "О коллективном садоводстве рабочих и служащих в РСФСР", которым предписывалось советам министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, горисполкомам, райисполкомам и советам профсоюзов "принять меры к дальнейшему развитию коллективного садоводства рабочих и служащих, особенно вблизи городов, промышленных центров и рабочих поселков". Был установлен и порядок создания таких садоводческих товариществ. Упомянутые выше органы власти должны были отводить предприятиям, учреждениям и организациям земельные участки для этих целей, а уже правление такого садоводческого товарищества по решению администрации предприятия, учреждения, организации и профсоюза выделяло членам товарищества такие участки размером до 6 соток. Тогда же был утвержден и первый Типовой устав садоводческого товарищества рабочих и служащих.

Аналогичная ситуация складывалась и с огородничеством. Согласно Постановлению Совета Министров РСФСР от 12 апреля 1965 г. "О коллективном огородничестве рабочих и служащих" отвод и закрепление земельных участков для данных целей осуществлялся "за предприятиями, учреждениями и организациями на срок до пяти лет". В соответствии с Примерным уставом дачно-строительного кооператива (утвержден Постановлением Совета Министров РСФСР от 24 сентября 1958 г.) кооператив имел право "получать в бессрочное пользование земельные участки для возведения на них дач и служебно-хозяйственных строений".

Беглый анализ вышеприведенных документов, с которых начиналось дачное (садоводческое, огородническое) движение, свидетельствует о том, что уже в те годы под него была заложена "бомба замедленного действия", плоды которой мы наблюдаем в настоящий момент. Суть этой "бомбы" заключалась в том, что гражданам никаких документов на участок непосредственно не выдавалось, а землепользователем считалось товарищество (кооператив), имевшее статус юридического лица. Отметим для себя это важное обстоятельство.

Ничего нового не внес в установленный ранее порядок Земельный кодекс РСФСР 1970 г. Согласно ст. ст. 74 - 78 земельные участки для садоводства предоставлялись "предприятиям, организациям и учреждениям", а не персонально гражданам, являющимся членами садоводческих товариществ.

Серьезные изменения в правовое положение садоводов, огородников и дачников внесла земельная реформа и ее первые нормативно-правовые акты. Например, ст. 66 Земельного кодекса РСФСР 1991 г. уже предусматривала, что земельные участки для коллективного садоводства и огородничества предоставляются местными Советами в пределах их компетенции и состоят из земель общего пользования, находящихся в собственности самих садоводческих товариществ, и из земель, находящихся в собственности членов указанных товариществ. Данная статья благополучно действовала вплоть до вступления в силу нового Земельного кодекса Российской Федерации 2001 г.

Таким образом, до 1991 г. земельные участки предоставлялись садоводческим (огородническим, дачным) товариществам на праве постоянного бессрочного пользования, а права самих граждан на земельные участки никак не фиксировались, и правоустанавливающие документы на такие участки им не выдавались. В период с 1991 г. по 1998 г. при создании садоводческих, огороднических и дачных объединений земельные участки предоставлялись гражданам сразу в собственность, а не на иных правах.

В 1998 г. был принят и вступил в силу Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - комментируемый Закон). Как следовало из п. 4 ст. 14 данного Закона, после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения земельный участок ему бесплатно предоставлялся первоначально в срочное пользование. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставлялись земельные участки в собственность или на ином вещном праве. Земли общего пользования предоставлялись садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность либо на ином вещном праве.

Обратим особое внимание на тот факт, что с 1998 по 2001 г. при создании садоводческого (дачного, огороднического) некоммерческого объединения земельные участки его членам могли предоставляться как на праве собственности, так и на "ином вещном праве". В ст. 216 ГК РФ под "иными" вещными правами на землю понимается право постоянного (бессрочного) пользования и право пожизненного наследуемого владения. Следовательно, в этот временной период предоставление гражданину - садоводу (дачнику) земельного участка, например на праве постоянного (бессрочного) пользования (том самом "ином" вещном праве), четко фиксировалось в правоустанавливающих документах либо должно было быть зафиксировано (с 31 января 1998 г. вступил в силу Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", ст. 4 которого устанавливала обязательность государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимое имущество, включая земельные участки).

В октябре 2001 г. вступил в силу новый Земельный кодекс РФ, который в ст. ст. 20, 21 запретил предоставление гражданам участков на праве постоянного (бессрочного) пользования и на праве пожизненного наследуемого владения.

Несмотря на ряд безусловных достоинств, ЗК РФ не решил ту часть пресловутого "земельного вопроса", которая затрагивала интересы миллионов граждан - он не содержал простых и прозрачных процедур, позволяющих бесплатно передать в собственность садоводов, огородников и дачников десятилетиями занимаемые и обрабатываемые ими земельные участки. Между тем очевидно, что и ранее, и сейчас интерес в таком решении у государства и граждан взаимный (для публичной власти он в ощутимом увеличении налогооблагаемой базы).

Поскольку острота вопроса в течение многих лет не утихала, а жалобы граждан на коррупцию и произвол местных чиновников носили массовый характер, законодатель в 2006 г. предложил свое решение данного вопроса, раздутое тенденциозными СМИ ни много ни мало, как в "дачную амнистию".

Но смогла ли эта "амнистия" решить проблемы садоводов и дачников? На наш взгляд, однозначно нет, и вот почему.

Закон о "дачной амнистии" фактически четко делит упоминаемые в нем категории граждан на две группы. В первую группу входят граждане, которым непосредственно предоставлялись земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, либо "если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право такого гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права". Для таких граждан и правда установлен льготный порядок регистрации права собственности на землю без участия местной администрации и ее решений. В основном это граждане, имеющие земельные участки для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства.

Применительно к садоводам, огородникам и дачникам, как мы показали выше, данная процедура распространяется лишь на тех, кому земельные участки были предоставлены в период с 1998 по 2001 годы, причем не на праве собственности, а на "ином" вещном праве. Количество таких граждан весьма незначительно.

Во вторую группу входит подавляющее большинство садоводов, огородников и дачников, на которых данная процедура по упрощению процедуры приватизации их участков никак не распространяется. Это прямо предусмотрено п. 4 ст. 28 комментируемого Закона, в который Закон о "дачной амнистии" внес изменения. Однако логично предположить, что внесение изменений в ст. 28 комментируемого Закона преследовало цель хоть в чем-то облегчить для граждан процедуру приватизации их участков. Однако этот вывод не подтверждается текстуальным сравнением старой и новой редакций данной статьи.

В утратившей силу редакции ст. 28 Закона о садоводах речь шла об организации работы комиссии садоводческого (дачного, огороднического) объединения по сбору заявлений граждан о приватизации их участков, указывалось, какие документы орган местного самоуправления вправе потребовать от такого объединения для принятия решения о предоставлении гражданам - членам такого объединения земельных участков на праве собственности. Например, органы местного самоуправления могли потребовать у садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения протокол общего собрания его членов (собрания уполномоченных), список членов такого объединения, их заявления, паспортные данные, копию решения об отводе земель (государственный акт или свидетельство), копию устава такого объединения, проект организации и застройки территории с внесенными уточнениями и промерами границ. Срок принятия органом местного самоуправления таких решений был установлен в один месяц.

Новая редакция ст. 28 перечисляет другой набор документов, частично совпадающий с ранее существующим. Однако совершенно невозможно прийти к выводу о том, что для граждан некоторое изменение перечня документов, прилагаемого к заявлению о приватизации, означает реальное упрощение процедуры приватизации их участков. Единственным упрощением можно считать сокращение срока принятия решения органом местного самоуправления с одного месяца до двух недель, но даже эта мера и без того предусмотрена Земельным кодексом.

На наш взгляд, п. 4 ст. 28 комментируемого Закона в новой редакции разрушает весь замысел "упрощенной процедуры" приватизации дачных, садовых и огородных земельных участков. В случае внесения изменений в данную статью и признания этого пункта утратившим силу замысел законодателя об упрощении сразу же приобретает законченные черты. В этом случае все граждане - садоводы, огородники и дачники, независимо от сроков появления у них земельных участков, получают равные права, а орган местного самоуправления теряет все рычаги "усмотрения" при принятии решения о приватизации. На сегодняшний же день восхваляемая СМИ процедура "упрощенки" является для большинства граждан не более чем пустой декларацией.

Таким образом, садоводы, огородники и дачники продолжают оставаться один на один со своими проблемами. Из этого со всей очевидностью следует, что "спасение утопающих - дело рук самих утопающих", а значит, граждане должны объединяться и защищать свои права всеми доступными им законными способами. Авторы настоящего комментария надеются, что определенную помощь в этом им сможет оказать настоящий комментарий к Закону.

Нельзя сказать, что комментарии ко всем статьям получились одинаковыми по объему и глубине содержания. В комментируемом Законе содержится достаточно много статей, слабо применяемых на практике либо не содержащих проблем в ходе их применения. Напротив, существуют и статьи, связанные с приобретением земельных участков садоводами, огородниками и дачниками, мерами их государственной поддержки и ряд других, которые не всегда однозначно применяются на практике, а соответствующие права граждан, напротив, часто нарушаются. На таких нормах мы старались концентрировать внимание особо.

Авторы будут благодарны за все замечания и пожелания, которые просим присылать Анисимову Алексею Павловичу по e-mail: anisimovap@mail.ru.


15 апреля 1998 года N 66-ФЗ


^ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О САДОВОДЧЕСКИХ, ОГОРОДНИЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ

НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ ГРАЖДАН


(в ред. Федеральных законов от 22.11.2000 N 137-ФЗ,

от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ,

от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ,

от 30.06.2006 N 93-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ,

от 23.11.2007 N 268-ФЗ,

с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ

от 14.04.2008 N 7-П)


Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1. Основные понятия


Комментарий к статье 1


1. Данная статья раскрывает используемые в Законе понятия и термины, которые можно для удобства рассмотрения разбить на две группы. В первую войдут термины, определяющие правовое положение дачного, садового или огородного земельного участка, а также режим имущества общего пользования; во вторую - определяющие финансовое взаимодействие садоводов, огородников и дачников и соответствующей некоммерческой организации.

Относительно первой группы терминов заметим, что приведенные в комментируемой статье определения садовых, огородных и дачных земельных участков как объектов права конкретизируют общее определение земельного участка как правовой категории, раскрываемое в ст. 6 ЗК РФ. Как следует из данной статьи, земельным участком является часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Данное определение конкретизируется п. 2 ст. 261 ГК РФ, из которого следует, что если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения. Таким образом, земельный участок - это не любая часть поверхности земли, а лишь та, в отношении которой проведены необходимые юридические процедуры, включая землеустройство, составление плана земельного участка, включение сведений о нем в государственный кадастр недвижимости с присвоением участку индивидуального кадастрового номера, проведение государственной регистрации права собственности либо иных прав на земельный участок. Только в этом случае участок становится объектом правоотношений.

Согласно п. 3 ст. 261 ГК РФ собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными законами. Граница между землей и недрами как различными объектами правоотношений показана в ст. 19 Закона о недрах, согласно которой собственники земельных участков имеют право по своему усмотрению в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения. Так установлены пределы реализации собственником своих правомочий и показана граница земли и недр.

Прав у несобственников земельных участков (например, дачников, садоводов и огородников, которые не приватизировали свои участки), по сравнению с собственниками, намного меньше. Главное отличие между ними заключается в том, что гражданин, не приватизировавший свой дачный, садовый или огородный земельный участок, не может ни в какой форме распоряжаться им: продавать, передавать в аренду, дарить, завещать и т.д.

Что же касается непосредственно ведения хозяйства, то особых различий между собственником и несобственником, например дачного участка, мы не обнаружим. И те и другие вправе использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации; возводить жилые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, санитарно-гигиенических, строительных, экологических, противопожарных и иных правил, нормативов и т.д.

2. Любой земельный участок, в том числе дачный (садовый или огородный), может быть делимым и неделимым, что очень важно для его собственника. На практике часто возникает вопрос о том, может ли такой гражданин разделить его на два или более и продать (передать в аренду) такие части земельного участка. Ответ на этот вопрос следует искать не только в земельном, но и градостроительном законодательстве. Земельное законодательство определяет, что дачные, садовые или огородные земельные участки могут быть делимыми или неделимыми, а также располагаться на землях населенных пунктов либо землях сельскохозяйственного назначения (реже землях иных категорий). Признание участка делимым или неделимым имеет ряд важных гражданско-правовых и земельно-правовых последствий. При этом сам ЗК РФ, равно как и иные федеральные законы, не содержит четких критериев и процедур классификации земельного участка в качестве делимого или неделимого.

Сама возможность делимости или неделимости земельных участков вытекает из положений ст. 133 ГК РФ, признающей, что вещь, раздел которой в натуре невозможен без изменения ее назначения, является неделимой. Условием делимости земельного участка является сохранение его разрешенного использования и категории, а также не упомянутый в ст. 6 ЗК РФ минимальный размер земельного участка. Это означает, что в результате раздела земельного участка не могут образовываться новые земельные участки меньше минимального размера, определяемого в порядке, установленном законодательством. Критерий сохранения установленного разрешенного использования земельного участка, упомянутый выше, имеет значение главным образом в границах категории земель населенных пунктов и не имеет универсального характера. Такой вывод основан на том, что под разрешенным использованием участка понимается его использование в соответствии с градостроительным регламентом, который не устанавливается для сельскохозяйственных угодий, земель лесного и водного фонда и некоторых других категорий земель (ч. 6 ст. 36 ГрадК РФ).

Критерии делимости или неделимости земельных участков указаны в ч. 4 ст. 41 ГрадК РФ и заключаются в следующем:

а) инициатива постановки вопроса о делимости или неделимости земельного участка принадлежит его правообладателям;

б) размеры земельного участка, образованного в результате объединения либо разделения, не должны превышать предельные размеры земельных участков, предусмотренные градостроительным регламентом (ст. 38 ГрадК РФ);

в) разделение земельного участка на два и более допускается только в случае наличия самостоятельных подъездов и подходов к каждому образованному земельному участку (в целях предотвращения массовых судебных процессов об установлении частных сервитутов);

г) объединение земельных участков в один допускается только при условии, если образованный земельный участок будет находиться в границах одной территориальной зоны (ст. 35 ГрадК РФ).

В отличие от некоторых видов земельных участков, являющихся неделимыми в силу закона (например, земельные участки, на которых расположен многоквартирный дом), в отношении дачных, садовых и огородных земельных участков таких запретов не установлено. Это означает, что гражданин вправе в соответствии с процедурами, установленными законом, разделить свой земельный участок на два и более (не нарушая установленных минимальных размеров участка) и продать (подарить, поменять и т.д.) вновь образованные участки третьим лицам (например, гражданам - собственникам соседних участков).

3. Существует два принципиальных отличия в правовом положении дачных, садовых и огородных земельных участков. Во-первых, в качестве вида разрешенного использования дачного и садового участка указан "отдых"; для огородных участков "отдых" не предусмотрен. Кроме того, на дачных и садовых земельных участках можно выращивать "плодовые, ягодные, овощные, бахчевые или иные сельскохозяйственные культуры и картофель" (причем остается загадкой, почему законодатель не отнес картофель к числу овощных культур, а определил ему особое место в этом перечне), а на огородных участках из этого перечня изъяты плодовые культуры. Последнее обычно объясняется тем, что для ведения огородничества земельные участки предоставляются в краткосрочную аренду, и потому выращивание многолетних растений там не предусмотрено. Между тем в настоящий момент закон допускает приватизацию огородных земельных участков, а потому установление подобных ограничений не является юридически оправданным, тем более что правовое положение приватизированных огородных земельных участков все больше приближается к садовым и дачным участкам.

Во-вторых, дачные и садовые дома можно зарегистрировать в качестве жилых домов с правом проживания в них, а огородные домики нельзя. Согласно ч. 17 ст. 51 ГрадК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства. Следовательно, для садоводов и дачников, желающих осуществить строительство (реконструкцию) своих домиков не нужны долгие бюрократические согласования проектной документации на такой дом. Упрощена и процедура легализации уже построенных домов (по Закону о "дачной амнистии").

До недавнего времени существовала правовая неопределенность относительно возможности регистрации в садовых домиках, пригодных для проживания (в дачных домах это и ранее, и сейчас допускается комментируемой статьей). Поскольку от наличия прописки (регистрации) нередко напрямую зависит возможность реализации конституционных прав на социальное обеспечение, включая получения социальных выплат (в том числе пенсии) и реализация иных прав, возможность зарегистрироваться в садовом доме являлась острой необходимостью для тысяч граждан, постоянно проживающих в таких домах и не имеющих другого места проживания. Однако абзац второй комментируемой статьи устанавливает, что на садовом участке разрешено возведение жилого строения без права регистрации проживания в нем. Эта норма имеет принципиальное значение, так как ограничивает право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке.

По заявлению двух семей из Краснодарского края Конституционный Суд Российской Федерации окончательно устранил ограничения права на регистрацию в садовом жилом доме. А именно, Постановлением Конституционного Суда РФ от 14 апреля 2008 года N 7-П "По делу о проверке конституционности Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в связи с жалобами ряда граждан" абзац второй статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" признан не соответствующим Конституции Российской Федерации. Это Постановление сразу вступило в силу и обжалованию не подлежит.

В ближайшее время ожидается принятие депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации поправок в комментируемый Закон и иные нормативные акты, и регистрация не будет вызывать у дачников и садоводов особых хлопот. Но пока для того чтобы зарегистрироваться в своем собственном доме на садовом участке, можно обратиться в суд общей юрисдикции по месту нахождения жилого дома с заявлением об установлении юридического факта о признании жилого строения пригодным для постоянного проживания. Для установления этого факта гражданин вправе ходатайствовать в суде о назначении строительной экспертизы, которая позволит установить технически, что дом пригоден для круглогодичного проживания. Можно также обратиться в соответствующую комиссию.

Так, например, в Волгоградской области действует областной Закон от 12 декабря 2007 г. N 1591-ОД "О жилищном фонде Волгоградской области", ст. 3 которого устанавливает, что признание помещения жилым, пригодным (непригодным) для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, созданной Главой Администрации Волгоградской области по основаниям и в порядке, установленным Правительством Российской Федерации. Такой порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции". В нем определяются требования, которым должно отвечать жилое помещение. Жилым помещением признается жилой дом, квартира или комната. В частности, под жилым домом понимается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем.

Помещение обязательно должно соответствовать требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям законодательства. Требования пожарной безопасности определены Приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)", принятым в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности". Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям утверждены Минздравом России 15 декабря 2000 г.

При этом следует учитывать, что регистрация возможна только в дачных или садовых домах, расположенных в пределах населенного пункта. Следовательно, если садовый домик расположен за границами населенного пункта, то есть в пригородной зоне, признать его жилым, прописаться и постоянно проживать в нем не получится.

4. Комментируемый Закон четко различает два вида имущества: во-первых, это имущество, принадлежащее собственно гражданам-садоводам, огородникам и дачникам (приватизированные земельные участки, дачные (садовые) домики, посевы, посадки, иные объекты движимого и недвижимого имущества), и, во-вторых, имущество общего пользования. Последнее также может быть движимым и недвижимым и включать в том числе земельные участки, предназначенные для обеспечения потребностей членов некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей.

Следует заметить, что земельные участки общего пользования, по замыслу законодателя, должны принадлежать дачному, садовому или огородническому некоммерческому объединению на праве собственности как юридическому лицу. Однако такая принадлежность не возникает автоматически.

В земельном законодательстве существует специальная процедура приватизации (переоформления) юридическими лицами своих прав постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, в результате чего они становятся их собственниками. Совершить все необходимые юридические процедуры и выкупить свои земельные участки юридические лица должны в срок до 1 января 2010 г. (в противном случае они будут привлекаться к административной ответственности). Однако в силу п. 2.1 ст. 3 Вводного закона эти правила не распространяются на случаи, если земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлены садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан, а также организациям, при которых до вступления в силу комментируемого Закона были созданы (организованы) садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан, пользующиеся такими участками. Переоформление садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками осуществляется в порядке ст. 28 комментируемого Закона и сроком не ограничивается.

5. Комментируемая статья дает определение садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, различая при этом три формы таких объединений: садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество; садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив; садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство. Указанные виды юридических лиц относятся к категории некоммерческих юридических лиц, учреждаются гражданами на добровольных началах для содействия их членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица, в том числе некоммерческие, должны иметь самостоятельный баланс или смету. Различают два вида юридических лиц: преследующих извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

По критерию участия в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь, по общему правилу, обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество. К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы. К юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы), а также садоводческие, дачные, огороднические некоммерческие товарищества и партнерства. Более подробно различия между указанными видами некоммерческих объединений будут рассмотрены в комментарии к ст. 4.

6. Следует обратить внимание на содержание используемых в Законе терминов, регламентирующих финансовую основу взаимоотношений граждан и некоммерческих объединений, членами которых они являются. Упоминаемые в комментируемой статье взносы могут носить, во-первых, общий характер, и их обязаны платить члены любых дачных, садовых, огородных некоммерческих объединений. Так, при создании впервые любой разновидности дачных, садовых или огороднических некоммерческих объединений (кооператив, товарищество, партнерство) граждане обязаны вносить вступительные взносы, которые идут на оплату различных организационных расходов и оформление документации. Кроме того, после создания некоммерческого объединения все его члены обязаны регулярно (раз в месяц, раз в квартал или в иной периодичности, предусмотренной уставом объединения) вносить взносы на покрытие текущих расходов такого объединения (вывоз мусора, оплата труда сторожей и т.д.).

Во вторую группу входят взносы, наименование которых несколько различается для граждан в зависимости от того, являются ли они членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества (или партнерства), либо же кооператива. В первом случае граждане (в дополнение к вступительным и членским взносам) платят целевые взносы, направленные на приобретение или создание имущества общего пользования. В отличие от регулярных членских взносов, целевые взносы носят одноразовый, не повторяющийся характер (например, единовременный взнос на приобретение дачным кооперативом технического оборудования для подачи воды на участки).

Во втором случае граждане - члены дачных, садовых или огородных потребительских кооперативов платят (наряду со вступительными и членскими взносами) паевые взносы, направленные на формирование имущества общего пользования, а также дополнительные взносы, направленные на покрытие убытков, образовавшихся при осуществлении мероприятий, утвержденных общим собранием членов потребительского кооператива (но не единолично председателем). Данное различие терминологии вытекает из особенностей правового положения кооперативов (в нашем случае - потребительских, разновидностью которых и является садовый, дачный или огороднический кооператив).


Статья 2. Предмет регулирования и область действия настоящего Федерального закона


Комментарий к статье 2


1. В юридической науке и практике устоялось деление элементов правовой системы на определенные составные части, именуемые отраслями права. Выделяют гражданское, земельное, экологическое, трудовое и иные отрасли права. Данные отрасли состоят из норм права - общеобязательных, формально определенных правил поведения, исходящих от государства и охраняемых им, направленных на регулирование определенных видов общественных отношений. Нормы права располагаются в законах и подзаконных актах (постановлениях Правительства РФ, указах Президента РФ и т.д.). Поскольку невозможно расположить в законе только нормы одной отраслевой принадлежности (только гражданские или только земельные нормы), все федеральные законы, по большому счету, носят комплексный характер, хотя кроме как в комментируемом Законе это нормативно почти нигде не признано.

Отмечая комплексность комментируемого Закона, подчеркнем, что он не регулирует (и такая задача ему не ставилась) все общественные отношения, возникающие в ходе ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства. Так, ст. 31 комментируемого Закона, посвященная обороту садовых, огородных и дачных земельных участков, не перечисляет все возможные сделки с ними и особенности их совершения, а отсылает к гражданскому законодательству. Это является вполне оправданным, поскольку в противном случае законодателю пришлось бы искусственно расширять объем комментируемого Закона, дублируя нормы, содержащиеся в иных нормативных правовых актах.

2. В юриспруденции существует понятие общего и специального закона. Смысл этого деления заключается в том, что если нормы специального закона противоречат общим нормам, то применению подлежит специальный закон. Первоначально комментируемый Закон, разрабатываемый в условиях пробельности и противоречивости земельного законодательства конца 90-х годов прошлого века, как раз и задумывался по этой модели как специальный.

Формально говоря, именно таким он и является. Действительно, в ГК РФ есть нормы, определяющие общую конструкцию юридического лица, виды юридических лиц и особенности правового положения каждого такого вида. Закон о некоммерческих организациях конкретизирует общие правила ГК РФ, а комментируемый Закон - нормы обоих вышеуказанных Законов применительно к весьма локальной сфере общественных отношений, связанных с ведением садоводства, огородничества и дачного хозяйства. Такое внимание законодателя весьма оправданно в силу многих причин, причем дело тут не столько в роли садоводов, огородников и дачников в обеспечении продовольственной безопасности страны, сколько в значимости для государства данного социокультурного феномена, определяющего стиль жизни весьма обширной и социально активной части населения - пенсионеров-избирателей.

Аналогичным образом комментируемый Закон является формально специальным и применительно к земельным отношениям. Однако следует иметь в виду, что и ГК РФ, и ЗК РФ закрепляют свою приоритетность по отношению к любым другим федеральным законам (и соответственно друг к другу) при регулировании своих отраслевых отношений. Так, согласно п. 1 ст. 2 ЗК РФ нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу. В соответствии с п. 2 ст. 3 ГК РФ нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать данному Кодексу.

Не вдаваясь в полемику о том, насколько такой подход законодателя оправдан и конституционен, заметим, что в случае противоречия комментируемого Закона ГК РФ или ЗК РФ подлежат применению именно их нормы, а не нормы комментируемого Закона. Именно так на практике и разрешались данные противоречия, много лет существовавшие в реальности. Например, до недавнего времени ст. 30 комментируемого Закона запрещала лицам, имеющим дачные, садовые и огородные участки на праве пожизненного наследуемого владения, завещать их другим лицам (допускалось лишь наследование по закону). Эта норма противоречила ст. 1181 ГК РФ, не применялась и в 2006 г. утратила силу. Таким образом, если в будущем будет выявлено противоречие норм комментируемого Закона нормам ГК РФ или ЗК РФ, то будут применяться именно они, а не комментируемый Закон, несмотря на то что он специальный, а они общие.

3. Важное правило содержит п. 2 комментируемой статьи, определяя сферу действия закона во времени. Согласно данной норме Закон распространяется как на дачные, садовые и огороднические некоммерческие объединения, созданные до момента его вступления в силу (23 апреля 1998 г.), так и на те, что были созданы после и будут создаваться в будущем.


Статья 3. Правовое регулирование ведения гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства


Комментарий к статье 3


1. Данная статья перечисляет отрасли законодательства, регламентирующие отношения в сфере садоводства, огородничества и дачного хозяйства.

Конституция Российской Федерации, являясь нормативным актом высшей юридической силы и прямого действия, содержит ряд принципиально важных для садоводов, огородников и дачников норм. В их числе ст. 36, закрепляющая право граждан и их объединений иметь землю в частной собственности, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; ст. 71, относящая гражданское законодательство к предметам исключительного ведения Российской Федерации; ст. 72, относящая земельное законодательство к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Из последнего обстоятельства, например, следует, что субъекты РФ (края, области, республики) вправе принимать законы и подзаконные акты, регулирующие земельные отношения с участием садоводов, огородников и дачников и их объединений. Однако такие законы не должны противоречить ЗК РФ и иным федеральным законам.

Гражданское законодательство определяет правосубъектность граждан и юридических лиц, особенности совершения различных сделок с имуществом, возникновение гражданских прав и обязанностей, особенности осуществления и защиты гражданских прав, виды объектов гражданских прав и т.д.

Земельное законодательство регулирует отношения в сфере использования и охраны земель, включая земли, на которых ведется садоводство, огородничество и дачное хозяйство. Наряду с Земельным кодексом РФ, в систему федеральных земельных законов входят Закон о землеустройстве, Закон о переводе земель из одной категории в другую, Закон о "дачной амнистии" и другие. Земельное законодательство регулирует вопросы предоставления впервые и переоформления в собственность уже принадлежащих гражданам на правах постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения земельных участков, прекращения прав на землю (в том числе изъятия за выкуп земельных участков для государственных или муниципальных нужд), охраны земель, землеустройства, порядка проведения земельного контроля и т.д.

Градостроительное законодательство регламентирует деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных населенных пунктов, осуществляемую в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территорий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства. Таким образом, именно в градостроительной документации (схемах территориального планирования и генеральных планах) определяются земельные массивы, планируемые к предоставлению гражданам для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства. Соответственно зонирование территорий, упоминаемое комментируемым Законом, является следствием градостроительного зонирования, осуществляемого на территории всего муниципального образования, в ходе которого каждому участку в зависимости от его принадлежности к территориальной зоне определяются допустимые параметры и виды его использования для строительства и иных нужд.

Административное законодательство определяет перечень органов, осуществляющих различные функции в сфере использования и охраны земель, а также определяет основания и порядок привлечения граждан к административной ответственности за земельные правонарушения. Так, например, самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы, его уничтожение, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления влечет административную ответственность в виде штрафа (ст. 8.6 КоАП РФ). В случае большой общественной опасности за такое виновное противоправное деяние, обладающее признаками преступления, гражданин может быть привлечен к уголовной ответственности (например, в соответствии со ст. 254 УК РФ за порчу земель).

2. Субъекты РФ вправе принимать законы, регулирующие земельные отношения, не противоречащие только ЗК РФ и иным федеральным законам. Данный вывод прямо вытекает из ст. 76 Конституции России и означает, что в случае противоречия закона субъекта РФ по земельному вопросу указу Президента РФ (постановлению Правительства РФ или акту федерального органа исполнительной власти) большей юридической силой будет обладать закон субъекта РФ. Земельные законы субъектов РФ могут быть приняты как по вопросам, прямо указанным в ЗК РФ, так и в порядке "опережающего нормотворчества" в случае обнаружения пробела в земельном законодательстве. В последнем случае такие законы действуют вплоть до принятия соответствующего федерального закона, с которым и приводятся в соответствие. В числе наиболее типовых законов субъектов РФ по данному вопросу следует назвать законы, устанавливающие предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории соответствующего субъекта РФ. Принимая такие законы, субъекты РФ реализуют предписание ст. 33 ЗК РФ, определяя в том числе предельные (максимальные и минимальные) размеры дачных, садовых и огородных участков, предоставляемых гражданам в собственность за плату из государственной или муниципальной собственности.

Специально подчеркнем, что эти процедуры не распространяются на случаи приватизации гражданами своих садовых, огородных или дачных земельных участков. Как разъяснил Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 13 декабря 2001 г. N 16-П "По делу о проверке конституционности части второй статьи 16 Закона города Москвы "Об основах платного землепользования в городе Москве" в связи с жалобой гражданки Т.В. Близинской", следует различать предоставление впервые и переоформление гражданами своих прав на земельные участки. В последнем случае земельные участки должны передаваться в собственность граждан вне зависимости от их размера.

Наряду с земельными законами, субъекты РФ могут принимать специальные целевые программы или осуществлять в иных формах государственную поддержку садоводов, огородников и дачников. Аналогичные меры в пределах своей компетенции могут принимать органы местного самоуправления.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11



Похожие:

Учебник для вузов. Элиста: заор \"нпп джангар\", 2006. 448 с. Комментарий к Федеральному закону \"О личном подсобном хозяйстве\" (постатейный) / Под ред. А. П. Анисимова. М.: Ось-89, 2007. 144 с iconДокументы
1. /Тяжелая атлетика. Учебник для ИФК. Под ред. Воробьева А.Н. 1981/P1010177_0001.djvu
Учебник для вузов. Элиста: заор \"нпп джангар\", 2006. 448 с. Комментарий к Федеральному закону \"О личном подсобном хозяйстве\" (постатейный) / Под ред. А. П. Анисимова. М.: Ось-89, 2007. 144 с iconКомментарий к федеральному закону от 15 апреля 1998 Г. N 66-фз
Комментария к Федеральному закону "О кредитных потребительских кооперативах граждан". Имеет опыт экспертной, адвокатской, законотворческой...
Учебник для вузов. Элиста: заор \"нпп джангар\", 2006. 448 с. Комментарий к Федеральному закону \"О личном подсобном хозяйстве\" (постатейный) / Под ред. А. П. Анисимова. М.: Ось-89, 2007. 144 с iconЕ. Р. Комментарий к Федеральному закону «О государственной судебно-экспертной деятельности». М., 2002/ Статья
Россинская Е. Р. Комментарий к Федеральному закону «О государственной судебно-экспертной деятельности». – М., 2002
Учебник для вузов. Элиста: заор \"нпп джангар\", 2006. 448 с. Комментарий к Федеральному закону \"О личном подсобном хозяйстве\" (постатейный) / Под ред. А. П. Анисимова. М.: Ось-89, 2007. 144 с iconРоссийская федерация федеральный закон о личном подсобном хозяйстве
Статья Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства
Учебник для вузов. Элиста: заор \"нпп джангар\", 2006. 448 с. Комментарий к Федеральному закону \"О личном подсобном хозяйстве\" (постатейный) / Под ред. А. П. Анисимова. М.: Ось-89, 2007. 144 с iconДокументы
1. /Тяжелая атлетика. Учебник для ИФК. Под ред. Воробьева А.Н. 1981/P1010001_0001.djvu
Учебник для вузов. Элиста: заор \"нпп джангар\", 2006. 448 с. Комментарий к Федеральному закону \"О личном подсобном хозяйстве\" (постатейный) / Под ред. А. П. Анисимова. М.: Ось-89, 2007. 144 с iconУчебник для студентов экон спец. Вузов / Д. М. Крук, О. А. Дейнеко, Р. А. Громова и др.; под ред. Д. М. Крука. 3-е изд., перераб и доп. М.: Экономика,1998г
Методы оценки экономической эффективности управления строительным производством в новых условиях хозяйствования
Учебник для вузов. Элиста: заор \"нпп джангар\", 2006. 448 с. Комментарий к Федеральному закону \"О личном подсобном хозяйстве\" (постатейный) / Под ред. А. П. Анисимова. М.: Ось-89, 2007. 144 с iconУчебник для вузов Допущено учебно-методическим объединением вузов России по педагогическому образованию Министерства
Этот учебник представляет максимальные возможности для реализации этого интереса
Учебник для вузов. Элиста: заор \"нпп джангар\", 2006. 448 с. Комментарий к Федеральному закону \"О личном подсобном хозяйстве\" (постатейный) / Под ред. А. П. Анисимова. М.: Ось-89, 2007. 144 с iconДокументы
1. /КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 21 ДЕКАБРЯ 2004 Г_ N 1.rtf
Учебник для вузов. Элиста: заор \"нпп джангар\", 2006. 448 с. Комментарий к Федеральному закону \"О личном подсобном хозяйстве\" (постатейный) / Под ред. А. П. Анисимова. М.: Ось-89, 2007. 144 с iconДокументы
1. /КОММЕНТАРИЙ к ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ь 122-ФЗ ОТ 22 АВГУСТА 2004 ГОДА.doc
Учебник для вузов. Элиста: заор \"нпп джангар\", 2006. 448 с. Комментарий к Федеральному закону \"О личном подсобном хозяйстве\" (постатейный) / Под ред. А. П. Анисимова. М.: Ось-89, 2007. 144 с iconКомментарий к Федеральному закону "О политических партиях"
Согласно ч. 1 ст. 30 Конституции рф, каждый имеет право на объединение. Это право закреплено в Федеральном законе n 82-фз "Об общественных...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов