|
-Вера Волошинова – архив статей-http://werawolw.narod.ru/art/theatre/AtheatreSalyery.htm Удавить бы эту сволочь, что привел меня в театр!... Нравы закулисья одинаковы во все времена. Эту идею в последней премьере весело и азартно утверждала на Камерной сцене труппа Ростовского государственного музыкального театра. И помогали им в этом извечные коллеги-соперники - Моцарт и Сальери. Даже название спектакля - "Директор музыки" - было синтезировано из названий их двух опер - "Сначала музыка, потом слова" и "Директор театра". Идея по тановки, несмотря на кажущуюся "вторую степень свежести", действительно революционна: сделана попытка показать не то, что обычно разъединяло этих композиторов-современников, а, наоборот, то, что их сближало. Однако - все по порядку. В 1786 году кайзер Йозеф Второй организовал в столице Австрии праздник по случаю приезда сюда генерал-губернатора Нидерландов. И тогда умели устраивать торжества на широкую ногу: чтобы не мелочиться, решено было помимо всего прочего провести состязание двух композиторов. Итальянцу Антонио Сальери (которому в 2006 году исполняется 255 лет) и австрийцу Вольфгангу Моцарту (в 2006 году мир отметит 250-летие этого гения) предложили за очень короткий срок сочинить по комической опере с использованием сюжетов из мира закулисья. Видимо, что одного, что - другого театральные нравы до того "достали", что оба композитора в своих операх "промыли косточки" представителям этого мира по полной программе. Как сегодня это все поставить? Как вообще сегодня сделать оперный спектакль, чтобы, с одной стороны, публика не зевала, глядя на сцену, а, с другой - замысел автора был максимально представлен ее вниманию? Вероятно, нужны, как говаривал чеховский Костя Треплев, новые формы, в которые можно облечь музыку, пережившую века. В таких новых формах и представил две одноактные оперы ХVIII века режиссер-постановщик, он же и художник-постановщик Василий Бархатов. Сам прием в России (не говоря уже о Европе) не нов: можно вспомнить получение последней "Золотой маски" за постановку "Аиды" Дж.Верди в обстоятельствах нашего времени. На сцене Ростовского Музыкального подтягивание времени действия оперы из исторического "далека" к нашим дням остановилось разве что на эпохе модерна, в которой в свое время главный режиссер театра Сусанна Цирюк предложила существовать пушкинским персонажам. Ее ученик (а юный Василий Бархатов действительно подопечный Сусанны Юрьевны) оказался более радикален и перенес действие опер в наши дни. Более того, в первой из них Поэт и Маэстро работают в условиях экстремальных: в театре идет ремонт. И этим двум творцам (как в жизни - двум композиторам!) также надо сочинить оперу за четыре (!) дня. А тут еще капризная примадонна Элеонора, нежная привязанность заказчика, сваливается на их головы и претендует на роль первой певицы. С ней в вокальное состязание ввязывается Тонина, пассия Поэта, по случаю оказавшаяся в бригаде маляров. В результате эта "халтурка на ночь" оказывается сделанной, так как у обоих сочинителей на такие случаи припасены некие варианты. Действие моцартовского "Директора театра" начинается в помещении уже отремонтированном, но здесь - другая напасть. Местные знаменитости прослышали, что идет набор в новую труппу, и все хотят туда попасть. И не просто попасть, а именно - на первые роли. Великий австриец, прямо скажем, не утруждал себя сочинением музыкальных номеров для этого произведения, потому примерно половина действия - ни дать, ни взять - настоящий драматический театр. Многие зрители даже заволновались: "А зачем после перерыва сюда снова пришел оркестр?!" И вправду, действие, не поддержанное музыкой, временами изрядно теряло в темпе. Но к концу зазвучали блестящие моцартовские квартеты и квинтеты, и все закончилось благополучно - и для временно примирившихся артистов, и для зрителей. Можно только предполагать, как ну очень молодой режиссер работал с артистами (нравы-то в театре за века не изменились!), но в результате они не только прекрасно исполнили свои партии, но и создали запоминающиеся образы. Причем это касается всех - и, прежде всего, актеров миманса, которые в театре обычно "подпирают стенки". Все они - и маляры, таскающие стремянку в первой опере, и дерущиеся концертмейстеры - во второй, создают на сцене ту самую среду, которая и называется жизнью спектакля, в котором "дышит почва и судьба". А попросту - настоящего произведения искусства. Фразу, вынесенную в заголовок, все время повторял сальеревский Поэт, не соглашаясь сочинять оперу в стрессовых условиях. А кто из нынешних театральных деятелей хоть раз в жизни не подписался бы под этими словами?... 14.12.2005Волошинова В.Ф. ("Нова газета на Дону", № 21, с.21). |
![]() | Вера Волошинова – архив статей Сми и сотрудники Ростовского отделения стд РФ. А всему «виной» она – Светлана Николаевна Сопова, создатель этого храма Мельпомены... | ![]() | Вера Волошинова – архив статей Пьеса ростовского драматурга Михаила Коломенского "Три старушки вечерком" принята к постановке в театре "Современник". Репетиции... |
![]() | Вера Волошинова – архив статей «Ужин дураков». Именно последним словом была охарактеризована одна из половин человечества в одноименной комедии Франсиса Вебера.... | ![]() | Вера Волошинова – архив статей Премьера "Летучей мыши" И. Штрауса в Ростовской государственном музыкальном театре показала следующее: ростовская оперетта на 75-м... |
![]() | Вера Волошинова – архив статей Чумаченко Михаил Николаевич, декан режиссерского факультета Российской академии театрального искусства (бывший гитис), художественный... | ![]() | Вера Волошинова – архив статей Он играет на сцене театра им. Моссовета и в антрепризном спектакле «Сильвия» (реж. П. Штейн) с 1996 года Георгий Тараторкин преподает... |
![]() | А. зимбули (Санкт-Петербург, россия) вера и знание: естественность союза Вера это состояние сознания, продиктованное логикой внутреннего жизненного опыта и ориентирующее на признание чего-либо в качестве... | ![]() | Архив известного харбинского востоковеда, выпускника Восточного Института 1903 года, Павла Васильевича Шкуркина Дальневосточный архив П. В. Шкуркина: Предварит опись. San Pablo, ca (Калифорния), 1997 |
![]() | Список публикаций Статьи: А. Ливчак. «Создадим архив «Отписка» А. Ливчак. «Создадим архив «Отписка»!» Бюллетень «Общественный диалог» (Екатеринбург), август-сентябрь 1998 | ![]() | Хранение, сдача в архив и уничтожение В итоге накапливается большое количество документации. И естественно возникает вопрос: куда девать все эти "бумажки"? Сдать в архив... |