Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Информатика и икт» и информационных технологий в рамках других предметов в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования* icon

Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Информатика и икт» и информационных технологий в рамках других предметов в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования*



НазваниеМетодическое письмо о преподавании учебного предмета «Информатика и икт» и информационных технологий в рамках других предметов в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования*
страница1/3
Дата конвертации22.10.2012
Размер0.64 Mb.
ТипМетодическое письмо
  1   2   3

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО

о преподавании учебного предмета «Информатика и ИКТ» и информационных технологий в рамках других предметов

в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования*


I. Государственный стандарт общего образования и его назначение

Государственный стандарт общего образования — нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образова­ния, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпуск­ников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образо­вательного процесса.

Назначением государственного стандарта общего образования является обеспечение рав­ных возможностей для всех граждан в получении качественного образования; единства об­разовательного пространства в Российской Федерации; защиты обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья; преемственности образовательных программ на разных ступенях общего образования, возможности получения профессио­нального образования; социальной защищенности обучающихся; социальной и професси­ональной защищенности педагогических работников; прав граждан на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию общего образования и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений; основы для расчета федеральных нормативов финансовых затрат на предоставление услуг в области общего образования, а также для разграничения образовательных услуг в сфере общего образования, финансируемых за счет средств бюджета и за счет средств потребителя, и для определения требований к образовательным учреждениям, реализующим государственный стандарт общего образования.

Государство гарантирует общедоступность и бесплатность общего образования в обра­зовательных учреждениях в пределах, определяемых государственным стандартом общего образования.

Государственный стандарт общего образования является основой разработки федераль­ного базисного учебного плана, образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, базисных учебных планов субъектов Российской Федерации, учебных планов образовательных учреждений, примерных про­грамм по учебным предметам; объективной оценки уровня подготовки выпускников обра­зовательных учреждений; объективной оценки




* Данные материалы входят в комплект образовательных стандартов, подготовленный Мини­стерством образования Российской Федерации.



деятельности образовательных учреждений; определения объема бюджетного финансирования образовательных услуг, оказание кото­рых гражданам на безвозмездной основе гарантируется государством на всей территории Российской Федерации; установления эквивалентности (нострификации) документов об общем образовании на территории Российской Федерации; установления федеральных тре­бований к образовательным учреждениям в части оснащенности учебного процесса, обо­рудования учебных помещений.

Государственный стандарт общего образования включает три компонента: федераль­ный компонент, региональный (национально-региональный) компонент и компонент об­разовательного учреждения.

^ Федеральный компонент государственного стандарта общего образования разработан в со­ответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7) и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряже­нием Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29 декабря 2001 г.; одобрен реше­нием коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12; утвержден приказом Минобразования России «Об утвержде­нии федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089 (стандарт размещен на сайте www.ed.gov.ru ).

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. В соответствии со страте­гией модернизации он выстроен как средство развития отечественного образования, систем­ного обновления его содержания.

Федеральный компонент — основная часть государственного стандарта общего образо­вания, обязательная для всех государственных, муниципальных и негосударственных образо­вательных учреждений Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию. Он устанавли­вает обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся*, а также нормативы учебного времени.

Федеральный компонент структурирован по ступеням общего образования (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование); внутри ступеней — по учебным предметам.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации основное общее образование явля­ется обязательным, и оно должно иметь относительную завершенность. Поэтому федераль­ный компонент стандарта общего образования выстроен по концентрическому принципу: первый концентр — начальное общее и основное общее образование, второй — среднее (полное) общее образование.

Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образо­вания представлен на базовом и профильном уровнях.

Порядок введения федерального компонента государственного стандарта общего образова­ния. Федеральный компонент вводится с 2005/2006 учебного года в IX классах для организа­ции предпрофильной подготовки; с 2006/2007 учебного года в I, V и X классах. Поэтапный период введения стандарта завершается в 2010 году. Образовательные учреждения по мере готовности и по решению учредителя имеют право вводить федеральный компонент с 2004/2005 учебного года. Кроме того, уже с 2004 года федеральный компонент становится основой для развития системы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, деятельности Федерального экспертного совета, групп по подготовке Единого госу­дарственного экзамена, авторов рабочих учебных программ и учебников,

^ II. Место учебного предмета «Информатика и ИКТ» в федеральном базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Феде­рации, реализующих программы общего образования (далее - ФБУП), разработан в соответ­ствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования; одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образова­ния от 23 декабря 2003 г. № 21/12; утвержден приказом Минобразования России «Об утверж­дении федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» от 9 марта 2004 г. № 1312.

ФБУП вводится в том же порядке, что и федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

В федеральном компоненте ФБУП определено количество учебных часов на преподава­ние учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего обра­зования. При этом установлено годовое распределение часов, что дает возможность образо­вательным учреждениям перераспределять нагрузку е течение учебного года, использовать модульный подход, строить рабочий учебный план на принципах дифференциации и вариа­тивности. В качестве примерных приводится расчетный (не нормативный) объем учебных часов в неделю.

Название предмета — «Информатика и ИКТ (информационно-коммуникационные тех­нологии)»; при составлении учебных планов и заполнении аттестационных документов не допускается деление на два предмета.

* Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся как составляющая федерального компо­нента устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В на­стоящее время эти нормативы определяются в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2. 178-02), зарегистрированными в Минюсте России 05.12.02 г., рег. № 3997.

Вводится как учебный модуль предмета «Технология» в III- IV классах, где формируются общеучебные умения и навыки, такие, как овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (провер­ка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки; представление материала в табличном виде; упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам (возрас­танию и убыванию); использование простейших логических выражений типа: «... и/или ...», «если ..., то ...», «не только, но и ...»; элементарное обоснование высказанного суждения; выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам.

В результате по окончании начальной школы учащийся, освоивший модуль «Информа­тика и ИКТ» предмета «Технология», должен

знать/понимать:

• основные источники информации;

• назначение основных устройств компьютера;

• правила безопасного поведения и гигиены при работе с компьютером;

уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе­дневной жизни для:

• решения учебных и практических задач с применением возможностей компьютера;

• поиска информации с использованием простейших запросов;

• изменения и создания простых информационных объектов на компьютере.

Далее в основной школе полученные знания и практические умения работы с компьюте­ром могут использоваться в различных предметах, в предмете «Технология» это выполнение графических работ с использованием компьютерной техники; чтение и выполнение чертежей, эскизов, схем, технических рисунков деталей и изделий.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования не предусмат­ривает изучение «Информатики и ИКТ» в V—VII классах, но, за счет регионального компо­нента и компонента образовательного учреждения, можно изучать этот предмет как в началь­ной школе, так и в V—VII классах. Это позволит реализовать непрерывный курс информати­ки. Изучение информационных технологий может идти и в ходе их активного использования при изучении других предметов, поскольку предмет «Информатика и ИКТ» имеет большую прикладную составляющую, способствующую успешному изучению многих других предметов.

Как самостоятельный учебный предмет федерального компонента государственного стан­дарта общего образования «Информатика и ИКТ» представлена с VIII класса по 1 часу в неделю и в IX классе — по 2 часа в неделю. Всего за 2 года обучения в основной школе — 105 часов. Возможно увеличение количества часов за счет регионального компонента и ком­понента образовательного учреждения, а также за счет часов «Технологии», отведенных на организацию предпрофильного обучения в IX классе.

В старшей школе реализовано профильное обучение. Каждое общеобразовательное уч­реждение реализует свой профиль или несколько профильных направлений. В выбранных профилях предмет «Информатика и ИКТ» может быть представлен на двух уровнях — базовом или профильном.

Базовый уровень преподавания предмета по стандарту ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и раз­вивающими задачами общего образования, задачами социализации.

Профильный уровень выбирается исходя из личных склонностей, потребностей учаще­гося и ориентирован на его подготовку к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности.

Например (рассматриваются возможные профили):

^ Для физико-математического профиля и информационно-технологического профилей «Информатика и ИКТ» представлена как профильный общеобразовательный предмет по 4 часа в неделю ежегодно, следовательно, изучается на соответствующем (профильном) уровне. Количество часов на предмет может быть увеличено за счет регионального компонента до 2 часов ежегодно. А также возможно расширение изучения предмета за счет элективных курсов (обязательных по выбору обучаемого) от 1 до 5 часов.

^ В социально-экономический, индустриально-технологический и универсальный профили «Информатика и ИКТ» входит как базовый общеобразовательный предмет, следовательно, изучается на базовом уровне по 1 часу в неделю ежегодно. Изучение предмета может быть расширено за счет регионального компонента до 2 часов ежегодно и элективных курсов от 1 до 4 часов ежегодно.

^ Для физико-химического, химико-биологического, биолого-географического профилей «Информатика и ИКТ» может изучаться за счет элективных курсов на базовом уровне от 1 до 6 часов в неделю ежегодно или базовый уровень может быть реализован за счет региональ­ного компонента до 2 часов в неделю.

Аналогично для социально-гуманитарного профиля: «Информатика и ИКТ» может изу­чаться за счет элективных курсов на базовом уровне от 1 до 3 часов в неделю ежегодно или базовый уровень может быть реализован за счет регионального компонента до 2 часов в неделю ежегодно; для филологического и психолого-педагогического профилей - за счет элективных курсов от 1 до 4 часов; для аграрно-технологического и художественно-эстетического профилей - за счет элективных курсов от 1 до 5 часов.

При проведении учебных занятий по предмету «Информатика и ИКТ» осуществляется деление классов на две группы: в городских образовательных учреждениях при наполняемости 25 и более человек, в сельских - 20 и более человек.

^ III. Федеральный компонент образовательного стандарта по «Информатике и ИКТ»

Федеральный компонент содержит три стандарта по «Информатике и ИКТ»: для основ­ного общего образования; для среднего (полного) общего образования на базовом уровне; для среднего (полного) общего образования на профильном уровне.

Каждый из стандартов включает:

• цели;

• обязательный минимум содержания основных образовательных программ;

• требования к уровню подготовки выпускников.

Цели изучения учебного предмета «Информатика и ИКТ»

Информатика - наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информа­ционных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззре­ния, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо школьникам как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Изучение информатики и информационно -коммуникационных технологий направлено на достижение следующих целей

В основной школе:

освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, ин­формационных процессах, системах, технологиях и моделях;

овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компью­тера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее резуль­таты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем ос­воении профессий, востребованных на рынке труда.

В старшей школе на базовом уровне:

освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и ком­муникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной, деятельности.

В старшей школе на профильном уровне:

освоение и систематизация знаний, относящихся к математическим объектам инфор­матики; построению описаний объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование; средствам моделирования; информационным процес­сам в биологических, технологических и социальных системах;

овладение умениями строить математические объекты информатики, в том числе логи­ческие формулы и программы на формальном языке, удовлетворяющие заданному описанию; создавать программы на языке программирования по их описанию; исполь­зовать общепользовательские инструменты и настраивать их для нужд пользователя;

развитие алгоритмического мышления, способностей к формализации, элементов сис­темного мышления;

воспитание чувства ответственности за результаты своего труда; формирование уста­новки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, на недопустимость действий, нарушающих правовые, этические нормы работы с инфор­мацией;

приобретение опыта проектной деятельности, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью совре­менных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда.

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ — обобщенное содержание образования по информатике и ИКТ, которое каждое образовательное учрежде­ние обязано предоставить обучающимся для обеспечения их конституционного права на получение общего образования. Обязательный минимум представлен в форме набора пред­метных тем (дидактических единиц), включаемых в обязательном порядке в основные обра­зовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Обязательный минимум распределяет учебный материал по ступеням общего образования, обеспечивает их преемственность и предоставляет обучающимся возможность успешно продолжить обучение на последующих ступенях (уровнях) образования.

Обязательный минимум не устанавливает порядок (последовательность) изучения пред­метных тем в рамках ступеней общего образования и не определяет нормативы учебного времени, отводимые на изучение данной предметной темы в рамках учебной программы.

В обязательном минимуме прямым шрифтом выделено содержание, изучение которого является объектом контроля и оценки в рамках итоговой аттестации выпускников. Курсивом выделено содержание, которое подлежит изучению, но не является объектом контроля и не включается в требования к уровню подготовки выпускников.

Требования к уровню подготовки выпускников установленные стандартом результаты освоения выпускниками обязательного минимума федерального компонента государственно­го стандарта общего образования, необходимые для получения государственного документа о достигнутом уровне общего образования. Требования разработаны в соответствии с обяза­тельным минимумом, преемственны по ступеням общего образования и учебным предметам. Требования задаются в деятельностной форме (что в результате изучения данного учебного предмета учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повсе­дневной жизни). Требования служат основой разработки контрольно-измерительных матери­алов для государственной аттестации выпускников образовательных учреждений, реализую­щих программы основного общего и среднего (полного) общего образования

^ IV. Концептуальные основы образовательного стандарта по предмету «Информатика и ИКТ»

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса стро­ится на основе раскрытия условий перехода от информационных процессов к информацион­ным технологиям (построения алгоритмов осуществления информационных процессов, воз­можности представления любой информации в двоичном виде и т. д.). Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информацион­ных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов, формирования межпредмет­ных, общеучебных умений. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффектив­ности всего учебного процесса последовательность изучения материала выстроена таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач. Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости от средств информационных технологий, некоторые — в комбинации «безмашинных» и «электронных» сред. Так, например, понятие «информация» первоначально вводится безотносительно к тех­нологической среде, но сразу получает подкрепление в практической работе по записи изображения и звука. Вслед за этим идут практические вопросы обработки информации на компьютере, обогащаются представления учащихся о различных видах информационных объектов. При этом понятие информационного объекта используется как обобщающее для различных видов объектов, с которыми приходится иметь дело учащемуся: текстом, звуком, изображением и т. д. После знакомства с информационными технологиями обработки текс­товой и графической информации в явной форме возникает еще одно важное понятие информатики — дискретизация. К этому моменту учащиеся уже достаточно подготовлены к усвоению общей идеи о дискретном представлении и описании (моделировании) всего окружающего нас мира. Динамические таблицы и базы данных как компьютерные инстру­менты, требующие относительно высокого уровня подготовки уже для начала работы с ними, рассматриваются во второй части курса.

Центральное теоретическое понятие современной информатики — «алгоритм» вводится как содержательное понятие. Для записи алгоритмов используются формальные языки блок-схем и структурного программирования. С самого начала работа с алгоритмами поддер­живается компьютером.

Важное понятие модели первоначально вводится в контексте компьютерного имитаци­онного моделирования (виртуальных лабораторий). Затем оно обобщается на примере раз­личных видов (нематериальных) моделей.

Понятия управления и обратной связи вводятся в контексте работы с компьютером, но переносятся и в более широкий контекст социальных, технологических и биологических систем. Он поддержан построением программ управления движущимися объектами в вирту­альных и реальных средах.

В последних разделах курса отрабатываются телекоммуникационные технологии и техно­логи коллективной проектной деятельности с применением ИКТ.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать ин­формацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в старшей школе на базовом уровне призвано более полно, чем в основной школе, раскрыть содержание информатики как фундаментальной научной дисциплины. В связи с этим приоритетными объектами изучения становятся информационные системы (преимущественно автоматизиро­ванные, связанные с информационными процессами) и информационные технологии, рас­сматриваемые с позиций системного подхода. Это позволяет: обеспечить преемственность курсов информатики и информационно-коммуникационных технологий основной и старшей школы; систематизировать знания в области информатики и информационно-коммуникаци­онных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения; заложить основу для дальнейшего профессионального обучения.

Все курсы информатики и ИКТ основной и старшей школы строятся на основе содержа­тельных линий, представленных в общеобразовательном стандарте. Вместе с тем следует отметить, что все эти содержательные линии можно сгруппировать в три основных направ­ления: «Информационные процессы», «Информационные модели» и «Информационные основы управления». В этих направлениях отражены обобщающие понятия, которые в явном или неявном виде присутствуют во всех современных учебниках информатики.

Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономер­ностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.

С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значитель­ное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами.

С точки зрения деятельности это дает возможность сформировать методологию исполь­зования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов:

• автоматизированные информационные системы (АИС) хранения массивов информа­ции (системы управления базами данных, информационно-поисковые системы, гео­информационные системы);

• АИС обработки информации (системное программное обеспечение, инструментальное программное обеспечение, автоматизированное рабочее место, офисные пакеты);

• АИС передачи информации (сети, телекоммуникации);

• АИС управления (системы автоматизированного управления, автоматизированные сис­темы управления, операционная система как система управления компьютером).

С методической точки зрения в процессе преподавания следует обратить внимание на следующие моменты.

Информационные процессы не существуют сами по себе (как не существует движение само по себе, всегда существует «носитель» этого движения), они всегда протекают в каких-либо системах. Осуществление информационных процессов в системах может быть целена­правленным или стихийным, организованным или хаотичным, детерминированным или стохастическим, но, какую бы мы ни рассматривали систему, в ней всегда присутствуют информационные процессы, и, какой бы информационный процесс мы ни рассматривали, он всегда реализуется в рамках какой-либо системы.

Одним из важнейших понятий курса информатики является понятие информационной модели. Оно является одним из основных понятий в информационной деятельности. При работе с информацией мы всегда имеем дело либо с готовыми информационными моделями. (выступаем в роли их наблюдателя), либо разрабатываем информационные модели. Алгоритм и программа — разные виды информационных моделей. Создание базы данных требует, прежде всего, определения модели данных. Формирование запроса к любой информацион­но-справочной системе также относится к информационному моделированию. Изучение любых процессов, происходящих в компьютере, невозможно без построения и исследования соответствующей информационной модели.

Важно подчеркнуть деятельностный характер процесса моделирования. Информацион­ное моделирование является не только объектом изучения в информатике, но и важнейшим способом познавательной, учебной и практической деятельности. Его также можно рассмат­ривать как метод научного исследования и как самостоятельный вид деятельности.

Принципиально важным моментом является изучение информационных основ управле­ния, которые являются неотъемлемым компонентом курса информатики. В ней речь идет, прежде всего, об управлении в технических и социотехнических системах, хотя общие зако­номерности управления и самоуправления справедливы для систем различной природы. Управление также носит деятельностный характер, что и должно найти отражение в методике обучения.

Информационные технологии, которые изучаются на базовом уровне, — это, прежде всего, автоматизированные информационные системы. Это связано с тем, что возможности информационных систем и технологий широко используются в производственной, управлен­ческой и финансовой деятельности.

Очень важным является следующее обстоятельство. В последнее время все большее число информационных технологий строятся по принципу «открытой автоматизированной систе­мы», т. е. системы, способной к взаимодействию с другими системами. Характерной особен­ностью этих систем является возможность модификации любого функционального компо­нента в соответствии с решаемой задачей. Это придает особое значение таким компонентам информационное моделирование и информационные основы управления.

Обучение информатике в общеобразовательной школе целесообразно организовать «по спирали*: первоначальное знакомство с понятиями всех изучаемых линий (модулей), затем на следующей ступени обучения изучение вопросов тех же модулей, но уже на качественно новой основе, более подробное, с включением некоторых новых понятий, относящихся к данному модулю, и т. д. Таких «витков» в зависимости от количества учебных часов, отведенных под информатику в конкретной школе, может быть два или три. На базовом уровне старшей школы это позволяет перейти к более глубокому, всестороннему изучению основных содержательных линий курса информатики основной школы. С другой стороны, это дает возможность осуществить реальную профилизацию обучения в гуманитарной сфере.

Основными содержательными направлениями курса информатики и информационных технологий профильного уровня старшей школы являются:

1) теоретическая информатика, представленная линиями:

• информация и информационные процессы;

• математическое и компьютерное моделирование;

• основы информационного управления;

2) средства ИКТ и их применение;

3) информационная деятельность человека.

При раскрытии содержания линии «Информация и информационные процессы» учащие­ся углубляют и систематизируют свои знания в области фундаментальных понятий информа­тики. При этом эффективность обучения повышается, если оно осуществляется в ИКТ- насыщенной образовательной среде, в которой помимо компьютеров имеются различные периферийные устройства, в том числе средства визуализации процессов, датчики, различные управляемые компьютером устройства. Содержание этого раздела обладает большой степенью инвариантности. Продолжается развитие системного и алгоритмического мышления на базе решения задач, в том числе с использованием языка программирования. Непосредственным продолжением этой деятельности является работа в практикумах.

Освоение содержательной линии «Математическое и компьютерное моделирование» на­правлено на формирование умений описывать и строить модели управления в системах различной природы (физических, технических и др.), использовать модели и моделирующие программы в области естествознания, обществознания, математики и т. д.

При изучении основ информационного управления осуществляется развитие представле­ний о цели, характере и роли управления, об общих закономерностях управления в системах различной природы; формирование умений и навыков собирать и использовать информацию с целью управления физическими и техническими системами с помощью автоматических систем управления.

Изучение данного предмета содействует дальнейшему развитию таких умений, как системный анализ информации, поиск информации в различных источниках, представление своих мыслей и взглядов, моделирование, прогнозирование, организация собственной и кол­лективной деятельности.

Организация практических работ

При изучении предмета «Информатика и информационные технологии» предполагается проведение непродолжительных практических работ (20—25 мин), направленных на отработ­ку отдельных технологических приемов, а также практикума — интегрированных практиче­ских работ (проектов), ориентированных на получение целостного содержательного резуль­тата, осмысленного и интересного для учащихся. При выполнении работ практикума пред­полагается использование актуального содержательного материала и заданий из других пред­метных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домаш­нюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. Объем работы может быть увеличен за счет использования школьного компонента и интеграции с другими предметами. Всего на выпол­нение практических работ должно быть отведено не менее половины всего учебного времени.

В случае отсутствия должной технической базы для реализации отдельных работ практи­кума в основной школе образующийся резерв времени рекомендуется использовать для более глубокого изучения раздела «Алгоритмизация» или отработки пользовательских навыков с имеющимися средствами базовых ИКТ.

Овладение общеучебными умениями, навыками, способами деятельности и ключевыми компетенциями является необходимым условием эффективной реализации важнейших задач общего образования, прежде всего развития и социализации школьников. В этом направле­нии приоритетами для учебного предмета «Информатика и ИКТ» являются

на этапе основного общего образования:

• определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алго­ритмов, имеющихся средств информационных технологий;

• комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и базы данных;

• владение умениями совместной информационной деятельности (согласование и коор­динация деятельности с другими ее участниками);

на этапе среднего (полного) образования:

• определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;

• самостоятельное создание алгоритмов деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

• создание идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;

• поиск и оценка информации по заданной теме в источниках различного типа;

• перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуациям;

использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

^ V. Соотношение содержания стандартов и примерных программ

На основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования составлена примерная программа по информатике и ИКТ. В ней конкретизиро­вано содержание образовательного стандарта, даны примерное распределение учебных часов по разделам курса и возможная последовательность изучения разделов и тем учебного пред­мета с учетом межпредметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса, воз­растных особенностей учащихся, определен минимальный набор практических работ, необ­ходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся. Таким образом, примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая при этом творческой инициативы учителей, предоставляет широ­кие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных про­грамм и учебников, а также может использоваться при тематическом планировании курса учителем. Авторы учебников и методических пособий, учителя информатики могут предло­жить собственный подход к структурированию учебного материала, определению последова­тельности изучения этого материала, а также методических путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся.

«Информатика и ИКТ» в основной школе — это новый учебный предмет, и содержатель­но, по сравнению с обязательным минимумом содержания и БУПом 1998 г. для основной школы, изменился минимально. Поскольку специфика предмета состояла в наличии большой практической компоненты, содержание условно делили 50/50 теоретической и практической части. Сегодня условно предмет состоит из двух разделов, названия которых отражают суть теоретической и практической компонент: «Информационные процессы» и «Информацион­ные технологии». В таблице указано деление двух разделов на содержательно-методические линии и соотношение учебного времени между ними из примерного планирования. Следует обратить внимание на линию «Формализация и моделирование», которой нет в явном виде в стандарте, но содержащуюся в примерной программе. Это объясняется тем, что деятель­ность, связанная с моделированием и формализацией, проходит через все линии и необхо­димо учебное время для введения ключевых понятий и систематизации полученных знаний.





1. Информационные процессы

2. Информационные технологии

Общеее число часов: 105

Резерв времени: 11 ч (10,5%)

Число часов на раздел

2: 48

Информация и информационные процессы

Представление информации

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

Алгоритмы и исполнители

Формализация и моделирование

Информационные процессы и технологии в обществе

Обработка текста

Обработка графики

Мультимедийные технологии

Обработка числовой информации

Хранение информации

Коммуникационные технологии

Учебные часы из примерной программы

4

6

4

20

8

4

14

4

8

6

4

12

Проценты

4,2

6

4,2

21

9

4,2

15

4,2

9

6

4,2

13

В старшей школе предполагается изучение информатики на двух уровнях; в зависимости от выбранного профиля количество часов и содержание предмета существенно различаются. Соотношение удельных весов различных разделов (тем) содержания по информатике и ИКТ Среднее (полное) общее образование. Базовый уровень

Общее число часов: 70 Резерв времени: 7 ч (10%) Фактическое число часов: 63

Информация и информационные процессы

Информационные модели и системы

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов

Средства и технологии создания и преобразован информационных объектов

Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии)

Основы социальной информатики

Учебные часы из примерной программы

13

19

5

12

13

2

Проценты

20,5

30

8

19

20,5

3



Среднее (полное) общее образование. Профильный уровень




Теоретическая информатика

Информационные технологии

Общее число часов: 280 Резерв времени: 30 ч (10%) Фактическое число часов: 250

Информация и информационные процессы

Информационная деятельность человека

Средства ИКТ

Технология создания и обработки текстовой информации

Технология создания и обработки графической и мультимедийной информации

Обработка числовой информации

Технология поиска и хранения информации

Телекоммуникационные технологии

Технологии управления, планирования и организации деятельности

Учебные часы из примерной программы

64

13

48

125

Проценты

26

5

-

50

^ VI. Рекомендации по использованию действующих учебников и УМК

При организации изучения «Информатики и ИКТ», выборе учебников и УМК, а также составлении поурочного планирования рекомендуется руководствоваться следующими доку­ментами:

• стандартом общего образования по «Информатике и ИКТ»;

• стандартом среднего (полного) общего образования по «Информатике и ИКТ» на базовом уровне;

• стандартом среднего (полного) общего образования по «Информатике и ИКТ» на профильном уровне;

• примерными программами по «Информатике и ИКТ»;

• требованиями к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержатель­ным наполнением стандартов по «Информатике и ИКТ»;

• федеральными перечнями учебников, учебно-методических и методических изданий, рекомендованных (допущенных) Минобразованием России к использованию в обра­зовательном процессе в образовательных учреждениях на определенный учебный год.

  1   2   3



Похожие:

Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Информатика и икт» и информационных технологий в рамках других предметов в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования* iconМетодическое письмо о преподавании учебного предмета «Информатика и икт» иинформационных технологий в рамках других предметов в условиях введения федерального компонента
Государство гарантирует общедоступность и бесплатность общего образования в образовательных учреждениях в пределах, определяемых...
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Информатика и икт» и информационных технологий в рамках других предметов в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования* iconМетодическое письмо о преподавании учебного предмета «Русский (родной) язык» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования
Государство гарантирует общедоступность и бесплатность общего образования в образовательных учреждениях в пределах, определяемых...
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Информатика и икт» и информационных технологий в рамках других предметов в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования* iconМетодическое письмо о преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования
Ания – нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный...
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Информатика и икт» и информационных технологий в рамках других предметов в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования* iconМетодическое письмо о преподавании иностранного языка в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования
Это нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный...
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Информатика и икт» и информационных технологий в рамках других предметов в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования* iconПрограмма курса «Информатика и икт» к учебнику "Информатика" (Н. В. Макарова) 10 11 класс
Рабочая программа по курсу «Информатика и икт» ориентирована на примерную программу, составленную на основе федерального компонента...
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Информатика и икт» и информационных технологий в рамках других предметов в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования* iconТребования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования математика
Основания и цели разработки требований. Настоящие требования разработаны на основе федерального компонента государственного стандарта...
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Информатика и икт» и информационных технологий в рамках других предметов в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования* iconОб утверждении плана мероприятий департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
С целью обеспечения эффективности процесса введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта начального...
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Информатика и икт» и информационных технологий в рамках других предметов в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования* iconПриказ №1312 об утверждении федерального базисного
России и президиума Российской академии образования от 23. 12. 2003 №21/12 «О проекте федерального компонента государственного стандарта...
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Информатика и икт» и информационных технологий в рамках других предметов в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования* iconТ. С. Кудряшова Приказ №63 от 08. 02. 2006 г. Положение о кабинете информатики и икт общие положения Данное Положение разработано на основе Закон
Федерального компонента государственного стандарта общего образования, санитарно-гигиенических норм и основных положений здоровьесберегающих...
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Информатика и икт» и информационных технологий в рамках других предметов в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования* iconРабочая программа для учащихся 3-4 классов Составитель: Толстобова Т. П., учитель информатики, I категория
Согласно федеральной программе учебный предмет «Информатика и икт» представлен в 3-4 классах в качестве обязательного учебного модуля...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов