Аранян Ольга Ивановна 2007 год пояснительная записка icon

Аранян Ольга Ивановна 2007 год пояснительная записка



НазваниеАранян Ольга Ивановна 2007 год пояснительная записка
Дата конвертации21.09.2012
Размер167.04 Kb.
ТипПояснительная записка

Саратовский институт повышения квалификации и переподготовке работников образования


ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС

ОРИЕНТАЦИОННЫЙ


ДЛЯ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ


В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ» 9 КЛАСС








Подготовил:

Учитель технологии

Высшей категории

МОУ СОШ №32

Г. Энгельс

Аранян Ольга Ивановна


2007 год

^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


МАРКЕТИНГ – ОСНОВА ЛЮБОГО БИЗНЕСА


Знание основ маркетинга позволит нашим выпускникам быстрее адаптироваться в сложных рыночных условиях.

Этот курс об отношениях потребителей с поставщиками, основанных на их взаимопонимании и доверии. Изучив его, учащиеся смогут эффективно и рационально планировать свой трудовой процесс.

Знания, полученные во время обучения, становятся «оружием» деятельности. О необходимости формирования деятельного знания говорил еще Я.А. Коменский: «Молодежи нужно уже заранее преподносить все, что ей встретится в жизни, чтобы в жизни им ничего не могло встретиться такого, в чем бы они не упражнялись в школе».

Курс маркетинга преподается практически во всех высших учебных заведениях. Рыночные условия развиваются со стремительной скоростью, поэтому понимание основ маркетинга позволит нашим учащимся развить интерес к самообразованию, сформировать навыки и умения научного поиска, содействовать укреплению связей учебы с практикой.

Методики преподавания данного курса позволят учащимся перейти от пассивных ролей обучаемых к активным формам современного бизнес - образования. Эффективность и результативность занятий зависят от правильного выбора методов обучения и их оптимального сочетания. Деловые игры, мозговые штурмы. Работа в группах – учит учащихся работе в команде, воспитывает дух коллективизма и ответственности. Защита презентаций – это творческая работа учащихся, в которой отражены полученные знания и применение их в решении возникающих проблем посредством исследовательской деятельности.


^ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА


Основной целью курса обучения является формирование у учащегося соответствующих знаний в области маркетинга. В результате обучения учащиеся научаться основным концепциям маркетинга, основным понятиям, а также способам эффективного их применения.
Главная особенность курса является не лекционная часть, а практические занятия, где учащиеся в группах смогут применить полученные знания.

* Как находить свой целевой сегмент?

* Что такое маркетинговая смесь?

* Товар и его анализ

* Цена и факторы ценообразования

* Общение с потребителями

* SWOT анализ и способы его применения


Существует дефицит социальных навыков, необходимых для реагирования на растущие изменения и конкуренцию на рынке. Обучаться нужно постоянно, знания как молоко, сегодня оно хорошее, а завтра оно уже прокисло.

Учащиеся будут оценивать сами себя, по мере прохождения курса, разбившись на группы, они будут выбирать победителей по итогам презентаций на каждом уроке. Как в жизни, кто хуже сделал презентацию, тот и проиграл.

В завершении будет проведен итоговый контроль (генеральная презентация всего изученного материала).

.


^ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА


№ п/п

Название темы

Кол-во часов

Краткое содержание и практическая часть

1

Этапы эволюции маркетинга, развитие отечественного маркетинга

Миссия организации

2

Историческая справка о маркетинге

Создание предприятия и разработка миссии

2

Сегментация – определение своего потребителя

2

Факторы сегментации

Определение своего потребителя

3

Товар, услуги и его анализ

2

Трехуровневый анализ товара

Создание УДТ нового товара

4

Цена и факторы ценообразования

2

Факторы ценообразования

Практическое определение цены

5

Общение с потребителями

2

Личностное и безличностное общение

Общение с потребителями

6

SWOT анализ

2

Сильные и слабые стороны

Итоговая презентация




ИТОГО

12






^ ЗАНЯТИЕ №1


ЭТАПЫ ЭВОЛЮЦИИ МАРКЕТИНГА


Маркетинг – умение определять и делать то, что нужно окружающим.

Сегодня это философия бизнеса. Он заставляет предприятия производить, а торговлю продавать то, что нужно потребителю, позволяет каждому найти свое место в жизни и быть полезным другим.

История маркетинга состоит из трех этапов:

  • 1902 -1950 (сбытовой маркетинг)

  • 1950-1970 рост масштабов производства и высокий уровень конкуренции

  • 1975- н/в – доктрина современного бизнеса, его философия.

В нашей стране знакомство с маркетингом состоялось в 70-е годы. И только после перехода России на рыночные условия, маркетинг занял достойное место.

^ Система ценностей организации

Каждая организация имеет свои собственные ценности, действующие внутри нее. Даже если они не провозглашены специально и четко, каждая организация работает на основе определенных морально-этических принципов и имеет определенные культуру и философию.

Перечень возможных ценностей очень велик, вот лишь несколько из них:

  • Конкурировать жестко, но честно по отношению к конкурентам.

  • Постоянно улучшать качество и потенциальные возможности товаров или услуг, предлагаемых организацией

  • Понимать запросы потребителей и соответствовать им, предоставлять им продукт, стоящий их денег

  • Заслуживать репутацию, основанную на качестве товаров или услуг и обслуживания потребителей

  • Быть полезными и честными реагировать на запросы потребителей как можно быстрее

  • Быть современными и квалифицированными в производстве товаров и услуг, в постанове и осуществлении работ

  • Быть уверенным в том, что все сотрудники полностью понимают, что от них требуется и почему.

  • Развивать внутренние и внешние связи на основе честности и доверия.

  • Относиться к каждому сотруднику справедливо и с уважением, предоставлять соответствующие такому подходу оплату труда и условия

  • Поощрять и развивать утверждение чувства гордости за организацию и ее достижения

  • Поддерживать политику равных возможностей.

^ Миссия организации

Польза, приносимая или обещаемая обществу, называется миссией данного дела, данной организации.

Понимание миссии, доверие к декларации о миссии во многом определяет отношение общества и его институтов к конкретному делу, к его исполнителям - отдельным лицам, организациям. В меру доверия к сообщению о миссии на нее ориентируются в оценках того, в чем состоит содержание предпринятого дела. В этом отношении сообщение о миссии может определять ответную реакцию со стороны потенциальных потребителей, партнеров и конкурентов. Сообщение о миссии может иметь форму прямой декларации, например:

"Миссия нашей организации - обеспечение общества продуктами питания". Миссия может выражаться действиями, намеками. Заявляемая миссия может быть честной, действительно совпадающей с целями предпринимателя, а может и не соответствовать реальному положению дел, быть ложным продуктом, продвигаемым, чтобы "купить" благосклонное отношение со стороны социального окружения. В любом случае, пытаясь понять и представить себе какое-нибудь дело, полезно выявить и определить его миссию, как одну из важных его характеристик.
^

Главные вопросы на которые нужно отвечать при составлении миссии: почему мы существуем?


Почему существует наша организация? Кто мы? В чем заключается наша деятельность? Какова позиция нашей организации на рынке? В чем уникальность нашей организации? Для чего существует наша организация? Что является основной функцией организации? Что является глобальной целью организации? Для кого существует организация? Кто наиболее важные заинтересованные лица организации? Какую базовую потребность обеспечивает наша организация? Все – от уборщицы до директора – должны понимать, куда, для чего и во имя чего мы идем.

^ ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Используя метод мозгового штурма придумать вид бизнеса и название вашей организации. Создать миссию организации. Время (15-20 минут)

^ ЗАНЯТИЕ №2


СЕГМЕНТАЦИЯ – ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВОЕГО ПОТРЕБИТЕЛЯ


Трудно себе представить преуспевающие организации, которые не вполне удовлетворяют своих потребителей. В мире свободной конкурентной экономики корпорация не сможет работать стабильно, если позволит отвлечь свое внимание от основной миссии бизнеса – обслуживание своих клиентов. Если она сумеет обслуживать потребителей более эффективно, чем это делают ее конкуренты, прибыль будет обеспечена.

Чтобы хорошо обслуживать потребителей, вам необходимо:

  • Выделить тех потребителей, на которых вы можете ориентироваться

  • Понимать специфические потребности выбранных вами потребителей

^ Факторы, влияющие на решение потребителя

На потребности, нужды и желания Ваших потребителей влияют следующие факторы:

· экономические,

· возраст и стадии семейной жизни,

· география,

· образ жизни,

· психология,

· социальное положение,

· род занятий,

· культура и давление со стороны "своего круга".
^
Распространение новинок

Восприятие нового товара или услуги у разных потребителей бывает различным.

Роджерс предложил разделить покупателей на 5 групп.

1. "Пионеры освоения" (2,50%)

2. Ранние последователи (13,50%)

3. Активное большинство (34%)

4. Консервативное большинство (34%)

5. Отстающие (16%)

Цели сегментирования

1. Сегментирование помогает сконцентрировать усилия компании на тех группах потребителей, спрос которых она надеется удовлетворить.

2. Сегментируя рынок, Вы удовлетворяете потребности Ваших клиентов лучше, чем это делают ваши конкуренты.

^ Критерии сегментирования

Психографический: · социальное положение, · личные качества, · стиль жизни.

Демографический: · возраст, · образование, · доход.

Географический: · страна, · регион.

Поведенческие категории:· отношение, характер использования товара и реакция на товар потенциальных потребителей. · потребительский стаж. · выгода потребителя.

^ Требования к сегменту

1. Размер: сегмент должен быть достаточно велик либо по численности, либо по покупательскому потенциалу.

2. Измеримость: возможность отождествить представителей сегмента и таким образом разумно определить их число и предугадать поведение в качестве потребителей.

3. Соответствие: основание для выбора сегмента должно соответствовать важнейшим характеристикам предлагаемых товаров или услуг.

4. Доступность: сегмент после того, как он определен, должен быть легко достижим для работы с ним.

^ Выбор целевых сегментов

При охвате рынка существует 3 вида стратегий:

· единственный сегмент; · несколько сегментов; · полный охват рынка.

^ ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 2 И 2А

Определить свой целевой сегмент.

Распределить потребителей по группам, согласно критериям сегментирования.

^ ЗАНЯТИЕ №3


ЧТО ТАКОЕ ТОВАР

Филипп Котлер, известный автор публикаций в области маркетинга, определяет товар следующим образом: "Товаром является все, что может быть предложено на рынке с целью удовлетворения чьих-либо желаний и потребностей. Им могут быть физические объекты, услуги, люди, места, организации и идеи".

^ Трехуровневый анализ товара

Одним из способов анализа товаров и услуг является представление товара или услуги по трехуровневой схеме. При трехуровневом анализе товара различают: сущность товара, фактический товар и добавленный товар. Любая организация продает не товары или услуги, а решение проблем, удовлетворение потребностей и желаний.

Товарная политика: использование товарных марок, упаковка, маркировка.

Стратегии реализации товара.

Жизненный цикл товара и портфель товара. Матрица БКГ

^ Уникальные достоинства товара (УДТ) - это свойства и достоинства Вашего товара, отличающие его от товаров конкурентов.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Разработка новых товаров. УДТ
^
Смотри приложение.
ЗАНЯТИЕ 4



ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

Когда не было денег, ценность объекта определялась его надобностью по отношению к другим доступным вещам.

Чтобы показать ценность товара и оправдать его цену, поставщик должен делать акцент на том, что он предлагает в совокупности. Качество долго помнят, в то время как о цене быстро забывают.

Существует три основные составляющие процесса формирования цены:

(1) ^ Оценка издержек - цена не должна быть меньше затрат.

(2) Учет цен и предложений конкурентов - мы должны определить свою позицию относительно цен конкурентов: будет ли наша цена выше или ниже.

(3) ^ Исследование ожиданий покупателей имеющихся и потенциальных покупателей - мы должны знать, готовы ли они платить больше (или меньше) того, на что мы рассчитываем.


^ ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОЦЕСС ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

Спрос на товар называют неэластичным, если количество проданного товара слабо меняется при существенном изменении цены.

Позиционирование нашего товара зависит от того, каким видят потребители предлагаемый нами товар по сравнению с аналогичной продукцией конкурентов.

^ Важно информировать потребителя о всей совокупности того, что относится к Вашему предложению.

Психологически лучше воспринимается, когда цена выражаться нецелым числом.

^
СТРАТЕГИИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

Рассмотрим стратегии ценообразования для существующих и новых товаров. Стратегии ценообразования определяются к моменту запуска товара, однако в зависимости от реакции конкурентов и потребителей в них могут вноситься коррективы.

  • снижение цен

  • лидирование в цене

  • следование за ценой

  • «снятие сливок»

  • проникновение

^ ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №4

Разработать стратегию ценообразования.


ЗАНЯТИЕ №5


ОБЩЕНИЕ С ВАШИМИ ПОТРЕБИТЕЛЯМИ


Цель общения состоит в извещении кого-либо о том, что вы можете удовлетворить его нужды, решить его проблему или предложить ему нечто выгодное для него.

Эффекты при воздействии на внешнюю аудиторию:

1. Увеличение продаж.

2. Улучшение имиджа.

3. Позиционирование марки товаров.

4. Влияние на покупательские привычки потребителей.

5. Обеспечение информацией.

6. Заботы о потребителе.
^

Процесс коммуникации


Есть два главных вопроса, важных для рекламодателя:

  • Как реклама захватывает наше внимание (каким образом совместный эффект сообщения и средства может превысить посторонний шум и вызвать немедленный отклик)?

  • Как сохранить длительный интерес к марке (как мы воспринимаем или пытаемся воспринимать достоинства марки, описываемые в объявлении)?.

Процесс коммуникации
^

Средства коммуникации


Средства

Тип

Примеры

Безличные

Реклама


Воздействие на общественное мнение (паблисити)

Телевидение, пресса, радио, кино, уличные объявления, прочие

Пресс-релизы, спонсорство

Личные

Личные продажи

Персональная торговля

Торговые ярмарки и выставки

Записки, письма, доклады


Реклама по почте, телемаркетинг
^

Личные средства коммуникации


Содержание сообщения в этом случае четко «настроено» на определенное лицо или организацию. Благодаря этому имеется большая вероятность, что сообщение будет услышано и понято. Личная коммуникация, несомненно, очень эффективна. Личное общение охватывает все – от торговли по телефону до почтовых рассылок рекламы ил использования электронной почты.


^ МОЗГОВОЙ ШТУРМ тема: Модель человека. Заполнить качества.




Личность Специалист


Индивид


Зоны безопасности человека в коммуникации


Публичная 3,6 м.

Социальная 1,2 – 3,6 м.

Личная 0,5 – 1,2 м.

Интимная 0,15 м.

^ Комплекс средств коммуникации

Стратегия «притягивания» - стратегия, нацеленная увеличение потребительского спроса – может быть достигнута с помощью рекламы и стимулирования потребителя.

Стратегия «подталкивания» нацелена на дистрибьюторов и может с успехом использоваться с помощью агентов по продаже для стимулирования оптовых покупателей скупать продукцию, а розничных продавцов – заполнять полки, предпочитая ваши товары конкурентов.

^ ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №5

Определите комплекс рекламных шагов для продвижения вашего товара на рынке.


ЗАНЯТИЕ №6


Определение структуры и факторов внешнего окружения
^

Анализ факторов внешнего окружения


Согласно модели ключевых элементов внешнего окружения, последнее может быть разделено на 2 части: "ближнее" и "дальнее", и, соответственно, факторы внешнего окружения - на 2 группы факторов.

СТЭП - факторы (социальные, технологические, экономические и политические) представляют собой ту часть "дальнего" окружения, на которую менеджеры способны оказать очень малое влияние, не говоря уже о контроле; и все-таки эти факторы могут сильно влиять на показатели деятельности Вашей организации. Необходимо понять эту часть окружения, чтобы поставить свою организацию в наилучшее положение для извлечения выгоды из благоприятной ситуации и для противодействия множеству неблагоприятных факторов.

"Ближнее" внешнее окружение, т.е. конкурентное окружение, составляет ту часть окружения, на которую Вы можете оказать определенное влияние, но контролировать ее почти невозможно. Вам необходимо понять эту часть окружения, чтобы получить преимущество в конкуренции путем использования Ваших сильных сторон, учета Ваших слабых сторон, а также использования слабых сторон конкурентов.

SWOT-анализ

SWOT-анализ следует проводить в два этапа.

^ Первый этап SWOT-анализа – распределение данных аудита в соответствующие разделы: сильные и слабые стороны, возможности и угрозы.

К сильным сторонам относятся внутренние факторы, например, высокое качество товара, цены, которые ниже, чем у конкурентов, или уровень и качество подготовки продавцов. Эти факторы считаются сильными сторонами, поскольку дают определенные преимущества в конкурентной борьбе.

^ К слабым сторонам также относят внутренние факторы, например, малые размеры организации по сравнению с основными конкурентами или ограниченный бюджет на рекламу. По сути, это могут быть факторы, которые важны для Ваших потребителей, но по которым Вы слабее конкурентов.

^ Возможности (благоприятные) исходят из внешней среды, такие, как изменение вкусов потребителей, новые рынки для экспорта, благоприятные курсы валют, снятие государственных ограничений и т.п. Эти факторы могут способствовать Вашему бизнесу.

^ К угрозам также относятся внешние факторы, такие как выпуск нового товара конкурентом, появление нового соперника, предлагающего низкие цены, или неопределенность в политике правительства. Эти факторы могут негативно сказываться на Вашем бизнесе.

^ ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №6

Определить сильные и слабые стороны вашей организации.


Список используемой литературы


  1. Арустамов Э.А. Похомкин А.Н. Организация предпринимательства. Учебное пособие М.: издательство Книготорговый центр «маркетинг», МУПК 2001 г.

  2. Абрютина М.С. Грачев А.В. Анализ коммерческой деятельности предприятия» учебно-практическое пособие 2-е издание М. Издательство «Дело и сервис» 2000 г.

  3. В. Бочаров Корпоративный маркетинг – СПБ: Питер 2001 г.

  4. Раицкий К.А. Экономика предприятия изд. Информационно- внедренческий центр «Маркетинг» М. 2000 г.

  5. Терехин В.И. Настольная книга менеджера “Управления фирмой” “Экономика” Москва 1998 г.

  6. Практический маркетинг. Учебник для Вузов/ Н.Ф. Самсонов А.А. Володин, Н.П. Баранникова; под редакцией проф. Н.Ф. Самсонова – М.: финансы, ЮНИТИ 2002г.

  7. Наперов В.А. Увлекательный менеджмент. Педагогическое общество России Москва 2007г.

  8. Материалы курсов Открытого Университета Великобритании: Практический маркетинг. Москва ЛИНК 2004г.




Похожие:

Аранян Ольга Ивановна 2007 год пояснительная записка iconАранян Ольга Ивановна 2007 год пояснительная записка
Охватывает все – от торговли по телефону до почтовых рассылок рекламы ил использования электронной почты
Аранян Ольга Ивановна 2007 год пояснительная записка iconОткрытое акционерное общество «комета» пояснительная записка к годовой финансовой (бухгалтерской) отчетности за 2011 год
Данная Пояснительная записка является неотъемлемой частью годовой бухгалтерской отчетности за 2011 год, подготовленной в соответствии...
Аранян Ольга Ивановна 2007 год пояснительная записка iconСтасенко Марина Ивановна, 33 года; сценарий разработан в 2008 году с. Владимировка 2008 год пояснительная записка
Вместе с праздником, посвящённым Дню Победы, в школу входит история нашей Родины, ее славные патриотические, военно-героические традиции,...
Аранян Ольга Ивановна 2007 год пояснительная записка iconТематическое планирование по геометрии 8 класс пояснительная записка
А. В. Погорелов. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2007., что соответствует «Федеральному перечню учебников, рекомендованных (допущенных)...
Аранян Ольга Ивановна 2007 год пояснительная записка iconПояснительная записка Пояснительная записка
Это способствует повышению целостности обучения, позволяет реализовать требования единства программы. Затем должно идти раскрытие...
Аранян Ольга Ивановна 2007 год пояснительная записка iconМилованова Ольга Ивановна, воспитатель мдоу детский сад №1 «Оленёнок»
Милованова Ольга Ивановна, воспитатель мдоу детский сад №1 «Оленёнок» с. Байкит», первая квалификационная категория
Аранян Ольга Ивановна 2007 год пояснительная записка iconУчебный план На 2011-2012 учебный год Государственного общеобразовательного учреждения лицея №179 Калининского района Санкт-Петербурга Пояснительная записка к учебному плану лицея
Комитета по образованию правительства Санкт-Петербурга «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга...
Аранян Ольга Ивановна 2007 год пояснительная записка iconБолдырева Ольга Анатольевна Евстафьев Валентин Андреевич Орлова Карина Юрьевна Санкт-Петербург 200 8 пояснительная записка Данная программа
Для ребенка любого возраста игра является прежде всего инструментом познания, средством развития интеллекта, формирования наблюдательности,...
Аранян Ольга Ивановна 2007 год пояснительная записка iconПояснительная записка Общие положения
Учебный план мкоу кантемировский лицей на 2012 – 2013 учебный год разработан на основе
Аранян Ольга Ивановна 2007 год пояснительная записка iconРабочая программа по биологии для 6 класса 2010-2011 уч. Год составила Кинзбурская Т. В. Пояснительная записка
Муниципальное общеобразовательное учреждение Сосновская средняя общеобразовательная школа №1
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов