Психологические особенности одарённых детей icon

Психологические особенности одарённых детей



НазваниеПсихологические особенности одарённых детей
Дата конвертации18.09.2012
Размер48.49 Kb.
ТипДокументы
1. /БИХЕВИоризм-психология.DOC
2. /Нац.хар-р-психология.DOC
3. /ПИАЖЕ-психология.DOC
4. /Психотипы,Юнг-психология.DOC
5. /Управление эмоциями-психология.doc
6. /дети-психология.DOC
7. /семинар1-психология.DOC
Бихевиоризм. 1
Концепции национального характера
Пиаже: стадии развития интеллекта
Психологические типы по К. Г. Юнгу
Управление эмоциями
Психологические особенности одарённых детей
Семинар №3 Гальперин Петр Яковлевич

Психологические особенности одарённых детей

Проведенное обследование показало большое количество личностных особенностей (акцентуаций характера) среди обратившихся к врачу  одарённых детей. Обычно имеющиеся те или иные личностные ( психологические) особенности ребенка не являются сами по себе причиной обращения к психиатру. В случаях, когда они становятся отчетливо выраженными и начинают беспокоить ребенка и затруднять его социальную адаптацию, родители обращаются к врачу (например, появление сильных страхов, тревоги у тревожно-мнительной личности).

Одной из наиболее часто встречающихся у одарённых детей психологических особенностей является акцентуация характера по аутистическому типу. Для этих детей характерно раннее возникновение интеллектуальных интересов, любовь к чтению, к различным словарям, природе. В школе их часто привлекают математика, физика, другие точные науки, углубленные занятия с компьютером, иностранные языки. Нередка склонность к коллекционированию. У них отмечены замещающие формы общения и деятельности, контактам с детьми они предпочитают общение со взрослыми. В подростковом возрасте у одаренных детей, акцентуированных по аутистическому и психастеническому типам, возможно возникновение психопатологического феномена под названием "метафизическая интоксикация", описанный преимущественно у мальчиков и проявляющийся однообразной абстрактной интеллектуальной активностью, направленной на обдумывание "вечных" проблем, смысла жизни, предназначении  человека, поиск философских истин, создание своих концепций развития наук. Все это занимает важное место в жизни подростка, получает выраженную эмоциональную окраску, плохо поддается критической оценке, приобретает характер сверхценных идей.


Наряду с этими особенностями личности у одаренных детей нередко отмечаются такие личностные проявления как истероформность, эпилептоидность, повышенная невротичность. Необходимо отметить, что определенные сочетания типа акцентуации характера с той или иной моделью неправильного воспитания (по типу "кумира семьи", "оранжерейного воспитания", "повышенной моральной ответственности"), приводило к психопатическому развитию. В этих случаях чаще возникали невротические реакции с последующим развитием неврозов, состояний дезадаптации.

Особую проблему представляет сочетание одаренности с проявлениями у детей психической патологии. Мы наблюдали у одаренных детей самостоятельно возникающие расстройства настроения как повышенного полюса (гипоманиакальное и маниакальное), так и пониженного (субдепрессивное, депрессивное). В случаях длительных (затяжных) аффективных нарушений маниакального круга отмечается повышенная общая продуктивность деятельности, ускорение ассоциативного процесса и в сочетании с изначально имеющимися предпосылками к какой-либо творческой деятельности (музыка, поэзия, изобразительное искусство и т.д.) возможно достижение высоких результатов. Дети с подобными нарушениями достаточно легко добиваются побед в конкурсах и на олимпиадах, организуют выставки своих работ, публикуются в различных изданиях. По окончании аффективных (маниакальных) фаз эти дети не могут поддерживать достигнутые ранее высокие результаты, испытывают в связи с этим разочарование, склонны к развитию личностных декомпенсаций, депрессий.

Также одним из интересных психопатологических феноменов, характерных чаще всего для одаренных детей и подростков женского пола является отказ от приема пищи - нервная анорексия. Он представляет собой ограничение в еде с целью коррекции внешности в связи с существенным преувеличением имеющегося недостатка внешности либо в связи с патологической убежденностью в избыточной полноте. Интересным представляется при обследовании этих школьниц, что большинство больных нервной анорексией отличаются высоким интеллектом, успешным обучением как в школе, так и в различных секциях, кружках, художественной и музыкальной школах. У этих девочек можно отметить склонность к сверхценным образованиям, постоянство увлечений, развитое чувство долга, повышенное до болезненности отношение к формальному признанию своих школьных успехов. Именно поэтому Личко А.Е. назвал нервную анорексию "болезнью отличниц". Родители характеризуют девочек с нервной анорексией как превосходно выполняющих свои обязанности и стремящихся к получению только отличных оценок.

Обращает на себя внимание определенная парадоксальность состояния этих девочек. Чем больше нарастает их физическое истощение, тем активнее и успешнее они учатся и дополнительно занимаются физкультурой либо в спортивной секции, либо самостоятельно, и только полное физическое истощение с выявляющейся отчетливо депрессией приводит ребенка к врачу. Нередко такая больная проходит целый ряд кабинетов поликлиники (педиатр, гастроэнтеролог, эндокринолог, хирург, гинеколог) и только затем попадает к психиатру, когда дефицит массы тела составляет уже 30-50 процентов от массы тела до заболевания. При этом даже в состоянии выраженного истощения во время лечения девочки стремятся много и успешно заниматься, обнаруживают высокий уровень притязаний и высокую продуктивность в занятиях.

Опыт наблюдения за одаренными детьми, имеющими те или иные отклонения в психическом состоянии позволил выделить следующие актуальные направления медико-коррекционной работы:

1. Разработка рекомендаций для родителей и педагогов по индивидуальному подходу в воспитании одарённых детей, имеющих акцентуации характера, в том числе рекомендаций, направленных на предотвращение формирования неадекватной самооценки, чрезмерных ожиданий и уровня притязаний как у самого ребенка, так и у его родителей.

Детям, имеющим акцентуацию характера, явную или скрытую, особенно остро требуется индивидуальный подход в воспитании. Опасно, когда родители не знают и не учитывают имеющиеся у таких детей зоны "наименьшего сопротивления". Соответствующие разъяснения врача и психолога могут способствовать формированию сознательной ориентации родителей на устойчивые особенности характера акцентуированных детей, что обязательно для предотвращения  психологических  срывов ребенка и родителей, для их успешного взаимоприспособления.

2. Коррекция межличностных отношений  одарённого ребенка с коллективом более старших учеников с учетом нестандартности личности и интересов одарённого  ребенка.

3. Необходимость разработки индивидуализации сроков обучения с учетом наличия у некоторых детей резидуально-органической недостаточности, учитывая наличие астенических, церебрастенических и других невротических проявлений, а также тех или иных форм нарушенного поведения.

4. Коррекция выявленных пограничных нарушений должна проводиться комплексно, включать рекомендации по оптимизации внутрисемейных отношений, учебных нагрузок и при необходимости подключать медикаментозную терапию.

5. В случаях сочетания одаренности с очерченной психической патологией проводить регулярное динамическое наблюдение с оценкой психического статуса и уровня адаптации ребенка в семье и коллективе.

Анализ возрастного развития одаренных детей и практическая значимость этой проблемы с каждым годом все настойчивее диктует необходимость реального участия психологов, медиков, педагогов в решении проблемы одаренных детей. Целесообразна разработка комплексного медико-психолого-педагогического подхода к работе с одаренными детьми, который должен быть направлен на профилактику развития у них психических нарушений, проведение в отдельных случаях семейной психотерапевтической коррекции.


Маткулиева Соня

ФЯБ-24



Похожие:

Психологические особенности одарённых детей iconПсихологические особенности детей с зпр
«зону ближайшего развития». Эти дети были отнесены к особой категории – детей с задержкой психического развития (зпр)
Психологические особенности одарённых детей iconПсихолого-педагогическое сопровождение одарённых детей
Главная цель исследователей — разработка принципов диагностики и программ обучения одаренных школьников, организации психолого-педагогического...
Психологические особенности одарённых детей iconПрограмма коррекционной работы
Федеральным государственным стандартом начального общего образования является обеспечение «условий для индивидуального развития всех...
Психологические особенности одарённых детей iconПсихологические, возрастные особенности детей начальной школы
Хотя бы частичному решению проблемы может помочь проектно-исследовательская работа младших школьников, которые с удовольствием и...
Психологические особенности одарённых детей iconПсихологическая подготовка к экзаменам
Учитывай в работе свои индивидуально-психологические особенности: свойства темперамента, тип нервной системы, особенности памяти...
Психологические особенности одарённых детей iconРазвитие персонала в кризисной ситуации: некоторые психологические закономерности и особенности

Психологические особенности одарённых детей iconРефераты по юр. Психологии
Психологические особенности мотивации профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов
Психологические особенности одарённых детей iconНоминация «Живопись», возрастная категория с 5 до 6 лет
Участие в конкурсе способствовало развитию у детей познавательной активности и интереса к творчеству, чтению произведений художественной...
Психологические особенности одарённых детей iconНоминация «Живопись», возрастная категория с 5 до 6 лет
Участие в конкурсе способствовало развитию у детей познавательной активности и интереса к творчеству, чтению произведений художественной...
Психологические особенности одарённых детей iconПсихологические особенности старших школьников. Ваш ребёнок –десятиклассник
Формирование абстрактного мышления. Готовность часами говорить об отвлечённых понятиях
Психологические особенности одарённых детей iconСписок одаренных детей мбоу сош №42

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов