Методические рекомендации по преподаванию курса «информатика и икт» на основе анализа результатов егэ-2009 icon

Методические рекомендации по преподаванию курса «информатика и икт» на основе анализа результатов егэ-2009



НазваниеМетодические рекомендации по преподаванию курса «информатика и икт» на основе анализа результатов егэ-2009
Дата конвертации10.09.2012
Размер122.3 Kb.
ТипМетодические рекомендации

Методические рекомендации

по преподаванию курса «информатика и ИКТ»

на основе анализа результатов ЕГЭ-2009



Единый государственный экзамен (далее ЕГЭ) по общеобразовательному предмету «Информатика и ИКТ» в Санкт-Петербурге проводится с 2006 года.

В 2009 году ЕГЭ «первой волны» проводился 26 мая, резервный день для сдачи экзамена по «Информатике и ИКТ» был назначен на 19 июня. Экзамены «второй волны» состоялись 7 и 17 июля.

В 2009 году 26 мая 4141 человек сдавали ЕГЭ по информатике (в т.ч. выпускники 528 средних общеобразовательных учреждений (ОУ) города), не явились на экзамен -27,6% выпускников от числа, зарегистрированных (5 701 человек),. Основными участниками ЕГЭ стали выпускники средних общеобразовательных школ(53,98%) и школ с углубленным изучением отдельных предметов (18,94%). Менее 1% составляет общее число выпускников прошлых лет от образовательных учреждений разного типа.

Процент неудовлетворительных результатов сдачи экзамена в Санкт-Петербурге ниже, чем по стране на 1,3%. В связи с увеличением количества участников ЕГЭ по информатике в период с 2007 по 2009 год наблюдается рост неудовлетворительных результатов.

Средний городской балл составил в 2009г. - 57,44, 2008 г. – 60,45; 2007 г. – 52,01. Количество выпускников, набравших более 70 баллов (до 2009 года этот показатель соответствовал отметке «отлично») составило 24, 5% (21%- РФ). Стоит отметить, что значение этого показателя в процентном отношении практически не меняется, несмотря на значительное увеличение количества участников экзамена (4246 человек - 2009г., , 917 человек - 2008г., 1111 человек - 2007г.).

Количество работ с результатами ^ 95-99 баллов возросло в процентном отношении (0,8% - 2008г, 1,3% - 2009г.). По сравнению с прошлым 2008 годом увеличилось почти в два раза и количество выпускников, чьи работы, получили максимальную отметку в 100 баллов (2009 год- 7 чел., 2008 год- 3 чел.).

Это свидетельствует о достаточно стабильной работе образовательных учреждений в течение всего периода проведения ЕГЭ, и в первую очередь речь идёт о гимназиях и лицеях, показывающих результаты выше среднего балла. Более высокий уровень мотивации у выпускников лицеев при выборе экзамена проявляется и в количественном показателе: лицеи составляют 7,2% от общего числа ОУ, а лицеисты 16,3% от общего количества выпускников, выбравших экзамен по информатике. Результаты 2009 года требуют обратить внимание на помощь учителя при выборе учащимися экзамена.
Необходимо транслировать накопленный педагогами положительный опыт при подготовке к ЕГЭ и искать новые способы и технологии работы с учащимися с целью повышения качества обучения.

В контрольно-измерительных материалах (КИМ) 2009 г. существенных изменений по сравнению с 2008 г. нет, за исключением того, что две задачи (в 2008 г. – А2 и А6) были перенесены из Части 1(А) в Часть 2 (В). Тематика заданий и уровень сложности заданий остался прежним. Изменение способов проверки для этих двух заданий обусловлено, по мнению разработчиков из ФИПИ, тем, что для задач этого типа сложно подбирать три равновероятных ложных дистрактора. В то же время можно повысить их функциональные возможности, переведя в более адекватную форму, которая легко проверяется при современном уровне компьютерной проверки результатов Части 2. Контрольно-измерительные материалы, оставаясь постоянными по структуре и типу заданий, претерпевают качественные изменения в лучшую сторону. В КИМ 2009 года задания частей А и В в большей степени, чем в предыдущие годы были ориентированы на проведение вычислений и применение знаний в новой ситуации, формулировки условий контрастировали с «традиционными» и вызвали затруднения учащихся. Критерии оценивания по всем заданиям части С сформулированы более конкретно и четко. Задание С4 оценивалось строже чем в предыдущие годы. Произошедшие изменения в критериях оценивания облегчили работу предметной комиссии и способствовали более качественной проверке работ выпускников.

В части А и В наибольшие затруднения вызвали задания:


А2 -Умение подсчитывать информационный объем сообщения

В1 -Знания о методах измерения количества информации

А6 - Работа с массивами (заполнение, считывание, поиск, сортировка, массовые операции и др.)

А16 - Знание технологии обработки информации в электронных таблицах

А18 - Умение исполнить алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд.


В 2009 году процесс выполнения заданий в частях А и В предусматривал большее, чем в прежние годы, число этапов решения и проведение большего количества расчетов разной степени сложности.


При выполнении части С можно выделить характерные ошибки, допущенные учащимися, на которые следует обратить внимание при подготовке:

Для задач C1:

- построение неполной или неточной математической модели решения предложенного уравнения, неравенства или системы таковых;

- недостаточная доработка программы, определение только части ошибок программы в предложенном условием задачи виде.

Для задач C2:

- выход за пределы массива;

-неверные индексные преобразования в неэффективных (сложных) решениях.

Для задач C3:

- отсутствие строгого доказательства при описании выигрывающего игрока;

- отсутствие умений по построению или описанию дерева игры;

- рассмотрение лишь отдельных, но не всех, вариантов развития игры, что иногда сопровождалось и элементарными арифметическими ошибками;

- неумение произвести анализ дерева, что приводило к противоположному ответу или к его двойственности (при определенных обстоятельствах выигрывает игрок 1, при других - игрок 2).;

- неверное понимание формулировки задания, что сказывалось на качестве ответа,

Для задач C4:

- неумение написать программу по анализу данных массива и/или строки;

-неумение использовать стандартные алгоритмы для решения промежуточных задач, которые должны быть поставлены самим экзаменуемым;

-нерациональность решения, связанная с произведением операций с вещественными числами вместо целых;

-нерациональность решения, связанная с организацией слишком большого количества циклов, в т. ч. вложенных;

-нерациональность решения, связанная с созданием и использованием слишком большого количества массивов, сохранением входных данных, не подлежащих сохранению;

- выход за пределы массива при его анализе с помощью циклов;

- неправильное указание типов данных;


В ходе проведения ЕГЭ по информатике и ИКТ нужно выделить общие проблемы, остающиеся актуальными на протяжении ряда лет, и проблемы, характерные только для итогов 2009 года. Традиционно наибольшее количество ошибок встречается при изменении формулировок заданий, а также при выполнении заданий тем: «Алгоритмизация», «Программирование», «Базовые принципы организации и функционирования ПК».

В 2009 году наиболее сложными для выполнения оказались задания, проверяющие знание методов вычисления информационного объема сообщения и технологии обработки информации в электронных таблицах. Эти задания не вызывали затруднений в предыдущие годы, но и не превышали предусмотренный процент выполнения. В задании А2 были изменены: формулировка задания и технология его решения. В данном виде задание имеет более высокий уровень сложности, чем ранее. При выполнении необходимо предложить способ кодирования сообщения, дающий минимальный размер и вычислить информационный объем памяти, требующийся для хранения этого сообщения. Эти действия основаны на знании математики и умении вычислять значения показателей степенных функций.

При изучении темы стоит предложить для рассмотрения несколько учебных пособий и предусмотреть большую вариативность в формулировках заданий и технологиях решения. В процессе подготовки к ЕГЭ при выполнении заданий КИМ стоит рекомендовать принимать к проверке аргументированные ответы, поясняющие процесс решения.

На сегодняшний день существуют различные способы подготовки к успешной сдаче итоговой аттестации. Современные нормативные документы предоставляют вариативность в выборе образовательного маршрута как для учебного заведения в целом, так и для отдельного учащегося.

Существующее распределение часов в базисном учебном плане соответствует формированию общего представления об информационной картине мира, но, отнюдь, не позволяет осуществлять подготовку учащихся на профильном уровне, необходимую для поступления в ВУЗ, на что нацелены задания ЕГЭ.

Образовательным учреждениям следует провести мониторинг по изучению профессиональной направленности старшеклассников и сформировать учебные планы на основании проведенного исследования. Необходимо обратить внимание на создание условий для качественной подготовки в соответствии с выбранной направленностью образовательного учреждения. При планировании учебной деятельности обратить внимание на методические рекомендации «О преподавании предмета «Информатика и ИКТ» в образовательных учреждениях в 2009/2010 учебном году». В этом положении подробно рассматриваются вопросы организации учебного процесса, конструирования учебных планов, выбора образовательных программ и элективных курсов.

Общеобразовательным школам, не имеющим профиля информационной направленности, для предоставления возможности по формированию индивидуального маршрута обучения стоит рекомендовать введение в учебный план элективных курсов и различных форм дополнительных занятий (факультативы, кружки и пр.). В среднем звене преимущественно углубленное и расширенное изучение информационных технологий стоит осуществлять на элективных курсах и дополнительных занятиях, а часы, отведенные в учебном плане сосредоточить на изучении курса информатики и ИКТ в соответствии с государственным стандартом. Существующая практика смещения акцентов в преподавании курса «Информатика и ИКТ» в сторону информационных технологий недопустима.

В старшей школе для учащихся, ориентированных на сдачу экзамена по информатике, стоит организовать дополнительные занятия и элективные курсы, связанные с углубленным изучением программирования.

При изучении предмета на базовом уровне стоит рекомендовать учащимся посещение занятий в центрах дополнительного образования и на курсах подготовки к ЕГЭ в течение двухгодичного курса (10- 11 класс).

Другим вариантом подготовки является выбор профиля информационной направленности с последующим набором ряда элективных курсов, позволяющих подготовиться к ЕГЭ «в сетке часов». Региональный экспертный совет утвердил достаточно большое количество элективных курсов, из которых учитель может составить приемлемый для учебного заведения и учащихся набор. База данных по элективным курсам размещена на сайте Центра информатизации образования СПбАППО (в разделе «Учителю информатики» http://ciospbappo.narod.ru ) и с 2008 года на сайте www.methodhelp.ru.

Учащихся, проявляющих интерес к профессиям, связанным с информатикой и ИКТ, стоит ориентировать на участие в олимпиадах и конкурсах, проводимых на различных уровнях для формирования устойчивого интереса к предмету и адекватной оценки собственных знаний и умений.

В случае выбора информатики для поступления в вуз, при подготовке к экзамену следует тщательно выбирать стратегию подготовки в соответствии с будущей направленностью профессиональной деятельности, рекомендовать занятия в центрах дополнительного образования, курсах подготовки к ЕГЭ, участие в олимпиадах, научно-практических конференциях и конкурсах.

При самостоятельной подготовке учащихся предложить программу подготовки, список учебных пособий и интернет -ресурсов.

Для качественной подготовки стоит использовать комбинацию допущенных и рекомендованных учебников в сочетании с теми, в которых та или иная тема изложена методически более привлекательно. Можно говорить о необходимости компилировать содержание разных пособий для успешной подготовки к ЕГЭ. В качестве дополнительных источников информации при самостоятельной подготовке предоставить учащимся список электронных и интернет-ресурсов.

При подготовке учащихся к ЕГЭ следует сосредоточить усилия, прежде всего, на темах, включенных в программы для поступающих в вузы: алгоритмизацию, программирование и изучение базовых принципов организации и функционирования ПК, как наиболее сложных для изучения и требующих продолжительного времени на отработку умений и навыков. Задания, связанные с проверкой знаний, по этим темам традиционно имеют самый низкий процент выполнения. Учащиеся для успешной сдачи экзамена должны не только знать основные алгоритмические конструкции и операторы изучаемого языка программирования, но и иметь опыт самостоятельной записи алгоритмов и программ, решения практических задач методом разработки компьютерной программы и ее последующей отладки. Следует уделять больше внимания формализации записи и исполнения алгоритмов, так как результаты экзамена показывают, что у части учащихся так и не формируется умение формального исполнения алгоритмов. Провести разбор и пропедевтику типичных ошибок при выполнении заданий ЕГЭ.

Для преодоления наблюдаемой тенденции выбора экзамена по информатике рядом учащихся по принципу «меньшего из зол», а именно такие учащиеся дают «нулевые» результаты, следует активизировать работу по выработке конкретных действий для обеспечения более качественного и ответственного отношения школьников к выбору предмета для сдачи ЕГЭ.

В связи с ростом числа мигрантов в Санкт-Петербурге и дополнительных трудностей изучения этого предмета данной группой населения в виду недостаточного владения ими русским языком, отсутствия преподавания предмета на предыдущих этапах обучения, и условий для самостоятельного освоения информационных и компьютерных технологий стоит рекомендовать администрациям школ, где обучаются дети иностранных граждан, организовать дополнительные занятия по изучению русского языка и ориентировать учащихся на дополнительную подготовку к ЕГЭ.

В 2009-2010 учебном году необходимо продолжить работу по подготовке к участию в ЕГЭ представителей ОУ начального профессионального образования. В настоящий момент учреждения НПО дают наиболее низкие результаты и процент участия в ЕГЭ. Представителям НПО стоит пересмотреть учебные планы и уточнить формулировку названия предмета (в настоящий момент преобладают прикладные пользовательские курсы), что поможет привести в соответствие требования высшей школы и среднего образования и повысить качество подготовки выпускников.


^ Перечень учебных пособий для подготовки к единому государственному экзамену


  1. Единый государственный экзамен: Информатика: Контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия. / П.А. Якушкин – М.: Вентана-Граф, 2007.

  2. Элективный курс. Готовимся к ЕГЭ по информатике /Н.Н. Самылкина, С.В. Русаков, А.П. Шестаков, С.В. Баданина - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2007

  3. ЕГЭ. Информатика: Раздаточный материал тренировочных тестов» /Гусева И.Ю. СПб.: Тригон, 2009.

  4. Н. В. Макарова. Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ. СПб, 2009.- 160с.

  5. Информатика в примерах и задачах: книга для учащихся 10-11кл./ В.М. Казиев.- М.: Просвещение, 2007.-304с.

  6. Единый государственный экзамен 2007. Информатика. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ авторы-составители: П.А. Якушкин, С.С.Крылов, В.Р. Лещинер – М.: Интеллект-Центр, 2007.

  7. ЕГЭ-2008. Федеральный банк экзаменационных материалов (открытый сегмент). Информатика/ ФИПИ авторы составители: П.А. Якушкин, С.С. Крылов – М.: Эксмо, 2007.

  8. Информатика. Тестирование в формате ЕГЭ. Рекомендации по решению заданий. Издательство «Учитель». Автор М. В. Зорин, кандидат технических наук, Е. М. Зорина. Серия: «В помощь преподавателю»

  9. ЕГЭ 2008. Информатика. Методические материалы, Серия: ЕГЭ. Интенсивная подготовка.— Издательство: Эксмо, 2008 г.



^ Интернет-ресурсы для учащихся:


http://kpolyakov.narod.ru/school/ege.htm - для подготовки к ЕГЭ в дистанционном режиме Константин Юрьевич Поляков, доктор технических наук, профессор кафедры САиИ СПбГМТУ, учитель информатики ГОУ СОШ № 163 подготовил методические и дидактические рекомендации, тесты и систему on-line-тестирования для проверки знаний по информатике и ИКТ.

http://wiki.likt590.ru/doku.php#proekty_uchenikov_11a2 – под руководством Барановой Натальи Сергеевны, эксперта предметной комиссии ЕГЭ по информатике, учащимися лицея № 590 подготовлены дидактические материалы к темам «Программирование» и «Логика».

http://basicschool.narod.ru – консультации для учителей и учащихся дает эксперт-консультант предметной комиссии ЕГЭ по информатике Санкт-Петербурга, методист РЦОКО и ИТ Рогов Н.Б.

http://de.ifmo.ru/exam/ - Интернет-экзамен по информатике в СПбГУИТМО.

www.letopisi.ru – проект «CAMPUS: вместе готовимся к ЕГЭ: Подготовка к ЕГЭ по информатике».

http://fipi.ru - демонстрационные версии итоговых заданий в формате ЕГЭ и методические рекомендации по подготовке к тестированию.

http://www.fipi.ru/view/sections/160/docs/ - on-line – тестирование по заданиям открытого сегмента ФИПИ

^ Интернет-ресурсы для учителя:

http://www.fipi.ru/view/sections/92/docs/ - федеральный институт педагогических измерений (демо-версии КИМ, перечень изданий, рекомендованных ФИПИ)

http://www.fipi.ru/view/sections/203/docs/436.html - перечень изданий для подготовки к ЕГЭ, подготовленных с участием ФИПИ

http://www.ciospbappo.narod.ru/inf/elect/elect_9.html - сайт методической поддержки учителей информатики, содержащий методические и дидактические материалы по курсу информатики

http://www.ciospbappo.narod.ru/inf/elect/elect_9.html - программы курсов по выбору и предпрофильной подготовки (9 класс), утвержденные Региональным экспертным советом (секция «информатика»)

http://www.ciospbappo.narod.ru/inf/elect/elect_10_11.html - программы элективных курсов (10-11 класс), утвержденные Региональным экспертным советом (секция «информатика»)

http://www.methodhelp.ru - сайт методической поддержки педагогических кадров

http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_08/prm362-1.htm – положение о проведении Государственной (итоговой) аттестации для выпускников образовательных учреждений

http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_08/m379.html - приказ Минобрнауки России №379 от 09 декабря 2008г. об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2009/2010 учебный год

http://school-collection.edu.ru/ - ресурсы из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов




Похожие:

Методические рекомендации по преподаванию курса «информатика и икт» на основе анализа результатов егэ-2009 iconМетодические рекомендации по преподаванию курса «информатика и икт» на основе анализа результатов егэ-2009
Единый государственный экзамен (далее егэ) по общеобразовательному предмету «Информатика и икт» в Санкт-Петербурге проводится с 2006...
Методические рекомендации по преподаванию курса «информатика и икт» на основе анализа результатов егэ-2009 iconМетодические рекомендации по опк на 2009-10 уч год Автор Храмова С. Н. 23. 08. 2009 г
Методические рекомендациидля оу краснодарского краяпо преподаванию регионального учебного курса«Основы православной культуры»в 2009...
Методические рекомендации по преподаванию курса «информатика и икт» на основе анализа результатов егэ-2009 iconМетодические рекомендации по подготовке к егэ по физике
Исходя из анализа результатов егэ прошлых лет, можно дать следующие методические рекомендации учителю по совершенствованию образовательного...
Методические рекомендации по преподаванию курса «информатика и икт» на основе анализа результатов егэ-2009 iconН. Д. Угриновича «Преподавание базового курса «Информатика и икт» в основной школе и ориентирована на преподавание предмета по учебник
«Информатика и икт» составлена на основе авторской программы Н. Д. Угриновича «Преподавание базового курса «Информатика и икт» в...
Методические рекомендации по преподаванию курса «информатика и икт» на основе анализа результатов егэ-2009 icon«Анализ результатов егэ–2011 и методические рекомендации при подготовке егэ–2012»1 Методический сборник «Анализ результатов егэ–2011 и методические рекомендации при подготовке егэ–2012»
Санкт-Петербурге в 2010-2011 учебном году. Задачей авторов сборника было проанализировать итоги егэ как с позиции полученных предметных...
Методические рекомендации по преподаванию курса «информатика и икт» на основе анализа результатов егэ-2009 iconПрограмма курса «Информатика и икт» к учебнику "Информатика" (Н. В. Макарова) 10 11 класс
Рабочая программа по курсу «Информатика и икт» ориентирована на примерную программу, составленную на основе федерального компонента...
Методические рекомендации по преподаванию курса «информатика и икт» на основе анализа результатов егэ-2009 iconМетодические рекомендации для оу краснодарского края по преподаванию регионального учебного курса «Основы православной культуры» в 2009 2010 учебном году
...
Методические рекомендации по преподаванию курса «информатика и икт» на основе анализа результатов егэ-2009 iconМетодические рекомендации по подготовке учащихся, получивших неудовлетворительные оценки на егэ-2009 по математике
Кзамене 06. 09, необходимо организовать дополнительные занятия, на которых повторить основные разделы школьного курса алгебры и начал...
Методические рекомендации по преподаванию курса «информатика и икт» на основе анализа результатов егэ-2009 iconМетодические рекомендации
Ф от 09. 03. 2004 №1312, предмет «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (икт)» является обязательным для изучения....
Методические рекомендации по преподаванию курса «информатика и икт» на основе анализа результатов егэ-2009 iconМетодические рекомендации по подготовке учащихся к егэ по обществознанию
Выступление куратора рмо учителей истории и обществознания З. В. Быковой «Итоги егэ 2009 года»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов