Опубликовано в научном сборнике icon

Опубликовано в научном сборнике



НазваниеОпубликовано в научном сборнике
Дата конвертации12.09.2012
Размер93.47 Kb.
ТипДокументы



118


Опубликовано в научном сборнике:


Корконосенко С.Г. Культура чтения как основа медиаобразования специалиста//PR, бизнес, СМИ: партнерство и конкуренция/ Отв. сек. Л.Н.Гончаренко. СПб: Изд-во СПб гос. инж.-экон. ун-та, 2007. С. 118-125.


© С. Г. Корконосенко

доктор политических наук, профессор кафедры связей с общественностью Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ»


КУЛЬТУРА ЧТЕНИЯ КАК ОСНОВА МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТА

Поскольку в центре внимания конференции находятся прежде

его PR-деятельность и PR-образование, надо определиться с тем

широким дисциплинарным полем, в котором строится подготовка

специалистов этого профиля. По меньшей мере, это необходимо при

119

соотнесении PR-образования с медиаобразованием. Вряд ли в дан­ном случае подойдут традиционные ссылки на коммуникативную природу профессии (хотя бы по причине смысловой нечеткости и легковесности этого обозначения) или на принадлежность PR к менеджменту, который и неоднороден по структуре и сам по себе нуждается в некоем фундаментальном дисциплинарнообразовательном обосновании. По нашему убеждению, магистраль педагогических размышлений проходит по гуманитарному полю. Общение и обще­ственность как «ключевые слова» профессии, непрерывная речевая практика в различных формах как способ профессионального пове­дения, патетическая формулировка миссии и целей (достижение гармонии в обществе, взаимопонимания между людьми и пр.) - все это признаки отношений по линии «человек - человек», или гума­нитарных отношений. То', что кафедра связей с общественностью входит в состав именно гуманитарного факультета ЛЭТИ, надо считать не игрой случая, а проявлением закономерного порядка вещей.

Гуманитарное в своей концептуальной основе образование устремлено к подготовке культурных лидеров. Во всяком случае -людей, свободно владеющих всеми ресурсами интеллектуального саморазвития и диалога с современной им духовно-культурной средой. Надо отчетливо осознавать, что в этой работе медиаобразованию принадлежит одна из ведущих ролей. Мировая наука и об­щественность в прошлом веке прочно утвердились в данной мысли, и уже сделаны широкие шаги для того, чтобы просветительская идея воплотилась в регулярную педагогическую практику.

Существует богатое разнообразие взглядов на медиаобразование и его определений. Не вдаваясь в полемику, приведем опреде­ление, одобренное ЮНЕСКО, с сокращениями. «Медиаобразование (media education) связано со всеми видами медиа <...
> и различны­ми технологиями; оно дает возможность людям понять, как массо­вая коммуникация используется в их социумах, овладеть способно­стями использования медиа в коммуникации с другими людьми; обеспечивает человеку знание того, как: 1) анализировать, критиче­ски осмысливать и создавать медиатексты; 2) определять источни­ки медиатекстов, их политические, социальные, коммерческие

120

и/или культурные интересы <...>; 3) интерпретировать медиатексты и ценности, распространяемые медиа; 4) отбирать соответст­вующие медиа для создания и распространения своих собственных медиатекстов и обретения заинтересованной в них аудитории; 5) получить возможность свободного доступа к медиа, как для вос­приятия, так и для продукции. <.. .> Медиаобразование рекоменду­ется к внедрению в национальные учебные планы всех государств, в систему дополнительного, неформального и "пожизненного" об­разования». Хотелось бы выделить в приведенном описании, во-первых, многоплановое понимание задач и характера деятельности (от критического осмысления чужих медиатекстов до квалифици­рованного создания собственных произведений), во-вторых, акцент на благо для личности, в-третьих, «пожизненную» протяженность образования во времени. В реальной педагогике речь чаще всего идет о медиакультуре школьников, но для нас важно, что предпола­гается и целенаправленная специальная подготовка студенческой аудитории.

К сожалению, нельзя сказать, что в российских университетах стало нормой хотя бы в смысле включения медиаобразования в реологию учебного процесса под собственным именем. Между тем, круг источников знания и прецедентов достаточно обширен. В стране энергично действует Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России, усилиями ее руководителей выходит ежеквартальный журнал «Медиаобразование», на основе отечественного и зарубежного опыта издаются книги, посвященные теории и методике обучения медиакультуре. Есть и острая необходимость обратиться к использованию этого материала.

Она продиктована даже не столько узкими ведомственными обстоятельствами, сколько общим культурно-образовательным контекстом. Будущие PR-специалисты приходят в вуз как «продукты» тенденций взаимодействия человека с медиасредой, сформировавшихся за университетскими стенами. Первая из ведущих тенденций - непрерывное усиление воздействия информационных каналов на нашего современника. Согласно усредненным общемировым замерам контакты человека с медиа превышают 11 часов в день, телевизор включен в среднем 7 часов 38 минут ежедневно, а дети от двух

121


до двенадцати лет смотрят телевизор 25 часов в неделю. В нашей стране информационное время тоже измеряется высокими показа­телями. Среднее время общения с телевидением составляет 3 часа 36 минут, радиослушания - 3 часа 48 минут, на чтение газет уходит 12 минут в день, на пролистывание журналов тратится 6 минут (как и на просмотр видео), музыкальные диски слушаются 18 минут. По оценке Роспечати, «добрую половину нашего свободного времени, а оно <...> составляет действительное богатство общества, мы про­водим в информационном пространстве. Это, без преувеличения, сдвиг исторического масштаба, и он произошел на протяжении жизни одного поколения».

Можно было бы порадоваться прогрессу, если бы в структуре потребления информации не преобладали каналы, которые рассчитаны на пассивного человека: ТВ, радио и т. п. На долю чтения, предполагающего активную работу мозга, выпадают ничтожно ма­лые затраты времени. И это вторая из ведущих тенденций, отнюдь не внушающая оптимизма. Руководители Роспечати вынуждены признать, что наиболее острая проблема, которая стоит сегодня пе­ред книгоиздательской отраслью страны, — сокращение доли регу­лярно читающего книги населения, особенно среди молодежи. Со­циологическое исследование по проблемам чтения, выполненное в 2005 г. по заказу Роспечати, показало, что сегодняшняя Россия -это страна, где более половины взрослого населения не покупает книг и более трети их вообще не читает. По навыкам чтения и вос­приятию прочитанного материала 15-летними школьниками Россия в 2004 г. занимала 33-е место среди 40 участвовавших в исследова­нии стран. С подобными проблемами в 1980-1990-е гг. столкнулись развитые страны Европы и Америки, которые отреагировали при­нятием государственных контрмер по пропаганде чтения. Именно сейчас для России очень важно не упустить момент, когда активной государственной политикой можно переломить ситуацию. Информационное агентство «Росбалт» распространило данные о предпоч­тениях петербуржцев в выборе каналов СМИ, полученные Агентст­вом социальной информации (АСИ) в 2006 г. Для большинства жи­телей телевидение - самый посещаемый ресурс, формирующий по­литический и культурный образ города. 79% респондентов на во-

122

прос «Из каких источников вы чаще всего получаете информацию о тех или иных городских событиях?» ответили, что для них источник информации - телевидение, 51% получают информацию по ра­дио, 27% - из газет и лишь 10% - из Интернета. У нас есть основа­ния полагать, что центральным звеном медиаобразования необхо­димо сделать воспитание (возвращение) привычки к чтению, и в особенности - к чтению газетно-журнальной периодики, которая как никакой иной источник информации способствует развитию гражданского самосознания молодого человека.

«...Он вошел в гостиную с чопорным видом <...> и взял со столика газету, которую продолжал читать, пока не настало время откланяться». Это чуть шаржированная картина из английского романа Джейн Остин, XIX в. Она свидетельствует о том, что для че­ловека из общества чтение газеты было обычным способом время­препровождения, саморазвития, существования в социальном мире. «Получаете ли вы какие-нибудь газеты? - спрашивал одну из своих корреспонденток Ф. М. Достоевский. - Читайте, ради бога, нынче " нельзя иначе, не для моды, а для того, что видимая связь всех дел общих и частных становится все сильнее и явственнее...». Подоб­ных примеров из истории культуры и общества можно приводить бессчетно. Правда, вероятные оппоненты сошлются на отсутствие телевидения и радио в прежние века. Однако мы не случайно об­ращаемся к тем временам как к истокам высокой духовности, no-прождавшей классические произведения литературы и искусства. Вряд ли приходится сомневаться, что духовность была прямо свя­зана с всеобщей страстью к чтению, которая владела образованны­ми людьми, и рядом с которой казался куда менее существенным интерес к какому бы то ни было зрелищу. Добавим, что процесс чтения включал в себя осознанный выбор изданий, аналитическую переработку сведений и настороженно-критическое отношение к риторам. Напротив, современные петербуржцы не просто довольствуются телевидением, но и, согласно упомянутому исследованию АСИ, считают его наиболее надежным источником информации 1(55% опрошенных).

Периодика все же пока не окончательно выпала из оборота населения. Но как раз на ее примере видно, что на нее все меньше

123

распространяется сознательный выбор канала получения информации. Исследования TNS Gallup Media (декабрь 2005 - апрель 2006) выявили такие предпочтения аудитории прессы:

- ежедневный газеты - «Metro» (12,6%), «Реклама-Шанс»
(4,7%), «Санкт-Петербургские ведомости» (2,9%), «Вести» (1,2%),
«Вечерний Петербург» (1,1%);

- еженедельные газеты «Панорама ТВ» (57,1%), «Центр
Плюс» (22,8%), «Экстра-Балт» (17,2%), «Мой район» (16,8%), «Асток-пресс» (12,1%), «Телевидение. Радио» (9,3%), «Не скучай»
(5,1%), «Профессия» (5,0%), «Санкт-Петербургские ведомости»
(субботний выпуск) (3,8%), «Петербургский Час Пик» (2,2%) и др.

Из приведенных цифр ясно следует вывод о том, что ежеднев­ные издания проигрывают в сравнении с еженедельниками; значит, утрачена привычка непрерывно знакомиться с прессой, читатель обращается к ним с большим интервалом времени. Но еще важнее то, что первые места в обеих группах принадлежат бесплатным га­зетам: «Metro», «Центр Плюс», «Экстра-Балт», «Мой район», «Асток-пресс». Население не затрудняет себя выбором и фактически добровольно попадает в зависимость от навязанных ей поверхност­ных представлений о мире. Надо добавить, что в этом перечне пре­обладают газеты объявлений, которые имеют в лучшем случае по­требительскую ценность (которая тоже вызывает сомнения у ос­новной массы горожан), отнюдь не социально-информационную. Приблизительно так же следует оценивать значимость телегидов. Заметим, что лишь ничтожные доли населения относят себя к «журнальной» публике, но лидерство среди журналов принадлежит опять-таки «Петербургскому телезрителю».

Статистику подтверждают личные наблюдения. Автор настоящей публикации на практических занятиях со студентами ре­гулярно сталкивается с тем, что задания выполняются с использо­ванием все тех же бесплатных газет (назойливо доступных и недос­таточно пригодных в качестве учебного материала). Требуются не­малые усилия, чтобы переориентировать учащихся на специальный поиск более значимых и авторитетных изданий. По всей видимо­сти, ранее им не прививались основы медиакультуры или хотя бы медиаграмотности.

124

Государственные стандарты PR-образования не предусматри­вают отдельных курсов медиакультуры в комплексной форме. Ближе всего к этой тематике стоит дисциплина «Теория и практика массовой информации». В ее программу включено изучение исто­рии и социального статуса СМИ, организации и методики работы над текстами, предназначенными для публикации. Несомненно, эта работа значительно расширяет круг представлений студентов о ми­ре медиа, более того - дает им навыки редакционного труда. По­следующая практика в СМИ помогает трансформировать учебную подготовку в производственный опыт, который в некоторых случа­ях развивается в постоянное сотрудничество с прессой. Основные эффекты обучения отражаются в письменных работах студентов по окончании курса, в таких, например, высказываниях: «Мне каза­лось, что <...> я никогда не научусь писать <...> Я наконец научи­лась составлять связный текст, и это считаю для себя самым глав­ным» и «Я начала читать газеты и журналы не по диагонали, а с внимательным анализом качества печатных работ, компетентности профессиональности наших журналистов». Вместе с тем курс не вмещает в себя всю необходимую медиаобразовательную работу. Он рассчитан главным на изучение журналистики (media studies), что, по заключению специалистов, не тождественно более широкому медиаобразованию и медиаграмотности (media literacy). Да и в целом задача не поддается решению, если рассчитывать лишь на автономные медийные курсы. Опрос отечественных и зарубежных экспертов показал, что большинство из них считают верным синтетический путь внедрения медиаобразования в учебные заведения, к. е. сочетание его интеграции в обязательные дисциплины с автономными курсами, факультативами и кружками. Воспринимая идеи специалистов, мы должны вести речь, с одной стороны, об активны использовании материалов масс-медиа в изучении письменной и устной коммуникации, психологии общения, с другой стороны, об организации целого ряда факультативов, кружков, клубов медийно-творческого характера. Искусствоведение, кинематограф, литература, пресс-фотография - перечень возможных специализаций открыт для пополнения. Тем самым будут и достигаться воспитательно-просветительские цели, и решаться относительно утилитарные задачи профессионального тренинга.

125




Похожие:

Опубликовано в научном сборнике iconОпубликовано в научном сборнике
Сальный Р. В. Медиавосприятие и медиакомпетентность//PR, бизнес, сми: партнерство и конкуренция/ Отв сек. Л. Н. Гончаренко. Спб:...
Опубликовано в научном сборнике iconОпубликовано в сборнике
Челышева И. В. Развитие критического мышления студентов педагогических вузов в медиаобразовательном процессе//PR, бизнес, сми: партнерство...
Опубликовано в научном сборнике iconАнатолий Чудиновских счастье, деньги и власть опубликовано в сборнике «Схватка с вселенной»
Россия для меня слово святое. И ведь сердце обливается кровью, когда на глазах ее обворовывают, грабят ее невосполнимые природные...
Опубликовано в научном сборнике iconК вопросу о нормировании высоты надводного борта малых судов назаров А. Г. Опубликовано в сборнике «Судовождение»
Выполнен анализ требований классификационных обществ к надводному борту малых судов. Выработаны подходы к нормированию и предложена...
Опубликовано в научном сборнике iconПонятие информационной технологии в криминалистике к. В. Бугаев Опубликовано
Опубликовано: Совершенствование следственной и экспертной практики: мат-лы междунар науч практ конф. (2 июня 2010 г.). – Омск: Омская...
Опубликовано в научном сборнике iconЕ. А. Тюгашев. Малый инновационный бизнес в Новосибирском научном центре
Малый инновационный бизнес в Новосибирском научном центре // Гуманитарные науки в Сибири. Новосибирск, 2001. №3
Опубликовано в научном сборнике iconОрганизационные и методические основы технико–криминалистического обеспечения (в аспекте раскрытия и расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств) Опубликовано
Опубликовано: Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского Серия «Юридические науки». Том 22 (61)....
Опубликовано в научном сборнике iconПонятие письма. Признаки письменной речи и их классификация Бугаев К. В. Опубликовано
Опубликовано: Криминалистическое исследование письма: учебное пособие / А. А. Кузнецов, А. Р. Сысенко, К. В. Бугаев, Д. В. Муленков....
Опубликовано в научном сборнике iconБугаев К. В., к ю. н. Возможности криминалистической экспертизы материалов, веществ и изделий Опубликовано
Опубликовано: Сборник методических рекомендаций: Для следователей и сотрудников органов дознания (прикладной аспект) / Под общ. Ред....
Опубликовано в научном сборнике iconВозможности криминалистической экспертизы материалов, веществ и изделий Бугаев К. В., к ю. н. Опубликовано
Опубликовано: Сборник методических рекомендаций: Для следователей и сотрудников органов дознания (прикладной аспект) / Под общ. Ред....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов