И. В. Куклина Актуальность темы icon

И. В. Куклина Актуальность темы



НазваниеИ. В. Куклина Актуальность темы
страница1/4
Дата конвертации12.09.2012
Размер431.43 Kb.
ТипАвтореферат диссертации
  1   2   3   4


РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

Санкт-Петербургский институт истории


На правах рукописи


Журавлёва

Ольга Михайловна


Епархиальная практика и церковно-государственная деятельность московского митрополита Филарета (Дроздова). 1821-1867 гг.


Специальность 07.00.02 — Отечественная история


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата исторических наук


Санкт-Петербург

2003

Работа выполнена на факультете истории Европейского Университета в Санкт-Петербурге


Научный руководитель: заслуженный деятель науки РФ, доктор исторических наук А.Н. Цамутали


Официальные оппоненты: чл.-кор. РАН, докт. ист. наук Р.Ш. Ганелин

канд. ист. наук, доцент А.А. Дорская


Ведущая организация: Санкт-Петербургский государственный университет


Защита состоится 13 мая 2003 г. в 14.30 на заседании Диссертационного совета Д.002.200.01 по защите докторских диссертаций при Санкт-Петербургском институте истории РАН по адресу: Санкт-Петербург, ул. Петрозаводская, д.7.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Санкт-Петербургского института истории РАН.


Автореферат разослан « » апреля 2003 г.


Ученый секретарь

Диссертационного совета

кандидат исторических наук И.В.Куклина

Актуальность темы.

В настоящее время, когда усилился интерес к истории церкви синодального периода, большое значение имеют вопросы степени личного участия в выработке «нового религиозного курса» императора Александра I1, непосредственного участия в решении церковных дел императоров Николая I и Александра II2, строительства «ведомства православного исповедания» и т.п.

Исследователи русских церковно-государственных отношений первой половины XIX в., как правило, не интересовались и политической ролью православных иерархов, не обращали внимания на вопрос о соотношении их иерархических полномочий и «светского» значения в стране, где православие являлось государственной религией. В этой связи представляется актуальным анализ мнений архиереев, занимавших первые места в православной иерархии, т.е. являвшихся постоянными членами св. Синода.

В ряду этих иерархов, живших в России в первой половине XIX в., наибольшее влияние имел московский митрополит Филарет (Дроздов). Его роль в формировании церковного курса и политической идеологии империи, неразрывно связанной с этим курсом, всесторонне еще не изучена, также, как и его значение в деле организации системы церковного управления первой половины XIX в.

^

Научная новизна исследования


Новизна представленной диссертации заключается в том, что впервые в отечественной историографии предпринята попытка изучения церковно-государственных отношений первой половины XIX в. через анализ деятельности московского митрополита Филарета (Дроздова). Церковная жизнь Филарета исследуется в диссертации по трем направлениям: государственному (воздействие владыки на формирование официальной идеологии); синодальному (его участие в работе «церковного правительства») и собственно епархиальному (управление Московской митрополией).

Личность и деятельность Филарета (Дроздова) изучается в контексте его времени, во взаимосвязи исторических, церковных и культурных процессов, протекавших в империи в течение трех царствований – Александра I, Николая I и Александра II.
^

Степень изученности темы


Исследования церковно-государственных отношений появились в конце XIX в. и были посвящены различным аспектам взаимодействия церкви и государства. Прежде всего, историки церкви стремились охарактеризовать положение Православной церкви в России, структуру ее (церкви) управления. В связи с этим их исследования предполагали определение места и роли Синода, полномочий обер-прокуроров, а также церковных иерархов. Среди дореволюционных исследований по интересующей нас теме следует выделить труды Т.В. Барсова3, Ф.В. Благовидова4, П.В. Знаменского5, А.А. Папкова6, С.Г. Рункевича7 и И.А. Чистовича8, соответствовавшие уровню развития исторической науки конца XIX-начала XX вв. В работах указанных авторов личность митрополита Филарета (Дроздова) и его деятельность анализировались традиционно, исходя из того обстоятельства, что владыка, прежде всего, был представителем высшей церковной иерархии. Исследователи оценивали его как предусмотрительного, талантливого и опытного администратора, стремившегося улучшить существовавшую систему епархиального управления и упрочить положение Православной церкви.

В том же ключе были написаны и статьи А. Н. Пыпина, объединенные под заглавием «Религиозные движения при Александре I»9. Его работы внесли весомый вклад в понимание религиозных настроений общества. Наибольший интерес для нашего исследования представляют собранные автором материалы о Библейском обществе в России, членом которого являлся Филарет (Дроздов).

В дореволюционной историографии не были поставлены задачи анализа формирования и функционирования сложившейся к середине XIX в. системы управления, а также изучения механизмов управления епархиями. Прежде всего, изучалась событийная история Православной церкви, а также законодательные нормы, лежавшие в основе ее управления.

Большое значение для изучения церковно-государственных отношений имели работы историков церковного права10. В них перечислялись церковные и гражданские постановления, которыми руководствовалась в своей практике Православная церковь, анализировалось формирование и расширение источников права, обосновывалась правомерность действующего права, системы епархиального управления, а также правил функционирования церковного суда. В исследованиях представлен общий фон, позволяющий деятельность архиереев охарактеризовать, как соответствующую или не соответствующую общепринятым нормам. Но сопоставления историками церковного права проведено не было.

В качестве одной из проблем во взаимоотношениях церкви и государства, изучалась история старообрядчества. Изучение положения староверов в России началось с середины XIX в. из-за объективной потребности в информации11, прежде всего, правительства12, поскольку верховная власть опасалась их нелояльности к существовавшему строю. Светская и церковная власть придерживались различной тактики по отношению к старообрядцам, потому в историографии в середине XIX в. сформировалось два основных направления, церковное и правительственное, к которым со второй половины XIX в. присоединилось и демократическое. Его характеризовала попытка выявить иные, кроме религиозной, причины существования старообрядчества13. С начала XX в. стали издаваться работы самих старообрядцев, отражавшие их взгляд на проблему14. Теоретическое изучение старообрядчества, однако, не было сопоставлено с конкретной епархиальной практикой ни одного из архиереев.

Хотя московский митрополит как церковный деятель был воспитан в традициях синодальной системы, в работах, ему посвященных, общие вопросы церковно-государственных отношений и места Православной церкви в системе российского самодержавия не затрагивались. Внимание историков и богословов привлекали отдельные аспекты его деятельности: церковная администрация и суд, борьба со старообрядцами и управление духовно-учебными заведениями, контроль над цензурой, богословские и канонические воззрения, проповеднический дар и т.д. В XIX в. авторами публикаций о Филарете (Дроздове), прежде всего, являлись преподаватели и профессора духовных учебных заведений. Они относились к святителю с почтением и благоговением и создали историографическую традицию, которую характеризовала позитивная оценка его личности и действий15. Их работы написаны на основе епархиальной документации и опубликованных мнений и отзывов Филарета16. Однако, требуется критически подходить к приводимым в них оценочным характеристикам. Недостаток публикаций заключается в том, что их авторы исходили из сформировавшегося к тому времени официального отношения православной церкви к иерарху и методологических приоритетов.

К этой же группе исследований можно отнести и сочинения студентов Санкт-Петербургской духовной академии о митрополите Московском17, хранящиеся в филиале Отдела рукописей Российской национальной библиотеки «Дом Плеханова», в фонде архива Санкт-Петербургской духовной академии (№ 574)18. Студенты использовали опубликованные материалы и документы из архивов канцелярии Синода и обер-прокурора Синода. Но они допускали также поверхностные суждения, церковную риторику и назидательные речевые обороты, не подкрепленные ссылками. Их сочинения отражали общепринятую в церковной среде второй половины XIX в. точку зрения.

Интерес к личности московского иерарха вызвал к жизни работы, посвященные его борьбе со старообрядцами19. В них отражены взгляды Филарета (Дроздова), влияние его на правительственную политику, но не проанализированы полученные выводы, нет сопоставления между позицией митрополита, Синода и верховной власти. Кроме того, их авторы излагали материал, исходя из традиционной для православной церкви XIX в. оценки старообрядчества, не располагали делами канцелярии Синода и пользовались только перепиской, опубликованными мнениями и резолюциями московского архипастыря.

Кроме исследований издавались и апологетические жизнеописания иерарха20. Их авторы, лица духовного звания или преподаватели духовных учебных заведений, полемизировали с теми, кто критиковал действия владыки. В том числе, опровержения вызвала негативная характеристика святителя, содержавшаяся в «Записках» С.М. Соловьева21. Чаще всего, авторы апологетических сочинений имели односторонний взгляд на личность и деятельность Филарета (Дроздова) и фактически не опровергали критики в его адрес.

Подводя итог историографической традиции, сформировавшейся к 1910-м гг., отметим, что положение Православной церкви в Российской империи изучалось независимо от биографии, личности и деятельности московского митрополита. Его роль в общецерковных процессах не рассматривалась в связи с его убеждениями, а его взгляды оценивались вне зависимости от взаимоотношений государственной и церковной власти в XIX в.

В советский период истории Православной церкви уделялось незначительное внимание22. Идеологическая обусловленность выводов, на наш взгляд, не умаляет значения выявленного, изученного и проанализированного материала. Так, опубликованные З. Гурской документы 1860-1861 годов из архива канцелярии Синода и обер-прокурора Синода демонстрируют наличие глубокой связи между государственной политикой и действиями представителей церкви23, в том числе, и Филарета (Дроздова). Хотя составленный к ним научный комментарий требует пересмотра с точки зрения оценки значения реформы и условий ее проведения.

В настоящее время изучаются различные аспекты истории Православной Российской церкви XIX в. Из исследований, посвященных общим вопросам церковно-государственных взаимоотношений, выделим книги Г. Фриза24, С.В. Римского25, Е.А. Вишленковой26 и З.П. Тининой27.

Г. Фриз изучил состояние православного приходского духовенства, а также проанализировал функционирование церковной организации на местном уровне и соответствие в данной связи политики и практики. В монографии С.В. Римского оценивается положение Православной церкви накануне и в период реформ 1860-х гг. Автор доказал, что политика обер-прокуроров была направлена на подчинение архиереев консисториям и их секретарям. Фигура самого московского святителя рассматривается в работе в связи с его участием в реформах. Выводы С.В. Римского представляют ценность для нашего исследования, поскольку позволяют сравнить созданную Филаретом (Дроздовым) в Московской епархии систему с общим положением в стране.

Особенный интерес для нашего исследования представляет монография З.П. Тининой, поскольку на материалах РГИА автор показала принципы действия епархиального управления в синодальной системе. Большого внимания заслуживает вывод автора о духовной цензуре: З.П. Тинина доказала, что на цензуру влияли и духовные, и светские лица, а также взаимоотношения между ними. Е.А. Вишленкова, изучая «контекст эпохи» времени царствования Александра Павловича, рассматривает его религиозную политику по отношению ко всем существовавшим конфессиям, подробно анализирует феномен «евангельского» государства на фоне становления России как одной из ведущих европейских держав. История и особенности функционирования Библейского общества в России, изложенные автором, характеризуют настроение императора и его религиозные стремления, что свидетельствует о предопределенности победы реакционных сил28.

Помимо общих вопросов церковного строительства, в последнее десятилетие исследователи обратились и к истории различных религиозных групп, в том числе, и к старообрядчеству29. Исследователи подняли ряд важных вопросов, связанных с условиями жизни старообрядцев в России30 и в регионах31. Как показала Е.Е. Марченко в своей диссертации, положение старообрядцев зависело не только от отдельных законов, но и от поведения местных властей, по-разному понимавших поступавшие указы и во многом содействовавших староверам32. Изученные механизмы взаимодействия светской и духовной властей позволяют сопоставить выводы исследователей с материалами Московской епархии.

Также появились научные статьи, затрагивающие различные вопросы, связанные с личностью и деятельностью московского митрополита. Филарет (Дроздов) выступает как представитель влиятельной корпорации высшего духовенства, на примере которого возможно проследить разнообразные процессы, происходившие в российском обществе33.

Новейшая работа о Филарете (Дроздове)34 митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева), отражает современное отношение к иерарху Православной Российской церкви. Оно совпадает с оценкой деятельности святителя, которую давали ему в XIX в. Другая работа того же автора о митрополите представляет интерес тем, что содержит в себе элементы полемического сочинения35.

Оценивая историографическую ситуацию в целом, можно утверждать, что объективного исторического исследования, направленного на изучение личности и деятельности московского иерарха в связи с историей Православной церкви и ее роли в самодержавной системе в XIX в., до сих пор не существует.
  1   2   3   4




Похожие:

И. В. Куклина Актуальность темы iconИ. В. Куклина Актуальность темы
Епархиальная практика и церковно-государственная деятельность московского митрополита Филарета (Дроздова). 1821-1867 гг
И. В. Куклина Актуальность темы iconКурс лекций актуальность темы Виды информации Свойства информации Информационный процесс

И. В. Куклина Актуальность темы iconАктуальность темы Научить ребенка приобретать навыки "чтения", переработки и анализа информации, получаемой из разных источников одна из важнейших задач современной школы

И. В. Куклина Актуальность темы iconОбщая характеристика работы Актуальность темы
Защита состоится 2008 г в 10 часов на заседании диссертационного совета д 006. 015. 01. при Всероссийском научно – исследовательском...
И. В. Куклина Актуальность темы iconПервого параграфа внутри главы 4
Дается общая характеристика работы: обосновывается выбор темы, раскрывается ее актуальность и значимость, показывается методологическая...
И. В. Куклина Актуальность темы iconВведение актуальность темы
Не редкими были и паломничества по обету, за себя, или за своих близких. Поэтому паломничество, как правило, носило характер трудного,...
И. В. Куклина Актуальность темы iconПроблемы определения содержания римского права: исторический и цивилистический подход. Введение
Актуальность темы исследования. В последние десятилетия в нашей стране в юриспруденции наметилось коренное изменение представлений...
И. В. Куклина Актуальность темы iconДокументы
1. /Белевич и Куклина-1970.pdf
И. В. Куклина Актуальность темы iconПроект развития школы на 2010 2015 годы муниципальное общеобразовательное учреждение заледеевская средняя общеобразовательная школа актуальность
Актуальность проекта обусловлена новыми требованиями, изложенными в Проекте «Национальная образовательная инициатива «наша новая...
И. В. Куклина Актуальность темы icon34 часа. В планировании имеются ссылки на темы
Детальное планирование темы Основы визуального программирования (желательный минимум 34 часа)
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов