Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике базовый уровень Пояснительная записка Статус и структура документа icon

Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике базовый уровень Пояснительная записка Статус и структура документа



НазваниеПримерная программа среднего (полного) общего образования по информатике базовый уровень Пояснительная записка Статус и структура документа
Дата конвертации22.10.2012
Размер147.52 Kb.
ТипПримерная программа

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ

Базовый уровень

Пояснительная записка

Статус и структура документа

Примерная программа по информатике и информационным технологиям создана на основе проекта федерального компонента государственного стандарта общего образования и базисного учебного плана и служит ориентиром для разработчиков авторских учебных программ и учебников.

Настоящая программа состоит из «Пояснительной записки», «Основного содержания» и «Требований к уровню подготовки выпускников».

Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уров­не направлено на достижение следующих целей:

освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и ком­муникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дис­циплин;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

^ Общая характеристика учебного предмета

Базовый уровень старшей школы призван более полно, чем в основной школе, рас­крыть содержание информатики как фундаментальной научной дисциплины и области че­ловеческой деятельности.

В дальнейшем будем исходить из следующей, методически ориентированной, конкре­тизации традиционного (по И. А. Мизину) определения информатики: Информатика — это паука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов, о закономерностях создания и функционирования информационных систем.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики и информационных техно­логий основной школы являются информационные процессы и информационные технологии.

Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются инфор­мационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.


Это позволяет:

• обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы;

• систематизировать знания в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обуче­ния;

• заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современ­ная информационная деятельность носит, но преимуществу, системный характер.

Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономер­ностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимуществен­но, автоматизированных.

С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значи­тельное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисцип­линами.

С точки зрения деятельности, это дает возможность изучить основные автоматизирован­ные информационные системы, связанные с основными информационными процессами:

• Автоматизированные информационные системы (АИС) хранения массивов инфор­мации (системы управления базами данных, информационно-поисковые системы, геоинформационные системы);

• АИС обработки информации (системное программное обеспечение, инструменталь­ное программное обеспечение, автоматизированное рабочее место, офисные пакеты);

• АИС передачи информации (сети, телекоммуникации);

• АИС управления (системы автоматизированного управления, автоматизированные

системы управления, операционная система как система управления компьютером). Основные содержательные линии базового уровня старшей школы расширяют и углуб­ляют содержательные линии основной школы.

^ 1. Линия информационных процессов и систем

Информационные процессы не существуют сами по себе (как не существует движение само по себе, — всегда существует «носитель» этого движения), они всегда протекают в каких-либо системах. Осуществление информационных процессов в системах может быть целенаправленным или стихийным, организованным или хаотичным, детерминирован­ным или стохастическим, но какую бы мы ни рассматривали систему, в ней всегда присут­ствуют информационные процессы, и какой бы информационный процесс мы ни рассмат­ривали, он всегда реализуется в рамках какой-либо системы.

В соответствии с традиционной классификацией наиболее общими видами изучаемых наукой систем являются:

—системы неживой природы;

— системы живой природы;

— технические системы;

— социотехнические системы;

— общественные системы;

— идеальные, абстрактные системы;

— человек как система духовных, нравственных, интеллектуальных, физических ка­честв.

В каждой науке преобладающим объектом изучения является тот или иной вид сис­тем, что находит отражение в соответствующих учебных курсах (в психологии — человек;

в физике — системы неживой природы; в социологии — общественные системы; в матема­тике — абстрактные системы и т. д.).

Поскольку в курсе информатики и информационных технологий старшей школы вели­ка роль мировоззренческого аспекта и межпредметных связей, целесообразно сбалансиро­вание представить в содержании обучения все перечисленные виды систем.

^ 2. Линия моделирования и формализации

Понятие «информационной модели» является одним из основных понятий в информа­ционной деятельности. При работе с информацией мы всегда имеем дело либо с готовыми информационными моделями (выступаем в роли их наблюдателя), либо разрабатываем ин­формационные модели. Алгоритм и программа — разные виды информационных моделей. Создание базы данных требует, прежде всего, определения модели данных. Формирова­ние запроса к любой информационно-справочной системе — также относится к информа­ционному моделированию. Изучение любых процессов, происходящих в компьютере, не­возможно без построения и исследования соответствующей информационной модели.

Важно подчеркнуть деятельностный характер процесса моделирования. Информаци­онное моделирование является не только объектом изучения в информатике, но и важней­шим способом познавательной, учебной и практической деятельности. Его также можно рассматривать как метод научного исследования и как самостоятельный вид деятельности.

^ 3. Линия управления и информационных технологий

Изучение информационных основ управления является неотъемлемым компонентой курса информатики. Объектом изучения информатики является, прежде всего, управле­ние в технических и социотехнических системах, хотя общие закономерности управления и самоуправления справедливы для систем различной природы. Управление также носит деятельностный характер, что и должно найти отражение в методике обучения.

Информационные технологии, которые изучаются в базовом уровне — это, прежде всего, автоматизированные информационные системы. Это связано с тем, что возможно­сти информационных систем и технологий широко используются в производственной, уп­равленческой и финансовой деятельности для повышения эффективности труда работни­ков информационной сферы, в частности, для поддержки принятия решения.

Очень важным является следующее обстоятельство. В последнее время все большее чис­ло информационных технологий строится по принципу «открытой автоматизированной сис­темы», т. е. системы, способной к взаимодействию с другими системами. Характерной особенностью этих систем является возможность модификации любого функционального компонента в соответствии с решаемой задачей. Это придает особое значение таким компо­нентам, как информационное моделирование и информационные основы управления.

^ Основное содержание

Х класс

Тема


Всего часов


Теория


Номера прак­тических работ


^ Информация и информационные процессы.

Основные подходы к определению понятия «информация». Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элемента­ми, сигналы. Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации: сигнал, знак, символ. Виды и свойства инфор­мации. Количество информации как мера уменьшения неоп­ределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации. Классификация информационных процессов. Кодирование информации. Языки кодирования. Формализо­ванные и неформализованные языки. Выбор способа пред­ставления информации в соответствии с поставленной зада­чей. Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора.


16


10


I, II, III, IV, V.


Тема


Всего часов


Теория


Номера прак­тических работ


Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача информации. Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологиче­ских и технических системах. Обработка информации. Систематизация информации. Измене­ние формы представления информации. Преобразование ин­формации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации. Возможность, преимуще­ств и недостатки автоматизированной обработки данных. Хранение информации. Защита информации. Методы защиты. Особенности запоминания, обработки и передачи информа­ции человеком. Управление системой как информационный процесс. Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике. Организация личной информационной среды.










^

Информационные модели


Информационное моделирование как метод познания. Ин­формационные (нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей. Объект, субъ­ект, цель моделирования. Адекватность моделей моделируе­мым объектам и целям моделирования. Формы представле­ния моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема. Основные этапы построения моделей. Фор­мализация как важнейший этан моделирования. Компьютерное моделирование и его виды: расчетные, графи­ческие, имитационные модели. Структурирование данных. Структура данных как модель предметной области. Алгоритм как модель деятельности. Гипертекст как модель организации поисковых систем. Примеры моделирования социальных, биологических и тех­нических систем и процессов. Модель процесса управления. Цель управления, воздействия внешней среды. Управление как подготовка, принятие реше­ния и выработка управляющего воздействия. Роль обратной связи в управлении. Замкнутые и разомкнутые системы управления. Самоуправляемые системы, их особенности. Понятие о сложных системах управления, принцип иерар­хичности систем. Самоорганизующиеся системы. Использование информационных моделей в учебной и по­знавательной деятельности.


24


8


VI, VII, VIII

^

Информационные системы


Понятие и типы информационных систем. Базы данных (табличные, иерархические, сетевые). Системы управления базами данных (СУБД). Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты). Реляционные базы данных. Связывание таблиц в многотабличных базах данных.


14


6


IX


^ Компьютер как средство автоматизации информационных про­цессов.

Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архи­тектуры современных компьютеров. Многообразие операци­онных систем. Программные средства создания информационных объектов, организации личного информационного пространства, защи­ты информации.


9


3


X


Резерв свободного учебного времени


7








ИТОГО


70


27


36


Практические работы

^ I. Измерение информации.

Решение задач на определение количества информации, содержащейся в сообщении при вероятностном и техническом (алфавитном) подходах.

II. Информационные процессы.

Решение задач, связанных с выделением основных информационных процессов в ре­альных ситуациях (при анализе процессов в обществе, природе и технике).

III. Кодирование информации.

Кодирование и декодирование сообщений по предложенным правилам.

^ IV. Поиск информации.

Формирование запросов на поиск данных. Осуществление поиска информации на заданную тему в основных хранилищах информации.

V. Защита информации.

Использование паролирования и архивирования для обеспечения защиты информации

^ VI. Моделирование и формализация.

Формализация задач из различных предметных областей.

Формализация текстовой информации.

Представление данных и табличной форме.

Представление информации в форме графа.

Представление зависимостей в виде формул.

Представление последовательности действий в форме блок-схемы.

^ VII. Исследование моделей.

Исследование учебных моделей: оценка адекватности модели объекту и целям модели­рования (на примерах задач различных предметных областей).

Исследование физических моделей.

Исследование математических моделей.

Исследование биологических моделей.

Исследование геоинформационных моделей.

Определение результата выполнения алгоритма по его блок-схеме.

^ VIII. Информационные основы управления.

Моделирование процессов управления в реальных системах; выявление каналов прямой и обратной связи и соответствующих информационных потоков.

Управление работой формальных исполнителей с помощью алгоритмов.

Построение информационных моделей для решения поставленных задач, в том числе компьютерных (на примерах задач различных предметных областей).

^ IX. Информационные системы. СУБД.

Знакомство с системой управления базами данных Access.

Создание структуры табличной базы данных.

Осуществление ввода и редактирования данных.

Упорядочение данных в среде системы управления базами данных.

Формирование запросов на поиск данных в среде системы управления базами данных

Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач.

^ X. Компьютер и программное обеспечение.

Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тестирование компьютера. Настройка BIOS и загрузка операционной системы. Работа с графическим интерфейсом Windos, стандартными и служебными приложе­ниями, файловыми менеджерами, архиваторами и антивирусными программами.

XI класс

Тема

Всего часов

Теория

Номера практических работ

^ Компьютерные технологии представления информации

Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации в ком­пьютере.

Позиционные и непозиционные системы счисления. Запись чисел в позиционных системах счисления. Системы счисле­ния, используемые в вычислительной технике.

Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. Компьютерное представление целых и вещественных чисел. Понятие о пе­реполнении и точности вычислений. Представление текстовой информации в компьютере. Кодо­вые таблицы.

Два подхода к представлению графической информации. Растровая и векторная графика. Модели цветообразования. Технологии построения анимационных изображений. Техно­логии трехмерной графики.

Представление звуковой информации: MIDI и цифровая запись. Понятие о методах сжатия данных. Форматы файлов.

10

5

I

^ Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов

Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии организации текста. Основные прие­мы преобразования текстов. Гипертекстовое представление информации.

Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Средства и технологии работы с таблицами. Назна­чение и принципы работы электронных таблиц. Основные способы представления математических зависимостей между данными. Использование электронных таблиц для обработки числовых данных (на примере задач из различных предмет­ных областей).

Графические информационные объекты. Средства и техноло­гии работы с графикой. Создание и редактирование графиче­ских информационных объектом средствами графических ре­дакторов, систем презентационной и анимационной графики.



25

5

II

Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии)

Каналы связи и их основные характеристики. Помехи, шу­мы, искажение передаваемой информации. Избыточность информации как средство повышения надежности ее переда­чи. Использование кодов с обнаружением и исправлением ошибок.

Возможности и преимущества сетевых технологий. Локаль­ные сети. Топологии локальных сетей. Глобальная сеть. Адресация в Интернате. Протоколы обмена. Протокол передачи данных ТСР/IР. Аппаратные и программные средства организации компью­терных сетей.

Информационные сервисы сети Интернет: электронная поч­та, телеконференции, Всемирная паутина, файловые архивы и т. д.

Поисковые информационные системы. Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска. Инструментальные средства создания WEB-сайтов.

26

10

III

^ Основы социальной информатики

Информационная цивилизация. Информационные ресурсы общества. Информационная культура. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Информа­ционная безопасность.


2

2

-

Резерв свободного учебного времени

7







Итого

70

22

41

Практические работы

^ I. Представление информации в компьютере.

Решение задач и выполнение заданий на кодирование, и упаковку тестовой, графичес­кой и звуковой информации.

Запись чисел в различных системах счисления, перевод чисел из одной системы счис­ления в другую, вычисления в позиционных системах счисления.

Представление целых и вещественных чисел в форматах с фиксированной и плавающей запятой.

^ II. Создание и преобразование информационных объектов.

Создание, редактирование и форматирование текстовых документов различного вида.

Решение расчетных и оптимизационных задач с помощью электронных таблиц.

Использование средств деловой графики для наглядного представления данных.

Создание, редактирование и форматирование растровых и векторных графических изоб­ражений.

Создание мультимедийной презентации.

^ III. Компьютерные сети.

Подключение к Интернету. Настройка модема.

Настройка почтовой программы Outlook Expeess. Работа с электронной почтой.

Путешествие по Всемирной паутине. Настройка браузера.

Работа с файловыми архивами.

Формирование запросов на поиск информации в сети по ключевым словам, адекват­ным решаемой задаче.

Разработка Web-сайта на заданную тему.

Знакомство с инструментальными средствами создания Web-сайтов.

Форматирование текста и размещение графики.

Гиперссылки на Web-страницах.

Тестирование и публикация Web-сайта.




Похожие:

Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике базовый уровень Пояснительная записка Статус и структура документа iconПримерная программа среднего (полного) общего образования по математике базовый уровень пояснительная записка Статус документа
Примерная программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего...
Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике базовый уровень Пояснительная записка Статус и структура документа iconПримерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям профильный уровень Пояснительная записка Статус документа
Примерная программа по информатике и информационным технологиям составлена на ос­нове федерального компонента государственного стандарта...
Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике базовый уровень Пояснительная записка Статус и структура документа iconПримерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям профильный уровень пояснительная записка статус документа
Примерная программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике базовый уровень Пояснительная записка Статус и структура документа iconПримерная программа среднего (полного) общего образования по математике базовый уровень для профилей гуманитарной направленности пояснительная записка Статус документа
Примерная программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего...
Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике базовый уровень Пояснительная записка Статус и структура документа iconПримерная программа среднего (полного) общего образования на профильном уровне математика пояснительная записка Статус документа
Примерная программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего...
Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике базовый уровень Пояснительная записка Статус и структура документа iconПримерная программа по информатике и информационным технологиям базовый уровень Статус документа
Примерная программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике базовый уровень Пояснительная записка Статус и структура документа iconПримерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям пояснительная записка статус документа
Примерная программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике базовый уровень Пояснительная записка Статус и структура документа iconПримерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям пояснительная записка Статус документа
Примерная программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике базовый уровень Пояснительная записка Статус и структура документа iconПримерная программа Основного общего образования По обществознанию ( включая экономику и право) Пояснительная записка Статус документа
Примерная программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего...
Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике базовый уровень Пояснительная записка Статус и структура документа iconПримерная программа основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения Пояснительная записка Статус документа
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов