А. В. Федоров Опубликовано в журнале icon

А. В. Федоров Опубликовано в журнале



НазваниеА. В. Федоров Опубликовано в журнале
Дата конвертации12.09.2012
Размер93.68 Kb.
ТипАнализ

Терминология медиаобразования


А.В.Федоров

Опубликовано в журнале:

Федоров А.В. Терминология медиаобразования

//Искусство и образование. 2000. № 2. С.33-38.


Анализ научной литературы

(О.А.Баранов, К.Бэзэлгэт, И.В. Вайсфельд, К.Ворсноп, Л.С.Зазнобина, И.С.Левшина, Л.Мастерман, С.Н.Пензин, Г.А.Поличко, А.В.Спичкин, К.Тайнер, Ю.Н.Усов, А.В.Шариков, Э.Харт и др.)

показывает, что за последние десятилетия сложилась определенная система основных терминов, которыми оперирует медиаобразование:

-«адресат медиаобразования» (“the addressee of media education”) – школьник, студент, учитель, преподаватель, работник медиасферы (медиатеки, учебного телевидения и т.д.);


-«ассоциация» (“connotation”) – процесс, при котором возникает смысловая связь между образами и представлениями медиатекста;


-«аудиовизуальное мышление» (“audiovisual thinking”): творческая деятельность, основанная на эмоционально-смысловом соотнесении и образных обобщениях частей экранного текста;


-«жанр» (“genre”) – группа медиатекстов, выделенных на основе сходных черт их внутреннего строения (трагедия, комедия, драма, мелодрама, интервью, репортаж и т.д.);


-«задачи медиаобразования» (“tasks of media education”) – обучить грамотно «читать» медиатекст; развить способности к восприятию и аргументированной оценке информации, развивать самостоятельность суждений, критического мышления, предпочтений, эстетического вкуса; интегрировать знания и умения, получаемые на различных учебных занятиях, в процессе восприятия, анализа и творческой деятельности;


-«зум»(“zoom”) –переменный фокус, создающий видимость приближения или удаления от объекта съемки;


-«кадр» (“shot”) – основная единица структуры экранного произведения, один


длящийся кусок аудиовизуального текста, начинающийся и заканчивающийся стыком с другим куском; «установочный кадр» (“establishing shot”); «кадр общего плана» (“long shot”), “кадр среднего плана” (“medium shot”)


-«кинообразование» (“film education”) – процесс образования и развития личности средствами и на материале киноискусства с целью формирования культуры общения с экраном, творческих, коммуникативных способностей, умений интерпретации, анализа и оценки кинотекста, обучения различным формам самовыражения при помощи кинотехники. Содержание кинообразования: основы киноведения (виды и жанры киноискусства, функции кинематографа в социуме, киноязык, история киноискусства и т.д.), сведения об основных областях применения теоретических знаний (профессиональный и любительский кинематограф, киновидеопрокат, киноклубное движение, телевидение, учреждения досуга, образовательные учреждения и т.д.), практические творческие задания на материале киноискусства.



-«кинотекст» (“film text”, “film construct”) – информационное сообщение, содержащее, изложенное в любом виде и жанре кинематографа (игровой, документальный, анимационный, учебный, научно-популярный фильм);

-«ключевые понятия медиаобразования» (“key concepts of media education”) – «восприятие», «художественно-творческая деятельность», «воспроизведение», «интерпретация», «анализ», «оценка», «источник информации», «освоение информации», «категория медиатекста», «язык медиатекста», «технология», «аудитория». При этом некоторые деятели медиаобразования (к примеру, С.Н.Пензин) считают, что к ключевым аспектам (принципам) медиаобразования следует отнести также единство рационального и эмоционального в эстетическом восприятии и «синтез эстетического и этического», т.к. нельзя ограничиваться обучением аудиовизуальной грамотности. Кроме того, необходимо понимание, что медиа – это не реальность, а ее отражение, репрезентация через систему знаков, символов и т.д.;


-«код» (“code”) – результат приведения в систему неких условных понятий, чтобы знакомая с «кодом» аудитория могла опираться на него при восприятии, интерпретации и анализе медиатекста (например, марка студии, эмблема и пр.);


-«коллаж» (“collage”) – использование разностильных объектов и фактур в одном медиатексте;

-«критическая автономия» (“critical autonomy”) – сформированная на базе критического мышления независимость суждений и анализа медиатекста;


-«критическое мышление» (“critical thinking”) – аналитический процесс, основанный на развитом «аудиовизуальном восприятии» и «аудиовизуальном мышлении». Данный процесс приводит к интерпретации и оценке смысла (в том числе и «зашифрованного») медиатекста;


-«купирование» (“crop”) – усечение аудиовизуального образа медиатекста;

-«медиа» (“media”): - «средства массовой коммуникации» - технические средства создания, записи, копирования, тиражирования, хранения, распространения, восприятия информации и обмена ее между субъектом (автором медиатекста) и объектом (массовой аудиторией);


-«медиавоздействие» (“effects”, “media effects”) – воздействие медиатекстов на аудиторию: в сфере воспитания и образования, развития сознания, формирования поведения, взглядов, реакций, откликов, распространения информации и т.д.;


-«медиавосприятие» (“mediation”): восприятие «медиареальности», чувств и мыслей авторов экранных произведений (текстов);


-«медиаграмотность» (“media literacy”) - умение анализировать и синтезировать пространственно-временную реальность, умение «читать» медиатекст;


-«медиаискусства» (“media arts”) – искусства, основанные на медиаформе (то есть форме средств массовой коммуникации) воспроизведения действительности (средствами печати, фотографии, радио, грамзаписи, киноискусства, художественного телевидения, видеоарта, компьютерной графики и т.д.);


-«медиакультура» (“media culture”) – совокупность материальных и интеллектуальных ценностей в области медиа, а также исторически определенная система их воспроизводства и функционирования в социуме; по отношению к аудитории «медиакультура» или «аудиовизуальная культура» может выступать системой уровней развития личности человека, способного воспринимать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания в области медиа;


-«медиаобразование» (“media education”) – процесс образования и развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений интерпретации, анализа и оценки медиатекста, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники. Содержание медиаобразования: основы искусствоведения в медиасфере (виды и жанры медиа, функции медиа в социуме, язык медиа, история медиакультуры и т.д.), сведения об основных областях применения теоретических знаний (профессиональные средства массовой информации, любительская медиасфера, каналы распространения медиа, киноклубные движения в медиасфере, учреждения досуга, образовательные учреждения и т.д.), практические творческие задания на медиаматериале.


-«медиатекст» (“media text”, “media construct”) – информационное сообщение, изложенное в любом виде и жанре медиа (газетная статья, телепередача, видеоклип, фильм и пр.);


-«методика медиаобразования» (“methodology of media education”) – процесс обучения основам медиакультуры в плане содержания данного образования и деятельности педагога и ученика, с учетом, вариативности, импровизации, диалогической формы преподавания и учения и требований к составляющим образовательного процесса;


-«методы медиаобразования» (“methods of media education”): способы работы педагога и ученика, при помощи которого достигаются цели медиаобразования. Типичные методы: словесные (рассказ, лекция, беседа, взаимообогащающий диалог, обсуждение, анализ, дискуссия и т.д.); наглядные (просмотр аудиовизуального материала), репродуктивные, исследовательские, эвристические, проблемные, игровые (моделирование художественно-творческой деятельности создателей медиатекста, импровизация и т.д.); Данные методы основаны на следующих дидактических принципах: социокультурное развитие творческой личности в процессе обучения, научность, систематичность и доступность обучения, связь теории с практикой, наглядность, активность аудитории, переход от обучения к самообразованию, связь обучения с окружающей действительностью, положительный эмоциональный фон, учет индивидуальных особенностей учащихся


-«монтаж» (“montage”, “cutting”, “cut”) – процесс создания экранного произведения путем «сборки», «склеивания» единого целого из отдельно взятых кадров;


-«монтажная запись» (“cutting recording”). – последовательная покадровая запись содержания медиа/кинотекста, включая номер кадра, крупность плана, движение камеры, содержание кадра – аудиовизуальный ряд, спецэффекты и т.д.;

-«монтажная фраза» (“cutting phrase”)– последовательность кадров, объединенных общим смыслом;


-«обозначение» (“denotation”) – процесс, когда те или иные значения задаются медиатекстом;


-«план» (“frame”) – масштаб изображения (общий, средний, крупный, деталь); «установочный план» – «крупный план» – “close-up”;


-«предмет медиаобразования» (“subject of media education”) – взаимодействие человека с медиа, медиаязык и его использование в социуме, медиа и его функционирование в социуме, система знаний и умений, необходимых человеку для полноценного восприятия и анализа медиатекстов, для социокультурного развития творческой личности;


-«ракурс» (“angle”) – угол съемки, угол «зрения» камеры по отношению к изображаемому объекту;


-«раскадровка» (“storyboard”) – покадровое планирование экранного медиатекста на предварительной стадии его создания;


-«ритм» (rhythm) – одно из средств формообразования в медиатексте, основанное на закономерной повторяемости в пространстве или во времени неких элементов через соизмеримые интервалы;


-«символ»(“symbol”); - условный знак, обозначающий иной смысл, образ предмета, который имеет несколько значений;


-«смысловые части (единицы) медиатекста» (“parts of media text’s meaning”) - события, сцены, эпизоды, кадры, элементы композиции, создающие единый медиатекст;


-«средства массовой информации» (“means of mass information”) – технические средства создания, записи, копирования, тиражирования, хранения и распространения информации для массовой аудитории;


-«средства массовой коммуникации» (“means of mass communication”) - технические средства создания, записи, копирования, тиражирования, хранения, распространения, восприятия информации и обмена ее между субъектом (коммуникантом) и объектом (коммуникатором);

-«сцена» (“scene”) – часть медиатекста, ограниченная местом действия:


-«сценарий» (“film script”, “scenario”) – литературная основа медиатекста;

-«сюжет» (“subject”; “topic”) – содержание действия, «осмысленная фабула» медиатекста;


-«тема» (“theme”) – жизненный материал медиатекста;


-«условность медиатекста» (“convention”) – элементы кода, общепринятый способ извещения о специфическом значении той или иной части медиатекста;


-«фабула» (“plot”, “story”) – цепь событий в сюжете медиатекста;


-«формы медиаобразования» (“forms of media education”): интеграция в традиционный учебный предмет, автономные уроки, лекции, семинары, факультативы, кружки, медиа/киностудии, медиа/киноклубы, обязательный предмет в специализированных учебных заведениях, спецкурсы;


-«экранные (аудиовизуальные) искусства» (“screen (audiovisual) arts”) – искусства, основанные на экранной форме воспроизведения (киноискусство, художественное телевидение, видеоарт, компьютерная графика и т.д.) действительности;


-«экранный образ» (“screen image”) – материализация авторского замысла в конкретной аудиовизуальной, пространственно-временной форме экранного повествования;


-«эпизод» (“episode”) – часть медиатекста, состоящая из одной или нескольких сцен, которые объединены общей темой, общим конфликтом;


-«язык медиа» (“discourse”, “media language”) - комплекс средств и приемов экранной выразительности.




Похожие:

А. В. Федоров Опубликовано в журнале iconОпубликовано в журнале «Инновации в образовании» (Москва): Федоров А. В
Федоров А. В. Современное массовое медиаобразование в России: поиски новых теоретических концепций и моделей // Инновации в образовании....
А. В. Федоров Опубликовано в журнале iconФиладельфийский Эксперимент
Сергей Голубицкий, опубликовано в журнале "Бизнес-журнал" №3 от 25 Февраля 2003 года
А. В. Федоров Опубликовано в журнале iconА. В. Федоров, доктор педагогических наук, профессор
Федоров А. В. Идеологический и философский анализ процессов функционирования медиа в социуме и медиатекстов на медиаобразовательных...
А. В. Федоров Опубликовано в журнале iconОпубликовано в журнале Ab Imperio
Целью моего обзора является, тем не менее, не еще одно обсуждение тем, так или иначе затронутых в этой журналистской кампании, сколь...
А. В. Федоров Опубликовано в журнале iconОпубликовано в журнале Ab Imperio
Целью моего обзора является, тем не менее, не еще одно обсуждение тем, так или иначе затронутых в этой журналистской кампании, сколь...
А. В. Федоров Опубликовано в журнале iconОпубликовано в журнале «Вестник Евразии» №4, 2000 Г
Российской империи оказывались перед необходимостью поиска таких путей государственного строительства, которые отнюдь не всегда были...
А. В. Федоров Опубликовано в журнале iconВ. Н. Сагатовский (опубликовано в журнале Credo, 2009, №1) Зачем нужна философия? (философия и мировоззрение) в отличие от животного человек живет не столько по биологически наследуемым программа
И об этом свидетельствует грозящая нам глобальная катастрофа, как следствие неадекватного использования своей мощи в отношении природы,...
А. В. Федоров Опубликовано в журнале iconС. А. Семиков ( Нижегородский госуниверситет, радиофак, 4 курс ), 2008 г. Доклад
К. а между тем всё больше учёных начинает сомневаться в обоснованности этой модели. Так, в 2004 г в журнале "New scientist" (см www...
А. В. Федоров Опубликовано в журнале iconА. В. Федоров Эксперт моо впп юнеско «Информация для всех»
Федоров А. В. Классификация уровней интерпретационного/оценочного показателя медиакомпетентности личности//PR, бизнес, сми: партнерство...
А. В. Федоров Опубликовано в журнале iconПонятие информационной технологии в криминалистике к. В. Бугаев Опубликовано
Опубликовано: Совершенствование следственной и экспертной практики: мат-лы междунар науч практ конф. (2 июня 2010 г.). – Омск: Омская...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов