|
Дополнительные разъяснения о формировании учебного плана в начальной школе В полном объеме основополагающие документы для организации учебного процесса можно найти на портале Российского образования (http://www.edu.ru). При составлении учебного плана для начальной школы необходимо руководствоваться следующими документами: «Образовательный стандарт начального общего образования» и примерная программа начального общего образования по технологии (труд) (размещены в разделе «Государственные образовательные стандарты»), «Федеральный базисный учебный план», а также «Гигиенические требования к максимальным величинам образовательной нагрузки», (можно найти на сайте http://www.edu.ru, используя поиск документов, в разделе «Законодательство»). В методических рекомендациях «О преподавании предмета «Информатика и ИКТ» в образовательных учреждениях в 2009/2010 учебном году» в таблице приведено возможное количество часов преподавания данного курса в образовательных учреждениях среднего (общего) образования. Для начальной школы (2- 4 класс) рекомендовано проведение курса в течение 1 часа в неделю (34 часа в год) при 5-дневной учебной неделе. Уважаемые завучи и методисты, обратите внимание, что практически организовать изучение курса информатики и ИКТ при 5-дневной неделе возможно только при 35-минутной продолжительности уроков. Изменение режима образовательного процесса может быть реализовано на основании постановления "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02", где указано, что максимальная недельная учебная нагрузка может быть изменена с 22 уроков до 27 при 6-дневной учебной неделе и до 25 уроков при 5-дневной учебной неделе за счет сокращения времени, отводимого на 1 урок. (п.2.9. «Требования к режиму образовательного процесса» Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 г. N 44 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02" (с изменениями от 23 июля 2008 г.). Решение о введении в учебный план курса «Информатика и ИКТ», о конкретном количестве и распределении часов для преподавания курса «Информатика и ИКТ» или модуля «Практика работы на компьютере» в курсе «Технология» принимается ОУ (школой), но обязательно в соответствии с выбранной программой. При 45-минутной продолжительности уроков в 3–4-х классах возможно ТОЛЬКО преподавание учебного модуля «Практика работы на компьютере» в рамках учебного предмета «Технология (Труд)». В Методических рекомендациях (http://ciospbappo.narod.ru/inf/3.html) указано, что часы компонента образовательного учреждения в учебном плане по решению образовательного учреждения могут быть использованы для изучения предмета «Информатика и ИКТ» со 2 класса (при наличии часов школьного компонента: 1 час в неделю =34 часа в год). При отсутствии такой возможности в 3–4-х классах -- в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета «Технология (Труд)» (3 класс – 10 часов в год, 4 класс – 10 часов в год). Данное распределение часов сделано на основании примерной программы начального общего образования (технология), где указано, что для изучения данного модуля может быть отведено от 20 до 25 уроков. Ниже в таблице приведены расчеты и примерное распределение количества часов, исходя из общей продолжительности изучения модуля при условии обучения в течение 2 лет (3 и 4 класс).
Ниже приведены выдержки из документов и ссылки на них. Красным цветом выделены основополагающие цифры для расчета учебной нагрузки. ^ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЯ (ТРУД) http://window.edu.ru/window_catalog/files/r39234/01-1.pdf ^ Статус документа Примерная программа по технологии (труду) создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Примерная программа дает условное распределение учебных часов по крупным разделам курса, определяет минимальный набор практических работ. Она служит ориентиром для разработчиков авторских учебных программ, но не рекомендуется в качестве рабочей, поскольку не содержит распределения учебного материала по годам обучения и отдельным темам. ^ В соответствии с федеральным базисным учебным планом учебный предмет «Технология (Труд)» изучается во всех классах начальной школы (203 часа), тем самым обеспечивается целостность образовательного процесса и преемственность в обучении между начальным и основным звеном образования. В I-II классе на изучение технологии (труда) отводится 1 час в неделю, в III-IV классах –2 часа. В примерной программе выделяется резерв времени (10%), которое разработчики авторских программ могут использовать по своему усмотрению для конкретизации основного содержания образования. ^ (при наличии условий) (25-20 часов) Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации (монитор, клавиатура, мышь и др.). Включение и выключение компьютера и подключенных к нему устройств. Общее представление о правилах клавиатурного письма; приемы работы мышью. Виды информационных объектов: текст, звук, графика, таблица, цифровое фото- и видеоизображение. Безопасные приемы труда при работе на компьютере. Практические работы. Работа с наглядно представленными на экране информационными объектами: текстом, звуком, графикой, таблицей, цифровым фото- и видеоизображением. Простейшие действия в текстовом редакторе (набрать, удалить, вставить часть текста, изменить шрифт и др.). Набор небольших текстов, конструирование простых изображений. Вывод на печать. ^ Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 г. N 44 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02" (с изменениями от 23 июля 2008 г.) 2.9. Требования к режиму образовательного процесса 2.9.1. В соответствии со ст.28 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" программы, методики и режимы воспитания и обучения в части гигиенических требований, допускаются к использованию при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий должны входить в объем максимально допустимой нагрузки. При 35-минутной продолжительности уроков во 2 - 4 классах максимально допустимая недельная нагрузка при 6-дневной учебной неделе составляет 27 часов, при 5-дневной учебной неделе - 25 часов. 2.9.2. Продолжительность учебной недели для обучающихся в 5 - 11 классах зависит от объема недельной учебной нагрузки и определяется в соответствии с табл.3. 2.9.3. Продолжительность урока не должна превышать 45 минут. С.В. Гайсина, методист ЦИО |
![]() | Анализ предметной Недели математики в начальной школе. На основании плана работы начальной школы с 04. 04. 11 по 08. 04. 11 год На основании плана работы начальной школы с 04. 04. 11 по 08. 04. 11 года в начальной школе была проведена предметная Неделя математики.... | ![]() | Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в начальной школе. Краткая аннотация Тация: программа составлена на основе методического пособия под ред. А. Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия... |
![]() | Использование информационных технологий на уроках в начальной школе Безусловно, это сказывается на отношении детей к учебе, на формировании у них общеучебных навыков и качеств характера, необходимых... | ![]() | Приказ №51 «28» февраля 2011года «Об утверждении плана реализации фгос» с целью эффективного введения и реализации стандартов нового поколения в начальной школе в 2011-2012 учебном году Проект модернизации образовательной системы начальной ступени школы в соответствии с фгос нового поколения |
![]() | Приказ №124 -о д. Тямша Об утверждении плана реализации фгос с целью эффективного введения и реализации стандартов нового поколения в начальной школе в 2010-2011 учебном году Утвердить план введения и реализации стандартов нового поколения в начальной школе в 2010-2011 учебном году | ![]() | Рекомендации, позволяющие избежать перегрузок на уроках в начальной школе. Продолжительность урока Сдвоенные уроки сильно увеличивают нагрузку. Младшие школьники должны учиться только в первую смену. Для первоклассников устанавливаются... |
![]() | Анализ реализации учебного плана 2010 -2011 учебного год Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана... | ![]() | С 18 апреля по 23 апреля в нашей школе прошла «Неделя предметов в начальной школе». Программа недели состояла из 6 дней. Каждый день отличался друг от друга Учащиеся начальной школы сделали выставку поделок, рисунков, плакатов по разным предметам |
![]() | Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе Методическое письмо разработано с учетом современных требований к деятельности учителя начальных классов в четырехлетней начальной... | ![]() | Методические рекомендации по составлению плана учебного занятия. План учебного занятия (поурочный план) представляет собой обязательный и необходимый документ для работы План необходим преподавателю, он свидетельствует о продумывании учебного процесса, отражает поиск оптимального варианта учебного... |