Фяб-43 Андрей Битов. \"Пушкинский дом как постмодернистский роман\". Спецкурс \"Постмодернизм в русской литературе\" icon

Фяб-43 Андрей Битов. "Пушкинский дом как постмодернистский роман". Спецкурс "Постмодернизм в русской литературе"



НазваниеФяб-43 Андрей Битов. "Пушкинский дом как постмодернистский роман". Спецкурс "Постмодернизм в русской литературе"
Дата конвертации18.09.2012
Размер57.29 Kb.
ТипДокументы

Маткулиева Соня

ФЯБ-43


Андрей Битов. "Пушкинский дом как постмодернистский роман".

Спецкурс "Постмодернизм в русской литературе".


Работу над важнейшим своим произведением, романом «Пушкинский дом» (1964-1971), Битов начал в 1964 году. Роман будет издан в США в 1978, а в России - только в 1987 году. Издание романа «Пушкинский дом» за границей, участие в альманахе «Метрополь» в 1979 году привели к тому, что вплоть до 1986 года Битова в родной стране не печатали, зато активно публиковали на Западе.

«ПД» оказался заметной вехой в развитии отеч. словесности. В нем отчетливо просматриваются элементы постмодернистской поэтики. Это филологич. роман о рус. культуре, о музее русской культуры - Пушкинском доме в Петербурге - оказывается романом о русской и советской ментальности, об интеллигенции и революции, о прошлом и настоящем, о «герое нашего времени», о достоинстве человека.

Битов изображает в своем произведении достаточно отделенный от житейских реалий мир внутри лит-ры. Герой романа Лева Одоевцев, молодой ученый-литературовед. Но через этот образ культуры, «вторую реальность», пробиваются проблемы самой настоящей жизни, а не романные, что напрямую воссоединяет «ПД» с традицией русской классики. Битовский роман - роман-кентавр: в нем очевиден прорыв к новым лит. формам (постмодернистским по преимуществу), к новому мировидению и столь же безусловны преемственные связи с рус. классикой, с ее глубинным интересом к человеч. природе и стремлением к сопереживанию и участию в судьбе героя.

«ПД» - сложное жанровое явление. Это роман о жизненной судьбе и дух. пути центрального героя - Левы Одоевцева, но его жанровая природа вбирает в себя черты:

- семейно-бытовой хроники (необычайно важное значение в концепции произведения приобретает история трех поколений семьи Одоевцевых, со свойственной такому роману проблемой «отцов и детей»);

- философского и психологич. романа, (с постановкой вечных вопросов бытия), мемуарной и эпистолярной лит-ры),

а также в романе присутствуют научные жанры:

- литературоведческие статьи, эссе, комментарии и приложения.

В романе есть текст, названный авторским, - три основных раздела из семи главок каждый, и как бы неавторский, надстроечный. Приложения (их тоже три: «Две прозы», «Профессия героя», «Ахиллес и черепаха»), постприложение («Сфинкс»), комментарии и приложения к комментариям. В «ПД» четко прослеживается авторская тенденция к:

- обнажению искусственности повествования,

- интертекстуальным связям,

- исп. надтекстового аппарата, что так хар-но для европ. постмодернистов.


^ Жанровая «эклектика» и структура подчинены осн. принципу повествования - его антидетерминизму. Пространственно-временная свобода отличает и хронотоп романа. Можно даже сказать, что природа хронотопа в романе Битова творческая: здесь и теперь перед нами творится текст романа, подчиняющийся свободе ассоциаций авторского сознания. А текст романа можно назвать «генотекстом», рождающимся прямо перед нами. Однако за этой иллюзией свободного повествования, лишенного какого бы то ни было детерминизма, встает сложная взаимосвязь различных контекстов:

  1. автор-повестователь, романист, несет в себе, в своей субъективности, намеренно провозглашаемой, контекст литературы, культуры,

  2. а с образом Левы Одоевцева в роман вкл. контекст современности, реальных соц.-нравств. проблем. Реальная жизнь героя и его поколения основывается на правильных с точки зрения советской идеологии представлениях о жизни, а не на самом реальном опыте жизни. Поэтому контекст современности - это в истинном смысле симуляция жизни.

С т. зр. высших ценностей Автора-творца жизнь Левы и его поколения как бы не существовала, была мнимостью. Это поколение, рожденное с компромиссностью в сознании как основным свойством личности, а потому лишенное настоящей индивидуальности, подлинности существования, несмотря на вполне активное функционирование, социальное и профессиональное. В отличие от Левы его дед и дядя Диккенс не принимают готовых представлений мире, ставших нормой духовной жизни советского человека. Личность, в огромной степени достигшая внутренней свободы, явл. гл. проблемой для героя, Левы Одоевцева, и всего романа.

Если существование Левы, которое образует контекст современной действительности, оборачивается мнимостью, то, быть может, реальностью окажется контекст культуры? В текст «ПД» активно включаются ассоциации и цитаты из рус. литературы XIX и XX веков. Они сущ. на равных началах с авторским текстом. Такие цитации в битовском романе мощно представляют русскую культуру от Пушкина до Бахтина. Кроме собственно лит. цитат, по преимуществу из классики, представлен в романе и советский фольклор, массовая культура и т.д. Автора-повестователя в тексте часто сменяют, а иногда и просто вытесняют другие голоса, текст становится интертекстом.

Писатель использует в романе множество эпиграфов, названий из русской классики, но всегда со смещением акцентов или прямо пародийно - «Бедный всадник», «Поэма о мелком хулиганстве», название эпилога «Утро разоблачения», или «Медные люди» и т.д. Тенденция к снижению хар-ых для рус. классич. лит-ры мотивов, героев и сюжетных положений подается как одна из неотъемлемых особенностей ее развития, начиная с послепушк. эпохи и до наших дней. Наиболее отчетливо выявляет себя данная закономерность в игре с такими культурными знаками, как «пророк», «герой нашего времени», «маскарад», «дуэль», «бесы».

Таким образом, снижение культуры в цитациях романа Битова - это констатация потери в сознании человека и общества сов. периода истории ключа к культуре. Она, по-настоящему не востребованная, а иногда сознательно отвергаемая, превращается в зашифрованный текст - сфинкса, загадку которого уже невозможно отгадать.

^ Основная мысль многоуровневого романа Битова, с ярко выраженным игровым началом, интертекстуального по своей природе, достаточно проста и вовсе не замкнута на сфере культуры: сознание, отравленное компромиссностью, конформизмом, подменой непосредственного ощущения реальности регламентированными представлениями о ней, не способно к подлинной связи с культурой прошлого. Оно беспощадно, что грозит разрушением и самой культурной традиции, к которой такое сознание прикасается.

^ Лева Одоевцев - герой романа, литературовед, живущий внутри культуры, культурой; «творец», создавший - «сочинивший» историческую новеллу «Три пророка» (она входит в текст романа как полноправный участник теста в ряду других фрагментов), совершает страшную акцию разгрома музея - Пушкинского дома. Остаются ли у культуры шансы выжить в таком мире? По Битову, эти шансы связаны с аристократией, представителем которой в романе является Модест Платонович Одоевцев. Естественно, Битов имеет в виду аристократию в духовном смысле. Правда, в Одоевцеве-деде воедино слились и аристократ по происхождению, и аристократ духа, и интеллектуал-интеллигент. Только духовная элита принесет реальности гармоническое равновесие, спасет общественное осознание от новых призрачных идеологий.

^ Диалог автора и героя, в тексте «ПД» дает некоторые основания определить роман А. Битова как метароман. Роман о творчестве и об Авторе, создающем худ. текст. Несмотря на то, что писатель поднимает в романе множество сложных вопросов нашей социальной и духовной жизни, в частности довольно трезво рассматривает позицию интеллигенции в эпоху «хрущевской оттепели», главным для него, по-видимому, были проблемы творчества, самосознание писателя. Битов самой многоуровневой структурой, несколькими повествователями отвергает авторитарность, пусть даже и творческую. Ему чужда позиция писателя-учителя жизни. Неисчерпанность истины данным текстом, неисчерпаемость истины в искусстве вообще, открытость произведения - те черты постмодернистского мировидения, которые просматриваются в романе «ПД».

А в то же время символика цитатного названия романа и два эпиграфа к нему создают еще одно интересное поле интерпретации и всего романа, и роли художника в мире. Эпиграфы из Пушкина: «А вот то будет, что и нас не будет» (проект эпиграфа к «Повестям Белкина») и второй - из стихотворения А. Блока «Пушкинскому дому»:

^ Имя Пушкинского Дома

В Академии наук!

Звук понятный и знакомый,

Не пустой для сердца звук!

- сопрягают в себе земное и небесное, временное наше земное бытие и вечную жизнь души и духа. Искусство - сфера небесного, в нем действительно заключен «не пустой для сердца звук!». Очерчивая границы русской литературы от Александра Пушкина до Александра Блока, Битов, несомненно, подчеркивает ее непреходящую духовную ценность, какие бы тяжелые времена ни переживала Россия, ее народ и сама культура. А это совсем не постмодернистская идея. Роман А. Битова «ПД» - переходное явление: в условиях тяжелейшего идеологического давления писатель средствами искусства и только искусства ищет пути к обретению достоинства личности, используя и совершенно новые для рус. лит-ры худ. приемы.




Похожие:

Фяб-43 Андрей Битов. \"Пушкинский дом как постмодернистский роман\". Спецкурс \"Постмодернизм в русской литературе\" iconАндрей Белый Петербург ocr busya
Роман «Петербург» – одно из самых ярких явлений русской прозы начала ХХ века – по праву считается главным произведением Андрея Белого....
Фяб-43 Андрей Битов. \"Пушкинский дом как постмодернистский роман\". Спецкурс \"Постмодернизм в русской литературе\" iconПлан реализации учебно-воспитательных модулей «Русской школы» в преподавании литературы в ско школе-интернате III-IV вида г. Липецка учителя высшей квалификационной категории Кропотовой В. Ф
За основу планирования работы по литературе в разрезе темы «Русская душа. Из истории русской души» взят материал из брошюры кафедры-мастерской...
Фяб-43 Андрей Битов. \"Пушкинский дом как постмодернистский роман\". Спецкурс \"Постмодернизм в русской литературе\" iconПетр гнедич догмат искупления в русской богословской литературе последнего пятидесятилетия
Ни один догмат не занимал так русскую богословскую мысль за последние пятьдесят лет, как догмат искупления
Фяб-43 Андрей Битов. \"Пушкинский дом как постмодернистский роман\". Спецкурс \"Постмодернизм в русской литературе\" iconВиртуальная школа компьютерных технологий
...
Фяб-43 Андрей Битов. \"Пушкинский дом как постмодернистский роман\". Спецкурс \"Постмодернизм в русской литературе\" iconПечорин и Грушницкий (по роману М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”)
А. С. Бурачок, утверждал, что образ главного героя романа – “эстетическая и психологическая нелепость”, а в самом произведении “философии,...
Фяб-43 Андрей Битов. \"Пушкинский дом как постмодернистский роман\". Спецкурс \"Постмодернизм в русской литературе\" iconТематическое планирование по литературе для 5 класса. 5 Класс (102 часа по программе)
Урок Художественная литература как учебный предмет. Учебник по литературе и особенности работы с ним
Фяб-43 Андрей Битов. \"Пушкинский дом как постмодернистский роман\". Спецкурс \"Постмодернизм в русской литературе\" iconСпецкурс «Эссе как литературный жанр» 11 класс. 34 часа
Наконец, один из блоков экзамена по русскому языку в форме егэ предполагает написание работы в жанре эссе
Фяб-43 Андрей Битов. \"Пушкинский дом как постмодернистский роман\". Спецкурс \"Постмодернизм в русской литературе\" iconТесты по русской литературе тест 1
В каком перечне произведений В. Набокова не нарушена последовательность их написания?
Фяб-43 Андрей Битов. \"Пушкинский дом как постмодернистский роман\". Спецкурс \"Постмодернизм в русской литературе\" iconАнглийский роман 2-ой половины 19 века
Многостраничный, объемный викторианский роман вытесняется компактным изданием. Преобладает так называемый короткий роман, начало...
Фяб-43 Андрей Битов. \"Пушкинский дом как постмодернистский роман\". Спецкурс \"Постмодернизм в русской литературе\" iconДокументы
1. /ТЕМА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.doc
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов