Согласовано. Утверждено icon

Согласовано. Утверждено



НазваниеСогласовано. Утверждено
страница1/12
Дата конвертации22.09.2012
Размер2.1 Mb.
ТипОсновная образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


Согласовано. Утверждено.

Председатель управляющего совета школы Директор школы

…………………… ……………………..

Ганжа Н.М. Меркушева О. А.


ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Муниципальное образовательное учреждение

Беляевская средняя общеобразовательная школа


2011 г.


Разработчики ООП МОУ Беляевская СОШ:

  1. Жигулева Л.Ю., заместитель директора по УМР

  2. Долгих Е.А. заместитель директора по ВР

  3. Казакова А.А., учитель начальной школы

  4. Бабушкина Н.Г., учитель начальной школы



Адрес школы 618119

Пермский край

Оханский район

с. Беляевка

ул. Камская, 24

телефон 8 (34-279)-3-46-60

E-mail: bel-school@yandex.ru


Пояснительная записка


Данная программа разработана коллективом педагогов, родителей начальной ступени образования МОУ Беляевская средняя общеобразовательная школа, рассмотрена и принята Управляющим советом образовательного учреждения (протокол № от 0.0.2011г.).

Основная образовательная программа начального общего образования разработана на основе п. 6,7 ст. 32 Закона РФ «Об образовании», ст.14,15 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МОиН РФ № 373 от 06 октября 2009 года), Примерной ООП НОО.

Данная основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

ООП сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения.
Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:

  • с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности

ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

  • с освоением новой социальной позиции, расширением сферы

взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

  • с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли

ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

  • с формированием у школьника основ умения учиться и

способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

  • с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает

черты адекватности и рефлексивности;

  • с моральным развитием, которое существенным образом связано с

характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет): центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов; ·развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

ОУ несёт ответственность за выполнение ООП перед родителями (законными представителями), учащимися и учредителем. Ежегодно директор школы выступает с публичным докладом о выполнении ООП школы, который публикуется на сайте ОУ.


^ Актуальность программы.


Необходимость разработки образовательной программы начальной школы связана с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования. Следствием быстрого обновления знаний становится требование непрерывного образования на основе умения учиться. В современном обществе смысл и значение образования меняются. Теперь это не просто усвоение знаний, а импульс к развитию способностей и ценностных установок личности учащегося. Сегодня происходит изменение парадигмы образования — от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика.

Начальное образование выступает важнейшим средством самореализации и самоутверждения ребёнка как субъекта, уже способного определить цель, смысл и ценность требований современной культуры к учебной, семейно-бытовой, досуговой деятельности человека. Формируемые на данной ступени навыки обеспечивают не только дальнейшее развитие ребёнка, но и активное восприятие и осмысление текущей повседневной жизни, получение радости от умелого проявления жизненных сил, приобретаемых в процессе взросления знаний и умений.

Актуальность предлагаемой программы заключается в том, что умение учиться, составляющее основу личностного развития учащегося, означает умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия.

Образовательная программа начальной школы направлена на удовлетворение потребностей:

• обучающихся — в программах обучения, стимулирующих развитие познавательных и творческих возможностей личности;

• общества и государства — в реализации программ развития личности, направленных на формирование способностей к продуктивной творческой деятельности в сфере науки, культуры, общественных отношений, которые обеспечат в будущем становление интеллектуальной элиты;

• села Беляевка — в сохранении и развитии традиций села.

Образовательная программа начального общего образования МОУ Беляевская СОШ создана с учётом особенностей и традиций учреждения, предоставляющих возможности учащимся в раскрытии интеллектуальных и творческих возможностей личности.

Специфика контингента обучающихся определяется тем, что МОУ Беляевская СОШ - школа для всех, где обучаются дети, проживающие в населенных пунктах Беляевского и Андреевского сельских поселений Оханского муниципального района, сельских населенных пунктов Осинского муниципального района.

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.


^ Задачи реализации ООП НОО:

  1. Обеспечить регулирование различных аспектов освоения метапредметных умений, т.е. способов деятельности, применимых в рамках, как образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

  2. Обеспечить воспитание, социально-педагогическую поддержку становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

  3. Сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье и безопасность обучающихся, обеспечить их эмоциональное благополучие.

  4. Создать систему психолого-педагогического сопровождения детей «группы риска» (медицинские, социальные, учебные, поведенческие).

  5. Создать педагогические условия, обеспечивающие не только успешное образование на данной ступени, но и широкий перенос средств, освоенных в начальной школе, на следующие ступени образования и во внешкольную практику.


^ Принципы и подходы:

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно - деятельностный подход, который предполагает:

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;

- переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

- ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

- учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;

- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.


^ Общая характеристика


Планируемые результаты освоения основной образовательной программы:

- личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

- метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

- предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностные результаты формируются за счёт реализации, как программ отдельных учебных предметов, так и программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Метапредметные результаты формируются за счёт реализации программы формирования универсальных учебных действий и программ всех без исключения учебных предметов.

Разработанная МОУ Беляевская СОШ основная образовательная программа НОО предусматривает:

- достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья. В школе формируется один 1 - й класс, обучение в котором ведется по УМК «Перспектива».

- выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

- организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

- участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

- использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа (РКМЧП; информационные технологии; проектно-исследовательские и др.)

- возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников;

-включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (района, села) для приобретения опыта реального управления и действия.

^ Методической основой является совокупность современных методов и приемов обучения и воспитания, реализуемых в УМК «Перспектива». Учебники эффективно дополняют рабочие и творческие тетради, словари, книги для чтения, методические рекомендации для учителей, дидактические материалы, мультимедийные приложения (DVD-видео; DVD-диски со сценариями уроков, реализующих деятельностный метод обучения; CD-ROM диски; презентационные материалы для мультимедийных проекторов; программное обеспечение для интерактивной доски и др.), Интернет-поддержка и другие ресурсы по всем предметным областям учебного плана ФГОС (ФГОС, раздел III, п.19.3.).


Портрет выпускника начальной школы:


  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;

  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.



^ Этапы и фазы реализации основной образовательной программы


В соответствии с возрастными особенностями младших школьников, с основными направлениями образовательной системы «Перспектива» начальный этап развивающего образования в МОУ Беляевская СОШ соответствует 1-4 классам общего образования; основная образовательная программа начального образования условно делится на три этапа:

^ Первый этап (первые два месяца первого класса) – переходный адаптационный период от дошкольного образования к школе.

Цель: обеспечить плавный переход детей от игровой к учебной деятельности.

^ Второй этап (вторая четверть 1 класса – первое полугодие 3 класса).

Цель – конструирование коллективного «инструмента» учебной деятельности в учебной общности класса.

Этот период характеризуется тем, что:

1) оформляется мотивация учения, зарождаются познавательные интересы, выходящие за рамки учебных предметов;

2) происходит формирование учебной деятельности в классе;

3) самостоятельность ребенка достигает того уровня, когда часть учебной работы на этапе коррекции своих действий он может и стремится выполнить сам, без посторонней помощи;

4) складывается коллектив класса как учебное сообщество.

^ Третий этап (второе полугодие третьего года обучения – четвертый год обучения), как и первый, имеет переходный характер. Этот этап опробования в разных ситуациях сконструированного в совместной деятельности «инструмента» учебной деятельности, рефлексия общих способов действия учащихся, формирование основ умения учиться.

Цель данного периода начального образования - построить отсутствующий в современной педагогической практике главный, постепенный, некризисный переход школьников с начальной на основную ступень образования

Учебный год представляет собой условный отрезок времени в календарном году, выделенный для систематического обучения детей. Учебный год соответствует этапам разворачивания учебной деятельности в классе. В связи с этим в нем выделяются три фазы:

- фаза совместного проектирования и планирования задач учебного года (фаза «запуска»);

- фаза постановки и решения учебных задач года;

- рефлексивная фаза учебного года.


^ Фаза совместного проектирования и планирования учебного года (сентябрь)


Основными задачами первой фазы учебного года являются следующие:

- дать возможность младшим школьникам определить стартовый уровень знаний и умений, которые будут необходимы им в учебном году для дальнейшего обучения;

- провести коррекцию знаний и умений, без которых двигаться дальше невозможно, восстановить навыки, которые могли бы быть утрачены в ходе летнего перерыва;

- создать ситуации, требующие от учеников определения границы своих знаний и очерчивания возможных будущих направлений учения;

Для решения этих задач внутри первой фазы учебного года выделяется четыре последовательных этапа совместных действий учащихся и учителя:

1 этап – проведение стартовых проверочных работ по основным учебным предметам;

2 этап – коррекция необходимых для данного учебного года знаний (способов/средств предметных действий) на основе данных стартовых работ через организацию самостоятельной работы учащихся;

3 этап – определение границ знания и незнания в каждом учебном предмете; фиксация задач года и форма их представления;

4 этап – представление результатов самостоятельной работы учащихся по коррекции их знаний.


^ Фаза совместной постановки и решения системы учебных задач

(октябрь - первая половина апреля)


В этой фазе в рамках постановки и решения учебных, учебно-практических задач создаются условия и предоставляются возможности для полноценного освоения следующих действий и систем действий:

- инициативного поиска и пробы средств, способов решения поставленных задач, поиска дополнительной информации, необходимой для выполнения заданий, в том числе – в открытом информационном пространстве; сбора и наглядного представления данных по заданию;

- моделирования выделяемых отношений изучаемого объекта разными средствами, работа в модельных условиях и решение частных задач;

- самоконтроля выполнения отдельных действий: соотнесения средств, условий и результатов выполнения задания;

- адекватной самооценки собственных учебных достижений на основе выделенных критериев по инициативе самого обучающегося (автономная оценка);

- самостоятельного выполнения учащимися заданий на коррекцию своих действий, а также расширения своих учебных возможностей с использованием индивидуальных образовательных траекторий;

- содержательного и бесконфликтного участия в совместной учебной работе с одноклассниками как под руководством учителя (общеклассная дискуссия), так и в относительной автономии от учителя (групповая работа);

- самостоятельного написания собственных осмысленных и связных небольших текстов (10-15 предложений);

- понимания устных и письменных высказываний.


^ Рефлексивная фаза учебного года

(вторая половина апреля – май)


Основными задачами заключительной фазы учебного года являются:

- определение количественного и качественного прироста в знаниях и способностях учащихся по отношению к началу учебного года;

- восстановление и осмысление собственного пути движения в учебном материале года, определение достижений и проблемных точек для каждого учащегося класса (учащимися);

- предъявление личных достижений учащегося классу, учителю, родителям, предъявление достижений класса как общности (родителям, школьному сообществу).

Данная фаза содержит несколько этапов организации образовательного процесса:

1 этап – подготовка и проведение итоговых проверочных работ, анализ и обсуждение их результатов;

2 этап - проведение межпредметного образовательного модуля в форме проектной задачи;

3 этап - подготовка и демонстрация (презентация) личных достижений учащихся за год.


^ Условия реализации основной образовательной программы

начальной школы


  1. Кадровые условия реализации программы.

Специфика кадров МОУ Беляевская СОШ определяется квалифицированными специалистами, большим инновационным потенциалом, ориентацией на успех в профессиональной деятельности, в развитии творческих способностей. Педагоги школы прошли обучение и владеют современными образовательными технологиями. Педагоги имеют успешный опыт разработки и внедрения инновационных проектов и программ, умеют осуществлять мониторинг экспериментальной деятельности и рефлексивный анализ её хода и результатов. Образовательное учреждение предусматривает преемственность методов и форм организации дошкольного и начального общего образования за счёт максимально полного охвата детей различными образовательными услугами, оптимизации интеллектуальной нагрузки, что, в отличие от искусственного ускорения, даёт возможность сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье детей, обеспечивает их гармоничное развитие.

Кадровое обеспечение образовательной программы строится на основе социального заказа системы педагогического образования и соответствует требованиям к подготовке нового поколения педагогов, способных к инновационной профессиональной деятельности, обладающих высоким уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному процессу образования. Педагогические сотрудники МОУ Беляевская СОШ имеют базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимаются научно-методической деятельностью. В педагогическом коллективе школы есть все необходимые специалисты: учителя-предметники, воспитатель дошкольной группы и ГПД, логопед, библиотекарь, педагоги дополнительного образования.

^ Состав и квалификация педагогических кадров начальной школы МОУ Беоляевская СОШ. Высшее педагогическое образование имеют 50 % педагогических работников, среднее специальное — 50 %; высшую квалификационную категорию имеют 50 %, первую — 50 % человек.




п/п

Специалисты

Функции

Количество специалистов в начальной школе/ квалификация

1.

Учитель начальных классов

Организация условий для успешного продвижения ребенка в рамках образовательного процесса

1. Казакова Ангелина Александровна, высшая квалификационная категория

2. Бабушкина Нина Геннадьевна, первая квалификационная категория


2.

Педагог дополнительного образования

Обеспечивает реализацию вариативной части ООП НОО

Каракулова Елизавета Алексеевна;

Окулова Светлана Викторовна;

Байдина Алена Вячеславовна

3.

Административ-ный персонал

Обеспечивает для специалистов ОУ условия для эффективной работы, осуществляет контроль и текущую организационную работу

Меркушева Ольга Александровна – директор МОУ Беляевская СОШ

Жигулева Людмила Юрьевна – зам. директора по УМР

Долгих Елена Александровна - зам. директора по ВР

4.

Медицинский персонал

Обеспечивает первую медицинскую помощь и диагностику, мониторинг здоровья учащихся и выработку рекомендаций по сохранению и укреплению здоровья, организует диспансеризацию и вакцинацию школьников

Харламова Евгения Александровна– медицинская сестра;

Утликова Юлия Александровна – врач общей практики (сотрудничество по договору)

5.

Информационно-технологический персонал

Обеспечивает функционирование информационной структуры (включая ремонт техники, выдачу книг в библиотеке, системное администрирование, организацию выставок, поддержание сайта школы и пр.)

Каракулова Елизавета Алексеевна - заведующая библиотекой

Окулова Светлана Викторовна - учитель информатики

* Помощь педагогу в выявлении условий, необходимых для развития ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями оказывают приезжающие (по договоренности) психологи МОУ Острожской СОШ, СОШ № 1 и Оханского детского дома.

^ 2. Финансовые условия реализации программы.

Ежегодный объём финансирования мероприятий программы уточняется при формировании бюджета. При финансировании МОУ Беляевская СОШ используется региональный нормативно-подушевой принцип, в основу которого положен норматив финансирования реализации программы в расчёте на одного обучающегося. Используется бюджетное финансирование. Распределение расходования средств в МОУ Беляевская СОШ: приобретение оборудования — 20%; приобретение программного и методического обеспечения — 10%; модернизация материально-технической учебной базы — 50%; повышение квалификации и переподготовка педагогических работников — 20%.

^ 3. Материально-технические условия реализации программы.

МОУ Беляевская СОШ располагает материальной и информационной базой, обеспечивающей организацию всех видов деятельности младших школьников, соответствующей санитарно-эпидемиологическим и противопожарным правилам и нормам. В области материально-технического обеспечения образовательного процесса в школе оборудовано: 1 кабинет информатики, 2 кабинета технологии, 1 спортивный зал: приобретён новый спортивный инвентарь, закуплена новая ученическая мебель в все кабинеты начальной школы, переоборудованы рабочие места учителей, обновлена и дополнена медиа - и видеотехника, обновлён и пополнен библиотечный фонд, обновлено и пополнено программно-информационное обеспечение, создан методический кабинет, созданы дополнительные условия для укрепления здоровья воспитанников: современно оснащённый медицинский кабинет. Имеется интернет, школьный сайт.




п/п

Название техники

Количество (шт)

1.

Стационарные компьютеры

1

2.

Мобильные компьютеры (ноутбуки)

1

3.

Принтеры

1

4.

Мультимедийные проекторы

1


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12




Похожие:

Согласовано. Утверждено iconСогласовано согласовано утверждено
Состязания организуются Национальным клубом породы «Немецкий дратхаар» и Тамбовским региональным обществом охотников и собаководов...
Согласовано. Утверждено iconСогласовано: Согласовано: Утверждено: Начальник тоу роспотребнадзора Методист му мпц моу заведующая мбдоу петровского района д/с №12 «Рябинка» Карелина С.
Сетка организованной образовательной деятельности в мбдоу детском саду №12 «Рябинка»
Согласовано. Утверждено iconРасписание уроков
...
Согласовано. Утверждено iconРасписание уроков
Согласовано: с начальником тоу роспотребнадзора Согласовано: председатель проф ком. Моу сош с. Мунино Утверждено: директор Моу сош...
Согласовано. Утверждено icon«согласовано» «утверждено»
К работе на компьютере допускаются учащиеся, прошедшие инструктаж по технике безопасности и имеющие сменную обувь
Согласовано. Утверждено icon«согласовано» «утверждено»
К работе в компьютерном классе допускаются лица, ознакомленные с данной инструкцией по технике безопасности и правилам поведения
Согласовано. Утверждено icon«согласовано» «утверждено»
К работе в компьютерном классе допускаются лица, ознакомленные с данной инструкцией по технике безопасности и правилам поведения
Согласовано. Утверждено icon«согласовано» «утверждено»
Начальник территориального отдела Роспотребнадзора в г. Белая Калитва Белокалитвинском, Тацинском, Морозовском, Милютинском, Обливском...
Согласовано. Утверждено icon«согласовано» «утверждено»
Женщины со времени установления беременности и в период кормления ребенка грудью к выполнению всех видов работ, связанных с использованием...
Согласовано. Утверждено icon«согласовано» «утверждено»
Женщины со времени установления беременности и в период кормления ребенка грудью к выполнению всех видов работ, связанных с использованием...
Согласовано. Утверждено icon«согласовано» «утверждено»
К работе в кабинете информатики допускаются учащиеся с 1-го класса, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов