Реферат по методике обучения игре на скрипке на тему: «Вводный курс скрипичной постановки на основе методической работы С. О. Мильтоняна «Педагогика гармоничного развития скрипача»» icon

Реферат по методике обучения игре на скрипке на тему: «Вводный курс скрипичной постановки на основе методической работы С. О. Мильтоняна «Педагогика гармоничного развития скрипача»»



НазваниеРеферат по методике обучения игре на скрипке на тему: «Вводный курс скрипичной постановки на основе методической работы С. О. Мильтоняна «Педагогика гармоничного развития скрипача»»
Корыстина Н.Н
Дата конвертации18.09.2012
Размер235.44 Kb.
ТипРеферат
1. /Рома.docРеферат по методике обучения игре на скрипке на тему: «Вводный курс скрипичной постановки на основе методической работы С. О. Мильтоняна «Педагогика гармоничного развития скрипача»»



Государственное Музыкальное Училище имени Гнесиных


Дипломный реферат по методике обучения игре на скрипке на тему:

«Вводный курс скрипичной постановки на основе методической работы С.О.Мильтоняна «Педагогика гармоничного развития скрипача»»


Выполнил:

Студент 4 курса

Бородин Роман



Преподаватель

Корыстина Н.Н.


Москва


2004


План


Вступление …...........................................................................3

  1. Вводный курс скрипичной

постановки………………………………………………………...3

Левая рука…………………………………………………………4

1.Упражнения, выполняемые учеником

в дозвуковой доинструментальный период

подготовки………………………………………………………..5

2.Упражнения, выполняемые учеником

в дозвуковой инструментальный период……………………7

3.Упражнения звукового периода……………………………...9

4.Звуковой внепозиционный период…………………………..10

5.Игра в позиции………………………………………………….13

  1. Правая рука…………………………………………………………...13

1.Дозвуковой доскрипичный период обучения………………14

2.Дозвуковой период со скрипкой……………………………..15

3.Звуковой период (штрихи)…………………………………….16

  1. Заключение…………………………………………………………....18

  2. Список литературы…………………………………………………...21



Вступление

Степан Ованесович Мильтонян родился в 1939 году в г. Чирчике УзССР. В 1957 году окончил музыкальную школу-десятилетку им. Р.Глиэра в Ташкенте, в 1965 году – Московскую консерваторию по классу профессора Бориса Евгеньевича Кузнецова. С 1966 года работает преподавателем Тверского музыкального училища, ведет специальную скрипку, камерный ансамбль, читает авторский курс методики обучения игре на скрипке.

В последние годы С.О.Мильтонян часто проводит методические семинары в различных областях России и за рубежом (в ФРГ, Швейцарии). Число городов, в которых он выступал с рассказом о своей методической системе, перевалило за 40. Ниже приводиться некоторые выдержки из отзывов участников творческих встреч.

В 1987 году С.О.Мильтонян был избран председателем правления областного Музыкального общества. В 1990 году С.О.Мильтонян и его единомышленники организовали Ассоциацию педагогов – струнников. Он был избран её президентом и стал первым редактором регулярного издания «Ключ». С 1991 года С.О.
Мильтонян сотрудничает с Санкт-Петербургским открытым университетом «Экология искусства», где читает свой курс методики. В 1994 году ему присвоено почётное звание заслуженного работника культуры РФ.

Итогом тридцатилетней педагогической деятельности С.О.Мильтоняна явилась книга «Педагогика гармоничного развития скрипача», которая вышла в издание в 1996 году. Первой публикацией, в которой была заявлена авторская методика, явилась работа «Вводный курс скрипичной постановки», изданная в 1987 году. Через год была написана статья «Развивающие приёмы и стратегия музыканта - инструменталиста». Выше указанные публикации послужили двумя первыми разделами этой книги, главным смыслом которой является не узкоспециальная методика, а общая концепция становления личности ребёнка и взаимоотношений между учителем и учеником в процессе обучения.


Вводный курс скрипичной постановки


Суть предлагаемого С.О.Мильтоняном метода заключается в поэтапном освоении учащимися действий со скрипкой и смычком. Эти этапы позволяют выработать постановку, соответствующую индивидуальным особенностям ученика. Некоторые из описанных автором приёмов используются в педагогической практике, но являются ступеньками иных принципов организации материала. Структура каждого приёма строго базируется на основных элементах предыдущего. В традиционном методе педагог изначально ориентирует ученика на конечные формы постановки.

Существенное отличие предлагаемого Мильтоняном метода состоит в том, что полученные результаты, особенно на первых этапах, совершенно не похожи на конечную постановку ни по внешнему рисунку, ни по ощущениям, в том числе и звуковым. Она синтезируется лишь из результатов всех предыдущих действий.

В устоявшемся методе обучения педагог, стремясь к конечному результату, пользуется внешними средствами наглядности - словом и показом, ими же и корректирует действия ученика. В этой ситуации педагог – творчески активная единица системы «учитель - ученик», а ученик – объект обучения.

В предлагаемой С.О.Мильтоняном методике педагог становится организатором самостоятельных поисков учеником новых игровых ощущений. Такое положение ученика не только не угнетает его творческое начало, а наоборот, стимулирует и развивает его. Ученик здесь – субъект обучения.

Термины, которые автор данной методики использует в своей работе, в основном предложены учениками в процессе работы: они носят образный характер и являются промежуточными к соответствующим профессиональным терминам.


ЛЕВАЯ РУКА


Суть действий левой руки состоит в изменении звучащей части струны. Результатом этих действий является изменение звука по высоте, а при вибрации – также по тембру и динамике. Освоение навыков постановки левой руки основывается на следующих принципах:

  1. Рука опирается подушечками округлых пальцев на струну («принцип шага»).

  2. Опора на все четыре пальца равномерна (исключена возможность «двигательного разнобоя» пальцев).

  3. Удлинение и укорачивание струны происходит за счёт вертикальной работы пальцев, которые не меняют округлой формы «молоточков».

  4. В нижних позициях большой палец с противолежащим на струне вторым, частично первым и третьим пальцами образует соединительное кольцо, один из участков которого, а именно у основания первого пальца, является переменной точкой опоры скрипки.



Упражнения, выполняемые учеником в дозвуковой доинструментальный период подготовки


Данные упражнения выполняют функцию подготовительного этапа к освоению учеником действий со скрипкой

и определяют основные принципы постановки на начальном этапе обучения.


Пальцы


  • Рука от локтя до пальцев лежит на столе ладонью вниз. Ударять всеми пальцами по поверхности стола, поднимая и бросая кисть. «Проговаривать» пальцами какой – либо ритмический рисунок, например, строки стихов, имя и фамилию и т.п.

  • То же, округлив пальцы и простукивая подушечками. Сравнить, при каком положении пальцев ритмический текст «произносится» чётче.

  • Простукивание ритма каждого в отдельности округлым пальцем (кроме большого).

  • То же «шёпотом», ударяя подушечкой пальца не по поверхности стола, а по лежащему на нём большому пальцу этой же руки

  • Исходное положение: пальцы округлы, лежат на поверхности стола. Постукивание четвёртым пальцем на расстоянии «полушага» от третьего (рядом с третьим – аналогично полутону на струне).

  • То же, на расстоянии «шага» (два «полушага»).

  • Скольжение четвёртого пальца в спокойном темпе по поверхности стола вбок – влево до предела и обратно к третьему пальцу.

  • При слегка приподнятом четвёртом пальце, «полшага», «шаг» и скольжение третьего пальца относительно второго.

  • Подняв четвёртый и третий пальцы, проделать то же вторым пальцем относительно первого.

  • То же первым относительно второго.


Кисть


  • Упражнение «до свидания».Потряхивание горизонтально расположенной кистью вверх – вниз (кисть ладонью книзу, как это делается детьми при прощании).

  • «Зеркальце». Кисть ладонью повёрнута к себе, пальцы округлы, как бы удерживают зеркальце. Направлять «зеркальце» справа – мимо себя – влево от себя.

  • «Дерево с листьями». Рука согнута в локте, прижата к корпусу. Тело – «ствол», направленное вверх предплечье – «ветка», свободно свешивающаяся ладонью книзу кисть – «листок». Начинает дуть ветер - «лист» трепещет. Ветер дует сильнее – амплитуда встряхивания кисти увеличивается. Ветер утихает полностью – кисть свободно повисает. Ветер изменил направление и дует в противоположную строну – кисть пальцами разворачивается к плечу. После чего происходит аналогичное усиление и затихание ветра.



Пальцы и кисть


  • Установить кисть в положение повёрнутого влево «зеркальца». Расслабить её в этом положении, как «лист» дерева после ветра. «Шёпотом» (ударом подушечкой по большому пальцу) «проговорить» каждым пальцем прежние ритмические формулы.


Вибрация


  • Положение кисти то же. Установив каждый палец попеременно на большой палец, сгибать и разгибать в суставе ногтевой фаланги ритм безостановочно движении двойками ♩♩, тройками ♩♩♩, четвёрками ♩♩♩♩.

  • Установив второй палец на большой, ритмично раскачивать к себе – от себя сначала с максимальной, а затем с уменьшающейся амплитудой, как бы постукивая при этом полусогнутым первым пальцем в дверь. Ритм: ♩♩, ♩♩♩, ♩♩♩♩. То же третьим, первым, четвёртым.

  • То же, но раскачивая не кисть, а предплечье (работа в локтевом суставе).



Пальцы, кисть, локоть


  • Установить пальцы подушечками на краю горизонтальной поверхности, расположенной приблизительно на уровне груди – плеча (край корпуса телевизора, крышка пианино и т.п.). Кисть и локоть висят на согнутых «крючками» пальцах. Следить за тем, чтобы все пальцы– «крючки», особенно третий и четвертый, были из одинаково прочного «металла» и не теряли одинаково округлую форму при покачивании свободно висящих кисти и локтя. Большой палец пассивен и в опоре руки не участвует. Свободно висящий локоть будет слегка отклоняться от вертикали. Мера отклонения зависит от индивидуального строения руки и не в последнюю очередь от длины пальцев.


Упражнения, выполняемые учеником в дозвуковой инструментальный период подготовки


Цель данного этапа – сформировать индивидуальную постановку начинающего скрипача, исходя из особенностей анатомического строения левой руки и плечевого аппарата, освоить основные приёмы работы левой руки (техника перехода и техника падения-отскока).


Пальцы, кисть, локоть


  • Связующим между первым и вторым этапом является предыдущее упражнение, но повторенное уже на скрипке. Следует установить пальцы подушечками на правом плече верхней деки. Правой рукой можно помочь удерживать в горизонтальном положении корпус инструмента.

  • То же на грифе в зоне второй – третьей позиции.

  • Не задействованный до сих пор большой палец прикасается к шейке скрипки далеко позади первого пальца (если он был непроизвольно согнут, то, оттягиваясь по шейке назад, он выпрямится). Мягко скользить большим пальцем по шейке мимо стоящих на грифе пальцев за четвёртый и так же мягко вернуться в прежнее положение. Повторить несколько раз. При очередном движении остановить палец в удобном для него среднем положении. Найти это положение при движении пальца в обе стороны, зафиксировать в памяти зрительно и тактильно.

  • Поднять над грифом четвёртый, третий и первый пальцы. Кисть должна по-прежнему оставаться свободной. Поднять второй палец. Инструмент при этом опустился на ладонь у основания указательного пальца (появилась переменная точка опоры).


Результат: полученная постановка левой руки в статике идеально соответствует анатомическим особенностям строения левой руки.


«Перевесы» (переходы)


  • Рука опирается пальцами на струну в зоне первой позиции. При этом сохраняется ощущение точки опоры.«Перевесить» её в зону третьей-четвертой позиции, а затем обратно. При остановках нагрузка свободно висящих кисти и предплечья на подушечки пальцев максимальна. При перемещении руки подушечки освободятся от нагрузки настолько, чтобы трение пальца о струну не мешало свободному скольжению руки в новую позицию.

  • То же с промежуточной одной и более (до 5-7) остановками.

  • То же на трёх, двух пальцах.

  • То же каждым пальцем: вторым, третьим, первым, четвёртым.

При опоре на крайние пальцы уточнить форму свободно висящей руки можно поставив остальные пальцы на гриф.

Если постановка была нарушена, то равномерным перераспределением веса руки на все пальцы её можно наладить вновь.

После проверки вспомогательные пальцы поднимаются.


Вертикальная работа пальцев


  • «Молоточки». Исходное положение: повесить руку на струну на все четыре пальца, почувствовать переменную точку опоры. Поднять четвёртый палец, затем – третий, второй и первый пальцы.


В традиционном методе исходной позой является постановка руки с поднятыми вверх, «нависающими» над грифом пальцами. При этом используется так называемый «принцип бега», когда первый палец опускается, а затем поднимается, после чего опускается следующий палец, и т.д. Этот метод предопределяет возникновение такого распространённого недостатка, как избыточное давление пальца на струну (хватательный рефлекс). В предлагаемом методе исходное положение – пальцы находятся на грифе. Их подъём – первичное движение, возвращение на струну – вторичное.

В процессе игры рекомендуемые автором основы соответствуют работе пальцев по «принципу шага». Он заключается в том, что перед тем, как поднять палец, необходимо уже подготовить и держать на струне нижележащий, «отвечающий» за следующий звук. При возвращении пальца на струну нижележащий не поднимается до появления нового звука. Таким образом, при соединении звуков на струне одновременно находятся два пальца.


  • Поднимая четвёртый палец, метрично опускать его на расстояние сначала полутона («полушага»), затем тона («шага») от соседнего. Темп упражнения меняется от медленного до трели.

  • «Конькобежцы» (скольжение пальцев по струне): четвёртый палец, вытягиваясь, скользит по струне вверх до предела и по струне же возвращается обратно, вплотную к третьему пальцу. Темп – от подвижного до предельного спокойного.

  • То же третьим и вторым пальцами, первый палец скользит до предела вверх и вниз, имея ориентиром второй палец.

  • Соединение отдельных элементов: «молоточков», «перевесов», «конькобежцев».Необходимо поднимать и возвращать на струну вышележащий палец (расстояние между пальцами «шаг»), затем перевес нижележащего на ту точку на струне, куда опускался вышележащий. Постепенное усложнение комбинации из трёх элементов.


Усложнением комбинаций из знакомых элементов завершается дозвуковой период.


Упражнения звукового периода


Интонация


Скрипка располагается горизонтально перед учеником (лежит на столе, на коленях, в футляре, т.п.) так, чтобы правой рукой было удобно играть щипком, установив большой палец на край грифа, а пальцами левой руки – прижимать струну. Исследуется сначала сам факт изменения звука прижимающим струну пальцем, затем – характер изменения (изменяется именно высота звука) и в конце – причина изменения звука по высоте (причина именно в изменении длинны звучащей части струны).

  • Прижав пальцем струну в любом месте, удлинить струну – понизить звук, укоротить её – повысить звук.


Игра


  • Играют два ученика, у каждого свой инструмент. Инструменты расположены горизонтально, как описано выше. На избранной струне говорят: один – предельно низкий звук (палец возле порожка), другой – высокий звук. Фиксируется резкое различие исходных звуков по высоте. Затем начинается встречное движение звуков. Каждый по очереди извлекает щипком звук, приближая извлекаемый звук к звуку другого инструмента. Если хотя бы один из играющих не отличается звуковысотным слухом, первые туры чаще всего завершаются не конечной целью – встречей звуков на приме, а их расхождением: на инструменте, где звук был низким, он становится высоким и наоборот. Игра продолжается, и участники вновь «двигают» звуки, на этот раз в противоположную сторону. Но это движение отличается от предыдущего более напряжённым вниманием ученика и вслушиванием в высоту звука своего инструмента и инструмента партнера. И так до встречи звуков.

Можно применять секундомер для выявления самого быстрого результата, сравнения его с предыдущим и т.п. При необходимости следует играть не видя струны партнёра, чтобы избежать зрительных коррекций действий, оставив только звуковые.

  • Исходное положение то же. Нахождение высоты звука по заранее заданному голосом или инструментом звуковысотному ориентиру.

  • Нахождение определенного интервала к заданному звуку (для подготовленных).


Звуковой внепозиционный период


В традиционной педагогической практике первые звуки после открытых струн извлекаются в определённой, конкретной позиции. Чаще всего начинают с первой позиции. Методисты спорят, какую из позиций, вторую или третью, изучать следующей. Редко, но встречаются случаи, когда обучение начинают с более высоких позиций, затем уже выходят в первую позицию. Сама необходимость игры в конкретной позиции не обсуждается и считается аксиомой. Однако понятия «позиция» ученик не получает, ему даётся лишь общее представление о ней Разница здесь не только в терминологии. Владение понятием предполагает самостоятельное и гибкое применение соответствующего навыка. На практике из-за неумения самостоятельно ориентироваться сначала в одной, затем в следующих позициях возникают трудности в интонировании, расположение пальцев, чтение с листа, которые долго преследуют начинающих. Они свидетельствуют о том, что ученик, выведенный сразу конкретную позицию, т.е. получивший сразу конечное, без процесса восхождения восхождения к нему, понятием «позиция» не владеет. Этим и объясняется необходимость внепозиционного периода игры, предваряющего игру в конкретной позиции.


  • Повесив руку на струне в произвольном регистре, оставить на ней любой палец. Извлечь звук варьировать его ритмически.

  • То же другим пальцем, на другой струне, в другом регистре.

  • Взяв за ориентир звук, извлечённый первым вторым или третьим пальцем, спеть от него песенку, построенную из интервала большая секунда вверх. Например, песенку «Зарядка» из сборника В.А. Якубовской. (Если ученик пока чисто не поёт, то педагог может сам спеть нужный интервал, сыграть его на инструменте.) Важно, что бы ученик предварительно знал и внутренним слухом слышал тот звук, который он должен сыграть на скрипке, применяя в качестве исходного произвольно найденный звук. Слушать и петь песенки из будущего репертуара автор рекомендует на более ранних уроках, перемежая ими освоение постановки скрипки, левой и правой рук, а так же звуковысотной интонации. Щипком сыграть песенку двумя смежными пальцами, установив верхнему пальцу от нижнего расстояние «шаг» и откорректировав полученный звук до необходимого по высоте.


Традиционная педагогическая практика требует от ученика чистой интонации в первых же звуках, извлечённых с помощью действий пальцев левой руки. Однако предварительно полного понятия «скрипичная интонация» ученик и в этом случае не получает. Отсюда и трудности с интонацией. На долгий срок, а иногда и на всё время обучения забота о чистоте интонации остаётся заботой лишь педагога, а не ученика. Даже ученику, обладающим хорошим слухом, трудно бывает чисто исполнить предслышанное. Опытным педагогам знакомо, когда начинающий, имеет хороший слух, попав пальцем на неточный звук и не умея ещё найти верный, поднимает правую руку со смычком со струн и ею передвигает непослушный пока палец левой руки.

В предлагаемом С.О.Мильтоняном методе ученик уже полностью подготовлен к чистому интонированию. Услышав «образец», в этом случае второй звук (большой секунды), ученик может повторить его, поставив палец на знакомое ему расстояние «шага» (что приблизительно соответствует расстоянию тона). Получив первый звуковой результат и услышав необходимость «немного выше» - «немного ниже» (а подобная ситуация уже разрабатывалась в серии упражнений на интонацию), ученик знает, что точный искомый звук будет достигнут за счёт удлинения или укорачивания струны. Есть у него и двигательный механизм коррекции интонации – упражнение «Конькобежцы», которые подготавливает и к этим, знакомым уже движениям пальца.


  • То же, установив третий или четвёртый палец. Песенка «Кукушка» на нисходящую малую терцию – полтора «шага».

  • Сыграть «Зарядку» или «Кукушку» одним пальцем - перевесом руки (переходом). Сыграть обе песенки на двух струнах, начиная их следующей аппликатурой:




  • «Петушок» Н. Магиденко – песенка, включающая две большие секунды. Играть на одной струне тремя смежными пальцами, а так же аппликатурными вариантами с переходами и соединением струн.

  • «Как под горкой под горой» - песенка, включающая тетрахорд. Играть четырьмя пальцами в различных вариантах с применением переходов и соединением струн, в том числе и аппликатурой 1-2-2-1-м пальцами.

  • Мажорная гамма от первого пальца. Все элементы для исполнения гаммы и в одной позиции, и на одной струне уже разработаны.


Игра в позиции


Игрой в позиции и записью нот на пяти линейках в скрипичном ключе завершается для ученика процесс освоения понятия «нотная запись». Автор рекомендует провести аналогию между звучанием «полушага», которое возникает при тесном расположении пальцев на струне, и полутоном звукоряда. (Тоже следует проделать и на уровне «шага» - тона).

Знаки альтерации, возникающие при записи, лучше сначала выписывать возле нот. Затем вместе с учеником, «самостоятельно», прийти к выводу, что система записи знаков альтерации у скрипичного ключа более удобна, чем запись каждой ноты, иной раз повторяющейся, собственным знаком,

После введения понятия позиции вместо промежуточной терминологии («полшага», «шаг», «перевесы») вводится соответствующая профессиональная.

Выход в остальные позиции не имеет никаких проблем, так как вся техника соединения позиций и записи освоена уже во внепозиционном периоде.


ПРАВАЯ РУКА


Если отвлечься от художественных намерений исполнителя, утверждает Мильтонян, то акустическое качество и окрашенность звука зависят от следующих параметров:

- сопряжения между собой скорости движения и нажима смычка на струну;

- направления ведения смычка;

- игровой точки на струне;

- наклона трости.

Автор рекомендует до начала освоения постановки познакомить ученика с условиями извлечения звука на скрипке, для чего целесообразно проанализировать вместе с ним значение каждого из перечисленных параметров. Для этого следует расположить скрипку горизонтально на столе. Опустив смычок концом на струну, удерживая его у колодочки минимальными усилиями, вести его по направлению к колодочке. Основная идея этого опыта – извлечение «нулевого» звука, то есть звука, присущего лишь данной скрипке и данному смычку и не зависящего от художественных устремлений исполнителя. Выводы из проведённого опыта получаются следующие:

- звук на протяжении смычка неоднороден;

- оптимальное звучание достигается при условии, когда игровая точка на струне расположена между подставкой и краем грифа, а линия ведения смычка параллельна подставке.

- изменение любого из этих параметров влияет на тембровую окрашенность звука и может деформировать его вплоть до выхода из зоны акустически чистого звучания.

Проведённое аналитическое исследование помогает выделить основные принципы постановки правой руки:

  1. смычок лежит на струне;

  2. рука опирается на смычок;

  3. основой соединения руки и трости смычка является удерживающее, или соединительное, кольцо, образованное большим пальцем и противолежащим на трости вторым, а так же частично первым и третьим пальцами.


Дозвуковой доскрипичный период обучения


- Поглаживание трости смычка. Держа левой рукой смычок горизонтально перед собой (волосом книзу, колодкой вправо), несколько раз погладить трость поперёк немного выше колодочки, там, где обычно правая рука располагается на смычке.

- После очередного поглаживания повиснуть правой рукой на трости в тот момент, когда пальцы касаются трости средними фалангами

- Проверить цепкость и свободу висящей на смычке руки. Для этого не меняя положения руки относительно трости, плавно или небольшими рывками перемещать смычок левой рукой в разных направлениях вертикальной плоскости. При этом обращать внимание на то, чтобы правая рука гибко следовала за смычком. В моменты остановки фиксировать сознанием свободное состояние мышц правой руки. При необходимости для более контрастного ощущения свободы кратковременно напрягать до предела все мышцы руки и моментально расслаблять их, не допуская, однако, падения руки с трости вниз.

- Подставить округло согнутый большой палец кончиком под трость смычка в точке центра тяжести смычка. Рука со смычком может прочертить в воздухе разные рисунки – круг, крест и т.п.

- «Ракета». Сохраняя положение руки относительно трости смычка, повернуть смычок вертикально колодочкой вниз. Теперь, перед тем, как убрать левую руку, держащую трость, необходимо, по словам Мильтоняна, установить на трости смычка большой палец правой руки. Учитывая важность этого момента для дальнейшего развития постановки правой руки, автор рекомендует предварительно оговорить постановку большого пальца: «Слегка округлый большой палец прикасается кончиком к трости напротив второго пальца».

Помогая ученику устанавливать большой палец на трости и убирая при этом свою руку, которая держала до сих пор смычок, педагог не должен призывать ученика к осторожности и внимательности словами типа: «Держи смычок сам! Сейчас я уберу свою руку». Такое предупреждение заставит его напрячь мышцы, вцепиться в смычок. Вместо этого вполне достаточно предупредить: «Я убираю свою руку!». Почувствовав ответственность, ученик будет удерживать смычок с минимальным напряжением мышц.

- «Шлагбаум». Наклон смычка из вертикального в горизонтальное положение и возвращение в вертикальное. Сначала вправо, затем влево. Последнее движение легче провести, если поставить мизинец на трость подушечкой. К такому выводу должен прийти сам ученик в результате совместного с педагогом анализа.


Дозвуковой период со скрипкой


  • Проделать упражнение «Шлагбаум» с опусканием смычка на струну.

  • То же, но не опуская, а бросая смычок на струну.

  • Оставив смычок покоиться на струне, мягко поднять четвёртый, третий и первый пальцы, оставив на струне лишь держательное кольцо. Для проверки напряжения мышц раскачивать держательное кольцо вправо – влево.

  • Небольшие движения смычка вверх и вниз (1-2 см). Для этого необходимо: развернуть кольцо в любую сторону, продолжить усилия в эту сторону, пока прилагаемая энергия не исчерпает себя разворотом руки и смычок из статики не перейдет в движение по струне.

Этот этап исключительно важен. Свобода соединения руки

со смычком, приводит к тому, что тяговые усилия руки, сдвигающие смычок вверх – вниз, преодолевают трение лежащего на струне смычка, и лишь потом приводят его в движение.

  • Опустить четвёртый, первый и третий пальцы на трость в исходное положение. Передвигать смычок по струне на большие расстояния лишь после разворота кольца и тяговых усилий руки в соответствующую сторону. При развороте кольца остальные пальцы мягкие, пластичные и естественно меняют свою конфигурацию.

  • В различных частях смычка проверочными разворотами кольца (без продвижения смычка) находить естественное для этой части положение руки и угол наклона плоскости кольца относительно трости.

  • Опора руки. До этого рука только удерживала смычок на струне. Теперь необходимо опереть руку на скрипку. Эта опора проходит через струну, смычок и пальцы, лежащие на трости, особенно ближайший к струнам первый палец.


Звуковой период (штрихи)



  • «Кузнечик» (Мартеле - спиккато). Исходное положение: смычок на струне, соединение кольца с тростью свободно, естественная опора руки на смычок. Пружинный отскок смычка от струны вверх – вбок даст первый звук. Этот звук не тянущаяся линия, а, скорее, звуковая точка.

При высокой скорости и минимальном нажиме акустически полноценный звук может не возникнуть, а раздастся характерное свистящее звучание. При низкой скорости и сильном нажиме вначале звучания раздастся характерный «канифольный» скрип и лишь затем будет слышно чистое звучание. Если поставить смычок параллельно подставке, то при одинаковых наклоне трости и игровой точке на струне тембр полученного звучания будет зависеть от вариантов скорости и нажима. По словам автора, «чувственная» практика поможет ученику находить тот вариант тембра, который ближе его индивидуальности.

Играть с любых точек смычка вверх и вниз. Пальцы левой руки подменять сразу же после звучания так, что бы вся пауза между звуками была проведена с готовым пальцем левой руки и готовым смычком.

  • «Стрела» (Мартеле). Готовить штрих в середине смычка, как и для «Кузнечика». Мышечные усилия должны быть направлены на быстрое проведение смычка по струне. Выполнять так же, как и «Кузнечик», но без потери контакта смычка со струной и веса руки на смычке. Во время паузы готовить следующий палец левой руки,

  • «Шаги» (Стаккато). Цепочка «стрел», исполненных в одном направлении движения смычка.

  • «Песочек» - очень мелкие и быстрые движения смычка между его серединой и точкой центра тяжести. Исходное к штриху сотийе.

  • Деташе – безостановочное ведение смычка.

  • Пунктирный штрих – остановка на расстоянии одной четверти смычка от конца и колодки (при исполнении штриха целым смычком). Служит для проверки постановки правой руки. Темп постепенно ускоряется, но не на много, чтобы всегда оставалась возможность контроля правой руки.

  • «Сотийе». Небольшим отрезком плотно прижатого смычка провести по струне с целью скрутить её относительно продольной оси в сторону ведения смычка. При обратном ведении попытаться скрутить струну в обратную сторону. Довести темп движения смычка до предельно быстрого, в том числе и за счет уменьшения количества смычка. Понемногу уменьшать нажим пальцев на трость. Меняя игровую точку на струне, искать ту часть смычка, где энергия проведения смычка по струне переходит в энергию отскакивания смычка от струны.


Соединение струн


  • Поставив смычок на струну «ми» у колодочки, беззвучно, но не теряя веса, переводить его на струну «соль» через все струны. Рука рулевым движением от плечевого сустава следует за смычком. Увеличивая темп - уменьшается работа плеча и предплечья.

  • То же, но смычок готовится у конца. Движение начинается от плечевого сустава, заканчивается пальцевыми.

  • Проделать то же в середине смычка.

  • Соединять струны при помощи проведения смычка по струне (сначала небольшим количеством смычка, а после, постепенно его увеличивая).



Заключение



Методическая система, разработанная С.О.Мильтоняном, бесспорно во многом пересматривает традиционный педагогический подход. В своих методических работах он акцентирует особое внимание на гармоничном развитии личности ребенка, предлагая в связи с этим интересные новые подходы к проблеме воспитания начинающих скрипачей.

Автор пишет: «Защита детства является одним из мотивов создания этой книги. Взрослые, из разных побуждений, слишком часто готовы отнять у ребёнка его право быть ребёнком».

«Шутливые замещения взрослых детьми не так уж безобидны, как кажется на первый взгляд. Идея насилия над ребёнком, моральное право взрослого переиначить судьбу ребёнка проглядывают во внешне комических эпизодах…».

Методическая система Мильтоняна несет в себе индивидуальный подход к физическим и психологическим особенностям ученика, и позволяет в полной мере достигать оптимальных результатов в развитии ребёнка. Вопросы постановки решаются в связи с анатомическим строением игрового аппарата, что позволяет добиться максимального удобства при игре на инструменте. Многие педагоги во многих музыкальных учебных заведениях уже не первый год применяют эту методическую систему на практике.

Основной принцип методической системы Мильтоняна заключается в следующем:

ученик перестаёт быть объектом обучения и становится субъектом обучения. В этом случае педагог выполняет роль помощника, позволяя ученику самому открывать новые горизонты профессиональной деятельности. Это позволяет ребёнку наиболее эффективно обрабатывать и закреплять полученные знания, развивать мышление, а так же способствует быстрому профессиональному и творческому росту.


Отзывы об авторской методике С.О.Мильтоняна


Работая в привычной нам системе, видя её несостоятельность, пытаясь найти выход из тупиковых ситуаций, подвергая постоянным сомнениям, анализу свою деятельность, приходим к выводу, что такое метод – это выход, это «свет в конце туннеля». Такой подход к детям, такая работа с ними просто необходимы.

Апрель 1991 г., Кострома


Считаем, что настало время ознакомить с этим методом обучения всех преподавателей – скрипачей.

Низкий поклон Вам и Вашим идеям.

Декабрь 1991 г., Северодвинск, Архангельск


Разработанная С.О.Мильтоняном методика скрипичной игры, с одной стороны, разрушает все укоренившиеся ранее представления о методике преподавания, с другой, настолько убеждает, что принимаешь её целиком и полностью. В этой методике прежде всего ясно видна перспектива творческого роста самого педагога и, конечно же, возможность развития ученика как субъекта обучения…

Университет «Экология Искусства»

Ассоциация «Экология и образование»

Январь 1992 г., Санкт-Петербург


… Предлагаемый автором труд представляет собой развитие сложившихся традиций отечественной и зарубежной педагогической мысли…отличается оригинальностью, самобытностью в разработке концепции музыкального воспитания. Одна из ведущих идей автора состоит в том, что бы в педагогическом процессе добиться гармоничного единства онтогенеза и филогенеза.

Июль 1996 г.

Кандидат искусствоведения, профессор

Московской государственной консерватории

им. П.И.Чайковского, действительный член

Академии гуманитарных наук

Ю.Н.Рагс


Предлагаемая С.О.Мильтоняном концепция особенно ценна тем, что побуждает музыканта в сотворчестве с педагогом как бы самому заинтересованно решать технические музыкальные задачи, воспитывает нетрадиционный подход к музыкальной фразе. Это даёт надежду на появление в будущем самобытных творческих индивидуальностей.

Лауреат Международных конкурсов,

Заслуженный артист Российской Федерации

профессор Московской государственной консерватории

им. П.И.Чайковского

А.А.Мельников


Список литературы:



  1. С. О. Мильтонян

«Педагогика гармоничного развития скрипача»

  1. Л. Ауэр «Моя школа игры на скрипке»

  2. М.Берлянчик «Основа воспитания начинающего скрипача»





Похожие:

Реферат по методике обучения игре на скрипке на тему: «Вводный курс скрипичной постановки на основе методической работы С. О. Мильтоняна «Педагогика гармоничного развития скрипача»» iconАнализ методической работы моу ильинской сош в 2009-2010 учебном год
«Управление процессом достижения нового качества обучения и воспитания в образовательном пространстве школы на основе внедрения современных...
Реферат по методике обучения игре на скрипке на тему: «Вводный курс скрипичной постановки на основе методической работы С. О. Мильтоняна «Педагогика гармоничного развития скрипача»» iconРеферат научного промежуточного отчёта на тему: "Оценка племенных и продуктивных качеств кроликов акселератов и организация племенной работы на их основе."
Цель исследований состоит в разработке системы научного обеспечения и внедрения в практику фермерского и специализированного кролиководства...
Реферат по методике обучения игре на скрипке на тему: «Вводный курс скрипичной постановки на основе методической работы С. О. Мильтоняна «Педагогика гармоничного развития скрипача»» iconАнализ методической работы мбоу сош №13 за 2011 2012 учебный год
Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы школы, является методическая...
Реферат по методике обучения игре на скрипке на тему: «Вводный курс скрипичной постановки на основе методической работы С. О. Мильтоняна «Педагогика гармоничного развития скрипача»» iconАнализ методической работы мбоу сош №13 за 2010 2011 учебный год
Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы школы, является методическая...
Реферат по методике обучения игре на скрипке на тему: «Вводный курс скрипичной постановки на основе методической работы С. О. Мильтоняна «Педагогика гармоничного развития скрипача»» iconФормы методической поддержки учителей
...
Реферат по методике обучения игре на скрипке на тему: «Вводный курс скрипичной постановки на основе методической работы С. О. Мильтоняна «Педагогика гармоничного развития скрипача»» iconРайонное методическое объединение учителей английского языка Руководитель – Ермоленко Галина Васильевна
Слияние процесса обучения и воспитания в единый процесс развития личности на основе инновационных форм работы
Реферат по методике обучения игре на скрипке на тему: «Вводный курс скрипичной постановки на основе методической работы С. О. Мильтоняна «Педагогика гармоничного развития скрипача»» iconАнализ методической работы моу сош №7 в 2009 -2010 учебном год
«Формирование ключевых компетенций учащихся на основе использования методов активного обучения, педагогической поддержки школьников,...
Реферат по методике обучения игре на скрипке на тему: «Вводный курс скрипичной постановки на основе методической работы С. О. Мильтоняна «Педагогика гармоничного развития скрипача»» iconОбразовательная программа спортивной секции «Баскетбол» Срок реализации 1 год Количество участников 16 Лукоянов 2010 Пояснительная записка
Программа создана на основе курса обучения игре в баскетбол. Технические приемы, тактические действия и игра в баскетболе таят в...
Реферат по методике обучения игре на скрипке на тему: «Вводный курс скрипичной постановки на основе методической работы С. О. Мильтоняна «Педагогика гармоничного развития скрипача»» iconПлан методической работы на 2011-2012 учебный год
Анализ методической работы за 2010-2011 учебный год и перспективы развития на текущий год
Реферат по методике обучения игре на скрипке на тему: «Вводный курс скрипичной постановки на основе методической работы С. О. Мильтоняна «Педагогика гармоничного развития скрипача»» iconВыпускная работа Индивидуальный проект
Теоретический анализ применения дистанционного обучения в вузе и разработка теоретического обоснования для внедрения в до курса «Педагогика...
Реферат по методике обучения игре на скрипке на тему: «Вводный курс скрипичной постановки на основе методической работы С. О. Мильтоняна «Педагогика гармоничного развития скрипача»» iconЦиклограмма работы заместителя директора по научно-методической работе
Собеседование с учителями, планирование и проведени открытых уроков, коррекция плана методической работы и работы по реализации темы...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов