Количественная классификация сознания icon

Количественная классификация сознания



НазваниеКоличественная классификация сознания
Дата конвертации05.09.2012
Размер184.98 Kb.
ТипСтатья

Количественная классификация сознания.


Аннотация.


В предлагаемой статье развиваются и углубляются идеи, изложенные в двух ранее опубликованных статьях, которые приведены в списке литературы. Развиваются и углубляются геометрические и математические способы изучения сознания. Вводится понятие информационного спектра сознания и предлагается классификация этого спектра. Вводится диаграмма «спектр – мощность сознания», на которой можно наглядно увидеть многие закономерности эволюции сознания и живой материи.


1. Осознанная деятельность сознания человека.


Работу сознания человека принято делить на осознанную и подсознательную область. Начнём с того, что называют осознанной деятельностью сознания. Это то, что находится в непосредственной памяти человека, то, что он помнит и знает в каждый осознанный момент своей жизни. Сознание очень разнообразно, многогранно и в этом многообразии трудно найти сходства и закономерности. Действительно, если пытаться искать закономерности на качественном уровне восприятия, то кажется, что закономерностей нет. Но на логическом уровне восприятия всё выглядит совсем иначе, закономерности есть. Сравним восприятие сознания с восприятием света.

Что такое свет? На уровне ощущений мы воспринимаем свет в качестве различных цветовых оттенков – красный, зелёный, синий и т. д. Таково наше качественное восприятие видимого света. Позже были открыты другие виды излучений: инфракрасное, ультрафиолетовое, радиоволны и т. д. В конце концов, сформировалось представление о шкале электромагнитных волн. Оказалось, что все виды электромагнитных излучений имеют одинаковую физическую природу, сходные свойства, и эти свойства удалось подробно изучить на количественном физико-математическом уровне.

Аналогичная картина наблюдается при анализе сознания. На качественном уровне сознание воспринимается нами в виде различных чувственно-эмоциональных оттенков – умный, добрый, спокойный и т. д. Но за всеми этими качественными свойствами сознания должны быть и могут быть скрыты какие-то количественные параметры сознания. В работе (2) предлагается количественная интерпретация этих параметров сознания.

Как можно относиться к такой количественной интерпретации? До определённого момента, автор относился к этой интерпретации просто как к одному из методологических способов описания какой-то реальной действительности, скрытой под понятием сознания. Прежде всего, из-за простоты этой интерпретации, ведь сознание очень многогранно и сложно, а тут такая простая интерпретация. Но так продолжалось до тех пор, пока автору не стало понятно, что кривая, характеризующая уровень развития различных форм сознания, похожа на спектр излучения абсолютно чёрного тела. И вообще, эта кривая похожа на спектры излучения различных звёзд, а звёзды тоже очень разнообразны.
Практически во Вселенной нет одинаковых звёзд и, тем не менее, всё это многообразие звёзд описывается довольно простым способом – спектром излучения звёзд. Почему бы и основные свойства сознания не объяснить подобным образом?

То есть кривая уровня развития сознания несёт в себе глубокий смысл, являясь не просто абстрактной кривой, как минимум, эта кривая является информационным спектром сознания. Опыт работы автора в школе говорит о том, что для каждого человека существуют некие предельные информационные возможности сознания. То есть информационный спектр сознания отражает максимальные возможности сознания на определённом этапе развития и эти возможности задаются, скорее всего, на генетическом уровне. Иначе говоря, информационный спектр сознания характеризует способности сознания человека, возможно, он является генетической характеристикой этих способностей, точнее, генетической характеристикой максимальных способностей.

Сходство общей формы информационного спектра сознания с формой спектра излучения звёзд, скорее всего, не случайное совпадение. Возможно, за этим сходством скрыт реальный физический смысл работы сознания, то есть мозга. Скорее всего, работа мозга, или сознания – это какой-то энергетический процесс, а информационный спектр сознания является одной из энергетических характеристик работы мозга (или сознания). Таким образом, информационный спектр сознания имеет глубокий физический смысл, связанный с работой мозга, и может являться даже энергетическим спектром сознания.

Но всё не так просто. Если такой энергетический спектр сознания и существует, то он не связан с электромагнитным полем мозга, и получить, снять этот спектр будет довольно сложно. Это приблизительно то же самое, что с компьютером. И монитор, и системный блок компьютера можно обложить датчиками и получить спектр окружающего электромагнитного поля компьютера. Но этот спектр напрямую не связан с внутренней функциональностью компьютера. Поэтому говорить о существовании энергетического спектра сознания рано, кривую уровня развития сознания будем называть информационным спектром сознания, или для краткости, просто спектром сознания.

Думаю, что увидеть интегральные свойства сознания в виде спектра сознания, это значительный шаг вперёд в вопросе изучения сознания. Но всё не так просто. По оси Оу откладывается количество образов, иначе говоря, это просто мощность сознания. По оси Ох откладывается величина образов, иначе говоря, это длина образов. То есть используемые параметры просто похожи на те параметры, что используется при описании электромагнитного излучения. В первой версии статьи (2), по оси Ох автор откладывал частоту смены образов, но потом отказался от этого по некоторым причинам. Теперь понятно, что по оси Ох можно откладывать и частоту образов, более того, с практической точки зрения это будет гораздо удобнее. Частота образов обратно пропорциональна величине образов. С практической точки зрения это очень важный факт. Как измерять величину образов не совсем понятно, а вот частоту смены образов измерить значительно проще: работа сознания должна проявляться в виде очень быстрых флуктуаций энергетического состояния сознания.

Вообще, если спектр сознания является энергетической характеристикой сознания, тогда спектр сознания вообще не может обладать постоянством. Наблюдая за сознанием людей, нельзя не обратить внимания на изменчивость сознания, сознание весьма непостоянно и может претерпевать различные изменения: краткосрочные, долговременные и необратимые.




Рис. 1.


1. Тонкая структура. Спектр сознания не является плавной кривой, в сознании должны происходить непрерывные флуктуации образов. Эти краткосрочные изменения спектра сознания подсказывают, что мелкомасштабная структура спектра сознания должна быть такой, как показано на рис. 1. Но чтобы ответить на вопрос, является ли каждая флуктуация образом, или это просто общий принцип работы сознания, нужны специальные исследования. Этот вопрос требует специальные исследования и доказательства.

Если величина этих флуктуаций не превосходит некоторого порогового значения, то сознание будет находиться в спокойном, рассредоточенном состоянии, не выполняя никаких особых функций. Возможно, что каждая флуктуация – это образ, и таких образов в сознании миллионы. Но амплитуда большинства образов небольшая и такие образы остаются как бы вне особого внимания сознания. В зону особого внимания сознания попадают только такие образы, амплитуда которых достаточно велика.

2. Всплески. В спокойном нормальном состоянии спектр сознания будет таким, как на рисунке 1. Но если человек углубляется в решение конкретной задачи, то в соответствующей форме сознания будет наблюдаться всплеск флуктуаций. Например, если человек начинает решать математическую задачу, то всплеск флуктуаций будет в области мышления. Если человек изучает произведение искусства, то всплеск будет в области эмоций.

Пример зрения. Когда мы концентрируем зрение на определённом объекте, в сознании создаётся образ этого выделенного объекта в виде всплеска флуктуации или флуктуаций в определённом месте спектра сознания. Образы остальных объектов, попадающих в периферическое поле зрения, остаются на втором плане и амплитуда флуктуаций ответственных за эти образы, не меняется.

3. Переменность. Кроме этой тонкой структуры сознания, в сознании должны наблюдаться долговременные изменения состояния сознания. Это такие изменения, которые приводят к временному сдвигу максимума спектра и к изменению величины самого максимума. То есть сознание обладает переменностью. Например, после употребления алкогольных напитков, максимум сдвигается влево, в сторону эмоционального и инстинктивного восприятия. Нормальное состояние сознания может восстановиться только через несколько часов.

4. Необратимые изменения. У алкоголиков и наркоманов максимум вообще безвозвратно сдвигается в сторону инстинктов, и эти люди вообще начинают вести образ жизни близкий к животному существованию. Необратимые изменения сознания наблюдаются и у больных с психическими заболеваниями. Возрастные изменения сознания тоже относятся к необратимым изменениям спектра сознания.

Таким образом, сознание весьма динамично и в рамках существования функционального спектра сознания можно объяснить эту динамику. А если сознание можно классифицировать, то это нужно делать только для спокойного, нормального состояния сознания. Для начала остановимся только на сознании человека.

Спектр сознания может быть довольно пологим, может быть с довольно выраженным максимумом, но в любом случае максимум будет довольно широким и из-за эволюционного рассеяния сознания точно определить положение максимума по оси Ох будет не так просто. А если сознание обладает переменностью, то максимум вообще может блуждать в некотором диапазоне. То есть точно определить при какой величине образов будет максимум невозможно, да и с практической точки зрения большая точность здесь не очень нужна. Поэтому достаточно будет выделить наиболее часто встречающиеся основные виды сознания. В зависимости от величины образов, то есть в зависимости от того, в каком месте спектра сознания находится максимум, введём такие виды сознания человека.

  1. Эмоционально-инстинктивное (ЭИ).

  2. Эмоциональное (Э).

  3. Эмоционально-логическое (ЭЛ).

  4. Логическое (Л).

  5. Интуитивно-логическое (ИЛ).

Вполне возможно, что есть люди, у которых максимум находится в области чистых инстинктов, но это будет скорее исключение и таких людей, предположительно, очень мало, поэтому вид «инстинктивное сознание» для человека вводить навряд ли целесообразно. Людей с интуитивно-логическим видом сознания в настоящее время тоже не так много, но в этом направлении идёт эволюция сознания, поэтому в будущем количество людей с таким видом сознания будет увеличиваться и вид «интуитивно-логическое сознание» ввести нужно.

Большое значение имеет абсолютное значение количества образов в максимуме спектра, то есть сама величина максимума. Совсем не обязательно максимумы должны быть примерно одинаковыми, как это изображено на рис. 2. Соотношение между спектрами может быть совсем другим, например, как на рис. 3. Поэтому для оценки величины максимума в классификацию введём первую цифру от 0 до 9. Цифра 0 характеризует наименьшее возможное значение максимума, а цифра 9 характеризует наибольшее возможное значение максимума. На рис. 2 сверху вниз спектры можно классифицировать как Э9, Э8 и Э7.

Для характеристики формы кривой спектра, то есть выраженности максимума добавим вторую цифру от 0 до 9. Например, Э99 – это эмоциональный вид сознания со слабо выраженным максимумом (на рис. 2 это верхний спектр), Э85 – это эмоциональный вид сознания со средне выраженным максимумом (средний спектр), Э70 – это эмоциональный вид сознания с сильно выраженным максимумом (нижний спектр), рис. 2. То есть, вторая цифра после буквы, обозначающей вид сознания, как бы показывает ширину максимума. Верхний спектр, Э99, вторая цифра 9 означает, что не только эмоции, но и остальные формы сознания развиты очень хорошо и спектр очень широкий, точнее, просто пологий. Средний спектр, Э85, цифра 5 означает, что соседние формы сознания, инстинкты и мышление, развиты неплохо и спектр сознания имеет значительную ширину. Нижний спектр, Э70, цифра 0 означает, что максимум ярко выражен и даже соседние формы сознания, инстинкты и мышление, развиты значительно слабее основной формы – эмоций, то есть спектр имеет малую ширину.




Рис. 2.


На рисунке 3 верхний спектр с наибольшим максимумом можно отнести к классу Э90, спектр средней ширины с промежуточным максимумом – к классу Э45, а самый пологий спектр – к классу Э09.

Введя такую классификацию для всех видов сознания, мы перекроем весь возможный диапазон видов осознанного нормального сознания. Бесполезно пытаться подробно описать все возможные виды сознания, в рамках предлагаемой классификации их будет 5·10·10 = 500 видов. Но об одном глобальном заблуждении советской и российской педагогики сказать нужно.




Рис. 3.


Советская и российская педагогика считают, что образовательные возможности человека беспредельны. То есть любого психически здорового человека можно обучить всему. Если этого не происходит, то в этом виноват либо учитель, который не смог научить, либо сам обучаемый, который не захотел научиться. Наблюдения автора, проработавшего в средней школе почти три десятка лет, свидетельствуют, что это совсем не так.

Научить всему можно только тех учащихся, у кого хорошо развиты все формы сознания. То есть это те учащиеся, у которых спектр сознания имеет достаточно большой максимум и достаточно большую ширину. Практически в этот перечень попадают все пять видов сознания ЭИ, Э, ЭЛ, Л и ИЛ с цифровой классификацией приблизительно от 77 до 99. По наблюдениям автора, в сельских школах этим критериям удовлетворяет приблизительно третья часть учащихся. Естественно, в обычных городских школах этот показатель будет выше. Особенно это касается тех городов, в которых уделяют много внимания развитию детей в детских садиках. Но, предположительно, даже в самых благополучных городах для обычных школ этот показатель не будет превышать 50% – 60%.

Остальных учащихся научить всему невозможно, потому что у них либо недостаточный уровень развития сознания, это те учащиеся, у которых небольшой максимум, либо максимум большой, но ширина спектра сознания небольшая и эти учащиеся проявляют свои способности только в узких областях знаний. Причём изменить что-либо в отношении этих учащихся невозможно, потому что форма спектра сознания, видимо, задаётся на генетическом уровне.

К сожалению, школьные программы рассчитаны только на обучение самых способных учащихся, то есть на обучение по максимуму способностей. Для остальных учащихся обучение в какой-то степени превращается в нудные попытки понимания и запоминания того, что они понять и запомнить не могут. Но система образования не понимает или не хочет понять, что таких детей мы не учим, а мучаем.


2. Подсознательная деятельность сознания человека.


В работе (2) вводится ещё одна кривая уровня развития сознания, характеризующая полные возможности всего сознания. Несомненно, существование подсознания увеличивает информационные возможности сознания. Поэтому энергетический спектр полных возможностей сознания, то есть осознанного сознания вместе с подсознанием, будет расположен выше энергетического спектра осознанного сознания, рис. 4.




Рис. 4.


За счёт флуктуаций осознанное сознание способно проникать в зону подсознания и при определённых условиях извлекать из подсознания новые образы – озарения, видения, предположения. Чаще всего эти подсознательные образы предстают в необычном виде, скажем так, на непонятном языке «новоязе», и для того чтобы понять эти образы, нужен специальный «перевод» на обычный язык. Что сделать не так просто.

Представляется, что мы совсем недооцениваем роль подсознания в функционировании живого организма. Если сравнить работу сознания с компьютером, то сознание скорее играет роль памяти компьютера, а подсознание – это скорее процессор для обработки информации. И основной функцией этого процессора является воображение. Иначе говоря, воображение является основной функцией подсознания, которая для нас осознанно доступна. Частично воображение для нас является вполне осознанным, частично скрыто в виде подсознания. То есть именно за счёт воображения можно проникать в подсознание и таким образом частично мы можем использовать возможности подсознания.

Естественно, воображение по своей природе многообразно и напрямую связано с осознанной деятельностью сознания, а именно, виды воображения связаны с соответствующими формами сознания. Выделим основные виды воображения, на рис. 4 зоны различных видов воображения обозначены цифрами.

1 – это зона генетического воображения. Возможно, что для человека генетическое воображение не играет большой роли. Но для простейших одноклеточных организмов генетическое воображение является основным механизмом выживания в окружающей среде.

2 – зона инстинктивного воображения. Для многих видов живых организмов инстинктивное воображение играет очень большую роль, например, для насекомых, пресмыкающихся. Именно за счёт инстинктивного воображения порой даже поведение насекомых представляется нам вполне разумным.

3 – зона эмоционального и чувственного воображения. Многие виды животных и птиц именно за счёт эмоционального воображения способны находить выход из новых неожиданных ситуаций. Эмоциональное воображение у этих видов живых существ помогает им решать те задачи, которые человек обычно решает с помощью логического восприятия, то есть животные проявляют свой ум за счёт эмоционального воображения. Поскольку для большинства людей эмоциональное восприятие играет первостепенную роль, то эмоциональное воображение для таких людей тоже становится главным фактором, определяющим поведение этих людей. Люди воспринимают эмоциональное воображение в форме предчувствия. Для людей эмоциональное воображение играет настолько большую роль, что даже многие психологи путают предчувствие с интуицией, называя предчувствие (эмоциональное воображение) чувственной интуицией.

4 – зона логического воображения. Для человека играет весьма существенную роль, частично определяя уровень его интеллекта.

5 – зона интуитивного воображения. Для некоторых людей тоже играет весьма существенную роль, частично определяя уровень их гениальности.

О двух последних зонах стоит поговорить особо. Если к вопросу о сознании подходить с эволюционных взглядов, и описывать сознание с помощью функционального спектра, изображённого на выше приведённых рисунках, то на этих рисунках эволюция сознания идёт в двух направлениях: вверх и вправо. Вверх, потому что в процессе эволюции сознание способно обрабатывать всё большее количество образов. И вправо, потому что в процессе эволюции в сознании формируются всё новые формы сознания и сознание способно обрабатывать образы всё большей величины. То есть в правой части энергетического спектра человека формируется какая-то новая форма сознания. Существует множество фактов, подтверждающих, что формируется именно та форма, которую мы называем интуицией.

Естественно, что интуиция и интуитивное воображение эволюционно связаны, в первую очередь, с логическим восприятием, то есть с мышлением. Конечно, в формировании интуиции участвует и эмоциональное восприятие, поэтому может быть оправдано деление интуиции на два вида – чувственную и логическую интуицию, хотя не думаю, что на современном этапе эволюции человека уровень развития интуиции достаточен для того, чтобы выделять различные виды интуиции. Скорее всего, то, что мы называем чувственной интуицией, является эмоциональным воображением, то есть мы просто путаем чувственную интуицию с чувственным воображением.

Из-за слабого развития интуиции, скорее всего, и логическую интуицию мы часто путаем с логическим воображением. Поэтому вопрос о соотношении между интуицией и воображением требует более подробного изучения, тем более что существует зона, в которой интуиция и воображение пересекаются – это зона интуитивного воображения, на рис. 4 это зона 5. И вообще, геометризация сознания требует более чёткого разграничения понятий интуиции и воображения. Интуиция – это новая форма сознания, которая начинает формироваться только у человека. И для многих людей интуиция мало что значит, интуиция у них просто отсутствует. Воображение же – это общее свойство любого сознания, позволяющее с опережением предугадывать различные события и ситуации. Воображение есть у каждого человека, да и не только у человека, воображение играет существенную роль в жизнедеятельности любого живого существа.

Значение воображения настолько велико, что поведение животного и даже насекомого, наделённого хорошим воображением, выглядит вполне разумным. С другой стороны, разумный человек с плохим воображением часто выглядит просто тупым. Поэтому классификация сознания обязательно должна учитывать уровень развития воображения.

Добавим к выше введённой классификации сознания третью цифру, тоже от 0 до 9, характеризующую уровень развития воображения. Если третья цифра 0, это значит, что воображение имеет некоторое минимальное развитие, 9 – максимальное развитие. Фактически третья цифра показывает, в какой степени развита связь между сознанием и подсознанием. Иначе говоря, воображение показывает уровень развития связи между сознанием и подсознанием.

Приведём примеры описания типов сознания изображённых на рис. 3 в предлагаемой классификации. Спектр с наибольшим максимумом можно классифицировать, например, как Э905. Читая по порядку символы, эта классификация означает: Э − максимум спектра приходится на эмоциональное восприятие, 9 – эмоциональное восприятие развито очень хорошо, 0 − максимум ярко выражен, то есть остальные формы сознания развиты значительно слабее, 5 – воображение развито на среднем уровне (на рисунке это не показано, это просто к примеру). Спектр со средним максимумом можно отнести, например, к классу Э458, что означает: Э − максимум спектра тоже приходится на эмоциональное восприятие, 4 – эмоциональное восприятие развито на среднем уровне, 5 – что соседние формы сознания, инстинкты и мышление, развиты неплохо и спектр сознания имеет значительную ширину, 8 – воображение развито очень хорошо, но на рисунке это тоже не показано. Нижний спектр с пологим максимумом Э092, что означает: Э − максимум спектра тоже приходится на эмоциональное восприятие, 0 – эмоциональное восприятие развито очень слабо, 9 – другие формы сознания развиты приблизительно так же, как и эмоциональное восприятие, то есть, в данном случае тоже слабо, 2 – воображение развито тоже слабо, но на рисунке это тоже не показано.

Добавив в классификацию третью цифру, характеризующую уровень развития воображения, количество возможных видов сознания в предлагаемой классификации достигнет 5000 видов, чего должно быть достаточно для описания сознания человека.

Естественно, в дальнейшем данная классификация потребует уточнений и изменений. Например, предлагаемая классификация предполагает, что максимум сознания и подсознания совпадают, что совсем не очевидно. Если дальнейшие исследования покажут, что эти максимумы не совпадают, то классификация потребует уточнения и корректировки.


3. Диаграмма спектр – мощность сознания.


Если выше предлагаемую классификацию расширить, дополнив её другими формами сознания, и применить для изучения сознания других видов живых существ, то имеет смысл представить сознание различных представителей фауны на специальной диаграмме, назовём её диаграммой «спектр – мощность сознания».

По горизонтальной оси будем откладывать спектры сознания, показывающие величину образов, то есть формы сознания. Естественно, для форм жизни сформировавшихся до возникновения человека, большую роль будет играть инстинктивное восприятие и генетическая память, на формирование которых эволюция жизни затратила основную часть своего времени − 2,5 млрд. лет. Поэтому в генетической памяти, кроме инстинктивного восприятия, нужно выделить и другие формы генетической памяти. До уточнения, пока добавим слева направо следующие виды спектров, характерных для различных видов живых существ: генетический (Г), инстинктивно-генетический (ИГ) и инстинктивный (И). Далее идут спектры характерные для человека, введённые выше.

По вертикальной оси будем откладывать интегральную мощность сознания, которую в будущем можно будет вычислять по формулам. Для этого нужно по оси Ох выбрать и уточнить единицы измерения величины образов. Геометрический смысл мощности сознания – это площадь криволинейной трапеции, ограниченной сверху спектром сознания. Если спектр сознания удастся задать в виде функции, то мощность сознания можно вычислить через определённый интеграл. Если в результате дальнейших экспериментов спектр сознания не удастся задать в виде функции, то для вычисления мощности сознания можно будет вывести приближённую формулу.

Сознание каждого живого существа будем откладывать точкой на этой диаграмме. Поскольку сознание каждого вида живого существа обладает сходством, то на диаграмме эти точки будут группироваться в определённой области, характерной именно для этого вида живых существ. А сознание различных видов животных будет группироваться в различных местах диаграммы. В результате диаграмму «спектр – мощность сознания» можно представить примерно в таком виде, как на рис. 5.

Естественно, чтобы эту диаграмму изобразить точнее, нужны специальные исследования. В работе (2) приведены оценки величин, откладываемых на каждой оси. Величина образов, откладываемых по оси Ох, может достигать минимум байт, то есть шкала оси Ох начинается с нуля и доходит до байт. Но вполне возможно, что наибольшее значение будет на один, два порядка больше. Количество образов, содержащихся в сознании человека, может достигать минимум . Поэтому мощность сознания, откладываемая по оси Оy, может достигать по минимуму байт. Но, скорее всего, эта величина реально тоже будет на несколько порядков выше. Всё это требует специальных исследований и уточнений. Естественно, ещё нужно научиться измерять параметры всех живых существ, необходимые для построения такой диаграммы.




Рис. 5.


Но главное достоинство диаграммы «спектр – мощность сознания», это связь диаграммы с эволюцией сознания и, вообще, с эволюцией жизни на Земле. То есть на диаграмме можно увидеть треки эволюции сознания различных видов живых существ. Приблизительно это можно представить на рис. 6.




Рис. 6.


Естественно, кроме того, что диаграмма на рис. 6. приближённая, на ней изображены не все ветви эволюции сознания, особенно на начальной стадии эволюции. Пропуски обозначены на диаграмме разрывной пунктирной линией. Подробно анализировать возможности диаграммы не будем. Пока отметим только два факта.

На планете Земля сформировался новый доминирующий вид животных – человек, который пытается вытеснить и уничтожить конкурирующие виды… Естественно, по законам эволюции, на базе нового основного вида будут образовываться подвиды. То есть в среде людей существует тенденция образования подвидов людей, о чём говорилось в работе (1). Как педагог, проработавший в школе почти три десятка лет, автор на основе своих наблюдений констатирует, что если опираться на уровень развития сознания, то по уровню развития сознания подвиды человека уже формируются, а может уже и существуют. Просто мы пока этого не понимаем или не хотим понять.

Ещё возникает интересный вопрос о существовании побочных эволюционных ветвей. Иначе говоря, существуют ли формы жизни, которые не укладываются на основную эволюционную ветвь, изображённую на рис.6? То есть, есть ли формы жизни, которые на диаграмме будут находиться в левом верхнем или правом нижнем углу диаграммы? Если такие формы жизни существуют, то нам придётся пересмотреть вопрос о роли инстинктов и разума в эволюции жизни. Особый интерес могут представлять представители жизни, которые на диаграмме располагаются в правом нижнем углу или в правой средней части диаграммы. Такие существа могут обрабатывать информацию очень большими образами, но в малых количествах. А это значит, что у них есть начала логики и даже интуиции. Естественно, не такой логики и интуиции как у человека, но другая логика и интуиция у них может существовать. Если хотите, это логика и интуиция выживания. Мы знаем, что некоторые виды животных предчувствуют землетрясения. За счёт чего? Может именно за счёт существования у них особой интуиции. Этот вопрос требует более глубокого изучения с точки зрения существования особых форм сознания, и может принести значительную практическую пользу для человека.


Эпилог для западных учёных.


После тридцати лет разработок, для меня, физика по образованию и дилетанта в психологии, всё выглядит чётко и понятно. Но я прекрасно понимаю какие «страсти-мордасти» могут разгореться по этому поводу даже в среде западных профессиональных психологов. А поскольку российская наука, построенная на принципах шарашек, вообще не способна без указания сверху воспринимать новые идеи, то я и пытаюсь заинтересовать предлагаемыми идеями западных учёных. К сожалению, я не изучал английский язык.


Литература.


  1. Мурашкин В. В. Эволюция сознания. Журнал «Доклады Независимых Авторов», 2006 г, выпуск №4, стр. 74. Электронный вариант: http://dna.izdatelstwo.com/volume4.htm.

2. Мурашкин В. В. Некоторые особенности сознания. Журнал «Доклады Независимых Авторов», 2006 г, выпуск №4, стр. 107. Электронный вариант: http://dna.izdatelstwo.com/volume4.htm









Похожие:

Количественная классификация сознания iconКлассификация личностных качеств
Нами предлагается многоуровневая классификация личностных качеств, которой соответствует ценностная направленность учебных предметов....
Количественная классификация сознания iconНекоторые особенности сознания
Попробуем найти ответ на этот вопрос. Но так как оторвать эволюцию человека от эволюции других форм жизни невозможно, то при рассмотрении...
Количественная классификация сознания iconЦентр "синтез" Непрерывность сознания. Практика осознанных сновидений
Поэтому у нас есть уникаль­ная возможность достичь непрерывности сознания и большого ду­ховного развития в более сжатые сроки
Количественная классификация сознания icon«Формирование валеологического сознания посредством ведической философии»
Но прежде чем обсуждать универсальные методы становления валеологического сознания, давайте разберемся в понятии валеологии, и ее...
Количественная классификация сознания iconВ. В. Эволюция сознания. Журнал Доклад
Мурашкин В. В. Эволюция сознания. Журнал «Доклады Независимых Авторов», 2006 г, выпуск №4, стр. 74. Электронный
Количественная классификация сознания iconАнанта-Ачарья дас
Эта книга часть цикла о первых последователях движения Сознания Кришны в бывшем Советском Союзе является откликом на желание взглянуть...
Количественная классификация сознания iconРасширение сознания учёного и использование идей живой этики в научных исследованиях
Способность к расширению сознания и её реализация ― это сущностное качество человека, проявляющееся в процессе развития и интеграции...
Количественная классификация сознания iconИсследовательская работа учащихся
Цели: Формирование экологического сознания школьников, активной гражданской позиции, нравственного отношения к окружающему миру....
Количественная классификация сознания icon100 экзаменационных ответов. 3-е издание. Москва-Ростов-на-Дону: МарТ, 2007 Раздел I. Формирование системы экономических знаний
Эти представления выступали в качестве элементов коллективного сознания первобытных общин, отражали практику хозяйственных процессов,...
Количественная классификация сознания iconКлассификация органов местного самоуправления
Для упорядочения представлений о структуре органов местного самоуправления (мсу) весьма полезна их классификация
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов