«Основы политических знаний» Пояснительная записка Программа элективного курса «Основы политических знаний» icon

«Основы политических знаний» Пояснительная записка Программа элективного курса «Основы политических знаний»



Название«Основы политических знаний» Пояснительная записка Программа элективного курса «Основы политических знаний»
Дата конвертации26.10.2012
Размер118.35 Kb.
ТипПояснительная записка

Ринчинова Елена Николаевна, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории МКОУ «Туринская средняя общеобразовательная школа»

Программа элективного курса

«Основы политических знаний»

Пояснительная записка


Программа элективного курса «Основы политических знаний» предлагается для изучения в 10-11-х классах общеобразовательной школы или классах гуманитарного профиля.

Создание правового государства, укрепление демократических основ российской государственной и общественной жизни требует от современного человека умения реально оценивать окружающую действительность, принимать ответственные политические решения, выражать свою гражданскую позицию, поступать в соответствии с нравственными и правовыми нормами, грамотно взаимодействовать с государством и важнейшими институтами гражданского общества.

Изучение данного курса позволяет учащимся осуществить обобщение знаний в области политики, освоить практическую сторону политической науки.

Кроме того, в нашей школе изучение этого курса поможет учащимся проявить себя в качестве лидеров школьной республики.

Курс рассчитан на 34 учебных часа. Он расширяет и дополняет знания учащихся, полученные при изучении базового курса «Обществознание», а также содержит новые знания, не содержащиеся в базовых общеобразовательных программах.

В процессе преподавания данного курса используются активные формы обучения: лекция, практическое занятие, семинарское занятие, работа группах, работа с документами, текстами, деловая игра, дискуссия, решение проблемных ситуаций, работа по составлению таблиц, схем, подготовка сообщений и презентаций, тестовые задания, написание эссе, творческие работы.


^ Цель курса: формирование политической компетентности школьников, расширение и углубление политологических знаний учащихся.


Задачи курса:

  • активизация познавательной деятельности школьников, повышение информационной и коммуникативной компетентности;

  • систематизация начальных знаний по политологии, полученных из курса «Обществознание», помощь учащимся в овладении методикой анализа политической жизни и оценки текущих политических событий;

  • удовлетворение познавательных интересов школьников на основе выработки активной жизненной позиции, воспитание гражданственности, формирование самостоятельной, ответственной личности, способной к успешной социализации в обществе;

  • воспитание толерантного отношения к чужому мнению и поведению.

Учащиеся должны знать:

  • основные политические понятия и термины;

  • основные точки зрения на различные аспекты политики.



Учащиеся должны уметь:

  • анализировать политическую информацию, формулировать свою точку зрения на политические вопросы и аргументировано отстаивать её;

  • формулировать свое мнение на основе приобретенных знаний в форме эссе;

  • применять свои знания в практической деятельности для эффективного выполнения социальных и политических ролей;

  • уметь работать с письменными и устными источниками информации выделять главное, сравнивать и обобщать данные источников, делать выводы, систематизировать материал, составляя схемы, таблицы;

  • готовить и презентовать собственное сообщение, овладевать способами публичного выступления.



Формы контроля:

  • текущий контроль (беседы с учащимися по изучаемым темам, проблемам, рецензирование сообщений учащихся и др.);

  • тематический контроль (тестовые задания и тематические зачёты теоретического и практического характера);

  • обобщающий (итоговый) контроль (презентации, рефераты, доклады и сообщения, различные творческие работы).

В связи с тем, что данный курс является элективным, т.е. выбирается учащимися инициативно, по их желанию и с учётом направленности познавательных интересов, при оценке результата обучения можно использовать нетрадиционную систему оценивания – портфолио-оценку (перечень обязательных работ, представляемых в портфолио, может предложить учитель, а может и сам ученик решить, какие именно свои работы он считает достаточно квалифицированными, чтобы представить их в своём портфолио).


^ Содержание курса:


Тема 1. Что такое политика? Политика и мораль. Понятие и сущность политики. Направленность политики. Роль политики в жизни человеческого общества. Мораль и личность политика. Цель и средства в политике.


Тема 2. Политические отношения и политическая власть. Политические отношения. Понятие политической власти. Источники власти. Различные виды власти. Функции власти.

Тема 3. Политическая деятельность и политические решения. Понятие политической деятельности. Структура политической деятельности. Политические решения.


^ Тема 4. Государство. Государство как основной политический институт. Понятие «государства». Основные теории происхождения государства. Сущность и признаки государства. Элементы государства. Формы правления. Монархическая форма правления и ее виды. Республика и ее виды. Форма государственного устройства: федерация, конфедерация и унитарное государство. Функции государства. Национально-государственное устройство Российской Федерации на современном этапе.


^ Тема 5. Политическая система и ее роль в жизни общества. Понятие, структура и функции политической системы. Политическая система России.


Тема 6 . Система органов государственной власти в Российской Федерации. Органы государственной власти в Российской Федерации, общая характеристика, структура органов власти. Президент Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Федеральное Собрание Российской Федерации: Государственная Дума и Совет Федерации. Судебная власть в Российской Федерации. Парламентская деятельность.


^ Тема 7. Органы местного самоуправления. Порядок формирования, структура и функции местного самоуправления.


Тема 8. Политические режимы. Понятие и сущность политического режима. Типы политических режимов: демократические, авторитарные и тоталитарные политические режимы. Степень свободы личности в условиях существования различных политических режимов.


^ Тема 9. Политическая идеология. Понятие политической идеологии. Типы идеологий: либерализм, консерватизм, коммунизм, фашизм, социал-демократизм. Функции политической идеологии.


Тема 10. Политические события и явления.


Тема 11. Политическое высказывание.


Тема 12. Политическая печать: политический текст и карикатура. Политический словарь.


Тема 13. Политические лидерство. Понятие политического лидерства. Типология политического лидерства. Функции лидера. Популярность лидера и популизм. Роль личности в политике. Политическое лидерство в отечественной и зарубежной политике.


^ Тема 14. Государственная символика Российской Федерации. История возникновения государственной символики России. Герб. Флаг. Гимн.


Тема 15. Политические партии и партийные системы. Понятие политической партии. Типология и функции политических партий. Организация партий. Партийные системы: понятие и типы. Ведущие партии в российской политике.


^ Тема 16. Избирательное право. Понятие избирательного права. Избирательные системы. Принципы участия граждан в выборах. Избирательный процесс. Избирательная кампания. Избиратель и кандидат.


^ Тема 17. Формы политического участия. Понятие политического участия. Формы политической активности: работа в государственных органах власти, участие в политической партии, участие в выборах, митингах, демонстрациях, шествиях, пикетированиях, референдуме. Неформальные движения.

^ Тема 18. Правовое государство и гражданское общество. Понятие правового государства и его признаки. Понятие гражданского общества и его признаки. Взаимодействие гражданского общества и государства.


^ Тема 19. Политическое сознание и культура. Понятие политического сознания и культуры. Политическое поведение.


Учебно-тематический план




урока

Название темы урока

Форма проведения

Форма контроля

1.

Что такое политика?

Политика и мораль

Лекция с элементами беседы. Работа с историческим источником. Создание проблемной ситуации.

Эссе на тему «Цель оправдывает средства?»

2.

Политические отношения

и политическая власть

Лекция с использованием презентации.

Мини – словарь:

5 определений власти из различных источников.

3.

Политическая деятельность и политические решения

Практическая работа.

Выполнение заданий.

4, 5.

Государство

Лекция с элементами беседы.

Подготовка буклета о любом государстве мира. Эссе на тему «Наилучшая форма правления – это…?»

6.


Политическая система

и ее роль в жизни общества

Работа в группах.

Итоги групповой работы

Опорный конспект.

7, 8.

Система органов

государственной власти в Российской Федерации

Семинарское занятие с элементами схематизации материала.

Мини-тест.

Схема «Органы государственной власти в Российской Федерации»

9.

Органы местного самоуправления (МСУ)

Практическая работа.

Схема «МСУ в Эвенкийском муниципальном районе»

10, 11.

Политические режимы

Лекция с использованием презентации и элементами дискуссии.

Таблица. Графическое изображение режима. Итоги дискуссии.

12, 13.

Политическая идеология

Лекция с использованием презентации. Дискуссия.

Итоги дискуссии.

14.

Политические события

и явления

Практическая работа. Комментирование политического события с применением алгоритма.

Итоги практической работы.

15.

Политическое

высказывание

Практическая работа. Комментирование политических высказываний с применением алгоритма

Эссе на основе высказываний.

16.

Политический словарь

Практическая работа с политическим словарём.

Выполнение заданий. Сборник высказываний знаменитых людей о политике.

17, 18.

Политическая печать

Практическая работа. Анализ политических текстов, карикатур с применением алгоритма.

Итоги практической работы.

19.

Политические лидерство

Лекция с использованием презентации.

Таблица «Лидер и руководитель».

20, 21.

Выдающиеся политики

отечественной

и зарубежной истории

Сообщение учащихся с использованием презентации

Сообщение и презентация.

22.

Государственная символика Российской Федерации

Сообщение учащихся.

Сообщения.

23, 24.

Политические партии

и партийные системы

Лекция с использованием презентации. Дискуссия.

Работа в группах: моделирование программы партии.

Итоги дискуссии.


Итоги групповой работы

25, 26.

Избирательное право

Лекция с использованием презентации. Работа с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Работа со схемами.

Урок-игра «Избирательная компания»: работа в группах, анализ агитационного материала, создание модели «Идеальный кандидат»

Мини - тест


Итоги игры. Словарь или кроссворд по теме «Выборы»

27, 28.

Формы политического

участия

Беседа с элементами самостоятельной работы с текстом Конституции Российской Федерации. Словарная работа.

Моделирование одной из форм политического участия.

Выполнение заданий.

Фоторепортаж.

29.

Правовое государство

и гражданское общество

Лекция с элементами беседы и использованием презентации. Создание проблемной ситуации.

Опорный конспект

30.

Политическое сознание и культура

Беседа с созданием проблемной ситуации.

Эссе на тему «Неучастие масс в политике не освобождает от её результатов»

31.

Заключительный урок

Круглый стол по одной из актуальных политических тем

Итоги круглого стола

32.

Резервное время







33.

Резервное время







34.

Резервное время








Литература:


Афонин И.А. Опорные конспекты по политологии. Брянск: Курсив , 2000.

Библиотека Единой России. Действия. М.: Алгоритм, 2003.

Библиотека Единой России. Люди. М.: Алгоритм, 2003.

Гаджиев К.С. Введение в политологию: Книга для учащихся старших классов. М.: Просвещение, 1993.

Зотова З.М. 100 лет российской многопартийности. М.: Российский центр обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии РФ, 2006.

Конституция Российской Федерации. М.: Юридическая литература, 1993.

Кто есть кто в мировой политике. М.: Издательство политической литературы , 1990.

Мушинский В. О. Азбука политики. Введение в политическую науку: учебник для средней школы. М.: Международные отношения, Центр гуманитарного образования, 2001.

Мухаев Р.Т. Политология. 10-11 класс. М.: Дрофа, (любое издание).

Никитин А.Ф. «Основы права.10-11кл.: учебник для общеобразовательных учреждений». Глава 1,2. М.: Дрофа, 2007.

Панарин А.С. Введение в политологию: Учебное пособие для преподавателей средней школы. М.: Новая школа, 1994.

Политические партии России. М.: Росспэн, 1996.

Политический словарь – любое издание.

Пчёлов Е.В. «Государственные символы России». М., 2004.

Симонов В.А., Скобелкин В.Н. Основы Российского государства и права. Часть 1.Омский государственный университет, 1994.

Словарь исторический в 2-х томах. Личности. Общество. Политика. М.: Остожье, 1999.

Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».


Ресурсы сети Интернет:


http://www.sibupk.nsk.su/New/04/chairs/c_history/PolitologSh/SPolit.htm (схемы по политологии)

http://danur-w.narod.ru (варианты практических работ)

http://dvo.sut.ru/libr/sotciolo/053apan/2.htm (политическая власть)




Похожие:

«Основы политических знаний» Пояснительная записка Программа элективного курса «Основы политических знаний» icon«Основы политических знаний» Пояснительная записка Программа элективного курса «Основы политических знаний»
Ринчинова Елена Николаевна, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории мкоу «Туринская средняя общеобразовательная...
«Основы политических знаний» Пояснительная записка Программа элективного курса «Основы политических знаний» iconЭлективный курс по обществознанию «Основы экономики» Пояснительная записка
Программа курса предназначена для углубления знаний по обществознанию и для ознакомления учащихся 10 класса с основами экономики
«Основы политических знаний» Пояснительная записка Программа элективного курса «Основы политических знаний» iconПояснительная записка Программа элективного курса «Азбука экономики» предназначена для учащихся 9 класса
Программа элективного курса по экономике для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки
«Основы политических знаний» Пояснительная записка Программа элективного курса «Основы политических знаний» iconПрограмма курса «Основы военной подготовки» Тип программы: авторизованная Клочан Н. С. Пояснительная записка
К занятиям по программе «Основы военной подготовки» допускаются учащиеся в возрасте 8-11 лет. Основное направление деятельности программы...
«Основы политических знаний» Пояснительная записка Программа элективного курса «Основы политических знаний» iconПрограмма элективного курса Пояснительная записка
Элективный курс «индикаторы» предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов. На изучение данного курса отводится...
«Основы политических знаний» Пояснительная записка Программа элективного курса «Основы политических знаний» iconПрограмма элективного курса «Мой выбор» для учащихся 9 класса Пояснительная записка
Программа элективного курса «Мой выбор» предназначена для учащихся 9 класса. Объем курса 16 часов
«Основы политических знаний» Пояснительная записка Программа элективного курса «Основы политических знаний» iconТ. В. Потемкина Пояснительная записка Программа курса
Вместе с тем данный курс нацелен не только на поддержание навыков правописания, но и на расширение знаний учащихся об истории языка,...
«Основы политических знаний» Пояснительная записка Программа элективного курса «Основы политических знаний» iconПояснительная записка
Программа курса по выбору «Основы журналистики» составлена в соответствии с концепцией профильного и предпрофильного обучения, основной...
«Основы политических знаний» Пояснительная записка Программа элективного курса «Основы политических знаний» iconПояснительная записка Программа курса «Учись писать грамотно»
Вместе с тем данный курс нацелен не только на поддержание навыков правописания, но и на расширение знаний учащихся об истории языка,...
«Основы политических знаний» Пояснительная записка Программа элективного курса «Основы политических знаний» iconПояснительная записка Пояснительная записка
Это способствует повышению целостности обучения, позволяет реализовать требования единства программы. Затем должно идти раскрытие...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов