Эски-кермен. Общие сведения icon

Эски-кермен. Общие сведения



НазваниеЭски-кермен. Общие сведения
Дата конвертации31.10.2012
Размер123.47 Kb.
ТипРешение

ЭСКИ-КЕРМЕН. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Средневековые памятники Горного Крыма исследованы всего менее, и многие из них являются таинственной за­гадкой, правильное решение которой прольет свет на мно­гие исторические вопросы и, в частности, на проблемы ранней русской истории. С этой точки зрения особенно интересны и особенно загадочны так называемые пещер­ные города Крыма.

В И Равдоникас [Равдоникас, 1929, с. 290]

Эски-Кермен является, может быть, наиболее характерным из всех крымских пещерных городов.

Н. И. Репников [Репников, 1932а, с. 107]

Эски-Кермен — древний город, один из самых больших крым­ских «пещерных городов». Название его в переводе с татарского язы­ка значит «Старая Крепость». Как населенный город Эски-Кермен существовал предположительно с VI в. н. э. до конца XIII в. Располо­жен Эски-Кермен в юго-западной части Горного Крыма, в 20 км к юго-западу от Бахчисарая, на плоской вершине отдельной горы с не­приступными обрывами.

Эски-Кермен является одним из самых малоизученных археоло­гических памятников в Крыму. Каких-либо достоверных сведений об этом городе ни в преданиях, ни в средневековых письменных ис­точниках не сохранилось.

В 1929 г. одним из исследователей Эски-Кермена, археологом Николаем Ивановичем Репниковым, была высказана гипотеза, со­гласно которой Эски-Кермен есть изначальный крымский Дорос (opo), центр средневековой Крымской Готии и Готской епархии в Крыму в период раннего средневековья, позднее перенесенный на гору Мангуп [Репников, 1932а]. Сведения о Доросе в земле Тавро-скифов содержатся в «Житии Иоанна Готского», выдающегося дея­теля Православной церкви в иконоборческий период в Византии, в VIII в. [Васильевский, 1912; Никитский, 1883]. Дорос вместе с Хер­соном (Херсонесом Таврическим) упоминается в епископских подписях в актах Церковного собора конца VII в. и, возможно, в актах Церковного собора конца XII или начала XIII в. [Vasiliev, 1936]. Дорос упоминается также в византийских исторических сочинени­ях — «Бревиарии» Никифора и «Хронографии» Феофана — в связи с бегством императора Юстиниана II из заключения в Херсонесе Таврическом на рубеже VII-VIII вв. [Nicephorus, 1880; Theophanes, 1883-1885].

Другой средневековый письменный памятник, с которым Н.И. Репников связал Эски-Кермен, — «Записка готского топарха», загадочный источник, открытый византинистом К.Б.Газе и издан­ный им в Париже в 1819 году1. Датируемая серединой X в. «Записка готского топарха», по мнению некоторых исследователей, является документом, могущим пролить свет на события в Крыму, которые непосредственно предшествовали походу русского князя Святосла­ва I на хазар в 965 г. [Куник, 1874; Вестберг, 1909; 1910; Кулаковcкий, 1914; Vasiliev, 1936]. Н.И.Репников отождествил описанный в «Записке готского топарха» город в области, именуемой «Клима­ты», с крымским «пещерным городом» Эски-Керменом [Репников, 1932а; 1932в]2.


Значительный вклад в исследование Эски-Кермена был внесен другим крупным археологом Евгением Владимировичем Веймар-ном. Согласно одной из гипотез Е. В. Веймарна, главный сухопут­ный торговый путь из Северного Причерноморья и степной части Крыма в Херсонес Таврический издавна, еще в античное время, проходил вблизи горы Эски-Кермена, и поселение на ней первона­чально возникло как один из пунктов ночных стоянок караванов [Веймарн, 1958а; 19586]. Е.В.Веймарн предполагал, что именно этот путь вызвал появление ряда городов Юго-Западного Крыма, в первую очередь Неаполя Скифского. В связи с этой гипотезой Е. В. Веймарн писал: «Полагаю, что Эски-Кермен, возникший на пути из степей к Херсонесу и заменивший на этом пути (после III в.) Неаполь Скиф­ский, возможно, был одним из первых [подобных пунктов на этом пути] превращен из временного естественного убежища в мощное укрепление»3.

В 1928-1929 гг. в журналах Германии, Голландии, Швеции публи­ковались статьи о раскопках в Эски-Кермене в связи с гипотезой Н. И Репникова о локализации крымского Дороса в Эски-Кермене [Равдоникас, 1929].

1 В комментариях к сочинению византийского хрониста второй половины X в. Льва Диакона [Diaconus, 1819].

2 О «Записке готского топарха» см.: «Приложения», подраздел «О средневековом письменном памятнике «Записка готского топарха» (в связи с гипотезой Н. И. Реп­никова)».

3 Личный архив С. В. Харитонова (С.-Петербург): Письмо Е В. Веймарна С. В. Харитонову от 22.01.1990.


В 1929 г. в исследовании Эски-Кермена принимал участие немецкий археолог [Sauer, 1932]. В 1933 г. в Эски-Кермене работала Советско-Американская археологическая экспедиция. С со­ветской стороны она была организована Государственной Академи­ей истории материальной культуры (Ленинград) и Государственным Историческим музеем (Москва), а с американской стороны — Музе­ем Пенсильванского университета (Филадельфия, США). Краткие отчеты и сведения об этой экспедиции содержатся в советских и аме­риканских научных публикациях того времени [Советско-амери­канская крымская экспедиция..., 1933; The Russian project, 1933; Материалы Эски-Керменской экспедиции., 1935].

Гипотезы Н. И. Репникова не были опровергнуты. Широкомас­штабные раскопки в Эски-Кермене после работ, выполненных в 1928-1937 гг. под руководством Н. И. Репникова, Ф. И. Шмита, В. И. Равдоникаса, не производились. Дорос в Крыму до сих пор не локализован.

Выше было упомянуто о том, что крымский Дорос — это центр средневековой Крымской Готии. По мнению А. Л. Якобсона, топо­ним «Готия» в Крыму мог не иметь этнического содержания, и это название следует понимать как «термин условный, преимуществен­но церковно-топографический» [Якобсон, 1950, с. 18]. М. А. Тиханова считала нужным подчеркнуть, что «...как для VII-VIII вв., так и для более позднего времени название "Готия" имело отнюдь не этни­ческое, а исключительно географическое значение, обозначая собой территорию юго-западного нагорного Крыма и его южное побережье» [Тиханова, 1953, с. 327]. Высказанные А. Л. Якобсоном и М. А. Тихановой предположения о том, что в средневековый период топоним «Готия» не отражал особенностей этнического состава населения Крыма, но имел преимущественно церковно-топографическое или только географическое значение, являясь названием юго-западной части Горного Крыма и значительной части Южного берега Крыма, определили новый взгляд на так называемую готскую проблему в археологии Крыма. Суть этой проблемы состоит в несоответствии сведений о Крымской Готии и крымских готах, имеющихся в средне­вековых письменных источниках, археологическим материалам, не содержащим свидетельств о сколько-нибудь значительном присутст­вии готов в Крыму в средневековый период. Однако, по-видимому, в рамках высказанных предположений не могут быть решены все воп­росы, связанные с указанной проблемой.

По мнению И. С. Пиоро, употребление слова «Готия» лишь как географического термина не исключает возможности обитания в позднесредневековом Горном Крыму каких-то ассимилированных потомков готов. И. С. Пиоро полагает, что крымские готы, поселив­шиеся на Крымском полуострове в III-IV вв., продолжали суще­ствовать в Крыму вместе с аланами в период раннего средневеко­вья и в последующие века, даже сохранив до XVI в. свой язык и распространив название «готы» на население и территорию Юго-Западного Крыма [Пиоро, 1990]. Одним из свидетельств о готском языке в Крыму является свидетельство австрийского посла в Кон­стантинополе О. Бюзбека, встретившего около 1560 г. в Константи­нополе двух человек, прибывших из Крыма, один из которых гово­рил на готском языке. О. Бюзбек записал 80 слов языка крымских готов, составив, таким образом, словарь этого языка, дошедший до нашего времени [Байер, 2001].

«Пещерные города» в Крыму — это развалины городов, замков, монастырей и неукрепленных поселений, расположенные в юго-запад­ной части Крымского полуострова, на возвышенностях Внутренней гряды Крымских гор. На территории «пещерных городов» находятся вырубленные в толще мягких известняковых пород различные по сво­ему назначению помещения. Возникли крымские «пещерные города» в эпоху средневековья. Самые большие по площади «пещерные горо­да» Крыма: Эски-Кермен, Мангуп-Кале, Кыз-Кермен, Чуфут-Кале. Искусственные пещерные ансамбли Крыма, как и современные горо­да — Симферополь, Бахчисарай, Инкерман и Севастополь, — распо­ложены преимущественно вдоль древнего сухопутного пути, который вел из степей Северного Причерноморья в Херсонес Таврический1.

Гора с плоской вершиной, на которой расположен Эски-Кермен, вытянута с севера на юг. Длина ее плато — 1040 м, наибольшая ши­рина — около 200 м. С юга на плато горы Эски-Кермена поднимает­ся извилистая дорога, вырубленная в скале. Эта дорога приводит к главным городским воротам, в древности сильно укрепленным. По­мимо главного пути, в город вели три второстепенных подъема (че­рез так называемые калитки). На территории города прослеживают­ся направления главной и боковых улиц. Вблизи самого высокого места плато расположена площадь с развалинами трехнефной, трех-апсидной базилики, построенной из тесаного камня. Поверхность плато представляется состоящей из множества холмиков, прикрыва­ющих остатки различных построек. Культурный слой весьма значи­телен, в центральной части плато достигает 4 м толщины, и по соста­ву находок датируется периодом с VI в. н. э. до XIII в. Общая площадь плато горы Эски-Кермена — около 100 000 кв. м. Площадь города внутри контура оборонительных стен составляет приблизительно 81 600 кв. м [Репников, 1932а; 1932в; Веймарн, 1982].


' Горный Крым является не единственным местом на земном шаре, где имеются искусственные пещерные сооружения. В южной части Грузии, в историческом крае Месхети, находится грандиозный пещерный комплекс Вардзиа — пещерный монастырь, высеченный в скале во второй половине XII в. Многоярусный пещерный ан­самбль тянется на полкилометра и расположен на высоте 1300 м над уровнем моря. В Грузии имеются и другие пещерные комплексы, в частности скальный город Уплис-Цихе, строительство которого велось с середины I тыс. до н э [Гаприндашвили, 1960, Чубинашвили, 1961] Много пещерных церквей X-XI вв , монастырей XI в и несколько больших подземных городов, возможно, раннего христианского периода, целиком высеченных в толще материковой скалы, находится в Каппадокии, области в центральной части Малой Азии [Rodley, 1985]


Все склоны горы Эски-Кермена изрезаны искусственными пеще­рами. Общее число не засыпанных землей и доступных учету пещер­ных сооружений в Эски-Кермене и его ближайшей округе, нанесен­ных на археологический план в 1920-х гг., достигает 408 (из них 359 пещер на плато горы и 49 пещер под южными обрывами горы и в отдельных обломках скал) [Веймарн, 1992]'. Имеется высеченный в толще скалы колодец, спуск к водоему с лестницей, частично разру­шенной, с 6 маршами, 89 ступенями. Выделяются несколько пещер­ных храмов и отдельных усыпальниц, имеются погреба, амбары, бо­евые пещеры (казематы), а также стойла для скота.

Из шести пещерных церквей, находящихся на территории города и в непосредственной близости от него, в двух имеются остатки фрес­ковых росписей XII-XIII вв. К западу от Эски-Кермена, в южной ча­сти ущелья Черкес-Кермен, находится еще одна пещерная церковь с остатками фресковой росписи XIII-XIV вв.2

Название «пещерный город» — условное. Исследователями Эски-Кермена высказывалось предположение о том, что многие пещерные сооружения этого города в древности находились в тесной связи с наземными зданиями, от которых остались лишь развалины, камни из которых постепенно вывозились и использовались для строитель­ства в других местах. Согласно этому предположению, «пещерный город» — это сохранившийся нижний ярус комплекса некогда более сложных городских построек [Бертье-Делагард, 1920; Равдоникас, 1929; Эрнст, 1929]. Археологические исследования, проведенные в Эски-Кермене в 1936-1937 гг., подтвердили это предположение [Репников, 1941; Веймарн, 1982].

Для снабжения города водой в мирное время имелся водопровод, по которому вода передавалась по «закону сообщающихся сосудов». Магистраль водопровода длиной около 2 км проходила в направле­нии с юга на север, от достаточно высоко расположенного источника воды в ложбине на склоне соседней возвышенности Бильдеран к южному, сравнительно пологому склону горы Эски-Кермена и пред­ставляла собой систему, состоящую из множества гончарных труб, вставленных одна в другую и скрепленных между собой известко­вым раствором [Репников, 1931; 1932а; 1932в; Веймарн, 1935]3.

' По мнению Е. В. Веймарна, только часть пещер Эски-Кермена доступна учету, т. к. в центральной части города скальные помещения могут быть засыпанными землей [Веймарн, 1992].

2 Всего в Горном Крыму насчитывается около 60 пещерных церквей (в том чис­ле предполагаемых) [Могаричев, 1997]. В литературе по истории и археологии Кры­ма содержатся упоминания о сходстве крымских пещерных церквей с пещерными церквами Каппадокии [Васильевский, 1912, Эрнст, 1929; Шмит, 1932а; Якобсон, 1964; Могаричев, 1997].

3 Древние водопроводные трубы, обнаруженные в ходе раскопок в 1929 г вблизи родника, в южной части балки Бильдеран, сделаны из хорошо обожженной красной глины, снаружи слегка рифленые, длиной 0,40-0,42 м, имели диаметр широкого конца — 0,10 м, диаметр узкого конца — 0,06 м, толщину стенок — 0,015 м [Репников, 1932В]. В начале 1970-х гг. фрагменты гончарных труб, сделанных из красной глины, можно было видеть лежащими на поверхности земли на юго-восточном склоне горы Эски-Кермена.


В древности Эски-Кермен имел мощную и хорошо продуманную систему оборонительных сооружений, созданную, возможно, с учас­тием византийских инженеров. В систему обороны Эски-Кермена входили хорошо защищенные ворота, отвесные скалы и крепостные стены с башнями, возведенные в тех местах, где в скалах были рас­щелины или небольшие понижения. Кроме этого, в отвесных скалах вырубались пещерные казематы с бойницами для стрельбы из лука и амбразурами для скатывания камней.

Крепостные стены были сложены из больших блоков местного известняка (размерами в среднем 0,5 X 0,7 X 1,0 м), которые укла­дывались двумя параллельными рядами, образуя внешний и внут­ренний панцири стены. Промежуток между ними заполнялся бутом на известковом растворе. Сверху стена перекрывалась большими плитами (размерами 1,0 X 2,0 х 0,35 м), положенными плашмя. Тол­щина стены была не менее 1,7 м. Высота стены в разных ее участках составляла от 2,8 до 3,2 м (без парапета) [Репников, 1932а; 1932в; Веймарн, 1958а]. По мнению Е. В. Веймарна, крепостные стены Эски-Кермена имели зубчатый парапет, и высота стены вместе с парапе­том могла быть около 5 м [Веймарн, 1958а].

По типу каменной кладки остатки крепостных стен Эски-Керме­на могут быть датированы периодом VI-IX вв. [Айбабин, 1999]. Си­стема оборонительных сооружений Эски-Кермена свидетельствует о хорошем знании ее строителями византийского фортификационного искусства. По мнению Е. В. Веймарна, строителями оборонитель­ных сооружений Эски-Кермена был учтен весь опыт военно-строительной практики, накопленный ко времени сооружения эски-керменской крепости [Веймарн, 1958а].

В Эски-Кермене были открыты многочисленные городские семей­ные и церковные усыпальницы, куда помещались кости умерших лю­дей. Обычай погребать кости умерших в семейных и церковных усы­пальницах был принят в Эски-Кермене, по мнению Н. И. Репникова, в V111-IX вв. и просуществовал там до ХП-ХШ вв. В соответствии с этим обычаем, вначале тела умерших людей хоронили в особых, высечен­ных в скале гробницах, где они находились до полного истлевания мяг­ких тканей, после чего одни лишь кости вынимались и вторично по­гребались в специальных усыпальницах (оссуариях), предназначенных для нескольких последовательных захоронений. По мнению Н. И. Реп­никова, генезис этого обряда следует видеть в сиро-малоазийском вли­янии [Репников, 19326]. В Эски-Кермене обнаружены как временные могилы в виде вырубленных в скале гробниц, так и усыпальницы различного типа, в частности в виде неглубоких овальных в плане по­мещений с нешироким входом, высеченных в скале, где складывались без порядка человеческие кости.

Проникнув в Крым, как полагал Н. И. Репников, в VIII в., описан­ный выше погребальный обряд постепенно распространился по все­му Горному Крыму. Согласно предположению Н. И. Репникова, этот обряд мог быть принесен в Крым эмигрантами иконопочитателями из Малой Азии в эпоху иконоборчества в Византии [Репников, 19326].

Наряду с гробницами для временных захоронений и различного типа усыпальницами (оссуариями), в Эски-Кермене на территории могильника и у стен базилики были исследованы другие типы погре­бальных сооружений: грунтовые склепы, подбойные могилы, простые грунтовые могилы, гробницы для многократных последовательных захоронений, частично высеченные в скале и надстроенные из камня по типу саркофагов, а также склепы, высеченные в скале [Репников, 19326; Айбабин, 1984; Паршина, 1988]. Захоронения в грунтовых скле­пах и подбойных могилах характерны для аланского населения; дати­руются они VII-VIII вв. Простые грунтовые могилы являются разно­временными, на территории могильника они датируются преимуще­ственно IX—X вв., грунтовые могилы у стен базилики, возможно, являются более поздними. Гробницы для многократных последователь­ных захоронений, построенные по типу саркофагов, примыкающие к северной стене базилики, датируются X-XI вв. Склепы, высеченные в скале у северной стены базилики, датируются XI-XII вв. А. И. Айба­бин по составу находок в эски-керменском могильнике начало суще­ствования могильника относит к концу VI в. [Айбабин, 1991].

Краниологические материалы из Эски-Кермена свидетельствуют о почти неизменном облике населения этого города на протяжении нескольких веков. Черепа из Эски-Кермена, как и черепа из Мангуп-Кале, относятся к брахикранному европеоидному антропологичес­кому типу, близкому к типу черепов из могильника Суук-Су на Юж­ном берегу Крыма, древним черепам из Передней Азии, в частности из Сиалка на территории Ирана и северного побережья Малой Азии, а также древним черепам с Северного Кавказа [Зиневич, 1973].

По составу населения Эски-Кермен мог быть полиэтническим го­родом, что определяется по наличию так называемой дифференциа­ции антропологических признаков в костных антропологических ма­териалах [Петров, 1935]. Наряду с первоначальным тавро-скифским и аланским населением, в городе могли жить малоазийские греки. По данным Г. И. Петрова, Г. Ф. Дебеца, в антропологических материалах из Эски-Кермена имеется примесь североевропейского долихокранного типа [Петров, 1935; Дебец, 1949]'.


1 По мнению Г Ф Дебеца, основной тип населения городов средневековой Крымской Готии обнаруживает наиболее близкое сходство с типом сармат волжской дельты и, по-видимому, крымских тавров [Дебец, 1949].


В Эски-Кермене в ходе археологических раскопок исследовались в основном остатки оборонительных сооружений [Репников, 1932в; Веймарн, 1958а] и частично храмово-погребальные комплексы [Реп­ников, 1932а; 19326; Айбабин, 1991]. Базилика раскопана [Шмит, 1932а; Паршина, 1988]. Однако большая часть центральной части го­рода не исследована. Как было отмечено выше, она представляет со­бой множество холмиков, прикрывающих остатки различного рода построек. На всей территории плато Эски-Кермена вскрыто и иссле­довано только 1480 кв. м жилых кварталов, при предполагаемой об­щей площади жилых кварталов этого города, по оценке Е. В. Веймарна, около 60 000 кв. м [Веймарн, 1982].

Несмотря на интерес археологов к Эски-Кермену, древний го­род продолжает хранить свои тайны. Вопрос о датировке памятни­ков Эски-Кермена остается открытым [Айбабин, 1991; Могаричев, 1994; 1997]. По мнению Н. И. Репникова, «...окончательное уста­новление имени древнего Эски-Кермена состоится в момент наход­ки соответствующей надписи, на что вполне можно рассчитывать под мощными насыпями средней части городища» [Репников, 1932а, с. 150). Е. В. Веймарн считал, что для ответов на вопрос о первона­чальном имени Эски-Кермена и на многие другие вопросы, связан­ные с историей Эски-Кермена, необходимо проведение системати­ческих, широкомасштабных археологических исследований этого города.



Похожие:

Эски-кермен. Общие сведения iconОчерк истории эски-кермена, основанный на материалах археологических исследований
Не только простой прогулки по окрестностям Эски-Кермена, но даже одного взгляда на карту горного Крыма до­статочно, чтобы убедиться,...
Эски-кермен. Общие сведения iconОсновная литература
Видя в Эски-Кермене ключ к разрешению вопроса о пе­щерных городах Крыма, мы в течение ряда лет производи­ли обследование Эски-Кермена...
Эски-кермен. Общие сведения icon1 Общие сведения о школе Социальное окружение школы. Роль школы в социуме Сведения об учащихся

Эски-кермен. Общие сведения iconКраткая хронология археологических исследований эски-кермена
В 1920-х гг археологические исследования Эс­ки-Кермена проведены сотрудниками Центрального му­зея Тавриды [Симферополь] (Эрнст, 1929)....
Эски-кермен. Общие сведения iconОбщие сведения об аттестуемом
Заявленная квалификационная категория
Эски-кермен. Общие сведения iconОбщие сведения об аттестуемом
Заявленная квалификационная категория
Эски-кермен. Общие сведения iconОбщие сведения об аттестуемом
Заявленная квалификационная категория
Эски-кермен. Общие сведения iconПортфолио оу 2008 наименование критерия I. Общие сведения о школе

Эски-кермен. Общие сведения iconОбщие сведения об аттестуемом педагогическом работнике
Заявленная квалификационная категория
Эски-кермен. Общие сведения iconОбщие сведения об аттестуемом педагогическом работнике
Заявленная квалификационная категория
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов