Л. Е. Балашов (Москва) о так называемом парадоксе свободы icon

Л. Е. Балашов (Москва) о так называемом парадоксе свободы



НазваниеЛ. Е. Балашов (Москва) о так называемом парадоксе свободы
Дата конвертации17.12.2012
Размер23.72 Kb.
ТипДокументы

Л. Е. Балашов (Москва)


О так называемом парадоксе свободы


К. Поппер следующим образом описывает этот парадокс: “Так называемый парадокс свободы показывает, что свобода в смысле отсутствия какого бы то ни было ограничивающего ее контроля должна привести к значительному ее ограничению, так как дает возможность задире поработить кротких. Эту идею очень ясно выразил Платон” (Открытое общество… Т. 1, М., 1992. С. 328).

В другом месте К. Поппер пишет: “Этот парадокс (свободы — Л.Б.) может быть сформулирован следующим образом: неограниченная свобода ведет к своей противоположности, поскольку без защиты и ограничения со стороны закона свобода необходимо приводит к тирании сильных над слабыми. Этот парадокс, в смутной форме восстановленный Руссо, был разрешен Кантом, который потребовал, чтобы свобода каждого человека была ограничена, но не далее тех пределов, которые необходимы для обеспечения равной свободы для всех.”(Там же. Т. 2. С. 56). Как видим, К. Поппер следует Канту в понимании парадокса свободы. Между тем уже Гегель подверг критике указанный кантовский тезис. Он писал: “... нет ничего более распространенного, чем представления, что каждый должен ограничивать свою свободу в отношении свободы других, что государство есть состояние этого взаимного ограничения и законы суть сами эти ограничения. В таких представлениях, — продолжает он критику, — свобода понимается только как случайная прихоть и произвол.”(Энц.фил.н., § 539). В самом деле, если свободу понимать только в негативном смысле, как то, что надо ограничивать, она неизбежно сближается с прихотью-произволом. (Именно такое понимание свободы присутствует в известной французской легенде. В ней рассказывается о суде над человеком, который, размахивая руками, нечаянно разбил нос другому человеку. Обвиняемый оправдывался тем, что его никто не может лишить свободы размахивать своими собственными руками. Судебное решение по этому поводу гласило: обвиняемый виновен, так как свобода размахивать руками одного человека кончается там, где начинается нос другого человека.)

Свобода каждого из нас не только ограничивается в обществе, но и допускается. Иными словами, имеет место не только взаимоограничение свободы, но и ее взаимодопущение. В этом суть правопорядка. И в этом также регулирующая роль государства. Из взаимоограничения свободы вытекают многообразные обязанности человека; из взаимодопущения свободы вытекают не менее многообразные права человека. Гегель, споря с Кантом, выступает против представления о неограниченности свободы. Он справедливо полагает, что имеются ограничения, внутренне присущие свободе. Свобода без внутренних ограничений — не свобода, а произвол.

Итак, на самом деле нет никакого парадокса свободы. Ведь неограниченной, абсолютной свободы не бывает (своеволие, произвол — не свобода; да и они имеют свои границы).
Реальная свобода всегда ограничена и извне, и изнутри (извне: внешней необходимостью, обстоятельствами; изнутри: потребностями и долгом). А то, что в результате свободных выборов к власти может придти тиран-диктатор (как это было в 1933 году в Германии), говорит лишь о том, что свобода сама по себе не дает абсолютных гарантий самозащиты. Свобода всегда заключает в себе риск, в том числе крайний риск уничтожения самой себя. Свобода — это возможность, а возможность может содержать в себе и отрицание.

(По поводу же абсолютных гарантий чего-либо можно сказать: их не бывает в принципе! Касается ли это свободы, безопасности, успеха, выигрыша, долгой жизни и т. д.)


Опубликованы в: Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия: Материалы Третьего Российского философского конгресса (16-20 сентября 2002 г.). Т. 3. Ростов н/Д; Изд-во СКНЦ ВШ. 2002. С. 287.



Похожие:

Л. Е. Балашов (Москва) о так называемом парадоксе свободы iconЛ. Е. Балашов москва • 2008 здоровье, Гармоническое развитие, долголетие
Кто рассчитывает обеспечить себе здоровье, пребывая в лени, тот поступает так же глупо, как человек, думающий молчанием усовершенствовать...
Л. Е. Балашов (Москва) о так называемом парадоксе свободы iconЛ. Е. Балашов противоречия гегелевской философии москва ● 2006 Балашов Л. Е. Великий Гегель. Противоречия гегелевской философии
Естественная система категориальных определений мира (категориальная структура мира) 20
Л. Е. Балашов (Москва) о так называемом парадоксе свободы iconО так называемом «кремлевском деле» Так называемое «кремлевское дело»
С. М. Кирова. Поводом для его возникновения послужило «разоблачение» якобы существовавшего в Кремле заговора ряда служащих, работников...
Л. Е. Балашов (Москва) о так называемом парадоксе свободы iconАндрей Зинчук возвращение надежды
...
Л. Е. Балашов (Москва) о так называемом парадоксе свободы iconЛ. Е. Балашов как мы думаем, так и живем. Лучше думаем — лучше живем практическая философия или софология москва  2011 Из цикла «Философские беседы»
Цикл задуман автором как своеобразная библиотечка философской литературы по широкому кругу проблем. Он рассчитан на читателя, которому...
Л. Е. Балашов (Москва) о так называемом парадоксе свободы iconВсе меня знают судьба и рок с. Намина
Друзьями мы не были. Встречались чаще всего по необходи­мости. Правда, когда Стае перевелся из иняза на филфак мгу, виделись почти...
Л. Е. Балашов (Москва) о так называемом парадоксе свободы iconМосква  2008 ббк 87 б 202 Балашов Л. Е. История философии (материалы). — М., 2008. — 374 с. «Материалы»
Можно ли познать способность познания до того как ты познаешь? (Гегель о Канте) 61
Л. Е. Балашов (Москва) о так называемом парадоксе свободы iconБалашов валентин Андреевич
...
Л. Е. Балашов (Москва) о так называемом парадоксе свободы iconФотографии по методу Кирлиан
Кирлиан и его фотографирования создан ряд приборов, основанных на так называемом высокочастотном фотографировании, в частности метод...
Л. Е. Балашов (Москва) о так называемом парадоксе свободы icon15. Свобода слова и ответственность журналиста. Концепция свободы печати. Проблемы достижения свободы сми в современных условиях. Экономические основы реализации свободы журналистской деятельности
Концепция свободы печати. Проблемы достижения свободы сми в современных условиях. Экономические основы реализации свободы журналистской...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы