Об опыте использования информационно коммуникационных технологий в образовательном процессе icon

Об опыте использования информационно коммуникационных технологий в образовательном процессе



НазваниеОб опыте использования информационно коммуникационных технологий в образовательном процессе
Дата конвертации10.09.2012
Размер205.98 Kb.
ТипДокументы

Об опыте использования информационно - коммуникационных технологий в образовательном процессе


Григорьева Т.К., Власова Е.З.,

Гаврилова Е.И., Келлих Т.Г.

Коренные изменения, которые происходят в настоящее время в системе образования нашей страны, рождают новые педагогические идеи и обуславливают появление педагогических инноваций. Авторы книги «Диалог на лестнице успеха» Е.И. Казакова и А.П. Тряпицына, исследовавшие проблему педагогических инноваций отмечают, что: «изменения в системе образования наиболее ярко проявляют себя в переосмыслении целей и задач; а изменения в целях и задачах влекут за собой прежде всего изменения в содержании, а затем в технологиях и общей организации».

Опытно-экспериментальная работа, проводившаяся школе № 225 в период с 2001 по 2004 год как раз и была направлена на переосмысление целей и задач, которые стоят перед современным учителем, осуществляющим свою профессиональную деятельность в условиях динамизма и изменчивости окружающего мира. В связи с этим перед педагогическим коллективом встала проблема поиска педагогических инноваций, интенсифицирующих и улучшающих образовательный процесс в школе. В качественные новшества были выбраны современные информационно - коммуникационные технологии, которые коллектив учителей рассматривал, с одной стороны, как активное средство, способствующее повышению качества образовательного процесса, а с другой как условие профессиональной компетентности современного учителя.

К информационным технологиям коллектив обратился не случайно, так как с 1998 года, в период когда школа являлась базовой экспериментальной площадкой при Академии информатизации РФ, был накоплен опыт применения ИКТ на уроках по некоторым предметам (английский язык, астрономия, физика). Силами учителей были разработаны и проведены серии уроков по изучению нового материала, по закреплению, применению и проверке знаний учащихся с использованием компьютерных обучающих программ и презентаций.

В 2001 году под руководством директора школы Григорьевой Т.К., научного руководителя школы заведующей кафедрой ИКТ РГПУ им. А.И. Герцена, доктора педагогических наук, профессора Власовой Е.З. и заместителя директора по УВР Гавриловой Е.И. коллектив школы начинает опытно-экспериментальную работу по теме «Современные информационные технологии как средство повышения качества обучения (на примере естественнонаучного цикла)».

Результаты работы можно разделить на следующие группы: педагогические, методические, организационные, научные.
Конкретными результатами ОЭР явились следующие:
^

Педагогические результаты


  1. Повышение качества образовательного процесса, что проявляется:

  • в усилении интереса у учащихся, а, следовательно, и повышении мотивации обучения;

  • в развитии творческих способностей учащихся;

  • в приобретении более глубоких и осмысленных знаний;

  • в повышении качества знаний;

  • в личностном росте учащихся.

  1. Осмысление учителями необходимости использования информационных технологий в организации и проведении образовательного процесса. Этому способствовало установление школой обширных и устойчивых связей с научными и образовательными учреждениями Санкт-Петербурга, и как следствие вхождение педагогического коллектива в научно-педагогическое сообщество города;

  2. Повышение квалификации учителей школы с целью формирования развития у них информационно-технологической компетентности.

^ Методические результаты:

  1. Обобщение опыта учителей дисциплин естественнонаучного цикла по использованию информационных технологий в образовательном процессе и его перенос на преподавание других предметов.

  2. Создание конкретных методических разработок и использование информационных технологий на уроках и во внеклассных мероприятиях по дисциплинам естественнонаучного цикла.

  3. Создан электронный учебно-методический комплект «Астрономия с использованием информационных технологий». Непрерывно осуществляется деятельность по созданию УМК «Физика». Заложены основы по созданию УМК по ряду гуманитарных предметов (МХК, ОБЖ, история).

  4. Проведение и анализ открытых уроков, демонстрирующих использование информационных технологий в преподавании различных предметов. И как следствие накопление инновационного опыта по организации и проведению образовательного процесса на новой технологической основе.

^ Организационные результаты:

  1. Реализована идея личностно-ориентированного и деятельностного подхода к обучению.

  2. Созданы условия для формирования и развития у учащихся и учителей информационно-технологической компетентности.

  3. Создание в школе условий для научно-исследовательской деятельности, как учителей, так и учеников. Это выразилось в:

  • Создании авторских методик по использованию информационных технологий в преподавании школьных предметов;

  • Создании учащимися школы творческих исследовательских работ с использованием информационных технологий;

  • Организации и проведении школьных научно-практических конференций;

  • В участии учителей и учеников школы в научных конференциях различного уровня.

  1. Расширилась научно-методическая база школы, в том числе и за счет творческих работ школьников, созданных под руководством учителей-консультантов, учителей-исследователей.

  2. Создана библиотека электронных дидактических материалов по различным предметам.

  3. Улучшилась материально-техническая база школы.

  4. Созданы предпосылки для целостной информационной образовательной среды школы, отдельные элементы которой активно функционируют уже сейчас.

Научные результаты:

Выявлены условия эффективности использования ИКТ. К ним можно отнести:

  1. Готовность учащихся к широкому использованию информационных технологий в обучении.

  2. Психологическая, техническая и методическая готовность учителей к использованию ИКТ в процессе преподавания.

  3. Достаточная материальная база (наличие современной техники, программное обеспечение, Internet).

  4. Тесное взаимодействие между всеми участниками процесса (администрацией, учителями, учащимися, родителями).

Наличие конкретных положительных результатов, полученных в рамках эксперимента, позволяет говорить о том, что он способствует развитию школы, на это указывает также и следующее:

  • Растут (не снижаются) образовательные результаты учащихся;

  • Имеется рост удовлетворенности всего школьного сообщества (учителя, ученики, родители, администрация);

  • Гарантирован рост научно-методического обеспечения образовательного процесса (включая образовательный потенциал учителей);

  • Улучшается материально-техническая база;

  • Идет процесс большей согласованности практической деятельности школы и ее образовательной личносто-ориентированной парадигмы;

  • Имеется ярко-выраженный рост личностных и системных достижений.

Данные результаты позволили выйти на новый уровень применения ИКТ; появилась возможность перейти от использования ИКТ в отдельных направлениях работы к системной интеграции в процесс образования. Таким образом, тема ОЭР школы на период 2004 – 2007 гг. звучит следующим образом: «Формирование информационной среды школы, обеспечивающей интеграцию информационно - коммуникационных технологий в образовательный процесс с целью повышения его качества»

На данный момент наиболее значимыми организационно-педагогическими результатами являются:

  • формирование рабочих групп учителей по направлениям (естественно-научное, гуманитарное, филологическое и т. д.), активно использующих ИКТ в профессиональной деятельности и проводящих исследования по изучению влияния ИКТ на качество образовательного процесса;

  • формирование в школе профессионального сообщества учителей по разработке и формированию информационной образовательной среды школы.

В результате была разработана структура информационной среды школы, под которой понимается педагогическая система и ее обеспечение, включающее такие подсистемы как: материально-техническую, финансово-экономическую, нормативно-правовую, управленческую и маркетинговую.

В сфере учебно-образовательной деятельности сформировалась группа учителей-исследователей, объединяющихся по принципу методических объединений. В группы входят как учителя, хорошо владеющие навыками работы на компьютере, так и начинающие пользователи, что позволяет обмениваться опытом на различных уровнях. Опытные и методически грамотные преподаватели оказывают помощь молодым коллегам в отборе информации, построении уроков, систематизации материала. Молодые коллеги, владеющие в большей степени компьютерной грамотностью, помогают с технической точки зрения создать готовый продукт. При этом важен процесс взаимообучения, при котором каждая сторона приобретает дополнительные знания каждый в своей области. Постепенно наблюдается рост самостоятельности в подготовке уроков с применением ИКТ, учителя не нуждаются в присутствии учителя информатики или инженера на уроках, проводимых в компьютерных и мультимедийном классах. Коллеги обмениваются информацией, помогают друг другу в поиске информации при помощи средств электронных коммуникаций (в Интернете, на компакт-дисках).

Можно говорить о том, что практически на всех предметах в той или иной степени при проведении уроков применяются ИКТ:

информатика и информационные технологии, физика, астрономия, математика, история, обществознание, правоведение, история и культура СПб, МХК, русский язык, английский язык, ОБЖ, биология, география, предметы начальной школы

Учителями используются различные формы работы с ИКТ. Наиболее распространенным способом является применение презентаций на уроках. Некоторые формы, которые реализуются на различных предметах:

  • Просмотр демонстрационных презентаций, сопровождающих лекцию учителя.

  • Просмотр презентаций, подготовленных учениками при их выступлениях с докладами, сообщениями.

  • Обсуждение материалов презентации, пособия с учителем.

  • Обсуждение материалов, представленных с применением ИКТ, в группе с последующим подведением итогов.

  • Самостоятельная индивидуальная работа по получению нового знания с презентацией, подготовленной учителем.

  • Самостоятельная работа с электронными пособиями, учебниками, обучающими программами на уроке по получению информации.

  • Оценивание представленной презентации по заранее определенным критериям

  • Подготовка презентации для собственного выступления.

Учителя литературы Головина В.Н., Жукова О.М., Гусева Н.И. и истории Плясунов Н.В. широко используют презентации в качестве иллюстративного материала для создания эмоционального настроя на уроке.

Обсуждение материалов презентаций осуществляется на уроках географии у Лазаренко О.В., физики и астрономии – Гаврилова Е.И., Келлих Т.Г. К этим урокам учащиеся часто готовят свои мини презентации для сопровождения сообщения на уроке. Темы возможных выступлений оговариваются заранее, и учащиеся в соответствии со своим выбором готовят работу. За последние полгода количество учащихся, изъявивших желание подготовить выступление с компьютерным сопровождением, резко возросло. Многие из них сами предлагают учителю возможные темы работ. Для школьников 7 классов учителем информатики Дуловой Н.Л. специально организуются дополнительные занятия во внеурочное время по освоению программы Power Point, которая еще не изучается в этом классе.

На уроках математики Чудиновой О.Н. широко используется работа учащихся в малых группах за компьютером по получению новых знаний. Учителем разработана система обучающих презентаций по целой теме и ведется работа по исследованию успешности усвоения материала учащимися по сравнению с традиционным способом ведения урока.

Учителя, освоившие на незначительном уровне работу в офисных приложениях, активно привлекают учащихся для помощи в проведении уроков. Силами школьников старших классов созданы учебные пособия по МХК – руководитель Лагутина С.М., ОБЖ – педагог-организатор Куруч Ю.Г. Эти пособия адаптированы к условиям изучения данных предметов в нашей школе и отвечают методическим предпочтениям конкретных учителей, что делает их использование на уроке наиболее производительным.

^ Готовые программные продукты на компакт-дисках широко используются на уроках МХК, английского языка – учитель Шувалова В.Ф., истории и обществознания – учитель Плясунов Н.В. Учебные программы позволяют многократно повторять необходимый материал, вернуться к пропущенным фрагментам, работать в индивидуальном режиме. Игровые формы позволяют моделировать исторические события при различных вариантах развития, меняя условия, что позволяет ученикам самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи, видеть логику событий, учит принимать решения, прогнозировать и оценивать результат.

В начальной школе проходит работа в рамках городской программы «Школьный наставник».

Основная цель работы этой программы - создать условия для развития логического мышления, улучшить знания школьников по русскому языку и математике через использование компьютерной техники.

Программно-методический комплекс «Школьный наставник» используется учителями начальной школы третий год. Введение уроков информатики со второго класса, проводимых Дуловой Н.Л. позволило ученикам начальной школы освоить основы компьютерной грамотности и с легкостью адаптироваться к работе с программой.

Занятия проводятся систематически в течении года один раз в неделю, что заложено в календарно-тематическом планировании по русскому языку и математике и органично сочетаются с уроками в традиционной форме. Уроки подготавливаются учителем начальной школы Курохтиной Т.М., учителем информатики и ответственным за реализацию проекта Дуловой Н.Л. Проводится урок в компьютерном классе, где каждый ученик обязательно работает индивидуально. Системный подход к применению ПМК позволяет решить ряд задач:

  1. Образовательные:

  • повысить успеваемость,

  • обеспечить индивидуальный подход к каждому ученику.

  1. Развивающие:

  • развить навыки решения различных заданий по математике и русскому языку,

  • развить навыки работы на ПК,

  • развить умение анализировать условия заданий.

  1. Воспитательные:

  • создать условия для воспитания следующих качеств: аккуратность, точность, усидчивость, настойчивость, сообразительность,

  • сформировать умение добиваться успеха и правильно относиться к успехам и неудачам, развить уверенность в себе.

Положительным в программе «Школьный наставник» с точки зрения учителя начальной школы является то, что она позволяет:

  • Диагностировать, изучать, проводить самоконтроль и контроль

  • Выяснять проблемы в знаниях у учащихся

  • Увидеть учебные достижения детей

  • Помогает учащимся ориентироваться в учебном материале

  • Выполнять разнообразные тесты по русскому языку и математике по различным темам уроков

  • Дает текстовые подсказки

  • Тесты располагаются от простого к сложному

  • Дает личностные результаты выполненных заданий

  • Помогает в усвоении нового материала, отслеживает уровень знаний ученика по определённым темам.

  • Обучает школьников внимательно читать задания, вдумываться в поставленные вопросы, выбирать правильные ответы

Как и любое исследование, данная работа сопровождается постоянным мониторингом. Проводятся опросы, как среди учащихся, так и среди родителей. В последнем анкетировании приняли участие четвероклассники и их родители. Учащимся было задано два вопроса:

«Нравятся ли тебе уроки русского языка и математики, проводимые на компьютере и почему?» и «Что бы ты сделал, чтобы было интереснее?»

Все опрошенные ученики ответили, что им нравится работать с этой программой. Вместе с тем, многие ребята отметили, что им не только интересно, но и полезно выполнять задания, так как они «позволяют узнать свои ошибки; повторить то, что прошли за неделю; программа помогает лучше учиться, писать контрольные работы.; сделать все понятным; тренирует внимание, память; дает возможность сделать больше упражнений, развивает самостоятельность, стремление к учебе». Наличие быстрой обратной связи как основного механизма обучения позволяет повысить мотивацию ученика, развивает его самостоятельность и способствует повышению успеваемости.

Дети отметили несколько направлений, по которым можно усовершенствовать программу:

  • введение большего количества игровых моментов

  • конкретизация обратной связи

  • переход на привычную, балльную систему оценки

  • красочность изображения для создания позитивного эмоционального фона

Родителям были предложены следующие вопросы:

  1. Какое влияние на детей, по вашему мнению, оказывают уроки русского языка и математики, проводимые учителем на компьютере?

  2. Что дают эти уроки для развития детям?

  3. Ваши пожелания

Анализ ответов позволяет утверждать, что с точки зрения родителей такие уроки:

  • развивают внимание детей

  • дают объективную оценку и самооценку работы

  • приучают к современным методам работы на компьютерах

  • тренируют детей к сдаче тестов в старших классах

  • практически все родители просят расширить программу и на другие предметы начальной школы

Однако, в процессе работы с программой обнаружены ошибки, недочеты и опечатки. Во многих случаях отсутствуют задания и примеры.

С целью обеспечения информационно-технологического профиля обучения в старших классах в 2005 году были созданы элективные курсы и куры по выбору: физика на компьютере, исследовательская деятельность с использованием ИТ, астрономия, Web-технологии, цифровая обработка видеоизображений, экономика.

Важным направление работы по применению ИКТ является исследовательская деятельность учащихся, представляемая на ежегодных ученических научно-практических конференциях, проводимых с 1998 года. 2003 год ознаменовал себя новым подходом к созданию и оформлению работ учащихся. С этого года прекращен прием рукописных вариантов. Самое главное, появился новый тип работ - электронное учебное пособие. Первая, достойная внимания в этом отношении работа "Строение Солнечной системы" появилась годом раньше, в этом же году таких работ было представлено 8 по разным направлениям от МХК до ОБЖ. Учащиеся смогли защитить свои работы в качестве экзамена по выбору сразу по двум предметам: информационные технологии и предмет по содержанию. Участники секции Истории города стали лауреатами районного конкурса к 300-летию Санкт-Петербурга.

Среди выступлений младших школьников большое место занимали творческие работы выполненные на уроках "Информационные технологии" по методу проектов.

К VI ученической конференции 2004 года были выработаны подробные требования к предоставляемым работам, а также правила их оформления. Количество участников несколько сократилось, возможно, в связи с ужесточениями требований, однако интерес к участию в конференциях сохранился, и повысилось качество выполнения работ, в том числе их техническое оформление. Увеличилась доля работ. связанных с применением современных информационных средств обучения. Учителя руководители секций также начали активно применять ИКТ при презентации работ участников. В рамках работы по созданию открытой информационной среды школы, решена задача обеспечения открытого доступа к материалам конференции через сайт «Исследовательская деятельность», доступного в локальной версии, а также через Интернет по адресу www.idschool225.narod.ru

Таким образом, коллектив школы, реализуя цели и задачи перехода на новые условия организации образовательного процесса, направленного на обновление образования в соответствии с одним из приоритетных направлений Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года – информатизации образования, и опираясь на накопленный опыт, стремится к получению успешных результатов данного рода деятельности в рамках опытно-экспериментальной работы.
^

Использование ИТ на уроках астрономии как средство повышения качества образования школьников



Келлих Татьяна Генриховна

учитель физики и астрономии, зам директора
по УВР и ШИС

Школа 225, Адмиралтейский район


В данной разработке содержится описание УМК по астрономии, фрагмент которого «Строение Солнечной системы» был представлен на 2 городском фестивале «Использование ИТ в образовательной деятельности»1.

Работа с использованием данного пакета проводилась в течении 3-х последних лет в 11 классах школы 225. В 2005-06 учебном году в связи с переходом школы на реализацию программ профильного обучения в старших классах, была разработана программа элективного курса на основе ранее созданных материалов, которая прошла экспертизу Регионального экспертного совета.

Цель создания УМК - совершенствование способов и методов обучения предмету с использованием ИКТ с целью повышения качества образования.

Элементы, составляющие пакет, рассчитаны на применение как на уроках, так и при самостоятельной деятельности учащихся во внеурочное время. Пакет состоит из трех блоков: методического, дидактического и блока, содержащего творческие работы учащихся.


Методические материалы
  1. ^

    Программа элективного курса по астрономии «Мир вокруг нас», рассчитанная на 34 часа занятий;

  2. Календарно-тематическое планирование с учетом использования программы «Открытая астрономия», «Уроки открытого колледжа», что позволяет учитывать возможности дистанционного обучения с применением вышеназванных компьютерных программ;

  3. ^

    Электронные версии конспектов уроков с применением презентаций, выполненных учителем, учитывающие использование программ «StarCalc», «Orbits», «RedShift»;

  4. Электронные версии конспектов уроков с использованием программы «Orbits» по изучению строения Солнечной системы. Уроки позволяют учащимся на основе заданий, выдаваемых учителем, самостоятельно получить необходимую справочную информацию и изучить особенности строения планетарной системы. Рассчитаны на проведение в компьютерном классе, где учащиеся могут работать в минигруппах.


Разработки занятий с применением компьютерных обучающих программ содержат:

  • подробный план урока с рекомендациями по использованию программ,

  • заданиями для учащихся;

  • рабочие листы для учащихся;

  • словарь;

  • дополнительные сведения.

Астрономия - предмет, изучение которого невозможно без использования большого количества иллюстративного материала. Компьютер служит средством для создания с помощью Microsoft Power Point презентация (слайд-шоу) по этому предмету.

Каждая разработка с применением средств Microsoft Office состоит из:

  • презентации (слайд-шоу) по теме урока (документ Power Point),

  • описания содержания слайдов,

  • плана урока с вопросами для обсуждения

  • дополнительных материалов для подготовки учителя к уроку (документы Word).

Компьютерной поддержкой обеспечен каждый урок курса, всего 34 часа. Проводится занятия могут в разной форме: лекционной, групповой, индивидуальной. Слайды используются для демонстрации вида и наблюдаемых особенностей различных небесных объектов, для сравнения и анализа полученной видеоинформации и, в зависимости от уровня подготовки класса, могут применяться различным образом.

Разработки охватывают все темы курса и содержат уроки разных типов: изучения нового, закрепления, обобщения, контроля знаний. Уроки проверки знания проходят в два этапа – выполнение тестового задания на бумажном носителе и работа с компьютерными презентациями по анализу представленных изображений.

На уроках по получению новых знаний в виде лекций презентации служат для иллюстраций, сопровождающих рассказ учителя. При проведении уроков в форме беседы слайд-шоу используются для создания проблемной ситуации на уроке. В этом случае предъявленные фото и видеоматериалы обсуждаются с учащимися, которые в ходе беседы получают навык сравнения и анализа полученной информации, учатся выдвигать гипотезы, искать их подтверждение, правильно интерпретировать увиденное. Серии слайдов, видеофрагментов и модели отражающие этапы развития космического объекта предназначены для организации мыслительного эксперимента. Таким образом, использование ИТ в виде презентаций с видеофрагментами, работы с интерактивными моделями позволяют активизировать учащихся на занятии, стимулируют их познавательную активность, способствует формированию элементов проектной и исследовательской деятельности: выдвижение идеи, проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы). Кроме того, в процессе обсуждения учащиеся учатся слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;

На уроках контроля знаний по теме презентации используются для проверки качества знаний учащихся, подобранный материал сопровождается рядом вопросов, на которые учащиеся отвечают, используя знания, полученные ранее или при обсуждении представленных демонстраций. В этом случае предъявляются слайды как ранее использованные, так и новые, содержащие подобную информацию.

Материалы разработанные по данному курсу могут быть использованы учащимися для восполнения пробелов в знаниях, самостоятельной работы при подготовке сообщений, творческих работ, так как содержат большое количество дополнительной информации, и отвечают самым разнообразным интересам школьников в области изучения астрономии.

Пример использования лекционного слайд-шоу.

В качестве примера использования лекционных слайд-шоу можно привести краткое описание фрагмента урока «Планеты Земной группы». На слайде представлены 4 фотографии общего вида планет, полученных с околоземной орбиты. Вопросы учащимся:

  • Перед вами фотографии планет Земной группы. Назовите их.

  • Почему две из представленных планет видны в неполной фазе?

  • Какие видимые общие признаки планет вы заметили?

  • Четко ли видны границы поверхности планет? В чем причина?

  • Хорошо ли видны детали рельефа поверхности? В чем возможная причина?

  • Какие детали рельефа лучше всего видны?

В результате обсуждения ответов на вопросы необходимо вспомнить конфигурации планет, проанализировать причины наличия или отсутствия атмосферы, обсудить ее роль в формировании рельефа планет, создании климатических условий на планете. Следующий этап – обсуждение различий физических условий на планете, формирования деталей на поверхности, где слайд-шоу иллюстрирует рассказ учителя. Завершается урок сравнением моделей строения планет Земной группы, на основании которого делается вывод об общности не только внешних признаков, но и структуры планет.
^

Пример слайда из проверочной презентации:


Вам представлено два изображения одного явления, полученные в разные годы. Рассмотрите фотографии и ответьте:
  • ^

    Какое явление наблюдается?

  • Как называется серебристое свечение?

  • Почему на разных фото оно имеет разную форму?




Дидактические материалы

  1. Тесты по темам курса астрономии предназначены для контроля уровня знаний учащихся и применяются в дополнении к слайд-шоу проверочного характера. Совместно с теоретическими вопросами по теме позволяют провести комплексную проверку знаний учащихся по теме.

  2. Задания к уроку в форме дидактических игр, вопросов к творческим работам учащихся применяются на этапах закрепления знаний, а также для организации самостоятельной работы школьников после уроков.

  3. Электронные пособия по теме «Строение Солнечной системы», «Марс», «Юпитер» применяются в первую очередь для самостоятельного изучения астрономии, где роль учителя выполняет компьютер. Система может использоваться как для индивидуального обучения, так и для работы на уроке, так как предлагает ученику активно включится в работу, заставляет задумываться над предложенным материалом, а не воспринимать его пассивно. Содержание пособий структурировано таким образом, что учитывает особенности восприятия текста с экрана компьютера, поэтому информация подается в сжатом виде. С методической точки зрения материал уроков представлен в строгой логической последовательности, содержит опорные вопросы, способствующие лучшему усвоению материала. Учебник хорошо иллюстрирован, содержит много фото и видеоматериалов. Итоговые работы по каждому уроку состоят из тестов двух уровней сложности и содержит вопросы не на простое воспроизведение материала, а позволяет проверить степень осмысления пройденного материала. Пособия сопровождаются словарем, содержащим справочный материал. Поисковая система словаря позволяет быстро и просто ориентироваться в представленной информации.

  4. ^

    Справочные материалы в виде таблиц

  5. Ссылки на некоторые астрономические сайты

  6. Аннотации к программам по астрономии и энциклопедическим дискам позволяют быстро ориентироваться в электронных средствах обучения и применять эти материалы учителем при подготовке к урокам.


  7. Критерии оценки Публикации, Презентации, Реферата предназначены для того, чтобы помочь учащимся провести самооценку выполненной творческой работы, стимулировать его к совершенствованию.

  8. Набор иллюстраций и рисунков

  9. Видеофрагменты

  10. Модели (Открытая физика 2.5, Уроки Открытого колледжа)

Представленные материалы размещены на школьном сервере, что дает возможность учащимся обращаться к ним самостоятельно.


Ресурсы

Для демонстрации достаточно демонстрационного компьютера в кабинете физики и астрономии: системные требования: Windows 98/ME/2000/NT/XP, 64 MB RAM, Ms Word 97/2000/XP, Power Point 97/2000/XP, CD-ROM, 180 Мb для установки «Открытой астрономии» или 25 Мb для использования только моделей.

Для проведения уроков в групповой форме с применением обучающих программ необходимо наличие компьютерного класса (10-12 мест) системные требования: Pentium-330, RAM 32 МВ, мышь.

Для создания презентаций использованы фото и видеоматериалы, опубликованные на дисках

  • «Новейшая энциклопедия астрономии и астрологии», CD, http://zmeyka.org

  • «Атлас Солнечной системы», CD, Эксфорс, М., 2002

  • «Большая энциклопедия космоса», CD, 2003

  • «Открытая астрономия 2.0», СD, ФИЗИКОН, Авт. Гомулина Н., 2004

  • “RedShift4”, CD, Cinegram MediaInk, 2002

  • «Астрономия» Полный мультимедийный курс. CD, «Руссобит Паблишинг», М., 2003

  • «Вселенная». Оксфордская иллюстрированная энциклопедия. CD, Делта-ММ корп., 2002

  • Космические фотографии NASA, 2000 DELTA-MM Corp.,

и на сайтах

  • http://antwrp.gsfc.nasa.gov/apod/astropix.html

  • http://rapod.chat.ru

  • http://heritage.stsci.edu/public/gallery/galindex.html

  • http://antwrp.gsfc.nasa.gov/apod/astropix.html
^


Материалы, созданные школьниками

Материалы являются результатом творческих работ школьников в форме рефератов, презентаций и публикаций, сопровождающих реферативные работы. Создание презентаций и публикаций требует от учащихся активной переработки материала, выделения главной идеи работы. В процессе создания презентации необходимо переосмыслить имеющуюся информацию, структурировать ее, выстроить логическую завершенность каждого слайда. Такая работа выводит учащегося на новый уровень усвоения знаний.


Сама идея создания УМК, его структура и составные части таковы, что направлены на постоянную активную деятельность учащихся на всех этапах урока, самостоятельной деятельности. УМК позволяет не только учителю использовать новые информационные средства для повышения эффективности процесса обучения. В процесс научения учащиеся активно используют современные информационные технологии для получения и формирования устойчивых знаний, тем самым повышая эффективность усвоения знаний, полученных в процессе активной работы.

Большое количество творческих работ учащихся разных классов, часть из которых вошла в пакет, высокий уровень знаний выпускников говорит об эффективности и перспективности его использования.


1 Подробнее о способах применения ИТ на уроках физики и в исследовательской деятельности учащихся См. Статью «Информационная поддержка уча­щихся при проведении исследовательских работ через школьный сайт» настоящего сборника.





Похожие:

Об опыте использования информационно коммуникационных технологий в образовательном процессе iconОб опыте использования информационно коммуникационных технологий в образовательном процессе
А. П. Тряпицына, исследовавшие проблему педагогических инноваций отмечают, что: «изменения в системе образования наиболее ярко проявляют...
Об опыте использования информационно коммуникационных технологий в образовательном процессе iconИнструктивно-методическое письмо по использованию информационно-коммуникационных технологий и электронных средств обучения в образовательном процессе
Одним из приоритетных направлений развития современного информационного общества является информатизация образования – процесс совершенствования...
Об опыте использования информационно коммуникационных технологий в образовательном процессе iconИз опыта работы Использование информационно-коммуникационных технологий в различных областях знаний
...
Об опыте использования информационно коммуникационных технологий в образовательном процессе iconПроблемы внедрения информационно-коммуникационных технологий в начальной школе
На базе Научно-методического центра Адмиралтейского района для работников Образовательных Учреждений были проведены курсы повышения...
Об опыте использования информационно коммуникационных технологий в образовательном процессе iconПроблемы внедрения информационно-коммуникационных технологий в начальной школе
На базе Научно-методического центра Адмиралтейского района для работников Образовательных Учреждений были проведены курсы повышения...
Об опыте использования информационно коммуникационных технологий в образовательном процессе iconПротокол совещания при заместителе директора. Тема: «Использование педагогических технологий для повышения информационно-коммуникативной компетенции школьного коллектива»
...
Об опыте использования информационно коммуникационных технологий в образовательном процессе iconЭлектронные средства обучения в преподавании биологии и географии владислав Чеславович Кашкур, учитель биологии и географии уо «Миорская общеобразовательная средняя школа №3»
Зуется технология ее изучения средствами информационно-коммуникационных технологий, обеспечиваются условия для осуществления различных...
Об опыте использования информационно коммуникационных технологий в образовательном процессе iconВласенко Ольга Александровна Учитель географии моу сош №2
Поэтому использование информационно-коммуникационных технологий (икт) в учебном процессе является актуальной проблемой современного...
Об опыте использования информационно коммуникационных технологий в образовательном процессе iconСправка по результатам тематической проверки «Эффективность использования цифрового оборудования в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях
«Эффективность использования цифрового оборудования в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях Каслинского муниципального...
Об опыте использования информационно коммуникационных технологий в образовательном процессе iconТворческая группа «Использование информационно коммуникационных технологий в учебном процессе»
Современный период развития цивилизованного общества характеризует процесс информатизации. Одним из приоритетных направлений процесса...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов