Опубликовано в сборнике icon

Опубликовано в сборнике



НазваниеОпубликовано в сборнике
Дата конвертации12.09.2012
Размер69.89 Kb.
ТипДокументы



216


Опубликовано в сборнике:

Челышева И.В. Развитие критического мышления студентов педагогических вузов в медиаобразовательном процессе//PR, бизнес, СМИ: партнерство и конкуренция/ Отв. сек. Л.Н.Гончаренко. СПб: Изд-во СПб гос. инж.-экон. ун-та, 2007. С. 217-221.

© И. В. Челышева

кандидат педагогических наук, доцент Таганрогского государственного педагогического института

, РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ В МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ*

Современные СМК предлагают аудитории самую разную информацию, как по форме, так и по содержанию, что требует от будущего педагога умения осмысливать и критически анализировать, выявлять эстетическое и художественное значение медиатекстов, определять их потенциальные возможности для развития личности и т. д. Одним из важных факторов избирательности и оценки ин­формации является критичность мышления. Процесс критического

' Работа подготовлена в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» (2006-2008 гг.) Министерства образования и науки РФ Проект PHII.21.3.491 «Развитие критического мышления и медиакомпетентности студентов педагогического вуза в рамках специализации "Медиаобразование"» (гос. ре­гистр. № 03-13.30). Научный руководитель проекта - доктор педагогических наук, профес­сор, президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России А. В. Федоров.

217

осмысления и анализа произведений медиакультуры получил название «критической медиаграмотности», которая, по мнению американского исследователя Л. М. Симэли, «способствует развитию критической позиции преподавателей и учащихся, когда они воспринимают медиатексты или размышляют о них». С целью развития критической медиаграмотности преподавателям и студентам необходимо исследовать начальные представления о медиатексте; привлекать в критическом анализе собственное (идеологическое) восприятие ситуации, описанной или скрытой в медиатексте; отде­лять правду от полуправды, корректность от некорректности, фак­ты от вымысла, объективность от предвзятости.

В последние годы в российском образовании неуклонно возрастает интерес к проблеме развития критического мышления ауди­тории в медиаобразовательном контексте (Е. А. Бондаренко, Л. С. Зазнобина, Е. В, Муркжина, Е. С. Полат, А. В. Федоров, А. В. Шариков, И. В. Челышева и др.). Именно в этом ключе и реализуется медиаобразовательная модель, успешно апробированная в Таган­рогском государственном педагогическом институте в рамках от­крывшейся в 2002 г. специализации 03.13.30 «Медиаобразование».

Одной из центральных задач в подготовке будущих педагогов является развитие критического мышления. Данная модель, по мнению профессора А. В.
Федорова, должна включать несколько основных этапов: констатацию уровней развития и восприятия произведений медиакультуры в аудитории; овладение школьниками креативными умениями на материале медиа и формирование полноценного восприятия медиатекстов; развитие умений само­стоятельного, критического анализа медиатекстов. Необходимость первого этапа обоснована тем, что еще до начала реализации глав­ной части модели преподавателю необходимо иметь четкое пред­ставление о специфике развития данной студенческой аудитории в области медиа. Овладение студентами креативными умениями на материале медиа предполагает «идентификацию» с авторами про­изведений медиакультуры (журналистами, сценаристами, режиссе­рами, операторами и пр.). Заключительный этап - развитие умений критического анализа медиатекстов предусматривает рассмотрение внутреннего содержания ключевых эпизодов, наиболее ярко выяв-

218

ляющих закономерности построения произведения в целом; попытку разобраться в логике авторского мышления (целостное воссоз­дание развития основных конфликтов, характеров, идей, звукопластического ряда и т. д.); выявление авторской концепции; оценку аудиторией этой системы авторских взглядов, выражение ею своего личного отношения к данной концепции.

Процесс воспроизведения, понимания, интерпретации, анализа, синтеза, оценивания логики построения медиаинформации требует от студентов умений полноценно воспринимать медиатекст, группировать факты, свойства и явления, классифициро­ван, их, раскрывать существенные стороны изучаемого медиапроизведения, его внутреннюю структуру. Только на основании системообразующей характеристики медиатекста адресат может сделать самостоятельные и осознанные выводы, являющиеся ос­новой для практического применения полученных знаний. Среди наиболее распространенных методических приемов критического анализа медиатекстов выделяются: «просеивание» информации (аргументированное выделение истинного и ложного в материа­лах прессы, телевидения, радио и т. д., очищение информации от «румян» и «ярлыков» путем сопоставления с действительными фактами и т. д.); снятие с информации ореола «типичности», «простонародности», «авторитетности»; критический анализ целей, интересов «агентства», т. е. источника информации.

В осуществлении критического анализа медиапроизведений важную роль играет декодирование - социопсихологический процесс, в котором «аудитория не только отождествляет себя с теми или иными элементами текста, но и спорит с ним, играет с ним (теория игры Стивенсона), критикует его», отмечает Г. П. Бакулев. Декодирование начинается с постановки вопросов о самом медиатексте, его создателях, их целях и т. д. Кстати, британский исследо­ватель и медиапедагог Л. Мастерман, являющийся активным сто­ронником развития критического мышления аудитории, определил четыре основные области изучения медиаинформации следующим образом:

1) на ком лежит ответственность за ее создание, кто владеет средствами массовой информации и контролирует их;

219


  1. как достигается необходимый эффект;

  2. каковы ценностные ориентации создаваемого таким образом мира;

  3. как его воспринимает аудитория?

Как можно заметить, все эти области представлены в форме вопросов, на которые трудно ответить, не обладая развитым критическим мышлением. По мнению Л.Мастермана, медиаобразование - это не процесс оценки произведений медиакультуры, а процесс их исследования. Поэтому Л.Мастерман резонно полагает, что значи­тельно перспективнее и лучше изучать не шедевры медиакультуры, а поле взаимодействия медиа и человека. Медиаобразование «должно быть направлено на развитие "понимания" особенностей функционирования средств массовой информации, использования ими выразительных средств, механизма создания "реальности" и ее осознания аудиторией. Именно "пониманию" с акцентом на разви­тие критического мышления по отношению к медиа необходимо придать основное значение».

Декодирование смысловых единиц, критический анализ и интерпретация как медиатекста в целом, так и его отдельных компо­нентов трансформируют процесс изучения произведения медиа­культуры в процесс общения с ним как с живым собеседником. Это общение открывает перед адресатом медиа неповторимый мир, в котором заложены замыслы, идеи авторов медиатекста, актерская и зрительская интерпретация. В результате каждый человек, общаясь с медиа, получает массу впечатлений, эмоций, оставаясь неравно­душным к интересному фильму, острой полемической статье в га­зете и т. д. В связи с этим понятие рефлексии также является одним из основных компонентов в развитии критического мышления бу­дущих медиапедагогов.

Рефлексия в медиаобразовательном контексте предполагает не простое знание и понимание медиааудиторией собственных ощущений в момент восприятия медиатекста (эмоционального состояния, реакций и т. д.). Один и тот же медиатекст (фильм, телевизионная программа или рекламная статья) может вызвать различные оценки и суждения, озвучивание которых, как правило, вызывает всеобщие жаркие дискуссии, в которые вовлекаются и ученики, и педагог, причем это вовлечение ставит их в позицию равноправных субъек-

220

тов творческой деятельности, в ходе которой в процессе восприятия и интерпретации произведений медиакультуры осуществляются предметно-рефлексивные отношения как между педагогом и студентами, так и между аудиторией и создателями медиатекста, т. е. происходит взаимное отображение данных субъектов. Неслучайно рефлексия (или стадия размышления) является одним из трех ком­понентов базового технологического алгоритма критического мыш­ления (ВОР - «вызов, осмысление, размышление»), построенного на основе ведущих этапов когнитивной деятельности человека.

Стадия рефлексии представлена в неразрывной связи со ста­дией вызова (пробуждение интереса аудитории к изучаемой теме, установка на творчество и поиск, побуждение к вопросам, актуализация имеющихся знаний и т. д.), стадией осмысления (соотнесение новых знаний с уже имеющимися, активное получение и поиск но­вой информации, построение смысловых связей, работа в группо­вом, коллективном и индивидуальном режимах). Данная стадия включает «целостное осмысление и обобщение полученной ин­формации, анализ всего процесса изучения материала, выработку собственного отношения к изучаемому материалу и его повторную проблематизацию (новый «вызов»). Таким образом, стадия рефлек­сии завершает один цикл работы с информацией и одновременно является началом нового цикла, происходящего на более высоком уровне. Как отмечают И.П.Валькова, И.А.Низовская, Н.П. Задорожная, Т.М.Буйских, «источником и продуктом рефлексии явля­ется потребность не только воспринимать окружающее, но и делиться своими впечатлениями, мнениями с другими людьми, потребность быть выслушанным».

Возрастание интереса к проблеме развития критического мышления как в образовании в целом, так и в медиапедагогике в частно­сти обусловлено одним из направлений реализации компетентност-ного подхода в образовании, а именно становлением ключевых ком-петентностей надпредметного характера, к которым относятся педа­гогические техники и технологии формирования умений работы с информацией: ориентировка в информационном потоке, поиск не­обходимой информации, осознание социокультурного и политиче­ского контекста функционирования медиа в современном мире, ко­довых и репрезентативных систем, используемых медиа.

221




Похожие:

Опубликовано в сборнике iconОпубликовано в научном сборнике
Сальный Р. В. Медиавосприятие и медиакомпетентность//PR, бизнес, сми: партнерство и конкуренция/ Отв сек. Л. Н. Гончаренко. Спб:...
Опубликовано в сборнике iconОпубликовано в научном сборнике
Корконосенко С. Г. Культура чтения как основа медиаобразования специалиста//PR, бизнес, сми: партнерство и конкуренция/ Отв сек....
Опубликовано в сборнике iconАнатолий Чудиновских счастье, деньги и власть опубликовано в сборнике «Схватка с вселенной»
Россия для меня слово святое. И ведь сердце обливается кровью, когда на глазах ее обворовывают, грабят ее невосполнимые природные...
Опубликовано в сборнике iconК вопросу о нормировании высоты надводного борта малых судов назаров А. Г. Опубликовано в сборнике «Судовождение»
Выполнен анализ требований классификационных обществ к надводному борту малых судов. Выработаны подходы к нормированию и предложена...
Опубликовано в сборнике iconПонятие информационной технологии в криминалистике к. В. Бугаев Опубликовано
Опубликовано: Совершенствование следственной и экспертной практики: мат-лы междунар науч практ конф. (2 июня 2010 г.). – Омск: Омская...
Опубликовано в сборнике iconОрганизационные и методические основы технико–криминалистического обеспечения (в аспекте раскрытия и расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств) Опубликовано
Опубликовано: Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского Серия «Юридические науки». Том 22 (61)....
Опубликовано в сборнике iconПонятие письма. Признаки письменной речи и их классификация Бугаев К. В. Опубликовано
Опубликовано: Криминалистическое исследование письма: учебное пособие / А. А. Кузнецов, А. Р. Сысенко, К. В. Бугаев, Д. В. Муленков....
Опубликовано в сборнике iconВозможности криминалистической экспертизы материалов, веществ и изделий Бугаев К. В., к ю. н. Опубликовано
Опубликовано: Сборник методических рекомендаций: Для следователей и сотрудников органов дознания (прикладной аспект) / Под общ. Ред....
Опубликовано в сборнике iconБугаев К. В., к ю. н. Возможности криминалистической экспертизы материалов, веществ и изделий Опубликовано
Опубликовано: Сборник методических рекомендаций: Для следователей и сотрудников органов дознания (прикладной аспект) / Под общ. Ред....
Опубликовано в сборнике iconН. И. Рябкова (Санкт-Петербург) Междометные высказывания: эмотивная и коммуникативная функция (Работа опубликована в сборнике «Слово и текст: коммуникативный, лингвокультурный и исторический аспекты. Материалы международной научной конференция»
Работа опубликована в сборнике «Слово и текст: коммуникативный, лингвокультурный и исторический аспекты. Материалы международной...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов