Согласно Конституции Российской Федерации, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым закон icon

Согласно Конституции Российской Федерации, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым закон



НазваниеСогласно Конституции Российской Федерации, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым закон
Дата конвертации12.09.2012
Размер115.13 Kb.
ТипЗакон

Опубликовано в научном сборнике:


Демидов А.А. Президентская библиотека им. Б.Н.Ельцина – новый системообразующий элемент русскоязычного сегмента киберпространства и потенциальный вектор развития системы медиаобразования//PR, бизнес, СМИ: партнерство и конкуренция/ Отв. сек. Л.Н.Гончаренко. СПб: Изд-во СПб гос. инж.-экон. ун-та, 2007. С. 118-125.


© А. А. Демидов

председатель Правления

Межрегиональной общественной организации

в поддержку Программы ЮНЕСКО «Информация для всех»,

член Рабочей группы

Общественной палаты Российской Федерации по развитию информационного общества в России

ПРЕЗИДЕНТСКАЯ БИБЛИОТЕКА им. Б. Н. ЕЛЬЦИНА -

^ НОВЫЙ СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ

РУССКОЯЗЫЧНОГО СЕГМЕНТА КИБЕРПРОСТРАНСТВА

И ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ

СИСТЕМЫ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ

Одна из главных целей любого государства, входящего в ООН и Совет Европы, - обеспечить право его граждан на доступ к информации, знаниям и на их использование для самореализации.

Согласно Конституции Российской Федерации, «каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом».

С подписанием распоряжения № 326-рп от 18 июня 2007 г. «О создании Президентской библиотеки имени Б. Н. Ельцина» работа по созданию Президентской библиотеки вошла в стадию реализа­ции. Местом нахождения Президентской библиотеки становится здание Синода в Санкт-Петербурге, а ее филиалы должны быть созданы во всех регионах России. Распоряжением образован Орга­низационный комитет по созданию Президентской библиотеки, ут­верждены его состав и председатель. Правительству дано поруче­ние по финансированию мероприятий, направленных на ее созда­ние, в 2007-2008 гг.

По сложившейся традиции подобные структуры созданы многими странами, они давно и успешно не только выполняют функ­ции публичного информационно-библиотечного, аналитического, методического и методологического обеспечения институтов госу­дарства, гражданского общества и бизнес-сообщества в сфере сво­ей прямой компетенции, но и содействуют построению информа­ционного общества и общества знаний. Они становятся проводниками идеологии и политики государства как внутри страны, так и ; за ее пределами практически по всему спектру реализуемых главой государства конституционных полномочий. Зачастую к президент­ской библиотеке переходят некоторые функции организационно-правового характера, особенно в части организации коммуникаци­онного процесса президентских структур с населением, в первую очередь в части так называемой «обратной связи».
И в этой части они вполне могут заменить собой средства массовой коммуникации, ранее выполнявшие эти функции.

Являясь практически национальными центрами по реализации политики доступа к социально значимой информации на госу­дарственных языках и языках народов, проживающих на террито­рии страны, президентские библиотеки практически являются на­вигаторами по всему спектру существующих социально-экономи­ческих отношений. Называясь библиотеками, они ориентированы также на архивные, музейные, театральные и иные направления в


60

61

области культуры и искусства, а также охватывают всю проблематику образования, науки и коммуникации, будучи логически связан­ными с библиотечными сетями учреждений от дошкольного до по­слевузовского образования (в том числе и неформальными школами детской журналистики, и маститыми журфаками), а также науки.

Но представляется, что в первую очередь президентская библиотека должна выполнять функцию главного элемента в реализа­ции политики доступа населения к официальной информации, ли­дера по формированию информационной и правовой культуры чи­новников, бизнесменов, журналистов и населения.

Одним из результатов организованной Российской государственной библиотекой (РГБ) и Межрегиональным объединением пуб­личных центров правовой информации (ПЦПИ), прошедшей 24 мая 2007 г. на базе РГБ Всероссийской научно-практической конфе­ренции «Правовое наследие и современная юриспруденция: связь времен» стала рекомендация о целесообразности использования созданных на базе библиотек публичных центров правовой инфор­мации в качестве первичных элементов региональной сети Прези­дентской библиотеки. Генеральный директор РГБ, член Оргкоми­тета по созданию Президентской библиотеки В.В.Федоров вклю­чил это предложение в текст рекомендаций, внесенных от имени главной библиотеки страны.

Вопросам поддержки развития библиотечных сетей, в том числе школьных библиотек, со стороны региональных и муниципальных властей, а также необходимости духовно-нравственного воспитания Президент России в своем последнем послании Феде­ральному Собранию РФ уделил особое внимание. В связи с этим можно предположить, что на первый план должен выйти вопрос о координации деятельности библиотечных сетей независимо от их ведомственной принадлежности - культуры, образования, науки, коммуникаций, обороны, исполнения наказания и др. Проблема дальнейшего развития сотрудничества публичных библиотек и библиотек системы образования, в первую очередь школьных, а также библиотек вузов и сузов, осуществляющих подготовку педа­гогов, юристов (в том числе ориентирующихся на правозащитную деятельность), журналистов и служителей конфессий, в развитии

информационно-правового, этико-правового и духовно-нравственного образования и воспитания подрастающего поколения стано­вится приоритетной как для государства, так и для общества.

Исходя из изложенного представляется, что участие Президентской библиотеки в формировании национальной идеологии и политики в рассматриваемых предметных областях может разви­ваться в следующих направлениях.

  1. Содействие повышению правовой культуры населения. В
    условиях реформирования российского общества особое значение
    приобретают перспективы развития личности и реализации ее
    прав. Эта проблема не только имеет познавательный, просветительский и образовательный характер, но и напрямую связана с практическим вопросом современного общества: каким путем пой­дет Россия, и какая при этом роль будет отведена личности. Как показывают опросы, у подавляющего большинства населения стра­ны, и у молодежи в первую очередь, отсутствуют элементарные знания основных положений Конституции Российской Федерации, Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка.
    Представляется, что Президентская библиотека как самостоятель­но, так и через сеть своих центров на базе библиотек и других
    партнерских организаций вполне может участвовать в создании и
    распространении профильных информационных ресурсов и методик их использования. Отдельным вопросом здесь может стать по­вышение правовой культуры населения в связи с использованием объектов интеллектуальной собственности, в том числе лицензи­онного и свободно распространяемого программного обеспечения.

  2. Содействие повышению эффективности и качества этико-
    правового образования в системе общего и профессионального образования России, формированию гражданских свойств личности.
    Президентская библиотека через сеть своих филиалов может распространять информацию о лучших книгах и информационных ре­сурсах, а также о лучшем опыте сотрудничества органов управления культуры, образования, молодежной политики, средств массо­вой коммуникации, профильных общественных организаций, в первую очередь - правозащитных и молодежных, в рассматривае­мой области. В Санкт-Петербурге уже есть опыт сотрудничества


62

63

библиотек, школ, педагогической науки и избирательной комиссии в системном решении задачи подготовки молодых граждан России с активной жизненной позицией, сформированной правовой и информационной культурой, способных к жизни в условиях информационного общества и общества знаний. Проект реализуется в формате интеграции деятельности и объединения возможностей школьных ресурсных центров этико-правового образования и цен­тров правовой информации при активном участии детских публич­ных библиотек города. Можно констатировать, что ориентация Программы ПЦПИ и реализуемой Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования в школах города це­лостной системы этико-правового образования на воспитание гра­жданских и патриотических качеств молодых россиян соответству­ет политике, заявленной Президентом России в Послании Феде­ральному Собранию РФ в 2007 г., как в части духовно-нравствен­ного воспитания, так и нового направления библиотечной полити­ки, ориентированной на необходимости поддержки библиотечных сетей - от создаваемой президентской до школьных. Исходя из то­го, что данный опыт реализуется по месту будущего нахождения Президентской библиотеки, он может более эффективно оформ­ляться и распространяться через создаваемую сеть, а возможно, по­лучит дальнейшее развитие. Губернатором Санкт-Петербурга, чле­ном Оргкомитета пo созданию Президентской библиотеки В. И. Мат­виенко это начинание также поддержано.

3. Содействие развитию качественного юридического образования и его практическому использованию. Создание системы оказания бесплатной юридической помощи, которая устранит экономические препятствия для доступа малоимущих граждан к правосудию и обеспечит реальную возможность защиты ими сво­их прав, является сегодня насущной задачей. Конституция Рос­сийской Федерации гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплат­но. Но в ряде субъектов Российской Федерации к малоимущим относится сегодня более трети населения. В то же время в Россий­ской Федерации не существует единой эффективной системы,

обеспечивающей право малоимущих на получение бесплатной юридической помощи. Законодательство предусматривает оказа­ние такой помощи, в основном в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, предварительного следствия, про­куратуры или суда. При этом вопросы необходимости координа­ции деятельности государственных юридических бюро, «юриди­ческих клиник» и публичных центров правовой информации в связи с возникшими проблемами снижения качества подготовки специалистов в системе высшего и специального юридического образования России приобретают особое звучание. Использование организационных, информационных и аналитических возможно­стей создаваемой Президентской библиотеки и ее сетей поможет скоординировать работу в рассматриваемом направлении и уве­личит ее эффективность. Несомненно, что роль журналистского вообще и медиаобразовательного направления может быть очень эффективно использована в контексте в первую очередь развития правовой журналистики, которое может также проходить в рамках деятельности «юридических клиник».

4. Содействие повышению духовности и нравственности населения России. Президент России заявил об этом приоритете в послании Федеральному Собранию РФ в 2007 г. Он не раз обращался к этой теме и в других своих выступлениях. При построении информационного общества и общества знаний необходимостью ста­новится сохранение и развитие таких свойств личности, как духов­ность, нравственность и мораль. По-новому необходимо смотреть на вопросы сохранения и развития культурного разнообразия и многоязычия, обычаев и традиций, а развитие информационно-коммуникационных технологий необходимо осуществлять с учетом сохранения и развития духовного наследия России. Необходимо обеспечить повышение личной ответственности разработчиков : пользователей ИКТ за моральное измерение проектных решений на основе гармоничного сочетания мер государственного и общественного воздействия, а также обратить более пристальное внимание на опасность использования некоторых информационных средств и методов, противоречащих сложившимся базовым прин­ципам духовности, нравственности и морали. 21 мая 2007 г. в Ка-


64

65

луге был открыт первый в России подобный центр. В мероприятии принял участие председатель Оптинского форума - митрополит Климент. Новый ПЦПИ начал работать на базе Центра духовно-интеллектуального развития молодежи, созданного при Калужском государственном педагогическом университете им. К. Э. Циолковского совместно с Калужской епархией Русской Православной Церк­ви и Российским центром информации, культуры и технологий.

  1. Содействие поддержке соотечественников. Особым вопросом становится проблема направленности деятельности Президентской библиотеки вне границ Российской Федерации. Восстановление и развитие информационно-культурного присутствия России за рубежом обозначено в качестве первоочередной задачи.. Речь идет об ускорении процесса открытия новых культурных цен­тров, прежде всего в странах СНГ; организации на базе действую­щих представительств Росзарубежцентра региональных россий­ских центров науки и культуры (РЦНК), обеспечивающих работу в
    сопредельных странах.

  2. Использование сетевого, содержательного и кадрового потенциала Программы ПЦПИ в разработке стратегии Президент­ской библиотеки. Программу по созданию сети центров доступа к правовой информации на базе общедоступных библиотек с 1998 г. реализовывали Министерство культуры России, Спецсвязь ФСО России, органы власти субъектов Федерации под эгидой и в рамках
    реализации Программы ЮНЕСКО «Информация для всех». Подобные центры созданы и успешно функционируют сегодня на базе практически всех федеральных и региональных библиотек и большинства крупных муниципальных библиотек. Всего в России по экспертным оценкам создано около 4 000 центров на базе биб­лиотек, учебных заведений, органов власти, средств массовой ком­муникации, учреждений исполнения наказания, военных госпита­лей, воинских частей и соединений. Центры правовой информации в образовательных учреждениях значительно расширяют возмож­ности формирования правовой культуры педагогов и учащейся мо­лодежи. С 2002 г. в рамках ФЦП «Электронная Россия» Минэко­номразвития России создает центры общественного доступа
    (ЦОД), которые в последние годы практически объединились с се-

  3. тью центров, создаваемых в рамках Программы ПЦПИ. В 2005 г. по поводу подписания соглашения о сотрудничестве Минкультуры России и Минэкономразвития России в данной области на базе РГБ было проведено соответствующее мероприятие.

7. Использование потенциала медиаобразования в эффективном и комплексном решении вышеназванных задач. Начиная с 60-х гг. XX в. ЮНЕСКО активно поддерживает и продвигает во всем мире концепцию медиаобразования. Медиаобразование в современном мире рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуни­кативных способностей, критического мышления, умений полно­ценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатек-стов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники. Обретенная в результате этого процесса медиагра-мотность помогает человеку активно использовать возможности информационного поля - телевидения, радио, видео, кинематогра­фа, прессы, Интернета.

Медиаобразование является частью основных прав каждого гражданина любой страны мира на свободу самовыражения и права па информацию и является инструментом поддержки демократии. Медиаобразование рекомендуется к внедрению в национальные учебные планы всех государств, в систему дополнительного, неформального и «пожизненного» образования. МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех» также активно поддерживает национальные проекты в области медиаобразования, в частности инициативу Таганрогского государственного педагогического института по от­крытию и регистрации новой вузовской специализации «Медиаобразование». В 2004 г. МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех» совместно с Южно-Уральским центром медиаобразования провел в Челябинске межрегиональный круглый стол «Медиаобразование: проблемы и перспективы», в итоговый документ которого вошли предложения ввести специальность «Медиаобразование» с {квалификацией «Медиапедагог» для университетов и педагогических вузов России; разработать план развития медиаобразования в России и в различных регионах России; создать банк данных о

67






формах и методах медиаобразовательной деятельности с целью анализа и обобщения соответствующего опыта; инициировать создание «Энциклопедии медиакультуры» с привлечением ведущих экспертов в области., медиапедагогики; организовать регулярный выпуск профессионального журнала.

Необходимо отметить, что практически все рекомендации были выполнены. Сегодня в планы МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех» входит начало работы над первой в России медиа-энциклопедией, к созданию которой будут привлечены ведущие специалисты в области теории и истории массовой коммуникации и медиаобразования; продолжится поддержка выпуска профессио­нального журнала «Медиаобразование», а также продвижение но­вой вузовской специальности - «Медиаобразование», - в рамках ко­торой можно будет готовить профессиональных медиапедагогов для вузов и школ страны. К настоящему моменту МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», редакции журнала «Медиаоб­разование» и Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России в рамках совместных проектов удалось сплотить лучших медиапедагогов России, обозначив ключевые задачи развития и внедрения медиапедагогики в России на ближайшие годы.




68

69




Похожие:

Согласно Конституции Российской Федерации, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым закон iconКаждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом”
Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем учреждение политической Партии Трудовой России (лидер Виктор Иванович Анпилов) и ее основные...
Согласно Конституции Российской Федерации, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым закон iconГражданин Российской Федерации не может быть ограничен в праве на выезд из Российской Федерации иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Федеральным закон
Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться...
Согласно Конституции Российской Федерации, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым закон iconПротокол № Порядок приема детей в муниципальное общеобразовательное учреждение Песковскую среднюю общеобразовательную школу
Конституцией Российской Федерации (пп. 1, 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации, согласно которым "каждый гражданин имеет право...
Согласно Конституции Российской Федерации, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым закон iconРекомендации по организации приема в первый класс письмо Министерства образования Российской Федерации от 21 марта 2003 г. №03-51-57ин/13-03
В связи с этим Минобразование России информирует органы управления образованием о необходимости руководствоваться п п. 1, 2 ст. 43...
Согласно Конституции Российской Федерации, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым закон iconПравила внутреннего трудового распорядка для работников гбоу школы №336 Невского района Санкт-Петербурга Общие положения
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на труд, который он свободно выбирает или на который свободно...
Согласно Конституции Российской Федерации, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым закон iconКомментарий к Федеральному закону "О политических партиях"
Согласно ч. 1 ст. 30 Конституции рф, каждый имеет право на объединение. Это право закреплено в Федеральном законе n 82-фз "Об общественных...
Согласно Конституции Российской Федерации, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым закон iconПраво осужденного на пересмотр приговора вышестоящим судом
«Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом...
Согласно Конституции Российской Федерации, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым закон iconКурсовая работа по трудовому праву содержание трудового договора и порядок его заключения план курсовой работы
Право на труд является неотъемлемым правом каждого гражданина РФ. В соответствии со ст. 37 Конституции РФ труд свободен. Каждый имеет...
Согласно Конституции Российской Федерации, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым закон iconПраво осужденного просить о помиловании или смягчении наказания «Каждый осужденный за преступление имеет …право просить о помиловании или смягчении наказания»
«Каждый осужденный за преступление имеет …право просить о помиловании или смягчении наказания» (статья 50 часть 3 Конституции Российской...
Согласно Конституции Российской Федерации, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым закон iconГражданин Президент Российской Федерации! Товарищ Верховный Главнокомандующий! Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Конституцией Российской Федерации закреплено право граждан на получение информации. Вы, согласно Конституции, Гарант реализации конституционных...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов