Образованность, рождаемость, личность icon

Образованность, рождаемость, личность



НазваниеОбразованность, рождаемость, личность
Дата конвертации17.12.2012
Размер30 Kb.
ТипДокументы

Секция «Философия образования»

Л. Е. Балашов, Москва

Образованность, рождаемость, личность


В нынешней системе образования есть один очень серьезный недостаток: ориентация почти исключительно на общую подготовку или подготовку специалистов-профессионалов. И здесь мы видим два отрицательных последствия.

Первое: очевидная недооценка подготовки подрастающего поколения как будущих жен и мужей, отцов и матерей.

Современные школа и вуз готовят людей к работе в сфере производства, управления, науки и культуры, т. е. для того, чтобы они производили материальные и духовные блага. А вот готовить людей как будущих жен и мужей, как отцов и матерей, т. е. для животворчества (воспроизводства живой жизни) — этим школа и вуз практически не занимаются. Отсюда падение рождаемости, большой процент разводов и т. п., распад семьи….

Я думаю, есть прямая связь между снижением рождаемости в развитых странах мира, в России и увеличением количества образованных людей. Образованная часть населения не воспроизводит себя. Особенно это касается людей с высшим образованием. Существует по этому поводу мнение, что де образованность несовместима с таким грубо материальным процессом как рождение детей и уход за ними и поэтому образованные люди рожают меньше, чем необразованные, что де необразованным людям делать нечего, как рожать детей и т. д., и т. п. Я на это скажу: данное мнение — мнение людей, образованных как раз таким односторонним образом. Круг, как говорится, замкнулся. Многие образованные люди не чувствуют и не понимают такой очевидной вещи, что они помимо всего прочего должны передать эстафету жизни другим поколениям (в виде хотя бы двух-трех детей). Когда образованных людей было немного и они были, так сказать, в подавляющем меньшинстве, это их мнение и поведение не отражалось сколько-нибудь значимо на демографии. Но вот во второй половине ХХ века процент образованных людей в структуре общества значительно вырос. Не только среднее, но и высшее образование становится массовым. Это значит, что образованные люди, оказывая все более существенное влияние на демографию в сторону катастрофического снижения рождаемости, могут погубить человеческий род. Вывод: нужно коренным образом менять систему образования, чтобы образованные люди перестали пренебрежительно относиться к ценностям рода. Могут сказать: не дело школы, а тем более вуза — заниматься подготовкой к семейной (супружеской и родительской) жизни. Да, это было бы так, если бы школа и вуз не отнимали у учащегося-студента лучшую и львиную долю его времени жизни (утро и день, пять-шесть дней в неделю). Спрашивается, когда же и где человеку образовывать себя как супруга и родителя? В вечерние часы, во время отдыха, на улице, в подворотнях и подъездах?

Ясно, что в образовании мы не можем игнорировать такую существенную составляющую его жизни, как жизнь в семье, продолжение рода, животворчество.
Я считаю: в школе и вузе нужно ввести предметы, которые готовили бы подрастающее поколение к супружеской и родительской жизни. По крайней мере, два предмета нужно ввести в обязательном порядке: это «теория и практика семейной жизни» и «родительская педагогика (теоретическая и практическая)». Соответственно, нужно пересмотреть учебные программы в сторону сокращения количества часов абстрактных и профилирующих предметов.

^ Второе: явно недостаточное внимание к тому, чтобы формировать человека в целом, как личность, как гражданина. Конкретно это выражается в том, что предпочтение отдается профилирующим предметам, а предметы, которые формируют и развивают личность-гражданина (философия, история и т. п.), находятся как бы на заднем плане и постоянно дискриминируются (меньшая зарплата преподавателям, неудобное расписание занятий, зачетов и экзаменов, сокращение учебных часов и т. д.).

Что в итоге выходит в результате такого перекоса? Профессиональный кретинизм, имморализм (моральный индифферентизм) или, еще хуже, асоциальность, аморализм, преступная деятельность. Всем известно, как опасен человек, который приобрел знания и умения, стал профессионалом, но лишен напрочь нравственных, человеческих, гражданских ориентиров. Вот пример: хакеры, взламывающие сайты банков и подобных учреждений. Это, как правило, хорошо подготовленные специалисты в своей области, но безнравственные люди. Гипертрофированная ориентация в вузах на подготовку специалистов-профессионалов ведет к тому, что плодится-рамножается новый тип негодяев-преступников: тип высококвалифицированных негодяев-преступников. Они представляют серьезную угрозу обществу.


Опубликовано:

Тезисы «Образованность, рождаемость, личность» в: Тезисы докладов и выступлений V Российского философского конгресса (Новосибирск 25-28 августа 2009 г.): Т. 3. Секция "Философия образования 1", с. 376-377.



Похожие:

Образованность, рождаемость, личность iconНезрелая личность
Зрелая личность в первую очередь устраивает свои дела и приобретает независимость. Личная жизнь устраивается сама по себе
Образованность, рождаемость, личность iconМетодологическое значение понятия личности для юридической науки
Личность рассматривается как принадлежность человека, и потому в нормативно-правовых актах понятия “человек” и “личность” используются...
Образованность, рождаемость, личность iconЛекция Михаил Юрьевич Лермонтов. Его личность в свете Христовой правды
Лермонтову мы посвятим только одну лекцию. Его наследие не столь обширно: публицистики у него фактически нет, проза у него «Герой...
Образованность, рождаемость, личность iconЭкскурсия в сют 5 «В» класса в рамках программы «Я толерантная личность»
В рамках программы «Я толерантная личность» с целью развития выявления наклонностей школьников, а также вовлечения их в работу кружков...
Образованность, рождаемость, личность iconПрограмма по основам духовно-нравственной культуры народов россии пояснительная записка
«Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости…», — эти слова А. С. Пушкина могут стать эпиграфом к курсу...
Образованность, рождаемость, личность iconДокументы
1. /Личность.doc
Образованность, рождаемость, личность iconДокументы
1. /Образование и личность В.В. Сериков.rtf
Образованность, рождаемость, личность iconДокументы
1. /личность мусульманки.doc
Образованность, рождаемость, личность iconДокументы
1. /личность мусульманина.doc
Образованность, рождаемость, личность iconЗаявление на сдачу экзамена в форме егэ
Дата выдачи документа удостоверяющего личность
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов