Концепции национального характера icon

Концепции национального характера



НазваниеКонцепции национального характера
Дата конвертации18.09.2012
Размер95.12 Kb.
ТипДокументы
1. /БИХЕВИоризм-психология.DOC
2. /Нац.хар-р-психология.DOC
3. /ПИАЖЕ-психология.DOC
4. /Психотипы,Юнг-психология.DOC
5. /Управление эмоциями-психология.doc
6. /дети-психология.DOC
7. /семинар1-психология.DOC
Бихевиоризм. 1
Концепции национального характера
Пиаже: стадии развития интеллекта
Психологические типы по К. Г. Юнгу
Управление эмоциями
Психологические особенности одарённых детей
Семинар №3 Гальперин Петр Яковлевич

КОНЦЕПЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА

Концепции нац. хар-ра основаны на понятии “национального характера”, обычно используемого для описания устойчивых личностных особенностей, характерных для членов той или иной национальной (или этнической) группы; при этом исследуются доминирующие в группе модели внешнего поведения, или некие общие “глубинные” психологические механизмы, характерные для членов данной группы. При обилии всевозможных интерпретаций “национального характера” неизменно предполагается наличие у представителей той или иной культурной традиции таких общих личностных элементов и структур, кот. обеспечивают общие для всех них (или доминирующие у них) формы мировосприятия, поведения и мышления. Эта совокупность особых личностных и поведенческих качеств отличает членов данной группы (и группу в целом) от представителей других групп. Для различных концепций национального характера были характерны попытки выведения особенностей исторического развития народа, его культуры, лит-ры, искусства, религии, философии и т.д. из этих особых черт нац. характера. Как писали А. Инкелес и Д. Левинсон, “изучение нац. характера, в конечном счете, может оказать нам помощь в понимании того, что является отличительным для отд. наций, а что — относительно универсальным для человеческого общества вообще”. Развитию совр. Концепций нац. хар-ра предшествовала долгая история осознания и истолкования нац. различий.

  1. Уже в “ИсторииГеродота (5 в. до н.э.) была предпринята попытка выделить типичные групповые черты азиатов и греков. Различия между народами, наличие у каждого народа своего особенного характера констатируются в соч. Платона и Аристотеля.
    Культурные различия, своеобразие особенности образа жизни разных народов, непривычные экзотические традиции других племен, разные способы направления культурной энергии долгое время вдохновляли мыслителей, путешественников, купцов и миссионеров на размышления; так постепенно закладывалась основа для описательно-сравнительной, психологии народов.

  2. В 18 в. Монтескье использовал понятие “различные характеры народов” (divers caracteres des nations), связывая эти нац. различия с разными климатическими условиями; аналогичная идея высказывалась также Вольтером. Руссо считал, что у каждого народа обязательно есть или, по крайней мере, должен быть свой нац. характер.

  3. Гердер примерно в то же время ввел понятие “народный дух”. Рассматривая народ как “корпоративную личность”, он полагал, что основу ее образует народный дух, одухотворяющий культуру народа и находящий выражение в его языке, обычаях, традициях и ценностях. “Каждый народ — есть народ: он имеет свой нац. склад и свой язык”. По мнению Гердера, народный дух, представляющий собою “прирожденный или самостоятельно вырабатывающийся характер народов”, — одна из движущих сил исторического развития наций. Обращая прежде всего внимание на отражение характера народа и его склада в языке, он считал необходимой “общую физиогномику народов по их языку”. Он полагал, в частности, что “язык деятельных народов характеризуется обилием глагольных наклонений”, в то время как, например, кит. грамота говорит “об отсутствии у китайцев изобретательности в крупных жизненных явлениях и о злосчастной тонкости в мелочах”.

  4. В пер. пол. 19 в. идея о наличии у разных наций особого “нац. духа” получает развитие в романтической и почвеннической философии и становится предметом многочисленных историософских спекуляций (нем. романтики, славянофильство в России); миф о “нац. душе” получает благодатную почву в популярных в то время в социальной мысли представлениях об общ-ве как одушевленном нац. “организме”.

  5. Во вт. пол. 19 в. в Европе популярны расовые концепции нац. характера, интерпретирующие его как совокупность врожденных расовых способностей и дарований (прежде всего арийский миф в Германии). В России в конце века обретает популярность религиозно-мистическое толкование “русской души”. Идея “нац. характера” становится предметом научных изысканий и толкований в социологии, истории и социальной психологии. Нем. историк фон Ранке считал, например, что отношение одной нации к другой определяется ее особым характером. В 1860 Штейнталь и Лацарус провозгласили создание новой науки — “психологии народов”; они предполагали, что каждый человек носит “на своем теле и своей душе” “отпечаток особой природы собственного народа” вследствие существования у каждого народа некоего единого “народного духа”. В Германии эти идеи развивались Вайцем, Рибо,.а также Вундтом, написавшим 10-томный труд “Психология народов”, в кот. содержался подробный анализ проявлений человеческого духа в различных культурных формах — религии, мифологии, обычаях, языке и т.д.

  6. В социальной антропологии до 20-х гг. 20 в. доминировали описания основных социальных норм исследуемых общ-в, а понятие “нац. характер” само по себе использовалось довольно редко. В 20-е гг. под влиянием таких именитых ученых, как Риверс, Боас, Сепир и Малиновский, идея “нац. характеров” все более начинает занимать умы антропологов; вместе с осознанием того, что сохранение культуры происходит благодаря интернализации индивидом культурных норм и императивов и что изучение культуры, следовательно, не может быть полным и адекватным без изучения индивида как ее носителя, все более возрастает внимание к личности. На этом фоне начинают проводиться этнографические исследования “нац. характеров”. Хотя в первое время доминируют описательные исследования, демонстрирующие, каким образом, что в поведении индивида отражаются культурные нормы, с самого начала эти исследования тяготеют к междисциплинарности и ориентируются прежде всего на сотрудничество с психологией.

  7. В 30-е гг. в Йельском ун-те под руководством Сепира и Долларда проходили семинары по проблеме “культура-и-личность”, положившие начало одноименному направлению в американской культурной антропологии и оказавшие колоссальное стимулирующее воздействие на изучение взаимоотношения между личностью и культурой;

  8. с 40-х гг. исследования “нац. характеров” становятся систематическими. На методологию этих исследований оказали серьезное влияние теоретической модели фрейдизма и бихевиоризма, гештальт-психологии и теории научения. Оба подхода взаимно дополняли друг друга: если бихевиоризм помогал схватывать поверхностные, изменчивые черты личности, обусловленные “модой дня”, текущими социальными обстоятельствами и влиянием СМИ, то психодинамический подход, акцентированный на бессознательной мотивации поведения, позволял выявлять глубинное “ядро” личности той или иной культуры. Исследования этого периода отличало все более широкое применение методов психологии и клинической психиатрии (интервью, метод жизнеописания, анализ сновидений, рисунков, проективные тесты Роршаха). Осн. темами исследований были влияние культурно закрепленных практик воспитания и переживаний детства на формирование опр. черт личности, свойственные разл. культурам общие паттерны межличностных отношений, сравнит, описания культурных “конфигураций” разных народов. Важную роль сыграли в это время работы Бенедикт (1930, 1934): она провела исследование ряда индейских культур с использованием опыта психоаналитической психиатрии. Особое внимание в ее работах было обращено на конфигурационные феномены. В книге “Модели культуры” (1934) была сформулирована важная идея о глубинной психол. связности и внутр. согласованности культурного этноса в целом; эта идея оказала во многом определяющее влияние на теор. ориентацию дальнейших исследований “нац. характера”. К. Дюбуа в 1938-39 провела комплексное исследование на о-ве Алор (Индонезия). Особенно интенсивно в эти годы исследовались индейские культуры Сев. Америки.

  9. В годы Второй мир. войны активизировались монографические. и кросскультурные исследования проблем формирования личности в культуре. Заинтересованность американского военного ведомства в знании особенностей психологического склада участвующих в войне наций и прогнозировании возможного поведения противника обусловила обилие прикладных исследований “нац. характеров” в амер. антропологии. Доминировали гл. образом быстрые диагностические исследования. Был использован прежний и накоплен богатый новый опыт реконструкции культуры на основе анализа документов. Невозможность прямых исследований “на месте” побудила антропологов разработать метод “исследования культуры на расстоянии” (М. Мид и Р. Метро): использовались такие методы, как опрос представителей культур, оказавшихся вдали от родины (иммигрантов, военнопленных), изучение лит. произведений, фотографий, искусства, фольклора, газетных статей, радиосообщений, автобиографий, фильмов. На основе анализа этого материала создавались “психологические портреты” народов; на основе обнаруживаемых доминантных “тем”, проявляющихся в анализируемом материале, выявлялись характерные для того или иного народа черты личности и иерархия ценностей. Особенно многочисленные исследования были посвящены Японии, Германии, США, России.

Мид обследовала культуры Южных морей (1939), Бали (1942), Америки (1940, 1942), России (1950). Одно из исследований, проведенное ею совместно с БейтсономБалийский характер” (1942) — стало классическим образцом использования в изучении “нац. характера” фотографий и видеофильмов. Э. Эриксон (1950) исследовал влияние воспитания на формирующуюся структуру личности в индейских племенах сиу и юрок; особое внимание было обращено на то, как различные представления и идеалы синтезируются в культуре, образуя “единый жизненный проект”. В другой его работе (1943) был предпринят анализ “модальной личности” германского нацизма: было выявлено характерное для населения Германии восприятие власти как юного и агрессивного старшего брата, восставшего против родительского авторитета (авторитарная установка). В работах Дж. Горера, в частности в его исследовании японского характера (1943), акцентировалось гл. образом влияние воспитания на формирование типичного для культуры психического склада личности; утверждалось, например, что особенности “приучения к туалету” определяют наличие у взрослого японца повышенной тревоги по поводу нечистоплотности.

  1. В 40-е гг. исследования данной проблематики отличались многообразием общетеоретических допущений, используемых методов, исследовательских целей и задач. Вместе с тем, в это время сформировались три осн. модели исследования нац. характера: концепция “базисной личности”, конфигурационный подход и описательно-этногр. подход.

  • Концепция "базисной личности" предполагает существование у различных этносов специфических национальных характеров, отличающихся стойкими психологическими характеристиками личности, отражающимися на “культурном поведении”, что позволяет их авторам строить модели средней личности того или иного народа. Первым выделил в каждом народе “базисную личность”, в кот. соединены общие для его представителей национальные черты личности и черты национальной культуры, А. Кардинер, отметив важность культурного влияния семьи, а также обществ. структуры и обратного влияния “базисной личности” на социальные ин-ты.

  • Родоначальником конфигурационного подхода в исследовании “нац. характера” была Бенедикт, считавшая, что группа людей и ее культура образуют внутренне целостную и согласованную структуру, определяющую существующие в общ-ве интеллектуальные, религиозные, эстетические формы. Осн. идея конфигурационного подхода заключается в том, что в рамках каждой культуры отбираются и реализуются определённые возможности, кот. образуют культурный паттерн, не допускающий реализации других возможностей, с ним не согласующихся, или серьезно ограничивающий их реализацию. В работе 1930г. Бенедикт выделила два типа культурных конфигураций: “аполлоновскую” культуру (в поведении доминирует порядок, согласованность, гармония) и “дионисийскую” (основана на крайних типах поведения). К первому типу была отнесена культура индейцев пуэбло, ко второму — культура индейского племени пима.

  • Описательные исследования. Одна из осн. тем исследования - влияние детства на структуру личности (Мид, Бенедикт, Горер): показывалась связь между доминирующими практиками воспитания и складывающимися в результате формами (конфигурациями) характера; особое внимание обращалось на влияние таких переменных, как отлучение от груди, приучение к туалету и т.п. В частности, в исследованиях нем. нац. характера широкой популярностью пользовалась гипотеза о доминировании у немцев параноидного характера. Горер и Рикман (1950) предприняли попытку вывести особенности личности русского — в частности, его отношение к власти, восприятие налагаемых ограничений, способы самоконтроля и выражения агрессии, — из обычая тугого пеленания во младенчестве(концепция “пеленочного детерминизма”)

  1. В 40-50-е гг. был выявлен ряд недостатков в существующих трактовках нац. характера: игнорирование внутренних социальных, классовых, религиозных различий. Фромм и Рисмен использовали понятие “социальный характер” и рассматривали нац. (или групповой) характер как нечто исторически изменчивое; в качестве осн. факторов его изменения понимались социально-экономические условия. Фромм отмечал, что “разные общ-ва — или классы внутри общ-ва — имеют специфический характер.

  2. А. Инкелес и Д. Левинсон (1954) подвергли критике существующие концепции и предложили понятие “модальной личности”. Подчеркивали, что нац. характер должен описываться в терминах модальных (статистически доминирующих) черт личности и не включать в себя черт, “затребованных” социально-экономической. структурой общ-ва. Нац. характер есть “относительно долговечные характеристики и паттерны личности, являющиеся модальными среди взрослых членов об-ва”.

  3. 50-е гг. характеризуются угасанием интереса к проблеме нац. характера. Исследования немногочисленны; сам термин подвергается критике и дискредитации как “мифотворческий”. Дж. Хонигман (1954) определял “личность” как индивидуально стандартизированные модели поведения, чувствования и мышления, а “культуру” — как их социально стандартизированные модели.

  4. В 60-е гг. происходит окончат, отказ от этноцентрической ориентации исследований, и вместе с тем вновь происходит пробуждение интереса к теме “нац. характера. Возникает особое направление “этнопсихиатрия”, ставящая в центр интереса кросскультурный сравнительный, анализ нормы и патологии в традиц. и совр. общ-вах; исследуются этнические. психозы (“амок” у арабов Северной Африки, “арктическая истерия” у эскимосов Гренландии и Канады, “систо” у андских индейцев, “виндиго”, “иму”) и традиционые формы психотерапии (А. Уоллис, Э. Фоукс, Дж. Деверо, Р. Болтон, Р. Принс).

  5. С 70-х гг. проблема нац. характера опять выходит на первый план, но обретает новую окраску: предметом исследования становятся проблемы “этничности” и этнической идентификации (Дж. Де Во, Л. Романуччи-Росс, Дж. Деверо, Т. Шварцман); характерным становится использование динамической интеракционистской модели анализа. Под влиянием Дж.Г. Мида и Э. Гоффмана получают развитие исследования человеческого Я в разных культурах (К. Эвинг, П. Стивенсон, Н. Розенбергер). Розенбергером, например, была предпринята попытка изучения японского самосознания через “народную модель Я”, согласно кот. внешнее и внутреннее Я взаимодействуют посредством энергии “ки”, а задачей индивида является их гармонизация.

Маткулиева Соня.

ФЯБ-24



Похожие:

Концепции национального характера iconПояснительная записка Роль и место дисциплины
«Музыка» воплощены основные положения «Концепции духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (2009 г.)....
Концепции национального характера iconВ поисках русского национального характера
Выделить «содержательные» признаки «русскости» очень сложно — прекрасно работая на одном историческом этапе, для одной картины мира,...
Концепции национального характера iconПубличный доклад Управления образования Администрации поселка Краснобродского за 2009-2010 учебный год
Концепции модернизации российского образования (до 2010 года), приоритетного национального проекта "Образование", на реализацию комплексных...
Концепции национального характера iconНациональное богатство 12. 35. Элементы национального богатства
Элементы национального богатства (на начало года; без учета стоимости земли, недр и лесов)
Концепции национального характера iconПроблема
Цели: Показать мастерство Пушкина в изображении характера цыган, показать особенности композиции поэмы. Выявить основной конфликт;...
Концепции национального характера iconАктуальность проекта
В концепции модернизации российского образования, Концепции профильного обучения особое место уделяется процессу создания информационно-образовательной...
Концепции национального характера iconПриложение №1 Положение о районном конкурсе дефиле представление национального костюма Общие положения
Конкурс дефиле представление национального костюма проводится в рамках районного проекта «Шаг навстречу», посвященного толерантности...
Концепции национального характера iconПриложение №1 Положение о районном конкурсе дефиле представление национального костюма Общие положения
Конкурс дефиле представление национального костюма проводится в рамках районного проекта «Шаг навстречу», посвященного толерантности...
Концепции национального характера iconБезопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях Раздел Чрезвычайные ситуации природного характера
Цель. По окончании изучения темы, учащиеся должны знать возможные чрезвычайные ситуации природного характера, наиболее вероятные...
Концепции национального характера iconРоссийская кинологическая федерация национальный клуб породы мопс заявка на получение титула «чемпион национального клуба»
Заявка на присвоение титула «чемпион национального клуба» принимается при условии, если с момента получения последнего сертификата...
Концепции национального характера icon1 Базовые концепции финансового менеджмента
Концепция (от латинского conceptio понимание, система) представляет собой определенный способ понимания. С помощью концепции или...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов