Психологические типы по К. Г. Юнгу icon

Психологические типы по К. Г. Юнгу



НазваниеПсихологические типы по К. Г. Юнгу
Дата конвертации18.09.2012
Размер75.3 Kb.
ТипДокументы
1. /БИХЕВИоризм-психология.DOC
2. /Нац.хар-р-психология.DOC
3. /ПИАЖЕ-психология.DOC
4. /Психотипы,Юнг-психология.DOC
5. /Управление эмоциями-психология.doc
6. /дети-психология.DOC
7. /семинар1-психология.DOC
Бихевиоризм. 1
Концепции национального характера
Пиаже: стадии развития интеллекта
Психологические типы по К. Г. Юнгу
Управление эмоциями
Психологические особенности одарённых детей
Семинар №3 Гальперин Петр Яковлевич

Психологические типы по К.Г. Юнгу.


К.Г. Юнг в своем подходе к определению психологических типов первоначально выделил 2 основных типа людей, которые он назвал интроветным и экстравертным. Критерий - наблюдение, что жизнь одного человека более обусловлена объектами его интереса, тогда как судьба другого может быть более обусловлена его собственной внутренней жизнью, его собственным субъектом. Такую обусловленность можно наблюдать в той или иной степени у любого человека. Общие типы установки отличаются друг от друга своеобразной установкой по отношению к объекту. У интровертного типа отношение к нему абстрагирующее; в сущности, он постоянно заботится, как бы отвлечь свое я от объекта, как если бы ему надо оградить себя от чрезмерной власти объекта. Экстравертный тип относится к объекту положительно. Он утверждает его значение постольку, поскольку он постоянно ориентирует свою субъективную установку по объекту и вводит ее в отношение к нему. В своей работе Юнг показал, что общий тип установки не зависит от воспитания, общества или культуры, у двоих двойняшек, воспитывавшихся в одной семье, например, могут быть разные типы установки. Сам Юнг приписывает это различие к человеческой склонности к установке того или иного типа, т.е. человеку полезнее или легче приспособляться тем, а не иным способом. Более детальное исследование индивидуальной психологии представителей любой из этих групп, тот час же показывает огромное различие между отдельными индивидами, принадлежащими, несмотря на это, к одной и той же группе. Юнг различал мыслительный, чувствующий, ощущающий и интуитивный типы. Каждый из этих типов, кроме того может быть экстравертным или интровертным, смотря по отношению к объекту. В результате Юнг получил разделение на 8 психологических типов.


Описание психологических типов.

Экстравертный тип.

Если человек мыслит, чувствует и действует, одним словом живет так, как это непосредственно соответствует объективным условиям и их требованиям как в хорошем, так и в дурном смысле, то он экстравертен. Он живет так, что объект играет в его сознании более важную роль, чем его субъективное воззрение. Он имеет, конечно и субъективные воззрения, но их детерминирующая сила меньше, чем сила внешних, объективных условий. Поэтому он совсем не предвидит возможности натолкнутся внутри себя на какие-нибудь безусловные факторы, ибо знает таковые только во внешнем мире. Все его сознание смотрит во внешний мир, потому что важное и детерминирующее решение приходит к нему именно оттуда. Но оно приходит оттуда, потому что он его оттуда ждет. Эта основная установка является, можно сказать, источником всех особенностей психологии человека.


Экстравертный мыслительный тип.

Человек, который имеет стремление ставить всю совокупность своих жизненных проявлений в зависимость от интеллектуальных выводов, в конечном счете ориентирующихся по объективно данному или по объективным фактам, или по общезначимым идеям. Человек такого типа придает решающую силу объективной действительности или соответственно ее объективно ориентированной интеллектуальной формуле, причем не только по отношению к самому себе, но и по отношению к окружающей среде. Этой формулой измеряется добро и зло, ею определяется прекрасное и уродливое. Верно все то, что соответствует этой формуле, неверно то, что ей противоречит, и случайно то, что проходит мимо ее. Этот тип может сыграть в общественной жизни чрезвычайно полезную роль в качестве реформатора, публичного обвинителя и очистителя совести или же пропагандиста важных новшеств. Но этот тип может превратиться в брюзгу, рассудочника и самодовольного критика, который бы хотел втиснуть себя и весь мир в какую-нибудь схему.


Экстравертный чувствующий тип.
Если экстравертное чувство преобладает, то мы говорим об экстравертном чувствующем типе. Такого рода индивидуум живет, руководствуясь своим чувством. Благодаря воспитанию, чувство и такого индивидуума развилось до функции, приноровленной и подчиненной сознательному контролю. Чувства согласуются с объективными ситуациями и общезначимыми ценностями. Это ясно проявляется в выборе объекта любви: любят "подходящего" мужчину (или женщину), а не какого-нибудь другого, то есть такого, который отвечает всем разумным требованиям в отношении сословия, возраста, имущественного состояния, значительности и почтенности своей семьи. "Правильно" чувствовать можно лишь тогда, когда иное не мешает чувству. Но чувству мегшает мышление. Мышление у данного типа по возможности подавляется,его мышление будет только придатком к его чувству. Он отлично может мыслить, но каждый логический вывод, который может привести к нарушающему чувство результату, "с порога" отклоняется. Этот тип ценит и любит все, что хорошо согласно объективной оценке; все остальное существует как бы вне его самого.


Экстравертный ощущающий тип.

Нет такого типа, который мог бы сравнится в реализме с экстравертным ощущающим типом. У него чрезвычайно развито объективное чувство факта. Он в течение жизни накапливает реальные наблюдения над конкретным объектом, и, чем ярче он выражен, тем меньше он пользуется своим опытом. Таких людей будут хвалить, как разумных, поскольку люди склонны считать ярко выраженное чувство чистого факта за нечто очень разумное. Но они подвержены ощущению иррациональной случайности точно так же, как и ощущению рационального свершения. Ощущение для такого человека означает конкретное проявление полноты жизни, его желание направлено на конкретное наслаждение, так же как и его моральность. На более низкой ступени этот тип является человеком осязаемой действительности, без склонности к рефлексии и без властолюбивых намерений. Его постоянный мотив в том, чтобы ощущать объект, иметь чувственные впечатления и, по возможности, наслаждаться. Если он ощущает, то этим все существенное для него сказано и исполнено.


Экстравертный интуитивный тип.

Там, где преобладает интуиция, обнаруживается своеобразная психология. Интуиция, как функция бессознательного восприятия, в экстравертной установке всецело обращена на внешние объекты. Так как интуиция ориентируется по объекту, то заметна сильная зависимость от внешних ситуаций. Интуитивный человек никогда не находится там, где прибывают общепризнанные реальные ценности, но всегда там, где имеются возможности. У него тонкое чутье для всего, что зарождается и имеет будущее. Он всегда находится в поисках за новыми возможностями, он очень интенсивно берется за новые объекты, подчас даже с чрезвычайным энтузиазмом, но, как только размер объектов установлен и нельзя уже предвидеть в дальнейшем их значительного развития, такой тип тот час же хладнокровно бросает их без всякого пиетета, и, по-видимому, даже не вспоминая больше о них. Кажется, будто бы вся его жизнь растворяется в новой ситуации. Так как интуиция данного типа занимается внешними объектами и чутьем выискивает внешние возможности, то он охотно берется за такие профессии, где он может развить свои способности наиболее многосторонне. К этому типу принадлежат многие биржевые дельцы, "акулы" бизнеса, продюсеры, политики и т.д.


Интровертный тип.

Интровертный тип ориентируется преимущественно на субъективных факторах. У него между восприятием объекта и его собственным действием выдвигается его собственное субъективное мнение, которое мешает действию принять характер, соответствующий объективно данному. Интровертное сознание видит внешние условия и тем не менее выбирает в качестве решающей субъективную детерминанту.


Интровертный мыслительный тип.

Интровертное мышление прежде всего ориентируется на субъективном факторе. Мышление может быть занято конкретными или абстрактными величинами, но в решительный момент оно всегда ориентируется на субъективно данном. Интровертный мыслительный тип находится под влиянием идей, которые вытекают из субъективной основы, он будет следовать им вовнутрь. Его суждения холодны, непреклонны, произвольны и ни с чем не считающиеся, потому что оно менее относится к объекту, чем к субъекту. В преследовании своих идей, он по большей части бывает упорен, упрям и не поддается воздействию. Странным контрастом тому является его внушаемость со стороны личных влияний. Он позволяет грубо обращаться с собой и самым гнусным образом эксплуатировать себя, если только ему не мешают преследовать свои идеи. Он трудом может допустить, что вещи, ясные для него, могут быть неясными для других. Работа у него идет с трудом.


Интровертный чувствующий тип.

Интровертное чувство в основе своей определено субъективным фактором. Проявление интровертного чувства встречается главным образом у женщин. К этим женщинам применима пословица "в тихом омуте…". В большинстве случаев они молчаливы, трудно доступны, непонятны, часто скрыты под детской или банальной маской, нередко также отличаются меланхолическим темпераментом. Они не блестят и не выступают вперед. Так как они преимущественно отдают себя руководству своего, субъективного ориентирующего чувства, то их истинные мотивы в большинстве случаев остаются скрытыми, могут быть безразличны или холодны, равнодушны к радостям и горестям других. За настоящими эмоциями объекта этот тип не следует, он подавляет и отклоняет их. Отношение к объекту поддерживается по возможности в спокойных и умеренных тонах чувств, при упорном и строжайшем отклонении от страсти и ее безмерности.


Интровертный ощущающий тип.

Это иррациональный тип, поскольку он производит выбор из происходящего, ориентируясь по тому, что именно происходит в данный момент. Ориентируется по интенсивности субъективной части ощущения, вызванной объективным раздражением. Такой тип может легко поставить вам вопрос, для чего люди вообще существуют, для чего вообще объекты имеют еще право на существование, если все существенное все равно происходит без объекта. Этот тип действует подавляюще на окружающих, поскольку его полная безобидность не является вне всякого сомнения. Такие люди обыкновенно позволяют злоупотреблять собою и мстить за то усиленным сопротивлением и упрямством не у места. Этот тип лишь с чрезвычайным трудом доступен для объективного понимания, да и сам он в большинстве случаев относится к себе без всякого понимания.


Интровертный интуитивный тип.

Мистик-мечтатель и провидец, с одной стороны, фантазер и художник с другой. Этот тип имеет в общем склонность ограничивать себя восприемлющим характером интуиции. Естественно, что углубление интуиции вызывает часто чрезвычайное удаление индивида от осязаемой действительности, так что он становится совершенной загадкой даже для своей ближайшей среды. Если он художник, то его искусство возвещает необыкновенные вещи, вещи не от мира сего, которые переливаются всеми цветами и являются одновременно значительными и банальными, прекрасными и аляповатыми, возвышенными и причудливыми. Но если он не художник, то он часто оказывается непризнанным гением, праздно загубленной величиной, чем-то вроде мудрого полуглупца, фигурой для "психологических" романов. Когда интуитив вступает в отношение к своему видению, то доходит до вопроса "какое это имеет значения для меня или для мира?", "что из этого вытекает для меня для мира в смысле задания или обязанностей?" Возникает некоторая моральная проблема восприятия. Он чувствует, что его познание возлагает на него обязанность претворить свое видение в свою собственную жизнь. Но так как он преимущественно и главным образом опирается только на видение, то его моральная попытка выходит односторонней: он делает себя и свою жизнь символической, хотя и приспособленной к наличию фактической действительности. Его слишком субъективен. Его аргументам не достает убеждающей рациональности. Он может лишь исследовать или возвещать. Он - глас проповедника в пустыне.

Заключение.

С помощью изучения различных типов людей мы можем прогнозировать их типичные взаимоотношения, будем знать как лучше построить свое отношение к другому человеку, и даже будем более полно понимать другого человека. Кстати, известны случаи, когда простой (но грамотной) перестановкой и распределением обязанностей в коллективе производительность этого коллектива увеличивалась до 180%.

Литература:

  1. К.Г. Юнг "Психологические типы" Москва, 1995г.



Маткулиева Соня.

ФЯБ-24



Похожие:

Психологические типы по К. Г. Юнгу iconПсихологические рекомендации Уважаемые выпускники!
Прежде чем давать Вам психологические рекомендации, необходимо заметить, что даже если Вы будете сдавать единый государственный экзамен...
Психологические типы по К. Г. Юнгу iconУрок: «типы алгоритмов. Линейные алгоритмы» Тема: Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Класс: 8 класс Цели урока: · познакомить учащихся с типами алгоритмов
Откройте тетради. Запишите тему урока: «Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы»
Психологические типы по К. Г. Юнгу iconТипы аудиторий

Психологические типы по К. Г. Юнгу iconТипы занятий

Психологические типы по К. Г. Юнгу iconМировоззрение и его исторические типы

Психологические типы по К. Г. Юнгу iconЭтические и психологические проблеы менеджмента Сокращение кадров

Психологические типы по К. Г. Юнгу iconСеравин А. И. «Ненаучный» взгляд на информационно-психологические войны

Психологические типы по К. Г. Юнгу iconАлгоритм Определения, свойства, типы, описание

Психологические типы по К. Г. Юнгу iconХарактерные типы реакций алкенов на примере этилена

Психологические типы по К. Г. Юнгу iconРазвитие персонала в кризисной ситуации: некоторые психологические закономерности и особенности

Психологические типы по К. Г. Юнгу iconДокументы
1. /Психологические теории.doc
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов