Урок по биологии в форме ток- шоу для учащихся 7 класса icon

Урок по биологии в форме ток- шоу для учащихся 7 класса



НазваниеУрок по биологии в форме ток- шоу для учащихся 7 класса
Дата конвертации31.10.2012
Размер198.85 Kb.
ТипУрок

Тема урока: «Подводный мир: мифы и реальность».

Нестандартный урок по биологии в форме ток- шоу для учащихся 7 класса.


Цели урока: углубить знания учащихся о представителях морской фауны, используя научно – популярную литературу; продолжить формирование и развитие у учащихся интереса к биологии; приобщать учащихся к чтению научной литературы, развивать их творческие способности.

Оформление: класс украсить рисунками морских обитателей, из класса необходимо вынести парты, на переднем плане – стулья для гостей студии, все остальные стулья – для зрителей (зрителями могут быть родители учеников, учителя, школьники младших классов).

Оборудование: телевизор, видеомагнитофон, видеокассета «Подводный мир», аудиокассета с мелодией восточного танца.

За две недели до урока ученики класса составляют перечень ролей, обговаривают содержание выступлений, подбирают соответствующую литературу, придумывают костюмы. В течение этих недель готовятся рисунки для оформления класса, подбирается музыкальное сопровождение урока, проходят репетиции танца нереид. При необходимости ученики обращаются за консультацией к учителю.

Действующие лица:

1. Ведущий – учитель биологии.

2. Океанолог.

3. Биолог – водолаз.

4. Поэт.

5. Посейдон.

6. Нереиды.

7. Специалист по моллюскам.

8. Исследователь акул.

9. Исследователь морских глубин.

10. Шеф – повар.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Слова ведущего.

- Моря и океаны населяют приблизительно 180 тысяч видов животных и растений. Большинство групп живых существ, известных науке, имеют здесь своих представителей. Наиболее многочисленны моллюски (60 тыс. видов), ракообразные (20 тыс. видов) и, наконец, рыбы (16 тыс. видов).

Подводный мир необъятен, необъятен и круг вопросов, о которых хотелось бы рассказать в нашей передаче. Поэтому, чтобы избежать «скороговорки», мы решили выбрать небольшое число тем, и осветить их поподробнее.

Итак, первый гость в нашей студии – биолог, океанолог (называется фамилия и имя ученика), который расскажет о значении Мирового океана.

Какое же значение имеет океан в жизни людей?


Океанолог:

- Значение Мирового океана огромно в жизни людей. Существует несколько гипотез происхождения жизни на нашей планете, но все они сходятся на том, что место ее возникновения – море. Океан – это и будущее человечества, и его надежда. Он должен дать пищу непрерывно растущему населению Земли, обеспечить пресной водой, снабдить сырьем и энергией.


Ведущий:

- Что потребляет из океана человечество?

Океанолог:

-Основное, что потребляет из океана человечество, это продукты животного происхождения. Сейчас в мире добывается до 85 млн. т рыбы и других съедобных объектов. Очень большим спросом на мировом рынке пользуются такие «экзотические» для нас рыбы, как акулы. Используются у акул мясо, кожа и жир печени, содержащий, очень много витамина А. Существует мнение, что люди съедают больше акул, чем акулы людей. Сельдевая акула – основной поставщик рыбных котлет. Если свежезамороженное мясо акулы аппетитно поджарить, то оно превратится в настоящую «пищу богов». Но известнее всего суп из плавников акул.

Но мясо и плавники – не самое дорогое, что может дать акулу. За связку зубов белой акулы любители сувениров платят по две с половиной тысячи долларов.

Среди нерыбных объектов добывают моллюсков (мидии, устрицы, гребешки, кальмары), ракообразных (креветки, крабы), водоросли.

Многие виды водорослей идут в пищу. Наибольшее значение имеет японская ламинария (морская капуста). Пищевая ценность водорослей очень велика, они стимулируют аппетит, снабжают организм необходимыми солями, витаминами. Водоросли находят применение в животноводстве, в парфюмерии, для производства красителей, в текстильной промышленности

Ведущий:

- Как повысить продуктивность океана? Как идет развитие марикультуры?

Океанолог:

- Потребность человечества в дарах моря возрастает с каждым годом. Уже через 30 лет вылов животных придется увеличить в 2,5 раза. Безусловно, традиционные охота и рыболовство будут неприемлемы: неуемный промысел может подорвать продуктивность океана настолько, что никакие меры уже не спасут положение. Единственные выход – развитие марикультуры, предусматривающее создание подводных плантаций и ферм, предназначенных для разведения рыб, беспозвоночных и водорослей при непосредственном участии и контроле человека.

Искусственное выращивание морских организмов – только одно из направлений рационального использования живых ресурсов океана. Изучение морских обитателей – очень важная проблема, в решении которой принимают участие исследователи разных специальностей, прежде всего биологи. И многие из них предпочитают работать не в кабинетах, а непосредственно рядом с объектами изучения – под водой.

Ведущий:

- Как относятся морские обитатели к вторжению человека?

Океанолог:

- Не все обитатели настроены дружелюбно к вторгшемуся в их дом человеку. Конечно, самые известные из опасных животных – акулы. Второй по известности опасной рыбой является барракуда. Похожая на огромную щуку, она снабжена мощными челюстями, которые иногда пускает в ход при встрече с подводными пловцами. Опасны каменные окуни – груперы. Этим гигантам - а видели рыб массой не менее четырех тонн – ничего не стоит проглотить человека. Специфическую опасность представляют так называемые шокеры – электрические рыбы. Наиболее опасным морским животным считают медузу, называемую морской осой. Соприкосновение с ней может через несколько минут вызвать смерть.

Ведущий:

-Так что же является самым главным в общении человека с морем?

Океанолог:

-Самое главное – не совершать необдуманных поступков и быть осмотрительнее.

Ведущий:

- Как же люди изучают подводный мир? Ведь еще в древности человек, движимый неистребимой любознательностью, пытался проникнуть в мир безмолвия. И ему это удалось. Итак, встречайте – гость нашей студии -водолаз, исследователь морских глубин.

- Кто впервые изобрел водолазный скафандр и акваланг?

^ Водолаз – биолог:

-Проникнув под воду, вы попадаете в мир, где для вас все ново.

Здесь нужно по-иному двигаться, по-иному дышать. Здесь другие обитатели, другие враги и опасности. Поэтому, единственными поставщиками сведений о подводной среде были ныряльщики и водолазы.

В 1844 году зоолог Анри впервые в водолазном скафандре ступил на морское дно. Примерно через сто лет в практику научных работ вошел акваланг – изобретение Жана Кусто.

Ведущий:

- Какие преимущества имеет работа под водой?

^ Водолаз – биолог:

- Главное преимущество работы под водой – легкость перемещения в трех измерениях. Человек как бы обретает крылья. Можно скользить вдоль нависших склонов каньонов, легко перемещаться по горизонтали и по вертикали, «зависать» над поселениями морских обитателей и «перелетать» подводные препятствия.

Ведущий:

- Какие наблюдения сделали исследователи в области поведения рыб?


^ Водолаз – биолог:

- Водолазное снаряжение позволяет получить данные, которые очень трудно собрать другими способами. Подводным исследователям удалось выяснить, что поведение рыб в различные периоды неодинаково. Некоторые виды в сезон размножения становятся весьма агрессивными. Например, самка спинорога – обычно совершенно безобидная рыба – однажды, защищая отложенную икру, сильно меня покусала. При длительном общении некоторые виды рыб привыкают к человеку и даже способны на проявление дружеских чувств.

Оригинальный способ охоты подсмотрели подводные исследователи у тропической рыбы – флейты. Когда мимо проплывает крупная рыба, например, морской попугай, флейта пристраивается у нее на спине и не отстает. Когда же попугай начинает кормиться и вокруг него собираются мелкие рыбешки, флейта соскакивает с его спины, пожирает нескольких рыбешек и вновь «вскакивает в седло».

Хочу рассказать еще об одном типе взаимоотношений между морскими обитателями. В калифорнийских водах живет золотисто – коричневая рыбка, носящая красивое название «сеньорита». Ученые видели, как вокруг единственной сеньориты собирались крупные рыбы. Оказалось, что сеньориты собирают с кожи и жабр «пациентов» паразитических рачков, белые наросты, кусочки отмершей ткани. Пациент при обработке занимал самую необыкновенную позу – на боку, головой вверх или вниз. Кверху брюхом, - только бы санитару было «удобно» работать.

Рыбы чистильщики в тропиках хорошо заметны. Они обычно ярко окрашены и выделяются необычным поведением. Многие покачиваются из стороны в сторону, распускают плавники, подергивают хвостами.

Широкое распространение водолазной техники позволило оценить всю масштабность санитарного симбиоза, установить, что среди чистильщиков – три десятка видов рыб, десяток видов креветок, что пациентами санитаров являются и рыбы, и ракообразные, и даже осьминоги.

Ведущий:

- Каков же основной метод подводной биологии?

^ Водолаз – биолог:

-В современной подводной биологии применяют усовершенствованное водолазное снаряжение, появляются новые средства для киносъемок, фотографирования, но основной метод подводных зоологов и ботаников – наблюдение – остается неизменным.

Ведущий:

- Сейчас мы посмотрим небольшой фрагмент фильма «Подводный мир», снятый нашим гостем (просмотр фрагмента документального фильма). Как прекрасен и загадочен подводный мир! Такое буйство красок наверняка навевают поэтические строчки. Сегодня в нашей студии поэт, тема моря у которого занимает не последнее место. Встречайте, (фамилия и имя ученика), пишущий под псевдонимом Тютчев.

-Что для вас море?

-Вы занимаетесь дайвингом?

-Расскажите о самом запомнившемся вам впечатлении от погружения в подводный мир.

-Может, вы прочитаете стихотворение о море?

Поэт:

Как хорошо ты, о море ночное….

Тютчев.

Море ночное, о море ночное-

Здесь так лучисто, а там так темно.

В лунном сиянии – словно живое-

Ходит, и дышит, и блещет оно.

Зыбь ты великая, зыбь ты морская,

Что расходилась в ночной темноте?

Волны несутся, гремя и сверкая,

Звезды проснулись – смотрят и те.


Море ночное, о море ночное,

Что так лучисто и что так темно?

В лунном сиянии, словно живое,

Ходит, и дышит, и блещет оно.

Зыбь ты великая, зыбь ты морская,

Чей это праздник так празднуешь ты?

Волны несутся, гремя и сверкая,

Чуткие звезды глядят с высоты…


Как хорошо ты, о море ночное,

Искры в ночи – золотое пятно.

В лунном сиянии, словно живое,

Ходит, и дышит, и блещет оно.

Зыбь ты великая, зыбь ты морская,

Чей это праздник так празднуешь ты?

Волны несутся, гремя и сверкая,

Чуткие звезды глядят с высоты…


Ведущий:

-Согласно легендам древней Греции над морем властвует Посейдон. Когда он на своей колеснице, запряженной дивными конями, мчится по морю, расступаются вечно шумящие волны. Равный красотой самому Зевсу, быстро несется Посейдон по безбрежному морю, а вокруг него играют дельфины, рыбы выплывают из морских глубин. И сегодня в гостях нашей студии повелитель морских глубин – бог моря Посейдон в окружении прекрасных нереид – встречайте!

Итак, о, могущественный Посейдон, кто кроме вас властвует в морской пучине?

Посейдон:

-Вместе со мной в пучине моря живет моя прекрасная супруга Амфитрита, дочь морского вещего старца Нерея, которую я у него похитил. Увидел я однажды, как водила она хоровод со своими сестрами – нереидами на берегу острова и пленился ее красотой, хотел увести ее на своей колеснице. Но Амфитрита укрылась у титана Атласа, который держит на своих могучих плечах небесный свод. Долго я не мог найти прекрасную дочь Нерея. Открыл мне ее убежище дельфин; за эту услугу я поместил дельфина в число небесных созвездий. Я похитил у Атласа прекрасную дочь Нерея и женился на ней.

С тех пор живет Амфитрита со мной в подводном дворце. Много морских божеств окружает меня, послушные моей воле. Это мой сын Тритон, вызывающий грозные бури громовым звуком своей трубы. Это вещий морской старец Нерей, ведающий всеми сокровенными тайнами будущего. Нерею чужды ложь и обман, только правду он открывает богам и смертным. Мудры советы, которые дает вещий старец. Пятьдесят прекрасных дочерей у Нерея. Двое из них пришли со мной к вам на передачу. Нереиды покровительствуют мореходам и дают им счастливое плавание.

Среди божеств моря, окружающих меня, - старец Протей, меняющий, подобно морю, свой образ и превращающийся, по желанию, в различных животных и чудовищ. Он вещий бог, нужно только уметь застигнуть его неожиданно и заставить открыть тайну будущего.

Живет в морской пучине и мой друг, бог Главк, покровитель моряков и рыбаков, обладающий даром прорицания. Часто, всплывая из глубины моря, открывает он будущее и дает мудрые советы людям.

Все моря и все земли обтекает седой Океан – бог – титан, равный самому Зевсу по почету и славе. Он живет далеко на границах мира, и не тревожат его сердце дела земли. Три тысячи сыновей – речных богов и три тысячи дочерей – океанид, богинь ручьев и источников, у Океана. Сыновья и дочери Океана дают благоденствие и радость смертным своей живящей водой, они поят ею всю Землю и все живое.

Ведущий:

- Из ваших слов у меня сложилось впечатление, что вы и ваше окружение благосклонно относитесь к людям, покровительствуете морякам и рыбакам, ну а люди чем отвечают вам на вашу заботу?

Посейдон:

- Да, человек не ценит это великое благо, нещадно эксплуатирует, загрязняет, наносит непоправимый ущерб моему царству. Практически все люди, так или иначе участвуют в загрязнении природных вод. Серьезно загрязняется океан нефтью и нефтепродуктами. В моря и реки поступают всевозможные химические вещества, твердые промышленные отходы и бытовой мусор. В результате загрязнения и нарушения чрезмерным хозяйственным вмешательством среды обитания моих подданных – морских организмов, их численность уменьшается. Человек ждет спасения от океана – и сам губит его. Кажется, что люди заботятся лишь об одном: как усовершенствовать орудия уничтожения. Это экологические проблемы настоящего, а на повестке дня уже проблемы будущего. Планируется добыча полезных ископаемых с океанского дна, проектируются гигантские приливные электростанции, способные перестроить гидрологический режим огромных акваторий.

Люди! Защита океана – наше общее дело. Сохранить жизнь в океане – значит сохранить жизнь на Земле. Помните об этом!

Ведущий:

- Благодарю за ваше интересное выступление. Танец нереид мы посмотрим в конце нашей передачи. А сейчас давайте поговорим о том, что обитатели морей всегда интересовали человека. Мифы и легенды сменялись знаниями. Но самые «жуткие» легенды связаны, пожалуй, с классом головоногих моллюсков. И не случайно: чрезвычайно высокий уровень развития заметно выделяет это класс среди прочих обитателей моря. Особенно интересны осьминоги. И сегодня мы пригласили в нашу студию специалиста по осьминогам (фамилия и имя ученика).

Итак, чем же отличаются осьминоги от других животных, и чем они удивительны?

^ Специалист по моллюскам:

-Сейчас известно около 600 видов головоногих. Они различны по форме тела, отличаются размерами, поведением, но сходны в основных чертах, делающих их непохожими на прочих животных.

Головоногие – абсолютные чемпионы среди всех вообще животных по размерам глаз: у некоторых кальмаров они достигают в поперечнике 30 и даже 40 см.

Интересны приспособления к защите. Первая среди них – окраска. Обычно кальмары имеют серебристую окраску, некоторые виды полупрозрачны. В момент же опасности или «нервного потрясения» они, как и большинство других головоногих, могут изменять окраску. Примечательно, что разнообразие приобретаемых цветов не беспорядочно – существует несколько определенных типов окраски, которые называют «масками». У кальмаров «масок» немного, но мгновенная смена окраски у пойманного на крючок и поднятого на палубу кальмара производит сильное впечатление.

Другой способ защиты – выбрасывание из воронки струи коричневой жидкости (у каракатиц жидкость сине – черная, а у осьминогов – черная). Эта так называемая чернильная жидкость как защитное средство используется по – разному. Она может выбрасываться в виде расплывчатого облака – «дымовой завесы» или же в виде компактного «макета» хозяина для отвлечения хищника.

Разнообразные методы защиты не спасают кальмаров от множества врагов. Ими питаются различные рыбы, морские птицы, дельфины, тюлени. Но больше всего кальмаров съедают киты. В желудке одного кашалота было обнаружено 28 тыс. кальмарьих клювов!

Ведущий:

-Какие самые крупные моллюски известны науке?


^ Специалист по моллюскам:

- Самые крупные кальмары – архитейтисы. Их средняя длина составляет 6-13 м, масса – 1 т. О размерах гигантских кальмаров можно судить по шрамам от присосок, оставляемых на телах и даже на стенках желудков кашалотов. Их наибольший диаметр составляет 20 см, и, по расчетам, владельцы таких присосок имели длину около 18 м.

Ведущий:

-Расскажите о наименее известной широкой аудитории группе головоногих моллюсков.

^ Специалист по моллюскам:

-Пожалуй, это каракатицы. Живут они на небольших глубинах. Охотятся чаще в сумерках или ночью. Добычу поджидают, плотно прижавшись к дну. Стать невидимой каракатице помогает плавник. Мягкой бахромой, окружая прижатое ко дну тело, он делает невидимой тень, которая могла бы демаскировать затаившегося хищника. Но главное средство маскировки – окраска: в способности камуфлироваться она не имеет себе равных. Обычно каракатицы окрашены пестро, с пятнами и полосками, делающими их похожими на зебр. Но они обладают большим набором «масок». Окраска используется не только для маскировки, но и для отпугивания врага.

Английский исследователь В. Холмс приводил интересное описание «переодевания» каракатицы. Вначале у нее появилось два черных пятна, ярко выделяющихся на переливчато – белом фоне, под глазами – черные полумесяцы, по углам плавников – черные линии. Если враг не отступал, на спине возникали четыре черных полосы, быстро мелькавшие, сменявшиеся черными же пятнами. Рисунок внезапно исчезал и тут же появлялся вновь.

Ведущий:

- Самое главное открытие в ваших исследованиях.

^ Специалист по моллюскам:

- Чем больше я занимаюсь изучением кальмаров, каракатиц, осьминогов и других головоногих, тем больше я убеждаюсь, что это удивительные существа, наблюдать за которыми можно бесконечно и которые загадывают исследователям все новые и новые загадки.

Ведущий:

-Сегодня в нашей передаче, мы неоднократно упоминали о том, что подводный мир таит в себе много опасностей, не все его обитатели настроены к человеку дружелюбно. И первыми в списке опасностей, безусловно, стоят акулы. Итак, встречайте, гость нашей студии, специалист по акулам (фамилия и имя ученика)!

Насколько же все – таки опасны акулы?

^ Исследователь акул:

-Документально установлено, что ежегодно в среднем совершается 25 нападений. Нападения не всегда заканчиваются гибелью человека: в прежнее времена выживало около 65% пострадавших, а сейчас – 80-85%. Это, конечно, связано, не с возросшей гуманностью акул, а с успехами медицины. Акулы весьма часто нападают на водолазов и аквалангистов.

Ведущий:

- Сколько видов акул нападает на человека?

^ Исследователь акул:

- На людей нападают от 12 до 35 видов акул из известных науке 250 видов. Наиболее опасны: белая, или акула – людоед, желтая, тигровая, акула – молот. Чаще всего на людей нападают «береговые бродяги» - акулы – одиночки, отделившиеся от своих сородичей и перебравшиеся на мелководье. В некоторых случаях серию нападений на людей совершает одна и та же акула. «Привыкание» к людоедству хорошо известно среди хищников. Органы чувств у акул прекрасно развиты. Свою жертву они обнаруживают с помощью слуха, обоняния, вкуса, а также зрения.

Ведущий:

- Какая же самая крупная акула из ныне живущих акул?

^ Исследователь акул:

-Самая крупная – китовая. Она может достигать длины 14 м и массы 13 т. Но эти акулы совершенно безопасны. Они питаются мелкими организмами, и каждый из семи тысяч зубов, заполняющих пасти этих гигантов, не превышает 3 мм. Опасные для человека виды хищных акул также могут быть достаточно крупны. Тигровые акулы могут, например, достигать в длину 5,5 м. Но чемпионом по размерам среди хищниц является как раз самая опасная – белая акула.

Огромные хищники нуждаются в значительных количествах пищи. Белые акулы едят все, что движется – рыбу, черепах, тюленей, нападают на китов. Некоторые виды поедают своих сородичей. По мнению ряда исследователей, основанному на изучении шрамов и ран на телах акул в период размножения, самки акул (обычно они крупнее) нападают на самцов и поедают их.

Бросаясь на крупный объект, акула обычно поднимает голову, вонзая в жертву выступающие вперед зубы нижней челюсти. Акула совершает несколько резких движений, иногда вращается вокруг продольной оси – и 5…7-килонраммовый кусок мяса остается в ее пасти.

Ведущий:

-Какая самая основная трудность в общении с акулами?

^ Исследователь акул:

- Одна из основных трудностей – это психология этих животных. Акула всегда разная, в зависимости от того, сыта она или голодна, одна – или в стае, днем – или ночью. «Изменчивость», «непредсказуемость» - такими терминами чаще всего характеризуют поведение акул. Достоверны случаю, когда беспомощный и даже раненый пловец оставался, жив, плавая долгими часами в стае крупных акул в открытом море, и столь же достоверны случаи, когда хищница убивала купальщика на глубине, едва доходившей ему до пояса.


Ведущий:

-Расскажите о последних исследованиях ученых в области поведения акул, имеющие практический интерес.

^ Исследователь акул:

-Установлено, что для акул характерны два типа поведения. Индивидуальное охотничье включает стадию разведки, пробные нападения и, наконец, собственно нападение. На хищниц, действующих по этой схеме, можно воздействовать звуками различной частоты. При определенных условиях акулы впадают в состояние, которое разные ученые называют «бешенством», «лихорадкой». На поведение хищниц в таком состоянии воздействовать очень трудно. В последнее время ученые занимаются расшифровкой поведения и поз акул, особенно опасных для человека, что имеет прямой практический интерес.

Ведущий:

-Большую часть нашей передачи мы посвятили организмам, обитающим в толще воды. А есть ли жизнь на глубине? Об этом нам расскажет следующий гость, специалист по глубоководной фауне и флоре (фамилия и имя ученика).

Итак, на какой глубине существуют животные?

^ Исследователь морских глубин:

-С помощью фотоэлектронных камер обнаружено, что свет проникает в толщу океана до глубины 1500 м. Глубже уже никакие приборы его не улавливают. Но животные обитают и глубже 1500 м. Они существуют здесь в полном мраке, в котором лишь кое –где теплятся призрачные огни холодного «живого света». Чем глубже, тем меньше видов, а на самых больших глубинах океана обитают всего лишь немногие сотни или даже десятки видов.

Ведущий:

-Какие же приспособления к обитанию на глубине есть у этих организмов?

^ Исследователь морских глубин:

-Приспособления очень интересные и разнообразные. Среди глубоководных видов много хищных рыб – их внешний вид наглядно говорит об образе жизни. У них громадные пасти с длинными загнутыми назад острыми зубами, кажется, что все животное состоит из одной пасти. Туловище же обычно непропорционально тонкое, иногда короткое.

У многих из этих хищников вся пасть светится изнутри, и бедную жертву так и тянет заглянуть туда, а хищник того и ждет: попробуй – загляни!

У рыбы – удильщика для привлечения жертв есть другое приспособление: перед самой пастью на длинном щупальце – качается удочка и светится разными огнями. Жертва, привлеченная огоньком, подплывает к самой пасти хищника и за любопытство платится жизнью. И где только у хищников глубин не помещаются светящиеся органы: и под глазами, как фонари автомобилей, и по бокам тела, да еще в несколько рядов, так, что издали рыба похожа на пассажирский корабль ночью. Кроме светящейся приманки у глубоководных животных есть очень длинные тонкие усики. Иногда длинным усиком вытянут у них конец хвоста. Все это очень чувствительные органы осязания, способные улавливать малейшее колебание воды. Да и у некоторых ракообразных, живущих на глубинах, усики и ножки чрезвычайно длинны и тонки. Все эти приспособления нужны для того, чтобы находить добычу – ведь ее так мало в глубинах океана.

Ведущий:

-Расскажите о знаменитой находке экспедиции, плававшей на судне «Галатея»?

^ Исследователь морских глубин:

-Дело в том, что глубоководная фауна создавалась постепенно, начиная с древнейших геологических эпох. Продолжается она создаваться и теперь. Поэтому в ее составе есть и очень древние формы, и еще совсем молодые. В Тихом океане к западу от Мексиканского побережья с глубины 3.5 км был выловлен удивительный моллюск неопилина. Это представитель особого класса. Который был широко распространен в мелководных морях сотни миллионов лет назад – в древнейшие геологические эпохи. Очевидно, за длительные геологические периоды условия жизни в океанических глубинах почти не изменились, чего, конечно, не могло быть в поверхностных слоях океана.

Ведущий:

-Какие еще древние формы жизни обитают на глубоководье?

^ Исследователь морских глубин:

-В глубинах дальневосточных морей и в глубоководных впадинах Тихого океана обитает группа морских беспозвоночных, близкая к позвоночным, - погонофоры. Группа эта очень древняя, и о ней узнали, лишь, когда стали изучать глубоководную фауну. Сейчас морскими экспедициями собраны десятки видов этих своеобразных животных. Очевидно, и погонофоры в древние геологические эпохи заселяли мелкие моря, потом они там вымерли и сохранились только в глубинах океана.

Ведущий:

-Много ли тайн еще хранится в океанических глубинах?

^ Исследователь морских глубин:

-Да, еще очень много тайн хранится в океанских глубинах. Здесь огромное поле деятельности для молодых ученых.

Ведущий:

-Конечно, ни для кого не секрет, что многие обитатели подводного мира используются человеком в качестве продукта питания. Многие являются деликатесами и ценятся во всем мире за наличие в них полноценного белка, большого количества микроэлементов. Но морепродукты, прежде чем употреблять, нужно правильно приготовить. И сегодня в нашу студию мы пригласили специалиста в области приготовления блюд из морепродуктов и рыбных блюд, шеф – повара ресторана «Националь» (фамилия и имя ученика).

-Какие самые популярные морепродукты, на ваш взгляд?

^ Шеф – повар:

-Я работал во многих ресторанах, как в России, так и за рубежом, например, в Китае, Японии, Америке. Хочу отметить, что блюда из обитателей подводного мира пользуются огромной популярностью во всем мире. Особенно популярны рыбные блюда. Так, в России в среднем, один житель в год потребляет свыше 18 кг рыбы.

Ведущий:

- Поделитесь секретами приготовления рыбы.

^ Шеф – повар:

-Я знаю множество рецептов из рыбы. Рыбу можно отварить, потушить, пожарить, запечь. Соленую рыбу жарить и запекать не рекомендуется.

При варке морской рыбы необходимо добавить огуречный рассол, укроп или свежий сладкий перец. Крупную рыбу следует пластовать вдоль позвоночника на филе без костей. Рыбные отходы можно использовать для варки бульона.

Самый простой рецепт из рыбы – это рыба, тушенная в молоке. Рыбу следует вымыть, нарезать ломтиками толщиной в палец, посолить, выложить на смазанную жиром сковороду, залить молоком и поставить тушить в горячую духовку. Перед подачей на стол полить подрумяненным маслом. Ну, а если в вашем доме праздник – можно приготовить рыбную запеканку по – португальски, рыбный пудинг по – мадридски.

Ведущий:

-Что предпочитают употреблять в пищу знаменитости?

^ Шеф – повар:

-Я знаком со многими знаменитыми людьми и хочу заметить, что многие их них предпочитают блюда их морепродуктов. Ведь они богаты белками, но при этом низкокалорийные. Так, один знаменитый итальянский певец предпочитает запеканку из рыбы, а лидер партии ЛДПР В. В. Жириновский часто заказывает жареного карта. Но не только рыба употребляется в пищу, но и множество других обитателей моря. Это и устрицы, мидии, гребешки, кальмары, каракатицы, креветки, крабы, морские ежи, у которых в пищу используется икра, морские огурцы (голотурии), а также водоросли.

Ведущий:

-Расскажите об экзотических блюдах.

^ Шеф – повар:

-Из экзотических блюд могу назвать блюдо из колючей акулы. При копчении куски ее брюха разрезают на спиральные, свернутые в трубку полосы. Это блюдо носит поэтическое название «локоны Шиллера». В Японии я научился готовить рыбу – фугу, которая чрезвычайно ядовита и при ее разделке, необходимо удалить яд, и сделать мясо безвредным. И все же эта рыбка, считающаяся деликатесам, ежегодно уносит жизни многих людей, так, что не каждый повар сможет приготовить блюдо из этой ядовитой рыбы.

Ведущий:

-Как вы думаете, почему блюда из рыбы и морепродуктов так популярны?

^ Шеф- повар:

-Действительно, с каждым годом блюда из морепродуктов пользуются все большим спросом, как в нашей стране, так и за рубежом. Да это и понятно. Кроме легкоусвояемых белков, жиров и углеводов, они содержат незаменимые микроэлементы, витамины. Установлено, что в Японии по сравнению с Европой, люди реже болеют онкологическими заболеваниями, так как много употребляют в пищу морепродуктов.

Ведущий:

-Какое ваше самое любимое блюдо?

^ Шеф – повар:

-Моим любимым блюдом являются кальмары в соусе. Готовить их очень просто. Разделать кальмаров на филе. Промыть в воде, опустить в кипящую подсоленную воду (на 1 кг кальмаров брать 2 л воды и 20 г соли) и варить в течение 5 минут с момента закипания. Отварные кальмары нарезать соломкой, залить соусом и довести до кипения. Для тушения используют томатный или сметанный соусы. Подать можно с гарниром и рубленой зеленью. Приятного аппетита!

Ведущий:

-Спасибо вам за интересную беседу, полезные советы. Хочется сказать спасибо также всем участникам нашей передачи, пожелать новых сенсационных открытий. Надеюсь, эта встреча была не последней и в заключение передачи – танец нереид, прекрасных спутниц Посейдона, а я прощаюсь с вами, всем удачи и счастья!

3. Под восточную музыку группа девочек в костюмах танцует танец.

4.Подведение итогов урока и выставление оценок.

5. Домашнее задание.


Урок в 7 классе по теме: «Подводный мир: мифы и реальность».





На вопросы ведущего отвечает специалист по моллюскам

Павлова Анастасия.








Похожие:

Урок по биологии в форме ток- шоу для учащихся 7 класса iconУрок по теме «Обмен веществ и энергии». Интегрированный урок (биология физкультура) для учащихся 8 класса
На основе углубления межпредметных связей, продолжить развитие интереса к биологии и физкультуры
Урок по биологии в форме ток- шоу для учащихся 7 класса iconУрок по теме «Генетика и селекция» для учащихся 11 класса
Цели урока: обобщить, систематизировать и закрепить знания учащихся по теме «Генетика и селекция»; осуществить коллективный способ...
Урок по биологии в форме ток- шоу для учащихся 7 класса iconУчебное пособие по общей биологии для учащихся 11 класса естественнонаучного лицея министерство образования и науки
Белоусов Д. Л. Эволюция систем органов. Учебное пособие по общей биологии для учащихся 11 класса естественнонаучного лицея. Троицк,...
Урок по биологии в форме ток- шоу для учащихся 7 класса iconСправка по итогам пробного егэ по биологии от 13. 03. 2010 г
Павловский район от 02. 03. 2010 года №131 «О проведении пробного экзамена по биологии в 11-х классах для проверки учащихся к государственной...
Урок по биологии в форме ток- шоу для учащихся 7 класса iconУрок разработала учитель биологии моу сош с. Грачевка Петровского района Саратовской области Пичугина Антонина Федоровна. Урок биологии 7 класс
Задачи: 1 познакомить учащихся с многообразием ракообразных, сформировать знания о среде обитания
Урок по биологии в форме ток- шоу для учащихся 7 класса icon11а,б классы Форма урока: обучающий урок с элементами обобщения. Цель урока
Урок на широкую аудиторию (русский язык) «Практическое занятие по подготовке учащихся 11 класса к выполнению части с на итоговой...
Урок по биологии в форме ток- шоу для учащихся 7 класса iconРабочая программа по биологии учителя химии и биологии Приезжевой Татьяны Владимировны, I квал категория
Человек и его здо­ровье» для 8 класса «Человек» авторов А. Г. Драгомилова, Р. Д. Маша Биология в основной школе: Программы. – М.:...
Урок по биологии в форме ток- шоу для учащихся 7 класса iconГосш" Урок "Муравейник" для учащихся V класса
Развивать физические качества (силу, гибкость, быстроту, координацию движений), проверить физическую подготовленность учащихся
Урок по биологии в форме ток- шоу для учащихся 7 класса iconПротокол №1 общешкольного собрания родителей
Тема: «Роль родителей в подготовке учащихся к новой форме государственной (итоговой) аттестации учащихся 9 класса и итоговой аттестации...
Урок по биологии в форме ток- шоу для учащихся 7 класса iconУрок по физической культуре по разделу «Народные игры городки» для учащихся 7 класса
Урок по физической культуре по разделу «Народные игры – городки» для учащихся 7 класса
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов