Урока «Экологические проблемы Кубани». Урок пресс конференция для учащихся 10 класса icon

Урока «Экологические проблемы Кубани». Урок пресс конференция для учащихся 10 класса



НазваниеУрока «Экологические проблемы Кубани». Урок пресс конференция для учащихся 10 класса
Дата конвертации31.10.2012
Размер128.61 Kb.
ТипУрок

Тема урока «Экологические проблемы Кубани».

Урок пресс – конференция для учащихся 10 класса.

Цели: освятить основные экологические проблемы Кубани; раскрыть сущность глобальных изменений, происходящих в нашем регионе в связи с нарушением экологического равновесия; продолжить формировать умение учащихся работать с научной и научно – популярной литературой; научить грамотно, формулировать вопросы и высказывать свое мнение; расширить кругозор через использование на уроке дополнительных источников информации.


Оформление: к уроку готовятся плакаты, отражающие глобальные экологические проблемы; таблички с надписями «экологи», «бизнесмены», «корреспонденты», «обыватели». На уроке желательно использовать видеофрагмент «Экология Краснодарского края». Столы расставляются таким образом, чтобы класс напоминал конференц - зал.

За две недели учащиеся во главе с учителем начинают подготовку к уроку в форме пресс – конференции. Учитель проводит индивидуальные консультации с наиболее сильными учениками («экологами»), которым предстоит отвечать на вопросы. Все остальные ученики класса делятся на три группы или команды: «Бизнесмены», «Корреспонденты» и «Обыватели». Члены команд изучают материалы по теме урока, составляют вопросы на пресс – конференцию.

^ Ход урока:

1. Организационный момент.

2.Вступительное слово учителя.

-Сегодня у нас урок необычный, урок – пресс – конференция, на котором мы рассмотрим наиболее важные экологические проблемы нашего края. Сегодня вы не просто ученики, вы – бизнесмены – люди, которые могут вкладывать свои деньги в производство, но хотят это делать, не нарушая экологическую стабильность края; среди вас присутствуют также корреспонденты, пишущие в прессе обо всех экологических проблемах, всех нарушениях, допускаемых крупными предприятиями, частными фирмами и отдельными гражданами. У нас в конференц – зале присутствуют люди, далекие от науки, но которым не безразлично, каким воздухом они дышат, какую воду пьют, что оставят они своим детям и внукам в наследство.

Отвечать на ваши вопросы будут ученые - экологи, участники экологической экспедиции, проходившей по территории нашего края, которые собрали богатый материал об экологической обстановке на Кубани и с удовольствием ответят на ваши вопросы.

Вопрос команды обывателей:

-Что изучает экология?

Экологи:

-Экология – это наука о взаимоотношении организмов друг с другом и с окружающей средой. В настоящее время эта наука стала актуальной, в связи с усиливающимся негативным воздействием производственной деятельности человека на окружающую среду.


Вопрос команды корреспондентов:

-Назовите основные экологические проблемы нашего края.

Экологи:

-В нашем крае мы зафиксировали очень неблагоприятную экологическую обстановку. Это, прежде всего, проблема загрязнения воздушного бассейна, пресных водоемов, морей, омывающих побережье Краснодарского края. Очень большая проблема связана с деградацией плодородного слоя, ведь в нашем крае преимущественно развит аграрный сектор экономики. Велика проблема утилизации мусора, как бытового, так и промышленных отходов. Особую опасность в нашем крае представляют заброшенные склады с устаревшими ядохимикатами, которые представляют собой «мину замедленного действия». С каждым годом растут показатели заболевания, как среди взрослого населения Кубани, так и среди детей. У взрослых это рост произошел за счет болезней органов дыхания и пищеварения, злокачественных образований. У детей – за счет болезней нервной системы, органов пищеварения, кожи и подкожной клетчатки.

^ Вопрос команды бизнесменов:

-Я хочу взять в аренду землю. Охарактеризуйте состояние почв на Кубани.

Экологи:

-На основании обобщенных данных, полученных разными авторами, прогноз изменения почвенного покрова равнинной части Краснодарского края выглядит весьма неутешительно. Так, расчеты показали, что через 100 лет общая площадь черноземов уменьшится на 24% за счет перехода их в почвы других типов – лугово – черноземные, лугово – болотные, солонцы, солоди. Площадь сверхмощных черноземов уменьшится на 51%. Площадь почв, поврежденных сильной эрозией увеличатся в 4,3 раза. Площадь засоленных почв увеличится в 5,7 раз, подкисленных – в 12,7, переувлажненных – в 5,4 раза. Через 100 лет в пахотном слое чернозема останется около 1% гумуса, содержание поглощенного кальция уменьшится до 40,3%, дыхательная способность снизится до 0.

При таком содержании гумуса черноземы будут иметь серовато – бурую окраску, бесструктурность, низкую буфферность. Поэтому они не смогут противостоять воздействию «загрязнителей» (тяжелых металлов, пестицидов, «кислотных» дождей, промышленных отходов), токсичное влияние усилится, что неизбежно отразится на здоровье людей.

Вопрос команды корреспондентов:

-С чем связано сокращение численности растений и животных ан Кубани?

Экологи:

-Прежде всего, с уничтожением естественной среды обитания, распашкой целинных земель, вырубкой лесных массивов, загрязнением водоемов, воздуха, почвы промышленными отходами, бытовым мусором.

Многие виды растений находятся на грани исчезновения. Региональный список редких и исчезающих видов включает более 180 видов высших растений, из них более 120 видов встречаются только на Черноморском побережье края. Из всех типов растительности особенно пострадали степные сообщества Азово – Кубанской равнины.

В каком же состоянии находятся леса нашего края?

1) В 2000 году в результате лесных пожаров уничтожено 889 тысяч га.

2) Вырубка деревьев при современной технологии разрушает лесную среду.

3) Эрозия склонов из-за применения тяжелых гусеничных тракторов ведет к деградации ландшафтов, смыву почвы.

4) Наблюдается общая деградация лесов горных территорий, которая повлекла за собой:

- сокращение численности технических, кормовых и лекарственных растений;

- разрушение почв и обмеление рек.

Вопрос команды обывателей:

-Что такое «парниковый эффект», и существует ли эта экологическая проблема на Кубани?

Экологи:

- Сущность «парникового эффекта» заключается в том, что в атмосфере накопилось большой количество углекислого газа, который, подобно колпаку накрывает нашу планету и препятствует отдаче тепла атмосфере. В результате чего, постепенно происходит увеличение температуры поверхности земли, что может повлечь за собой потепление климата, изменение очертаний материков и другие последствия. «Парниковый эффект» относится к одной из глобальных экологической проблем. Соответственно, она актуальна и для нашего края.

^ Вопрос бизнесменов:

- Территория Краснодарского края имеет все предпосылки стать курортной зоной международного класса, особенно побережье Черного моря. Меня интересует вопрос, что могут сказать ученые по поводу экологии воздушного бассейна, ведь чистый воздух – одно из основных условий выбора места для строительства санатория или дома отдыха.

Экологи:

-Наибольший вклад в загрязнение атмосферы Кубани вредными веществами вносят тепловые электростанции, автомобильный и авиационный транспорт, металлургия, нефтяная промышленность, производство стройматериалов. В основном, неблагоприятная обстановка сложилась в таких промышленных и портовых городах, как Краснодар, Новороссийск, Армавир. Объем выбросов вредных веществ в атмосферный воздух в целом по краю составил приблизительно 1.1 млн. т. Для нормализации экологической обстановки на предприятиях края необходимо осуществить около 960 различных мероприятий предусмотренных программой по оздоровлению воздушного бассейна в крае. Загрязняет атмосферу также массовое сжигание растительных остатков на полях Кубани.

Вопрос команды обывателей:

- А как отражается на здоровье людей загрязнение воздушного бассейна Кубани?

Экологи:

-В последние годы отрицательное влияние атмосферных загрязнений на здоровье населения стало особенно значительным. На всем протяжении эволюции животных и человека главными воротами проникновения в организм чужеродных веществ (ксенобиотиков) оставался желудочно – кишечный тракт. Защитную функцию взяла на себя печень. Теперь положение коренным образом изменилось. Из-за значительного и многообразного загрязнения воздушной среды, большая доля ксенобиотиков поступает в организм через органы дыхания, у которых нет своего химического заслона. По этой причине организм человека значительно более чувствителен при проникновении в него токсических веществ через легкие, чем через желудочно – кишечный тракт.

Проникновение различных вредных веществ повышенной концентрации привело к существенному изменению состояния организма. Развилась повышенная чувствительность организма (сенсибилизация), ощутимыми темпами происходит накопление генетических дефектов. Широкое распространение получили хронический бронхит, аллергические воспаления альвеол. Увеличилось число больных бронхиальной астмой, относящейся к наиболее тяжелым проявлением аллергий. Особую тревогу вызывает увеличение количества больных раком легкого, который по своей распространенности у мужчин вышел на первое место среди онкологических заболеваний. Поэтому так остро стоит проблема защиты воздушной среды от всех видов загрязнения.

Вопрос команды корреспондентов:

-Как вы можете охарактеризовать состояние водоемов Краснодарского края?

Экологи:

-Во многих странах, в том числе и на Кубани, все более ощутимой становится нехватка пресной воды. Главная причина обострения проблемы водных ресурсов заключается не в увеличении водопотребления, а в загрязнении многих водоемов.

Загрязнение гидросферы происходит за счет сброса в водоемы и моря промышленных, сельскохозяйственных и бытовых сточных вод.

Природные водоемы не являются естественной средой обитания болезнетворных микроорганизмов. В отличие от них бытовые сточные воды всегда содержат различные микроорганизмы, часть которых может быть болезнетворными.

Перечень веществ промышленных сточных вод составляет тысячи наименований. Наиболее часто в них присутствуют растворители, детергенты, тяжелые металлы, цианиды, минеральные и органические кислоты, жиры, красители и пигменты, фенольные соединения. Многие из них обладают токсическими свойствами.

Особую тревогу вызывает загрязнение питьевых водоисточников отходами с/х производства. Главным образом это сточные воды животноводческих комплексов, смытые талыми и дождевыми водами с полей удобрениями, пестицидами и гербицидами. Типовой комплекс крупного рогатого скота на 10 тыс. голов дает в виде отходов за сутки такое же количество органических веществ, как город с населением 160 тыс. человек, а свиноводческий комплекс – еще больше.

^ Вопрос команды бизнесменов:

- Что делает руководство края чтобы изменить сложившуюся обстановку с пресными водоемами?

Экологи:

-Для защиты источника хозяйственно – питьевого водоснабжения выделяется специальная территория, называемая зоной санитарной охраны. На этой территории устанавливается особый режим, значительно ограничивающий возможность загрязнения воды, снижения ее качества в месте водозабора. Однако, этого недостаточно, для экологической защиты водоемов.

Очень важно поддерживать способность водоемов к самоочищению. Это способность обеспечивается совокупной деятельностью населяющих их бактерий, водорослей, водных растений, моллюсков.

Вопрос команды обывателей:

- Как отражается погода на самочувствии людей?

Экологи:

- Каждый знает, что погода весьма переменчива. Для здорового человека колебания погоды не опасны. Наоборот, они тренируют его приспособительные реакции, являются разновидностью закаливания. Однако даже у тех людей, которые не чувствуют погоду, реакция на нее все же проявляется. Так, у водителей транспорта при резком изменении погодных условий снижается способность к концентрации внимания.

У людей, которые перенесли различные заболевания, сопротивляемость организма снижается. Поэтому, например, у 35-70% больных разными заболеваниями наблюдается чувствительность к погоде – метеочувствительность, метеопатия.

Различают три степени метеопатии. Легкая проявляется только как недомогание, при средней степени отмечаются отчетливые объективные сдвиги: изменения артериального давления, работы сердца. При тяжелой метеопатии наблюдаются резко выраженные нарушения. Возникают боли в сердце, одышка, головные боли, головокружение, шум и звон в голове. Бывают и такие проявления, как повышенная возбудимость, раздражительность, бессонница, изменение артериального давления. Неопределенный тип реакции – это общая слабость, боль и ломота в суставах, мышцах.

Метеочувствительность тесно связана с чувством времени, «биологическими часами» организма. Колебательные процессы в организме – биологические ритмы – искажаются при геомагнитных бурях и ухудшении погоды, становятся хаотичными. Метеопатия особенно повышена в периоды полового созревания и в старости. У подростка «биологические часы» еще не сформировались, у пожилых людей они работают с «ошибками»,

Закаливание, физическая культура, режим труда и отдыха, отказ от алкоголя и курения повышают общую сопротивляемость организма. При необходимости врач проводит срочную профилактику для метеопатов, назначая ограничение активности, вдыхание искусственно ионизированного воздуха, лекарственные препараты.

^ Вопрос команды бизнесменов:

-На территории Краснодарского края много малых рек. Что вы можете сказать о состоянии их и возможно ли использование этих водоемов для рыборазведения?

Экологи:

- Характеризуя современное состояние рек, можно без преувеличения сказать, что они по существу стали позорным памятником нашего неразумного отношения к природе. Некогда полноводные, теперь они превратились в цепочки стоячих водоемов. На них возведено около 2000 плотин, запруд, всевозможных гатей. Распашка земли до самого уреза воды, уничтожение леса и кустарников, строительство различных объектов по берегам привели к их загрязнению смываемыми вместе с почвой удобрениями, пестицидами, навозом, к зарастанию берегов камышом, рогозом, водорослями. Особо пагубное воздействие оказало заиливание русел рек. Создалась предпосылка заболачивания рек. В них развиваются процессы метанового брожения, снижается рыбопродуктивность.

Вопрос команды корреспондентов:

- В последнее время часто упоминают, что одними из самых опасных загрязнителей природных вод и почв, являются тяжелые металлы. Не могли бы вы более подробно рассказать о том, как они попадают в окружающую среду и какое влияние оказывают на здоровье людей?

Экологи:

-Установлено, что закономерностью, отражающей современное развитие общества, является возрастание техногенной миграции. В результате этого происходит массовое поступление химических элементов в объекты окружающей среды, что может привести к техногенным заболеваниям человека.

Уже свершившимся фактом является наличие большого количества загрязняющих веществ в нашей среде обитания, вредность которых в первую очередь определяется:

- их устойчивостью в среде,

- биологической доступностью,

- вероятность вызывать негативные эффекты в очень малых концентрациях.

Всеми этими характеристиками обладают химические элементы, отнесенные к группе тяжелых металлов. Их токсичность проявляется в способности легко аккумулироваться живыми организмами, вызывая даже в малых количествах нарушения их функционирования. В процессе перемещения по геохимическим циклам эти элементы, в силу своих химических свойств, слабо трансформируются и накапливаются в окружающей среде. В настоящее время приоритетными загрязнителями признаны ртуть, свинец, кадмий, мышьяк, ванадий, олово, цинк, сурьма, молибден, кобальт, никель, а также медь.

Вопрос команды обывателей:

-Мы с семьей собираемся провести отпуск на Черном или Азовском море. Каково экологическое состояние морей?

Экологи:

-Состояние вод Черного и Азовского морей неблагополучно. В связи с превращением Черноморского побережья в южные морские ворота России, возрос грузопоток судов, а, следовательно, и загрязнение вод сбросами балластных вод, аварийными выбросами нефти, мазута и прочих веществ. Вода в Черном море за последние 5 лет оценивается как умеренно загрязненная, а в Азовском море - как загрязненная и грязная.

^ Вопрос команды бизнесменов:

- Решается в крае проблема с утилизацией мусора?

Экологи:

-В Краснодарском крае около 1200 крупных свалок. Каждая свалка ежегодно сжигает на 2-10 млрд. рублей великолепного дефицитного сырья. По стране насчитывается 35 тысяч свалок. Если весь мусор перерабатывать, тогда бы страна получала ежегодно дополнительно 507, 5 млрд. рублей чистой прибыли.

Вопрос команды обывателей:

- С чем связано появление озоновых дыр в атмосфере? Каковы последствия этого явления?

Экологи:

-Ученых, прежде всего химиков, экологов, волнует состояние озонного слоя земной атмосферы. С середины 70-х годов количество озона в атмосфере заметно сокращается, над Арктикой и Антарктикой образовались «озоновые дыры». Установлено, что озонный слой атмосферы разрушается под действием определенных химических реакций и веществ, и особую роль среди них отводят метану, оксидам азота, фторхлорорганическим фреонам, используемым в холодильных установках и аэрозольных баллонах. Фреоны, распадаясь, выделяют оксид хлора, наиболее активно участвующий в разрушении озона. Как известно, озоновый слой защищает все живое на нашей планете от вредного воздействия ультрафиолетовых лучей, что влечет возрастание уровня заболеваний раком кожи. Поэтому в рамках Организации Объединенных Наций принята программа повсеместного сокращения производства фреонов с заменой их на другие, безопасные для озонного слоя вещества.

^ Вопрос команды бизнесменов:

- Мы знаем, что одним из богатств Краснодарского края являются леса. Каково состояние этого природного комплекса на Кубани?

Экологи:

-Леса занимают 22,5% территории края. В результате антропогенного воздействия состояние растительного мира края оценивается как критическое. Практически уничтожены степные сообщества, нарушена растительность горных лесов, альпийских и субальпийских лугов. Исчезают уникальные растительные сообщества и редкие виды растений. Растет количество незаконных рубок леса. В связи с изменением геополитического положения края получила развитие практика изъятия земель лесного фонда для различных хозяйственных нужд. Ухудшается общее санитарное состояние лесов края. Большой вред наносят пожары. Технология лесозаготовок с помощью трелевочных тракторов приводит к развитию эрозионных процессов и деградации почв.

Вопрос команды корреспондентов:

- Как решаются экологические проблемы в Краснодарском крае?

Экологи:

-Для сохранения многих уникальных, редких и исчезающих видов созданы Кавказский государственный заповедник, Сочинский национальный парк, Утришский государственный ландшафтный заказник, а также для восстановления численности животных, для научных наблюдений созданы еще около 18 государственных заказников республиканского и краевого подчинения.

Решение экологических проблем региона в целом должно опираться на общегосударственный комплекс природоохранных мероприятий, включающий проведение налоговой политики, внедрение санкций, ограничений, поощрений. Однако судьба природы, нашего общего дома, в немалой степени зависит и от каждого из нас. Мы несем нравственную ответственность за состояние природной среды перед будущими поколениями.

Давайте сохраним нашу Землю для себя и потомков!

^ 3.Заключительные слова учителя:

-Конечно, не в наших силах решить глобальные экологические проблемы, но и мы можем сделать немало. Это и насаждение деревьев, и охрана малых рек и ручьев, и борьба с бытовым мусором, охрана птичьих гнездований и муравейников. Поверьте, это не так уж мало. Главное – любить наш богатейший край, настоящую «жемчужину России», не оставаться равнодушным с его проблемам и сберечь, то, что нам досталось в наследство. На этом разрешите считать пресс – конференцию закрытой.

4.Подведение итогов урока.

5.Домашнее задание.








Похожие:

Урока «Экологические проблемы Кубани». Урок пресс конференция для учащихся 10 класса iconКонференция «Экологические проблемы человечества» 9 -10 класс,14. 04. 2007 Урок – состязание «Птичий бой»

Урока «Экологические проблемы Кубани». Урок пресс конференция для учащихся 10 класса iconУрок 44. Природные уникумы. Экологические проблемы Урала тип урока: комбинированный (изучение нового материала и тестовый контроль по теме в конце урока). Цели и задачи
Познакомить с природными уникумами Урала: Ильменским заповедником, Кунгурской пещерой, р. Чусовой
Урока «Экологические проблемы Кубани». Урок пресс конференция для учащихся 10 класса iconУрока «Животные и растения различных сред обитания». Урок конкурс для учащихся 5 класса
Цели урока: закрепить понятие – среда обитания; познакомить с многообразием животных и растений, обитающих на нашей планете; научить...
Урока «Экологические проблемы Кубани». Урок пресс конференция для учащихся 10 класса iconУрока «Занимательная энтомология». Урок- конкурс для учащихся 7 класса
Цели урока: систематизировать знания учащихся о классе Насекомые, углубить знания по этой теме через использование на уроке дополнительной...
Урока «Экологические проблемы Кубани». Урок пресс конференция для учащихся 10 класса iconУрок по биологии в форме ток- шоу для учащихся 7 класса
Цели урока: углубить знания учащихся о представителях морской фауны, используя научно – популярную литературу; продолжить формирование...
Урока «Экологические проблемы Кубани». Урок пресс конференция для учащихся 10 класса icon11а,б классы Форма урока: обучающий урок с элементами обобщения. Цель урока
Урок на широкую аудиторию (русский язык) «Практическое занятие по подготовке учащихся 11 класса к выполнению части с на итоговой...
Урока «Экологические проблемы Кубани». Урок пресс конференция для учащихся 10 класса iconУрок по теме «Генетика и селекция» для учащихся 11 класса
Цели урока: обобщить, систематизировать и закрепить знания учащихся по теме «Генетика и селекция»; осуществить коллективный способ...
Урока «Экологические проблемы Кубани». Урок пресс конференция для учащихся 10 класса iconУрок физики в 9б классе. Учитель: Коротаева Н. В. 9 класс. Урок 10/48. Электромагнитные волны. Тип урока: урок конференция. Метод проектов. Цели урока
Развивающая: развитие логического мышления (анализ, синтез, абстрагирование), формирование умений работы с учебной и дополнительной...
Урока «Экологические проблемы Кубани». Урок пресс конференция для учащихся 10 класса iconУрока «Многообразие простейших» Интегрированный урок (биология экология) для учащихся 7 класса
А) Трое учащихся рисуют амебу обыкновенную, эвглену зеленую и инфузорию туфельку, указывают все органоиды. (В процессе опроса возможны...
Урока «Экологические проблемы Кубани». Урок пресс конференция для учащихся 10 класса iconУрок «Экологические проблемы в современной России и пути их решения»
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов