Творчество Василия Белова. Повести «Привычное дело». «Плотницкие рассказ icon

Творчество Василия Белова. Повести «Привычное дело». «Плотницкие рассказ



НазваниеТворчество Василия Белова. Повести «Привычное дело». «Плотницкие рассказ
Дата конвертации18.09.2012
Размер158.85 Kb.
ТипРассказ
1. /25,54 (6 шрифт).doc
2. /Белов.doc
3. /госы/билет 3.doc
4. /госы/билет 4.doc
5. /госы/билет 41,42,43,44.doc
6. /госы/билет 5.doc
7. /госы/билет 8.doc
8. /госы/билет 1,2,6,7.doc
9. /госы/билет 10.doc
10. /госы/билет 16.doc
11. /госы/билет 17.doc
12. /госы/билет 18.doc
13. /госы/билет 19 анн.doc
14. /госы/билет 21.doc
15. /госы/билет 24.doc
16. /госы/билет 25.doc
17. /госы/билет 28.doc
18. /госы/билет 29.doc
19. /госы/билет 30.doc
20. /госы/билет 31.doc
21. /госы/билет 33.doc
22. /госы/билет 34.doc
23. /госы/билет 35 тихий дон.doc
24. /госы/билет 36.doc
25. /госы/билет 37.doc
26. /госы/билет 38.doc
27. /госы/билет 39.doc
28. /госы/билет 40.doc
29. /госы/билет 41,42,43,44.doc
30. /госы/билет 43.doc
31. /госы/билет 46.doc
32. /госы/билет 47.doc
33. /госы/билет 49 Тютчев.doc
34. /госы/билет 5.doc
35. /госы/билет 50.doc
36. /госы/билет 51.doc
37. /госы/билет 52.doc
38. /госы/билет 53 доктор живаго.doc
39. /госы/билет 55.doc
40. /госы/билет 56.
doc

41. /госы/билет 57.doc
42. /госы/билет 58.doc
43. /госы/билет40.doc
44. /госы/билет46.doc
45. /госы/билет49 Тютчев.doc
25. А. Белый и поэтика рус символизма. Тема "Восток Запад" в романах "Серебряный голубь" и "Петербург"
Творчество Василия Белова. Повести «Привычное дело». «Плотницкие рассказ
Древнерусской литературы, ее эволюция и предпосылки возникновения жанра романа. «Летописное время» в произведениях Гончарова, Достоевского, Салтыкова-Щедрина
4. «Слово о полку Игореве»: история открытия, споры об авторе и времени создания памятника; композиция и идейное содержание
Общие задачи работы над эпическим произведением
5. Черты Предвозрождения в древнерусской литературе XIV-XVI вв. "Житие Петра и Февронии Муромских" Ермолая-Еразма в контексте эпохи (материал по выбору)
8. Жизнь и творчество Г. Р. Державина и его место в истории русской литературы
Гак (билеты)
10. Художественный конфликт и формы его выражения в поэме Пушкина «Медный всадник»
16. Проблематика и жанровое своеобразие лирики Некрасова. Два течения в русской поэзии второй половины XIX века Общие сведения
17. Сатира М. Е. Салтыкова-Щедрина. Проблематика, сатирические приемы, художественные особенности
Жанровое своеобразие и особенности реализма романов Ф. М. Достоевского
Роман Л. Толстого «Анна Каренина»
21. Новаторство драматургии А. П. Чехова (анализ одной из пьес)
С конца Х1Х начала ХХ века получают широкое распространение «новейшие» декадентские, модернистские течения, резко противостоящие революционной и демократической литературе
25. А. Белый и поэтика русского символизма. Тема "Восток Запад" в романах "Серебряный голубь" и "Петербург"
28. Философские аспекты творчества Горького: мотивы философии Ницше, Шопенгауэра, религиозная проблематика. М. Горький в 1917 1918 гг
Роман -эпопея «Жизнь Клима Самгина»: итог размышления писателя над судьбами России
30. Общественная и эстетическая программа основных течений русского футурализма / Маяковский, Северянин, Хлебников / Лирика Маяковского: социально-нравственная проблематика, особенности поэтики
31. Изображение послереволюционной России в поэзии Есенина
Творчество О. Мандельштама оставило глубокий след в русской поэзии начала XX века, часто его творчество встречало либо нескрываемый восторг, либо полнейшее пренебрежение
34. Своеобразие поэтической эволюции Б. Пастернака
Роман-эпопея М. Шолохова «Тихий Дон»: жанровое своеобразие, трагедия Григория Мелехова. Роман – эпопея «Тихий Дон»
36. Драматургия М. А. Булгакова
«Нетерпение», «Отблески костра» – повести с революционной тематикой. «Обмен», «Предварительные итоги», «Долгое прощание», «Другая жизнь», «Дом на набережной»
38. Творческий путь В. М. Шукшина
39. Нравственно-философская проблематика творчества Астафьева
«Мастер и Маргарита» роман М. А. Булгакова. Написан в 1928 1940 гг. Впервые опубликован (со значительными купюрами) в 1966 1967 гг. (журнал «Москва», 1966, №11; 1967, №1)
Общие задачи работы над эпическим произведением
43. основные аспекты современной мпл
46. Судьбы русского реализма на рубеже XIX – XX вв. (Куприн, Андреев, Вересаев)
47. Своеобразие творческого метода Н. С. Лескова («сказ», «орнаментальная проза»)
49 «Проблематика, лирический герой поэзии Ф. Тютчева» Федор Иванович Тютчев (1803 1873) Мыслитель и поэт одновременно, Тютчев (далее Т.) обладал оригинальным романтическим душевным складом
5. Черты Предвозрождения в древнерусской литературе XIV-XVI вв. "Житие Петра и Февронии Муромских" Ермолая-Еразма в контексте эпохи (материал по выбору)
Афанасий афанасьевич фет
51. Сентиментализм: философская и историко-культурная основа, эстетическая теория, своеобразие русского сентиментализма. Творчество Карамзина и его значение для русской литературы
Своеобразие русской литературы XVII века
53. Литературная судьба и особенности поэтики и жанра романа Б. Пастернака «Доктор Живаго»
55. Поэтическая эволюция И. Бродского
56. Поэтика и философия постмодернизма (Пелевин, Сорокин)
57. Периодизация, проблематика и художественное своеобразие военной прозы второй половины XX в
В. Г. Распутин родился в 1907г., закон
«Мастер и Маргарита» роман М. А. Булгакова. Написан в 1928 1940 гг. Впервые опубликован (со значительными купюрами) в 1966 1967 гг. (журнал «Москва», 1966, №11; 1967, №1)
В 90-е гг. XIX в и в начале 900-х гг. XX в
«Проблематика, лирический герой поэзии Ф. Тютчева» Федор Иванович Тютчев (1803 1873)

Вопрос 22. Творчество Василия Белова. Повести «Привычное дело». «Плотницкие рассказы».

Биография: Василий Иванович Белов родился в 1932 году в Вологодской деревне Тимонихе в семье крестьянина. Рано, еще мальчишкой, начал работать в колхозе. Окончив сельскую семилетнюю школу, уезжает в город, учиться на плотника и столяра, затем осваивает специальность моториста-дизелиста, затем позже — электромонтера. Во время службы в армии выучился на радиотелеграфиста. Но очень скоро обнаружилось, что подлинным его призванием была литература, писательский труд. Поэтому он поступает в Литературный институт им. М. Горького. Первая книга Василия Белова вышла в свет в 1961 году. Это был сборник стихов «Деревенька моя лесная». В том же году была напечатана его повесть «Деревня Бердяйка», с которой начался известный всем прозаик Белов. По силе и яркости своего творчества. В. И. Белов сегодня один из самых значительных русских писателей. Впервые он стал лауреатом Государственной премии СССР, а затем — Госпремии России. Писательство для Василия Белова— это заступничество за народ перед сильными мира сего и против подлых этого мира. Все, что написано Василием Ивановичем — от «Привычного дела» до «Канунов» и от детских рассказов до публицистики последнего десятилетия, от первой книжки стихов и до воспоминаний о Шукшине и Гаврилине, с которым он был очень дружен, - все в воспитание, остережение и защиту своего народа. Иной службы для себя Василий Белов не знает.

Творчество: В 70-е гг. образовывается группа писателей, выходцев из деревни, (ДЕРЕВЕНЩИКИ), или, НРАВСТВЕННИКИ, это феномен деревенской прозы -суть их лит. переворота – возрождение традиционной нравственности. Творцам деревенской прозы близка культура классич. рус. прозы с её любовью к изобразит., музыкальному, они восстанавливают традиции сказовой речи, плотно примыкающей к характеру персонажа, человека из народа. Поэтика «деревенской прозы» в целом была ориентирована на поиск глубинных основ народной жизни, которые должны были заменить дискредитировавшую себя гос. идеологию.

«Привычное дело» повесть появилась в нач. 1966 г. в ж. «Север», потом в ж. «Новый мир».Главный герой –Иван Африканович- обладал стойким характером, активным умом, глубокой пытливостью. В этой повети «перемешаны» разные речевые и фольклорные жанры:пословицы, поговорки, частушки, молитвы, народные приметы, сказки, деловые бумаги, брань и т.д. В ней сталкиваются разные речевые стили: и поэтическая речь бабки Евстольи, что сродни народной песне и плачу; и литературная «книжная речь» безличного повествователя; и казённое, претендующее на державность, слово «густомясого» уполномоченного.; и «наигранно-панибратский» голос газетчика, и реплики Митьки, освоившего в городе лишь блатные обороты( «а мне до лампочки», « я его в гробу видал в белых тапочках»), оч. часты бабьи пересуды. За каждым из голосов стоит свой кругозор. Так, речь гл. героя Ивана Африкановича Дрынова тяготеет к высокой народно-поэтич. речи. Уже первый монолог Ив. Африкановича вызывает симпатию к герою, сразу видна противоречивость его характера (разностильность его монолога); ясно, что с этим будет связан конфликт повести и всё продвижение сюжета. Рассказ о том, как ИВ. АФР. Заблудился в родных местах, где он знает каждое дерево, как будто он попал в чужой лес, в болото, в гарь, -приобретает символическое значение. Так вершится суд над душой, хоть доброй, поэтически чуткой, но не возвысившейся до самосознания. Герой сам вершит этот суд, в ситуацию суда он сам поставлен жёсткой логикой собственных метаний и ошибок. В сущности, сюжет «Привычного дела» представляет собой драматическую историю личности, горько расплачивающейся за «нутряное» существование, за зыбкость своей жизненной позиции и лишь ценой страшных. Невозвратимых утрат возвышающейся к миропониманию. Движение самосознания ИВ. АФР., эта стержневая линия сюжета, преломляется в стилевой перестройке его голоса- в изменении отношений между речевыми зонами героя и автора (безличного повествователя). + Идея бесконечного круговорота жизни опредмечена здесь уже в том, что всё действие повети совершается в пределах круглого года, причём чётко обозначаются его времена: зима- «белый буран», «синий наст, синие тени», весна, когда отбулькало шумное водополье», лето- сенекосная пора, осень спервым снегом и опять к зиме…И даже отдельные главы объединены неким «природным» началом. Это традиционный способ эпического воплощения «круговорота» бытия. В этот круговорот вписана и жизнь семьи дрыновых. В ней тоже действует закон движения и переимчивости. Напр, не случайно, что самого младшего сына, девятого, зовут как отца- Иван. Не случайно, что маленькая Катюшка делает свой первый зарод вслед за матерью, Катериной, для которой этот прокос стал последним.Да и весь мир семьи Дроновых целостен, внутри себя переемствен и тем бессмертен. Вот так устроена жизнь, вот что такое привычное дело бытия. Белов не только дал развёрнутую картину очень непростой дух. Жизни народа, но и ясно представил путь, по которому может и должен пойти сегодня каждый человек,- это путь к мудрому миропониманию и ответственному самосознанию.

Несколько иначе выглядит Катина мира в «Плотницких рассказах» . На первом плане здесь чёткая антитеза: с одной стороны, Олёша; с другой- Авинер. Один- мастер, работяга, искусник. Другой- бездельник, сын бездельника, в советские годы устроившийся в «начальники» с револьвером. Один- чистая, добрая душа, вечно страдающая от своей чистоты и доброты ( в детстве после первой исповеди безвинно наказанный за безгрешность; в юности – пожалевший девушку и потерявший её). Даже лысина у старого плотника – «младенчески непорочная». Другой – пакостник, человек без срама, недаром выбившиёся в активисты – колокол «спехнул», да ещё маленькую нужду оттуда справил, с колокольни-то», стукач, сломавший не одну судьбу. Мудрец Олёша открывает неглупому и образованному Косте Зорину подлинный смысл пережитой истории, а дурак Авинер суетится с жалкими бумажонками для-ради «персональной». Их ссора неискоренима – это борьба Божеского и дъявольского, правда, в повседневном, неброском обличье. В этом произведении изображена советская власть как вечный абсурд, органически укоренённыё в народной жизни. Финал «Плотницких рассказов» как раз этой темой и продиктован. Непостижимая нелепость жизни торжествует над кропотливо вытроенной писателем логикой антитезы. Оба, и Олёша, и Авинер, в их трагикомической нераздельности, воплощают эту господствующую стихию народной жизни. Именно тексты Белова обозначили тупики «деревенской прозы» и стали симптомами её глубокого кризиса.


Вопрос 9. Послевоенная лит-ра 40-50 гг. Проблемы развития.

ВОВ не могла нет оказать влияние на общественное сознание. Оно было неоднозначным:

  1. во-первых, (по Пастернаку «Доктор Живаго»): люди кровью расплачивались за просчёты вождя, смело смотрели в глаза смерти. → пошатнулась вера в справедливость существующего гос. порядка, произошло раскрепощение сознания,

  2. во вторых, сама победа воспринималась как свидетельство мудрости вождя и подтверждение превосходства советского строя.

Эти разнонаправленные умонастроения по-своему преломились в худ. процессе. Сразу после мая 1945 г.была оч. сильная энерция, заданная лит-рой военного времени. Наиболее сильное влияние на худ. сознание оказали след. книги: Было 2 мощные худ. тенденции:

«Звезда» (1946) Эммануила Казакевича (1 тенденция продолжает героико-романтическую линию-; склонность к идеализации войны))

и «В окопах Сталинграда» (1946) Виктора Некрасова( 2 тенденцияпсихол. Натурализм-течение, зародившееся в годы войны в лирике поэтов фронтового поколения- отталкивается от «парадного» изображения войны, война изображается в обытовлённых обстоятельствах)+ Гудзенко, Винокуров, Луконин, Дудин, Тушнова, Орлов, Ваншенкин).

Обе тенденции несли в себе сильный эстетич. заряд: к ним примыкали след. произв-я: «Спутники» и «Кружилиха» В. Пановой, поэма Твардовского «Дом у дороги». Стих. Исаковского «Враги сожгли родную хату», «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого. Однако после войны был установлен надзор над лит-рой, искусством, →этим тенденциям не дали развернуться (боялись вольнодумства). Но всячеки поощрялась тенденция помпезного романтизма, ложной эпичности, украшается послевоенная реальность. Набирает силу производственный роман (человек рассматривается в свете рабочих функций). Напр., роман Кочетова «Журбины»: вся семья как производственный коллектив, способный создать корабль и пустить его на воду. Романы 1940-х гг. о колхозной деревне- «Кавалер золотой звезды» Бабаевского, «Жатва» Николаевой, «Марья» Медынского). Рождается панорамный роман –жанр, где человек тонет в калейдоскопе политич. событий. Даже массовая песня тяготеет к торжественности.

К. 1940-х – н. 1950-х. гг. – это самое позорное время в истории сов. лит-ры, никогда она так низко ещё не опускалась. Даже те, кто стояли близко к власти пытались взбодрить литературную жизнь, НО критиковать можно было в пределах дозволенного. Это был «бесцветный поток серой лит-ры» (Шолохов).

Но состояние упадка, застой охватил прежде всего господствующие и офиц. признанное направление соцреализма→это следствие ущербности самого метода. Остальные же худ. тенденции были оттеснены на периферию, загнаны в подполье- те, которые они сохраняли способность к саморазвитию. Напр., два произв-я К.Паустовского- повести «далёкие годы» (1945) и «Золотой розе» (1953-1955), которой автор дал подзаголовок « книга о писательском труде», сохранялся дух чуткого восприятия жизни, атмосфера высок. интеллигенции автора- трепетное отношение к слову, изобразт-ть, лирич. выразит-ть.

На рубеже 1940-1950-х гг. Пришвин, писатель-философ, в своих натурфилософских миниатюрах «Глаза земли» остаётся верен избранному ранее видению отношений между личностью и миром ( человек предстаёт в своих непосредственных отношениях с окружающей природой).

Худ. принципы Паустовского и Пришвина явно не совпадали с господствующими лит. нормами , это носило явно оппозиционный характер. Они оставались хранителями рус. классики.

+ «Русский лес» Леонида Лонова1953г. опубликован в ж. «Знамя», вызвал споры в критике. Роман был отмечен Ленинской премией. Некоторые видели в нём образец социалистического реализма, убедительность соц. принципов, другие находили, что свидетельствовало о соотв-щей заданной соцреализму заданности худ. концепции.

+ «Доктор Живаго» Бориса Пастернака1946-1955гг. – Нобелевская премия

Вопрос 27. «Лагерная тема». Своеобразие новеллистики В.Шаламова. «Лагерная» тема в произведениях А.Солженицына и В.Шаламова
Наш спор – не церковный о возрасте книг,
Наш спор – не духовный о пользе веры,
Наш спор – о свободе, о праве дышать,
О воле Господней вязать и решать.
В. Шаламов
«Лагерная» тема вновь резко поднимается в ХХ веке. Многие писатели, такие как Шаламов, Солженицын, Синявский, Алешковский, Гинзбур, Домбровский, Владимов свидетельствовали об ужасах лагерей, тюрем, изоляторов. Все они смотрели на происходящее глазами людей, лишенных свободы, выбора, познавших, как уничтожает человека само государство через репрессии, уничтожения, насилие. И только тот, кто прошел через все это, может до конца понять и оценить любое произведение о политическом терроре, концлагерях. Нам же книга приоткрывает лишь занавес, заглянуть за который, к счастью, не дано. Мы можем только сердцем почувствовать правду, как-то по-своему пережить ее.
Наиболее достоверно описывают лагерь Александр Солженицын в своих легендарных произведениях «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ» и Варлам Шаламов в «Колымских рассказах». «Архипелаг ГУЛАГ» и «Колымские рассказы» писались не один год и являются своего рода энциклопедией лагерной жизни.
В своих произведениях оба писателя при описании концлагерей и тюрем добиваются эффекта жизненной убедительности и психологической достоверности, текст наполнен приметами непридуманной реальности. «Колымские рассказы» Шаламова тесно связаны с отбыванием ссылки самого писателя на Колыме. Это доказывает и высокая степень детализированности. Автор уделяет внимание страшным подробностям, которые невозможно понять без душевной боли - холод и голод, порой лишающие человека рассудка, гнойные язвы на ногах, жестокий беспредел уголовников. В рассказе «Плотники» Шаламов указывает на глухо замкнутое пространство: «густой туман, что в двух шагах не видно было человека», «немногие направления»: больница, вахта, столовая, - которое и для Солженицына является символичным. В рассказе «Один день Ивана Денисовича» узникам враждебны и опасны открытые участки зоны: каждый заключенный старается как можно быстрее перебежать участки между помещениями, что является полной противоположностью героям русской литературы, традиционно любящим ширь и даль. Описываемое пространство ограничено зоной, стройкой, бараком. Заключенные отгорожены даже от неба: сверху их беспрерывно слепят прожектора, нависая так низко, что будто лишают людей воздуха.
Но все же в произведениях Солженицына и Шаламова лагерь тоже различается, подразделяется по-разному, так как у каждого человека свои взгляды и своя философия на одни и те же вещи.
В лагере Шаламова герои уже перешли грань между жизнью и смертью. Люди вроде бы и проявляют какие-то признаки жизни, но они в сущности уже мертвецы, потому что лишены всяких нравственных принципов, памяти, воли. В этом замкнутом круге, навсегда остановившемся времени, где царят голод, холод, издевательства, человек утрачивает собственное прошлое, забывает имя жены, теряет связь с окружающими. Его душа уже не различает, где правда, где ложь. Исчезает даже всякая человеческая потребность в простом общении. «Мне бы все равно – будут мне лгать или не будут, я был вне правды, вне лжи», - указывает Шаламов в рассказе «Сентенция».
Отношения между людьми и смысл жизни ярко отражены в рассказе «Плотники». Задача строителей заключается в том, чтобы выжить «сегодня» в пятидесятиградусный мороз, а «дальше», чем на два дня, не имело смысла строить планы». Люди были равнодушны друг к другу. «Мороз» добрался до человеческой души, она промерзла, сжалась и, может быть, навсегда останется холодной.
В лагере Солженицына, напротив, сохраняются живые люди, как Иван Денисович, Тюрин, Клевшин, Бухенвальд, которые держат свое внутреннее достоинство и «себя не роняют», не унижаются из-за сигареты, из-за пайка и уж тем более не вылизывают тарелки, не доносят на товарищей ради улучшения собственной участи. В лагерях действуют свои законы: «В лагерях вот кто подыхает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется да кто к куму ходит стучать», «Кряхти да гнись. А упрешься – переломишься», «Кто кого сможет, тот того и гложет». Лагерь, по Солженицыну, огромное зло, насилие, но страдание и сострадание способствовало нравственному очищению, а состояние несытости героев приобщает их к более высокому нравственному существованию. Иван Денисович доказывает, что душу нельзя взять в плен, нельзя лишить ее свободы. Формальное освобождение уже не сможет изменить внутренний мир героя, его систему ценностей.
Шаламов, в отличие от Солженицына, подчеркивает разницу между тюрьмой и лагерем. Картина мира перевернута: человек мечтает из лагеря попасть не на свободу, а в тюрьму. В рассказе «Надгробное слово» идет уточнение: «Тюрьма – это свобода. Это единственное место, где люди не боясь, говорили все, что думали. Где они отдыхают душой».
Творчество и философия двух действительно удивительных писателей приводят к разным выводам о жизни и смерти.
По Солженицыну, в лагерях остается жизнь: сам Шухов уже не представлял свое «существование» на свободе, да и Алешка-баптист рад остаться в лагере, так как там мысли человека приближаются к Богу. За пределами зоны полная преследований жизнь, которая уже «непонятна» Ивану Денисовичу. Осудив бесчеловечную систему, писатель создает подлинного народного героя, сумевшего пройти через все испытания и сохранить лучшие качества русского народа.
В рассказах Шаламова не просто колымские лагеря, отгороженные колючей проволокой, за пределами которых живут свободные люди, но и все, что находится вне зоны, тоже втянуто в бездну насилия, репрессий. Вся страна – это лагерь, где все живущие в нем обречены. Лагерь – это не изолированная часть мира. Это слепок того общества.
Пройдя через все страдания и боли, Солженицын и Шаламов оказались народными героями, которые смогли донести всю истинную картину общества того времени. Шаламов в своих рассказах довольно свободно обращается с фактами и вовсе не пренебрегает вымыслом. «Колымские рассказы» написаны по закнам искусства, где самый подлинный факт ценен не своей достоверностью, а ёмкостью эстетического смысла, где вымысел, конценстрирующий собой истину, дороже частного, хоть и реального факта. Но отношение между лит-рой и опытом в творчестве Шаламова далеко не постое. В своих «Колымских рассказах» он, в сущности, сталкивает Колыму и культуру.. «Колымские рассказы воспринимаются как «нелитература». Для Шаламова самой актуальной проблемой была «борьба человека с государственной машиной».. НО в «Колымских рассказах» ещё шире: встреча человека с миром.Вопрос

47. Художественно-документальная проза. Романы Д. Гранина. («Зубр» и др.) Художественно-документальным следует считать такое произведение, в котором реализован художественный потенциал документального материала и документальной структуры. Художественно-документальная проза специфична своей дуалистической природой. С одной стороны, фактологическая база: следование документу, факту; с другой - художественно-изобразительные средства, приёмы собственно художественной литературы. Фактический материал придаёт повествованию особую эмоциональную заразительность, рассматриваемая проблематика, как правило носит гуманистическую направленность. Общий стиль и вся система использованных элементов создают атмосферу подлинности, доверительности. В этих особенностях заключён эстетический потенциал художественно-документального произведения. Всё это нашло отражение и в художественно-документальной прозе Даниила Гранина. Его творческий потенциал, по мнению исследователей и читателя, наиболее ярко раскрывается при рассмотрении концепции личности, созданной на стыке документа, факта и вымысла.
Эстетические и нравственные идеалы писателя, воссоздание им судьбы творческой личности во времени, в связи с историческим движением общества в определённую эпоху, а также художественные достоинства делают художественно-документальные произведения Гранина важной составной частью общего развития литературы 60-80-х годов и крупной вехой его творчества.
Чем старше и опытнее становился писатель, тем настойчивее шёл он по пути литературных «исканий». В первую очередь это сказалось в нежелании пользоваться устоявшимися традиционными жанровыми формами, в потребности их обновления, в поисках необычных жанровых решений.
В художественном наследии Гранина 60-80-х годов плодотворный материал для наблюдения особенностей присутствия документального материала в жанре художественной повести дают его «жизнеописания» и «путешествия». Если сопоставить гранинские повести-жизнеописания с древнерусскими житиями, то можно увидеть типологическое сходство. Особенно это заметно в таких произведениях, как «Эта странная жизнь» (1974), «Клавдия Вилор» (1975), «Зубр» (1986). Эти повести объединяет раздумье над идеалом человека и его воплощение в реальной жизни.
Следуя традициям житейного жанра, Д. Гранин изображает преимущественно судьбу реального человека, доводя расхождения между биографией прототипа и художественного образа до минимума. С этой целью им оставляются подлинными имена и фамилии изображаемых людей. Писатель строит произведения на строго документальной основе, обращаясь к архивам, дневникам, письмам, воспоминаниям близких людей своего героя. Автор исследует нравственные истоки духовного сопротивления обстоятельствам. Экстремальные обстоятельства - лучшее испытание, с помощью которого Гранин обнажает суть характеров героев, и документально убеждает читателя в правдивости изображаемого. Автор всегда раскрывает личность необычную, но в то же время реальную. В его произведениях изначально заложен нравоучительный смысл. И это не случайно, так как Д.Гранина всегда интересовало, как влияют его герои на судьбы современников.
В конце 1986 - начале 1987 года были опубликованы и сразу приобрели известность три произведения об учёных-генетиках: «Оправдан будет каждый час» В.Амплинского, «Зубр» Д.Гранина, «Белые одежды» В.Дудинцева. В контексте этих произведений «Зубр» выделяется масштабностью и уникальностью личности главного героя, его художественной убедительностью, многогранностью изображения, широчайшим диапазоном времени (20-70-е годы, а с предысторией героя и того больше), аналитичностью осмысления отдельной жизни и истории. «Зубр» подготовлен всем предшествующим творчеством Д.Гранина. По жанру и типу героя «Зубр» ближе всего к «Этой странной жизни». Автор и сам в некотором отношении ставит героев в один ряд. «Зубр» выигрышно отличается от предыдущих произведений Гранина социально-историческим фоном, богатейшим, помогающим глубже постичь масштаб личности центрального героя. Писателю удалось раскрыть казавшуюся неисчерпаемой индивидуальную судьбу героя и одновременно «отметить» её «шрамами всех событий века», совместить в изображении этой судьбы необычность и в то же время включённость её в историю.
Гранин пишет, что когда-то зубры были самыми крупными из зверей России - её слоны, её бизоны. Теперь Зубр - вид, почти полностью истреблённый человеком. Тимофеев и представляется писателю случайно уцелевшим зубром - тяжёлой махиной, плохо приспособленной к тесноте и юркости современной эпохи. Феномен Зубра писатель видит в сохранении героем внутренней свободы и независимости, этической стойкости во времена, когда страх был фактором бытия и предопределял поведение людей. Всматриваясь в Тимофеева, Гранин спрашивает, «что за сила удерживает человека, не позволяет сдаться перед злом, впасть в ничтожество, потерять самоуважение, запрещает пускаться во все тяжкие, пресмыкаться, подличать». Попытки ответить на этот вопрос - основа повести. Объяснение и ответ Гранин ищет в уникальности, неповторимости Тимофеева, в том, что он - Зубр. Писатель рассматривал способность Зубра оставаться собой в любых обстоятельствах как качество, ценное не только для него самого, но и для науки, для страны в целом. «Явился человек, который всё в себе сохранил. Благодаря ему можно было соединить разорванную цепь времён, то, что мы сами соединить не могли. Нужен был трибун. И появился человек, который замкнул время.» Постоянно Гранин выделяет «зубрость», «бычье упорство», «сосредоточенность и диковатость,неприручённость зубров», которые проступают во внешности героя, что ещё раз подчёркивает исключительность личности Тимофеева-Ресовского. Везучесть Зубра, по мысли автора, состояла не только в том, что он дважды воскресал почти из праха, но и в том, что обстоятельства жизни, даже неблагоприятные, способствовали реализации его таланта.
Для повести характерен «двойной» документализм, опирающийся на лично увиденное и услышанное самим писателем от Зубра, и на свидетельства о нём, почерпнутые от разных людей. Весь документальный материал воспроизводится в книге подчас дословно. Автору чрезвычайно важно через исторический документ выявить феномен личности Тимофеева-Ресовского.
В ходе повествования Гранин постоянно подчёркивает своё беспристрастие в освещении фактов. Факт важен для писателя как средство развития сюжета. Несмотря на отсутствие стержневого конфликта, организующего сюжет, герой Гранина живёт по законам художественного времени, которое организуется цепью локальных конфликтов, соответствующих определённой вехе жизни героя. Автор активно внедряется в повествование, выступая на столько как библиограф, сколько «в роли следователя по особо важным делам человечества». Отсюда публицистичность. Каждый факт биографии Зубра помещён в исторический контекст и сопровождён авторскими выводами. Судьба героя и страны неразрывны в произведении. Это обусловило глубокий историзм повествования и его страстную публицистичность.
Сложны взаимоотношения автора-творца с автором-героем. Писатель непосредственно вмешивается в ход событий, размышлений своего героя, прерывая обширные монологи Зубра взволнованным авторским словом. Оно, направленное к читателю, ориентировано на высокую степень доверия к нему и на самостоятельный духовный отклик. Гранин максимально использует средства публицистического воздействия на читателя: риторические вопросы и восклицания, сбивчивые интонации, которые усиливают накал произведения.
Повесть Гранина открыто полемична. Диалог реального автора с невымышленным героем характеризуется более тесным контактом с читателем, чтобы увлечь его, заразить своим отношением, определить в основных чертах читательское восприятие, его ориентацию в этической проблематике. Средством выявления позиции говорящего выступает эмоциональная окраска реплики.
Повествуя о наиболее драматичных и сложных периодах жизни своего героя, писатель переходит к непосредственному авторскому слову. Подчас оно смыкается с несобственно-прямой речью, при этом авторская позиция лишается категоричности (глава 31, монолог отца). Нередки переходы от монологов главного героя о своём прошлом и рассказов друзей о нём к собственно авторскому повествованию, где на первое место выдвигается документализм. На примере финала повести можно увидеть, как нераздельно сливаются голоса героя и автора, в этом - своеобразие несобственно-прямой речи в художественно-документальной прозе Даниила Гранина. Писатель углубляет своё понимание концепции личности. Главное для него - не просто столкновение героя с обстоятельствами, а постепенное изменение его взгляда на многие вещи в процессе внутренней эволюции, так как, сопротивляясь обстоятельствам, герой изменяется сам. Соотношение замысла автора и его реализации привело к возникновению пограничной формы, оптимальной для воссоздания яркого образа Зубра, сочетающей высокую степень абстракции и осязательность: взаимодействие двух основных планов: документального (воспроизводящего реальные документы, воспоминания) и художественного (авторские размышления, впечатления, осмысление, оценка документов). В произведении на равноправных началах с образом Зубра существует и образ автора - нашего современника, пытающегося понять подлинный смысл человеческой истории и побудить читателей проникнуться тем историческим сознанием, или исторической совестью, которое отличало наших предшественников и которое мы утратили.



Похожие:

Творчество Василия Белова. Повести «Привычное дело». «Плотницкие рассказ iconПрезентация по литературе на тему: Жизнь и творчество Н. М. Карамзина Выполнил ученик 8В класса Залепухин Вадим
К чему ни обратись в нашей литературе всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести-роману, повести исторической,...
Творчество Василия Белова. Повести «Привычное дело». «Плотницкие рассказ iconЛюбишь кататься люби и саночки возить рассказ
Рассказывает Светлана Белова, руководитель Центра французского языка и культуры г. Усинска
Творчество Василия Белова. Повести «Привычное дело». «Плотницкие рассказ iconПолуправда ю. Белова статья Ю. Белова «Антикоммунизм против России»
Статья Ю. Белова «Антикоммунизм против России», опубликованная в газете «Правда» №53 от 22-25 мая 2009 года, вызывает чувство большой...
Творчество Василия Белова. Повести «Привычное дело». «Плотницкие рассказ iconИван-дурак и его справка
Спектакль по повести Василия Шукшина "До третьих петухов" поставил алматинский режиссер Андрей Кизилов на сцене русского театра драмы...
Творчество Василия Белова. Повести «Привычное дело». «Плотницкие рассказ iconТест по литературе в 6 классе (творчество А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. С. Тургенева) Какова основная тема повести «Станционный смотритель»
Что общего в тематике стихотворений Лермонтова «Тучи», «Листок», «Утес», «Парус»?
Творчество Василия Белова. Повести «Привычное дело». «Плотницкие рассказ iconКонкурс проектов «Гражданин Воронежского края гражданин России»
С каждым годом увеличивается число подростков, употребляющих наркотики и табачные изделия, растет детская преступность и беспризорность,...
Творчество Василия Белова. Повести «Привычное дело». «Плотницкие рассказ iconДементьев В. Павлюченко Д. Белые голуби (рассказ)
«Моя Свобода». Все свои идеи и мысли мы постарались выразить в наших статьях и рассказах. Мы уходим из школы и нам не хотелось бы,...
Творчество Василия Белова. Повести «Привычное дело». «Плотницкие рассказ iconПривычное чудо

Творчество Василия Белова. Повести «Привычное дело». «Плотницкие рассказ iconЧингиз Торекулович Айтматов Прощай, Гульсары! Повести
В повести «Прощай, Гульсары!» создан мощный эпический фон, ставший еще одной важной приметой творчества Айтматова, использовались...
Творчество Василия Белова. Повести «Привычное дело». «Плотницкие рассказ iconТакое привычное слово: «Спасибо»

Творчество Василия Белова. Повести «Привычное дело». «Плотницкие рассказ iconИсторическая основа повести Н. М. Карамзина «Наталья, боярская дочь» Авторы Тюрина Мария и руководитель проекта Халилулина Г. И
Чем было вызвано обращение Карамзина к историческому прошлому народа в повести «Наталья, боярская дочь»?
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов