Вступление. Современное мышление icon

Вступление. Современное мышление



НазваниеВступление. Современное мышление
Дата конвертации18.09.2012
Размер37.7 Kb.
ТипДокументы

Г.Г. Гадамер – Миф и разум (стр.92-99)


Вступление.


Современное мышление = Просвещение (влияние веры в осуществляющийся посредством человеч. разума прогресс культуры):

  1. радикальное Просвещение (Восток, Англо-саксонский мир)

  2. романтич. критика Просвещения (лат. мир, Германия)


Часть I.


Двуполюсность совр. мышления проявл. через отнош-е мифа и разума.

Миф – нечто, противост. рац. объяснению мира. Считается, что науч. картина мира преодолевает мифологич. картину, а мифологич. – оказывается все то, что нельзя верифицировать посредством методич. осущ. опыта. В расколдовывании мира (от мифа к логосу, к рац. картине) – усматривался закон развития истории → сомнительно!!! Т.к. никогда прежде разум не критиковал всю религ. и нравств. традицию целиком → схема расколдовывания мира – не закон развития, а всего лишь факт истории.

Христианство обнаружило эту рационализацию мира, выступив с новым заветом, оно первым подвергло миф радикальной критике. Языч. мир богов vs христ. Бога оказывался миром демонов, ложных богов, сатанинских существ, т.к. они – мирские божества, а мир в христ-ве – бытие чел-ка, от кот. надлежит освободится.

Христ-во т.о. приблизило совр. Просвещение, кот. потом стало критиковать Христ-во, и разрушило мифич. мировоззрение.


Часть II.


Проблема миф/разум – проблема романтизма. Романтизм – всякое мышление, в кот. истинный порядок вещей – удел не наст. (буд.), а прошлого = сегодняшнему и завтрашнему познанию не доступны истины, постигнутые вчера. → Миф становится:

  • носителем собств. истины, недоступной рац. объяснению;

  • голосом далекого и более мудрого прошлого;

  • широким полем для дальнейших исследований.


Часть III.


Анализ понятий мифа и разума (история понятий и понимание истории)

Миф:

  1. Миф - способ удостоверения. Нечто рассказанное, сказание, кот. не допускает никакой иной возможности опыта, кр. того, что был получен с помощью этого рассказа → fabula ≠ logos (осмысливает сущность вещей и располагает знанием о них)

  2. То, что не м.б. удостоверено разумом и наукой - сущ. лишь в свидетельствах очевидцев и преданиях.

  3. Мифы

  • истории, повествующие о богах и их деяниях по отнош-ю к людям;

  • история самих богов

  1. Т.к. сущность греч. религии сост. в публ. культе → миф. всегда нах. в процессе критики и преобразования.

  2. Греч. религия не явл. ортодокс. религ. учением → критика мифа осущ.
    греч. Просвещением, не явл. противопол-тью религ. преданию (старое и новое понимание соединены воедино).

  3. Критика мифа христ-вом привела к тому, что в мышлении Нового времени чисто мифологич. картина превратиласть в противопол-ть научной (всякий опыт, кот не подтвержден наукой = необязат. фантазия)

Разум:

  1. Разум – понятие Нового времени:

    1. способность чел-ка;

    2. устроенность вещей.

НО: это внутр. соотв-е мыслящего сознания и разумного порядка сущего мыслилось в первонач. греч. представлении о логосе.

  1. Логос (в греч. традиции) – высший способ, кот. открывается истина = nous (нус)разум (в мышлении Нового времени).

  2. Разум:

    1. способность идей (Кант). Его осн. потребность – в ед-ве, соединении того, что несоединимо в опыте;

    2. (традиц. логика) – способность делать заключения = способность получения знаний из чистых понятий без помощи нового опыта →

      • разум имеет место там, где мышлении занято самим собой;

      • Сущность разума = абсолют. самостоятельность распоряжаться собой + отсутствие столкновений с чужностью и случайностью голых фактов.



Это невыполнимо (познание разумности всего действительного) → конец зап-европ. метафизики → обесценивание самого понятия разума. Разум не явл. уже более способностью абсолютного ед-ва и прояснением конеч. целей. Разумность = нахождение верных ср-в для достижения поставленной цели (вопрос о разумности самой цели не ставится).



^ Рац-сть совр. аппарата цивилизации = рац. безрассудство, восстание ср-в против господствующих целей.

Вывод: У мифа и разума общая, одинаковыми законами движимая история. Дело обстоит не так, будто разум расколдовал миф и занял его место. Радикальное Просвещение 18 в. оказалось просто эпизодом.


Часть IV.


Просвещение предлагало схему "от мифа к логосу", но её надо пересмотреть:

  • разум не распоряжается собой и не реализует себя в абсолютном самоопределении;

  • разум зависит от выходящих за его пределы эк., общественных и госуд. сил;

  • идея абсолютного разума – иллюзия: разум сущ. только в конкр.-ист. формах. Нашему мышлению это невероятно трудно признать;

  • то, что разум признает истинным, д.б. истинным всегда → именно разум д.б. тем, что познает истинное. НО: разум, когда он себя осознает, он осознает разумность ч/т, т.е. познает себя через ч/т, не являясь господином самого себя;

  • разум – это также и истолкование некой веры, не обязат. веры религ. или мифопоэтич.



Романтич. сознание, критикующее иллюзии просвещ. разума, приобретает также и новые права. Навстречу просветит. движению устремляется противополож. поток – поток верящей в себя жизни, защищающей и оберегающей мифические чары в самом сознании, утверждая тем самым истинность.


Вывод: Истинный мир религ. традиции произрастает из того же корня, что и поэтич. образы разума. У них один и тот же строй: они оба не произвольные образования нашего воображения, а реализованные ответы, с помощью кот. человеч. бытие постоянно понимает себя. Разумность такого опыта как раз и сост. в том, что в нем обретается самопонимание.




Похожие:

Вступление. Современное мышление iconДокументы
1. /Саногенное мышление/Вина.doc
2. /Саногенное...

Вступление. Современное мышление iconЦентр "синтез" В. И. Вернадский и современное планетарное мышление план
...
Вступление. Современное мышление iconВозрастные особенности первоклассников
Преобладает образное мышление (требует наглядность), начинает развиваться абстрактное мышление
Вступление. Современное мышление icon·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-· Мышление развивающие игры и упражнения
Мышление – процесс опосредованного и обобщенного познания (отражения) окружающего мира
Вступление. Современное мышление iconБенджамен Л. Уорф
О двух ошибочных воззрениях на речь и мышление, характеризующих систему естественной логики, и о том, как слова и обычаи влияют на...
Вступление. Современное мышление iconЛ. Е. Балашов как мы думаем ? (Введение в философию мышления)
Книга посвящена философии мышления. По мнению автора, ни логика, ни психология не рассматривают мышление в его тотальности, как вид...
Вступление. Современное мышление iconВ. И. Кириллов а. А. Старченко логика глава 1 предмет и значение логики
Но в отличие от других наук, изучающих мышление человека, например физиологии высшей нервной деятельности или психологии, логика...
Вступление. Современное мышление iconСеминар «Эволюционное проектирование: современное состояние и проблемы» Семинар «Эволюционное проектирование: современное состояние и проблемы» Состав рабочей группы
В. М. Курейчик (Таганрог) Генетические алгоритмы в проектировании. Задачи, проблемы, перспективы
Вступление. Современное мышление iconИконоборческий период в Церкви 726 г. – 843 г. Смута в государстве: 740 г. – 742 г. Вступление на престол Константина V копроним
Смута в государстве: 740 г. – 742 г. Вступление на престол Константина V копроним (“крещенный в дерьме”, имел также прозвище “кобылятник”)....
Вступление. Современное мышление iconЮ. В. Попков, Е. А. Тюгашев современное состояние традиционной культуры самодийского и финно-угорского населения ямало-ненецкого автономного округа
П 576 Современное состояние традиционной культуры самодийского и финно-угорского населения Ямало-Ненецкого автономного округа (этносоциальный...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов