|
178 Опубликовано в научном сборнике: Сальный Р.В. Медиавосприятие и медиакомпетентность//PR, бизнес, СМИ: партнерство и конкуренция/ Отв. сек. Л.Н.Гончаренко. СПб: Изд-во СПб гос. инж.-экон. ун-та, 2007. С. 179-182. © Р. В. Сальный аспирант Таганрогского государственного педагогического института МЕДИАВОСПРИЯТИЕ И МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ Взаимодействие с художественным медиатекстом определяется уровнем коммуникативной компетентности зрителя, который характеризуется, как отмечает В. Б. Кашкин, «стратегией и тактикой коммуникативного поведения, накапливанием коммуникативного опыта». Более глубокое понимание коммуникативной компетентности можно составить исходя из определения Кашкина коммуникативной личности как «совокупности индивидуальных стратегий и тактик, когнитивных, семиотических, мотивационных предпочтений, сформировавшихся в процессах коммуникации как коммуникативная компетентность индивида». Одним из показателей коммуникативной личности В. Б..Кашкин предлагает «когнитивный» параметр, что означает следующее: знание коммуникативных кодов, умение осуществлять интроспекцию и ауторефлексию, метакоммуникативные навыки. По отношению к медиакоммуникации существует понимание медиакомпетентности. А. В. Федоров приходит к выводу, что «термин медиакомпетентность более точно определяет суть имеющихся индивида умений использовать, критически анализировать, оценивать и передавать медиатексты в различных видах, формах и жанрах, анализировать сложные процессы функционирования медиа в социуме». При этом отмечается, что «без развитого медиавосприятия и способности к анализу и оценке медиатекста невозможно говорить о высоком уровне медиакомпетентности человека. ни знания фактов истории медиакультуры, ни частота общения с медиа, ни практические умения создавать медиатексты не могут рами по себе сделать индивида медиакомпетентным». Это как раз и 179 говорит о том, что развитое медиавосприятие основано на медиакомпетентности и заключается в возможности установить дискурс, содержащий авторскую концепцию и замысел, на основе знаний, умений в области медиакультуры. Таким образом, медиакомпетентность сводит воедино знания в области медиакультуры, как особенности культуры авторов медиатекста, так и знания жанров, видов медиа, их языка как особенности организации медиатекстов. Наличие творческого начала в составе медиакомпетентности представляется нам косвенным, как бы организуемым параллельно самому процессу развития медиавосприятия для того, чтобы учащимся глубже проникнуть в суть изучаемого явления. Тогда медиавосприятие, с учетом обозначенных В. Б. Кашкиным понятий (коммуникативная стратегия, интроспекция, ауторефлексия) и данного А.В.Федоровым определения медиакомпетентности, означает осознанное взаимовлияние культурных особенностей авторов и структурной организации медиатекста, и основой для актуализации этого является рефлексия зрителем процесса диалога с автором. Это предположение отражено в схеме, где «медиакомпетентность» - знание медиакультуры: жанров, видов и языка медиа, творческие способности; «культурные особенности авторов» — культурное пространство, с которым зритель вступает в диалог, соизмеряя разные аспекты мировосприятия (собственные и авторские); «медиатекст» - неизменная структура текста, задающая уровневую организацию художественных сопоставлений; «дискурс» - субъективное понимание, личностное переживание художественных сопоставлений компонентов медиатекста на разных его уровнях. Медиакомпетентность Знания и умения Культурные особенности Рефлексия Медиатекст авторов Субъектное понимание Дискурс 180 Рефлексия в этой схеме занимает место между «культурными особенностями авторов» и «медиатекстом», потому что возможность соизмерения мировосприятий основывается на построении и развитии структурных уровней в тексте. Одно взаимообусловливает другое. На основе обнаружения структур определяются некоторые аспекты мировосприятия, а возможность проверить развитие в этих структурах обнаруженных аспектов мировосприятия говорит об адекватном построении дискурса прочтения текста. Рефлексия здесь является «взаимообнаружением» двух принципов восприятия медиатекста. Получается, что, с одной стороны, строится «образ автора» [как субъекта диалога, а с другой - медиатекст как структура, организующая диалог. В первом случае определяется возможность обнаруженного аспекта мировосприятия участия в становлении целостного 1кобраза автора», во втором - выстраивается определенная системность взаимосвязей в тексте на основе понимания чувств автора. Есть определенные правила организации знаков в художественном тексте, но их понимание зависит как от знаний, так и развитого эстетического вкуса, художественного чувства, что подразумевает сведение к резонансу с этими правилами индивидуальной Логики, эмоций, оценок. Прийти к этому резонансу можно, зная законы организации значений в тексте («медиатекст») и обладая умершем диалогического общения («культурное пространство авторов»), т. е. соизмерения мировосприятий. Соответственно знания и умения содержат потенциал для установления художественных сопоставлений на разных уровнях структурной организации медиатекста, а субъективное понимание (медиавосприятие) - это переживание этих художественных сопоставлений как результат знаний медиакультуры и умений диалогического восприятия, основанное на личном опыте. Поэтому в качестве одной из основных задач исследования !ам представляется необходимостью сформировать рефлексию как возможность к саморазвитию в процессе дальнейшего общения учащихся с произведениями экранных искусств. Согласно всем предыдущим выводам, для того чтобы диагностировать уровень медиавосприятия, необходимо определить показатели медиакомпетентности. А.В.Федоров разработал и обосновал показатели медиакомпетентности следующим образом: - мотивационный - мотивы контакта с медиатекстами: жанровыe, тематические, эмоциональные, гносеологические, гедонисти- 181 ческие, психологические, моральные, интеллектуальные, эстетические, терапевтические и др.; -контактный - частота общения/контакта с произведениями медиакультуры;
182 183 |
![]() | Опубликовано в научном сборнике Корконосенко С. Г. Культура чтения как основа медиаобразования специалиста//PR, бизнес, сми: партнерство и конкуренция/ Отв сек.... | ![]() | Опубликовано в сборнике Челышева И. В. Развитие критического мышления студентов педагогических вузов в медиаобразовательном процессе//PR, бизнес, сми: партнерство... |
![]() | Анатолий Чудиновских счастье, деньги и власть опубликовано в сборнике «Схватка с вселенной» Россия для меня слово святое. И ведь сердце обливается кровью, когда на глазах ее обворовывают, грабят ее невосполнимые природные... | ![]() | К вопросу о нормировании высоты надводного борта малых судов назаров А. Г. Опубликовано в сборнике «Судовождение» Выполнен анализ требований классификационных обществ к надводному борту малых судов. Выработаны подходы к нормированию и предложена... |
![]() | Понятие информационной технологии в криминалистике к. В. Бугаев Опубликовано Опубликовано: Совершенствование следственной и экспертной практики: мат-лы междунар науч практ конф. (2 июня 2010 г.). – Омск: Омская... | ![]() | Е. А. Тюгашев. Малый инновационный бизнес в Новосибирском научном центре Малый инновационный бизнес в Новосибирском научном центре // Гуманитарные науки в Сибири. Новосибирск, 2001. №3 |
![]() | Организационные и методические основы технико–криминалистического обеспечения (в аспекте раскрытия и расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств) Опубликовано Опубликовано: Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского Серия «Юридические науки». Том 22 (61).... | ![]() | Понятие письма. Признаки письменной речи и их классификация Бугаев К. В. Опубликовано Опубликовано: Криминалистическое исследование письма: учебное пособие / А. А. Кузнецов, А. Р. Сысенко, К. В. Бугаев, Д. В. Муленков.... |
![]() | Бугаев К. В., к ю. н. Возможности криминалистической экспертизы материалов, веществ и изделий Опубликовано Опубликовано: Сборник методических рекомендаций: Для следователей и сотрудников органов дознания (прикладной аспект) / Под общ. Ред.... | ![]() | Возможности криминалистической экспертизы материалов, веществ и изделий Бугаев К. В., к ю. н. Опубликовано Опубликовано: Сборник методических рекомендаций: Для следователей и сотрудников органов дознания (прикладной аспект) / Под общ. Ред.... |