Электродрезина icon

Электродрезина



НазваниеЭлектродрезина
Дата конвертации31.08.2012
Размер84.48 Kb.
ТипДокументы

КОЛЕЯ

Для многих любителей железных дорог слово “Узкоколейка” вызывает некоторый священный трепет. Дело как правило не в параметрах колеи, 750 мм. против обычных 1520, а в некоем духе приключений который они олицетворяют. Когда рельсы заросли травой, а маленький тепловозик прорубается сквозь ветки, легендарные кадры- косые рельсы и дрезины на путях, нависающих над оврагом - это и есть узкоколейки. Глухие северные деревни, куда не скоро пройдёт асфальт - и это узкоколейки.

К сожалению, таких линий уже почти и не осталось, хотя, есть исключение. Наверное, линия УЖД в селе Борщёво под Клином самая близкая к Москве узкоколейка.

Дорога эта была построена в 1935-м году для Кирпичного завода, в 1954 году дорогу продлили на 45 км (первоначально её длина была 6 км) для лесовозных и торфовозных целей, но в 1965 году дорогу закрыли из-за исчерпания ресурсов. С апреля 1965-го года поезда там больше не появлялись…

Мой участок находится в селе Борщёво в 300 метров от этой УЖД, и отец в своё время достал трёхвагонную дрезину на электрическом ходу и 2 маленькие дрезины- с ручным приводом и мотоциклетным движком. Линию соединили небольшим отрезком рельсов с участком. Для каких целей- это до сих пор остаётся загадкой. Скорее, для романтики. Ручная дрезина на второй месяц жизни вышла из строя по причине разрыва цепи, которой ручка была связана с колёсами. До сих пор не могу найти цепь, чтобы снова привести эту уникальную вещь в рабочее состояние.

Мотоциклетная дрезина тоже в аварийном состоянии по причине неработающего движка. Зато электродрезина, самое уникальное транспортное средство живо и по сей день.

Электродрезина


Сама дрезина представляет собой трехвагонную открытую «электричку», с вместимостью вагона 8 человек. Ход у неё на аккумуляторах, которые подзаряжаются или от электрической сети или от второго двигателя, который работает в режиме генератора, расположенного на третьем вагоне. Есть два поста управления: в первом и третьем вагоне, как две кабины в настоящей электричке. Управление примитивное, от небольшой рукоятки, которой собственно и регулируется ход поезда. Очень интересная и занимательная вещица. Именно с её помощью я смог проехать по всей этой линии и получить массу ощущений.

Итак, раннее июньское утро… Легкий туман ещё не рассеялся, солнце только начинает подниматься над лесом, хотя уже достаточно светло. Над деревней тишина… Я выхожу из дома, у ворот меня ждёт друг Кирилл, с которым мы и поехали по этой линии. Пока Кирилл располагается на дрезине и грузит вещи на второй вагон, я открываю калитку, через которую проходит соединительная ветка «участок-линия».
Но вот последние приготовления закончены, я подключаю всё электрооборудование дрезины и перевожу ручку в «Ход-1» Чуть дернувшись и звякнув сцепками, дрезина медленно отъезжает от маленького настила, который выполняет роль посадочной платформы. Медленно, не более 5 км/ч состав из 3-х вагонов катится по участку и также, не торопясь, мы выезжаем за пределы участка и подкатываемся к стрелке, которая и ведёт на основную линию. Остановившись, и проверив ещё раз всё и вся снова перевожу ручку контроллера в «Ход 1» с снова также медленно, покачиваясь на стрелке мы въезжаем на основную линию. Потом ручку в «Ход-2» и «Ход-3», и дрезина начинает ускорение. Сразу в деревне начинают лаять собаки, кричать петухи… Метров 500 мы едем по полю и потом проезжая территорию сельского кладбища въезжаем в лес. Поначалу, рельсы сильно заросли травой и их почти не видно.

Въезд в лес


Ветки нависают над головой, бьют по лицу, словно говоря нам «Зачем едите туда? Зачем беспокоите?». Кустарник заканчивается, и мы въезжаем в хвойный лес. Рельсы достаточно хорошо просматриваются, и я разгоняю дрезину до 50 км\ч приблизительно.

….Грохочет, содрагается рассекаемый и разрубаемый дрезиной воздух, эхом отдается по лесу, разлетаются в щепки попавшие под колёса палки, рельсы звенят в стыках по линии на много метров вперёд, взлетают вспугнутые птицы, скрипят в поворотах колёса. В такт ударам на стыках раскачиваются все три вагона, завывает вентилятор электродвигателя, и вместе с ним стонут рельсы. Дрезина летит на огромной скорости под уклон. Столбик с ржавой табличкой «7» показывает, что мы проезжаем седьмой километр. Мрачный лес ещё больше сгущается, словно останавливая нас от поездки. Но вот и восьмой километр, торфоболото. Перевоз ручки в тормозное положение, и я ласково, но непреклонно замедляю ход трёх вагонов, раскатившихся с достаточно большой скорость и дрезина останавливается прямо у развилки, которая ведёт на заброшенные торфоразработки и на Конаковский лесхоз. Приходится слезать с дрезины, для того, чтобы перевести стрелку. Кирилл снимает всё на видеокамеру, а я тем временем схватившись за рычаг стрелочного перевода пытаюсь перевести стрелку. Засрежетав, сдвигая непомерную тяжесть стрелка изменила положение рельс и они стали направлены на восток, на Конаково. Это ещё как минимум 25 километров заброшенной линии.

Стрелка


Снова в путь. Всё также летим мы по лесу километр за километром… Но вот лес резко обрывается и мы пересекаем автодорогу. Медленно, подкатившись в самой дороге, видим, как подъезжает джип, который, увидев нас, останавливается. Из машины выходят два парня и девушка, которые машут нам и кричат, чтобы мы остановились. Я останавливаю «поезд». Один из них с интересом смотрит на наше «чудо техники» и просит разрешения сфотографироваться на дрезине. Я конечно же не против и снимаю его в разных ракурсах вместе с другом и девушкой. Они в восторге. Ещё 15 минут разговоров, а проезжающие машины тем временем с интересом смотрят на наш «поезд». Огромный автобус с туристами с Новгорода, который решил поехать в объезд по этой не очень оживлённой дороге тоже останавливается на минутку и из автобуса мелькают вспышки. Самое интересное, что потом я видел эти фотографии в Интернете.

Девушка из джипа снимает стык


Не каждый раз можно увидеть такое интересное транспортное средство.

Но вот пришла пора ехать дальше. Автобус нас пропустил, и мы снова устремились в лесные дебри.


Колея…


На этот участке рельсы сильно искривлены и шпалы сильно прогнили, поэтому скорость минимальная. Медленно, наш «поезд» вкатывается на территорию сопредельной Тверской области. Вот мы проезжаем «траурный километр». Здесь, во время войны бомбой с самолёта разнесли пассажирский поезд, на котором ехали жители ближайших сёл. Ощущение здесь неприятное… Но и этот участок мы миновали. На 18-м километре наша дрезина сходит первым вагоном с рельс… Приехали. Сильно прогнили шпалы, и рельс, прогнувшись под дрезиной вылетел с накладки. На этот случай у нас была небольшая кувалда, ломик-монтировка и небольшой кусочек рельса, с помощью которых мы и вернули дрезину на пути. Поднять руками вагон очень проблематично, так как он весит более 300 кг. Ходовые тележки из чугуна.

Место, где мы «выбились из колеи» в прямом смысле.


Проехав ещё 7 км. мы приехали на «конечную» станцию «Лесхоз». Дальше пути были разобраны метров на 300, и проехать было уже нельзя. Перед нами был полусгоревший и разрушенный деревообробатывающий цех. Валялись на боку разбитые вагоны и остатки тепловоза. Картина удручающая… Но это не помешало нам устроить привал именно здесь. Кирилл достал из сумки кружки, 2 коробки «Доширака» и прочие припасы. Воду мы подогрели с помощью кипятильника, подключённого к аккумуляторам дрезины. Эти «батарейки» рассчитаны на 220 вольт, поэтому и всё работало. Вот как удобно! На втором вагоне устроили вагон-ресторан, разложили всё запасы и наслаждались «Дошираком» под пение птиц и легкий теплый ветерок.

Просидев там часа полтора, решили, что пора уже ехать обратно. Последний третий вагон стал первым и наш «поезд» снова поехал, только уже назад. Переезд мы пролетели сходу, благо машин не было. И дальше, дальше, дальше… Дрезина летела под уклон, то забиралась на подъём, то снова под уклон. Подпрыгивая на разбитых стыках мы пролетели стрелку на торфоболоте и уже через полчаса подъезжали к дому. Медленно, словно подкрадываясь, дрезина закатилась на территорию участка. Перевод ручки в «Тормоз-3», и «поезд» резко дёрнувшись остановился. Вот и закончилась поездка. Но это было только начало интересных моментов на этой узкоколейке.

Сама линия проходит через такое интересное место как полужилую деревню Поповка и дачный посёлок «Одуванчик». От Борщёва туда ведёт грунтовая дорога длиной километра три. Автобус разумеется не ходит туда, и многим дачникам приходится сходя с автобуса в Борщёве еще идти три километра пешком, причём вечером ощущения обостряются, так как часть дороги проходит через старую часть кладбища, где всё уже давно заросло лесом, но торчат покрытые мхом плиты и кресты. Картина сразу скажу не весёлая, хотя почему-то манящая. Ну а узкоколейка проходит прямо рядом с этими посёлками. На Поповке живут одни старики, а в «Одуванчике» дачники. Ну это мне и навеяло одну интересную мысль…

Тихим июльским вечером в пятницу, автобус из Клина останавливается у нас в Борщёве. Из автобуса выходит около 15 человек с сумками и прочими припасами. Дачники, что сказать… Я смотрю на их потуги и огорчение, что ещё идти и идти и предлагаю…..поехать на дрезине…. Часть народа моментально задаёт вопрос: «Где дрезина, сколько народу может уместиться и какова стоимость проезда?» 14 человек соглашается ехать, только один парень с пудовыми сумками отказался, мотивируя: «Без такси обойдусь, мне не привыкать!» Ну я и не собираюсь настаивать! Хочешь корячиться, иди с сумками наперевес…

Собрав всех у себя на территории и рассадив по вагонам, рассказал о технике безопасности и стоимости проезда. Проезд стоил 30 рублей для обычных пассажиров и 10 рублей для пенсионеров, которых было 3 человека. У одной старушки не было денег, и я естественно не стал её высаживать и повёз «за спасибо». Перевод ручки в ходовое положение, и чувствуя, как напрягся движок, дрезина резко дернувшись тронулась. Также медленно проехал участок и доехал до разъезда. Около кладбища мы нагнали того парня, который отказался ехать с нами. Он, увидев наш «поезд» замахал руками чтобы я остановился и подобрал его. Но вместо того, чтобы остановиться, я только ещё больше разогнал «электричку». Пусть знает на будущее, как корчить недовольные рожи, когда я предложил поехать с нами. Мои пассажиры с интересом смотрели, как я кручу эту ручку и как дрезинка послушно подчиняется приказам.

….И вот мы уже едем через кладбище. Вагоны раскачиваются из стороны в сторону как корабль во время шторма, грохот, лязг, звон рельсов сопровождает «поезд». Некоторые пассажиры с позеленевшими лицами, вцепившись руками в бортик вагончиков думают : «Когда же доедем? Когда кончиться эта каторга?» Но ехать то надо! Забыл сказать, что у вагонов нет нормальных амортизаторов. Есть конечно примитивные пружинки, которые находятся между «кузовом» и ходовыми тележками, но под такой массой народа они просто прогнулись до конца и бездействовали… На разбитых стыках вагончики подпрыгивали вместе с пассажирами.

Типичный стык на узкоколейке.


….Вагоны бросало из стороны в сторону, пассажиры уже начинали нервничать, но вот и появилась первая остановка «Дачный кооператив Одуванчик». Перевод ручки в «Тормоз», и «поезд» останавливается около входа в посёлок. И только я сказал : «Станция Садовое товарищество», как сзади в вагончиках раздались аплодисменты, как при посадке самолёта. Улыбнуло конечно. Сразу же начались вопросы про то, будут ли ещё рейсы, если да, то когда и прочее. Договорившись, что я приеду за ними в воскресенье в пять вечера, чтобы отвезти их к автобусу я поехал дальше, на Поповку, отвезти трёх старушек. Приехав туда через 5 минут, я высадил их почти у дома, и собрался ехать назад. Та, которая ехала «зайцем», принесла мне огурцов, два кабачка и прочие дары огорода. Я конечно отказывался, но она очень попросила взять, т.к. она была благодарна за поездку (а так бы шла часа полтора пешком).

В воскресенье вечером я также приехал и забрал всех желающих, которых было уже 20 человек. Еле уместились.

Пассажиры


За 15 минут до отправления автобуса я привёз всех в Борщёво и также собрав деньги за проезд мы обговорили следующий раз, когда встречать. Это было тоже в пятницу и 2 рейса. Днём и вечером. Народ привык к такому виду транспорта и стал ездить со мной вплоть до окончания сезона. Небольшая подработка, да и людям хорошо.

Дрезина отправляется в Борщёво.


Как-то раз, в этом году ко мне приехал друг Герман с подругой Наташей. Мы решили поехать вечером на пикник с ночёвкой. Загрузили дрезину необходимыми вещами типа покрывал, еды, дров и прочего и дернули в лес. Разогнав дрезину приблизительно до 50км/ч, мы влетели в лес и проехав 15 км. до разъезда остановились. Дальше ломали голову, куда поехать? На боковой путь или по главному? Решили ехать на боковой путь, и проехав ещё километр сошли с рельс 2-мя вагонами. Но всё равно, нашу дрезину нельзя выбить из колеи, она снова туда возвращается и продолжает свой путь дальше…







Виды узкоколейки.


Продолжение следует………………………….


Также получилось переделать песенку одну знаменитую. Вообщем, про то, как я собственно мучаюсь с это железной дорогой и поддерживаю её в нормальном состоянии.


Ваше благородие, железная дорога,
Забираешь много ты, а даёшь немного.
Две стальные нити тянутся в дали.
Не везёт с тобой мне, повезёт в любви.

Ваше благородие, совковая лопата,
Стала ты сестрою мне, а домкрат - за брата.
Три вагона с щебнем, попробуй, разгрузи.
Не везёт с тобой мне, повезёт в любви…




Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов