Урок по теме «Генетика и селекция» для учащихся 11 класса icon

Урок по теме «Генетика и селекция» для учащихся 11 класса



НазваниеУрок по теме «Генетика и селекция» для учащихся 11 класса
Дата конвертации31.10.2012
Размер52.09 Kb.
ТипУрок

Урок – игра «звездный час в биологии».

Обобщающий урок по теме «Генетика и селекция» для учащихся 11 класса.


Цели урока: обобщить, систематизировать и закрепить знания учащихся по теме «Генетика и селекция»; осуществить коллективный способ обучения; продолжить работу по формированию и развитию интереса учащихся к биологии.

Оборудование: мультимедийная установка и диск со слайдами (можно заменить кодоскопом с пленкой для кодоскапа), звездочки, таблички с цифрами. Для урока каждый учащийся делает себе таблички с цифрами: 1, 2, 3, 4.


Класс делится на несколько команд. Команды придумывают себе название.

Ход игры:

Ведущий (учитель) называет тему конкурса, озвучивает вопрос и приводит 4 варианта ответа (они записаны на слайде или на кодокарточке). По сигналу учителя учащиеся поднимают табличку с цифрой, которая, по их мнению, соответствует правильному варианту ответа. За правильный ответ команда получает 1 балл, а ученик – звездочку. После каждого конкурса один из учащихся дает пояснение.

Команда, набравшая большее количество баллов становится командой – победительницей, а ученики, набравшее большее количество звездочек, выходят в финал, где разыгрывают первое место. Победителю вручается приз.

Конкурс № 1 «Поиграем в слова».

Ведущий предлагает из слова «наследственность» составить, используя буквы этого слова, как можно больше слов, имеющих непосредственное отношение к биологии.

Через несколько минут учащиеся поднимают таблички с числами, показывая, сколько слов они составили. Один балл получает команда, в которой составили 6 и более слов, в звездочку – ученик, составивший самое длинное слово.


Конкурс № 2 «Что означает биологический термин?»

1.Полиплоидия:

А) новый сорт пшеницы

Б) кратное увеличение числа хромосом (+)

В) множественный аллелизм

Г) образование новых видов

2.Генотип:

А) совокупность генов, которые организм получает от родителей (+)

Б) совокупность внешних и внутренних признаков организма

В) совокупность генов всех особей популяции

Г) способность множества генов контролировать один признак

^ 3. Сорт (порода):

А) искусственная популяция (+)

Б) естественная популяция

В) вид

Г) род

4. Конъюгация:

А) оплодотворение

В) обмен гомологичными хромосомами

Г) процесс точного и тесного сближения хромосом (+)

Д) мутация в половых клетках

5.
Генетика:


А) наука, изучающая строение клеток

Б) наука, занимающаяся улучшением имеющихся сортов и выведением новых сортов

В) наука об индивидуальном развитии организма

Г) наука, изучающая законы наследственности и изменчивости (+)


Конкурс №3 «Установи соответствие»

А) при скрещивании гетерозигот по двум парам признаков, наблюдается расщепление в отношении…

Б) при скрещивании гетерозигот по одной паре признаков, наблюдается расщепление в отношении…

В) при скрещивании гетерозиготного организма по двум парам признаков с гомозиготным по двум парам признаков рецессивным организмом, наблюдается расщепление в отношении…

Г) при скрещивании гетерозиготы по одному признаку с рецессивной гомозиготой, наблюдается расщепление в отношении…


1) 1: 1: 1: 1; (В)

2) 9: 3: 3: 1; (А)

3) 1: 1 (Г)

4) 3:1 (Б)

Игроки поднимают соответствующую табличку с номером.


Конкурс № 4 «Великие ученые».

На слайде фотографии: 1) Грегора Иоганна Менделя

2) Вавилова Николая Ивановича

3) Томаса Моргана

4) Мичурина Ивана Владимировича

Ведущий задает вопросы, игроки поднимают табличку с соответствующим номером:

1) Выдающийся биолог и селекционер, разработал методы селекции плодово – ягодных культур, положил начало продвижению на север южных культур. (И. В. Мичурин)

2) Ученый, который в результате своих опытов пришел к мысли, что половые клетки (гаметы) несут только по одному задатку каждого из признаков и свободны (чисты) от других задатков этого же признака (Г. И. Мендель).

3) Ученый, который на основании археологических, историко – лингвистических и главным образом ботанико – географических исследований создал учение о центрах происхождения возделываемых растений: пять – в Старом Свете и два – в Новом. (Н. И. Вавилов).

4) Биолог, один из основоположников генетики, открывший закон наследования генов, локализованных в одной хромосоме. (^ Т. Морган).


Конкурс № 5 «Генетические задачи»


После решения задачи, игроки поднимают табличку с номером, соответствующим правильному ответу.


а) При скрещивании гетерозиготных растений томата с красными и круглыми плодами с рецессивными по обоим признакам особями (красные А и круглые В – доминантные признаки), появится потомство с генотипами АаВв, ааВв, Аавв, аавв в соотношении

1) 3: 1

2) 9: 3: 3: 1

3) 1: 1: 1: 1 (+)

4) 1: 2: 1


б) При дигибридном скрещивании (несцепленное наследование) доминантной и рецессивной форм в F2 происходит расщепление по фенотипу в соотношении

1) 9: 3: 3: 1 (+)

2) 1: 2: 1

3) 3: 1

4) 1: 1: 1: 1


в) Из яйцеклетки развивается девочка, если в процессе оплодотворения в зиготе оказались хромосомы

1) 44 аутосомы + Х

2) 23 аутосомы + ХY

3) 44 аутосомы + ХХ (+)

4) 23 аутосомы + Y


Конкурс №6 «Селекция и ее задачи».

Ведущий читает вопрос, участники игры поднимают табличку с номером, соответствующим правильному ответу (и вопросы и варианты ответов отражены на слайдах).

А. Метод получения новых сортов растений путем воздействия на организм ультрафиолетовыми или рентгеновскими лучами, называют

1) гетерозисом

2) полиплоидией

3) мутагенезом (+)

4) гибридизацией


Б. В селекции для получения новых полиплоидных сортов растений

1) кратно увеличивают набор хромосом в клетках (+)

2) скрещивают чистые линии

3) скрещивают родителей и потомков

4) уменьшают набор хромосом в клетках


В. Самоопыление у культурных растений в ряде поколений ведет к

1) повышению продуктивности

2) повышению степени изменчивости

3) уменьшению гомозиготности

4) уменьшению гетерозиготности (+)


Г. В основе создания селекционерами чистых линий культурных растений лежит процесс

1) сокращения доли гомозигот в потомстве

2) сокращения доли полиплоидов в потомстве

3) увеличения доли гетерозигот в потомстве

4) увеличения доли гомозигот в потомстве (+)


Д.Эффект гетерозиса проявляется вследствие

1) увеличения доли гомозигот в потомстве

2) появления полиплоидных особей в потомстве

3) увеличения числа мутаций в потомстве

4) увеличения доли гетерозигот в потомстве (+)


Конкурс № 8 «Домашнее задание».

Представители от каждой команды показывают приготовленный заранее номер художественной самодеятельности, который непосредственно касается темы урока (шуточная сценка, частушки, стихотворение и т. п.)


В конце урока подводятся итоги, определяется команда – победительница, набравшая большее количество баллов, а среди учащихся – победитель, заработавший наибольшее количество звездочек.

Выставляются оценки за урок и дается домашнее задание.









Похожие:

Урок по теме «Генетика и селекция» для учащихся 11 класса iconУрок по теме «Обмен веществ и энергии». Интегрированный урок (биология физкультура) для учащихся 8 класса
На основе углубления межпредметных связей, продолжить развитие интереса к биологии и физкультуры
Урок по теме «Генетика и селекция» для учащихся 11 класса iconУрока «Занимательная энтомология». Урок- конкурс для учащихся 7 класса
Цели урока: систематизировать знания учащихся о классе Насекомые, углубить знания по этой теме через использование на уроке дополнительной...
Урок по теме «Генетика и селекция» для учащихся 11 класса iconУрок по географии по теме: африка для учащихся 7 класса
Целью нашего урока является: закрепление умений и навыков работы с различными по содержанию картами. Для достижения этой цели я вам...
Урок по теме «Генетика и селекция» для учащихся 11 класса iconГосш" Урок "Муравейник" для учащихся V класса
Развивать физические качества (силу, гибкость, быстроту, координацию движений), проверить физическую подготовленность учащихся
Урок по теме «Генетика и селекция» для учащихся 11 класса iconУрок в 8 классе по теме
Цель: обобщить знания учащихся по данной теме; развивать логическое мышление, творческие способности учащихся (размышления над проблемными...
Урок по теме «Генетика и селекция» для учащихся 11 класса iconУрок по биологии в форме ток- шоу для учащихся 7 класса
Цели урока: углубить знания учащихся о представителях морской фауны, используя научно – популярную литературу; продолжить формирование...
Урок по теме «Генетика и селекция» для учащихся 11 класса iconБаталова Гульнара Загитовна, учитель английского языка Содержание: I. Характеристика класса с. 1 II. Характеристика урок
Данный урок является 4-ым в системе уроков по лексической теме "Личностные черты человека. Способности." (общее количество уроков...
Урок по теме «Генетика и селекция» для учащихся 11 класса iconУрок по физической культуре по разделу «Народные игры городки» для учащихся 7 класса
Урок по физической культуре по разделу «Народные игры – городки» для учащихся 7 класса
Урок по теме «Генетика и селекция» для учащихся 11 класса iconУрок по теме «Механические колебания и волны» Актуальность использо­вания средств икт позволяют повысить наглядность урока, вовлекают учащихся в активную познавательную деятельность
Урок изучения нового материала по теме: «Источники звука. Основные характеристики звука»
Урок по теме «Генетика и селекция» для учащихся 11 класса iconУрок для 7 класса по теме: «Математика и здоровье.» Тип урока: урок-соревнование 4 команд
Обеспечить закрепление понятия степень, свойства степени при решении кодированного примера, выполнение действий при умножении десятичных...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов