Проблемы внедрения информационно-коммуникационных технологий в начальной школе icon

Проблемы внедрения информационно-коммуникационных технологий в начальной школе



НазваниеПроблемы внедрения информационно-коммуникационных технологий в начальной школе
Дата конвертации10.09.2012
Размер83.94 Kb.
ТипДокументы

Проблемы внедрения информационно-коммуникационных технологий
в начальной школе

Недосекова Т.С.


На базе Научно-методического центра Адмиралтейского района для работников Образовательных Учреждений были проведены курсы повышения квалификации по программе «Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении (начальная школа)»

Начальным этапом обучения для слушателей курсов явилось знакомство с обзорной информацией об имеющихся ресурсах районной медиатеки, рекомендуемых для использования в учебном процессе, внеклассной работе и дополнительном образовании. На занятиях речь шла об основных характеристиках обучающих программ, типах используемых заданий (обучение, развитие мелкой моторики руки, сенсорного восприятия, внимания и тактильной памяти и т.п.), системных требованиях и общих сведениях о разработчиках и фирмах – производителях.

В этом году медиатека НМЦ пополнилась целым рядом интересных программ:

  • «Волшебные превращения. Основы дизайна для малышей», «Веселая каллиграфия. Основы дизайна для малышей» - как пример обучающих программ, использующих принцип поурочного тематического изложения материала и содержащих блок упражнений для закрепления и повторения пройденного;

  • «Клиффорд готовится к школе» - выработка и совершенствование навыков чтения, счёта, логических рассуждений и творческой работы;

  • «День Рождения Клиффорда» - развитие воображения, памяти, логики и творческого мышления;

  • «Детская мастерская» - инструментарий для развития творческих способностей;

  • «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2005 (ДЭКМ)» - знания энциклопедического характера в легкой игровой форме;

  • «Остров драконов. Башня знаний II» - удачное сочетание режимов обучения, закрепления материала и тестирования; пропедевтика предметов цикла средней школы (природоведение, биология, естествознание, астрономия, английский язык) на базе лекционного материала и задач;

  • «Суперинтеллект» - повышение уровня IQ.

Четкая структура изложения материала - в виде отдельных блоков -

«Программы для самых маленьких», «Учимся, играя» «ИКТ на уроках труда и ИЗО», «Путешествие по сказочным мирам с приключениями и загадками» и т.д.- должна помочь педагогу быстрее сориентироваться в современном мире обучающих программ.

Формирование наиболее полного представления о ресурсах медиатеки – важный момент подготовки преподавателя, но еще важнее заставить эти знания заработать в полную силу. Возможным это становится только в том случае, если учитель обучен и умеет правильно полученные знания применять.

Недостаток знаний у учителя и его неумение использовать ИКТ в преподавании может поставить его в сложное положение.
Начальная школа не предполагает наличия более глубоких познаний учащихся в области ИКТ по сравнению с педагогами, но уже сейчас можно встретиться с исключениями из данного правила. А в недалеком будущем каждый учитель неизбежно встанет перед проблемой внедрения в учебный процесс компьютерных систем обучения.

Следует отдельно отметить, что использование ИКТ предполагает наличие элементарных пользовательских навыков у учителя. Существует также необходимость преодоления серьезного психологического барьера перед новыми, доселе неизведанными технологиями. Решением проблемы послужат осознание преподавателем необходимости постоянного самосовершенствования и наличие некоторого количества опыта.

Именно поэтому вопросам подготовки учителя к внедрению и регулярному использованию образовательных ресурсов нового поколения в свою педагогическую деятельность уделяется серьезное внимание в рамках данной программы переподготовки.

На наших занятиях учителя оказываются в ситуации, когда им приходится заново осваивать слегка подзабытую роль – обучаемого. В хорошем смысле «впадать в детство», становиться ребенком и решать увлекательные задания, рисовать и складывать мозаики, помогать виртуальным друзьям и побеждать врагов. А, говоря другими словами, в полной мере овладевать структурой программ, знакомиться с интерфейсами, осваивать инструментарий, получать необходимый опыт и преодолевать свой страх перед компьютером.

Еще одной, немаловажной задачей является необходимость научить преподавателей неформальному подходу к использованию средств ИКТ в своей профессиональной деятельности. Поэтому в своей работе мы ориентировались не столько на изучение использования конкретных технологий, сколько на формирование у учителя методического подхода к отбору и использованию ИКТ технологий для достижения педагогически значимого результата, повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и улучшения его качества.

Особый акцент был сделан на необходимость избирательного использования ИКТ ресурсов в профессиональной деятельности, способность объективно оценивать основные педагогические свойства электронных образовательных продуктов, определять педагогическую целесообразность их эффективного использования для решения актуальных методологических задач.

Использование ИКТ в школьной педагогике в целом, и в педагогике начальной школы, в частности, - направление новое, недостаточно изученное. На практике крупицы педагогической мудрости собирались во всемирной сети Интернет. В арсенале НМЦ появилась большая подборка статей, авторами которых являются и учителя – энтузиасты, и представители консервативной науки. Прямо на наших занятиях шёл поиск  различных методов, новых форм и приёмов использования ИКТ, которые, в свою очередь, способствовали бы переходу образовательного процесса на новый уровень, сделали его более результативным.

В процессе занятий пришло понимание - чтобы информационно - коммуникационные технологии органично вплетались в деятельность  учителя, становились неотъемлемой частью любого урока, необходимо также умелое сочетание способности учителя принимать интуитивные, основанные на личных суждениях решения, умения наблюдать и делать выводы, а также изрядной доли терпения. Ведь очевидно, что в начальный период любой работы всегда возникает много вопросов, на решение которых уйдет не мало сил и времени.

Отсюда возникает необходимость мотивировать педагогов к использованию ИКТ. Личная заинтересованность учителя должна придти с пониманием всех преимуществ использования современных компьютерных технологий, умело внедренных в контекст урока, по сравнению с традиционными формами.

Таких как:

  • повышение качества знаний учащихся за счет использования активных методов обучения, которые отличаются высокой вовлечённостью в учебный процесс обучающихся, побуждают быть активными, стимулируют мышление, обеспечивают запоминание главного;

  • возможность обеспечения дифференцированного подхода к учащимся в образовательном процессе, что, в частности, обусловлено возможностью выбора уровня сложности выполняемых заданий и наличием во многих предлагаемых обучающих программах средств контроля получаемых знаний;

  • активизация познавательной деятельности, подготовка учащихся к использованию информационных источников, формирование элементарных умений и приобретение необходимых навыков работы с компьютером и, как следствие, обеспечение условий для адаптации в современном информационном сообществе;

  • рациональная организация учебного процесса, а также процесса подготовки к нему: возможность использования электронных учебников, программ энциклопедического характера, алгоритмов создания сценариев уроков с использованием ИКТ.

Практическая работа, проделанная учителями – слушателями курсов при подготовке к зачетному занятию показала, что несформулированные окончательно в процессе обучения, эти положительные моменты становятся очевидными, как только учитель совершает первые самостоятельные шаги в области изучения возможностей использования ИКТ.

СПИО НМЦ регулярно проводит семинары и мастер – классы с целью совершенствования методик использования информационных технологий в учебном процессе, обобщения и обмена опытом работы учителей начальной школы.

Приложение

Работа (эссе), представленная учи­телями начальных классов школы № 235 им. Д. Д. Шостаковича Коньшиной Т. А. и Гоноболиной Л. Н. на заключительном за­нятии по программе «Использование ин­формационно-коммуникационных техно­логий в обучении (начальная школа)»


^

Анализ обучающе-развивающих программ по курсу предметов начальной школы: из опыта работы школы1


На обучающих курсах в СПИО НМЦ мы познакомились с программами, предлагаемыми к использованию на уроках в начальной школе. К этим программам относятся:

  • Волшебные игрушки

  • День рождения Клиффорда

  • Клиффорд готовится к школе

  • Волшебные превращения

  • Веселая каллиграфия

  • Кладовая развлечений

  • Суперинтеллект

  • Арт – студия. Учись рисовать сам

  • Детская мастерская

  • Остров драконов. Башня знаний

  • Веселая азбука

  • Детская энциклопедия КиМ 2005

Рассмотрев данные программы, мы увидели их положительные и отрицательные стороны, запланировали, какие элементы программ и на каких учебных предметах мы будем использовать, при изучении каких тем.

^ В школе нам с детьми удалось посмотреть только три из предложенных программ:

«Остров драконов. Башня знаний», «Клиффорд готовится к школе» и «День рождения Клиффорда». Учащихся 4-го класса больше всего заинтересовала игра «Остров драконов. Башня знаний». Она намного сложнее, интереснее показалась ребятам, ведь в этом возрасте они хотят подумать, порассуждать, попробовать. А в этой игре как раз есть такие задания, которые не просто так можно решить, для этого нужно подумать и найти правильный ответ. Эта игра способна привить детям большой интерес к учебным предметам, например, к математике и окружающему миру. Ведь в программе есть задания на логическое мышление и развитие памяти, умение сгруппировать и найти лишнее. В частности: «Ключик от замка», «Цифры в замке», «Фигуры», «Звездное небо» и т.д.

С такими обучающими программами, как «Клиффорд готовится к школе» и «День рождения Клиффорда» ребятам 4-го класса справиться было не сложно. Игры показались им достаточно простыми. Зато они заинтересовали учеников 2-го класса, которым чудный песик Клиффорд очень понравился. Они во всем старались ему помочь. Это объясняется тем, что ребятам этого возраста хочется играть. Они все еще верят в существование сказочных существ и с удовольствием находят себе фантастических друзей и играют с ними. Таким другом стал и Клиффорд. Детишки с удовольствием искали для него подарки, выполняя все задания, и вместе с ним готовились в школу. Игра оказалась не только интересной, но и весьма поучительной. Дети повторили такие темы, как «Цвет и форма предметов», «Группировка предметов». В этом возрасте они еще с удовольствием собирают мозаику и конструируют. Игра дает возможность выполнять задания, получая при этом удовольствие. Нам кажется, что в эту игру смогут играть и дети дошкольного возраста, ведь они такие же «почемучки» и «выдумщики», как и второклашки.

Безусловно, самая необходимая по всем учебным предметам программа – «Детская энциклопедия». И дети, и взрослые смогут найти не только нужный для подготовки к уроку материал, но и дополнительный, интересный материал, способствующий развитию кругозора и интеллекта. В программе представлены не только сообщения, факты, события, но и иллюстрации, изображения, которые позволят ребенку или взрослому получить представление о том, с чем они никогда не встречались в реальной жизни. Программа намного облегчает работу преподавателя, ведь ребята могут самостоятельно подготовить сообщение на заданную тему. Учителю не надо искать и наклеивать картинки, все информация уже собрана в одном месте и доступна.

Такие программы, как «Арт – студия. Учись рисовать сам» и «Детская мастерская» необходимы для уроков труда и рисования. В этих программах есть интересные поделки, рисунки, которые дети с удовольствием будут собирать и раскрашивать. Им будет очень интересно находить нужные цвета и формы, подключив все свое воображение. В программах предусмотрена возможность распечатывать материал, необходимый для выполнения поделки.

Рассмотренные нами программы позволяют сделать вывод, что их использование на уроках в начальной школе необходимо, интересно и разнообразно. Практически половина детей в классе имеют дома компьютер. Это та дорогая для них игрушка, какой для нас когда-то была кукла, мишка или зайчик. Встречи с ней дети, как и мы когда-то, ждут с удовольствием. Им интересно поиграть со своей любимой игрушкой, ну, а если эта игра еще и дает знания, помогает учиться, так это совсем здорово!

Мы очень благодарны Научно-методическому центру, нашему руководителю и преподавателю за то, что познакомили нас с этими замечательными программами, научили ими пользоваться, помогли нам и объяснили, какие элементы программ можно использовать на учебных предметах в школе. Теперь мы обязательно будем интересоваться новинками мира обучающих программ и по возможности использовать их на своих уроках.

Спасибо вам большое!


1 Эссе приводится в авторской редакции




Похожие:

Проблемы внедрения информационно-коммуникационных технологий в начальной школе iconПроблемы внедрения информационно-коммуникационных технологий в начальной школе
На базе Научно-методического центра Адмиралтейского района для работников Образовательных Учреждений были проведены курсы повышения...
Проблемы внедрения информационно-коммуникационных технологий в начальной школе iconИспользование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе

Проблемы внедрения информационно-коммуникационных технологий в начальной школе iconИнструктивно-методическое письмо по использованию информационно-коммуникационных технологий и электронных средств обучения в образовательном процессе
Одним из приоритетных направлений развития современного информационного общества является информатизация образования – процесс совершенствования...
Проблемы внедрения информационно-коммуникационных технологий в начальной школе iconИз опыта работы Использование информационно-коммуникационных технологий в различных областях знаний
...
Проблемы внедрения информационно-коммуникационных технологий в начальной школе iconИспользование компьютерных информационных технологий в начальной школе. План выступления. Использование икт в учебном процессе. Иип «км-школа»
В письме Министерства образования России от 13. 08. 2002 г. №01- 51-088 ин предлагается «осуществить организацию образовательного...
Проблемы внедрения информационно-коммуникационных технологий в начальной школе iconКолмычек татьяна николаевна
Применение информационно коммуникативных технологий на уроках в начальной школе
Проблемы внедрения информационно-коммуникационных технологий в начальной школе iconОтчета: «Построение школы новых технологий»
«Организация эффективной образовательной среды с использованием информационно-коммуникационных технологий». Критериями эффективности...
Проблемы внедрения информационно-коммуникационных технологий в начальной школе iconОтчета: «Построение школы новых технологий»
«Организация эффективной образовательной среды с использованием информационно-коммуникационных технологий». Критериями эффективности...
Проблемы внедрения информационно-коммуникационных технологий в начальной школе iconОтчета: «Построение школы новых технологий»
«Организация эффективной образовательной среды с использованием информационно-коммуникационных технологий». Критериями эффективности...
Проблемы внедрения информационно-коммуникационных технологий в начальной школе iconАнализ деятельности учителя за год
Работаю над проблемой «Использование информационно-коммуникационных технологий в формировании коммуникативной компетенции учащихся...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов