Пиаже: стадии развития интеллекта icon

Пиаже: стадии развития интеллекта



НазваниеПиаже: стадии развития интеллекта
Дата конвертации18.09.2012
Размер24.73 Kb.
ТипДокументы
1. /БИХЕВИоризм-психология.DOC
2. /Нац.хар-р-психология.DOC
3. /ПИАЖЕ-психология.DOC
4. /Психотипы,Юнг-психология.DOC
5. /Управление эмоциями-психология.doc
6. /дети-психология.DOC
7. /семинар1-психология.DOC
Бихевиоризм. 1
Концепции национального характера
Пиаже: стадии развития интеллекта
Психологические типы по К. Г. Юнгу
Управление эмоциями
Психологические особенности одарённых детей
Семинар №3 Гальперин Петр Яковлевич

Пиаже: стадии развития интеллекта.

Создателем наиболее глубокой и влиятельной теории развития интеллекта стал швейцарец Жан Пиаже (1896-1980). Он преобразовал основные понятия других школ: бихевиоризма (взамен понятия о реакции он выдвинул понятие об операции), гештальтизма (гештальт уступил место понятию о структуре) и Жане (переняв у него принцип интериоризации / - механизм возникновения внутрипсихических процессов, социальные действия из внешних, объективно наблюдаемых, становятся внутренними, незримыми для других/, восходящей к Сеченову).

Свои новые теоретические представления Пиаже строил на прочном эмпирическом фундаменте - на материале развития мышления и речи у ребёнка. В работах начала 20-х годов "Речь и мышление ребёнка", "Суждение и умозаключение ребёнка" и других Пиаже, используя метод беседы (спрашивая, например: Отчего движутся облака, вода, ветер? Откуда происходят сны? Почему плавает лодка? и.т.п.), сделал вывод о том, что если взрослый размышляет социально (мысленно обращаясь к др. людям), даже когда он остаётся с собой наедине, то ребёнок же размышляет эгоистично, даже когда находится в обществе других. (Он говорит вслух, ни к кому не обращаясь. Эта его речь была названа эгоцентрической.)

Принцип эгоцентризма (от лат. "ego" - Я и "centrum" - центр круга) царит над мыслью дошкольника. Он сосредоточен на своей позиции (интересах, влечениях) и не способен стать на позицию другого ("децентрироваться"), критически взглянуть на свои суждения со стороны. Этими суждениями правит "логика мечты", уносящая от реальности.

Эти выводы Пиаже, в кот.
ребёнок выглядел игнорирующим реальность мечтателем, подверг критике Выгодский, давший своё толкование эгоцентрической (не обращённой к слушателю) речи ребёнка. В то же время он чрезвычайно высоко ценил труды Пиаже, т.к. в них говорилось не о том, чего ребёнку не хватает сравнительно со взрослым (меньше знает, неглубоко мыслит и т.п.), а о том, что же у ребёнка есть, какова его внутренняя психическая организация.

Пиаже выделил ряд стадий в эволюции детской мысли (например, своеобразная магия, когда при помощи слова или жеста ребёнок надеется изменить внешний предмет, или же своеобразный анимизм, когда предмет наделяется волей или жизнью: "солнце движется, потому что оно живое").

Будучи неспособным мыслить в абстрактных понятиях, соотносить их и т.п., он опирается в своих объяснениях на конкретные случаи. В дальнейшем Пиаже выделил четыре стадии:

1. до 2-х лет. Детская мысль содержится в предметных действиях.

2. от 2 до 7 лет. Предметные действия переходят из внешних во внутренние, становятся

действиями ума (предоперациями).

3. 7 - 11 лет. Возникают конкретные операции.

4. 11 - 15 лет. Возникают формальные операции, когда мысль ребёнка способна строить логически обоснованные гипотезы, на кот. делаются дедуктивные (например, от общего к частному) умозаключения.

Операции не совершаются изолированно. Будучи взаимосвязанными, они создают устойчивые и в то же время подвижные структуры. Стабильность структуры возможна только благодаря активности организма, его напряженной борьбе с разрушающими её силами.

Развитие системы психических действий от одной стадии к другой - такой представил Пиаже картину сознания. Вначале Пиаже испытал влияние Фрейда, полагая, что чел-кое дитя, появилось на свет, движимо одним мотивом - стремлением к удовольствию, не желая ничего знать о реальности, с кот. вынуждено считаться из-за требований окружающих. Но затем Пиаже признал исходным моментом в развитии детской психики реальные внешние действия ребёнка (сенсомоторный интеллект, т.е. элементы мысли, данные в движениях, кот. регулируются чувственными впечатлениями).



Похожие:

Пиаже: стадии развития интеллекта iconДокументы
1. /Стадии развития человеческого эмбриона.doc
Пиаже: стадии развития интеллекта iconДокументы
1. /Содержание и стадии развития студенческого коллектива.doc
Пиаже: стадии развития интеллекта iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа с. Прималкинского» прохладненского района кбр
Интерес является связующим звеном обучения, умственного развития и воспитания личности. Благодаря интересу школьников как к знаниям,...
Пиаже: стадии развития интеллекта iconМуниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №3
Определить, какие формы организации мыслительной деятельности используются учителями для развития интеллекта каждого ученика
Пиаже: стадии развития интеллекта iconСубъективность интеллекта: нравственно-ценностный ракурс
Вряд ли стоит подвергать сомнению мудрость человеческого языка, в котором создана и тщательно оберегается целая россыпь семантических...
Пиаже: стадии развития интеллекта iconЗанятие Вариант Для стадии анальгезии характерно
Для хирургической стадии 1-2 уровня характерно: дыхание ровное, участвуют диафрагма и реберные мышцы
Пиаже: стадии развития интеллекта iconКурсовая работа тема №1: Гражданский иск в стадии предварительного расследования
Процессуальное положение гражданского истца в стадии предварительного расследования
Пиаже: стадии развития интеллекта iconА. торубара витал (к основам экономики)
Уточнены формы стоимости, получена математическая зависимость цены и стоимости от рыночной конъюнктуры. Выяснено происхождение чистого...
Пиаже: стадии развития интеллекта iconОбучение математике по технологии уде учитель математики: Кравченко Лидия Сергеевна
Цели технологии уде: создание действенных и эффективных условий для развития познавательных способностей детей, их интеллекта и творческого...
Пиаже: стадии развития интеллекта iconБолдырева Ольга Анатольевна Евстафьев Валентин Андреевич Орлова Карина Юрьевна Санкт-Петербург 200 8 пояснительная записка Данная программа
Для ребенка любого возраста игра является прежде всего инструментом познания, средством развития интеллекта, формирования наблюдательности,...
Пиаже: стадии развития интеллекта iconЦентр "синтез" Лекция Строение и эволюция Космоса. План
Последнее нужно для выработки ка­ких-то неведомых космических целей, о которых мы не можем на нашей стадии развития рассуждать и...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов