Комментарий к федеральному закону от 15 апреля 1998 Г. N 66-фз icon

Комментарий к федеральному закону от 15 апреля 1998 Г. N 66-фз



НазваниеКомментарий к федеральному закону от 15 апреля 1998 Г. N 66-фз
страница1/11
Дата конвертации31.10.2012
Размер3.74 Mb.
ТипЗакон
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ

ОТ 15 АПРЕЛЯ 1998 Г. N 66-ФЗ

"О САДОВОДЧЕСКИХ, ОГОРОДНИЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ

НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ ГРАЖДАН"


(Постатейный)


Издание второе,

переработанное и дополненное


А.А. БАЙТЕНОВА, Н.И. КРЕСНИКОВА


Байтенова Алла Ароновна

Юрист, автор (соавтор) более десяти книг и нескольких десятков статей по проблемам защиты прав потребителей, развития кредитной кооперации, страхования жизни и имущества пайщиков кредитных потребительских кооперативов, опыту арбитражных споров кредитных кооперативов и субъектов малого предпринимательства с регистрирующими, налоговыми, правоохранительными органами, в том числе Комментария к Федеральному закону "О кредитных потребительских кооперативах граждан". Имеет опыт экспертной, адвокатской, законотворческой деятельности.


Кресникова Надежда Ивановна

Специалист по проблемам развития и модернизации земельных отношений в аграрной сфере. Ведущий научный сотрудник Всероссийского института аграрных проблем и информатики имени А.А. Никонова Российской академии сельскохозяйственных наук, преподаватель Государственного университете по землеустройству, кандидат экономических наук. Руководитель нескольких проектов, реализованных в области регулирования земельных отношений и земельного рынка. Имеет многочисленные публикации (книги, брошюры, статьи), посвященные различным аспектам земельных отношений.


ВВЕДЕНИЕ


С момента вступления в силу Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ) до настоящего времени были приняты и введены в действие многие законодательные акты Российской Федерации, затрагивающие вопросы, смежные с теми, которые составляют предмет ведения Федерального закона. К таким законодательным актам относятся, в частности, Земельный и Градостроительный кодексы РФ, часть третья и гл. 17 части первой Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), гл. 31 Налогового кодекса РФ, Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" и другие. С 1 января 2008 г. вступает в силу четвертая часть Гражданского кодекса РФ, определяющая права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.

В то же время некоторые законодательные акты утратили свою силу, были отменены. С учетом норм нового законодательства в развитие положений Федерального закона N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в его первоначальную редакцию специально принимаемыми Федеральными законами (от 22 ноября 2000 г. N 137-ФЗ, от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ, от 8 декабря 2003 г.
N 169-ФЗ, от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ, от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ) постоянно вносились изменения и дополнения. В частности, 1 сентября 2006 г. вступил в силу Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ, разработка и принятие которого связаны с решением поставленной Президентом РФ в ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 2005 г. задачи оказания помощи гражданам в легализации в упрощенном порядке принадлежащих им фактически объектов недвижимости: гаражей, жилья, садовых домов и земельных участков в различных садоводческих кооперативах и товариществах и другого недвижимого имущества. Таким образом, возникла необходимость нового комментария к нормам Федерального закона N 66-ФЗ в редакции, учитывающей все внесенные в него изменения и дополнения.

Кроме того, социально-экономические и юридические процессы, связанные с переходом страны на рыночную экономику, требуют других, по сравнению с прежним периодом, подходов к коллективной и индивидуальной деятельности граждан, организации и управлению их объединений. В частности, садоводам, огородникам, дачникам необходимо владеть ситуацией, складывающейся вокруг приватизации индивидуальных земельных участков, их обременений, ограничений использования, рыночного оборота. Следует по-новому подходить и к разработке устава садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан, поскольку прежний, так называемый Типовой устав, не полностью отражает и учитывает реалии настоящего времени.

Садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан представляют собой добровольные организации граждан для ведения индивидуального (семейного) садоводства, огородничества и отдыха. Эти объединения определенным образом организованы и управляются в соответствии с действующими федеральными и региональными нормативными правовыми актами, а также актами местного самоуправления. На территории таких объединений размещаются сооружения и строения как сезонного характера, так и круглогодичного использования. Соответствующие статьи Федерального закона N 66-ФЗ устанавливают порядок рациональной организации землепользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, закрепленный в проектах организации и застройки его территории.

Всего в Российской Федерации насчитывается примерно 22 тысячи садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, которые являются специфическим объектом правового регулирования целым комплексом норм гражданского, земельного, водного, лесного, градостроительного, налогового и других отраслей законодательства. Поэтому Федеральный закон N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" есть интегрированный правовой документ, для правильного восприятия которого требуются соответствующие пояснительные замечания и разъяснительные примечания. Именно эта причина обусловила написание настоящего Комментария, авторы которого искренне желали помочь многомиллионной армии садоводов, огородников и дачников.


15 апреля 1998 года N 66-ФЗ


^ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О САДОВОДЧЕСКИХ, ОГОРОДНИЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ

НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ ГРАЖДАН


(в ред. Федеральных законов от 22.11.2000 N 137-ФЗ,

от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ,

от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ,

от 30.06.2006 N 93-ФЗ)


Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1. Основные понятия


Комментарий к статье 1


1. Статья содержит формулировки основных понятий, используемых в комментируемом Федеральном законе. Определения, данные в статье, применяются "для целей Федерального закона". Это означает, что в других законах аналогичные понятия могут быть даны несколько в ином значении (в частности, понятия членских, паевых, целевых взносов есть и в налоговом законодательстве, и в законодательстве об иных видах некоммерческих организаций), поэтому приведенные в ст. 1 определения нельзя считать всеобщими и универсальными, они применяются именно в той сфере отношений, которую регулирует данный Закон.

2. Современное законодательство Российской Федерации (гражданское и земельное) рассматривает земельные участки как недвижимое имущество, относящееся к объектам гражданских прав. Земельный участок есть часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке (п. 2 ст. 6 Земельного кодекса РФ). Следовательно, "земля" и "земельный участок" не являются синонимами. Земельный участок представляет собой поверхность земли вместе с улучшениями, включая улицы, канализацию и все коммуникации. Земля же есть не облагороженная человеком поверхность планеты, которая включает клинообразную часть под почвенным слоем, теоретически простирающуюся до центра земного шара.

Согласно Гражданскому кодексу РФ право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и замкнутые водоемы, расположенные на нем лес и растения, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 261 ГК РФ). Таким образом, с юридической точки зрения собственник земельного участка вправе использовать все его пространство по своему усмотрению.

Права на воздушное пространство и на подземные минеральные ресурсы ограничены законами об использовании воздушного пространства, о недрах, иными законами и правами других лиц. Территориальные границы земельного участка определяются в порядке, установленном земельным законодательством, на основе документов, выдаваемых собственнику государственными органами по земельным ресурсам и землеустройству (п. 1 ст. 261 ГК РФ). Земельные участки для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства могут быть выделены за счет фонда перераспределения земель, земель поселений, лесного фонда, земель запаса и земель других категорий. Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается Земельным кодексом РФ (ст. 81 ЗК РФ) и Федеральным законом N 66-ФЗ.

Формирование земельного участка происходит в процессе проведения комплекса землеустроительных работ, в результате которых выделяется участок, имеющий присущие только ему индивидуальные характеристики: местоположение, бесспорные границы, площадь, координаты поворотных точек, другие данные, отражаемые в государственном земельном кадастре.

Что касается целевого назначения земель, то оно определяется законодательством и представляет собой порядок и условия использования земельных угодий для конкретных целей в соответствии с установленными категориями земель. В Земельном кодексе РФ выделено семь категорий земель (ст. 7): 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли поселений; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса. Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (ст. 77). В соответствии с Федеральным законом N 66-ФЗ общей целью содержания садовых, огородных, дачных земельных участков является выращивание плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля. Таким образом, если садовые, огородные, дачные земельные участки располагаются за чертой поселений, то они могут быть отнесены к землям сельскохозяйственного назначения.

Садовые и дачные земельные участки предназначены также и для отдыха граждан с правом возведения хозяйственных строений и сооружений, а также жилых строений, в которых владельцы участков не вправе регистрировать проживание. В случае если владелец дачного земельного участка, согласно Закону N 66-ФЗ, воспользовался предоставленным ему правом строительства на этом участке жилого дома, он вправе зарегистрировать проживание в построенном доме. Следовательно, регистрация проживания возможна только в жилом доме, построенном на дачном земельном участке. Косвенно подтверждает это и норма п. 2 ст. 136 нового Жилищного кодекса РФ от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ о возможности создания товарищества собственников жилья при объединении "нескольких расположенных близко зданий, строений или сооружений - жилых домов, предназначенных для проживания одной семьи, дачных домов с приусадебными участками или без них, гаражами и другими расположенными на общем земельном участке или нескольких соседних (граничащих) земельных участках объектами, сетями инженерно-технического обеспечения и другими элементами инфраструктуры".

Огородный земельный участок может быть предоставлен гражданину или приобретен им как с правом возведения некапитального жилого строения и хозяйственных строений и сооружений на данном участке, так и без этого права. Соответствующим правоустанавливающим документом в данном случае является действующий территориальный план (генеральный план, схема или проект землеустройства и др.), разработанный в соответствии с зонированием территории, которое определяет разрешенное использование указанного земельного участка.

Размеры земельных участков для садоводства, огородничества и дачного хозяйства устанавливаются или уточняются с учетом действующих норм предоставления земель для этих нужд, компактного размещения, соблюдения природоохранного законодательства, градостроительных, санитарных, противопожарных, иных норм и правил с использованием имеющейся землеустроительной и градостроительной документации.

Каждый из рассматриваемых видов земельных участков может быть изъят по основаниям, предусмотренным в гражданском и земельном законодательстве. Земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, например в случаях использования участка не в соответствии с его целевым назначением или когда его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки (ст. 285 ГК РФ). Согласно Земельному кодексу РФ право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка в пользу других лиц, отказе собственника от права собственности на земельный участок, в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством (ст. 44 ЗК РФ). Права на земельные участки, принадлежащие лицам, не являющимся их собственниками, могут быть прекращены по основаниям и в порядке, которые установлены земельным законодательством (ст. 45, 46, 47, 48 ЗК РФ).

Садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан создаются, как правило, городскими жителями на добровольных началах для содействия своим членам в решении общих хозяйственных и социальных задач. Основания, по которым указанные объединения относятся Федеральным законом N 66-ФЗ к некоммерческим организациям, определены в Гражданском кодексе РФ (ст. 6, 50, 116, 291). В настоящее время указанные некоммерческие организации практически не имеют государственной поддержки. В этих условиях возрастает значение кооперации садоводов, огородников, дачников. Товарищества, потребительские кооперативы садоводов и огородников, дачные партнерства как самостоятельные некоммерческие организации решают вопросы благоустройства территории, развития социально-бытовой инфраструктуры (медицинского обслуживания, организации торговли, телефонизации, охраны и т.д.), а также прокладки линий электропередачи и дорожного строительства. К совместно решаемым задачам относятся и такие, как приобретение садовых домиков, строительных материалов, сельскохозяйственного инвентаря и других средств производства, используемых садоводческими, огородническими и дачными хозяйствами граждан. Чтобы обеспечить участников объединений, о которых идет речь, органическими удобрениями, рассадой и т.д., их уполномоченные представители могут договариваться о сотрудничестве на взаимовыгодных условиях с сельскохозяйственными предприятиями, институтами, взаимодействовать с местной администрацией.

Земельные участки могут предоставляться органами местного самоуправления садоводческим, огородническим и дачным объединениям, зарегистрированным в установленном порядке. Местная администрация может передавать земельные участки для садоводства, огородничества и дачного строительства из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, бесплатно и за плату. В случае передачи таких земельных участков за плату уполномоченная структура органа исполнительной власти муниципального образования, на территории которого расположены указанные земельные участки, может продавать их на торгах (конкурсах, аукционах), передавать в аренду. Разработка схем зонирования территории для размещения садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан, порядок выбора земель для этих целей, установление границ и вынесение проекта организации и застройки земельных участков в натуру осуществляются в процессе землеустройства. Если участниками садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан принято решение о разработке проекта планировки и застройки той или иной территории, его заказчиком может выступать лицо, уполномоченное правообладателями соответствующих земельных участков.

3. Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан - это общее понятие, объединяющее несколько видов организаций, имеющих ряд общих экономико-юридических признаков: 1) это организации некоммерческие, то есть не преследующие цели извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности; 2) это объединения граждан, а не организаций, не юридических лиц; 3) объединение формируется на добровольной основе; 4) цель объединения - содействие его членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, то есть как в решении непосредственно хозяйственных задач (совместное обеспечение водой, электроэнергией, вывоз мусора и т.п.), так и в реализации социальных установок (помощь в организации активного отдыха, приобщение детей к труду и т.п.).

Общие нормы о некоммерческих организациях как юридических лицах формулирует Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 48, 49, 50, 213 и др.). Федеральный закон "О некоммерческих организациях" регулирует особенности правового положения большинства видов некоммерческих организаций, однако, несмотря на столь фундаментальное название, он не распространяется на такие виды некоммерческих организаций, как потребительские кооперативы. Правовое положение последних регулируется отдельно законодательством о потребительской кооперации (подробнее см. в комментарии к ст. 4).

Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение может создаваться в формах садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества, садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива или садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого партнерства. Все эти формы не являются общественными объединениями в значении ст. 117 ГК РФ и Федерального закона "Об общественных объединениях", поскольку цели общественных объединений - это прежде всего удовлетворение духовных или иных нематериальных потребностей, тогда как ведение садоводства, огородничества, содержание дачного хозяйства преследуют прежде всего хозяйственные цели; поэтому указанные нормы не регулируют их правовое положение и деятельность.

Различия форм садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан будут подробнее охарактеризованы в комментарии к ст. 4.

4. Комментируемая статья дает определения различных видов взносов, уплачиваемых членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

Следует учитывать, что в соответствии со ст. 213 ГК РФ имущество, переданное организации в качестве вкладов (взносов) ее учредителями (участниками, членами), становится собственностью организации как юридического лица. Это означает, что организация, а не передавший это имущество гражданин вправе самостоятельно распоряжаться, владеть, пользоваться этим имуществом, организация, а не гражданин отвечает этим имуществом по своим обязательствам. Свои права собственника организация осуществляет через свои органы, формируемые в соответствии с законом и уставом.

Следует обратить внимание, что в соответствии с комментируемой статьей вступительные и членские взносы предусмотрены для любых видов садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, тогда как целевые взносы - для садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества либо садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого партнерства, а паевые взносы вносятся только членами садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива, ибо один из признаков кооперации - ее паевая основа. Дополнительные взносы также взимаются в кооперативе в соответствии со ст. 116 ГК РФ, если в кооперативе по итогам года образовались убытки, а собственных средств, в том числе резервного фонда, не хватает для их покрытия.

Вступительные взносы - денежные средства, внесенные членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения на организационные расходы, связанные с оформлением документации. В частности, за счет этих средств могут изготавливаться документы, материалы, технические условия, чертежи, сметы и другие документы, указанные в ст. 32 комментируемого Закона N 66-ФЗ. Вступительные взносы также используются для выноса в натуру проекта организации и застройки территории объединения, установления границ земельных участков на местности, для выпуска членских билетов (книжек пайщика и т.п.), пропуска на вход (въезд) на территорию объединения, для подготовки и оформления другой документации. Внесение вступительных взносов - необходимое условие для приема в объединение. Поскольку эти деньги тратятся, вступительные взносы возврату не подлежат. Однако на общем собрании члены объединения вправе потребовать отчет об использовании этих средств, проверить, действительно ли они были истрачены на оформление вступления в объединение новых членов.

Членские взносы - это денежные средства, периодически вносимые членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения на оплату труда работников, заключивших трудовые договоры с таким объединением, и другие текущие расходы такого объединения. В частности, в штате объединения могут состоять председатель правления, бухгалтер-кассир, сторож (охранник), электрик и другие работники - им необходимо ежемесячно платить заработную плату. Также объединение должно платить за потребляемую им электроэнергию, за вывоз мусора, нести другие текущие расходы. Членские взносы используются и на создание имущества общего пользования (например, на строительство общих колодцев, водонапорной башни, обустройство территории, прудов, дорог и т.п.) в порядке, установленном п. 2 ст. 4 Закона N 66-ФЗ.

Порядок уплаты членских взносов устанавливается уставом организации.

Целевые взносы - это, как уже было отмечено, денежные средства, которые Закон устанавливает только в отношении садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества либо садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого партнерства. Члены этих объединений уплачивают целевые взносы на приобретение (создание) объектов общего пользования (помимо перечисленных выше видов имущества общего пользования, к ним можно отнести систему электроснабжения, газоснабжения, ограждения, контору, противопожарные объекты, спортивные и детские площадки и др.). Уплата соответствующих взносов дает право на пользование указанными объектами инфраструктуры в порядке и на условиях, установленных уставом товарищества или партнерства.

Паевые взносы идут на те же цели, но предусмотрены в других видах объединений - кооперативах. В соответствии со ст. 116 ГК РФ устав потребительского кооператива должен содержать условия о размере паевых взносов членов кооператива, о составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и об их ответственности за нарушение обязательства по внесению паевых взносов.

Паевой взнос - имущественная основа существования кооператива. С момента его внесения член кооператива приобретает весь комплекс прав и обязанностей члена кооператива (право голоса на общем собрании, право участия в органах кооператива, право на получение доли имущества кооператива при выходе из него и др.).

Есть и еще одно существенное отличие паевых взносов от иных видов взносов, предусмотренных комментируемым Законом: паевые взносы могут вноситься не только деньгами, но и иным имуществом, в том числе имущественными правами.

Члены кооператива обязаны вносить не только паевые взносы, но и при необходимости дополнительные взносы, предусмотренные ст. 116 ГК РФ. В соответствии с п. 4 ст. 116 ГК РФ, если по итогам года баланс кооператива оказался убыточным, то в течение трех месяцев после его утверждения члены кооператива обязаны покрыть образовавшиеся убытки путем дополнительных взносов (п. 4 ст. 116 ГК РФ). Дополнительные взносы принимаются только в денежной форме. В случае невыполнения этой обязанности кооператив может быть ликвидирован в судебном порядке по требованию кредиторов.

Члены потребительского кооператива солидарно несут субсидиарную (то есть дополнительную) ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива. Солидарность обязательства по внесению дополнительных взносов в соответствии со ст. 322 - 325 ГК РФ означает, что кредитор кооператива вправе потребовать исполнения обязательства как от всех солидарных должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом не только в его части, но и полностью (как говорится, один - за всех, все - за одного). Поэтому в кооперативе в отличие от иных организационно-правовых форм объединений особенно важны доверительные и добросовестные отношения между членами организации, принципы "общей связки", "общего котла".

Следует обратить внимание, что в соответствии с комментируемой нормой дополнительными взносами покрываются не любые убытки кооператива, а только те, которые образовались при осуществлении проведения мероприятий, утвержденных общим собранием членов потребительского кооператива. Это означает, что, если орган кооператива (например, председатель правления) или работающий в штате кооператива специалист, превысив свои полномочия, совершил действие, не предусмотренное уставом или решением общего собрания пайщиков, в результате чего в кооперативе возникли убытки, покрывать его обязано виновное лицо, а не все пайщики.

5. Комментируемым Федеральным законом введено новое юридическое понятие - "имущество общего пользования". Такое имущество должно отвечать установленным требованиям указанного Федерального закона N 66-ФЗ. Во-первых, это имущество относится главным образом к недвижимым вещам (включая земельные участки) садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предназначенным для обеспечения определенных потребностей членов этого объединения. Во-вторых, оно должно обеспечивать потребности членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан в пределах его территории. Сами потребности заключаются в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностях. Для пояснения в Законе N 66-ФЗ приводится подробный перечень такого имущества, а именно: дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения. Этот перечень остается открытым, следовательно, в него может быть включено и иное отвечающее требованиям Федерального закона N 66-ФЗ имущество общего пользования, например помещения для магазинов, складов, колодцы общего пользования и т.п.

Закрепление Федеральным законом N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" понятия "имущество общего пользования" "...позволяет по тексту законодательного акта более подробно и точно урегулировать вопросы оформления права собственности на соответствующее имущество" (см.: Гавришин М.П. Дачная "амнистия". Краткий комментарий к Федеральному закону "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества". М.: Ось-80, 2006. С. 33). Однако некоторые авторы считают, что включение в понятие "имущество общего пользования" общих земель членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан с юридической точки зрения не совсем верно. Это объясняется тем, что "...большое число общих земель в настоящее время еще находится в собственности государства и муниципальных образований, а не граждан и их некоммерческих объединений. Кроме того, существует проблема разносубъектности прав собственности, то есть различия состава сособственников каждого объекта общего имущества (земельные участки и находящиеся на их территории строения, сооружения и др.). Это обстоятельство делает практически неосуществимой задачу государственной регистрации прав на общее имущество, поскольку приводит к неизбежным судебным спорам между сособственниками" (см.: Погодин В.И. Новое в Законе о дачных объединениях граждан. М.: ООО "ТД "Издательство "Мир книги", 2006. С. 119).


Статья 2. Предмет регулирования и область действия настоящего Федерального закона


Комментарий к статье 2


1. Комментируемый Закон является правовым актом, содержащим нормы разных отраслей права - гражданского, земельного, уголовного, жилищного, административного, семейного, трудового и др. В нем присутствуют нормы законодательства о недрах, об охране окружающей среды, градостроительного законодательства и т.д. Комплексный подход позволяет более полно и четко обозначить специфику правового положения и деятельности садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, обеспечить в соответствии с Конституцией РФ реализацию гражданами их права на объединение, право частной собственности и другие права и свободы.

Закон регулирует порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, права и обязанности их членов. Следует отметить, что комментируемый Закон N 66-ФЗ не регулирует всех вопросов, связанных с правовым статусом отдельных видов садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, в частности не прописывает процедуры банкротства садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений. Поэтому для решения конкретных проблем следует обращаться не только к комментируемому Закону, но и к нормам специального законодательства.

2. Земельные отношения в целом регулирует Земельный кодекс Российской Федерации и иные специальные правовые акты о земле. В комментируемом Законе N 66-ФЗ обозначены вопросы, отражающие специфику садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан: зонирование территорий и предоставление садовых, огородных и дачных земельных участков (гл. III), особенности предоставления в собственность и оборота садовых, огородных и дачных земельных участков (гл. VI), организация и застройка территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (гл. VII). Согласно п. 1 ст. 3 Земельного кодекса РФ земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Указанные отношения относятся к земельным отношениям. Участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, муниципальные образования, субъекты Российской Федерации, Российская Федерация (п. 1 ст. 5 ЗК РФ). В соответствии с российским законодательством земельные участки являются объектами как гражданских прав, так и земельных отношений. Таким образом, нормы, регулирующие земельные отношения, содержатся в Гражданском и Земельном кодексах Российской Федерации, федеральных законах. Что касается садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, то нормами Федерального закона N 66-ФЗ регулируются земельные отношения, возникающие в связи с созданием таких объединений, а также в связи с их деятельностью (с учетом специфики указанных отношений и в той мере, в какой последние не урегулированы другим законодательством Российской Федерации). К таковым относятся, например, отношения, возникающие при зонировании территорий земельных участков садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, разработке проектов их межевания, организации и застройки, в процессе рыночного оборота земельных садовых, огородных и дачных участков. Следует также заметить, что часть полномочий по регулированию земельных отношений, в том числе связанных с созданием садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, а также в связи с деятельностью таких объединений, передана федеральным законодательством субъектам Российской Федерации.

3. Комментируемый Федеральный закон применяется ко всем садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям на территории Российской Федерации - как созданным после его введения в действие (то есть после 23 апреля 1998 г.), так и зарегистрированным ранее. Все они обязаны привести свои учредительные и иные документы, свою деятельность в соответствие с настоящим Законом N 66-ФЗ.


Статья 3. Правовое регулирование ведения гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства


Комментарий к статье 3


Земля, с одной стороны, есть средство производства (основной ресурс) в отдельных отраслях экономики (сельском, лесном хозяйствах), с другой - операционная база для размещения и функционирования всех иных отраслей народного хозяйства. Земельные отношения связаны с отношениями собственности на землю, иных прав на земельные участки, оборотоспособностью последних и рассматриваются в единстве и взаимосвязи со всеми иными специальными отношениями (градостроительными, лесными, водными и т.д.). Земельными отношениями затрагиваются фактически все природные объекты. Поэтому неизбежно пересечение земельных отношений с отношениями по поводу использования и охраны недр, вод, лесов. Все вместе эти отношения образуют сложный комплекс общественных отношений, регулирование которых основывается на государственной правовой системе, включающей гражданское, земельное, градостроительное, административное, уголовное и иное законодательство.

Основополагающим законом страны является Конституция РФ, в соответствии с положениями которой федеративное устройство базируется на разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 5). Согласно соответствующим положениям ст. 71 Конституции РФ к ведению Российской Федерации в рассматриваемой области отношений относятся: регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданское и гражданско-процессуальное законодательство (как способы охраны и защиты владельцев земельных участков, а также имущественных отношений, возникающих при использовании земли и других природных ресурсов); метеорологическая служба, стандарты, эталоны (в том числе в области земельных отношений, охраны окружающей среды).

В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся: защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, лесными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности (прежде всего на землю и другие природные ресурсы); природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

Таким образом, ведение гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства следует рассматривать с позиций структурно-функционального единства деятельности, связанной с владением, пользованием и распоряжением земельными участками в Российской Федерации.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11



Похожие:

Комментарий к федеральному закону от 15 апреля 1998 Г. N 66-фз iconЕ. Р. Комментарий к Федеральному закону «О государственной судебно-экспертной деятельности». М., 2002/ Статья
Россинская Е. Р. Комментарий к Федеральному закону «О государственной судебно-экспертной деятельности». – М., 2002
Комментарий к федеральному закону от 15 апреля 1998 Г. N 66-фз iconДокументы
1. /КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 21 ДЕКАБРЯ 2004 Г_ N 1.rtf
Комментарий к федеральному закону от 15 апреля 1998 Г. N 66-фз iconДокументы
1. /КОММЕНТАРИЙ к ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ь 122-ФЗ ОТ 22 АВГУСТА 2004 ГОДА.doc
Комментарий к федеральному закону от 15 апреля 1998 Г. N 66-фз iconКомментарий к Федеральному закону "О политических партиях"
Согласно ч. 1 ст. 30 Конституции рф, каждый имеет право на объединение. Это право закреплено в Федеральном законе n 82-фз "Об общественных...
Комментарий к федеральному закону от 15 апреля 1998 Г. N 66-фз iconКомментарий к федеральному закону "о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан"
Российского микрофинансового центра. Член рабочей группы по разработке законопроекта о внесении изменений и дополнений в Федеральный...
Комментарий к федеральному закону от 15 апреля 1998 Г. N 66-фз iconКомментарий к Федеральному закону от 11 июля 2001 г. N 95-фз "О политических партиях" Глава I. Общие положения
Ст. 13 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Исходя из...
Комментарий к федеральному закону от 15 апреля 1998 Г. N 66-фз iconНаучно-практический комментарий к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Предисловие
Уционного Суда РФ и соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права, международным обязательствам Российской...
Комментарий к федеральному закону от 15 апреля 1998 Г. N 66-фз iconУчебник для вузов. Элиста: заор "нпп джангар", 2006. 448 с. Комментарий к Федеральному закону "О личном подсобном хозяйстве" (постатейный) / Под ред. А. П. Анисимова. М.: Ось-89, 2007. 144 с
Алексей Павлович ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института современного права Волгоградской академии государственной...
Комментарий к федеральному закону от 15 апреля 1998 Г. N 66-фз iconДокументы
1. /Комментарий к Закону РФ об охране окружающей природной среды (Боголюбов).txt
Комментарий к федеральному закону от 15 апреля 1998 Г. N 66-фз iconПослание Федеральному Собранию Российской Федерации
Фото пресс-службы Президента России|Выступление с ежегодным Посланием Федеральному Собранию.|Москва, Большой Кремлёвский дворец|12...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов