Содержание. Стр icon

Содержание. Стр



НазваниеСодержание. Стр
Дата конвертации31.10.2012
Размер203.54 Kb.
ТипРеферат


Содержание.

Стр.

Введение 2

1. Истоки возникновения и развитие римской государственности 4

1.1. Первоначальная римская община 4

1.2. Становление республиканского строя 9

2. Характерные черты государственного власти и управления в Древнем Риме 13

Заключение 19

Список использованной литературы 20



Введение



Говоря об актуальности исследуемой проблемы о возникновении и развитии древнеримской государственности и развитии императорской власти в Древнем Риме трудно не упомянуть слова выдающегося русского цивилиста И.А. Покровского: "Римское право занимает в истории человечества совершенно исключительное место: оно пережило создавший его народ и дважды покорило себе мир"1, нуждается в уточнении: не римское право дважды завоевало мир, а два разных мира - античный и христианский успешно применяли к своим запросам это право.

Такой взгляд вовсе не умаляет значимости данного явления, напротив, утверждает величие и универсальную ценность того, что было достигнуто в области права античным гением. Но при таком подходе требуется перестановка акцентов в традиционных представлениях о значении римского права для других эпох, в том числе, для настоящего времени.

Римское право, каким оно предстает в кодификации Юстиниана, есть не столько создание римского народа, сколько результат работы всего античного мира в пределах от Рейна до Евфрата. Оно представляет по своей универсальной значимости такое же культурное достижение, какими являются греческая философия и драматургия, живопись, зодчество и ваяние, как навигационные достижения финикийцев и теологические усилия иудеев. В качестве такового римское право есть неиссякаемый источник заимствования юридических идей, категорий, формул, представлений. Наименование этого культурного явления, включающее имя могущественнейшего в истории человечества государства, знаменует то важное обстоятельство, что право, в отличии от философии, искусства может развиться до совершенства только в условиях прочной государственности, имеющей продолжительную самостоятельную жизнь2.

Действительной исторической заслугой собственно римского народа является то, что он создал и длительное время сохранял именно такую государственность. Право римлян на протяжении многих веков было хаотичным и бессистемным, но - всегда живым, действующим, саморазвивающимся правом. Законченную форму это право приобрело в эллинизированной Восточной римской империи, принявшей православие. Германские народы в последующем существенно изменили дух и букву этого права, приспособив в результате длительных усилий к городским (буржуазным) условиям жизни, сложившимся в Западной Европе в результате Реформации.
Это измененное и приспособленное право легло в фундамент правовых систем большинства стран современного мира как основа юридического образования, основа кодификаций национального гражданского права, основа теории права.

Все эти обстоятельства необходимо иметь в виду, когда приступаешь к изучению римского права с тем, чтобы не возникла иллюзия отвлеченности этого изучения от насущных запросов действительности.

Целью настоящей работы является рассмотрение процесса развития имперской власти в древнем Риме. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) описать истоки появления и показать процесс развития римской государственности;

2) выявить основные характерные черты государственного устройства и управления в Древнем Риме.
^

1. Истоки возникновения и развитие римской государственности

1.1. Первоначальная римская община


Как известно, формирование и совершенствование римского права оказалось возможным в условиях постоянно изменяющейся, но неизменно прочной системы государственного управления. Изменения ее происходили под влиянием реальных и весьма драматических общественно-политических противоречий и служили решению национальных задач, которые ставила перед народом история. Именно этим можно объяснить продолжительность и самостоятельность развития римской государственности, которая из полисного, общинного устройства переросла в республиканскую, а затем - в монархическую формы правления.

Образцом для римского общинного управления явилась римская семья, главной чертой которой была неограниченная власть мужчины над женой, детьми, их женами и их детьми, а также над клиентами (нашедшими убежище в общине иностранцами, а также бывшими рабами, которые пользовались свободой благодаря покровительству отца семейства). Вследствие неотвратимой последовательности, с которою римляне установили и поддерживали власть отца и мужа, эта власть обратилась в настоящее право собственности так, что внешне была похожа на власть над рабами и над прочим имуществом семейства.

Единство семьи было столь крепко, что даже смерть главы не вполне его уничтожало: мать переходила под опеку (tutela) сыновей, незамужние сестры - под опеку братьев. Тем не менее, со сменой поколений единство власти домовладыки, определяющее семейный круг (агнатов) разделялось, образуя род - совокупность тех, кто ведет происхождение от единого предка, но не может при этом указать на последовательное происхождение одного поколения от другого.

Древняя римская община образовалась из соединения родов, а первоначальная территория - из принадлежавшей этим родам земли. Римским гражданином признавался тот, кто происходил из одного из родов, то есть тот, кто был рожден в законном браке от римского гражданина. Рожденные от незаконного брака или вне брака не включались в число граждан. Римские граждане называли себя "отцовскими детьми"(patricii) именно потому, что только они по представлениям их права юридически имели отца.

Таким образом, население общины состояло из полноправных граждан - коренных жителей и неполноправных пришельцев, которые хотя и были свободны, но не имели гражданских прав.

Во главе общины стоял выборный вождь - царь. Кроме него в управлении участвовали собрание полноправных граждан и совет родовых старейшин - сенат.

Царь (rex) считался господином общины точно так, как глава семейства считался господином всех, кто в нее входил. Власть царя (imperium) была принципиально полной как в военных, так и в мирных делах; символом ее выступали шествующие впереди его вестники (lictores) c секирами и прутьями.

Власть царя включала право сообщения с богами общины (auspicia publica); право заключения договоров с иноземцами от имени общины; право отправлять правосудие по гражданским и уголовным делам; право налагать наказания (палочные удары) за нарушение обязанностей военной службы; право отнимать у граждан жизнь и свободу (постановление смертных приговоров или приказание о продаже гражданина в рабство), при этом только от него самого зависело предоставление права на обращение осужденного к народу с просьбой о помиловании.

Именно царь собирал гражданское ополчение на войну и начальствовал над армией. Именно царю принадлежало право распоряжения общинной казной.

Немногочисленные должностные лица - градоначальник (prefectus urbi), которому поручалось расследование преступлений и ведение менее важных судебных дел в отсутствие царя, начальники отрядов пехоты и конницы (tribuni) действовали только по его воле; их полномочия исходили исключительно из царской власти.

Эта власть прекращалась смертью царя, после которой она переходила на короткое время (interregnum) совету старейшин, который выбирал нового царя. Таким образом "юридически царская власть исходила из никогда не умиравшей коллегии отцов (patres)... и единство государства сохранялось неизменным, несмотря на перемену повелителей"3.

Фактическое и нравственное ограничение царской власти состояло в том, что граждане подчинялись ему, вовсе не считая его неким высшим существом (как в восточных теократических монархиях); и если царь злоупотреблял полнотой своей власти, несправедливо посягая на время, свободу, имущество и жизнь граждан, они, понимая, что эта власть исходит не от богов, а с божьего благословения от народа, представителем которого царь является, считали себя вправе отказать в принесенной ему присяге.

Юридически царская власть ограничивалась правилом, что "царь уполномочен только применять законы, а не изменять их и что всякое уклонение от закона предварительно должно было быть одобрено народным собранием и советом старейшин или же оно считалось таким ничтожным и тираническим с его стороны деянием, которое не могло иметь никаких законных последствий".4

Граждане или иначе, "копьеносцы" (quirites), ибо только они имели право и обязанность носить оружие, составляли народное собрание, первоначально называвшееся куриатными комициями (comitia curiata) - сходками по куриям (попечительствам).

Собрания созывались царем, как правило, два раза в год, а сверх того, когда он считал это нужным. Запросы (rogatio) собранию делал царь; собрание только соглашалось с его предложением или отвергало его, никакого обсуждения не велось. Одобренное куриями предложение царя становилось законом - lex (то есть "связь") и имело значение договора между царем и общиной.

Заключение подобного "законодательного договора" требовалось только тогда, когда необходимо было изменить существующий обычный порядок управления, то есть вряд ли слишком часто. Указанный порядок означал, что право издавать законы принадлежало совместно царю и народному собранию, следовательно это собрание представляло важнейший элемент римского общинного устройства.

Наряду с царем и собранием граждан, выступал совет старейшин родов - сенат (senatus). Сенат по существу являлся носителем высшей власти (imperium) и покровительства богов (auspicia), так как именно от него всякий вновь избираемый царь получал эти характеристики; таким образом, сенат являлся залогом непрерывного существования государства и его монархического порядка.

Главной задачей сената было сохранение существующего гражданского строя. Отсюда его право veto на те постановления народного собрания, которые были не в согласии с установившимся правопорядком (при изменене государственных учреждений, при приеме новых граждан, при объявлении наступательной войны). Это не означало, что сенат был законодательным органом, он был скорее хранителем действующих законов.

С этим связано и древнее обыкновение, в соответствии с которым царь, перед тем как обратиться к народу с законодательным запросом, испрашивал мнения сенаторов. То есть совет старейшин выступал как совещательный орган при царе.

Наконец, именно из сенаторов, как правило, назначались на высшие военные и судебные должности, когда соответствующие функции не мог исполнять сам царь.

"Так управлялась римская община, свободный народ которой умел повиноваться при полном отречении от всяких мистических, жреческих мошенничеств, при безусловном равенстве перед законом и при равенстве граждан между собой и с резким отпечатком самобытной национальности... Это государственное устройство не было ни выдуманным, ни заимствованным, а выросло в римском народе и вместе с ним. ...Как всецело принадлежало Риму или даже Лациуму развитие римского государственного права и как была невелика и незначительна в этом праве доля заимствований, доказывается постоянным выражением всех его понятий словами чисто латинскими. Этим государственным устройством и была фактически установлена на все времена основная идея римского государства, так как несмотря на изменчивость внешних форм, пока существовала римская община, оставались неизменными правила, что должностному лицу следует безусловно повиноваться, что совет старейшин - высшая в государстве власть и что всякое исключительное постановление нуждается в санкции суверена, т.е. народной общины"5.

Государственное устройство и его идеология, описанные выше, сложились на протяжении длительной эпохи, называемой "эпохой царей", когда единственной политически активной силой оставались полноправные граждане, рядом с которыми возрастал и приобретал экономическое влияние политически бесправный класс - неграждане. Традиция отводит этой эпохе период с 753 г. до Р.Х. (год легендарного основания Рима первым царем Ромулом) до 510 г. до Р.Х., когда произошло резкое изменение политического строя.

События 510 г., получившие наименование "изгнание царей", хотя и носили характер государственного переворота, важны между тем в силу того, что явились толчком к более чем двухсотлетним усилиям нации по установлению нового государственного устройства, резкому увеличению значимости писанного права (ius scriptum) по сравнению с обычным правом (ius non scriptum).

Новый строй отношений и порядок управления складывался постепенно в борьбе интересов и представлений различных групп общества и, возможно, в этом был залог того, что созданные при этом государство и право оказались наиболее приспособленными для решения реальных национальных задач.

^

1.2. Становление республиканского строя


Как уже отмечалось, римская община состояла из граждан и их подзащитных, "подвластных" (клиентов). Они могли принадлежать отдельной семье, могли существовать "толпой" (plebes); все они были политически бесправны и передавали это состояние своим потомкам, так как для них юридически был недопустим законный квиритский (патрицианский) брак.

Происхождение этого класса связано, по-преимуществу, с завоеваниями соседних племен. Часть завоеванного населения не обращалась в рабство; община предоставляла им право пользоваться свободой, так что такие люди становились в положение клиентов общины.

Для того, чтобы превратиться в граждан, должно быть постановление общины; для того, чтобы занять положение "гостя" (hostis), необходимо было иметь гражданские права в какой-либо другой общине. Ни тем, ни другим этот класс не располагал: римский правопорядок предоставлял им только обеспеченное законом фактическое пользование свободой при юридически бессрочной неволе.

Такое же положение занимали все, родившиеся в Риме от неравных браков, все отпущенные на волю рабы, чужестранцы, отказавшиеся от своих гражданских прав при переселении в Рим из-за его привлекательности в качестве торгового города.

Постепенно, наряду с подзащитными клиентами, класс неграждан пополнялся жителями общин Латинского союза, которые пользовались правом торговать и приобретать собственность в Риме не по воле царя или какого-либо патриция, а на основании союзного права. К тому же из среды клиентов выделялось все больше лиц, зависимость которых от патрона исчезала со сменой поколений.

Таким образом, наряду с гражданской общиной образовалась вторая римская община; частично из клиентов, частично по иным основанием возникли плебеи (plebs). И если первые находились в подзащитном отношении к гражданам, то вторые, будучи независимы, только не обладали политическими правами.

Процесс этот заключал в себе опасность сильного социального напряжения: "по мере того как в свободном поселенце слабело чувство личной зависимости, в нем просыпалось сознание его политического бесправия, и только власть царя, равномерно распространявшаяся на всех, не дозволяла вспыхнуть политической борьбе между полноправной общиной и общиной бесправной".6

Однако этот предохранительный механизм был разрушен в результате государственного переворота и две римские общины стали на путь длительной политической борьбы. Поэтому можно согласиться с такой оценкой данного события: "Тираническое правление этрусских царей - как оно предстает в традиции ("rex iniustus" - неправедный царь) - означало подавление аристократии и политическое усиление комиций. Изгнание царей - закономерное явление после реформы [Сервия Туллия] - было одновременно реваншем родовой знати. Только сенаторы (patres) и их потомки (patricii) избирались на высшие должности в государстве, непатриции такого права не имели".7

Конституционная реформа, проведенная в середине VI в. до Р.Х. и приписываемая предпоследнему, шестому царю, Сервию Туллию, возложила на плебеев гражданские обязанности, не предоставив им никаких гражданских прав.

Неграждане были привлечены к уплате налогов, к несению некоторых трудовых повинностей, а главное - к несению военной службы. Воинская повинность превратилась из личной в имущественную: всякий землевладелец - гражданин или негражданин - обязывались к ней. Только иностранцы, которым не дозволялось приобретать землю в Риме не становились военнообязанными.

Для набора в пехоту город и его окрестности был разделен на четыре призывных округа - трибы (tribus), т.е. части. В этих трибах зародилось некое единство народа, пока, по отношению к воинской службе, ибо призывались по трибам как граждане, так и неграждане.

Помимо прочего, реформа создала несущественный казалось бы механизм, знаменательный политическими последствиями его применения: испрашивание мнения центурий (подразделений легионов) относительно начала наступательной войны.

Сосредоточение всей полноты власти у одного лица, обеспечивая прочность государства, не могло не проявляться в злоупотреблениях, которые были нетерпимы для граждан. Сервиева реформа обеспечила организационную базу (в виде центурий и офицеров из плебеев) для развития другого противоречия в государстве - между гражданами и негражданами и подтолкнула стремление последних к политическому равноправию. Наконец, обезземеливание мелких общинников привело к образованию многочисленного земледельческого пролетариата и к обострению противоречия между бедными и богатыми.

В рамках этих противоречий развивалась история римского государства и концу VI в. до Р.Х., когда разрешилось первое из них: было упразднено монархическое правление, при этом полагают, что именно злоупотребления властью последним царем Тарквинием Гордым послужили мотивом для объединения всех политических тенденций в едином восстании.

Но важно понимать, что упразднение пожизненного главы общины не преследовало целью искажения главной идеи римского государственного права о полноте и нераздельности власти.

Как указывает в своей работе по истории Рима Моммзен Т.: "Строгое понятие о единстве и полновластии общины во всех общественных делах, служившее центром тяжести для италийских государственных учреждений, сосредоточило в руках одного пожизненно избранного главы такую страшную власть, которая конечно давала себя чувствовать врагам государства, но была не менее тяжела и для граждан. ...Но в том-то и заключается величие этих римских попыток реформы и революции, что никогда не имелось в виду ограничить права самой общины и лишить ее необходимых органов власти, никогда не было намерения отстаивать против общины так называемые естественные права отдельных лиц, а вся буря возникала из-за формы общинного представительства. Со времен Тарквиниев до времен Гракхов призывным кличем римской партии прогресса было не ограничение государственной власти, а ограничение власти должностных лиц, и при этом никогда не терялось из виду, что народ должен не управлять, а быть управляемым".8

Рим превращается из монархии в республику (res publicum - общее дело, общее достояние). Теперь община полноправных граждан становится носителем верховной политической власти, сувереном, самостоятельным владыкой своих судеб. Оскорбление общины квалифицируется как тягчайшее преступление - оскорбление его величества римского народа (crimen laese majestatis). Полновластие гражданской общины выразилось в изменении функций народного собрания, сената и в установлении консульской власти.
^

2. Характерные черты государственного власти и управления в Древнем Риме



В 27 году до Р. X. Октавиан Август сложил с себя ту чрезвычайную власть, которою он пользовался до сих пор сначала в качестве триумвира, а потом один, и т. обр. «восстановил республику». Но в этой «восстановленной» республике появился в его лице новый весьма существенный элемент—новый экстраординарный магистрат, император или princeps, совмещающий в себе самые разнородные, но важнейшие функции, вследствие чего этот период резко отделяется от предыдущего.

На первых порах основные принципы республики по внешности остаются нетронутыми. Признается начало народного суверенитета, созываются народные собрания, императорская власть выражает себя в старых республиканских понятиях: император является princeps, т. е. только как бы первый между равными, получает от народа imperium и tribunicia potestas и т. д. Но под этой внешностью совершается глубокое внутреннее перерождение, процесс постепенной переработки республики в абсолютную монархию. Вследствие этого государственное устройство этого периода имеет характер чего-то переходного: вначале оно ближе к республике, в конце—почти абсолютная монархия, какою оно решительно становится со времени Диоклетиана9.

Процесс этого превращения начинается с падения народных собраний. Вначале они еще созываются, но уже только больше для формы: их законодательная функция и выбор магистратов сводится к простому утверждению предложений императора или сената; голосование превращается в простую acclamatio, пока, наконец, и эти последние остатки формы не отпадают. Уже Тиберий переносит избрание магистратов в сенат («а campo comitia ad patres transtulit»); несколько дольше созываются народные собрания для утверждения законов, но это перестает быть необходимостью, а к концу I века по Р. X. и вовсе прекращается (последний закон, изданный с участием народа, есть lex agraria 98 г. при императоре Нерве).

С падением народных собраний в качестве высших органов государственной власти остаются сенат и император. К сенату переходят теперь все прежние права и функции народных собраний, вследствие чего он делается теперь, наравне с императором, носителем государственного суверенитета. Вследствие же этого и самое государственное устройство характеризуется часто, как двоевластие или диархия. Внешним образом это двоевластие выражается в следующем:

а) рядом со старыми республиканскими магистратами, избираемыми сенатом, развивается система чиновников императорских, действующих именем императора и по его поручению;

b) провинции делятся на сенатские и императорские первые управляются сенатом, вторые непосредственно подчинены императору;

с) рядом с государственной казной, находящейся в заведывании сената,—старым аеrаrium,—появляется казна императорская—fiscus; d) как император, так и сенат имеют право чеканить монету.

В идеале обе эти власти—император и сенат—должны были действовать рядом, взаимно дополняя и поддерживая друг друга. Но этот идеал оказался неосуществимым. Сенат делается органом республиканской партии и носителем республиканских традиций; императорская власть, напротив, все более и более тяготеет к абсолютизму и не мирится с соседством сената. Вместо идиллической гармонии, между этими обоими, совершенно противоположными, элементами все время идет то открытая, то глухая борьба, приводящая в конце концов к полному торжеству императорской власти и к превращению диархии в монархию.

Юридически взаимное соотношение обеих этих властей таково. Сенат, прежде всего, делается теперь единственным законодательным органом; даже проекты императора для того, чтобы получить силу закона, должны быть внесены в сенат (oratio principis) и получить здесь свою санкцию; император, в принципе, как прежде всякий магистрат, не стоит выше закона; он подчинен ему. Сенат, далее, избирает старых республиканских магистратов, а также самого императора по смерти предыдущего (обыкновенно это избрание также только формальность: преемник указывается самим императором посредством усыновления или завещания) и сообщает ему его полномочия посредством lex de imperio. Сенат, наконец, имеет известную судебную и административную власть (напр., управление сенатскими провинциями), хотя эта власть, чем далее, тем все более и более сокращается.

Император. Какого-либо установившегося официального титула император не имеет; он именуется imperator, Augustus, но чаще всего—princeps, вследствие чего самый этот период принято называть периодом принципата. Princeps, в идее, есть только высший республиканский магистрат, правда, пожизненный и с чрезвычайною властью, но все же только магистрат, вследствие чего этот период называют также и периодом республиканской империи. В лице императора сосредоточивается власть, которую обыкновенно разлагают на следующие элементы:

а) ітреriит, т.е. высшее военное командование, управление международными отношениями и высшая административная власть (а также и право юрисдикции); в качестве военного командира император, далее, имеет право полного и бесконтрольного управления теми провинциями, в которых обыкновенно стоят войска (провинции императорские — пограничные);

b) imperium proconsulare, т. е. право общего проконсула над сенатскими провинциями, что дает императору возможность известного контроля и над правителями этих провинций;

с) tribunicia potestas, которая дает императору качество sacrosanctus и право intercessio по отношению ко всем республиканским магистратам.

Государственное управление, согласно отмеченному началу диархии, осуществляется при помощи двоякой системы органов: республиканских магистратов и императорских уполномоченных.

а) Республиканские магистратуры по имени продолжают существовать все время, но фактически они все более и более отстраняются от активного участия в управлении. Консулы лишились военного командования и вместе с тем своей главной функции; они являются теперь только председателями сената и заведуют некоторыми специальными делами—напр., делами об опеках, о фидеикомиссах и т. п. Больше всего на своем месте удержалась претура: преторы по прежнему заведуют юрисдикцией гражданской (производство in jure, составление формул и т. д.) и уголовной (как председатели в quaestiones perреtuae). Цензура находится все время в весьма шатком положении. Ценз в прежнем смысле (т. е. перепись граждан с распределением по трибам и т. д.) теперь уже, конечно, не производится, составление сенаторских списков также отходит от нее; тем не менее цензорская власть часто вручается императорам (в lex de imperio), пока Домициан не объявил, что впредь она всегда будет входить в состав императорской власти (censor perpetuus). Эдилы сохраняют только надзор за рынками и торговую юрисдикцию, квесторы фигурируют лишь в качестве органов казначейства.

b) Параллельно постепенному замиранию республиканских магистратур идет развитие системы императорских чиновников, как уполномоченных императора. При особе императора стоит его личный совет—consilium principis, который первоначально не имел юридического значения, но с имп. Адриана приобрел характер официального государственного учреждения. Во главе всех императорских доверенных лиц стоит praefectus praetorio, начальник императорской гвардии, а потому лицо особо доверенное. Постепенно ему императоры начинают поручать те или другие дела, подлежавшие личному суду императора, и т. обр. мало-помалу развивается уголовная компетенция praefectus praetorio над всею Италией. За ним следует: рrаеfectus urbi, начальник полиции, а по связи с ней и уголовной юрисдикции в городе Риме; praefectus vigilum, заведующий пожарной частью, praefectus annonae, заведующий теперь, вместо эдилов, народным продовольствием, и наконец, разнообразные curatores в отдельных отраслях императорского управления10.

Что касается местного управления Италии, то оно продолжает и теперь покоиться на принципе муниципального самоуправления. Однако, внутри органов этого самоуправления происходит такое же перемещение центра тяжести, как и в самом Риме. Муниципальные народные собрания исчезают, а их функции переходят к муниципальному сенату (decuriones); муниципальные магистраты сохраняются. Рядом с ними появляются, однако, императорские контролеры местных дел в лице назначаемых императором curatores reipublicae. Первоначальным назначением их было блюсти интересы императорской казны, но отсюда развился затем их общий правительственный контроль.

Управление провинций находится в руках или посылаемых сенатом проконсулов (провинции сенатские) или посылаемых императором легатов — legati Caesaris pro praetore (провинции императорские). Во всех случаях правителю провинции принадлежит высшая полицейская, судебная и финансовая власть. Для предупреждения особенного сближения правителя с местным населением ему запрещается жениться на провинциалке, раздавать провинциалам деньги взаймы, устраивать на свой счет игры. Известное значение приобретают в течение этого периода провинциальные собрания (concilia provinciarum или ƒoina). Возникли они в связи с развившимся в провинциях культом императоров. В известное время представители общин данной провинции собираются для устройства празднеств в честь императора, причем через депутатов или письменно посылают ему поздравления. Ни к этим поздравлениям начинают присоединять иногда и разные пожелания относительно местных дел, просьбы, а также и жалобы на наместников.

После крайней беспорядочности республиканского режима в провинциях, императорское управление, при всех его недостатках, все-таки внесло сюда большую заботливость и внимание к интересам провинциального населения; оно установило больший внешний порядок и безопасность, искоренило грабежи и пиратство, провело дороги, важные не только в стратегическом отношении, но также и для торговли и т. д. Несомненное улучшение положения провинций в этом периоде представляет лучшую страницу в истории императорской власти.

Заключение



Таким образом, римское право явилось как результат саморазвивающейся государственности, обеспечивающей естественные интересы исторического народа, самостоятельно реализующего свою судьбу.

Следовательно, римское государство и право - единственное в своем роде - прошло самобытный путь развития от самых простых правил обычая, до самых тонких определений сложнейших оттенков договорных отношений; от казуистического регулирования, присущего законам XII таблиц, до правовых норм, категорий и принципов Дигест Юстиниана.

Такой путь развития права соответствовал столь же естественному, самостоятельному и вполне национальному развитию хозяйства, политической организации римского общества и развитию государственных институтов, обеспечивающих жизнедеятельность первого, второго и третьего. Длительность, естественность и национальная ориентированность обеспечили универсальную значимость римского права, которая, в свою очередь, поставила его на уровень одного из высших культурных достижений человечества. Этот вывод подтверждается историческим феноменом, который носит наименование рецепция римского права.

Формирование и совершенствование римского права оказалось возможным в условиях постоянно изменяющейся, но неизменно прочной системы государственного управления. Изменения ее происходили под влиянием реальных и весьма драматических общественно-политических противоречий и служили решению национальных задач, которые ставила перед народом история. Именно этим можно объяснить продолжительность и самостоятельность развития римской государственности, которая из полисного, общинного устройства переросла в республиканскую, а затем - в монархическую формы правления.
^

Список использованной литературы





  1. Всеобщая история государства и права. Учебник для вузов. / Под ред. К.И. Батыра. – М.: Былина, 1995.

  2. Дождев Д.В. Римское частное право. Учебник для вузов. – М.: Инфра-М, Норма, 2004. – 784с.

  3. История государства и права зарубежных стран Часть 1 Учебник для вузов. / Под ред. Крашенинниковой Н.А и Жидкова О. А. – М.: НОРМА, 1996. – 480 с.

  4. Kнабе Г.С. История древнего Рима эпохи ранней Империи. – M.: Республика, 1992.

  5. Моммзен Т. История Рима. Том I. – М., 1994.

  6. Новицкий И.Б. Римское право. Учебник для вузов. – М.: Зерцало-М, 2002. – 246с.

  7. Омельченко О.А. Римское право. Учебник. – М.: ТОН-Остожье, 2002. – 208с.

  8. Покровский И.А. История римского права. / Научный ред. А.Д. Рудоквася. – СПб.: ИТД «Летний Сад», 1999.

  9. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. В 2т. Т.1. Древний мир. / Отв. ред. Н.А. Крашенникова. – М.: Инфра-М, 2004.

  10. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. Учебник для вузов. – М.: Юристъ, 1996.

1 Покровский И.А. История римского права. / Научный ред. А.Д. Рудоквася. – СПБ.: ИТД «Летний Сад», 1999.

2 Дождев Д.В. Римское частное право. Учебник для вузов. – М.: Инфра-М, Норма, 2004.

3 Моммзен Т. История Рима. Т.I.. – М., 1994. С.68.

4 Моммзен Т. История Рима. Т.I.. – М., 1994. С.69.

5 Моммзен Т. История Рима. Т.I.. – М., 1994. С.80-81.

6 Моммзен Т. История Рима. Т.I.. – М., 1994. С.87.

7 Дождев Д.В. Римское частное право. Учебник для вузов. – М.: Инфра-М, Норма, 2004. С.16.

8 Моммзен Т. История Рима. Т.I.. – М., 1994. С.203.

9 См. Э. Гримм. Исследования по истории развития римской императорской власти. Т. I. (1900), т. II (1901)

10 Гримм Э. Исследования по истории развития римской императорской власти. Т. I. (1900), т. II (1901)




Похожие:

Содержание. Стр icon2 «а», 2 «г» классы
Математика. Уч стр. 104 №14,стр. 105 №17,18,стр. 106 №21,22стр. 108 №37 стр. 109 №40,43. стр. 112 №53. стр. 14 №2
Содержание. Стр iconТема: Содержание и объем понятия На дом: учебник стр 42-44(учить)
Множество объектов, каждому из которых присущи признаки, составляющие содержание понятия
Содержание. Стр iconДомашнее задание
...
Содержание. Стр icon6а предмет
Англ стр. 78 упр. Д, стр. 79 №1-2, стр. 82 № ав, стр. 84 читать, стр. 85 №1, 2, 4
Содержание. Стр iconПравила выучить, тетрадь с печатной основой: стр. 36-45. Чтение : стр. 73-74 вопрос Окруж мир : стр. 46-58 пересказывать, отвечать на вопросы, тетрадь стр. 19-21
Лит чт уч. Стр. 23-34, хрест. Стр. 117-121 – все произведения А. А. Блока и К. Д. Бальмонт чит выразительно, ответить на вопросы...
Содержание. Стр icon3 Содержание: Стр. Введение
Заключение. Накануне очередной физической революции
Содержание. Стр iconOverview стр. 1 стр. 2 стр. 3 Лист1 Sheet 1: стр. 1

Содержание. Стр icon4 «А», 4«В» классы Математика: стр. 59 №24-28, стр. 59 №1-4 Русский : рабочая тетрадь стр. 43-46 №14, учебник стр. 103-104,№69-71 Чтение: В. Ф. Одоевский «Городок в Табакерке»
Хорошо знать название падежей., научиться определять падежи существительных в тексте Д. з.: упр.№69, 70 (дидактический материал),...
Содержание. Стр iconМатематика стр. 69 №8,9,10,11 (повторение) Русский язык стр. 84 упр. 1 правило стр. 84 85

Содержание. Стр iconУрок по природоведению Стр. 4 Стр. 3 Ура! У нас каникулы! Стр. 4 Школьные персонажи
Этот урок даже на перемене!!! Всем понравилось работать на smart доске!
Содержание. Стр icon7 «А» Алгебра: №28. 44 – 28. 49 Геометрия: Тематические тесты (гиа) тест 5, вариант 4; тест 6, варианты 1 и 2 стр. 47-52 Русский язык
Литература: Выучить ст-е из подборки на стр. 290-298, прочитать р-з И. А. Бунина «Цифры» (2-й том, стр. 3-18)
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов