Медиапедагогика: взгляд профессионала в издательстве «Русское слово» icon

Медиапедагогика: взгляд профессионала в издательстве «Русское слово»



НазваниеМедиапедагогика: взгляд профессионала в издательстве «Русское слово»
Дата конвертации12.09.2012
Размер40.05 Kb.
ТипКнига

 Медиапедагогика: взгляд профессионала                      


В издательстве «Русское слово» вышла из печати новая книга председателя правления Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России, профессора Г.А.Поличко «Киноязык, объясненный студенту» (М., 2006. 201 с.).


Заведующий кафедрой менеджмента кино и телевидения Государственного университета управления (Москва), председатель правления Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России,  член союза кинематографистов РФ, профессор  Геннадий Александрович Поличко также в течение многих лет развивает идеи медиаобразования. Еще в городе Кургане он занимался проблемой интеграции курсов литературы и основ киноискусства в учебном процессе школы и вуза. В 1987 году он защитил кандидатскую диссертацию на тему «Межпредметные связи литературного курса и факультатива по основам киноискусства как средство эстетического развития старшеклассников». Будучи учителем а затем - директором одной из курганских школ, Г.А.Поличко долгое время активно руководил одним из курганских кино/видеоклубов.

В 1988 году он был избран председателем  Правления Ассоциации деятелей кинообразования и переехал в Москву. В конце 80-х - основал фирму «Викинг» («Видеокинограмотность»), которая, значительную часть своих доходов, поступающих от коммерческой деятельности, вкладывала в различного рода медиаобразовательные проекты (конференции, семинары, публикации, создание Московского кинолицея, Высших кинопедагогических курсов и т.д.). К сожалению, в середине 90-х фирма «Викинг» разорилась, из-за чего пришлось закрыть кинопедагогические курсы (состоялся только один выпуск) и резко сократить объем конференций и семинаров. Однако в конце 90-х годов Г.А.Поличко совместно с лабораторией экранных искусств НИИ художественного образования Российской Академии образования   сумел развернуть новый проект - фестиваль кинообразования в Угличе, который стал собирать деятелей киноискусства, школьников и медиапедагогов. Позже такого рода медиаобразовательные фестивали стали проводиться в северных Апатитах.

Еще 1980 году Г.А.Поличко разработал учебную программу для факультетов русского языка и литературы педагогических вузов «Основы кинематографических знаний». В 1990 году она была им существенно переработана и опубликована под названием «Введение в кинопедагогику: основы кинематографической грамотности». Второй вариант программы был ориентирован на  все типы некинематографических вузов. Курс был построен по принципу выделения ключевых понятий теории кинообраза:   структура кинообраза (изображение, слово, актер, звуковая среда), монтаж как принцип киномышления, режиссер как создатель кинообраза, плюс такие разделы как «кинотехника», «виды и жанры кино», проблемы аудитории и кинопедагогики. При рассмотрении этих компонентов выявлялась генетическая связь и различия киноискусства, живописи, литературы, театра и музыки.  Как мы видим, Г.А.
Поличко осознанно не стал включать в свою программу разделы, связанные с историй киноискусства, уделив основное внимание проблемам художественного образа, видов и жанров, языка киноискусства. Как и в работах Ю.М.Рабиновича, в программе Г.А.Поличко прослеживается отчетливая связь с «эстетически ориентированной» моделью медиаобразования, ориентацией на искусство, а не на информацию.

Г.А.Поличко долгие годы являлся горячим сторонником традиционной для отечественной кинопедагогики системы обучения и воспитания, связанной с художественным кинематографом. Рассматривая в своей книге «Киноязык, объясненной студенту» (2006) аспекты зарубежных подходов к медиаобразованию, Г.А.Поличко   пишет: «Контакты показали, что именно по этому рубежу - наличию или отсутствию художественного вещества в тексте - происходит водораздел между западной и нашей концепциями кинообразования. Мы начинаем там, где наши тамошние коллеги заканчивают, - на подступах к эстетическому, оценочному общению по поводу художественного содержания кинопроизведения. Язык кино и анализ того, как это произведение сделано, для отечественной кинопедагогики только первый шаг к его восприятию, затем же начинается главное, то, о чем я только что сказал, - общение по поводу искусства. Западная же, в частности английская, система кинообразования имеет в своих установках нечто иное. Как выразился на семинаре в Валуево наш английский коллега, кинопедагог из Девона Мартин Филлипс, «оценка произведения - это не педагогическая проблема, а проблема личностного выбора человека» (...) В основе кинопедагогики наших английских коллег - концепция свободной личности, главным в структуре которой является полный суверенитет внутренней жизни; и любое оценочное общение по поводу содержания того или иного текста, тем более художественного, есть вторжение во внутренний мир личности, попытка навязать ей свое видение произведения».

К этим в целом верным выводам  хотелось бы добавить, что к отказу от «эстетической концепции» образования западные медиапедагоги пришли далеко не сразу. В 60-х годах многие европейские и американские деятели медиаобразования также были ориентированы на то, чтобы развивать у аудитории художественный вкус и приобщать школьников к вершинным произведениям киноискусства. Однако постепенно возобладало мнение (самым ярким и последовательным адептом которого является британский медиапедагог и исследователь Л.Мастерман), что оценка художественной ценности медиатекста настолько субъективна (и различна даже у   экспертов-искусствоведов), что педагогика не должна заниматься проблемами «хорошего» и «плохого» эстетического качества фильмов или телепередач, как, впрочем, и «хороших» или «плохих» эстетических вкусов.

В новой книге Г.А.Поличко заинтересованный школьный учитель, преподаватель вуза, библиотекарь, руководитель кино/видеоклуба найдет немало полезного материала  по теории и методике кино/медиаобразования, анализ конкретных занятий, дискуссий со школьниками и студентами. Книга весомый и  значимый итог практически 30-летней медиапедагогической деятельности автора – одного из бесспорных лидеров современно медиаобразовательного движения  в России.


Александр Федоров,

доктор педагогических наук, профессор,

главный редактор журнала «Медиаобразование», эксперт МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех»




Похожие:

Медиапедагогика: взгляд профессионала в издательстве «Русское слово» iconМедиапедагогика и медиаобразование: распространение в мире
Онкович Г. В. Медиапедагогика и медиаобразование: распространение в мире // Дивослово,2007. № С. 2–4 ( на украинском языке)
Медиапедагогика: взгляд профессионала в издательстве «Русское слово» iconИтоги общешкольных мероприятий (за 3 четверть)
Конкурс иллюстраций к произведениям художественной литературы «Русское слово в красках»
Медиапедагогика: взгляд профессионала в издательстве «Русское слово» iconТема : «Люби и знай великое русское слово»
Развивать интерес к изучению русского языка; навыки планирования учебной деятельности, её организации и самоконтроля
Медиапедагогика: взгляд профессионала в издательстве «Русское слово» iconВо время беседы звучат стихи А. Ахматовой, С. Есенина. А. Блока, песни бардов
Дискуссионный клуб старшеклассников «Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово…»
Медиапедагогика: взгляд профессионала в издательстве «Русское слово» iconУрок истории России по учебнику
История России с древнейших времен до начала XVI века. Перевезенцева С. В., Перевезенцевой Т. В., М.: Ооо «тид «Русское слово – рс»,...
Медиапедагогика: взгляд профессионала в издательстве «Русское слово» icon-
Организатор форума: Русское общественное движение «Возрождение. Золотой Век». Русское Агентство Новостей
Медиапедагогика: взгляд профессионала в издательстве «Русское слово» iconРязанское областное общественное движение «Русские Славяне» в издательстве роод «Русские Славяне»
В издательстве роод «Русские Славяне» вышла новая книга рязанского писателя – члена союза писателей РФ в. А. Семина «Герои Смутного...
Медиапедагогика: взгляд профессионала в издательстве «Русское слово» iconЗадания 2 тура по обществознанию. Задание 1
В древней Греции это слово означало "вождь народа". А у нас? Напишите свои рассуждения о том, как на Ваш взгляд происходило изменение...
Медиапедагогика: взгляд профессионала в издательстве «Русское слово» iconИнформационный сборник Выпуск №64 (154) от 1 июля 2009 года Всеукраинское Объединение «Русское содружество»
В киеве состоялась Вторая отчетно-выборная конференция Всеукраинского Объединения «Русское Содружество»
Медиапедагогика: взгляд профессионала в издательстве «Русское слово» iconСлово – не звук пустой давненько сказано: «В начале было Слово…»
Было-то оно было, но потом некие душевнораздвоенные люди узрели в слове двойственность значений и туманность смысла, и стали слово...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов