Медиаобразование icon

Медиаобразование



НазваниеМедиаобразование
страница1/10
Дата конвертации12.09.2012
Размер1.81 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10



МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ


Российский журнал истории, теории и практики медиапедагогики

3 2007


ISSN 1994-4160


Журнал основан в 2005 году.

Периодичность – 4 номера в год.


Учредители:

МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех»,

Бюро ЮНЕСКО в Москве,

Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России, Южно-Уральский Центр медиаобразования,

Российская школьная библиотечная ассоциация,

Таганрогский государственный педагогический институт, Издатель ИП Ю.Д.Кучма


В 2007 году журнал выпускается при поддержке Администрации Главы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.


Редакционная коллегия:

А.В.Федоров

главный редактор

Л.М.Баженова

О.А.Баранов

Е.Л.Вартанова

С.И.Гудилина

В.В.Гура

А.А.Демидов

Н.Б.Кириллова

С.Г.Корконосенко


А.П.Короченский

В.А.Монастырский

С.Н.Пензин

Г.А.Поличко

В.С.Собкин

Л.В.Усенко

Н.Ф.Хилько

А.В.Шариков

Адрес редакции:

Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России,

109542, Москва,

Рязанский проспект, д.99, офис У-430.


e-mail: tina5@rambler.ru

http://www.edu.of.ru/mediaeducation

http://www.medialiteracy.boom.ru

http://www.mediaeducation.boom.ru


Статьи для публикации в журнале принимаются только по электронной почте.


© журнал «Медиаобразование»


Информационная поддержка:

^ Портал Московского Бюро ЮНЕСКО

http://www.unesco.ru/rus/pages/bythemes/stasya29062005124316.php

Портал МОО ВПП ЮНЕСКО

«Информация для всех» http://www.ifap.
ru



СОДЕРЖАНИЕ


Актуальные новости

МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех»: медиаобразовательные проекты…………………..с.4-6

Прага собрала экспертов в области медиаобразования…………………………………..с.7
Хорошее, плохое и неожиданное: пользователь и будущее ИКТ………………………………………..с.7-8

В ЮНЕСКО снова обсудили вопросы медиаобразования…………………………………..с.8-9


Практика медиаобразования

Александров Е.П. Социокультурная адаптация студентов к образовательной среде вуза посредством интегрированного медиаобразования…………с.10-16

^ Федоров А.В. «Тайна двух океанов» - роман и его экранизация: возможности структурного анализа на медиаобразовательных занятиях………………с.17-27


В мире медиа

Григорова Д.Е. Факторы выбора медийной информации (на материале реалити-шоу)………с.28-33


Учебные программы

Программа учебного спецкурса для вузов «Медиаобразование, медиаграмотность, медиакомпетентность»………………………….с.34-60

Программа учебного спецкурса для вузов

«История медиакультуры»……………………с.60-83.

Программа учебного курса для педагогических

вузов «Насилие на экране и реабилитационные возможности медиаобразования»……………с.83-103


Книжная полка

Сальный Р.В. Восприятие экранных произведений на медиаобразовательных занятиях…………….с.104-108

^ Сальный Р.В. Медиакомпетентность студентов педагогических вузов как актуальная проблема………………………………………с.108-112.




Актуальные новости


МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех»: проекты в области медиаобразования


Начиная с 60-х годов XX века ЮНЕСКО активно поддерживает медиаобразовательное движение во всем мире. «Медиаобразование (media education), - отмечается в документах ЮНЕСКО, - связано со всеми видами медиа (печатными и графическими, звуковыми, экранными и т.д.) и различными технологиями; оно дает возможность людям понять, как массовая коммуникация используется в их социумах, овладеть способностями использования медиа в коммуникации с другими людьми; обеспечивает человеку знание того, как: 1)анализировать, критически осмысливать и создавать медиатексты; 2)определять источники медиатекстов, их политические, социальные, коммерческие и/или культурные интересы, их контекст; 3)интерпретировать медиатексты и ценности, распространяемые медиа; 4) отбирать соответствующие медиа для создания и распространения своих собственных медиатекстов и обретения заинтересованной в них аудитории; 5) получить возможность свободного доступа к медиа, как для восприятия, так и для продукции. Медиаобразование является частью основных прав каждого гражданина любой страны мира на свободу самовыражения и права на информацию и является инструментом поддержки демократии. … Медиаобразование рекомендуется к внедрению в национальные учебные планы всех государств, в систему дополнительного, неформального и «пожизненного» образования» [Recommendations Addressed to the United Nations Educational Scientific and Cultural Organization UNESCO. In: Education for the Media and the Digital Age. Vienna: UNESCO, 1999, p.273-274. Reprint in: Outlooks on Children and Media. Goteborg: UNESCO & NORDICOM, 2001, p. 152].

Именно в этом ключе и выстраивается в последнее время медиаобразовательная концепция Московского Бюро ЮНЕСКО (http://www.unesco.ru/rus/pages/bythemes/stasya29062005124316.php) и МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех» (http://www.ifap.ru).

Так МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех» активно поддержал инициативу Южно-Уральского Центра медиаобразования провести в Челябинске Межрегиональный «круглый стол» на тему «Медиаобразование: проблемы и перспективы» (2004). На заседании круглого стола рассматривались такие вопросы, как понятийный аппарат и концепция медиаобразования, программная деятельность, образовательные стандарты, объединение усилий общероссийских и региональных средств массовой информации по освещению проблем медиаобразования. и др. Были заслушаны доклады председателя МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех» А.А.Демидова, профессоров Уральского государственного университета Н.Б.Кирилловой и М.М.Ковалевой, руководителя Южно-Уральского Центра медиаобразования А.В.Драгунова, президента Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России, профессора А.В.Федорова и др., где медиаобразование рассматривалось как один из способов формирования национальной информационной и образовательной политики, социальной интеграции, развития медиакультуры личности и становления гражданского общества.

В итоговый документ «круглого стола» вошли предложения ввести специальность «Медиаобразование» с квалификацией «Медиапедагог» для университетов и педагогических вузов России; разработать план эффективной реализации медиаобразования и его моделей в различных регионах Российской Федерации; создать банк данных о формах и методах медиаобразовательной деятельности с целью анализа и обобщения опыта; инициировать создание мировой «Медийной энциклопедии» с привлечением ведущих теоретиков и медиапедагогов России; организовать регулярный выпуск всероссийского журнала «Медиаобразование».

И надо отдать должное – МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех» постарался сделать все от него зависящее, чтобы воплотить эти рекомендации в жизнь. Так уже в начале 2005 года при поддержке МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех» стал выходить первый в России журнал, посвященный педагогическим проблемам обучения детей, молодежи и взрослых средствами и на материале массовой коммуникации, под названием «Медиаобразование». Вопросы медиаобразования неоднократно рассматривались и на интернет-портале МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех» www.ifap.ru.

Новым шагом МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех» стала организация и участие во Всероссийской конференции «Через библиотеки – к будущему», которая была проведена в Анапе (сентябрь 2005) совместно с Краснодарской краевой юношеской библиотекой при поддержке Федерального Агентства по культуре и кинематографии, Федерального Агентства по образованию, Представительства Детского фонда ООН (UNICEF) в России, Департамента культуры Краснодарского края, Национального фонда подготовки кадров, Российской школьной библиотечной Ассоциации, Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России (http://www.edu.of.ru/mediaeducation).

В рамках конференции были заслушаны доклады, напрямую касающиеся вопросов медиаобразования, проблем организации мультимедийных баз данных, медиатек в библиотеках для детей и юношества, электронных библиотек и т.д. На конференции состоялась презентация нового мультимедийного продукта МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех» - CD «Медиаобразование. Медиапедагогика. Медиажурналистика» (при поддержке Администрации Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Ассоциацией кинообразования и медиапедагогики России и Таганрогского государственного педагогического института - http://www.tgpi.ru), куда вошли монографии, учебные пособия и статьи медиаобразовательной тематики, важные документы медиапедагогической направленности, материалы медиаобразовательных конференций.

В ближайшие планы МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех» входит начало кропотливой работы над первой в России медийной энциклопедией, в которой предполагается участие ведущих специалистов в области теории и истории массовой коммуникации и медиаобразования. Продолжится и поддержка выпуска всероссийского журнала «Медиаобразование», в редколлегию которого вошли такие известные специалисты в области медиа и медиапедагогики, как Л.М.Баженова, О.А.Баранов, Е.Л.Вартанова, С.И.Гудилина, В.В.Гура, А.А.Демидов, Н.Б.Кириллова, С.Г.Корконосенко, А.П.Короченский, В.А.Монастырский, С.Н.Пензин, Г.А.Поличко, В.С.Собкин, Л.В.Усенко, А.В.Федоров, Н.Ф.Хилько, А.В.Шариков.

Поставлена и не менее важная задача – открыть через Министерство образования и науки новую вузовскую специальность «Медиаобразование», в рамках которой можно будет готовить профессиональных медиапедагогов для вузов и школ страны. Теперь речь идет именно о специальности, так как специализация с аналогичным названием в 2002 году уже была официально зарегистрирована в УМО Министерства образования РФ под номером 03.13.30 и с сентября 2002 года уже внедряется в учебный процесс Таганрогского государственного педагогического института.


^ Прага собрала экспертов в области медиаобразования


В конце апреля 2007 года в Праге прошла международная конференция по проблемам медиаобразования. В конференции участвовали ученые-исследователи, преподаватели университетов, журналисты из Чехии, Германии, Польши, России и других стран. Одним из докладчиков на конференции был профессор, доктор педагогических наук, эксперт МО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех» А.В.Федоров.

Развитие медиаобразования в Чехии пока еще находится в процессе становления. Вот почему для чешских медиапедагогов так важно изучение опыта соседей по европейскому континенту.


^ Хорошее, плохое и неожиданное: пользователь и будущее ИКТ


23-25 мая 2007 года в Москве в рамках программы Европейской комиссии «Сотрудничество в области научных и технологических исследований» (European Cooperation in the Field of Scientific and Technical Research, COST 298) прошла Междисциплинарная конференция по обмену знаниями и опытом «Хорошее, плохое и неожиданное. Пользователь и будущее ИКТ» (The Good, the Bad and the Unexpected. The User and the Future of Information and Communication Technologies).

Конференция объединила представителей университетов европейских стран, поставщиков технологий, продуктов и услуг, а также европейские организации и институты, обладающие широким спектром знаний и умений в различных областях деятельности. Основное внимание участников конференции было направлено на развитие сетей и обмен опытом с коллегами из стран Европы и всего мира. Согласно позиции организаторов конференции, она нацелена «на людей, а не машины», то есть скорее на общество знаний, а не информационное общество.

Проект COST 298 (преемник Проекта 268) охватывает такие предметные области, как телекоммуникации, информатика и технологии и является межправительственной европейской программой сотрудничества в области научно-технических исследований. В рамках Проекта 298 европейские ученые в сфере телекоммуникаций, университеты, операторы, а также независимые консультанты ведут совместный анализ социальных аспектов взаимодействия людей и информационно-коммуникационных технологий.

Основная цель конференции - создание нового знания о возможностях пользователей и вовлечение их в «широкополосное» информационное общество. Это новое знание необходимо для развития европейского научного пространства. Кроме того, требуется изучить факторы, препятствующие или же наоборот, способствующие развитию возможностей создания, адаптации и использования ИКТ.

Понятие «широкополосное информационное общество» относится к возможному, но не неизбежному существенному преобразованию опыта использования телекоммуникаций в целях повсеместного использования ИКТ всеми желающими в любое время. Учитывая то, что правительства и организации по всему миру стремятся к достижению этой цели, а также то, что трансформация такого рода уже имеет место, необходимо дать ей сбалансированную оценку.

Целый ряд сообществ заинтересован в изучении перспектив взаимоотношений между людьми и ИКТ. Среди них - научные круги, разработчики ИКТ, лица, принимающие решения в сфере политики и другие. Необходимо содействие ведению диалога между всеми заинтересованными сторонами для того, чтобы на междисциплинарном уровне оптимизировать процесс создания и использования технологий. Целью конференции также стало формирование сети для обмена передовым опытом и определения ключевых направлений использования ИКТ.

Конференция, прошедшая в Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, собрала 160 участников из 32 стран мира. В ходе конференции обсуждались такие темы, как «Пользователи как новаторы», «Люди как действующие лица электронного мира», «Многообразие культур информационного общества», проблемы информационной грамотности и медиаобразования и др.

В конференции участвовали Председатель Правления МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех»Алексей Демидов и координатор проектов по медиаобразованию МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», Президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России, главный редактор журнала «Медиаобразование» Александр Федоров, выступивший с докладом Russian Teachers’ Attitudes to the Problem of Media Education of Pupils and University Students.


^ В ЮНЕСКО снова обсудили вопросы медиаобразования


22 июня 2007 года Париже завершилась очередная международная конференция ЮНЕСКО, посвященная проблемам медиаобразования. Это был самый представительный международный медиаобразовательный форум, организованный ЮНЕСКО после 2002 года.

Конференцию открыли заместитель генерального директора ЮНЕСКО по вопросам коммуникации и информации А.В.Хан, глава образовательного отдела Совета Европы Г.Мацца и президент французской комиссии по делам ЮНЕСКО Ж.Фавье, говорившие о чрезвычайной актуальности медиаобразования для всех категорий населения планеты, особенно – для школьников и студентов.

С докладами на конференции выступили глава медийного комитета Европейского Союза А.Силвер, генеральный секретарь французской комиссии по делам ЮНЕСКО Ж.-П.Бойер, профессор Лондонского университета Д.Бэкингэм (Великобритания), профессора Сорбонны Д.Фрау-Мейгс и Ж.Жакино, глава международного отдела CLEMI Э.Бевор (Франция), профессор Шербрукского университета Ж.Пьетт (Канада), профессор Института медиаграмотности Т.Миязаки (Япония), руководитель отдела медиапедагогики Министерства образования Австрии С.Крюксэй, глава медиаобразовательной организации «Мультирио» Р. де Асис (Бразилия), президент Ассоциации медиаграмотности, профессор К.Монтгомери (США), президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России, профессор А.В.Федоров и др. В работе конференции участвовал также В.Гай – глава секции ЮНЕСКО по коммуникации и информации.

В выступлениях участников отразилась широкая панорама развития медиаобразования в мире. Отмечая несомненную важность и необходимость медиаобразования на всех уровнях, докладчики отметили, что пока еще только в нескольких странах (Австралия, Канада, Венгрия) медиаобразование обрело официальный статус в школах в качестве интегративной составляющей учебных предметов. Практически во всех странах не налажена полноценная система медиапедагогической подготовки учителей – как в вузах, так и на курсах повышения квалификации.

Профессор Д.Бэкингэм, в частности, подчеркнул, что многие функционеры от образования и преподаватели все чаще путают медиаобразование с использованием современных технических средств (компьютера, Интернет, видео, DVD и др.) в учебном процессе. Тем самым возникает наивная иллюзия, что человек, освоивший умения обычного компьютерного пользователя уже может называться медиаграмотным или медиакомпетентным. Между тем, настоящее медиаобразование немыслимо без развитых умений критического анализа медиатекстов различных видов и жанров.

Конечно, неплохо уметь читать текущую прессу, составлять компьютерные презентации в power point, или, к примеру, снимать информационные видеофильмы о школьной жизни. Однако подобные умения воспринимаются ведущими медиапедагогами только в качестве вспомогательных, а не основных по отношению к подлинной медийной компетентности/грамотности.

В итоге конференции ЮНЕСКО было принято решение разработать практические рекомендации, которые будут способствовать реальным сдвигам – в области медиаобразования – как на уровне школ и вузов, так и в течение всей жизни современного человека.


(Информационный блок составлен по сообщениям пресс-службы МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех» http://www.ifap.ru)


Практика медиаобразования


Социокультурная адаптация студентов к образовательной среде вуза посредством интегрированного медиаобразования1


Е.П.Александров,

доктор педагогических наук, профессор


Практика показывает, что вузовская и профессиональная социокультурные адаптации2 студентов нередко протекают вяло, растягиваются на годы и в ряде случаев оказываются незавершенными даже на выпускных курсах. Результативность этих процессов прямо зависит от характерных особенностей «встречи» интенциональностей участников педагогической коммуникации: самой среды, студенческого и преподавательского корпусов, учебных текстов. Под интенциональностью понимаются мотивационно-смысловые структуры личности аффективного (эмоционального), когнитивного (рационально-логического) и конативного (поведенческого) планов, детерминирующие характерные черты ее взаимодействий с социокультурной средой, другими людьми и продуктами их деятельности [1, 2, 3]. Слабая интенциональная опосредованность поведения является одним из наиболее существенных факторов, препятствующих личностной и профессиональной самореализации. При этом методологически важной является мысль, что интенциональные структуры не могут быть прямо переданы от одного человека другому, а порождаются всякий раз заново в личностной системе координат, в «горизонте личности».

Интенционально значимым ориентиром для адаптации является личностная самоидентификация, то есть образ Я в текущем времени и в некоторой временной перспективе. На основе этого образа формируется оценка реальности под углом зрения социокультурного и профессионального самопричисления, а также отбор и интериоризация3 личностно и профессионально значимых социокультурных признаков (например, в виде информации, установок, ценностных ориентаций, поведенческих паттернов, ролей и др.). Другая причина сложностей адаптации связана с «ошибками» самоидентификации. В одних случаях они провоцируются искажениями образа Я, когда он полностью или частично не соответствует реалиям социокультурных практик. В других – неадекватной оценкой собственных возможностей и перспектив адаптации. Сложности профессиональной адаптации связаны также и с тем, что социокультурная среда вуза имеет весьма ограниченные возможности в организации коммуникаций студентов с состоявшимися представителями профессиональной среды. Профессорско-преподавательский состав вуза, как правило, включает специалистов иного, чем будущая профессия, профиля (т.е. такого рода социокультурная среда связана с научно-педагогической деятельностью). Из сказанного вытекает: образовательные цели вряд ли могут быть реализованы в полном объеме, если процессы социокультурной и профессиональной адаптации и самоидентификации студентов оттесняются на периферию педагогического целеполагания. Очевидно, что одним из главных направлений в деятельности преподавательского корпуса должно быть оказание педагогической поддержки указанным процессам [2, 4].

В Таганрогском институте управления и экономики разработан факультативный курс «Основы культуры и нравственности», реализующий цели адаптации студентов первого курса к социокультурной образовательной среде вуза и к профессии. При этом важная роль отводится аудиовизуальным текстам. В рамках курса организуется целенаправленный опыт наблюдений и анализ социокультурных ситуаций, связанных с проблематикой социокультурного, профессионального и нравственного самоопределения студентов. Используются фрагменты (как правило, протяженностью в пределах 8-12 минут) отечественных и зарубежных художественных фильмов. Опора на фрагменты, а не целостные произведения, опосредуется тем соображением, что важной составляющей профессиональных практик (и компетенций, соответственно) является реконструкция причин, породивших ситуацию, по некоторым частным признакам медиатекстов.

Профессиональный «взгляд» должен «выделять» и диагностировать эти признаки: лексические единицы, выраженные через понятия, реплики, логические суждения, ценностные смыслы и отношения, планы, ожидания, опасения и др.; предметы; различной нюансировки эмоциональные переживания и чувства героев; персонажи, обладающие различными личностными и социальными характеристиками; факты социокультурной реальности, которые так или иначе обсуждаются или упоминаются во фрагментах или на фоне которых разворачивается действие; ситуации, рассматриваемые в контексте человеческих взаимоотношений, отношения отдельных людей и социальных групп с социокультурной средой; действия, осуществляемые отдельными индивидами или группами, включая те, которые имеют смысл побуждения к действиям и др. [5].

Отбор фрагментов осуществлялся из следующих соображений: во-первых, мы стремились использовать только признанные образцы высокохудожественного медиатворчества; во-вторых, фрагментирование медиатекста не должно было приводить к невосполнимой утрате социокультурного и художественного контекста используемого целостного произведения; в-третьих, фрагменты должны обладать относительной завершенностью интенционального смысла, на основе чего появлялась возможность «достройки» образов и интенций героев, ситуации, автора; в-четвертых, фрагменты должны нести не только индивидуальные интенциональные смыслы героев, но в той или иной степени отражать социокультурные координаты эпохи, в рамках которых индивидуальные интенции обретают специфическую, с одной стороны, общечеловеческую (прежде всего, нравственную), а с другой стороны, – культурно-историческую окраску; в-пятых, фрагменты должны предоставлять возможности вариантов интерпретации, в которых реализуется и раскрывается креативный и социокультурный потенциал личности самого интерпретатора; в-шестых, фрагменты должны предоставлять возможности для расширения временных границ эпизода, связанных с интерпретацией хода событий и процесса становления характеров во времени, предшествующему эпизоду, и в последующем (антиципация); и, наконец, в-седьмых, педагогический интерес представляли для нас фрагменты, в которых имеется глубокий интенциональный конфликт, противопоставление, причем, далеко не всегда реально выраженное в психологическом или физическом столкновении сторон. Точнее, внешне выраженная конфликтность нуждалась в дополнительной социокультурной, психологической и нравственной интенциональной интерпретации, в осмыслении скрытых, неявных, имплицитных смыслов. Обучаясь пониманию героев медиатекстов, студенты, вместе с тем, обучаются понимать самих себя, и наоборот.

Соответственно, при анализе медиатекстов используются:

  • лингвистический подход, направленный преимущественно на постижение правил и норм языка, специфического для определенной социокультурной среды;

  • гносеологический подход, направленный на постижение степени достоверности сообщаемой в тексте информации;

  • психологический подход, в рамках которого исследуются механизмы смыслопорождения героев, анализируются их интенциональности, а также интенциональности коммуникаций (медиатекста и культуры, героев «внутри» авторов медиатекста и его героев, героев и зрителя, авторов медиатекста и зрителя и др.), которые «надстраиваются» над интенциональностями сторон. Важной стороной аналитической деятельности является постановка себя на место персонажей, а также мысленное внедрение в ситуацию других персонажей, что изменяет суть социокультурной ситуации и позволяет «проиграть» варианты развития событий. Другое направление анализа – реконструкция по частным признакам истории события, психологической истории персонажей;

  • компаративный4 подход, направленный на сопоставление содержания и стиля медиатекста с содержанием и стилем других текстов этих авторов в различные периоды их становления, с текстами других авторов, соответствующего и других исторических периодов;

  • социологический подход, предполагающий анализ социально-исторических контекстов времени, к которому относится медиатекст, либо в котором жил автор текста;

  • историко-культурный подход, понимающий медиатекст как часть целостной духовной культуры и исследующий его взаимодействия с широким полем культуры а, в частности, с произведениями других видов искусства;

  • биографический подход, предполагающий прочтение текста сквозь призму личности его авторов;

  • аксиологический подход, акцентирующий внимание на богатстве и оригинальности художественной концепции текста, ее соответствии конкретно-историческим и общечеловеческим ценностям, общей значимости в формировании социализированной и самоценной творческой личности [2; 6].

Структуры медиатекста и медиатекст в целом вскрывают свои интенции благодаря отражению в сознании воспринимающего связей и отношений: а) локально-горизонтальных, то есть связей, образуемых элементами одного уровня; б) локально-вертикальные, то есть связей, образуемых элементами, расположенными по вертикали – субординационные5, суперординационные, импликативные6 связи. Субординационные связи предполагают подчинение одного элемента другому, более высокого иерархического уровня. Суперординационными называются связи самого высокого уровня общности, объединяющие подсистемы элементов. Импликативные связи предполагают следование одних элементов из других; в) общесистемных, то есть связей между под­системами текста. В эту группу входят артикуляционные связи (соедини­тельные связи, обеспечивающие организацию подсистем в одно целое), дифференцированные связи (обеспечивающие сопоставление и сравнение подсистем) и интегративные связи (так называемые связи общности и проникновения) [2].

Способ подачи и анализа материала, избранного для курса, носит ярко выраженный интенционально диалогический характер, при этом диалог интенционально опирается на «социокультурное прошлое» студентов, но постоянно обращается к их потенциальному «будущему», т.е. нацеливал их на опыт (социально-психологический, гражданский, профессиональный), который еще только предстоит освоить. Таким образом, курс пронизан сложной многоярусной структурой диалогических отношений: с социокультурными средами, в которые интегрированы студенты или планируют быть интегрированными в некоторой временной перспективе, с обществом в целом и различными социальными группами, со временем (понимаемым, в данном смысле как стадия развития культуры), с культурой (точнее, с ее отдельными структурными составляющими), с собственным поколением, с другими поколениями (по восходящей и нисходящей линиям), с профессией (на различных уровнях ее иерархии), с самими собой и др.

Диалог обретает особый педагогический смысл, когда в его ходе сталкиваются, сопоставляются разнообразные интенции. Только в этом случае может быть оправдана повышенная по сравнению с простой трансляцией учебно-воспитательного материала затрата времени и энергии. Так у студентов формируется вкус к рефлексии в сложной социогуманитарной проблематике, опыт публичной аргументации собственной точки зрения, опыт вслушивания в аргументацию партнеров, опыт интериоризации диалога во внутренний план сознания, опыт алгоритмизации мыслительной деятельности по определенным сюжетным ходам (заготовкам), опыт принятия чужой интенциональной позиции (либо на уровне признания правомерности ее сосуществования наряду с собственной, либо заимствования ее полностью или частично в ситуациях, когда собственная позиция не выдерживает конкуренции), опыт группового взаимодействия (сотрудничества, согласованности) в поиске оптимального решения и др. Педагогически целесообразной является постановка вопросов, которые не имеют однозначного решения и в которых «невозможно ошибиться», вопросов в которых представляет интерес сама рефлексия, сама «игра» интенций [7].

Приведем конкретный пример. Для анализа на семинарском занятии предлагается фрагмент из фильма «Зеркало» А.А.Тарковского (эпизод в типографии). Цель: рефлексия вглубь психологического мира личности, находящейся в сложных социокультурных условиях, развитие способности понимания себя и других через осмысление и интерпретацию социокультурных и психологических мотивов поведения человека. Предварительно студентам предлагаются вопросы, на которые следует ответить по ходу просмотра медиатекста:

  1. К какому историческому периоду относится фрагмент?

  2. В чем суть профессиональной ошибки, которую якобы совершила главная героиня?

  3. Какими социокультурными или психологическими обстоятельствами вызвана, с одной стороны, крайне нервозная, а с другой стороны, тщательно скрываемая реакция главной героини и других действующих лиц на саму возможность профессиональной ошибки?

  4. Каковы личностные отношения между главной героиней и ее коллегой?

  5. Какими обстоятельствами вызвана неожиданная и резко негативная реакция коллеги главной героини на сложившуюся ситуацию? Что явилось причиной ее оскорбительного выпада в сторону главной героини?

  6. Какую социальную или психологическую роль играет мужчина – свидетель конфликта?

  7. Кто такие «Федор Михайлович» и «Марья Лебядкина», упоминаемые в гневной речи коллеги главной героини?

  8. Какими социокультурными и психологическими причинами можно объяснить радостное поведение коллеги главной героини после случившегося конфликта?

Преподаватель в ходе дискуссии и обмена мнениями стимулирует выработку приблизительно следующей картины восприятия: в социально-историческом плане эпизод относится к предвоенному периоду, когда широко развернулись политические репрессии. Главная героиня (Мария) работала корректором в типографии (то есть в номенклатурном учреждении7, находившимся под особым вниманием органов госбезопасности). После ночной смены, в ходе которой героиня работала над корректурой какого-то важного правительственного документа (возможно, речи или доклада И.В.Сталина), когда она возвращалась домой, ей показалось, что в этой правке пропущена ошибка, значительно искажавшая (возможно, пародировавшая) смысл одного из высказываний. Мария понимала, что если об ошибке (даже потенциальной) станет известно «компетентным органам», то высока вероятность репрессий в отношении нее самой, семьи (детей), других людей, работавших в типографии. Однако на самом деле ошибки в тексте не было. Когда напряжение разрядилось, две женщины, которых связывают многолетние дружеские отношения, тихо обсуждали ситуацию. Третий персонаж (мужчина), проявляя показную доброту и заботу, попытался узнать причину нервозности главной героини. Интрига: в отличие от Марии подруга главной героини (Елизавета Павловна) знала о том, что мужчина является информатором политико-репрессивных органов. Опасаясь, что в этих условиях произойдет разглашение информации о мнимой ошибке (а в данной ситуации уже не важно, была ли ошибка на самом деле, репрессии развернулись бы в любом случае), Елизавета Павловна принимает решение перевести конфликт в плоскость межличностного и предпринимает оскорбительные выпады в адрес Марии. Впопыхах она избирает не совсем удачные образы, с которыми сопоставляет главную героиню, поскольку обнаруживает свое знакомство с романом Ф.М.Достоевского «Бесы» (упоминая одну из его героинь – М.Т.Лебядкину). В рассматриваемый период времени этот роман был запрещен (так как негативно трактовал образы революционеров) и известен только в узких кругах интеллигенции.

По завершении конфликтного столкновения Елизавета Павловна испытывает двойственные психологические переживания: с одной стороны, чувство вины за вынужденное оскорбление Марии, а с другой, – радостное переживание, вызванное пониманием того, что социально-политические корни конфликта оказались спрятанными за ширму межличностных конфликтных взаимодействий, что спасает ситуацию и сглаживает потенциальную возможность репрессий в отношении действующих лиц.

Экспериментальная работа в указанном направлении показывает, что использование интегрированных медиаобразовательных технологий открывает новые перспективы для повышения эффективности социокультурной адаптации первокурсников к социокультурной среде вуза. К настоящему времени методическое обеспечение указанного курса охватывает курс лекций на бумажном носителе, электронный учебник, содержащий полный пакет методических материалов (тексты лекций, тесты, тексты дополнительной литературы, рекомендуемой к изучению, контрольные вопросы, тематику исследовательских проектов студентов, медиаматериалы. Электронный учебник размещен на сайте института, что обеспечивает свободный доступ к нему студентов.

Примечания

  1. Адамьянц Т.З. В поисках эмоционального и смыслового контекста (по материалам инновационных семинаров, посвященных отработке коммуникативных навыков)//Мир психологии. 2002. № 4.

  2. Зыбина Н.Е. Социокультурное развитие первокурсников в образовательной среде вуза на основе интенционального подхода: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. Ростов, 2005.

  3. Александров Е.П., Зыбина Н.Е. Методика организации диалогических взаимодействий в процессе преподавания социально-гуманитарных дисциплин в высшей школе//Вестник Российского нового университета. Серия «Психология. Педагогика. Образование». М.: Изд-во Рос. нового ун-та, 2006. Вып. 10.

  4. Александров Е.П. Модели профессиональной адаптации студентов//Вестник Таганрогского института управления и экономики. Таганрог: Изд-во Таганрог. ин-та управления и экономики, 2005. Вып. 1.

  5. Воронин Г.Л. Диагностика духовной детерминанты социального взаимодействия//СОЦИС. 2000. № 9.

  6. Менжулова Р.В. Обучение студентов пониманию текста гуманитарных наук на основе герменевтического подхода в личностно-ориентированном образовательном процессе: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. Ростов, 2002.

  7. Александров Е.П., Борисова А.А. Интенциональные модели взаимодействующих субъектов в структуре средств массовой коммуникации//Вестник Таганрогского института управления и экономики. Таганрог: Изд-во Таганрог. ин-та управления и экономики, 2006. Вып. 4.



Практика медиаобразования

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10




Похожие:

Медиаобразование iconМедиаобразование в формировании современной образовательной среды
Бондаренко Е. А. Медиаобразование в формировании современной образовательной среды // Образовательные технологии XXI века / Под ред....
Медиаобразование iconМедиапедагогика и медиаобразование: распространение в мире
Онкович Г. В. Медиапедагогика и медиаобразование: распространение в мире // Дивослово,2007. № С. 2–4 ( на украинском языке)
Медиаобразование iconДокументы
1. /Медиаобразование.doc
Медиаобразование iconФедоров А. В. Медиаобразование: творческие задания для студентов и школьников//Инновации в образовании. 2006. № С. 175-226

Медиаобразование iconПрофессиональное медиаобразование
«журналистика». На настоящий момент в стране существует около 170 образовательных учреждений, где осуществляется подготовка журналистов...
Медиаобразование iconМедиаобразование как средство активизации познавательного интереса учащихся
Как правило, они находятся в постоянном развитии и совершенствуются человеком систематически, но, к сожалению, не каждый человек...
Медиаобразование iconОпубликовано в журнале «Инновации в образовании» (Москва): Федоров А. В
Федоров А. В. Современное массовое медиаобразование в России: поиски новых теоретических концепций и моделей // Инновации в образовании....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов