Опубликовано в научном сборнике icon

Опубликовано в научном сборнике



НазваниеОпубликовано в научном сборнике
Дата конвертации12.09.2012
Размер59.5 Kb.
ТипДокументы



178

Опубликовано в научном сборнике:


Сальный Р.В. Медиавосприятие и медиакомпетентность//PR, бизнес, СМИ: партнерство и конкуренция/ Отв. сек. Л.Н.Гончаренко. СПб: Изд-во СПб гос. инж.-экон. ун-та, 2007. С. 179-182.


© Р. В. Сальный

аспирант Таганрогского государственного педагогического института

МЕДИАВОСПРИЯТИЕ И МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ

Взаимодействие с художественным медиатекстом определяет­ся уровнем коммуникативной компетентности зрителя, который характеризуется, как отмечает В. Б. Кашкин, «стратегией и такти­кой коммуникативного поведения, накапливанием коммуникатив­ного опыта». Более глубокое понимание коммуникативной компетентности можно составить исходя из определения Кашкина коммуникативной личности как «совокупности индивидуальных стратегий и тактик, когнитивных, семиотических, мотивационных предпочтений, сформировавшихся в процессах коммуникации как коммуникативная компетентность индивида».

Одним из показателей коммуникативной личности В. Б..Кашкин предлагает «когнитивный» параметр, что означает следующее: знание коммуникативных кодов, умение осуществлять интроспек­цию и ауторефлексию, метакоммуникативные навыки.

По отношению к медиакоммуникации существует понимание медиакомпетентности. А. В. Федоров приходит к выводу, что «термин медиакомпетентность более точно определяет суть имеющихся индивида умений использовать, критически анализировать, оценивать и передавать медиатексты в различных видах, формах и жанрах, анализировать сложные процессы функционирования медиа в социуме». При этом отмечается, что «без развитого медиавосприятия и способности к анализу и оценке медиатекста невоз­можно говорить о высоком уровне медиакомпетентности человека. ни знания фактов истории медиакультуры, ни частота общения с медиа, ни практические умения создавать медиатексты не могут рами по себе сделать индивида медиакомпетентным». Это как раз и

179

говорит о том, что развитое медиавосприятие основано на медиакомпетентности и заключается в возможности установить дискурс, содержащий авторскую концепцию и замысел, на основе знаний, умений в области медиакультуры.

Таким образом, медиакомпетентность сводит воедино знания в области медиакультуры, как особенности культуры авторов медиатекста, так и знания жанров, видов медиа, их языка как особенности организации медиатекстов. Наличие творческого начала в составе медиакомпетентности представляется нам косвенным, как бы органи­зуемым параллельно самому процессу развития медиавосприятия для того, чтобы учащимся глубже проникнуть в суть изучаемого явления. Тогда медиавосприятие, с учетом обозначенных В. Б. Кашкиным по­нятий (коммуникативная стратегия, интроспекция, ауторефлексия) и данного А.В.
Федоровым определения медиакомпетентности, озна­чает осознанное взаимовлияние культурных особенностей авторов и структурной организации медиатекста, и основой для актуализации этого является рефлексия зрителем процесса диалога с автором.

Это предположение отражено в схеме, где «медиакомпетентность» - знание медиакультуры: жанров, видов и языка медиа, твор­ческие способности; «культурные особенности авторов» — культур­ное пространство, с которым зритель вступает в диалог, соизмеряя разные аспекты мировосприятия (собственные и авторские); «медиатекст» - неизменная структура текста, задающая уровневую органи­зацию художественных сопоставлений; «дискурс» - субъективное понимание, личностное переживание художественных сопоставлений компонентов медиатекста на разных его уровнях.


Медиакомпетентность


Знания и умения


Культурные

особенности Рефлексия Медиатекст

авторов

Субъектное понимание

Дискурс


180

Рефлексия в этой схеме занимает место между «культурными особенностями авторов» и «медиатекстом», потому что возможность соизмерения мировосприятий основывается на построении и развитии структурных уровней в тексте. Одно взаимообусловливает дру­гое. На основе обнаружения структур определяются некоторые аспекты мировосприятия, а возможность проверить развитие в этих структурах обнаруженных аспектов мировосприятия говорит об адекватном построении дискурса прочтения текста. Рефлексия здесь яв­ляется «взаимообнаружением» двух принципов восприятия медиатекста. Получается, что, с одной стороны, строится «образ автора» [как субъекта диалога, а с другой - медиатекст как структура, органи­зующая диалог. В первом случае определяется возможность обнару­женного аспекта мировосприятия участия в становлении целостного 1кобраза автора», во втором - выстраивается определенная систем­ность взаимосвязей в тексте на основе понимания чувств автора.

Есть определенные правила организации знаков в художественном тексте, но их понимание зависит как от знаний, так и развитого эстетического вкуса, художественного чувства, что подразу­мевает сведение к резонансу с этими правилами индивидуальной Логики, эмоций, оценок. Прийти к этому резонансу можно, зная за­коны организации значений в тексте («медиатекст») и обладая уме­ршем диалогического общения («культурное пространство авто­ров»), т. е. соизмерения мировосприятий. Соответственно знания и умения содержат потенциал для установления художественных со­поставлений на разных уровнях структурной организации медиатекста, а субъективное понимание (медиавосприятие) - это пережи­вание этих художественных сопоставлений как результат знаний медиакультуры и умений диалогического восприятия, основанное на личном опыте.

Поэтому в качестве одной из основных задач исследования

!ам представляется необходимостью сформировать рефлексию как возможность к саморазвитию в процессе дальнейшего общения учащихся с произведениями экранных искусств.

Согласно всем предыдущим выводам, для того чтобы диагностировать уровень медиавосприятия, необходимо определить показатели медиакомпетентности. А.В.Федоров разработал и обосновал показатели медиакомпетентности следующим образом:

- мотивационный - мотивы контакта с медиатекстами: жанровыe, тематические, эмоциональные, гносеологические, гедонисти-

181

ческие, психологические, моральные, интеллектуальные, эстетиче­ские, терапевтические и др.;

-контактный - частота общения/контакта с произведениями медиакультуры;

  • информационный - знание терминологии, теории истории медиакультуры, процесса массовой коммуникации;

  • перцептивный - способности к восприятию медиатекстов;

  • интерпретационный/оценочный - умения интерпретировать/
    анализировать медиатексты на основе определенного уровня медиавосприятия, критическая автономия;

  • практико-операционный - умения создавать/распространять
    собственные медиатексты;

  • креативный - наличие творческого начала в различных аспектах деятельности (перцептивной, игровой, художественной, ис­следовательской и др.), связанной с медиа.





182

183




Похожие:

Опубликовано в научном сборнике iconОпубликовано в научном сборнике
Корконосенко С. Г. Культура чтения как основа медиаобразования специалиста//PR, бизнес, сми: партнерство и конкуренция/ Отв сек....
Опубликовано в научном сборнике iconОпубликовано в сборнике
Челышева И. В. Развитие критического мышления студентов педагогических вузов в медиаобразовательном процессе//PR, бизнес, сми: партнерство...
Опубликовано в научном сборнике iconАнатолий Чудиновских счастье, деньги и власть опубликовано в сборнике «Схватка с вселенной»
Россия для меня слово святое. И ведь сердце обливается кровью, когда на глазах ее обворовывают, грабят ее невосполнимые природные...
Опубликовано в научном сборнике iconК вопросу о нормировании высоты надводного борта малых судов назаров А. Г. Опубликовано в сборнике «Судовождение»
Выполнен анализ требований классификационных обществ к надводному борту малых судов. Выработаны подходы к нормированию и предложена...
Опубликовано в научном сборнике iconПонятие информационной технологии в криминалистике к. В. Бугаев Опубликовано
Опубликовано: Совершенствование следственной и экспертной практики: мат-лы междунар науч практ конф. (2 июня 2010 г.). – Омск: Омская...
Опубликовано в научном сборнике iconЕ. А. Тюгашев. Малый инновационный бизнес в Новосибирском научном центре
Малый инновационный бизнес в Новосибирском научном центре // Гуманитарные науки в Сибири. Новосибирск, 2001. №3
Опубликовано в научном сборнике iconОрганизационные и методические основы технико–криминалистического обеспечения (в аспекте раскрытия и расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств) Опубликовано
Опубликовано: Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского Серия «Юридические науки». Том 22 (61)....
Опубликовано в научном сборнике iconПонятие письма. Признаки письменной речи и их классификация Бугаев К. В. Опубликовано
Опубликовано: Криминалистическое исследование письма: учебное пособие / А. А. Кузнецов, А. Р. Сысенко, К. В. Бугаев, Д. В. Муленков....
Опубликовано в научном сборнике iconБугаев К. В., к ю. н. Возможности криминалистической экспертизы материалов, веществ и изделий Опубликовано
Опубликовано: Сборник методических рекомендаций: Для следователей и сотрудников органов дознания (прикладной аспект) / Под общ. Ред....
Опубликовано в научном сборнике iconВозможности криминалистической экспертизы материалов, веществ и изделий Бугаев К. В., к ю. н. Опубликовано
Опубликовано: Сборник методических рекомендаций: Для следователей и сотрудников органов дознания (прикладной аспект) / Под общ. Ред....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов