Системная эволюция сознания. Она: «Когда захочешь, ты умеешь делать всё» icon

Системная эволюция сознания. Она: «Когда захочешь, ты умеешь делать всё»



НазваниеСистемная эволюция сознания. Она: «Когда захочешь, ты умеешь делать всё»
страница1/4
Дата конвертации05.09.2012
Размер0.65 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4

- Системная эволюция сознания -


Системная эволюция сознания.


Она: «Когда захочешь, ты умеешь делать всё».

Он: «Всему можно научиться. Но лучше всего я умею

добывать новые знания, хотя оценят это нескоро».


Предисловие ко второму изданию.


Первый вариант статьи «Эволюция сознания»[1] был закончен в 1998 году. Это была своего рода программа, нацеленная на изучение сознания количественными методами. Но к этой главной цели тогда удалось продвинуться только до социологической модели сознания. Что не удивительно, потому что не был решён главный вопрос такого подхода: как измерять сознание, в каких единицах измерять, и что именно измерять. Без решения этого вопроса количественные методы изучения сознания просто не существуют.

А вопрос был решён только в 2009 году в рамках спектрального физического метода, в статье «Шкала информационного восприятия»[2]. Должен сказать прямо, что вопросом разработки теоретического математического метода я заниматься не собирался, и не собираюсь. Потому что, скорее всего, речь идёт о создании теоретических многомерных моделей сознания. Но для этого нужно знать соответствующие разделы математики. А поскольку я не изучал эти методы, то я просто не думал этим заниматься. Но недавно неожиданно откуда-то пришло общее понимание математической трёхмерной модели сознания, и постепенно сформировалась и возникла необходимость написания второго издания статьи «Эволюция сознания», чем я и намерен заняться.

Должен сразу оговориться, что я не намерен переносить во второе издание содержание первого издания. Сохраню и переделаю только главные принципиальные вопросы. В целом, это совершенно новая статья, в которой учитываются все новые представления автора о сознании. И обновлённое название.


Введение.

За время существования жизни на Земле, физические условия на поверхности нашей планеты были достаточно стабильны, то есть химический состав атмосферы, и температура на поверхности Земли резко не изменялись, хотя постепенные или локальные изменения, естественно, были. Собственно жизнь и могла возникнуть и сохраниться только в условиях этой стабильности. Под постепенными изменениями параметров биосферы я подразумеваю такие изменения, влияние которых начинает сказываться через миллионы лет.

Вполне вероятно, что за последний миллиард лет на Земле иногда были катастрофы, например, мощные вулканические извержения или столкновение Земли с астероидом или кометой, при которых физические условия резко менялись, что приводило к исчезновению одних форм жизни и возникновению других видов живых существ. Но в целом, возникновение новых видов живых существ и исчезновение старых происходило плавно и медленно по законам естественного отбора, и за счёт постепенного изменения условий существования биосферы.
Скорее всего, за последние несколько десятков миллионов лет на Земле вообще не было катастроф способных резко изменить физические условия на всей планете и привести к массовой гибели различных форм жизни.

В настоящее время все резко изменилось: по вине человека исчезли многие виды животных, ещё больше находятся на грани выживания; уничтожаются леса, изменился электромагнитный фон, радиационный фон; в результате деятельности человека началось изменение химического состава атмосферы и температурных условий на Земле…. Фактически все эти изменения произошли за последнее столетие. А что такое столетие для планеты? По космическим масштабам – это мгновение. То есть в течение сотен миллионов лет изменения были медленными и плавными, а сейчас, за столетие, условия существования биосферы резко изменяются: с точки зрения эволюции жизни – это катастрофические изменения. То, что делает сейчас на планете человек – это космическая катастрофа для всех форм жизни, в том числе и для самого человека. Поэтому деятельность человека необходимо контролировать.

Понимание этого заставило меня заняться глобальными проблемами. В поисках решения глобальных проблем пришло понимание, что такое решение возможно только при снятии основного вопроса философии: «Материя первична, сознание вторично». Это заставило заняться сознанием человека, вначале в философском плане, потом в научном плане. Научный подход к проблеме сознания потребовал значительного изменения взглядов на природу сознания. Думаю, чтобы понять, кто мы и что с нами происходит, чтобы действительно взять эволюцию человека под контроль, мы должны пересмотреть свои взгляды на природу человека и других форм жизни, особенно на природу СОЗНАНИЯ.


Думаю, что в процессе изучения сознания количественными методами представления о сознании будут многократно уточняться и даже изменяться. И это нормально. Так и должно быть в настоящей науке. Например, за 30 лет изучения феномена сознания, я уже третий раз изменяю ответ на вопрос, что же такое сознание?

Вначале исследований я связал феномен сознания со временем, и постулировал парадигму, что сознанием обладают все формы жизни. В результате удалось многое понять по-новому, и благодаря этому подходу, значительно позже, в конце концов, появилась статья «Аксиоматика восприятия человека»[4], в которой описаны основные принципы восприятия человеком окружающего мира, и описано, как наши представления об окружающем мире зависят от нашего сознания.

Так же значительно позже появился спектральный метод исследования сознания, в результате развития которого, появилось представление, что сознание – это способность воспринимать окружающий мир в форме информации. Но основой сознания я по-прежнему считал осознанную память, потому что вся информация хранится именно в памяти.

Наконец, совсем недавно такие представления о сознании пришлось видоизменить. Память – это всего-навсего осознаваемый информационный ресурс сознания. Кроме него, в сознании имеется и неосознаваемый информационный ресурс – это подсознание. А сознание – это функциональный механизм, который может считывать информацию из осознанной памяти и неосознанного подсознания. Функционально сознание как бы находится между осознаваемой памятью и неосознаваемым подсознанием. В спектральном подходе, сознание – это сам спектр, а не то, что находится ниже него и выше. Именно с такой позиции и написано второе издание «Системная эволюция сознания».


^ Эволюция сознания.


Около 3 миллиардов лет назад на нашей планете Земля возникла жизнь. В процессе эволюции живая материя стала очень разнообразной. Свойства живой материи описываются тысячами, миллионами различных понятий и характеристик. Но любая форма живой материи должна иметь наиболее общую характеристику, которая присуща только живому и которой нет у неживой материи. Любой из нас, наблюдая какой-либо объект окружающего мира, на бытовом уровне сразу понимает живой он или нет. Живая материя отличается от неживой материи своей функциональностью, активностью, деятельностью, и на бытовом уровне мы это сразу понимаем.

Для того чтобы отличать живую материю от неживой на научном уровне, в науке тоже должна существовать такая характеристика, понятие, категория, которая присуща живому и которой нет у неживых объектов. В науке такого понятия нет. С другой стороны, такое понятие есть – это СОЗНАНИЕ. Понимаю, что многие с этим не согласятся, категорически не согласятся, потому что к понятию «сознание» у нас другое отношение: сознанием обладает только человек – и все, это аксиома. Давно пришло время пересмотра этих взглядов, мы должны пересмотреть, значительно расширить и изменить наши представления о сознании.

Итак, в рамках новых представлений, сознание – это способность живой материи воспринимать окружающий мир в форме информации. То есть сознанием обладают все формы жизни. Естественно, сознанием не таким как у человека, другим сознанием, так как сознание может иметь разные формы и виды.

Первые геометрические представления были представлены на рис. 1 в работе «Эволюция сознания»[1]. Продублируем этот рисунок. В этом рисунке уже содержались системные представления о сознании, что во время написания статьи «Эволюция сознания» автор просто не понимал. На рисунке уже есть почти все системные уровни организации сознания: генетическое восприятие (которое на рисунке названо генетической памятью), инстинктивное восприятие, эмоциональное восприятие и логическое восприятие. Нет только интуитивного восприятия. Впрочем, у современного человека интуитивного восприятия пока действительно нет. Оно находится в зачаточном состоянии, и пока формируется в основном на уровне подсознания.

В этом рисунке скрытно уже содержалась шкала информационного восприятия, чего автор в то время тоже не понимал. Расположена она вертикально, снизу вверх, и как бы скрыта шкалой времени. Именно из-за того, что основной акцент делался на шкалу времени, естественно, в то время невозможно было сообразить, что за обычной шкалой времени скрыта информационная шкала. Но в то время до такого понимания было очень далеко.

Около трех ─ четырёх миллиардов лет назад на планете Земля начали формироваться необходимые и достаточные условия для возникновения жизни. Постепенно появилась живая материя. Трудно сказать в какой форме это произошло, тем более что грань между живой и неживой материей размыта: есть растения, кораллы…

Первые организмы, видимо, представляли собой простейшие структуры из вещества. Их сознание представляло собой нечто похожее на простейшие компьютерные программы. Называть эти структуры живыми можно весьма условно. В течение следующих одного, двух миллиардов лет эти структуры постепенно усложнялись. Характерной особенностью этого периода является развитие «жизни для жизни», то есть жизнь развивалась как бы сама для себя, постепенно усложняясь и совершенствуясь, почти не реагируя на внешние условия. Это был своего рода «внутриутробный» период формирования жизни. Наконец, жизнь приобрела такие формы, когда живые существа приняли вид простейших живых организмов в современном понимании этого слова. Сознание их усложнилось настолько, что приняло вид генетической памяти, тоже в







Логическое восприятие Первые люди

Первые гоминиды

Расцвет млекопитающих

Первое мышление Первые приматы

Первые китообразные




Вымирание динозавров

Эмоциональное восприятие Первые птицы

Первые млекопитающие

Динозавры






Первое эмоциональное Первые динозавры

восприятие Рептилии

Крылатые насекомые

Земноводные

Насекомые

Инстинктивное Позвоночные

восприятие Рыбы

Память Беспозвоночные


Генетическая Черви

память Микроорганизмы





Сознание «Внутриутробный» Организмы

период развития

жизни


~ 3 млрд. лет назад. Возникновение жизни.


Рис. 1.

современном понимании этого слова. То есть к концу докембрийской периода появились

довольно развитые формы жизни с достаточно сложной генетической памятью. Начиная с этого времени, эволюция живых существ изучена сравнительно неплохо, хотя и не полностью (правая часть на рис.1). А вот эволюция сознания нами не изучена совсем (левая часть на рис.1).

Этот первый период развития сознания, который продолжался более двух миллиардов лет, можно считать первым системным уровнем организации восприятия информации живыми существами. Для зарождения, развития жизни и сознания это был самый трудный период выживания, если так можно выразиться. В природе сформировался генетический способ восприятия информации, который стал основой развития жизни.

Примерно в этот период произошло разделение жизни на две главных ветви: растительная жизнь и животная жизнь. Жизнь возникла в тех местах, где в течение длительного периода сохранялись стабильные внешние условия. Но какими бы стабильными не были условия, медленные изменения в среде обитания всё равно были. Некоторые формы жизни стали приспосабливаться к изменениям в среде обитания без перемещения в пространстве. То есть эти живые объекты оставались на одном месте, и изменяли форму своего собственного существования. На основе этого способа приспособления постепенно начала формироваться растительная жизнь. Другие формы жизни при изменении внешних условий стремились переместиться в другое место пространства, где параметры среды обитания были такими же, к которым эти формы жизни привыкли. На основе этого способа приспособления постепенно начала формироваться животная жизнь.

К началу палеозойской эры самодостаточный «внутриутробный» период жизни закончился, и начали появляться такие живые существа, развитие которых было направлено на приспособление к внешней окружающей среде: беспозвоночные, первые рыбы, позвоночные, насекомые. Генетическая память живых организмов начала трансформироваться, расширяться, приобретая форму инстинктов и инстинктивной памяти, что было совершенно необходимо для «запоминания» окружающей обстановки и реагирования на изменяющиеся внешние условия. Для жизни в разнообразной среде и изменяющихся условиях, главное – это запоминание окружающей обстановки. Поэтому в качестве основного инстинкта начала формироваться инстинктивная память, как способность запоминать информацию, память в современном понимании этого слова. Сознание живых организмов поднялось на новый уровень развития, память и инстинкты позволяли приспособиться к жизни в различной среде: на суше, в воде, в воздухе. Жизнь как бы закончила «внутриутробное» развитие и начала осваивать окружающее пространство, обживать окружающий мир. Это стало возможно благодаря возникновению и формированию инстинктов и инстинктивной памяти.

Инстинкты открыли новую эру в развитии жизни, поэтому инстинктивное восприятие является вторым системным уровнем организации информации живыми существами.

Именно в этот период начали возникать и формироваться новые виды сознания, например, индивидуальное сознание и групповое сознание. Естественно, эти виды сознания были не совершенны, вначале они возникали просто как различные виды инстинктов, но для развития различных форм жизни это был значительный шаг вперед.

Любое родившееся или появившееся живое существо уже обладает инстинктами, так как инстинкты записаны в генетической памяти. С точки зрения эволюции процесс этот очень медленный и долгий, чтобы научиться записывать жизненно важную информацию на уровне генетической и инстинктивной памяти, природе потребовалось почти два с половиной миллиарда лет. Но природа нашла способ ускорения биологической эволюции.

К концу палеозойской эры некоторые формы жизни достигли такого уровня развития, что им стал необходим «аппарат», позволяющий анализировать обстановку в окружающей среде, и таким «аппаратом» стало формирующееся эмоциональное восприятие. Оказалось, что не обязательно всю жизненно важную информацию записывать на генетическом уровне в форме генетической или инстинктивной памяти, часть этой информации можно передавать путем обмена опытом, путем обучения. Эмоциональное восприятие позволяло достичь этого. Эмоциональное восприятие – это такая форма сознания, которая позволяла быстрее анализировать условия и обстановку в окружающей среде, вырабатывать новые механизмы, например, рефлексы, которые значительно расширяли и ускоряли возможности организмов приспосабливаться к окружающим условиям, что значительно повышало их способность к выживанию. Таким образом, ближе к концу палеозойской эры жизнь совершила новый скачок вперед, возникла новая форма сознания – эмоциональное восприятие.

На уровне инстинктов жизнь приспосабливалась к окружающим условиям пассивно, значит долго и медленно, на уровне эмоционального восприятия – активно, то есть значительно быстрее и эффективнее. Мезозойская эра – это эра формирования и развития новой формы сознания – эмоционального восприятия. Именно в этот период возникли и начали формироваться новые виды животных, в частности, млекопитающие и птицы, которые и в наши дни являются доминирующими видами живых существ. Различные виды сознания этих видов жизни, в том числе инстинкты, индивидуальное сознание и групповое сознание получили новое развитие, и поднялись на более высокий уровень развития – на уровень развития эмоционального восприятия.

Эмоциональное восприятие – это следующий системный уровень организации информации в сознании.

Природа, нащупав механизм ускорения эволюции живой материи, стремится усовершенствовать этот механизм. В конкурентной борьбе за место под солнцем преимущество получают те виды животных, которые быстрее эволюционируют. Хорошо развитое эмоциональное восприятие позволяло получать всё более и более разнообразную информацию об окружающем мире. Чтобы справиться с этим потоком всё возрастающей информации, мозг животных развивается в направлении позволяющим анализировать, сопоставлять эту информацию и делать из этого выводы. Постепенно начинает формироваться новая форма сознания: логическое восприятие. Уже в начале кайнозойской эры появились животные с хорошо развитой корой головного мозга. Со временем появлялись все более умные виды животных, вначале с конкретным мышлением, наконец, появились гоминиды – человекообразные обезьяны, у которых было не только хорошо развитое конкретное мышление, но и появились зачатки абстрактного мышления. Развитие и формирование последнего, в конце концов, привело эволюцию жизни к возникновению первого разумного животного – человека, со способностью к логическому восприятию окружающего мира.

После возникновения мышления, значительное развитие и усовершенствование получили все основные формы и виды сознания. Память, инстинктивное и чувственное восприятие, индивидуальное и групповое сознание видоизменились и достигли более высокого развития – на уровне мышления. Логическое восприятие окружающего мира нужно считать следующим системным уровнем организации информации в сознании.

Скорее всего, достаточно развитое конкретное мышление имеют и некоторые животные, например, человекообразные обезьяны и китообразные. Об этом свидетельствует и хорошо развитая кора головного мозга этих животных, и их способности. Достаточно развитое абстрактное мышление есть только у человека. Почему? Ответ на этот вопрос дает история последних столетий, когда человек, открывая новые земли и, встречая на них людей, которые на тысячи и десятки тысяч лет отставали в своем развитии от современного человека, просто уничтожал себе подобных. Очевидно, человек вел себя так и раньше. Поэтому различные виды гоминидов, которые должны были бы существовать на эволюционной лестнице между человеком и животными, просто были уничтожены более развитыми видами человека.

В настоящее время этот процесс продолжается, то есть человек, по существу, ведет себя как чудовищное животное, уничтожая все живое, в том числе себе подобных, если их взгляды существенно отличаются от его мировоззрения. Поэтому назвать современного человека разумным можно весьма условно. Разумным человек станет тогда, когда поймет эволюцию жизни на Земле и свое место в этой эволюции. Что все формы жизни, окружающие нас – это наши корни. Что сознание человека не возникло из ничего, а сформировалось в результате эволюции всех форм жизни за миллиарды лет. Поэтому мы должны бережно относиться не только к людям, но и к другим видам животных. Вот когда мы это поймем, когда пересмотрим свое отношение к различным видам жизни, тогда мы и станем разумными. Кажется, произойдет это не скоро и не со всеми.

Конечно, процесс эволюции сознания медленный и непрерывный. Переходы от одного системного уровня восприятия информации в сознании к другому уровню тоже плавные и непрерывные. Кроме того, мозг функционирует интегрировано, одновременно используя все информационные ресурсы. Поэтому, с одной стороны, различные системные уровни восприятия и обработки информации довольно условны. С другой стороны, они явно существуют. Почему?

Возможны две причины. Либо мутации, которые порождают новые формы восприятия информации. Либо постепенные эволюционные изменения, когда количественное накопление способов обработки информации, порождает качественное изменение способов восприятия информации.

В астрономии известен такой феномен. В связи с тем, что скорость света конечна, наблюдая звезды, галактики, квазары, мы видим их не такими, какими они являются в настоящее время, а такими, какими они были в прошлом, в зависимости от того, сколько времени идет свет от этих объектов. Например, если выбрать галактики одного типа, находящиеся от нас на различном расстоянии, то можно получить представление об эволюции галактик этого типа, потому что ближайшие из них мы наблюдаем такими, какими они были несколько миллионов лет назад, более далекие – такими, какими они были десятки или сотни миллионов лет назад…

Аналогичный феномен наблюдается в мире живых существ. В процессе эволюции появляются всё новые виды живых существ, причем различия между видами могут быть весьма существенными, но в рамках одного вида изменений почти нет. То есть, если какой-то вид образовался, допустим, 20 миллионов лет назад, а другой – 200 миллионов лет назад, то мы их наблюдаем такими, какими они были, соответственно, 20 и 200 миллионов лет назад. Таким образом, наблюдая различные формы жизни, мы видим далекое прошлое живых существ, причём не только в плане их организмов, но и в плане их сознания. Окружающий мир – это лаборатория, в которой мы можем наблюдать жизнь различных эпох. Это еще один аргумент в пользу того, зачем нам нужно охранять окружающую жизнь и природу. За последние десятки тысяч лет люди истребили громадное количество видов животных. Представляете, какие это для нас потери с точки зрения изучения жизни и сознания? Если бы сохранились гоминиды, которые на эволюционной лестнице располагаются между животными и человеком, то мы бы не считали человека каким-то особым существом, мы бы лучше понимали свою связь с природой и другими живыми существами.

Если предположить, что люди произошли от одного вида гоминидов и в одно время, допустим, 4 миллиона лет назад, то поскольку эволюция зависит от различных факторов, например, от климатических условий, и идет с различной скоростью, то за прошедшие 4 миллиона лет произошло эволюционное рассеяние сознания и среди людей есть такие, которые эволюционно отстают или опережают средние массы людей. Учитывая племена в джунглях, можно предположить, что это эволюционное рассеяние составляет десятки тысяч лет. А если исходить из того, что на разных континентах люди могли появиться в разное время, то это эволюционное рассеяние будет ещё больше. То есть в настоящее время среди нас, людей, есть такие, кто опережает по развитию средние массы, а есть такие, кто отстает. Такова природа человека.

В плане сознания это означает, что сознание некоторых людей развивается с опережением, а других – с отставанием. Причем это не определяется воспитанием или образованием, это результат эволюции сознания. Подробнее об эволюционном рассеянии сознания в статье «Некоторые особенности сознания»[3].

Учитывает ли наше образование, что в одном классе могут сидеть рядом ученики, между которыми эволюционные 30 – 40 тысяч лет? Что одним из этих детей можно пойти в школу в 5 лет, а другим нужно пойти в 8 – 9 лет? Наша система образования это совершенно не учитывает, что порождает массу проблем. Особенно остры эти проблемы там, где требуется абстрактное мышление. Другие виды сознания сформировались раньше и достаточно хорошо развиты у всех людей. Абстрактное мышление человека находится в стадии формирования и эволюционное отставание в 30 – 40 тысяч лет просто означает, что у одних детей оно есть, а у других его нет, и это не компенсируешь никакими методиками.

Наличие сознания нужно учитывать у любого живого существа. В настоящее время очень модной и популярной стала тема клонирования. Но вырастить точную копию какого-либо животного практически невозможно. Даже на биологическом уровне, чтобы получить организм, являющийся копией, необходимо чтобы этот организм жил в той же среде, в которой жил основной организм, с которого снимают копию. Если среда будет другая, то любая инфекция может привести к болезни, и в дублируемом организме появятся отличия на биологическом уровне. А вырастить дубликат с одинаковым сознанием вообще невозможно. Даже если два экземпляра клонированных животных выращивать вместе, то на уровне сознания неизбежно столкновение интересов. Поэтому сознание, то есть поведение, клонированных животных будет различаться.

Вырастить копию человека вообще невозможно, потому что для человека сознание – это главная и основная характеристика, которая в основном формируется за счёт обучения в общественной среде, а повторить среду обучения невозможно.

  1   2   3   4




Похожие:

Системная эволюция сознания. Она: «Когда захочешь, ты умеешь делать всё» iconВ. В. Эволюция сознания. Журнал Доклад
Мурашкин В. В. Эволюция сознания. Журнал «Доклады Независимых Авторов», 2006 г, выпуск №4, стр. 74. Электронный
Системная эволюция сознания. Она: «Когда захочешь, ты умеешь делать всё» iconКсения Марштупа-Зайцева
Но она никуда не пропадает. Она выжидает. Она тоже создает, тихо, медленно правда плетет вокруг нас свой кокон, мы же даже не подозреваем...
Системная эволюция сознания. Она: «Когда захочешь, ты умеешь делать всё» iconХочу сказать «спасибо»…
Я ее очень люблю и знаю, что она меня тоже любит. Мама очень много работает, чтобы нам лучше жилось. Я была у нее на работе. Её там...
Системная эволюция сознания. Она: «Когда захочешь, ты умеешь делать всё» iconИногда люди сходят с ума
Амина проснулась, когда солнце было в зените. Всё тело болело, но снились хорошие сны. Ей было спокойно и легко, как в детстве. Она...
Системная эволюция сознания. Она: «Когда захочешь, ты умеешь делать всё» iconВозможно, мы завтра друг друга забудем
Когда Амина пришла в себя – был уже день, солнце грело ей руки и плечи. Женщине трудно было дышать, тело всё ещё болело после всего,...
Системная эволюция сознания. Она: «Когда захочешь, ты умеешь делать всё» iconУголёк взбивал себе подстилку из мягкого свежего мха. Весь день он был на лапах. Он искал любой повод уйти из лагеря, потому что упрекающие взгляды троицы и Белки ему порядком надоели. Всё равно, ему плевать на них
Йне Белки. И, когда всё Грозовое племя и, главное, Ежевика отвернутся от неё – тогда-то она и поймёт, каково было ему – Угольку –...
Системная эволюция сознания. Она: «Когда захочешь, ты умеешь делать всё» iconБлагородный и старинный род Блэков
Сразу же ложитесь спать, и не болтайте, сказала она, когда все оказались на втором этаже. Завтра у нас тяжелый день. Думаю, Джинни...
Системная эволюция сознания. Она: «Когда захочешь, ты умеешь делать всё» iconНикто ничего не узнает…
Кажется, боль с каждой минутой растёт… Она приобретает ужасающие размеры… я больше не могу видеть ничего, не могу ощущать ни вкуса,...
Системная эволюция сознания. Она: «Когда захочешь, ты умеешь делать всё» iconПерстень с сапфиром (из серии «Похождения профессора Мюнстерлендера»)
Мимо пронеслась маршрутка, битком набитая пассажирами, но она даже не притормозила, когда профессор поднял руку и проголосовал. Вскоре...
Системная эволюция сознания. Она: «Когда захочешь, ты умеешь делать всё» iconЗвезда сияет Звезда… шла перед ними
Когда же они вновь оставили за собою все земное, звезда снова явилась им. Она их ждала на чистом небесном своде, и когда их глаза...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов