Вопрос №1. Индоевропейский язык  праславянский язык Индоевропейский язык icon

Вопрос №1. Индоевропейский язык  праславянский язык Индоевропейский язык



НазваниеВопрос №1. Индоевропейский язык  праславянский язык Индоевропейский язык
Дата конвертации18.09.2012
Размер118.99 Kb.
ТипЗакон
1. /Б-34.doc
2. /Б-35.doc
3. /Б-37.doc
4. /Б-38,39.doc
5. /Б-40,41.doc
6. /Б-42.doc
7. /Б-43.doc
8. /Б-44.doc
9. /Валентинова.Консонантизм.doc
10. /Валентинова.к.р.ь1.doc
11. /Лосев.doc
12. /Лось2.doc
Несколько таких редакций
Т. говорит, что яз этот путем постепенных изменений развился из более древ яз., из которого путем ряда других изменений развились яз польск., чеш., сербохорв., болг и т д Этот древ яз., из которого путем различных изменений развились все слав яз., Т
Б-37. Осн ф-ии ст-слав яз древнеболг извода. По ст. Трубецкого "Общеслав эл-т в рус культуре" Т
Понятие общерус церковнослав яз. Значение общерус церковнослав яз для слав православия. По статье Трубецкого Общеслав эл-т в рус
Особенности языкового сознания образованного рус чел-ка XVII н. XVIII в. Особенности яз сознания образованного рус чел-ка конца XVIII начала XIX в По статье Трубецкого Общеслав эл-т в рус
Б-42 Сопряжение церковнослав и великорус стихий в рус лит яз. Как Т. решает вопрос о "слав хар-ре" и "слав психике"? По cm. Т. «Общеслав эл-т в рус культуре»
Б-43 Что понимается под верхами и низами культуры? Как в ходе истории меняется соотношение между верками и низами рус культуры? Каково идеальное соотношение верхов и низов7 По ст. Т. «Верхи и низы русской культуры» Под «низом» Т
Бицилпи П. М нация и Язык
Праславянский язык
Вопрос №1. Индоевропейский язык  праславянский язык Индоевропейский язык
Диалектика мифа
I. Миф не есть выдумка или фикция, не есть фантастический вымысел

Вопрос №1.


Индоевропейский язык  праславянский язык

Индоевропейский язык

Праславянский язык


I. Особенности вокализма

В и-е яз. Гласные имели не только кач. фонематич. Признаки (квалитативные – ряд, подъем), но и кол-венный (квантитативный - долгота). Фонемы долгие и краткие:

*ā, *ō, *ū, * ē,* ī

*ă, *ŏ, *ŭ, * ĕ, * ĭ

Кроме того, 2 фонемы могли быть не слоговыми:

* u, *i

(в сочет. с др. гласными дифтонг)

*ā + *ō  *а

*ă + *ŏ  * о

скакать – долгий процесс (ā)

вскочить – короткий (ŏ)

*ū  ы (*у)

*ē  ь (ять) * ĕ 

*ī  *i

*ŭ Ъ (ер) – сверхкраткая (редуцированная) ер (ŏ)

*ĭ  Ь (ерь) (ĕ)

*ĕ  *e

сон – сна О//Ø СЪNЪ

день – дня е// Ø ДЬNЬ

Редуцированные гласные Ъ и Ь имели сильные и слабые позиции  в дальнейшем развитие слав. языков в сильных позициях редуцированные прояснялись в гласные полного образования (в рус.яз. Ъ в сильной позиции  О; Ь в сильной позиции  е). В слабых позициях Ъ и Ь утратились.

II. Строение слога.

В и-е яз. слоги м.б. открытыми и закрытыми.

  • В праслав.яз. начинает действовать Закон открытого слога: слоги м.б. только открытыми.

  • ЗОС провоцирует основной принцип построения слога – принцип возрастающей звучности (каждый последующий звук в слоге д.б. более звучным, иметь больше голоса).
  • Закон слогового сингармонизма: внутри одного слога не могли стоять рядом звуки слишком далёкие др. от др. по месту образования.


III. Дифтонги.


3 группы дифтонгов:

I) * ā u * ā i

* ō u * ō i

* ē u * ē i 12 шт.


II) Дифтонги с носовыми.

* ā m * ā n

* ō m * ō n

* ē m * ē n 12 шт.


III) Дифтонги с плавными.

* ā r * ā l

* ō r * ō l

* ē r * ē l 12 шт.



Нарушается принцип построения слога по возрастающей звучности в I гр. дифтонгов  сними в слав. яз. д.б. произойти преобразования.

2 позиции дифтонгов:

  1. перед согл.

  2. конец слова

происходит монофтонгизация дифтонгов – вместо дифтонга получается 1 звук (в рез-те ассимиляции)

а) перед гласн. (гипотетическая)

*…t a u o…

дифтонг распадается на 2 части. Неслоговая часть дифтонга переходит в согл. (u v ) ; i  й ) и граница слогораздела переходит на одну позицию вперёд

I. Дифтонги * ā u * ō u в результате ассимиляции дают `у в позиции перед согл. И на конце слова:

ухо – auris (лат.)

сунуть - совать у//ов

горюю – горевать ю// ев (*ē u)

Дифтонг ē u соответствовал дифтонгам * ā u * ō u после мягкого соглю (t`) и давал `у перед согл. и в конце слова.:

блюсти – соблюдать  * bleudtī

Дифтонги * ā i * ō i при восход. интонации в позициях перед согл. и в конце слова монофтонгизировались в ь (ять) * ĕ  : цьNа, Каин, ка йати

Дифтонги * ā i * ō i при нисходящей интонации дали и , кот. нах. во флексиях. Иди!

II. В рез-те монофтонгизации дефтоногов, появились в праслав яз. носовые глас.  ę , о  потом, в кириллическом алфавите они станут - юс малый

- юс большой

Перед глас. дефтонги распадаются на 2 самостоят звука – происходит перераспределение слоговой границы (смещается влево): имя – имени – им

я// ен

В позиции перед глас. сохранается часть дифтонга  распад :  ę  потом перейдёт в  а , после мгк согласного в ст.слав., в совр. рус. яз.  я

звукъ – звонъ

о   у // он В др. рус.яз. даст звук и фонему у  в кириллич. алфавите обозначается буквой «ук» – ОУ у  - лиготура (один звук обозначается 2-я значками)


III. Дифтонги с плавными.

Дифтонги с плавными претерпевают разные изменения в разных группах слав. языков (разные рефлексии)



Юж. (стар-слав)

СЛАДЪКЪ

В юж-слав яз., подчиняясь закону открытого слога внутри дифтонга с плавными происходит метатеза (перестановка) с одновременным удлинением гласного

ŏа (первое неполноглпсие)


Восточ.

В вост-слав. яз. после плавного образовывается гласный такой же как и гласный перед плавным

СОЛОД

Зап.

В зап-слав. яз. происходит метатеза, полногласный не удлиняется

SLODKI



Вопрос №2.

Генеалогическая классификация языков славянской группы.


Восточная п\гр

Южная п/гр

Западная п/гр

1) Русский

наречия:

● северно (в елико) русское — «окающее»

● южно (велико) русское— «акающее»


1) Болгарский — образовался в процессе контактирова­ния славянских диалектов с языком камских булгар, письменность на основе кириллического алфавита; древнейшие памятники с X в. н. э.

1) Чешский; письменность на основе латинского алфави­та, древнейшие' памятники с XIII в.


2) Украинский (или украинский; до революций 1917 г- — малорусский или малороссийский;

три основных наречия: ● северное,

● юго-восточное,

● юго-западное;

(литературный язык начинает складываться с XIV в., современный литературный язык существует с конца XVIII в. на базе Поднепровских говоров юго-восточного наречия; письмен­ность на основе кириллицы в ее послепетровской разновидности).

2) Македонский

2) Словацкий; письменность на основе латинского ал­фавита.


3) Белорусский; письменность с XIV в. на основе ки­риллицы, литературный язык — на основе среднебелорусских говоров.

Диалекты: ● северо-восточный

● юго-западный

3) Сербскохорватский; у сербов письмо на основе кириллицы, у хорватов — на основе латинского; древнейшие памятники с XII в.


3) Польский; письменность на основе латинского алфавита, древнейшие памятники с XIV в.





4) Словенский; письменность на основе латинского ал­фавита; древнейшие памятники с X—XI вв.

4) Кашубский; утратил самостоятельность и стал диалектом польского языка.





Мертвые:

5) Старославянский (или древнецерковнославянский) — общий литературный язык славян средневе­кового периода, возникший на основе солунских говоров древнеболгарского языка в связи с введением письменности для сла­вян (две азбуки: глаголица и кириллица) и переводом церковных книг для пропаганды христианства среди славян в IX—X вв. н. э., У западных славян был вытеснен латынью в связи с западным влиянием и переходом в католицизм; в виде церковнославян­ского — составной элемент русского литературного языка.

5) Лужицкий (за границей: сорабский, вендский); пись­менность на основе латинского алфавита;

два варианта: ● верхнелужицкий (или восточный)

● нижнелужицкий (или западный)








Мертвые:

6) Полабский— вымер в XVIII в., был распространен по обоим берегам р. Лабы (Эльбы) в Германии.

7) Поморские диалекты — вымерли в средневековый период в связи с насильственным онемечиванием; были распространены по южному побережью Балтийского моря в Поморье (Померания).

Вопрос №3.

Славяноведение - (славистика)- целый ряд самостоятельных дисциплин, изучающих: 1. язык,

2. литературу,

3 историю,

4. культуру славянских народов.

Вопрос №4.

Лингвистическое славяноведение – часть сл/вед вообще (славянское языкознание), изучает:

  1. Возникновение, развитие и совр. состояние слав. языков.

  2. Диалектное членение слав. языков, современное и на различных этапах

  3. Возникновение, историю, и совр. состояние слав. лит. языков.


Вопрос №5.

  1. Старослав. яз. – это яз., созданный братьями Кириллом и Мефодием в 9в. на основе солунского диалекта др. – болг. яз для переводов христианской канонической литературы (офиц.) с др-греч. яз на слав. диалект, церковнослав. яз.

  2. Древнерус.яз. – язык на котором говорили в Киевской Руси (разговорный) - 9 – 13вв., общий предок русского, укр, белорус.яз.

  3. Праслав.яз. – общий предок всех слав. языков (юж., зап., вост.); сформировался на основе одного из и-е диалектов. (И-е диалект – протослав. диалект и-е яз.) нач. II тыс. –IX в. н.э. (Киевская Русь)

  4. И-е яз. – (Трубец.) – язык, которому приписываются все языковые (словарные и грам-кие) эл-ты, кот. встречаются в нескольких и-е ветвях и не заключают в себе никаких указаний на направление, в кот. они заимствовались одним яз. у др., нет основания полагать наличие такого яз, как и народа, кот. им пользовался. Предки и-е ветвей первоначально не были похожи др. на др.  сближение. И-е яз. представлял собой совокупность близких диалектов; развитие диалектов  развитие и-е яз. Никакой совр. яз. не явл. предком остальных языков.


Вопрос №6

Типологическая классификация языков (морфологическая)

1. Изолирующие языки (китайский, бамана, яз-ки Юго-вост. Азии)

  • отсутствие словоизменения

  • грам. значимость порядка слов

  • слабое противопост. знаменат и служ. слов

2. Аггютинативные языки (агглютинирующие – тюрк., банту.)

  • развитая система сл/обр и сл/изм аффиксации

  • отсутствие фонетически необусловленного алломорфизма

  • единый тип склонения и спряжения

  • грам. однозначность аффиксов

  • отсутствие значимых чередований

3. Инкорпорирующие языки (полисентитические – чукотско-камч., индейцы Сев. Америки)

  • возможность вкл. в состав глагола-сказуемого др. членов предложения (чаще всего дополнения) иногда с сопутствующим морфонологич. изменением слов

  • глагол может согласовываться с неск. членами предлож-я

  1. Флективные языки (балт., слав)

  • аффикс имеет несколько грам. значений: кукл-а (род, число, падеж), кукл-ы (падеж, число)

  • одно грам. значение выр-ется набором аффиксов, кот. нах. др. с др. в отношениях доп. дистрибуции: Р.п. мн.ч. сущ. (-ов, -ей, -ок, -ø)

  • Фузия – тесное сближение корня и аффикса.

  • Ø аффиксы возможны не только в нач. форме

  • очень часто основа несамостоятельна (имеет ٱ)


Вопрос №7.

  1. Аналитизм (от греч. analysis – разложение, расчленение) – типологич. св-во, проявляющееся в раздельном выр-е основного (лексич.) и дополнит. (граматич., сл/образоват) значений слова. А. проявляется в:

  • морфологич. неизменяемости слова

  • наличие аналитич. (сложных) конструкций (форм)

При морфологич. неизменяемости слова граматич. значение выр-ется в его сочетании со служеб. или многозначными словами, в порядке слов, интонации.

Ср-ва А.:

  • расчленение аналитич. формы слова

  • служ. слова

  • порядок слов.

  1. Синтетизм (от греч. sunthesis – соединение, сопоставление) – типологич. черта, состоящая в объединении в пределах одного слова нескольких морфем (лексич., сл/обр, сл/изм). Понятие С. применяется прежде всего к морфологич. формам, в кот. основа неразрывно связана с формами, представляющими грам. категорию. Такие формы называют также простыми (прочитаю – буду читать (аналит.), крупнее – более крупный). С. формы противостоят и случаям, когда слово остаётся неизменным, а грам. значение выр-ется служ. словами, порядком слов или соотнесённостью данного слова к др. в предложении. С С. связаны такие типологич. черты языков:

  • свободный порядок слов

  • большая длинна слов

  1. Флективность – способ слово-и формообразования, при кот.:

  • аффикс имеет несколько грам. значений: кукл-а (род, число, падеж), кукл-ы (падеж, число)

  • одно грам. значение выр-ется набором аффиксов, кот. нах. др. с др. в отношениях доп. Дистрибуции: Р.п. мн.ч. сущ. (-ов, -ей, -ок, -ø)

  • Фузия – тесное сближение корня и аффикса.

  • Ø аффиксы возможны не только в нач. форме

  • очень часто основа несамостоятельна (имеет ٱ)

  1. Аггютинативность – способ слово- и формообразования при кот. к основе или к корню, в преобладающем кол-ве случаев сохраняющим стабильный звуковой состав, присоединяются однозначные стандартные аффиксы.


Вопрос №8.

Основные постулаты ср-ист. метода:

  1. Каждый яз. обладает уникальными св-вами, кот. можно обнаружить только при сравнении этого яз. с др. яз. В рез-те сравнения некоторые яз. обнаруживают родство, т.е. происхождение из общего источника.

  2. На основании яз. родства языки формируются в яз. группы, а далее в яз. семьи.

  3. Различие родственных яз. объясняется только непрерывным историч. развитием. Непрерывное развитие – важнейшее св-во яз.

  4. В процессе развития звуки меняются быстрее других эл-тов яз.

  5. В пределах одной яз. семьи преобразования звуков строго закономерны  их представляют как фонетич. законы. Корни и флексии обычно стабильны на протяжении тысячелетий. Такая устойчивость корней и флексий позволяет установить архетипы этих эл-тов яз.

Вопрос №9.

Признаки, по кот. языки считаются и-е (только все вместе они говорят о том, что яз – и-е)

1. Фонологические признаки.

а) отсутствие гармонии гласных (состав гласных непервого слога не определяется составом глас. 1-го слога) –высокая

глас. в первом слоге – высокая в последнем…

б) число согласных, допускаемых в начале слова, не беднее числа согласных, допускаемых в внутри слова

2. Морфонологические признаки.

в) слово не обязательно начинается с . И-е языков без префиксов не сущ-ет. Число таких префиксов увеличивается.

г) образование форм осуществляется не только при помощи аффиксов, но и при помощи чередования глас. внутри

основы (старые и новые случаи и виды чередования глас. сочетаются др. с др. и создают сложные ряды): мелет –

молотый, течь – ток, петь – пой.

д) наряду с чередованием глас. известную роль при образовании форм играет и внешне не обусловленное чередование

согласных: бег – бежать, лететь – лечу, печь – пеку. Нет ни одного и-е яз, кому оно было бы чуждо. Все виды

чередования согл. обязаны своим происхождением разным комбинаторным звуковым изменениям.

3. Морфологический признак.

е) подлежащее неперех. глагола трактуется так же, как подлеж. перех. глагола ( всё равно, будет ══ перех. или

неперех., форма  не меняется)


Вопрос №10.

Ограниченность ср.-ист. метода:

  • Ср.-ист. метод не может объяснить сходство неродственных языков (не может объяснить типологическое сходство).

  • Ср.-ист. метод не может представить яз. как целостную систему, особенно в обл. семантики и синтаксиса.


Вопрос №11.

Яз. родство – для того, чтобы языки были признаны родственными, корневые морфемы и аффиксы этих языков должны нах. в строго определённых соответствиях, кот. отражают регулярный хар-р звуковых преобразований некоторого материального фонда восходящего к единому источнику – праязыку: ворота (рус.) – врата (болг.) – wrota (польск.)  * vorta (праслав.)


Вопрос №12. (Трубецкой)

  1. Индоевропейцы – это люди, родной яз. которых принадлежит к и-е семье языков – чисто лингвистич. понятие. Осн. признак всех и-е народов – принадлежность их языков к и-е семье языков.

  2. Языковое семейство – группа языков, кот. кроме ряда общих черт яз. строя, представляют м/д собой ряд общих "материальных совпадений", т.е. группа языков, в кот. значит. часть грам. и словарных эл-тов представляет собой закономерные звуковые соответствия: tünas  zaun  town  тынъ.

  3. И-е праязыку – приписываются все яз. (словарные и грам-кие) эл-ты, кот. встречаются в нескольких и-е ветвях и не заключают в себе никаких указаний на направление, в кот. они заимствовались одним яз. у др.

  • нет основания полагать единый и-е праяз.

  • но можно предположить, что предки и-е ветвей первоначально не были похожи др. на др.  сближение



Похожие:

Вопрос №1. Индоевропейский язык  праславянский язык Индоевропейский язык iconXiv съезд славистов
Праславянский язык и его диалекты. Славянская этимология. Старославянский язык, его диалектная основа и территориальные варианты....
Вопрос №1. Индоевропейский язык  праславянский язык Индоевропейский язык icon‘Слово’ и ‘язык’ в языках Нусантары*
Психологическая фундаментальность понятия ‘язык’, скорее, обусловлена постоянным противопоставлением разной речи своей и чужой, “высокой”...
Вопрос №1. Индоевропейский язык  праславянский язык Индоевропейский язык iconПримерная программа по английскому языку В. П. Кузовлев Английский язык. 5 класс. Английский язык 6 «В»
Программы курса английского языка «Английский язык с удовольствием. Enjoy English». Для 2-11 классов общеобразовательных учреждений....
Вопрос №1. Индоевропейский язык  праславянский язык Индоевропейский язык iconДоктор Патрис Гинард Нострадамус, знал ли он транс-сатурнические планеты?
Чистил, затем в версии, легко укороченной в журнале Atlantis (N 404, 1-ый квартал 2001, стр. 63-71). Переведенный на испанский язык...
Вопрос №1. Индоевропейский язык  праславянский язык Индоевропейский язык iconГраф научных интересов
Язык памятников письменности XI – XVII вв. История русского литературного языка. Русский язык в XVIII в. Русский язык в XIX в. Диалектное...
Вопрос №1. Индоевропейский язык  праславянский язык Индоевропейский язык iconДокументы
1. /Страуструп - Язык программирования С++/CHAP000.TXT
2. /Страуструп...

Вопрос №1. Индоевропейский язык  праславянский язык Индоевропейский язык iconВедомость обучающихся
Русский язык; Математика; Физика; История; География; Английский язык; Информатика и икт
Вопрос №1. Индоевропейский язык  праславянский язык Индоевропейский язык iconI ступень обучения (1 4-е классы)
Гимназический блок предметов: иностранный язык (со 2-го класса), информатика, русский язык
Вопрос №1. Индоевропейский язык  праславянский язык Индоевропейский язык iconЛитература Английский язык
Выпускники текущего года для получения аттестата сдают обязательные предметы – русский язык и математику
Вопрос №1. Индоевропейский язык  праславянский язык Индоевропейский язык iconРусский язык 7 класс (общеобразовательный) «Программа общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 кл.»
...
Вопрос №1. Индоевропейский язык  праславянский язык Индоевропейский язык iconУмк цио спбаппо к 9 образовательным программам центра (обобщенная коллекция 2005-2008): Учебники
Н. В. Смирнов. Язык html (язык web-сайтов). Иллюстрированный примерами самоучитель
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов