Основы работы в системе электронных таблиц calc назначение и интерфейс Calc icon

Основы работы в системе электронных таблиц calc назначение и интерфейс Calc



НазваниеОсновы работы в системе электронных таблиц calc назначение и интерфейс Calc
Дата конвертации12.09.2012
Размер227.6 Kb.
ТипДокументы

Раздел 2




ОСНОВЫ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ТАБЛИЦ CALC




2.1. Назначение и интерфейс Calc



Calc – это табличный процессор в составе офисного пакета OpenOffice.org, предназначенный для работы с электронными таблицами.

Электронные таблицы являются компьютерным эквивалентом обычных таблиц, в ячейках которых хранятся данные. Как правило, электронные таблицы используются для обработки больших массивов числовых данных и служат удобным средством для проведения бухгалтерских и статистических расчетов.

З
агрузка табличного процессора Calc осуществляется из системного меню: ПускПрограммыOpenOffice.orgOpenOffice.org Calc. Общий вид окна Calc представлен на Рис. 29.


Рис. 29. Общий вид окна Calc


Электронные таблицы (книги) состоят из определенного числа листов, любой из которых содержит блок ячеек, образующихся на пересечении столбцов и строк. Каждый лист Calc может иметь максимум 65536 строк и максимум 245 столбцов (от A до IV) – это составляет 16 056 320 индивидуальных ячеек на один лист.

Доступ к отдельным листам электронной таблицы обеспечивается на панели ^ Вкладки листов, расположенной в нижней части окна Calc (Рис. 30).




Рис. 30. Панель Вкладки листов


Любая ячейка электронной таблицы имеет свой собственный адрес. Поскольку заголовки столбцов обозначаются латинскими буквами, а заголовки строк – числами, то адрес ячейки, состоит, соответственно из букв и чисел, например: F3, G23 или DF5.

Ячейка, в которой находится курсор, имеет более темное обрамление и называется активной ( Рис. 29).


Задание 2.1. Подготовка к созданию электронной таблицы.


Порядок работы


1. Запустите табличный процессор Calc (Пуск → Программы → OpenOffice.org → OpenOffice.org Calc).

2. Изучите строку меню, кнопки панелей инструментов Стандартная и Форматирования, подводя к ним курсор мыши.

Обратите внимание, что ряд кнопок аналогичны кнопкам программы ^ OpenOffice.org Writer и выполняют те же функции (Создать, Открыть, Сохранить и др.)

3.
Сделайте активной ячейку B2 (щелкнув мышью по данной ячейке), затем – ячейку ^ С2. Проследите за изменениями в поле Координаты активной ячейки ( Рис. 29).

4. С помощью панели Вкладки листов (Рис. 30) перейдите на Лист2 и обратно на Лист1 (щелкнув мышью по вкладке конкретного листа). Заметьте, что активный лист имеет вкладку, окрашенную в белый цвет.


^

2.2. Ввод данных в ячейки



В работе с электронными таблицами можно выделить четыре типа основных данных, вводимых в ячейки: число, текст, формула и дата.

Для ввода данных необходимо выделить нужную ячейку и набрать данные (до 240 символов), а затем нажать клавишу Enter или переместиться в другую ячейку. Числа по умолчанию выравниваются в ячейке по правому краю, текст – по левому краю. Формула должна начинаться со знака "=" и может включать в себя числа, адреса ячеек, знаки математических операций и функции.

Содержимое активной ячейки (данные) и ее адрес отображаются на ^ Панели формул (Рис. 31). В Строке ввода, которая является составной частью Панели формул, можно редактировать содержимое активной ячейки, применяя все известные способы редактирования ( параграф 1.2.).





Рис. 31. Панель формул


Задание 2.2. Ввод данных в ячейки.


Порядок работы


1. Запустите табличный процессор Calc.

2. Установите курсор в ячейку B2 и введите текущую дату, например, 03.01.08. Обратите внимание на то, что содержимое ячейки B2 отобразилось в Строке ввода на Панели формул (Рис. 31).

Примечание. При стандартной установке программы Панель формул открывается автоматически. Если она не видна на экране, то открыть ее можно из пункта меню Вид командой Панель формул, отметив галочкой.

3. Установите курсор в ячейку А1 и введите заголовок "Ввод данных в ячейки".

4. Скопируйте заголовок в ячейку А2 ( параграф 1.2.3.). Обратите внимание на то, что в ячейке А2 отобразилась лишь часть заголовка. Это произошло потому, что соседняя ячейка В2 содержит данные (Рис. 32).








Рис. 32. Исходные данные для Задания 2.2.


5. Для того чтобы растянуть ячейку А2 по ширине и отобразить в ней заголовок целиком, подведите курсор мыши к полосе правой границы названия столбца А (Рис. 32) и передвиньте границу до нужных размеров, зажав левую кнопку мыши (или воспользуйтесь пунктом меню Формат → Столбец → Ширина...; в открывшемся окне введите точный размер).

6. Используя функцию автозаполнения, заполните ячейки В3-В10 датами. Для этого:

  • установите курсор мыши на черной точке (маркера заполнения) в правом нижнем углу ячейки В2 – при этом курсор мыши приобретает вид черного крестика (см. Рис.);

  • удерживая нажатой левую кнопку мыши, переместите маркер заполнения до ячейки ^ В10 и отпустите кнопку мыши.

Обратите внимание на то, как видоизменились даты в ячейках.


7. В ячейку С2 введите "январь" и с помощью маркера автозаполнения заполните ячейки С3-С13 названиями оставшихся месяцев года.

8. В ячейку А3 введите число 1; в ячейку А4 – число 3. Выделите ячейки А3-А4 и с помощью маркера автозаполнения произведите заполнение ячеек числами до ячейки А10.

^ Обратите внимание на то, с каким численным шагом произошло

автозаполнение ячеек числами.


9
. Сравните результат работы с конечным видом электронной таблицы, приведенной на Рис. 33.


Рис. 33. Конечный вид Задания 2.2.


7. Используя пункт меню ФайлСохранить как…, сохраните электронную таблицу в своей папке с именем "Ввод данных в ячейки" дважды: сначала в формате OpenOffice.org Calc (.ods), а затем – в формате Microsoft Excel 97/2000/ХР (.xls).
^

2.3. Форматирование ячеек



OpenOffice.org Calc, как и любая современная система электронных таблиц, позволяет форматировать символы, содержащиеся в ячейках, и сами ячейки.

Для форматирования ячеек можно использовать кнопки (инструменты) на панели инструментов Форматирования, контекстное меню, а также команды меню Calc ( Рис. 29).

Рассмотрим детально диалоговое окно Формат ячеек, которое вызывается, в частности, командой Формат ячеек…из контекстного меню (Рис. 34).





Рис. 34. Диалоговое окно Формат ячеек


Диалоговое окно ^ Формат ячеек…имеет несколько вкладок.

На первой вкладке Числа выбираются различные форматы данных: числовой, денежный, процентный, дробный, текстовый, время, дата и др.

На вкладке ^ Шрифт устанавливаются его свойства: гарнитура, размер, формат, используемый язык.

Вкладка Эффекты шрифта позволяет задавать дополнительные эффекты, применяемые к шрифту. Например, его можно сделать контурным, теневым или рельефным, цветным, подчеркнутым и т.п.

Вкладка Выравнивание отвечает за выравнивание текста по вертикали и горизонтали, за направление текста в ячейке (можно выбрать угол наклона текста). Здесь также возможно установить перенос текста (по словам, по слогам) и др. (Рис. 35).

Вкладки Обрамление и Фон служат, соответственно, для обрамления и заливки ячеек.

Последняя вкладка Защита ячейки позволяет скрывать ячейки.





Рис. 35. Диалоговое окно Формат ячеек Выравнивание


Задание 2.3. Форматирование ячеек.


Порядок работы

1. Откройте файл "Ввод данных в ячейки.ods" (>Задание 2.2.).

2. Выделите ячейку А1 и установите следующие параметры шрифта:

  • размер – 12;

  • гарнитура – Times New Roman;

  • цвет – синий;

  • активизируйте Контур.

3. Выделите ячейки А1-С1 и объедините их, используя значок Объединить ячейки, находящийся на панели Форматирования сразу после значков выравнивания. Выровняйте текст по центру.

4. В ячейке А2 установите перенос по словам (используя вкладку Выравнивание диалогового окна Формат ячеек.

5. Перемещая мышью границы ячейки А2, уменьшите ширину ячейки в два раза, а высоту – увеличьте в два раза. Выровняйте текст по центру.

6. Залейте фон ячейки А2 голубым цветом.

7. Произведите обрамление таблицы. Для этого выделите блок ячеек с данными (А1:С13), и в диалоговом окне Формат ячеек Обрамление выберите для обрамления внутренних и внешних рамок линию толщиной 1 пт.

8. Выделите блок ячеек с названиями месяцев, установите начертание шрифта жирный курсив; выровняйте текст по центру.

9. Выделите блок ячеек А3:А10 и, используя вкладку Числа диалогового окна Формат ячеек, установите денежный формат: денежная единица – доллар ($); количество позиций в дробной части – 1 знак.

1
0. Сравните результат работы с конечным видом электронной таблицы, приведенной на Рис. 36.


Рис. 36. Конечный вид Задания 2.3.


11. Сохраните таблицу в своей папке с именем "Форматирование ячеек" в формате Microsoft Excel 97-2000 (.xls) (ФайлСохранить как…).


Задание 2.4. Форматирование ячеек в Calc.


Создайте таблицу по образцу (Рис. 37) и сохраните таблицу в своей папке под именем "Задание 2-4" в формате Calc (.ods).





Рис. 37. Конечный вид Задания 2.4.

^

2.4. Ввод и редактирование формул



Одно из важных назначений электронных таблиц – вычисления по формулам. Как уже отмечалось выше, ввод формулы начинается со знака "=", далее пишется сама формула ( параграф 2.2.).

OpenOffice.org Calc позволяет использовать в формулах следующие знаки арифметических операций:

+ – сложение;

- – вычитание;

* – умножение;

/ – деление;

^ – возведение в степень.

Дробные числа записываются через "," – например: 3,4.


Сalc позволяет автокопировать формулы с помощью маркера автозаполнения ( Задание 2.2.).

В формулах электронной таблицы могут применяться два типа адресов ячеек: абсолютный и относительный.

  • Абсолютный адрес ячейки – не изменяется при копировании формулы и задается при помощи знака "$", который фиксирует букву столбца или цифру строки. Например, $F1 или $D$2.

  • ^ Относительный адрес ячейки – корректируется при копировании формул. Например, С2.


Несомненным удобством при работе с электронными таблицами является то, что при изменении содержимого ячеек, адрес которых присутствует в формуле, результат расчета по формуле автоматически обновляется.

Примечание. После ввода формулы в ячейке выводится лишь численный результат, полученный вследствие вычислений. Сама же формула, доступная для редактирования, отображается на Панели формул ( Рис. 31).


Задание 2.5. Использование формул при расчетах.


Порядок работы


1. Откройте файл "Задание 2-4" (>Задание 2.4.; Рис. 37).

2. Произведите суммирование общих расходов за июль. Для этого выделите блок ячеек с расходными "статьями" (С3-Е5) и нажмите по кнопке Автосуммирование (Σ) на Панели формул. После чего в ячейке F5 появится численный результат суммирования.

3. Скопируйте формулу из ячейки ^ F5 в ячейки F6-F10, используя маркер автозаполнения.

4. В ячейке G5 выполните расчет значения прибыли за июль по общей формуле Прибыль = Доход – Общие расходы. Для этого наберите в ячейке G5 следующую формулу: = B5 - F5. Затем нажмите клавишу Enter.

5. Произведите автокопирование формулы в остальные ячейки данного столбца.

Примечание. В формулах используются буквы латинского алфавита. Адрес ячейки в формулу можно вводить не только с клавиатуры, но и при помощи мышки. Для этого необходимо выделить мышкой ячейку с соответствующим адресом, после чего ее адрес отразится в той ячейке, в которую вводилась формула.


6. В ячейку F11 введите слово "Итого". Выровняйте текст по правому краю.

7. В ячейке G11 выполните расчет общей прибыли за второе полугодие, выделив для этого ячейки G5-G10 и используя кнопку Автосуммирование.

8. В ячейке В5 замените значение дохода за июль на 2300.

Обратите внимание на то, как изменились значения в итоговых ячейках.

9
. Сравните результат работы с конечным видом электронной таблицы, приведенной на Рис. 37.


Рис. 37. Конечный вид Задания 2.5.


10. Выделите блок ячеек с числовыми данными и при помощи команды Формат ячеекЧислаДенежный из контекстного меню установите другую денежную единицу – доллар ($). Обратите внимание на то, что после смены знака денежной единицы численные значения в ячейках не изменились.

11. Сохраните таблицу в своей папке с именем Использование формул.ods (ФайлСохранить как…).


Задание 2.6. Абсолютные адреса ячеек в формулах.


Порядок работы


1. Запустите табличный процессор Calc.

2
. Создайте таблицу для расчета стоимости комплектующих по образцу (Рис. 38).


Рис. 38. Исходные данные для Задания 2.6.


Примечание. В ячейку В3 сначала необходимо ввести число, а затем уже установить денежный формат (руб.).


3. В ячейке D6 произведите расчет стоимости комплектующих в долларах по общей формуле: Сумма ($) = Цена ($) × Кол-во.

Для этого в ячейке D6 наберите следующую формулу: = B6 * C6. Затем нажмите клавишу Enter.

4. Произведите автокопирование формулы в остальные ячейки данного столбца. Выставьте денежную единицу – доллар (^ Формат ячеекЧислаДенежный).

5. В ячейке Е6 произведите расчет стоимости комплектующих в рублях по общей формуле: Сумма (руб) = Сумма ($) × Курс доллара.

Для этого в ячейке Е6 наберите следующую формулу: = D6 * $B$3. Затем нажмите клавишу Enter.

6. Произведите автокопирование формулы в остальные ячейки данного столбца. При этом абсолютная ссылка на ячейку $B$3 останется неизменной, а относительный адрес D6 будет изменяться при смещении вниз по столбцу.

7. Выставьте в ячейках столбца Е денежную единицу – рубль. При необходимости измените ширину ячейки.

8. Используя кнопку Автосуммирование, выполните расчет суммы значений данных столбцов C, D, E.

9. Сравните результат работы с конечным видом электронной таблицы, приведенной на Рис. 39.

10. Сохраните таблицу в своей папке с именем "Абсолютные адреса в формулах" (в формате .xls).





Рис. 39. Конечный вид Задания 2.6.


Задание 2.7. Вычисления по формулам.


С
оздайте таблицу по образцу (Рис. 40), произведите расчеты и сохраните таблицу в своей папке под именем "Задание 2-7" в формате Calc (.ods).


Рис. 40. Исходные данные для Задания 2.7.


Примечание. Для вычисления расхода электроэнергии примените в ячейке С7 следующую формулу: = В7 – В6. Затем произведите автокопирование формулы в остальные ячейки (С8-С11).


^

2.5. Построение диаграмм в Calc



Для графической визуализации данных в электронных таблицах используются диаграммы (круговые, линейчатые и т.д.). Диаграммы наглядно отображают зависимость между данными, что облегчает их восприятие и помогает при анализе и сравнении данных.

Для построения диаграммы необходимо выполнить следующие шаги:

1. Выделить диапазон ячеек, содержащих необходимые данные (если данные находятся в несмежных ячейках, то их выделяют, удерживая нажатой клавишу Ctrl).

2. Запустить Мастер диаграмм с помощью команды ВставкаДиаграмма (Рис. 41).

3. Выбрать тип диаграммы.

4. Уточнить детали отображения диаграммы, ввести заголовок и др.

5. Нажать кнопку Готово. При необходимости изменить формат подписей данных, цвет заливки областей диаграммы и т.п. (используя для этого команду Свойства объекта контекстного меню).

6
. Щелкнуть мышкой вне области окна диаграммы и при необходимости изменить размер окна диаграммы или переместить ее на другое место.


Рис. 41. Диалоговое окно Мастер диаграмм (Ooo 2.3)


Задание 2.8. Построение диаграмм в Calc.


Порядок работы


1. Откройте файл "Задание 2-7" (>Задание 2.7.; Рис. 40).

2. Постройте гистограмму, отражающую плату за электроэнергию по месяцам (выделив для этого ячейки с названиями месяцев и ячейки с суммой к оплате).

3. Постройте круговую диаграмму, отражающую расход электроэнергии по месяцам. Образцы диаграмм приведены на Рис. 43.

4. Сохраните файл в своей папке с именем "Задание 2-8" в формате Calc (ФайлСохранить как…).






Рис. 43. Конечный вид диаграмм Задания 2.8.


П
римечание.
Для ввода подписей данных используйте команду Свойства объекта → вкладка Надписи данных из контекстного меню (Рис. 44.).


Рис. 44. Фрагмент диалогового окна Надписи данных


Задание 2.9. Построение графиков в Calc.


Порядок работы

1. Запустите табличный процессор Calc.

2. Для построения графика функции y = x2 - 2·x на отрезке [-2; 2] с шагом 0,5 заполните ячейки таблицы по образцу (Рис. 45):

  • для ввода значений переменной х введите два первых значения, а затем используйте маркер автозаполнения;

  • для вычисления значений y в ячейку В3 введите следующую формулу: = В2^ 2 – 2*B2, а затем скопируйте ее последующие ячейки строки.

3. Выделите ячейки с числами; запустите Мастер диаграмм; выберите тип диаграммы Диаграмма XY; вид – Только линии.

4. Далее выберите диапазон данных: Ряды данных в строках (Рис. 44).

5. Введите заголовок диаграммы, а также подписи по осям X и Y.

6
. Нажмите кнопку Готово.


Рис. 44. Окно выбора диапазона ячеек в Мастере диаграмм (ООо 2.3)






Рис. 45. Конечный вид Задания 2.6.


7. Сохраните файл в своей папке с именем Построение графиков.xls


Задание 2.10. Построение графиков.

Постройте в табличном процессоре Calc графики следующих функций:


1) y = x3 – x2 на отрезке [-3; 4] с шагом 1.


2) y = 1/х на отрезке [1; 4] с шагом 0,3.


Сохраните файл в своей папке с именем Задание 2-10.ods


^

2.6. Использование функций в расчетах Calc



В вычислениях часто приходится использовать формулы, которые содержат функции. Электронные таблицы имеют несколько сотен встроенных функций, которые подразделяются на математические, статистические, логические и т.д.

Д
ля выбора конкретной функции необходимо вызвать диалоговое окно Мастер функций (Рис. 46), используя для этого пункт меню ВставкаФункция или нажав значок f(x), находящийся на Панели формул.


Рис. 46. Диалоговое окно Мастер функций


2.6.1. Математические функции

Чаще всего при вычислениях в Calc приходится суммировать значения диапазона ячеек. В данном случае можно использовать либо кнопку Автосуммирование, расположенную на Панели формул, либо математическую функцию SUM.

Для возведения в степень можно использовать либо знак "^", либо математическую функцию POWER.

Но существуют и такие математические функции, значение которых можно вычислять только с помощью ^ Мастера функций, например, вычисление квадратного корня числа – SQRT или перевод градусов в радианы – RADIANS и др.


Задание 2.11. Применение математических функций.

Постройте в табличном процессоре Calc графики функций:




1) y = на отрезке [-1; 10] с шагом 2.


2) y = x·cosx на отрезке [-5; 5] с шагом 0,5.


Сохраните файл в своей папке с именем Задание 2-11.ods


^ 2.6.1. Статистические функции

Самыми распространенными статистическими функциями являются:

  • AVERAGE – вычисляет среднее значение выборки чисел;

  • MIN – вычисляет минимальное значение из списка чисел;

  • MAX – вычисляет максимальное значение из списка чисел.



Задание 2.12. Организация расчетов с применением статистических

функций.


Порядок работы

1. Запустите табличный процессор Calc.

2
. Создайте таблицу по образцу (Рис. 47).


Рис. 47. Исходные данные для Задания 2.12.

3. Рассчитайте последовательно минимальное, максимальное и среднее значение по колонкам, пользуясь Мастером функций.

В частности, для расчета минимального значения в столбце С установите курсор в ячейку С13; запустите Мастер функций; выберите из категории Статистических функций функцию MIN, сделав по ее названию двойной щелчок мыши (> Рис. 46) .

Затем выделите мышью диапазон ячеек с данными (С3-С12) и нажмите кнопку ОК. В результате чего в ячейке С13 появится значение, соответствующее минимальному числу в столбце С.

Скопируйте формулу в ячейки D13-H13.

4. Аналогичным образом рассчитайте по колонкам максимальное и среднее значение.

5. Примените заливку к ячейкам таблицы, содержащим минимальные и максимальные значения.

6. Сравните результат работы с конечным видом электронной таблицы, приведенной на Рис. 48.

7. Постройте гистограмму, отражающую название команды и количество встреч, сыгранных вничью.

8
. Сохраните таблицу в своей папке с именем "Статистические функции".


Рис. 48. Конечный вид Задания 2.12.


Задание 2.13. Применение статистических функций.

Используя Мастер функций, произведите необходимые расчеты (исходные данные для задания – на Рис. 49).

Постройте линейчатый график, отражающий значение средней температуры по городам. Сохраните файл в своей папке с именем Задание 2-13.ods





Рис. 49. Исходные данные для Задания 2.13.


^ 2.6.3. Логические функции

В электронных таблицах имеются логические функции, с помощью которых реализуются базовые логические операции: AND – умножение; OR –сложение; NOT – отрицание.

Для проверки истинности условий применяется логическая функция IF, которая в общем виде имеет следующую структуру: Если (Условие; Значение 1; Значение 2). Значение 1 вычисляется в том случае, когда условие верно (истинно); Значение 2 вычисляется, когда условие ложно.


Задание 2.14. Организация расчетов с применением логических

функций.


Порядок работы


1. Запустите табличный процессор Calc.

2. Создайте таблицу для расчета зарплаты по образцу (Рис. 50).

П
римечание.
Если стаж работника превышает 5 лет, то ему начисляется надбавка за стаж – 10% от оклада.


Рис. 50. Исходные данные для Задания 2.14.

3. Для вычисления надбавки за стаж установите курсор в ячейку D3, запустите Мастер функций и выберите логическую функцию IF.

Задайте условие и параметры функции IF (Рис. 51):

  • условие (тест): В3 >= 5;

  • Тогда значение: С3*0,1 (надбавка за стаж – 10% от оклада);

  • Иначе значение: 0 (нет надбавки, т.к. стаж < 5 лет);

  • н
    ажмите кнопку ОК.


Рис. 51. Задание параметров функции IF


4. Скопируйте формулу в остальные ячейки столбца D.

5. В столбце Е рассчитайте сумму оклада вместе с надбавкой, используя функцию Автосуммирование и автокоприрование формулы.

6. В столбце F рассчитайте налог по общей формуле: Налог = Всего × 0,13. Для этого в ячейку F3 введите формулу: = E3*0,13

7. В столбце G рассчитайте итоговую сумму к выдаче по общей формуле: Итого = Всего – Налог. Конечный вид таблицы приведен на Рис. 52.

8. Сохраните файл в своей папке с именем Логические функции.xls





Рис. 52. Конечный вид Задания 2-14.

Задание 2.15. Применение логических функций.


Создайте таблицу для начисления стипендии по образцу (Рис. 53) и сохраните ее в своей папке с именем Задание 2-15.ods.

Примечание. Обычная стипендия (без надбавки) составляет 1200 руб. Если же средний балл студента выше, чем средний балл студентов курса, то студенту к стипендии начисляется надбавка – 30% от обычной стипендии.





Рис. 53. Исходные данные для Задания 2-15.


^

2.7. Сортировка и фильтрация данных в Calc



Электронные таблицы позволяют сортировать и фильтровать данные (числа, текст, даты).

Сортировка данных предполагает их упорядочение (по возрастанию или убыванию). После сортировки изменяется порядок следования строк, но сохраняется их целостность.

Фильтрация данных выполняет отбор данных в соответствии с заданными условиями.


Задание 2.16. Организация сортировки данных.


Порядок работы

1. Откройте файл "Логические функции" (>Задание 2.14.; Рис. 52).

2. Произведите сортировку по возрастанию зарплаты сотрудников. Для этого выделите ячейки с данными; воспользуйтесь пунктом меню ДанныеСортировка.

В диалоговом окне Сортировка выберите столбец G; установите переключатель в положение по возрастанию; нажмите кнопку ОК (Рис. 54.)





Рис. 54. Диалоговое окно Сортировка


Обратите внимание на изменение вида таблицы. Конечный вид таблицы представлен на Рис. 55.

3. Произведите текущее сохранение файла (ФайлСохранить).





Рис. 55. Конечный вид Задания 2.14.


Задание 2.17. Сортировка данных в Calc.


Откройте таблицу для начисления стипендии (>Задание 2-15.ods). Произведите сортировку по убыванию среднего балла студентов.

Сохраните файл в своей папке с именем Задание 2-17.ods (Файл Сохранить как...)


Задание 2.18. Организация фильтрации данных.


Порядок работы


1. Откройте таблицу для начисления стипендии (> Задание 2-15.ods).

2. Произведите фильтрацию по результатам сессии. Например, определите тех студентов, которые имеют отметку "5" по физике.

Для этого выделите ячейки с данными и воспользуйтесь пунктом меню Данные^ Фильтр Автофильтр. При этом в заголовках таблицы появятся стрелки выпадающих списков (Рис. 56).

Р
азверните список в столбце "физика" и выберите значение "5". В результате чего произойдет отбор студентов по заданному критерию (Рис. 56).


Рис. 56. Вид таблицы после фильтрации


3. Вернитесь к исходному виду таблицы, выбрав в списке столбца "физика" значение "все".

4. Произведите фильтрацию среднего балла студентов, превышающего значение 3,5.

Для этого разверните список в столбце "средний балл студента" и выберите значение – > 3,5 (Рис. 57); нажмите кнопку ОК.

После чего произойдет фильтрация данных по заданному условию.


Р
ис. 57.
Диалоговое окно Стандартный фильтр


5. Аналогичным образом произведите фильтрацию среднего балла студентов, большего или равного значению 4,5. Определите также студентов, которые имеют "3" по психологии.

6. Сохраните файл с именем "Фильтрация данных" в формате xls.

Задание 2.19. Фильтрация данных в Calc.


Создайте таблицу (электронный справочник) по образцу (Рис. 58). Произведите сортировку учащихся в алфавитном порядке (по возрастанию).

Произведите последовательную фильтрацию данных по следующим критериям:

  1. район проживания – Калининский;

  2. место учебы – ОМПЛ;

  3. возраст – равен 19 лет.


С
охраните файл в своей папке с именем Задание 2-19.ods


Рис. 58. Исходные данные для Задания 2.19.


^

2.8. Подготовка электронных таблиц к печати



OpenOffice.org Calc позволяет выбирать различные детали для вывода на печать электронных таблиц: можно устанавливать порядок печати листов и их размер; можно выбрать диапазон строк или столбцов для печати и т.п.

Для вывода на печать всей электронной таблицы можно воспользоваться значком Печать на панели инструментов Стандартная.

Но перед тем как вывести таблицу на печать, желательно предварительно просмотреть, уместится ли она целиком на печатной странице. Для этого используется пункт меню ФайлПредварительный просмотр страницы. При необходимости размер таблицы следует изменить.

Для получения возможности более полного управления процессом печати следует воспользоваться пунктом меню ФайлПечать. Открывающееся диалоговое окно Печать (Рис. 59) позволяет изменить настройки принтера; здесь можно быстро определить, что печатать: весь документ, отдельные листы или группу выбранных ячеек; количество копий и т.п.




Рис. 59. Диалоговое окно Печать


Если требуется распечатать не всю таблицу, а лишь диапазон ячеек, то в данном случае необходимо выделить ячейки, входящие в диапазон печати и воспользоваться пунктом меню ФорматОбласти печатиОпределить диапазон ячеек. После чего на экране появятся линии разрыва страницы (проверить правильность диапазона печати можно с помощью предварительного просмотра страницы).


^

¨ Задание 2.20. Печать электронной таблицы.



Порядок работы


1. Откройте файл "Логические функции" (>Задание 2.14.; Рис. 52).

2. Выполните предварительный просмотр таблицы. При необходимости измените размер таблицы.

^

3. Распечатайте диапазон ячеек, содержащий ФИО сотрудников и их трудовой стаж.




 Задание 2.21. Комплексное использование возможностей табличного

процессора Calc.


Порядок работы

1. Используя приобретенные навыки работы в табличном процессоре Calc, создайте таблицу по образцу (Рис. 60) и произведите необходимые расчеты.







^ Рис. 60. Исходные данные для Задания 2-21.


Примечание. Объем продаж автомобилей разных марок рассчитывается по формуле: Объем продаж = Кол-во / Всего за год.

В ячейках с объемом продаж необходимо задать процентный формат чисел.


2. Постройте круговую диаграмму, отображающую объем продаж автомобилей разных марок за 2007 год.

3. Постройте гистограмму, которая отображает динамику продаж автомобилей марки Ford за 2005-2007 гг.

4. Постройте график, отображающий динамику среднемесячных продаж автосалона за 2005-2007 гг.

5. Сохраните таблицу в своей папке с именем Итоговая работа.xls.






Похожие:

Основы работы в системе электронных таблиц calc назначение и интерфейс Calc iconКомитет по образованию санкт-петербурга
ООо. Предназначено для приобретения практических навыков работы с приложениями ооо: текстовым редактором Writer, системой электронных...
Основы работы в системе электронных таблиц calc назначение и интерфейс Calc iconУрок №1 Тема урока: Знакомство с электронными таблицами excel. Введение основных понятий и правил работы
Цель урока: Ввести основные понятия excel, показать правила создания простейшей таблицы, объяснить суть и назначение электронных...
Основы работы в системе электронных таблиц calc назначение и интерфейс Calc iconРабота с табличным процессором ms excel
Получение практических навыков практической работы по созданию и редактированию электронных таблиц
Основы работы в системе электронных таблиц calc назначение и интерфейс Calc iconМастер-класс по теме «Использование электронных таблиц Excel для иллюстрации процессов движения в механике» Янченко Владимир Владимирович учитель физики и информатики моу сош №4 г. Данков Липецкой области
«Использование электронных таблиц Excel для иллюстрации процессов движения в механике»
Основы работы в системе электронных таблиц calc назначение и интерфейс Calc iconУрока: «Электронные таблицы: назначение и основные функции», «Структура электронных таблиц» /10 класс
Цели урока: Познакомить учащихся с назначением и структурой электронной таблицы; с окном электронной таблицы. Рассказать из каких...
Основы работы в системе электронных таблиц calc назначение и интерфейс Calc iconОперационная система. Графический интерфейс
Основы работы в среде "Windows". Начало и завершение работы. Элементы пользовательского интерфейса "Windows": рабочий стол, панель...
Основы работы в системе электронных таблиц calc назначение и интерфейс Calc iconЛабораторная работа по теме «Построение таблиц истинности с помощью электронных таблиц Excel» Цель работы : познакомиться с логическими функциями Excel, научиться строить таблицы истинности сложных высказываний
Цель работы: познакомиться с логическими функциями Excel, научиться строить таблицы истинности сложных высказываний
Основы работы в системе электронных таблиц calc назначение и интерфейс Calc iconГрафический интерфейс ос windows Графический интерфейс Windows
Графический интерфейс позволяет осуществлять взаимодействие человека с компьютером в форме диалога с использованием окон, меню и...
Основы работы в системе электронных таблиц calc назначение и интерфейс Calc iconПоложение о введении электронных дневников и электронных журналов успеваемости мбоу сош №9
У сош №9 (далее – Положение) определяет назначение, понятие, цели, задачи, требования, организацию, работу электронного журнала успеваемости...
Основы работы в системе электронных таблиц calc назначение и интерфейс Calc iconОсновы работы с пакетом компьютерных презентаций impress назначение Impress
Компьютерная презентация представляет собой последовательность слайдов, которые содержат различные элементы, включая текст, таблицы,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов