Аксиоматика восприятия человека. Для физиков. Сознание icon

Аксиоматика восприятия человека. Для физиков. Сознание



НазваниеАксиоматика восприятия человека. Для физиков. Сознание
страница1/3
Дата конвертации05.09.2012
Размер384 Kb.
ТипСтатья
  1   2   3

Аксиоматика восприятия человека.


Для физиков.


Сознание.


Геометризацию представлений о сознании человека можно представить на рис. 1. В статьях [1] и [2] описаны основные принципы работы сознания, представленного этой геометрической моделью.



Рис. 1.


В процессе эволюции жизни возможности психики и сознания возрастали. В дальнейшем все виды психики будем называть сознанием [3]. Причём, возрастали не только полные информационные возможности сознания, но и возможности восприятия одного образа информации. Под образом будем понимать пакет информации, который сознание способно воспринимать как единое целое. Образ – это пакет информации, который воспринимается сознанием как отдельное, законченное по смыслу, понятие. Если информацию измерять количественно, то в процессе эволюции сознания будет возрастать как максимальная количественная величина одного образа, так и полное количество образов, которые может осмыслить сознание.

Это отражено на рис. 1. По оси Ох откладывается величина одного образа, если образ измерять в байтах, то по оси Ох будет логарифмическая шкала с максимальной величиной образа не менее байт. Но количественно воспринимать информацию наше сознание не способно. Информация воспринимается человеком на чувственно-эмоциональном уровне в виде чувственно-лирических оттенков: образы могут быть инстинктивными, эмоциональными, логическими и т. п. Существует множество лирических характеристик образов, скорее всего это зависит от величины соответствующего образа, что и отражено на рисунке. Вполне возможно, что реально всё значительно сложнее, поэтому данный вопрос требует дальнейшей проработки. Скорее всего, для количественной оценки образа, понятия байта будет недостаточно.

По оси Оу откладывается просто количество образов (конкретной величины) удерживаемых в сознании. По оси Оу тоже будет логарифмическая шкала с максимальной величиной количества осознанных образов порядка 10. Иначе говоря, по оси Оу откладывается мощность сознания, и её тоже можно измерять в байтах. Этот вопрос тоже требует обсуждение и проработки.

С момента начала эволюции до формирования эмоционального восприятия человека информационные возможности сознания человека возрастали, поэтому кривая, характеризующая сознание человека будет двигаться вправо, постепенно поднимаясь вверх, претерпевая максимум в области эмоционального и эмоционально-логического восприятия. Далее кривая пойдёт вниз, потому что логическое восприятие человека эволюционно начало формироваться недавно (максимум 5 – 6 миллионов лет назад), и развито не очень сильно.
У некоторых людей некоторые виды логического восприятия, например абстрактное мышление, практически полностью отсутствуют. Следующая форма восприятия, предположительно это интуиция, вообще находится в зачаточном состоянии.

Ниже кривой находится осознанная часть сознания, собственно, сознание. Это та информация, которая находится в непосредственной памяти и то, что мы можем вспомнить. Выше находится область, за счёт которой можно расширить возможности сознания – подсознание. Если возможности подсознания ограничены, то выше будет ещё одна кривая, если возможности не ограничены, то выше кривой сознания ничего не будет. Подсознание недоступно для осознанного использования человеком. Тем не менее, между сознанием и подсознанием существует связь – это воображение. В работе [1] вводятся виды воображения, связанные с основными формами сознания: генетическое, инстинктивное, эмоциональное, логическое и интуитивное воображение. На рис. 1 области этих видов воображения обозначены цифрами, соответственно, от 1 до 5. В работе [2] вводится ещё один вид сознания – это предельное восприятие. Вполне возможно, что предельное восприятие является разновидностью воображения.

За счёт различных видов воображения можно проникать в область подсознания и формировать, доводить до понимания, новые образы и понятия. Поэтому граница между сознанием и подсознанием не может быть плавной, это частокол из непрерывных пиков, рис. 1, потому что воображение работает постоянно. Связь между сознанием и подсознанием осуществляется постоянно. У одних людей воображение может быть сильным, тогда амплитуда пиков будет большой. У других людей воображение слабее и амплитуда пиков будет меньше, да и самих пиков тоже будет меньше. И сама кривая похожа на спектр. В работе [1] вводится понятие информационно-энергетического спектра сознания и приводится его возможная классификация.

Существование предельного восприятия позволяет глубже понять, как осуществляется связь между сознанием и подсознанием. Это связано с эмерджентным свойством сознания: подсознание работает на одном, более глубоком, уровне реальности, а сознание работает на другом уровне реальности. Скорее всего, подсознание работает на энергетическом уровне, а сознание работает на химическом уровне. Подсознание работает хаотично и непредсказуемо, а сознание работает осознанно управляемо.

Подсознание работает непрерывно, и остановить этот процесс невозможно. Подсознание работает и в нормальном пробуждённом состоянии человека, и во сне, и при потере сознания. Сознание работает только в нормальном состоянии, когда человек не спит. И сознание работает иначе: сознание работает дискретно, только с полными образами.

В подсознании нет такой информации, которую можно считать полным и готовым образом. Информация в подсознании носит хаотичный характер и может содержать только неполные образы: часть образа, полу образы. Назовём такую информацию виртуальной, а части образов, которые могут формироваться в подсознании – виртуальными образами. Сознание не может распознать такую информацию, то есть виртуальные образы. Сознание может распознавать только полные образы. Когда в подсознании складывается полный образ, сознание может выловить этот образ и довести его до понимания на осознанном уровне.

То есть между сознанием и подсознанием осуществляется постоянная связь. Эту связь осуществляют особые, промежуточные, виды сознания, в частности, воображение и предельное восприятие. Исходя из того, что новые решения, идеи возникают в сознании в любое время, даже во сне, можно сделать вывод, что, по крайней мере, частично промежуточные виды сознания работают постоянно, как и подсознание, и не зависят от осознанной работы сознания.

Подсознание работает на энергетическом уровне. Об этом может свидетельствовать спектр сознания, если он существует. Об этом могут свидетельствовать спектры нервных импульсов, которые связаны с работой подсознания. То есть некоторые нервные импульсы, связанные с работой подсознания, должны иметь тонкую структуру в виде спектра. Поэтому получение спектра нервных импульсов – это одна из первых задач, которая требует решения.

Но самым главным и фундаментальным вопросом для понимания работы сознания может стать вопрос об аксиоматике восприятия человека. Это приблизительно то же самое, что мы делаем при построении, допустим, геометрии. За основу берутся утверждения, которые могут быть приняты без доказательства – аксиомы. И потом, на базе аксиом строится вся геометрия. Восприятие человека, работа сознания человека настолько многообразны, что построить стройную систему восприятия окружающего мира на таком многообразии крайне сложно. Скорее всего, в основе восприятия лежат несколько главных принципов, несколько главных механизмов восприятия, на основе которых и через которые строится всё остальное восприятие человека и работа сознания.

Конечно, чтобы разобраться в аксиоматике восприятия человека, потребуются длительные исследования. Но с чего можно начать? Должен сказать прямо, почти подсознательно вокруг этого вопроса я бродил давно, хотя и не понимал правильной постановки вопроса. Некоторая ясность наступила только тогда, когда стало понятно, как через предельное восприятие мы воспринимаем пространство и время [2]. Вполне возможно, что всё многообразие восприятия человека можно построить за счёт трёх основных восприятий: через восприятие пространства, восприятие времени и восприятие электромагнитного излучения. Начнём разбираться в этом вопросе.


^ Пространство и время как предельное восприятие.


Окружающий мир мы воспринимаем через различные ощущения, другого способа восприятия нам не дано. Как же мы ощущаем пространство? В целом можно согласиться с подходом, который предлагает Кэнз [4]. Ощущение пространства – это результат интеграции нашим сознанием представлений об окружающих объектах, их расположения друг относительно друга. Ощущение пространства зависит от многих параметров, в частности, «ощущение пространства (расстояние + поле) зависит от размеров самого наблюдателя» [4]. Но в этом подходе необходимо кое-что уточнить.

Вот мы наблюдаем различные объекты на поверхности земли. Под землёй подразумеваем не планету Земля, а окружающий нас почвенный слой земли. При удалении расстояние между объектами на поверхности земли постепенно уменьшается, уменьшаются и размеры самих объектов. Наконец, при определённом расстоянии, объекты сливаются, уменьшаются и перестают быть видимыми. Но у нас, относительно поверхности земли, появляется ощущение горизонта. Причём это ощущение горизонта присутствовало бы и в том случае, если бы планета Земля была плоской. То есть горизонт – это предельное ощущение расстояния в одной плоскости, в плоскости поверхности земли.

Аналогичным образом формируется и ощущение пространства. Только пространство – это предельное ощущение расстояния во всём окружающем нас мире. Конечно, биологическое понятие ощущения лучше заменить философским понятием восприятия. То есть, пространство – это предельное восприятие расстояния во всём окружающем нас мире. И формируется это предельное восприятие пространства за счёт наблюдения в окружающем мире различных материальных объектов.

Естественно возникает вопрос, а каково это восприятие пространства, что за ним скрыто? Возможно, это восприятие пространства выдумано нашим сознанием и существует только в нашем сознании? Конечно это не так. Ведь мы реально существуем, реально движемся среди различных объектов. То есть то, что мы подразумеваем под пространством, реально существует. Пространство – это тот фон, на котором и в котором мы наблюдаем окружающие нас объекты. Не исключено, что на современном этапе развития науки понятие пространства нам придётся интегрировать с понятием вакуума, если на данном этапе эволюции вакуум для нас окажется предельным уровнем проникновения в глубины мироздания.

Ситуацию с ощущением пространства можно сравнить с построением геометрии. Чтобы математизировать или геометризировать представления об окружающем мире, нужны первоначальные понятия – аксиомы. И уже на этих аксиомах строится вся геометрия. Так и здесь. Чтобы в сознании возникло, сформировалось восприятие окружающего мира, необходима основа этого восприятия – какое-то аксиоматическое ощущение. И одним из таких аксиоматических ощущений является ощущение пространства. В процессе эволюции сознания ощущение пространства должно изменяться. У простейших форм жизни ощущения пространства вообще может не быть. На каком-то этапе эволюции, у животных формируется это ощущение пространства, возможно, это связано с возникновением зрения. А у человека это ощущение пространства поднимается до уровня восприятия пространства. То есть, человек уже осознанно осознаёт это понятие – понятие пространства.

Конечно, вопрос о том, каково пространство: трёхмерное, четырёхмерное пространство-время, или многомерное, абсурден. В этом вопросе можно полностью согласиться с мнением Кэнза, что трёхмерное и многомерное пространства – это просто математические методы изучения пространства. Четырёхмерное пространство-время – это просто физико-математический метод изучения окружающего мира. Стоит заметить, что наши представления о пространстве зависят, и будут зависеть от уровня развития нашего сознания и, со временем, будут видоизменяться. Но ни в коем случае нельзя приписывать объектам исследования, методы исследования и познания этих объектов. Присвоить окружающему миру трёхмерность или четырёхмерность, это то же самое, что присвоить миру божественное происхождение…

Предельное ощущение времени связано с движением. Все тела вокруг нас движутся, например, колесница. Но, удаляясь от нас, это движение замедляется, наконец, вообще замирает. Но мы то знаем, что колесница движется и у нас формируется предельное ощущение движения и, вообще, любого изменения, в форме времени. Естественно, что в этом случае тоже лучше заменить биологическое понятие ощущения изменения общим философским понятием восприятия. То есть время – это предельное восприятие любого изменения в окружающем нас мире.

Но чтобы таким способом ощущать пространство и время, это самое предельное восприятие должно возникнуть и сформироваться в нашем сознании в форме нового вида сознания. То есть, предельное восприятие – это один из видов сознания человека.

Чтобы лучше понять, что такое предельное восприятие, рассмотрим пример. Есть ряд обыкновенных дробей: Теоретически понятно, что существует предел, к которому стремится этот ряд чисел, числа этого ряда стремятся к нулю. Но достижим ли этот предел практически? Нет. Как бы мы ни приближались к пределу, будут открываться всё новые и новые числа…

Точно так же обстоит вопрос с предельным восприятием пространства и времени. Как бы мы ни углублялись в изучение пространства и времени, перед нами будут открываться всё новые и новые структуры этих понятий, но предельного восприятия пространства и времени мы никогда не достигнем.

Если сравнить эту ситуацию с геометрией, то аксиоматика геометрии в последние столетия изменилась: появилась геометрия Лобачевского, геометрия Минковского… Точно так же в процессе эволюции жизни меняется аксиоматика восприятия окружающего мира. То есть развитие сознания, и формирование представлений об окружающем мире идут параллельными путями: возникновение новых видов сознания ведёт к формированию новых представлений об окружающем мире, и наоборот, формирование новых представлений о мире, ведёт к возникновению новых видов сознания.

В рамках такого подхода возникает два главных вывода, на один из которых можно дать точный ответ, а на другой, видимо, точного ответа просто не существует.

Первый вывод: наши представления о пространстве и времени зависят от уровня развития нашего сознания. То есть, в будущем, в сознании постепенно будут формироваться новые формы и виды сознания и, соответственно, будут изменяться и углубляться представления об окружающем мире, в том числе и о пространстве и времени.

Второй вывод, точнее, вопрос можно сформулировать так: если пространство и время это некое предельное восприятие в сознании, то существуют ли реально пространство и время? Или это только наше предельное восприятие неких общих характеристик окружающего мира? Или это предельное восприятие какого-то фона, эфира, вакуума, в котором разворачиваются все события? С точки зрения математики, ответ на этот вопрос может быть таким же, как в примере с рядом чисел. Как теоретический предел пространство и время существуют, практически же этот предел недостижим и, значит, практически пространство и время для нас могут и не существовать. То есть пространство и время могут существовать только как теоретическая реальность, а практически же пощупать пространство и время, нам может быть не дано.

Итак, в окружающей природе существуют понятия, которые мы воспринимаем вполне осознанно, так как это позволяет уровень развития нашего сознания. Существуют такие понятия, которые мы пока не воспринимаем, не ощущаем и даже не подозреваем об их существовании, так как это не позволяет уровень развития нашего сознания. Наконец, существуют такие понятия, которые находятся в пограничной зоне: между тем, что мы уже можем воспринимать, и тем, что мы пока не в состоянии воспринимать. Это такие понятия, которые постепенно проявляются в сознании вместе с развитием самого сознания.

Конечно, границы между этими тремя видами понятий размыты, существуют понятия, находящиеся в пограничных зонах. Но на методологическом уровне мы должны чётко осознавать существование этих трёх типов понятий. Понятия, которые нами вполне осознанны, составляют сущность нашей жизни, изучаются в процессе накопления жизненного опыта и получения образования. Понятиями, которые находятся в пограничной зоне, занимается наука. То есть, наука находит и вводит новые понятия, которые в дальнейшем становятся вполне осознанными. Различными выдуманными и несуществующими понятиями занимаются различные псевдонауки, их у нас тоже хватает.

Очевидно, что к понятиям находящимся в пограничной зоне относятся пространство и время. Частично мы уже воспринимаем эти понятия как физическую реальность, но понять окончательно, что такое пространство и время нам пока не дано, этого не позволяет уровень развития нашего сознания. То есть, пространство и время – это те понятия, которые будут изучаться и осознаваться постепенно, вместе с развитием нашего сознания. Пространство и время – это такие фундаментальные понятия, представления о которых будут дискретно меняться вместе с развитием нашего сознания.

С одной стороны, пространство и время – это аксиоматические понятия восприятия окружающего мира сознанием, которые заданы на генетическом уровне, то есть на уровне подсознания. Поэтому все виды живых существ отражают окружающий мир в пространстве и времени, совершенно не осознавая существование пространства и времени. С другой стороны, эволюция сознания идёт в направлении развития способности отражать и воспринимать окружающий мир и для человека понятия пространства и времени постепенно становятся вполне осознанными понятиями.

В частности, параллельно с развитием сознания развивался математический аппарат, и математические представления всё шире применялись для изучения физики окружающего мира. Были разработаны теория пределов, дифференциальное и интегральное исчисление. И все эти математические методы нашли широкое применение для изучения физики пространства и времени. Думаю, что это стало возможно только в связи с тем, что в сознании человека формируется предельное восприятие, как новый вид сознания. Скорее всего, предельное восприятие представляет собой один из видов воображения человека.

Не скрываю, что когда я изучал некоторые вопросы теоретической физики и теоретической астрономии, формулы для меня были сами по себе, а физическая сущность сама по себе. То есть у меня не возникало ощущения единства физической теории и практики, что меня совершенно не устраивало, поэтому, например, я точно знал, что теоретической астрономией не буду заниматься. Не знаю, кому как, но для меня было важно понимание теории на уровне практических ощущений. Вполне возможно, что подсознательно отсутствие такого уровня понимания и заставило меня заняться проблемой сознания.

Из-за эволюционного рассеяния сознания [3, 5] у разных людей могут быть разные представления о пространстве и времени. У некоторых людей эти представления могут быть совсем не развиты, у них практически отсутствует пространственное воображение, очень слабо развиты причинно-следственные представления. У некоторых людей хорошие представления в рамках трёхмерных представлений и равномерного времени. Некоторые хорошо разбираются и в тех случаях, когда пространство и время могут изменять свои параметры. Наконец, на шизофреническом уровне, можно придумать такие представления о пространстве и времени, которые будут совсем оторваны от реальной действительности. Поэтому мы должны весьма подозрительно относиться к различным продвинутым теориям. Что такое три десятка теорий, объясняющих эффекты ОТО? Это различные способы описания реальной действительности или просто шизофрения?

Итак, наши представления об окружающем мире зависят от уровня развития нашего сознания. А наши представления о пространстве и времени зависят, в частности, от уровня развития той формы сознания, которая отвечает за восприятие пространства и времени, то есть от уровня развития предельного восприятия. Если хотите, это усиливает принцип неопределённости, который появился в квантовых теориях.

Принцип неопределённости Гейзенберга накладывает ограничения на наши экспериментальные возможности в микромире. Из-за чего все наши квантовые теории начинают носить статистический характер. Можно сказать, что это неопределённость первого порядка. А если наши представления зависят и от уровня развития нашего сознания, то появляются ограничения и неопределённость понимания явлений, лежащих в пограничных областях знаний. Можно сказать, что это неопределённость второго порядка. По видимому этот факт придётся признать на наиболее ярком примере развития наших представлений о пространстве и времени. Но если этот факт признать, то вообще поднимается вопрос об относительности всех наших знаний об окружающем мире. Для удобства принцип неопределённости Гейзенберга можно называть первым принципом неопределённости. Неопределённость знаний, зависимость знаний от уровня развития сознания можно называть вторым принципом неопределённости.

Из-за этих принципов неопределённости мы не можем дальше быстро продвигаться в изучении следующих структурных уровней окружающего мира. Из-за неопределённости, накладываемой уровнем развития сознания, все наши теории на следующем структурном уровне, становятся настолько условными, что могут потерять всякий физический смысл. Это будут просто теории для теории, главным достоинством которых станет их внутренняя непротиворечивость.

Нужно ли этим заниматься? Конечно, разработкой всё новых и новых теорий заниматься нужно, потому что именно такие разработки способствуют дальнейшему развитию нашего сознания и постепенному углублению наших представлений об окружающем мире. Только нам нужно научиться более чётко осознавать, насколько эти теории относятся к реальному миру, и насколько к виртуальному миру, порождённому нашим сознанием. Если мы не научимся отдавать отчёт своим теоретическим исследованиям, то эволюция сознания может увести человечество из реального в какой-либо виртуальный мир, например, просто в виртуальный мир бюрократии.

  1   2   3




Похожие:

Аксиоматика восприятия человека. Для физиков. Сознание iconНа пути к системной науке. Аксиоматика системного восприятия человека
Наука в целом должна стать системной наукой, и физика, в частности, тоже должна стать системной, потому что системна сама природа....
Аксиоматика восприятия человека. Для физиков. Сознание iconМ. В. Ломоносова Факультет журналистики Реферат
История есть совершенно особая реальность, которая неотделима от деяний человека и одновременно не исключает влияние природных факторов,...
Аксиоматика восприятия человека. Для физиков. Сознание iconВведение Часть 2 Эфиродинамическая структура вещества
Отсутствие внутриатомной и, тем самым, внутриядерной среды вынудило физиков-ядерщиков и физиков-атомщиков искать абстрактно-математические...
Аксиоматика восприятия человека. Для физиков. Сознание iconНаука и живая этика*
И чем выше сознание, тем выше цельность восприятия окружающей действительности и глубже познание особенностей Мироздания. Именно...
Аксиоматика восприятия человека. Для физиков. Сознание iconВ. П. Визгин Рассматривается почти "тридцатилетняя война" физиков с некомпетентным философско-идеологическим вмешательством властей в науку. Показана связь этой "войны" с историей создания отечественного ядерного
Ядерный щит в "тридцатилетней войне" физиков с невежественной критикой современных физических теорий
Аксиоматика восприятия человека. Для физиков. Сознание iconИзмерения человека
Для некоторых же не в меру ретивых «преобразователей» жизни и человека такие измерения с помощью элементарных геометрических фигур...
Аксиоматика восприятия человека. Для физиков. Сознание iconОсобенности восприятия пространства на рубеже XII и XIII веков в северо-восточной европе
Ментальная карта это образ города, который живёт в сознании человека: улицы, кварталы, площади, имеющие для него важность, связывающие...
Аксиоматика восприятия человека. Для физиков. Сознание icon«Особенности процесса восприятия у учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Нарушения свойств восприятия. Пути коррекции.»
В дивногорской коррекционной школе VIII вида проведен дефектологический всеобуч
Аксиоматика восприятия человека. Для физиков. Сознание iconА. Л. Дмитриев управляемая гравитация москва Новый Центр
Книга предназначена для специалистов-физиков, занимающихся вопросами физики тяготения, а также для всех, интересующихся вопросами...
Аксиоматика восприятия человека. Для физиков. Сознание iconСвятейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Духовно-нравственное воспитание является главной задачей и семьи, и школы и общества закон
Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов