Системное обучение icon

Системное обучение



НазваниеСистемное обучение
Дата конвертации05.09.2012
Размер171.93 Kb.
ТипДокументы

Системное обучение.


Введение.


То, что наше образование базируется на использовании памяти, мне было понятно давно. Способность логического восприятия, которую можно выразить словом «соображение», в нашем образовании используется слабо и находится на вторых ролях. Но понимать что-то по частям или на интуитивном уровне – это одно, а вот объяснить на разговорном языке – это совсем другое.

То, что наше образование должно быть разно уровневым, и уровни должны определяться уровнем развития сознания и его особенностями, а не какими-то другими критериями, мне тоже было понятно давно. И в ранее написанных статьях эти мысли прослеживаются, но мысли были не законченными, чего-то в них не хватало. Наконец, концентрация мыслей достигла нужного уровня интеграции и я могу всё разложить по полочкам и объяснить, что и попытаюсь сделать в этой статье.

Пока педагогика даже наукой не является, потому что она строится на основе придуманных нами законов и правил. Советская педагогика строилась по идеологическим соображениям. Где сейчас эти соображения? И вообще, где та «научная» идеология? Но основы той педагогики то остались. Поэтому и пытаются педагогику модернизировать. Очень печально, но кому-то хочется педагогику подогнать под религиозные основы. Вот это будет «педагогическая наука» так наука! Но тогда вначале нужно религию сделать наукой. Это уже будет полный откат к научному средневековью. И если это произойдёт, то удивляться нечему, мы переживаем эпоху технологического варварства.

Педагогика станет наукой только тогда, когда она будет строиться на основе научных представлений о сознании, а этих представлений пока нет. Есть только педагогическое и психологическое шаманство вокруг сознания. А чтобы понять, откуда берутся все шаманские эмерджентные свойства сознания на макроуровне, мы должны науку о сознании сделать системной, и связать её с естественной эволюцией сознания. Тогда и педагогику можно сделать наукой, но это уже должна быть системная наука, то есть педагогика должна стать системной наукой. Естественно, построить такую науку одному человеку не под силу. Да я и не буду пытаться это сделать. Я попробую предложить только каркас этой науки. Подключайтесь, чтобы построить действительно научную педагогику.

Всё связано с эволюцией сознания. Природа долго не могла вывести живые существа к тому уровню, когда восприятие окружающего мира становится как бы разумным. Длительное время функционирование живых существ основывалось на генетической памяти. И даже когда живые существа стали активно осваивать окружающий мир, длительное время это происходило на уровне инстинктов. Это уже особый период эволюции жизни, но всё равно он проходил за счёт использования генетической памяти. Инстинкты – это инстинктивная память, и это всего-навсего разновидность генетической памяти [1].
На микроуровне генетическая память – это ДНК, а на макроуровне некоторые виды генетической памяти формируют новые эмерджентные свойства, которые выглядят в виде инстинктов.

Эволюция жизни с использованием генетической памяти очень медленная. А в конкурентной борьбе за выживание побеждает тот вид, который будет эволюционировать быстрее. Поэтому постепенно начали формироваться рефлексы, иначе говоря, рефлекторная память. Это такая память, которую не нужно записывать на генетическом уровне, а которая каким-то образом запоминается в организме. И уже на этой базе постепенно в процессе эволюции появилось то, что мы называем эмоциями. Начало формироваться эмоциональное восприятие.

Фактически эмоции – это просто новый вид памяти, когда живые существа для запоминания информации перестали записывать информацию на генетическом уровне. Эмоциональная информация перестала записываться в сознании навечно, эмоциональную информацию можно просто запомнить и забыть, а когда нужно, эту информацию можно снова вспомнить. Слова «эмоции» и «память» – это почти слова синонимы, на 80% − 90% они подразумевают одно и тоже смысловое понимание, остальные смысловые отличия – это просто различная эмоциональная окраска эмоциональной памяти.

Формы жизни, у которых сформировалась эмоциональная память, начинают приглядывать за своим потомством. И на первоначальном этапе после рождения, они должны обучать и воспитывать своих детёнышей. Так что природная педагогика возникла задолго до появления человека на Земле. У живых существ эмоциональное восприятие на основе памяти начало формироваться несколько сотен миллионов лет назад и в настоящее время оно хорошо развито у многих видов животных. Естественно, эмоциональное восприятие очень хорошо развито у человека.

Но постепенно эмоциональная память тоже стала перегружаться информацией и в сознании начала формироваться такая способность, когда не обязательно всю информацию нужно было записывать уже в эмоциональную память. Это начало тормозить эволюцию жизни. В эмоциональную память стала записываться только очень важная информация, базовая информация, а за счёт этой новой способности, которая на макроуровне воспринимается нами в виде нового эмерджентного свойства, и которую можно назвать мышлением или соображением, остальную информацию можно было восстановить. То есть начал формироваться новый вид памяти: логическая память. Это такой вид памяти, когда базовая информация запоминалась, а остальную информацию можно было добавить, достроить за счёт соображения, мышления. У живых существ начало формироваться логическое восприятие, и произошло это несколько десятков миллионов лет назад.

Думаю, что в борьбе за выживание, все виды живых существ обитающих на суше и обладающих зачатками мышления были уничтожены человеком. И на Земле остался только один вид с развитым логическим восприятием – это человек. Вполне возможно, что в океане тоже сохранились живые виды с довольно развитым логическим восприятием, но доказать это и проверить не так просто, потому что логическое восприятие у водных живых существ будет сильно отличаться от логического восприятия человека.

Логическое восприятие у многих людей достигло хорошего развития, и на этой основе в сознании возникла новая эмерджентная способность, которую мы называем мышлением или соображением. Это такой способ освоения информации, когда запоминается только базовая информация, а остальную информацию человек восстанавливает за счёт мышления и соображения.

Более того, у некоторых людей начитает формироваться ещё более новая способность, когда логическую информацию человек восстанавливает не по порядку, не по цепочке, а с опережением на много шагов вперёд, как мы говорим, с использованием интуиции. У человека начитает формироваться интуитивное восприятие. Это такое бессловесное восприятие, когда что-то человеку становится понятно сразу, без слов, без формул. Но чтобы объяснить это новое «что-то», эту новую информацию, приходится восстанавливать и выстраивать логическую цепочку к этой новой информации. Тех, кому это удаётся сделать, история записывает в гении.


Системное образование.


Итак, определимся, что для нас важно с точки зрения педагогики. Начну с юмора, может, с иронии. Инстинктивного образования у нас нет. То есть то, что записано на генетическом уровне, для нас грех, и это нигде не изучается. Секса у нас нет, кроме того, это греховная область, и это та сфера, которую дети изучают самостоятельно, часто на улице. Так принято в природе и, значит, мы поступаем правильно.

Всё остальное изучается в школе, но из-за эволюционного рассеяния сознания [1], [2] и из-за того, что в дошкольный период многие дети не получают нормального развития, способности у всех разные. Изобразим некоторые возможные варианты способностей в виде информационного спектра [3], [4] на рисунке.

Понятно, что охватить все возможные варианты особенностей сознания невозможно, их бесконечное множество. Но чтобы ухватить суть идеи, достаточно рассмотреть особенности сознания у четырёх групп детей, информационные спектры которых изображены на рисунке и обозначены цифрами.





Большинство людей и детей имеют информационные спектры сознания, которые относятся к типу 2 и 3, максимум информационного спектра находится в области эмоционального восприятия или между эмоциональным и логическим восприятием. Или их информационные спектры широкие и объединяют спектры 2 и 3 вместе. Оценочно, людей с такими информационными спектрами сознания от 60% до 80%. Это означает, что у таких детей хорошая или прекрасная эмоциональная и (или) логическая память, и они с успехом могут обучаться в нашей школе, ориентированной, прежде всего, на использование возможностей памяти. Более того, и к нашей общеобразовательной школе не может быть особых претензий: большинство детей у нас в школе обучают правильно, поскольку большинство детей имеют такие информационные спектры, которые соответствуют основным методам обучения. Претензии могут быть в вопросах обучения и воспитания детей, которые относятся к 1 и 4 группам.

На различных основных видах памяти нужно остановиться подробнее. Эмоциональная память позволяет легко запоминать информацию, связанную с эмоциями, или которую легко можно связать с эмоциями. Хорошая эмоциональная память позволяет успешно учиться по таким предметам как, например, литература, история, иностранный язык. Но только на основе эмоциональной памяти нельзя изучить, например, геометрию. Детей, относящихся ко 2 группе можно считать гуманитариями.

Логическая память позволяет легко запоминать информацию, связанную с логикой. Хорошая логическая память позволяет успешно учиться по таким предметам как, например, математика, физика. Детей, относящихся к 3 группе можно считать естественниками.

Если у ребёнка ярко выраженная эмоциональная память, группа 2, то такой ребёнок будет учиться успешно по предметам гуманитарного цикла, а по естественнонаучным предметам у него будут проблемы. Если у ребёнка ярко выраженная логическая память, группа 3, то всё будет с точностью «до наоборот». По естественнонаучным предметам он будет учиться успешно, а с гуманитарными предметами у него будут проблемы. Дети, у которых хорошо развита и эмоциональная, и логическая память одновременно, будут учиться успешно по всем предметам за счёт хорошей памяти.

Различия между детьми из 3 и 4 групп лучше всего понять на изучении геометрии. Ребёнок из 3 группы чётко помнит все формулировки теорем и доказывает их строго в соответствии с изложением в учебнике. Он изучает их на основе логической памяти. Но если такому ребёнку по ходу доказательства задать сбивающий вопрос, то он может запутаться в доказательстве. Ребёнок из 4 группы во всём допускает импровизацию. Даже в формулировке теоремы он передаёт смысл и может отклониться от формулировки данной в учебнике. Он может легко придумать другое доказательство, которого нет в учебнике. Или использовать доказательство из учебника, но в свободной интерпретации. Потому что он изучает геометрию на основе мышления и соображения. Если в процессе доказательства такой ребёнок позволит излишнюю вольность в доказательстве, и учитель попытается его запутать, то ребёнок может ввязаться в дискуссию и добраться до истины. Детей, относящихся к 4 группе можно считать исследователями.

Проблема в том, что большинство учителей принадлежат к группам 2 и 3, и им нравятся чёткие ответы по учебнику. И дети такие им тоже нравятся. А вот особые дети из 4 группы не нравятся, потому что они могут выглядеть чаще «умнее» учителя. И у таких детей возникают проблемы с учителями. Учителя хотят, чтобы эти дети были такими как все. А эти дети не могут быть такими. И учителя часто это просто не понимают. Кстати, если вы учитель из 4 группы и пытаетесь использовать нестандартные методы обучения, то у вас могут возникнуть проблемы с инспекторами и методистами, которые принадлежат к группам 2 и 3. Наша педагогика часто смотрит на всё очень узко, и эта узость определяется учителями или инспекторами. Настоящее творчество допустимо в очень узких пределах.

К сожалению, есть дети, у которых информационный спектр сознания относится к типу 1 на рисунке. Это дети со слабыми способностями к обучению. Не будем вдаваться в подробности, кто в этом виноват больше, наследственность или слабое развитие этих детей в дошкольный период. Главное, что такие дети есть и всегда будут, и с ними надо что-то делать. У таких детей более-менее хорошо развита только рефлекторная память, и чтобы запомнить даже простейшую информацию, им её нужно многократно повторять, чтобы запомнить эту информацию на уровне рефлексов. А поскольку в школе к таким детям предъявляют общие требования, то обучение в школе для таких детей превращается в пытку. Все знают, что такие дети не способны получить всеобщее среднее образование, но закрывают на это глаза. Вместо того чтобы для таких детей создать специальные программы, когда они за те же 11 лет освоят посильный им курс 5 – 7 классов, мы их загоняем в обязательное среднее образование. Кого мы обманываем? А потом удивляемся, откуда у нас чуть ли не два миллиона беспризорников, да эти дети просто пытаются удрать из такого общества. Это претензия не к школе, а ко всему обществу: общество не в состоянии дать людям со слабыми способностями, достойную им жизнь. В обществе к таким людям должно выработаться отношение почти как к инвалидам, инвалидам со слабым развитием сознания. Сколько нам нужно времени, чтобы понять эту простую истину и не обманывать самих себя?!

Часто дети из 1 группы теоретическим занятиям предпочитают практические занятия по изготовлению каких-то практически полезных вещей. Поэтому детей, относящихся к 1 группе можно считать практиками или производственниками.

К существованию различных детей и людей можно относиться и более системно. Скорее всего, природа пытается создать разные подвиды человека [1]. И один из этих подвидов – это человек эмоциональный. То есть это такие люди, которые не стремятся развивать свою логику, их вполне устраивает жизнь на эмоциональном уровне. И дети из первой группы это и есть люди из подвида человек эмоциональный. Но мы этого не понимаем, и пытаемся как всех, научить всему. Но реально это не получается, поэтому мы придумали различные бюрократические уловки, и на бумаге у нас все одинаковые. Сколько нам понадобится времени, чтобы понять и принять игру Природы по созданию разных подвидов человека?

Теперь о детях, информационный спектр которых относится к типу 4 на рисунке. Это дети, у которых особенно хорошо развито логическое восприятие. У таких детей великолепное соображение и мышление. Вполне возможно, что и хорошая интуиция, просто этого толком никто не знает. Но у них обыкновенная память, то есть эмоциональная и логическая память, развита не очень хорошо. На эволюционной лестнице развития человека эти дети стоят «впереди планеты всей». Но из-за того, что у них обычная память обыкновенна, в нашей школе такие дети часто попадают просто в обыкновенные «хорошисты» или даже середнячки. Наша школа таких детей не замечает или даже отбраковывает.

Теперь сравним людей из 3 и 4 групп. У людей из 3 группы великолепная память, в том числе великолепная логическая память. Они быстро и сразу всё запоминают, всё помнят и знают. Именно в этой группе рождаются такие дети, которых считают вундеркиндами. Именно из этой группы выходят медалисты и краснодипломники. Именно из этой группы выходят хорошие специалисты в различных областях деятельности человека. И я ничуть не умаляю их достоинство. Но у этих людей часто не очень хорошее соображение, а интуиция вообще слабая. Поэтому такие люди не очень способны создавать нечто новое, опережающее своё время. Такие люди могут быть великолепными режиссёрами, композиторами, учёными, инженерами и создавать великолепные разработки для своего времени. Но они часто не способны опередить своё время, они плохо приспособлены для работы на будущее.

Работать на будущее более способны люди из 4 группы, у которых великолепное соображение, интуиция, но у которых не выдающаяся память. Из-за чего таких людей у нас не ценят ни в школе, ни в обществе. И у нас часто именно такие люди вынуждены идти в юмористы, блистая своим умом за кулисами или на сцене. Хотя каждый из них на своём месте мог бы принести обществу гораздо больше пользы, если бы общество это понимало. Сколько времени понадобится нам, чтобы понять особые способности детей и людей из четвёртой группы? А сколько понадобится времени, чтобы научиться использовать эти способности?

Пока с детьми из 4 группы мы вообще не умеем работать. Да, иногда рождаются дети опережающее своё время. Но, на первый взгляд, это часто почти обычные дети. Просто иногда они непонятным образом правильно решают задачи, задают странные вопросы, правильно угадывают ответы. Но проходит время, и наша школа делает их обыкновенными, делает такими как все. Потому что так положено. И попробуй тут возразить, сразу попадёшь в немилость. Работать с детьми, у которых особенно хорошо развито соображение и интуиция, в нашей школе не умеют, да и не хотят. Есть стандарты обучения и легче всех загнать в рамки этих стандартов, хотя бы по отчётности. Что с учителя и требуют, и чаще всего большинство бессловесно подчиняется этим требованиям. Хотя реально, эти стандарты, в том числе и ЕГЭ, ориентированы только на детей из 2 и 3 групп.

Итак, с точки зрения системного подхода, образование должно быть многоуровневым. Но уровни должны определяться не профессиональными, социальными или какими-то другими потребностями общества. Уровни должны определяться максимальными возможностями развития различных типов сознания. В частности, в школе может быть три уровня.

Основной общеобразовательный уровень можно оставить без существенных изменений. Этот уровень рассчитан на большинство учащихся, которые в процессе образования опираются на использование различных видов памяти, группы 2 и 3.

Для учащихся со слабым развитием сознания, группа 1, необходимо ввести особый, я бы сказал, необязательный уровень образования. Потому что многие учащиеся реально даже этот уровень могут усвоить весьма условно. И на этом уровне учащимся нужно давать какой-то минимум теоретических знаний, а в основном на этом уровне нужно сосредоточиться на получении практических знаний, необходимых для жизни в современном урбанизированном обществе.

Для детей с особо развитым соображением и интуицией, группа 4, тоже нужно создавать специальные школы. Образование, которое раньше было в профильных спецшколах, мы почти растеряли. Сейчас в этих спецшколах в основном учатся не те, кто там способен учиться, а те, у кого есть деньги. Такие школы необходимо восстановить и нормально финансировать. Принимать в такие школы нужно действительно способных и одарённых детей, и совсем не обязательно отличников, принимать по конкурсу, и не стесняться отчислять неуспевающих. Приём в такие школы детей, у родителей которых есть деньги, это тоже своеобразный самообман общества. Пусть богатые родители сами создают для своих детей школы с особыми условиями учёбы, и пусть самообманом занимаются самостоятельно.

Системное образование и системная педагогика должны стать реальными. Если образование останется таким как сейчас, на бумаге, то у нашей страны нет будущего. Каждый родитель и каждый учащийся должны знать, что аттестат они получат по реальным способностям и реальному труду. В противном случае никакая модернизация образования ничего не даст, это будет очередная бюрократическая модернизация на бумаге. Рано или поздно такое бумажное заигрывание с народом лопнет, и всё развалится. Хорошо, если развалится только липовое образование, но развалиться может и вся страна. Впрочем, большинство людей не в состоянии смотреть в будущее и такое заигрывание их вполне устраивает.

Ну а если мы начнём «модернизировать» педагогику с учётом требований религии, то мы вообще останемся в хвосте эволюции, даже социальной эволюции.

Проблема в том, что образование связывает в единый образовательный клубок вместе и учителей, и детей. Условно говоря, эмоционального ребёнка по настоящему может понять только эмоциональный учитель, логического ребёнка по настоящему может понять только логический учитель, интуитивного ребёнка по настоящему может понять только интуитивный учитель. Эмоциональным детям повезло, большинство учителей в школах эмоциональные учителя, и они друг друга взаимно понимают. Логическим детям повезло значительно меньше, потому что логических учителей в школах довольно мало. А вот интуитивным детям совсем не повезло, для них учителей в школах вообще нет.

Иначе говоря, любой учитель стремится учить и воспитывать детей по своему подобию. Каковы учителя, такими будут и дети. Если среди учителей случайно окажется тот, кто пытается плыть против течения, то от такого учителя коллектив постарается быстро избавиться. Это же правило распространяется и на директоров, и на инспекторов... Мы живём в обществе, которое любит стандарты.

Дети из 2 и 3 групп попадают в диапазон стандартизации, и у них всё более-менее нормально. Дети из 1 группы очень хотят попасть в стандартизацию, но не могут, потому что не хватает способностей. Дети из 4 группы могут попасть в стандартизацию, но часто не хотят. Так что если мы хотим всех детей и учителей загнать в государственный стандарт, то гордиться тут особо нечем. Стандарты годятся только для среднестатистических людей.

Единый государственный экзамен с правом выбора мог бы в значительной мере устроить детей из всех групп. Но у детей нет права выбора экзамена по русскому языку и математике, а это уже не устроит многих детей, особенно из 1 и 4 групп. Наше образование часто не даёт возможность детям из 1 и 4 групп реализовать свои природные способности.

Восприятие человеком новых знаний зависит от уровня развития его сознания. Предположим, нам удалось наблюдать в природе какое-то новое явление. Человек из 2 группы будет искать объяснение этому явлению на эмоциональном уровне, так как у него наиболее развито эмоциональное восприятие, вполне вероятно, что его объяснение будет с божественным оттенком. Человек из 3 группы будет искать объяснение на логическом уровне, составляя логическую цепочку из нескольких звеньев. Если явление не сложное, то он найдёт ему правильное объяснение. Если явление сложное, и для его объяснения требуется длинная логическая цепочка, то он может не найти объяснения или даст ошибочное объяснение. Самая высокая вероятность дать правильное объяснение будет у человека из 4 группы. Вначале он может понять природу нового явления на бессловесном интуитивном уровне, и уже после может достроить логическую цепочку для его объяснения. Логическая цепочка может оказаться длинной, и на её построение может уйти много времени, но у человека из 4 группы будут лучшие шансы дать новому явлению правильное объяснение.

Человек из 4 группы способен решить любую задачу, но поскольку задачу он будет решать за счёт соображения, то на решение ему нужно некоторое время. Точно так же учащийся из 4 группы может решить любую учебную задачу, но для этого ему нужно некоторое время и справочники. ЕГЭ не даёт таким учащимся времени для размышлений. И это главный минус ЕГЭ. ЕГЭ в той форме, которую мы используем, отсевает детей со слабой памятью, но он отсевает и детей с сильным мышлением.

Логическое восприятие у человека начало формироваться всего несколько миллионов лет назад. По эволюционным меркам это очень мало. И мышление у людей развито ещё довольно слабо. И даже люди, у которых довольно сильное мышление, не могут использовать его быстро. На размышления всегда нужно время, часто много времени. Наша педагогика этого совсем не понимает.

Итак, правильное обучение, образование и педагогика должны стать системными. Это означает, что обучение должно строиться на основе существования уровней развития сознания, и никак иначе. Только в этом случае педагогика может стать наукой. Современная педагогика – это всего-навсего идеологическое ремесло, потому что она строится не на основе научных представлений о сознании, а на основе часто не совсем понятных бюрократических установках, или вообще на способности платить деньги.


Системная педагогика.


Детство не может проходить без воспитания. Ребёнок должен готовиться к взрослой жизни. Часть воспитания проходит в семье. Это очень важная часть воспитания. Какой ребёнок видит семью, в которой он растёт, и семьи своих ближайших друзей, такую семью он и будет строить в своей взрослой жизни. И с этим у нас большие проблемы. Очень наивно полагать, что если ребёнок из неблагополучной семьи или вообще из интерната, то он сможет в будущем создать хорошую семью. Этот вопрос больше зависит не от теоретических знаний о семье, в основном он зависит от своего собственного практического опыта. И если у ребёнка не будет опыта жизни в хорошей семье, то он навряд ли сможет создать хорошую семью.

Взрослая жизнь – это работа в коллективе, это довольно разнообразная общественная жизнь. И к этой жизни ребёнка нужно готовить. Школа – это маленькая модель общества, и наиболее целесообразно ребёнка готовить к взрослой общественной жизни в школе. В советские времена такая тенденция просматривалась. Не хочу говорить о том насколько пионерская или комсомольская жизнь была приближена к реальной жизни. Но сам подход был правильный. В модели школьного общества на моральном уровне было всё: и преуспевающие, и неуспевающие, и примерные, и нарушители. С нарушителями велась предупредительная работа и на пионерском уровне, и на комсомольском уровне, и на уровне педагогического коллектива.

Сейчас всё это заброшено. Дожились до того, что ребёнку нельзя ничего говорить негативного, это будет нервировать ребёнка. Нельзя сделать замечание, нельзя наказать, нельзя выпроводить с урока. Это что, подготовка к взрослой жизни? Думаете, за порогом школы с ними будут так же нянькаться?

В школе детскую жизнь отгородили от взрослого влияния. Но от улицы её нельзя отгородить. И влияние улицы налицо. В школах часто процветает дедовство, когда старшие обижают или просто обирают младших. В детской среде процветает хамство, курение, развратный образ жизни. И никому ничего нельзя сказать.

Но раз это есть, значит, это кому-то нужно. Иногда создаётся впечатление, что у нас к власти пришёл криминал, и этот криминал хочет оградить своих членов от влияния общества. В частности, в школе, хочет оградить и защитить своих будущих членов от влияния педагогов. И это у них неплохо получается. И всё общество с этим смирилось. Но тогда какое будущее нас ожидает?

В воспитании тоже должно быть несколько уровней, и в процессе взросления воспитание должно постепенно приближаться к реальной взрослой жизни. Воспитание тоже должно быть системным, но ненавязчивым. К чему привело навязчивое пионерское и комсомольское воспитание мы уже знаем. В воспитании у ребёнка должен быть выбор нескольких позитивных моделей жизни в обществе. Но этот выбор ребёнок должен делать самостоятельно.


Литература.


1. Мурашкин В. В. Эволюция сознания. Журнал «Доклады Независимых Авторов», 2006 г, выпуск №4, стр. 74. Электронный вариант: http://dna.izdatelstwo.com/volume4.htm

http://wladimir-murashkin.narod.ru


2. Мурашкин В. В. Некоторые особенности сознания. Журнал «Доклады Независимых Авторов», 2006 г, выпуск №4, стр. 107. Электронный вариант: http://dna.izdatelstwo.com/volume4.htm

http://wladimir-murashkin.narod.ru


3. Мурашкин В. В. Количественная классификация сознания. Журнал «Доклады Независимых Авторов», 2007 г, выпуск №6, стр. 84. Электронный вариант: http://dna.izdatelstwo.com/volume6.htm

http://wladimir-murashkin.narod.ru


4. Мурашкин В. В. Шкала информационного восприятия. Журнал «Доклады Независимых Авторов», 2009 г, выпуск № 13, стр. 13. Электронный вариант: http://dna.izdatelstwo.com/volume13.htm

http://wladimir-murashkin.narod.ru


16.03.2010 – 17.12.2010.







Похожие:

Системное обучение iconДистанционное обучение в школе
В моу «сош им. М. М. Рудченко с. Перелюб»проходит дистанционное обучение школьников 9-11 классов по 9 предметам
Системное обучение iconМоу сош №6 г. Липецка
«Обучение, которое, обеспечивая полноценное усвоение знаний, формирует учебную деятельность и тем самым непосредственно влияет на...
Системное обучение iconМодульное обучение
Модульное обучение дает возможность провести в жизнь второй путь развития. Какие же изменения в учебном процессе связаны с введением...
Системное обучение iconДокументы
1. /Системное Программное Обеспечение.doc
Системное обучение iconПроект по математике Автор проекта ученица 7 класса Букаева Катя
Моя презентация поможет сделать обучение первоклассников более светлым и радостным. Пусть обучение станет царством смекалки, фантазии,...
Системное обучение iconДокументы
1. /Системное программирование на персональном компьютере.pdf
Системное обучение iconОбразовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок
Безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует пятибальная форма отметки как форма количественного выражения...
Системное обучение iconСоциальный вычет на обучение: условия и порядок получения
Тем, кто получает платное образование, приходится платить за обучение немалые суммы. Но их можно уменьшить, воспользовавшись социальным...
Системное обучение iconКонспект урока по физической культуре для 8-го класса. Тема урока: Баскетбол. Задачи Продолжать обучение основам баскетбола. Совершенствование передвижений в защитной стойке баскетболиста
Дальнейшее обучение технике ведения мяча с изменением направления, переводу мяча перед собой
Системное обучение iconСтуденты и учащиеся!
Сегодня часть из вас учится бесплатно, а часть оплачивает свое обучение. Но права и интересы всего студенчества, всех студентов и...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов