В. Ю. Завьялов пьющий мужчина icon

В. Ю. Завьялов пьющий мужчина



НазваниеВ. Ю. Завьялов пьющий мужчина
страница1/14
Дата конвертации16.09.2012
Размер3.17 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

В.Ю. Завьялов




ПЬЮЩИЙ МУЖЧИНА


Дианализ трудных вопросов жизни

Введение


Основная проблема человека - избыток ума. Человек - сверхсексуальное, сверхумное животное. Его ум невозможно унять, секс - тоже. В любом возрасте человек живёт этим. Алкоголь ценится из-за того, что выпивка якобы помогает «разрешить проблемы»: унять ум, облегчить (или обуздать) секс, заменить оргазм, затормозить желания, уладить взаимоотношения и пр.

Алкоголь действительно останавливает ум, останавливает рациональную мысль человека. Человек часто попадает в такую ситуацию, где много размышлений в бездействии: «Слова, слова, слова...» Конец света придуман для того, чтобы «обрубить» работу ума, кроссворды - для того, чтобы «занять» ум.

Корневая, духовная проблема алкоголизма: вместо Бога - собственный Ум, собственная психика, «Психе». Алкоголь хозяйничает над психикой и, следовательно, выше Ума, выше такого «бога». Алкоголизм есть следствие возвеличивания, гордыни ума. Гордыня - это ключевое слово для определения алкоголизма как духовной проблемы. Об этой проблеме рассуждают во всемирно известной программе «Анонимных Алкоголиков» (АА). Апологеты АА считают, что пьющие «ищут бога в бутылке». Опыт внедрения АА и их «12-Шаговой» системы представляет собой опыт обращения людей в веру, привитие религиозности, очень сильно приближенной к светскому образу жизни: вместо церкви - группа «бывших алкоголиков», вместо евангелия - двухстраничная программа «12 шагов», вместо таинства преображения личности - технология перепрограммирования поведения.

В России, в Украине и других странах СНГ программа АА приживается с трудом. Большая часть людей - атеисты, и тут ничего не поделаешь. Люди не ищут бога в бутылке, отсюда вывод: надо искать другой вариант помощи зависимым от алкоголя. Если не «кодировать» и не вовлекать в веру, остаётся одно средство – САМОПОНИМАНИЕ, т.е. глубокое философское, нерелигиозного характера, самораскрытие человеческой души.

Ты захотел бросить пить, - делай это разумно, целенаправленно. Без рюмки - и точка. Признай это горе, отгорюй не выпитую рюмку. Скажи себе: «Я выбрал трезвость и, следовательно, уничтожаю данный предмет любви. Это - горе, я это честно признаю».

Ты - личность, ты сопротивляешься соблазну, выталкиваешь ненужное из себя и от себя. Ты проходишь рациональное становление, в котором дианализ становится «разрыхлителем» твоих проблем.

Проблемы алкогольной зависимости разрастаются, как корни дерева. Эти корни нельзя ни вырубить, ни вырвать, их надо выкорчевывать. Вначале «ощупаем» эти корни, поскольку их даже рассмотреть нельзя - слишком глубоко в человеке сидят Гордость, Власть, Миссия, Дело.

Ты захотел быть трезвым, захотел жить как человек.
Чтобы удержаться в этом непривычном состоянии, необходимо принять и выдержать Горе, научиться вызывать дух Сопротивления соблазну, пойти на необходимые Реформы в собственной жизни, построить новую Философию жизни. А ты как думал? Исцеление само свалится с неба, как манна небесная?

Это трудно - понять хитросплетения проблемы алкогольной зависимости, но трезвый ум мужчины способен взять эту «крепость». Деградация алкоголика - это дураковаляние, прикрытие нежелания думать, выкорчевывать корни зависимости, защитная позиция личности. Люди уходят из жизни непонятыми, хотя им можно было помочь. Эта книга - рука помощи, поданная дружески, но без заискивания и снисхождения. Это - мужская правда.
^

Часть I. Пьющий мужчина

Глава 1. Гордость.

1.1. Пьяный и гордый.

Сильно пьяный


На бетонных ступенях закрытого на ремонт гастронома, как на паперти, обратив невидящие глаза и лицо к летнему небу, лежит упитый «в стельку» молодой мужчина. Ноги небрежно разбросаны, и между ними, как фаллос, «восставшая мужская плоть», торчит бутылка с белой головкой, которая тоже смотрит одним глазом-пробкой в небо. От правой штанины тянется по асфальту темное пятно вытекшей мочи. Карикатура на героя, павшего в бою.

Таких лежащих навзничь тел полно во всех городах и поселках нашей Родины. Пока еще никто не описал, как именно лежат пьющие мужчины, в каких позах, и что эти позы выражают. Это было бы, наверное, захватывающее исследование. Чаще всего эти позы выражают гордыню: «Мне на всех вас наплевать», «Я на всех положил», «Вот какой я смелый - могу себя, как тряпку, подбросить вам всем...».

Пишу эти строки, а перед глазами проплывают увиденные в разных местах и разное время бесчувственные тела пьяных мужчин. Вот улегся на незасеянную еще цветами клумбу возле новой АЭС пятидесятилетний на вид мужчина. Он лежит так же, как лежат зимой на теплых люках канализации собаки - свернувшись калачиком и уткнув нос себе в грудь. Его никто с этого места не сгоняет, как и собак. Отличие от собак такое - нет подброшенных доброй рукой хлебных корок. В остальном все похоже - собачья жизнь!

Вот самозабвенно покоится еще один «павший герой» на дне заросшей роскошной зеленью придорожной канавы. Живая (ещё) натура для художника. Однако никто с ним рядом не сидит с мольбертом. А ведь как позирует! Лицо уткнулось вниз, в землю, руки прижаты где-то под телом. Ну, прямо что-то из гражданской войны - расстрелянный красногвардеец!

Вот перед самым порогом дома своего рухнул еще один мужчина. Он отнюдь не какой-то там забулдыга. Он - профессор консерватории, интеллектуал, выдающийся музыкант. Но и он пал под натиском силы алкоголя, а может быть, он тоже позирует неведомому художнику или хочет что-то кому-то сказать или доказать таким вот способом?
^
Сильно гордый

За всех безмолвно лежащих пьяных мужчин сейчас выскажется известный персонаж пьесы М. Горького «На дне» Сатин. Про Сатина известно из авторских ремарок, что ему «лет под 40», и всё. Сам он о себе рассказывал, что, защищая родную сестру от позора, убил в драке подлеца, отсидел четыре года и семь месяцев в тюрьме, после чего и попал на «дно». Сатин - пьяный и гордый «старый русский», он не обвиняет никого в собственном несчастье, не ссылается на злую волю. Это его выбор, он не ропщет на судьбу. Он свободно рассуждает о человеке, и в этих рассуждениях, известных ранее каждому советскому школьнику, выражена человеческая гордость максимально, неприкрыто и довольно-таки поэтически.

Спившийся барон, другой пьющий герой пьесы, предваряя знаменитый монолог Сатина, говорит фразу, которую слышали, наверное, миллионы пьющих мужчин от матерей, жен и подруг: «Ты всегда добрый, когда выпьешь... и умный...»

Пьяный меняет мир по своему усмотрению. Пьяный Сатин и все выпившие мужики вместе с ним довольны сотворенными с собою изменениями: «Когда я пьян... мне все нравится» - универсальный эпиграф для любой попойки. Один английский писатель говорил эту фразу по-другому: «Я пью, чтобы сделать других интересней».

Послушаем дальше размышления Сатина. «Человек свободен... он за всё платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум - человек за всё платит сам, и потому он свободен!» Свободен лишь тот, кто сам платит или расплачивается.
^
Сильно свободный

В сотнях книг по наркологии и алкоголизму не умирает мечта о таком универсальном наркотике, который бы давал счастье-эйфорию, но не давал бы никаких отрицательных последствий.

Если бы отрицательные последствия потребления алкоголя не запаздывали так, как они обычно запаздывают, то пристрастия к алкоголю не наступало бы.

Слава богу, что такого препарата еще нет, иначе человеческой свободе действительно пришел бы конец. Если расплаты нет, то тогда выходит так, что человек не платит сам. А если он не платит сам, то, значит, кто-то другой, не он сам, «заказывает музыку». Тогда свободы у человека нет. Какой же смысл в пьянстве? Неужто это и есть способ быть «свободным»?

Отвлечемся от «Дна» и нарисуем такую страшную картину. 2101 год. Конца света не видно. Прогресс - во всём. Водки в магазинах уже давно нет. Вместо неё продают капли «Алконет» (сокращенное «Алкоголю - нет!»). Сорок капель, разведенных в чем угодно - соке, воде, газировке, - дают устойчивую, управляемую эйфорию. Более сорока капель принимать бесполезно - эйфории больше не станет, а последствий никаких, просто через два-три часа можно повторить прием капель. А можно и не повторять - хуже не будет. Все принимают, как автоматы, капли «Алконет». Их дают и детям, и подросткам, и старикам. А всем миром, интегрированным в глобальный «Гигаполис», управляет фирма-производитель «Алконета». Кошмар, не правда ли?

Создать управляемую эйфорию, убрать последствия опьянения - всё равно, что сделать человека бессмертным. Что будет, если человек станет бессмертным? Неисчислимые бедствия придут на землю. Во-первых, не будет нужды в культуре как способе передачи опыта oт одного поколения к другому. Во-вторых, размножаться уже не будет иметь смысла. Ни культуры, ни полового размножения! На земле - одни бессмертные, которым не надо ничего передавать потомству!

А что же о свободе пьющего человека? Нельзя не согласиться с Сатиным, он-то уж точно свободный от всех ограничений человек. Вот его формула личной свободы: расплачивайся своим временем, здоровьем, самой жизнью, не давай никому другому распоряжаться ею - и будешь действительно свободен. Не давай никому платить по своим долгам!
^
Сильно умный

«Человек - вот правда!» - продолжает Сатин. Это, конечно, очень по-революционному - «Ни Бог, ни царь и ни герой». Апогей человеческой гордыни: человек - и Бог, и царь, и герой самому себе. Самодостаточный ум Сатина развивает эту мысль с пушечной скоростью и прямолинейностью: «Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они... нет! Это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет... в одном!». Всеединство человека. Индивидуальное во мне не есть именно «Человек», а есть «эго», «персона», эгоистическое, животное, низкое начало. Пьющий пытается убить алкоголем своё «эго», свою индивидуальность. Это вот «умерщвлённое начало» и валяется на ступеньках магазинов, в канавах и на лестничных площадках. Это, конечно, не человек лежит в грязи и собственных испражнениях. Это - преодоленная гордым умом индивидуальность. Это отринутая оболочка, тень человека. А где сам человек как личность? Он пребывает в умной сфере, в идеальном, символическом мире, в абстрактных понятиях. Слушаем дальше пьяного философа.

«Понимаешь? Это - огромно! В этом - все начала и концы... Всё в человеке, всё для человека! Существует только человек, всё же остальное - дело его рук и его мозга!» Проговорился наконец! Выпивка - это первый и самый эффективный «детектор лжи»! Итак, весь мир с его бесконечными формами и энергиями, существами и предметами есть «дело его рук и мозга», то есть его творение. Мир сотворен человеком! Не Богом. А кто сотворил самого человека? Человек сотворен сам собою. А раз он сам себя сотворил (и продолжает творить), то кто может распоряжаться творением безраздельно и безапелляционно? Конечно же, сам создатель. Сжечь рукопись труда жизни, проиграть с трудом нажитые или с риском выигранные деньги, бросить любящую женщину, забыть про собственных детей, разорить своё же гнездо, разрушить собственную жизнь, сделать себе харакири или хотя бы на короткое время превратить собственное тело в полумертвое, бессознательное существо - всё это родственные феномены, всё это - гордыня ума, вокруг которого вращается весь мир, как ярмарочная карусель. Центр мира находится в уме. Всё остальное вращается вокруг этого центра.

У пьющего человека в голове так называемая «антропоцентрическая модель мира». И это великолепно для Сатина: «Человек! Это - великолепно! Это звучит... гордо! Человек! Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жалостью... уважать надо! Выпьем за человека, Барон!» Это кредо Сатина, предмет веры. Вообще-то, есть всего два предмета веры - Бог и Человек. Сатин верит в Человека, а не в Бога.
^
Совсем типичный

М. Горький не зря вложил слова восхваления человека в уста Сатина. Только в самом глубоком колодце днем видны звезды, только на самом дне жизни, когда человеку нечего терять, кроме «цепей» и собственной жизни, видны вершины духовности человека.

Проведём мысленный эксперимент. Построим в богатой Москве фешенебельный ресторан «На дне». Пусть это будет «дно» индийского океана или еще что-нибудь такое. Посадим там за столик какого-нибудь «барона» и склонного к философии успешного западного бизнесмена, например такого, как Гекко из фильма «Уолл-стрит». Что же Гекко скажет барону, за что поднимет тост? За Человека? Смешно и подумать об этом, хотя Гекко принадлежит к таким же людям, как и Сатин, которые ради торжества разума готовы поставить на карту абсолютно всё. Скорее всего, он воздаст должное Деньгам: «Понимаешь, барон, это - огромно! В этом финансовом мире все начала и концы... Всё в деньгах и всё для денег. Существуют только деньги, всё остальное дело их «рук» и интеллекта!» Естественно, таких слов в фильме нет, но данный смысл есть - по мнению этого человека, который уж точно сам себя такого и сделал, деньги всегда побеждают.

Деньги всего лишь участвуют в обмене, переходя от одного к другому. Настоящие деньги - это не бумажные банкноты или золотые безделушки, это - магические числа, которые живут в виртуальном мире, в «оцифрованной реальности», откуда и управляют всем. Вот и встретились за нашим «столом», то есть на страницах книги, Сатин с его Правдой (Человек - вот правда) и Гекко с его Деньгами. А это уже похоже на конец нашумевшего фильма «Брат-2». Главный герой Данила Багров, наливая водочки себе и поверженному американцу-хапуге, спрашивает о том, что сильнее - деньги или правда. Сам же и отвечает: «Правда». Правда на его стороне, поэтому он побеждает, и поэтому ему переходят нечестно заработанные американцем деньги! Данила, похоже, и есть современный Сатин - почти «арестант», супер-убийца и почти шулер. Его философия попроще («Я узнал, что у меня есть огромная семья...»), но по сути такая же. В центре мироздания Человек как Брат, всё остальное - не человек, а дело его рук и мозга.
^
Типичный, но не совсем пропащий

Меняются эпохи. Меняются герои и образцы конкретного поведения, но почти не меняются Великие идеи, среди которых мы находим и идею величия и гордого одиночества Человека.

Самый «типичный» тип пьющего мужчины есть тип «гордого выпивохи», или, как его назвал известный нарколог Клод Стейнер, «пьяный и гордый». Речь идет о неком «жизненном сценарии», который требует от своего исполнителя «революционного самоутверждения», отстаивания своего достоинства. Это - осуществляющаяся в тысячах тысяч человеческих судеб Идея Восстания в чистом виде. Каждый пьющий мужчина разыгрывает на своей маленькой жизненной сценической площадке «маленькое Восстание», «революцию районного масштаба». Кто-то переворачивает столы у себя дома в ответ на оскорбительное недовольство жены; кто-то укладывает себя перед порогом квартиры, вызывая тем самым немедленную заботу своих родственников и несчастной жены; кто-то «вмазывает» свои кулаки в хлипкую мебель или в кирпичную стенку после солидного «вмазывания спиртного» в себя, которое следует сразу же после проявления женского неуважения! Говорил ведь Сатин, что человека надо уважать, не жалеть, а уважать. Сердобольная жена из великой жалости к пьющему мужу вносит его расслабленное тело с детской площадки, где его застает последняя стадия опьянения, домой. А если бы уважала, то смотрела бы из окна на распластанное под «грибками» мужское тело и молча бы ждала, глотая слезы, когда собственная воля мужа поднимет ослабевшее тело и бросит его на заветный седьмой этаж!
^

1.2. Грех Прометея

Богоборчество или воровство по крупному

Первым повстанцем был, как известно, Прометей - «вперед смотрящий». Он же известен как первый культурный герой, воспитатель, по некоторым версиям - даже создатель человечества. Во всяком случае, в мифической истории современной европейской цивилизации Прометей есть «образ и подобие» Homo sapiens, человека разумного.

Как же завещано подражать Прометею? Неуж-то в самом главном - богоборчестве, самомнении и самоволии? Именно так. Образец для всеобщего подражания был вором. Он украл с Олимпа огонь и знания. Украл не какую-то мелочь, за что садят в тюрьму, а Божественный Огонь и Божественное Знание. Первый «экспроприатор» думал о судьбе вылепленных из грязи («праха») первых людей и в своих видениях будущего углядел, что боги не согреют людей своим божественным огнем и не вразумят их своим божественным знанием. Прометей полагал, что Олимпийские боги плохо справляются с возложенным на них управлением!

Но это уже алиби, оправдание похищения чужого добра - ради людей, а фактом остается все-таки кража, в которой и воплотились идеи Нигилизма, или отрицания божественного управления миром, идеи Самоуверенности, или слепого доверия собственному уму, мыслям и мнениям, идеи Самоутверждения, или желания во всём следовать собственной воле. Крупный размер украденного надежно отвлекает внимание от самого факта воровства. Это, собственно, и не воровство, а революционное преобразование права собственности, можно даже с натяжкой притянуть полюбившееся всем в последнее время слово «приватизация». В глубинах народа всегда знали истину: «От большого взять немножко - есть не кража, а дележка». Это, конечно, далеко от библейского «К большому прибавится, а от малого отымется последнее», но достаточно точно выражает поступок Прометея. Боги, как известно, покарали преступника: цепи, пригвоздившие его к скале высоко в горах; орел, клюющий у живого пленника печень. Не напоминает ли прикованный к скале Прометей пьющего мужчину?

Вот простенький анализ символики. Горы - это горы: то есть «горнее» место, место духовного вознесения (или гордыни), место, которое возвышает того, кто просто там находится. Цепи - это надежный способ привязаться к чему-либо, символ неустранимой привязанности, которая получена в обмен на Нигилизм, Самоуверенность и Самоутверждение. Олимпийские боги не какие-то ротозеи или, хуже сказать, «лохи», чтобы дать себя ограбить по недогляду. На то они и боги, чтобы всё знать заранее. Они дали «украсть» огонь и знания, и это была их уловка. На самом же деле, очевидно, произошел обмен, банальный рыночный обмен. Хотя можно интерпретировать привязанность и как «кару богов».

Орел-стервятник, выклевывающий печень, - это Цирроз печени, который неминуем, если ты встал на путь Гордого Человека, который, как было сказано Сатиным, есть человек вообще, а не какой-то там конкретный индивидуум. Прометей знал, на что он идёт. Он сам заплатил за всё, что сотворил. Пьющий мужчина тоже знает, на что идет, он тоже платит сам, в чём и проявляется его личная свобода!
^
«Всё не так, ребята»

Лучше В. Высоцкого, пожалуй, и не выразишь словами феномен Нигилизма или Богоборчества. «Всё не так» относится буквально ко всему и выражает тотальное отрицание, дух противоборства, нигилизм. В разных контекстах это утверждение будет отрицать что-либо определенное. В творчестве самого Владимира Высоцкого это касалось существующей системы власти и управления. «Не так вы всё делаете» - это обращение к хозяевам жизни и их «богам» - духу Ленина, Сталина, Маркса и Энгельса.

В 70-х годах, в период расцвета творчества и алкоголизма народного поэта и барда, было принято считать, что хороший человек в существующем режиме просто обязан был стать пьющим. Если мужчина «от 30 до 40» крепко выпивает, значит, это заведомо хороший человек: честный, умный, всё понимает, не выносит лживой действительности и потому травит себя алкоголем. И наоборот, карьеристы, подлецы, скряги, те, кто поддерживает строй, никак не могут стать алкоголиками - они чрезмерно берегут своё здоровье и репутацию, им не надо выражать свой дух противоборства, они со всем согласны и «одобряют линию партии».

Протест против какого-либо внешнего управления и контроля, выражающийся в весьма серьёзном пьянстве, очень хорошо показан в фильме «Москва слезам не верит». Любимый герой миллионов женщин и мужчин - слесарь очень высокого разряда Гоша. Он, конечно, не Высоцкий, но тоже поэт в своем деле. Он чрезвычайно гордый и чувствительный. Малейшие поползновения на власть со стороны даже горячо любимой женщины пресекаются Гошей самым решительным образом. Настоящий Мужчина! Может, как самурай, отсечь от себя одним ударом всё, что угодно. У него острый, как бритва, ум - отрезает всё ненужное, всё наносное, захламляющее человеческое достоинство и искренние человеческие взаимоотношения. С таким умом бритвой жить весьма непросто. Когда Гоша узнает, что его любимая женщина выше его по статусу и по заработной плате, да ещё и скрывает это, он погружается в настоящий запой. «Всё не так, женщина, - как бы говорит всем своим поступком наш герой. - Со мной надо по-другому. Уважать меня надо, а не жалеть».
^
Сотворить или натворить?

Многие творческие люди тяжело пьют. Почти половина Нобелевских лауреатов в области литературы в США - алкоголики. Какая связь между творчеством и пьянством? На поверхности ответ обычно прост: людям умственного труда сложно бывает унять свой беспокойный ум без выпивки. Глубинная основа мотивации к выпивке гораздо сложнее и мифичнее. Творить - это создавать то, чего ещё не было до этого создано. Но разве мало уже создано? Разве мир не населен людьми, предметами, идеями? Чтобы начать творить, нужно сначала усомниться в творениях, созданных до тебя кем-то! Без духа отрицания невозможно никакое творчество. Недовольство окружающим миром и его содержимым толкает творца. «Всё не так», а что «так»? То, что насочиняет разбуженный недовольством ум. Наш старый знакомый М. Горький в своем раннем эссе-рассказе «Человек» (1903 г.) называл творящий ум «творческим духом», отделяя его от Мысли. «И как планеты окружают солнце, так Человека тесно окружают создания его творческого духа: его всегда голодная Любовь; вдали за ним прихрамывает Дружба; пред ним идет усталая Надежда; вот Ненависть, охваченная Гневом, звенит оковами терпенья на руках, а Вера смотрит темными очами в его мятежное лицо и ждет его в свои спокойные объятия...» (Соч. т. 4, 1960, с. 6).

Самое большое недовольство, следовательно, человек должен испытывать от собственных творений. А чем больше недовольства, тем сильнее хочется творить, а натворив, хочется убежать от «созданий творческого духа». Так замыкается порочный круг, в который помещает себя гордый человек. Без Гордости и Мысли, «свободной подруги Человека», человек мигом превращается в животное, предупреждает М. Горький. Ну, а обрученный с «подругой» Мыслью, человек шествует «сквозь жуткий мрак загадок бытия - вперед! и выше!» - то есть прямиком к месту последней стоянки Прометея.

Только сила алкоголя (водки или «второй подруги Человека») может как-то, хотя бы на короткое время, усмирить ревнивую, всюду смотрящую зорким взглядом и беспощадно освещающую «мрак Бытия» Мысль - «первую подругу Человека». Это, конечно, сильно опоэтизированное объяснение потребности «залить шары» и впасть «в бессознанку». Трезвенники образца 1984-85 годов это же объясняли проще: алкоголь - яд нервной системы; нервная клетка, с помощью которой человек мыслит, впадает в спячку под действием алкоголя, замирает на время, поэтому пьяный уже не мыслит. Что и требуется творцу!
^
Творчество как грех и преступление

В каждом случае творения присутствует отблеск похищенного Прометеем божественного, творящего Огня, а значит и вины, связанной с хищением чужого. Что обычно говорит творец-изобретатель нового о своём творчестве? Ему что-то открывается, и он успевает подглядеть, украсть идею. Что-то пришло в голову, а он успел ухватить это, зафиксировать. Некоторым идеи приходят во сне. А может, с ними во сне повторяется история: к ним во сне приходит Прометей и приносит Огонь и Знание. Затем уж учёный, а также «видящий», «просветленный», «избранный духами», «знающий», использует полученный секрет по своему усмотрению. Грубо говоря, «сбывает похищенное».

«Что ты натворил?» - так обращаются к тем, кто перешел какую-то невидимую черту, проявил своеволие, пошел без оглядки за «первой Подругой человека» Мыслью, отошел от традиций, проявил недовольство и неуважение к уже созданному, решил сделать всё по-своему!

В последние годы всё чаще и чаще раздаются голоса весьма успешных и творческих людей о том, что пора решительно тормозить научно-технический прогресс, дело, начатое Прометеем. Прогресс не решил всех человеческих проблем, не привел человечество к счастью, позволив только малой части людей жить в комфорте. Прогресс становится опасным. Пару лет назад европейские физики получили экспериментальную модель плазмы, которая могла превратиться в «черную дыру»! Никто не может с точностью предсказать, чем закончатся такие эксперименты. Скорее всего, ничем серьёзным, только серией научных статей и дискуссией. А вдруг начнётся неуправляемый процесс и таки образуется «чёрная дыра», и в неё вывернется Матушка Земля? Вот и наступит долгожданный, обещанный конец света. Правда, не «естественный», то есть как Божий суд, а искусственный. При этом никто, даже сами физики-экспериментаторы не узнают, что же на самом деле произошло!

Как же остановить Мысль, которой вооружен Человек? Иисус Христос предложил радикальное средство - не помышлять о греховном. Моисей учил не делать, а Иисус - не мыслить. Говорят, в Нью-Йорке на одной из улиц вместо привычной надписи «Не парковать» (Моисеев закон) была надпись «И не думай о парковке» (Иисусова методика). Метод прост и понятен, но трудно выполним. Двух тысяч лет явно не хватило человечеству, чтобы научиться самопроизвольно «не думать». Наоборот, вольнодумство стало доминирующим способом сознательной жизни людей. Очень немногие люди берутся за тяжкий труд изгонять из своего сознания будоражащие мысли и очищать себя духовно. Пытливые арабские химики примерно в 800-ом году н. э., то есть через 800 лет обучения христианским добродетелям, научились получать спиртовый дистиллят с помощью возгонки и последующего охлаждения паров этилового спирта (1200 лет первому самогонному аппарату!). Это открытие дало возможность производить алкогольные напитки практически в неограниченном количестве. Само слово «алкоголь» происходит от арабского «аль-куль», что означало вначале тонкий сурьмяной порошок, а позднее - нечто тончайшее, неосязаемое - чистый экстракт. Кто знает, может быть, это изобретение спасло человечество от неминуемой гибели из-за неуёмного процесса беспрерывного творения. А что случилось бы с миром, если бы не было такого универсального сдерживателя ума, каким является алкоголь?

Приходится сделать такой вывод: выпивка есть необходимое следствие развития современной цивилизании. Несдерживаемый ничем ум мужчины способен создавать такое количество сумасшедших идей и планов, что это грозит неисчислимыми бедствиями для всего человечества. Присмотритесь к своим знакомым, соседям, тем, кто регулярно «спиртует» свои мозги. Что было бы с ними, если бы не этот выработанный столетиями способ тормозить умничанье, активность самоуверенного ума, способ уменьшения греха ума?
^
Второе искушение Христа

Вспомним, как это было. Прежде чем учить людей Новому Завету, Христос сам подвергался искушениям, среди которых было и искушение Гордостью, искушение поддаться греху ума. Для Христа это - второе по счету искушение, а для пьющих мужчин - первое по значимости.

Диавол, как известно, поставил истощенного сорокадневным постом Христа на крыло храма и стал соблазнять: «Если ты Сын Божий, бросься отсюда вниз, ибо написано: «Ангелами своими заповедает о Тебе сохранить Тебя; и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею» (Лук 4:11). Что же это за искушение такое? Чтобы броситься вниз, необходимо в уме создать целую систему чудесного спасения: ангелы, словно живые парашюты, придут откуда ни возьмись на землю. И надо ещё, чтобы Господь Бог это умственное сообщение прочитал и всё бы исполнил. Человек, прельстившись картинами чудесного спасения от собственного безрассудства, может действительно совершить безрассудный поступок.

Вот наглядный пример из недавнего прошлого. Год 1985, прогибиция в СССР, борьба с алкоголем. Народ пробует самые различные суррогаты алкоголя - очень хочется погасить пламя нешуточных размышлений о жизни. «Семеро смелых» мужчин сидят тесным кружком за столом, на который выставлена для обозрения и экспресс-исследования бутыль с синей жидкостью. Это стеклоочиститель, содержащий какой-то «тончайший, неосязаемый чистый экстракт» - то ли этиловый, то ли метиловый спирт. Никто из присутствующих не знает. Пить хочется, и ум искугиает всех семерых: «Ничего плохого не случится. Придут ангелы... на руках понесут... спасут... проспишься и снова живой и невредимый... от маленькой стопочки ничего не будет...». Никто с Христа пример не взял и не отринул искушения ума и гордыню. Поступили весьма рационально, почти как ученые из НИИ, - провели эксперимент in-vivo, на живом организме. Выбрали самого смелого, «экспериментального кролика», и дали ему выпить «синенькой». Самый смелый быстро «окосел» и стал балдеть. Подходяще! Понаблюдали минут сорок за пьяным. Еле языком ворочает, но живой и на вид неплох. Ум всех оставшихся ещё раз соблазнился: «Ничего тому парню не стало, и нам тоже сойдёт». Все выпили понемногу, не водка всё же. Все умерли к утру следующего дня. Ангелы пришли, но это были ангелы смерти; понесли на руках, но не домой к женам и детям, а в «горнее место», к месту последней стоянки Прометея.
^

1.3. Огненная вода

Крещение выпивкой

Самоутверждение современных мужчин начинается с принятия приличной дозы «огненной воды», так североамериканские индейцы, да и другие мыслящие наивно-реалистически народы назвали спиртное. Ведь это очевидно-данная жидкость горит, это - горючее, её потребляют внутрь, следовательно, приобщаются к огню, скрытому в воде. Алкоголь - это мистическое соединение несоединимых стихий- Огня и Воды! Мифология спиртного, созданная веками потребления этого напитка, объясняет, почему при выпивке появляются самые разные, противоположные по эффектам изменения в поведении человека.

Алкоголь успокаивает, усмиряет, охлаждает сильные чувства, усыпляет, растворяет воспоминания и обиды («Вода»). Алкоголь возбуждает, усиливает храбрость и безрассудство, провоцирует на риск, пробуждает, оживляет воспоминания, обостряет мысль («Огонь»). Всё вместе - туманит сознание, превращает в отработанный пар рациональные замыслы и планы, застилает перспективы миражами, иллюзиями и галлюцинациями. Короче, миф приписывает этому напитку некую божественную силу, поэтому приобщение к этой силе («причащение») должно, согласно мифу, наделить этой силой и пьющего! А это и есть «крещение», одновременно и водой, и огнем!

Опьяняющие напитки использовались в магической и религиозно-духовной практиках гораздо раньше, чем появились монотеистические религии. Причащение к неведомым силам через магический напиток появилось значительно ранее, чем, например, христианская евхаристия. Сама евхаристия - это причащение через вино, алкогольный напиток («кровь Христа»).

Американский философ и психолог Уильям Джеймс более 100 лет назад высказывал мысли о том, что алкоголизм есть расплата за безверие в Бога, а само потребление алкоголя есть суррогат связи с Абсолютом, Богом. Алкоголь, следовательно, и есть «Бог» для неверующих атеистов. Исцеление же от алкоголизма есть возвращение в истинную веру, к истинному Богу.

Вполне можно предположить, что религии возникли как необходимость противодействия наркотической, западной цивилизации! Религия не есть «заблуждение» или проявление «коллективного невроза», как утверждал 3. Фрейд, защита от необъяснимых сил природы. Это есть духовная терапия зависимостей! Перечислим некоторые аргументы, доказывающие данное утверждение.

Буддизм. Первая благородная истина: жизнь есть страдание. Вторая благородная истина: причина страданий - зависимость! Третья благородная истина: прекратить страдание можно! Цель религиозно-духовной практики - избавление от зависимостей.

Христианство. Люди забыли своего Небесного Отца, предались греху, а грех, в частности первородный грех, есть Познание добра и зла, то есть разделение сознания на хорошее (трезвое) и плохое (пьяное, греховное). Людям послан Сын, который взял на себя все грехи и показал путь Спасения - избавления от греховной зависимости сознания.

Ислам. Земная жизнь человека есть некое испытание, пройдя которое, человек получит истинное Бытие в ином мире. Чтобы прожить короткий миг земной жизни, необходимо выполнять строгие запреты Корана, прежде всего не потреблять алкоголя и наркотиков.

Таким образом, крещение выпивкой есть древнейший языческий ритуал связи с духами, который дошел до наших дней. Зрелая религиозность требует быть свободным от зависимости перед алкоголем и другими химическими веществами для контроля сознания. Человечество, надо полагать, продолжает взрослеть (недоказанная гипотеза), но не забывает свою историю духовного развития. Пьющий мужчина - это человек незрелой религиозности. Может, он созреет, а может, и нет!
^
«Жажда целостности»

Так называется книга Кристины Гроф, в которой она описывает и свой личный опыт освобождения от алкогольной зависимости, и опыт многих людей, которые преодолели в себе потребность в алкоголе или других наркотиках. Кристина пишет, что у каждого человека есть беспричинное стремление к целостности. Это, возможно, самое сильное побуждение, самая важная потребность человека. Это побуждение часто выражается в различного рода злоупотреблениях, в частности алкоголизме, неумеренном потреблении алкоголя. Она согласна с К. Юнгом, который ввел в оборот понятие «жажда целостности», что означает мучительное желание человека открыть в себе источник духа, Бога. Это похоже на богоискательство и богостроительство Льва Толстого.

Место, где находится искомая целостность, - это «духовное ядро», сущность человека. Развитие отношений с этим внутренним источником есть необходимый аспект человеческого бытия. На протяжении истории человечества связь между божественным и человеческим осуществлялась с помощью различных духовных практик. Глубинная мотивация потребления алкоголя, следовательно, есть стремление соединиться с Богом. Само название спирт (spiritus) означает дух, божественную сущность.

Это очень красивая интерпретация: человек, не имея другого способа объединиться со своей духовной сущностью, со своим Небесным Отцом или Абсолютом, пытается объединиться с алкоголем и его «силой». Надо признаться, нигде, кроме общества «Анонимные алкоголики», не используют такой интерпретации. За 30 лет практики психотерапии я беседовал не с одной сотней пьющих мужчин и не один из них никогда не дал даже намека на то, что искал связи с Богом через выпивку.

Что же такое Целостность, которую ищут в алкогольной эйфории взрослые мужчины? Есть ли это определение Бога? Кристина Гроф и её последователи «трансперсональные психологи» не рассуждают по поводу самих понятий и определений, а делают эффектные ссылки на свидетельства об экстремальных, необычных, выходящих далеко за рамки индивидуального опыта переживаниях людей. Кристина Гроф приводит свидетельство родной бабушки. Старушка в молодости один раз, лёжа в траве, испытала ощущение мистического объединения со всем светом, со всем сущим («сущий» - одно из имен Бога). Ей было тогда 20 лет, и это переживание было прекрасным - не было ограничений, связанных с индивидуальностью, она была объединена со всем. Через 70 лет, перед смертью память об этом трансперсональном опыте, чувстве, что её духовная жизнь простирается гораздо дальше её личной жизни, позволили ей с благодарностью встретить кончину. Смерть, конечно, не то, что раздвигает границы индивидуально-личной жизни, а то, что полностью их разрушает! Человек «возвращается домой», как герой М. Булгакова из «Мастера и Маргариты», получив полную свободу!
^
Под знаком «Пси»

Из чего состоит жизнь человека? Из временных отрезков, из неких частей биографии. Каждая такая часть - это маленькая жизнь, это целая судьба («малая судьба»). В этой части весь человек находится или часть его? Конечно, весь. Человек меняется, в некоторые периоды радикально. Но он остается тем же человеком, или это другой человек? Естественно, тот же. Так вот, «личность» человека - это и есть смысловая целостность, интеграция, самотождественность человека при непрерывных изменениях. Меняться в соответствии с обстановкой, задачами, окружением и оставаться одновременно самим собой, быть тождественным себе - это и есть Целостность.

Действительно, если человеку не удается свести «концы с концами», то есть объединить смыслами разные поступки, разные переживания, то он перестанет узнавать себя, у него появятся самые страшные для человека переживания того, что «не он» это всё делает, мыслит, чувствует, а кто-то «Другой»-«бес», «дьявол», чужая воля и пр. Поэтому механизм самоотождествления спасает личностное существование, спасает человека от самозабвения, от самопредательства, от автоматизации («роботизации», «зомбирования») психического опыта. Этот механизм обеспечивает связь времен и в личной истории, и в истории генерации (от кого произошел, что перенял и какое задание получил), и в истории коллектива.

Парадокс пьянства состоит в том, что пьющий пытается с помощью опьянения интегрировать свой психический опыт, остановить диссоциацию, то есть разделение опыта на «хорошо» и «плохо», «моё» - «не моё», «правильно» - «неправильно». И это удается на очень короткое время - пока длится алкогольная эйфория. Но затем диссоциация усиливается. Более того, опьянение и выход из него как раз и формируют искусственную диссоциацию сознания. Пьющий мужчина многократно обманывается: хочет целостности, а получает раздробленность, хочет интегрироваться, а вместо этого дезинтегрируется, хочет мира, а получает войну. Злоупотребление алкоголем, пьянство, алкогольная зависимость, алкоголизм - всё это сплошные парадоксы, поэтому так трудно понять пьющего мужчину и так трудно помочь ему!

Эрик Эриксон определил последнюю глобальную задачу человека как «интеграцию» жизненного опыта. Если человек всё в своей жизни (воспоминаниях) свяжет единым смыслом, то он будет мудрым и оптимистичным. А если нет, если его воспоминания будут терзать его незавершенностью, смысловой несуразностью, нестыковками, то он получит в конце жизни отчаяние и букет связанных с этим проблем. Похоже, что эту задачу человек выполняет не к концу жизни, а всю сознательную жизнь. Интересно, что знак «пси» -- Ч (знак психики у психологов) - очень хорошо выражает жизнь пьющего: первая половина знака - «пьянство», опускание «на дно»; вторая половина - духовное возрождение, выздоровление, «подъём». Разделительная черта - осознание того, что происходит, осознанный выбор «оттолкнуться от дна» и идти вверх. Сознание делит жизнь на две половины, но они обе есть одно целое, одна жизнь. Осознание, как и разделительная черточка в знаке, может делить жизнь на любые отрезки, в любых плоскостях и пропорциях, но от этого целостность жизни, её текучесть и последовательность не изменяется.

Вот мы и пришли к точной формулировке «жажды целостности». Человеку очень сложно бывает перенастраивать своё сознание так, чтобы схватывать целостность собственного существования, чтобы разделение на части не устраняло схватывание всего целого. Как в знаке «пси» вертикальная черта, которая может смещаться влево и вправо, вращаться, не устранима в принципе и будет в любом своем положении делить «линию жизни», так и сознание человеческое - пока оно есть, оно обязательно что-то разделяет, и эти разделенные «куски» опыта сравниваются между собой. Если оно не будет этого делать, то оно не будет сознанием. А кто такой человек без сознания? Это и не человек вовсе. Получается вот что: первородный грех - это и есть приобретение сознания, которое всё разделяет на «добро» и «зло». Пьющий мужчина борется с собственным сознанием, пытается таким легким и доступным способом преодолеть «первородный грех», освободиться от разделения на неравные половины собственного психического опыта. В этом и состоит мистика опьянения. В том - корень религии пьющего.

Итак, выпивка - это форма религиозного опыта трансформации сознания. Но как назвать такую религию? Инфантильной? Незрелой? Языческой? Это, скорее, религия без Бога! Вернее, есть место для Бога, но Бога нет. Кто же занимает почетное место Создателя? Собственная психика, сознание в целом и занимает сие почетное место. На этого «бога» и «молятся» пьющие мужчины, для этого «бога» приносят жертвоприношения, этому «богу» не изменяют никогда, даже после устрашающей «кодировки» или попытки обратить их в другую веру. Тайное имя этого «бога» - «пси» («пси-фактор», «псих», «пси-хи-ка» и другие имена).
^
Метафизика опьянения

Нельзя отвертеться от факта вынужденного, осознанного и ответственного бытия реального человека. Это именно реальное и действительное состояние человека - быть в сознании, то есть пребывать в состоянии знания того, что ты на самом деле знаешь (и не знаешь) о себе и о внешней действительности. Само слово «сознание» подсказывает то, что речь идет о «знании знания чего-то». Проще говоря, сознание - это когда человек знает, что он знает. Вот тут, кажется, и разгадка «огненной воды». А что, если человек не хочет знать то, что он уже знает? Ну, например, он не хочет знать о последствиях, которые наступят из-за его не очень умного поведения. Как не хочется этого осознавать. Что делать? Выпить. И что будет? А забудешь то, о чем до выпивки думал. О последствиях своих поступков временно перестанешь думать. «Не думай, пей!» - основная формула ал­когольного поведения. Пьющий стремится избежать умственного напряжения, поэтому хочет выпить всякий раз, когда обстоятельства жизни пробуждают осознание и заставляют думать.

Забывчивость по отношению к своим обязанностям как основной позитивный эффект выпивки широко используется в рекламе пива. Самый, пожалуй, эффектный ролик TV - реклама пива «Толстяк». Герой сюжетов забывает доделать начатое дело, поскольку «Время с пивом «Толстяк» летит незаметно». Ролик с толстяком настолько популярен в России, что уже нельзя спросить кого-либо «Ты где был?», поскольку ответ приходит автоматически и у спрашивающего, и у отвечающего: «Пиво пил». Реклама сделана классно, с тонким пониманием реальных и мифических эффектов опьянения, а также ожиданий людей от выпивки - забыться, «оттянуться», то есть замедлить ход времени, оттянуть наступление нежелательных событий. Никто не знает, сколько людей втянуто этой рекламой в потребление алкоголя. Очевидно, очень много, судя по тому, как растет число людей с откупоренными бутылками пива на улицах!

Метафизика опьянения состоит в том, что пьющий получает «Алиби бытия». Он может сказать: «Меня здесь нет», «Меня здесь не было». В то время как осознанное, реальное поведение человека есть «не-алиби-бытие», как писал об этом М. Бахтин в своем эссе «Философия поступка». Человеку не отвертеться от факта своего постоянного присутствия в жизни. Нельзя ни выскочить за рамки собственной жизни и «переждать плохие времена», ни заскочить в чужую жизнь и что-то прожить «за того парня». Нельзя получить алиби неприсутствия в собственной жизни! Человек всегда есть неустранимый свидетель собственного поведения в жизни. Избавиться от такого свидетеля нельзя, а вот заставить «молчать» или «лжесвидетельствовать» можно. С помощью «огненной воды» и великолепно разработанной системы ритуалов потребления алкоголя.

Метафизика - это то, что стоит за пределами реального, наблюдаемого Бытия, чисто смысловая сфера, доступная только уму. Генерал в фильме «Особенности национальной охоты» постоянно пускается в метафизические размышления о чём угодно, а всю компанию пьющих мужчин затаскивает в этот «чисто смысловой мир» известной всем и понятной командой: «Ну, за здоровье!». Вместо «здоровья» можно подставлять всё, что угодно. Пропущенная под такой командой рюмочка водки будет являться «пропуском» в этот мир чистого смысла. Ум зайдет «за» указанный предмет и заглянет глубже за этот предмет, может быть в бездну тайного, сокровенного смысла бытия: «Истина в вине!»

«Ну, за женщин!» И ум, «смазанный» алкоголем, как смазкой, легко скользит в метафизическую реальность, где живут недосягаемые в реальной действительности соблазнительные дамы. Если остановить мгновение и задержать поднявшего тост «За дам» на виртуальных умственных образах, чтобы он успел «поймать» смысл происходящего с ним, то на вопрос: «Ты где был?» последует честный ответ: «В гареме». «Смазанный» ум легко проникает в самые разные «вещи-в-себе» и перестает присутствовать в физической реальности. Поэтому пьющий мужчина не может свидетельствовать о своем бытии: «Не по­мню. Не знаю. Не видел. Не слышал. Это не я был».
^
Время, назад!

Есть два вида гордыни: «Время, вперед!» и «Время, назад!». В принципе, это один и тот же вид гордости - притязания на управление временем. Известно, что сам Господь Бог не в силах был повернуть время вспять, поэтому, обожествляя себя самого, свое сознание, свою «психе», человек с незапамятных времен стремился научиться влиять на ход времени: сначала измерять, наблюдать, контролировать время, а затем «останавливать», замедлять и «не замечать» (счастливые часов не наблюдают).

Мысль человека может сильно опережать время, уходить вперед. Мысль может уходить назад, возвращать человека в прошлое. Охлажденная и одновременно разогретая «огненной водой» мысль отвязывается от маленького «пятачка» территории «здесь-и-сейчас» и начинает свободно перемещаться во времени. Компании мужчин, кажется, и собираются лишь для того, чтобы в совместном питии сконструировать невидимую стороннему наблюдателю «Машину времени» и путешествовать.

Стоит несколько минут послушать пьяные разговоры мужчин, чтобы понять: они не в реальном времени, а где-то в прошлом или в будущем. А часто компания вытворяет со временем невероятные искажения: прошлое в будущем, когда нечто из прошлого без изменений переносится в будущее; или будущее в прошлом, когда прошлые события переигрываются по-своему, «как если бы» действующее лицо прошлого события заскочило в будущее, узнало, «как это будет», и снова вернулось назад. Эта азартная коллективная игра настолько нравится мужчинам, они так бывают увлечены этой умственной забавой, до того довольны друг другом в такие моменты, что психоаналитики, начиная с самого 3. Фрейда, поспешили назвать это поведение «скрытым гомосексуализмом».
^

1.4. Безумство храбрых

Титанизм или страх бессилия

Типичный мужской страх - стать импотентом в прямом и переносном смысле.

В первый год работы психотерапевтом, в далеком 1975 году, меня поразила история невроза одной женщины. Её сын, красавец-офицер, застрелился после первой брачной ночи, не пережив банальной «импотенции женихов». Женщина обвиняла себя в том, что воспитала «идеалиста», но я чувствовал, что в глубине души она гордилась поступком сына. Не каждая мать может вырастить такого «самурая», который без колебаний уничтожает себя за проявление малейшей «слабости» или «бессилия». Не каждый мужчина кончает с собой после неудачного сексуального опыта. Но в глубине мужской души, как свернувшаяся змея, лежит этот страх потенциального «фиаско», заставляя мужчину проявлять то, что можно назвать «титанизмом», то есть бороться с чувством слабости и бессилия, утомлением, хвататься за самое тяжелое, «держать удар», «стоять насмерть». Короче, «Титаны держат небо...», как пелось в одной старой советской песенке.

Алкоголь, как это широко известно в кругах бывалых людей, эффективно тормозит чувство усталости, поэтому сопровождает людей в какой-либо нелегкой деятельности. Говорят, в Грузии есть сёла, где всё население пьющее. Постоянное, в течение всего дня потребление алкоголя позволяет им выполнять титаническую работу по ухаживанию за виноградниками в горах.

Пожалуй, самым выдающимся пьющим мужчиной с комплексом «титанизма» был сам Карл Маркс. Созданное им детище - «марксизм» - должно было осуществить воистину титаническую работу по тотальному переустройству человеческой жизни. Интеллектуальная потенция Маркса, усиленная его преданным другом Ф. Энгельсом, по­родила огромное число последователей-фанатов, оплодотворила рабочее движение почти во всех странах мира, стала на многие годы образцом для подражания, фактически создала новую монотеистическую религию, которая должна была заменить христианство и все остальные варианты веры в Бога. Старую религию Маркс называл «опиумом для народа», а свою новую - «научным коммунизмом» (от утопии к науке). Да простит мне читатель та­кую вольность, но марксистские кружки в России очень уж напоминали общества по борьбе с алкоголизмом. Гораздо раньше «Анонимных алкоголиков» эти сообщества способны были удержать тысячи и тысячи мужчин от пьянства (1), направить их психическую энергию пусть на ложную цель (построить рай на земле), но очень заманчивую и энергоемкую (2), надежно защитить их от глубинного страха бессилия (3). Последнее особенно интересно для наших размышлений. Кто помнит «диамат» и «истмат», тот должен помнить и пьянящее чувство интеллектуального всесилия и превос­ходства: все философы, кроме Маркса, Энгельса и Ленина, казались просто олигофренами, не способными даже близко осознать и понять «самое верное учение». Это ли не титанизм? Это ли не мощнейшая психологическая защита от чувства бессилия и экзистенциального одиночества?
^
Героизм или страх бесконечности

Самое точное, на мой взгляд, определение героизма следующее: герой совершает поступок, за которым последует его смерть или эквивалентная расплата (вечные муки например), но ведёт себя так, как будто не знает, чем всё закончится. Все герои древнегреческих мифов поступали именно так. Но точно таким же образом поступают и пьющие мужчины: они-то уж знают, чем могут закончиться, скажем, гонки на джипах после изрядной дозы спиртного, или выпивание бутылки рома в проеме окна на 15-м этаже, или пьяная ссора в баре из-за «неуважительного жеста» и тому подобные ситуации, коих сотни или даже тысячи.

По неофициальной статистике, в 90-х годах в России от потребления некачественного алкоголя в год умирало до 40000 человек! Любой пьющий мужчина знает, чем может закончиться употребление поддельной водки, но поступает часто так, как будто не знает об этом. Сорок тысяч безызвестных героев!

Еще одно определение героизма - это совершение какого-либо дела, рискованного и опасного, ради других людей, самопожертвование, самоотдача. Это тоже всё о них, о пьющих мужчинах, которые жертвуют временем, положением в обществе, рискуют здоровьем, репутацией ради компании.

Совсем недавно мне пришлось помогать одному такому герою вспомнить, куда он дел сумку с чужими деньгами, которые вёз к себе домой для временного хранения. Он помнил, как вынес их из офиса, где «отметили» сделку водкой, как зашёл с ними в бар, как пил коньяк за стойкой бара, попинывая сумку ногой для контроля. Он помнил, как, выходя из бара, поскользнулся и упал, но не выронил сумку из левой руки. Он помнил, как ехал после бара в своих «Жигулях» и застрял в сугробе. Помнил, как уснул на часок за рулём, пережидая пургу. Помнил, как проснулся и пошёл искать подмогу. Деньги были при нём. Помнил, как уговорил шофера УАЗика вытащить из сугроба его автомобиль. Помнил в деталях, как он подцеплял трос, как вытаскивалась его машина, как он радостно пожал руку шоферу УАЗика, а вот куда делись деньги, не помнил. Вернее, в процессе анализа и гипноанализа картина прояснилась - он оставил их в УАЗике, когда внимание переключилось на работу по освобождению собственного автомобиля из снега. Взрослый мужчина, директор крупной фирмы, знал, что вот так беспечно нельзя поступать с крупной суммой денег, что транспортировка денег - это очень ответственная операция, опасная для жизни. Но он, как и подобает герою, вел себя так, как будто не знал, что может произойти, если он будет во время транспортировки денег выпивать, заходить в бар, оставлять деньги в чужой машине и т. д.

Что же лежит в глубине героического поведения? Скорее всего - стремление прекратить бесконечные рассуждения и связанные с этим сомнения. Герой - человек, разрубающий своим поведением всякие сомнения, пусть даже ценой собственной смерти!

У пьющих мужчин нет представлений о вечной жизни после смерти. Многие из них всерьёз размышляют о том, что они, «наверное, умрут молодыми», как поётся в современной песне: «Вечно молодым, вечно пьяным». Остаться молодым - это прервать бесконечные размышления о жизни и о её смысле, закончить воспоминания о незавершённом или не так сделанном. Лев Толстой писал, что люди пьют потому, что хотят прекратить муки совести. Льву Толстому можно верить. Всё, о чём он писал, пережито им лично! Муки совести - это бесконечные, как колесо причинности, размышления, которые ничем прервать практически невозможно, разве что идеей о вечном самосовершенствовании! Героизм есть попытка прервать эту бесконечность душевных терзаний. Это - нежелание ждать, терпеть, принимать ограничения.
^
Фатализм или страх жизни

Это тоже признак гордыни, вера в предопределенность жизни, вера в предзнаменования и знаки судьбы, вера в предсказуемый исход жизни. Жить, не зная что, с тобой будет в будущем, имея только личный план жизни, гораздо труднее, чем предполагать или «знать» будущее. Не только пьющие люди стали фаталистами в последние годы. Жизнь стала действительно непредсказуемой. Никто точно не может про­гнозировать, например, экономическую ситуацию, экологическую и, тем более, политическую ситуации в обществе. По этой причине, то есть из-за возросшего страха перед жизнью, саморазвивающимся процессом, люди потянулись к предсказателям, гороскопам, хиромантам, гадалкам, ясновидящим.

Одна из популярнейших фигур XX века - слепая, малограмотная болгарская крестьянка Ванга- не философ, не писатель, не ученый, не артист, а гадалка. Серьёзные люди, изучавшие её метод «ясновидения», выявляли в её поведении очень тонко разработанный обычный опрос (интервью) и точный анализ высказываний клиента. Люди сами программируют своё будущее, поэтому при достаточной сноровке можно узнать об этих планах - заболеть, попасть в аварию, погибнуть к определенной дате или в определенных обстоятельствах. На языке транзактного анализа это называется «сценарий».

«Сценарий» - это условное название социальных стереотипов, жизненных сюжетов и последовательностей в жизненном поведении. «Сценарий» развертывается как театральная пьеса, поэтому уже в первом действии можно предсказать, что будет во втором, третьем и что в финале.

Самые предсказуемые сценарии оказались у алкоголиков. Они и были в первую очередь изучены. Клод Стейнер, которого я уже упоминал, кроме сценария «Пьяный и гордый», описал варианты «Горький пьяница» и «Пропойца». Не входя в детали такого весьма изощренного анализа, зафиксируем самое важное: сценарий, даже «плохой» или трагический («кровавый», по определению автора концепции Э. Берне), спасает человека от страха перед неизвестным - самым глубоким и сильным страхом человека. Люди устроены так, что готовы мириться со злом уже известным, чтобы не вляпаться куда-то в совершенно неизвестные обстоятельства. Цинично, но весьма точно это выражено в одном чисто американском высказывании: «Он - сукин сын, но это НАШ сукин сын!».

Один из любимейших фильмов сначала граждан СССР, потом СНГ «Ирония судьбы, или С легким паром!» повествует как раз об этой дилемме: держаться за плохонькое, но известное или рисковать и смело экспериментировать, пробовать неизвестное. Четверо пьющих мужчин (главный герой малопьющий, но, чтобы стать героем, ему пришлось изрядно «хватануть» и некоторое время быть в роли «алкоголика»), как три мушкетера и д'Артаньян, веселятся в компании. Всё предсказуемо у трех действительно пьющих, но непредсказуемо у непьющего, но пьяного, который, вместо запланированной свадьбы с «обыкновенной невестой», получает «необыкновенную», просто роскошную женщину.
^
Праздник души

Другой популярный киногерой - вор Прокудин из фильма «Калина красная» в исполнении замечательного актера и пьющего мужчины Василия Шукшина - пытался вырваться из своего сценария, уйти от предсказуемости жизни, погрузиться в обыкновен­ную, но неизвестную ему жизнь «простых людей».

Вспомним его сомнения, и беспокойство перед предстоящей вполне трезвой и трудовой жизнью хлебороба. Если в прошлой жизни всё было понятно и предсказуемо - украл - пропил, попался - сел, предал - «перо в бок» и т. д., то у хлебороба полная неопределенность: примет земля семя или нет, будет засуха, или дожди зальют, а что со скотиной, а что с матерью и т. д.

Хотелось «праздника души», хотелось быть безумно щедрым, смело «спалить» все деньги, которые «жгли ляжку». Хотелось быть хозяином пира, хотелось дать народу халявный разврат. «Праздник души», судя по тому, что на самом деле получилось, - это предвкушение пира, а не сам пир, ожидание веселья, но не само веселье. Торжественный выход «хозяина» в барском халате к собравшимся гостям, народу, «готовому к разврату», - это квинтэссенция глубочайшего разочарования: на лице Шукшина отразились тысячи ликов конкретных личностей, жаждущих праздника души, но получивших тошнотворное похмелье, как на иконе - бесконечное множество ликов и одна божественная сущность, по­стигаемая сердцем. Много лет спустя премьер Черномырдин, прославившийся своими «ляпсус-лингвами», выразил словами то, что выражало лицо-икона Шукшина: «Хотели как лучше, а получилось как всегда!»

Нужно быть безумно храбрым, чтобы, стабильно получая разочарования в форме похмелья, верить в приход праздника души. Не есть ли это эквивалент христианской веры и ожидания пришествия Христа? Что-то важное, спасительное должно прийти вместе с выпивкой... но приходит не то: «Всё не так, ребята».

Молодой лейтенант, находящийся в отпуске после командировки в Чечню, обращается за помощью. Услышал от кого-то, что дианализ помогает быстро разобраться в психологических причинах расстройств. У него зависимость от алкоголя, пьёт, чтобы облегчить душевное состояние (хочется «праздника души»), а также для снятия симптомов «посттравматического стрессового расстройства («афганский», он же «чеченский», он же «вьетнамский» синдром). Мучительный симптом - повторяющееся в сновидениях, при пробуждении, при выходе из опьянения и даже спонтанно в любое время острое ощущение покинутости, одиночества, тревоги, которое сопровождается дрожью, ознобом. Вспоминает, что такое чувство было у него в горах, когда их спецчасть ожидала вертолёт с подмогой. Боевой офицер, конечно же, не показывал своего беспокойства там, в горах. А вот в отпуске «прихватило». Анализируем этот симптом. Оказывается, есть аналог этого переживания в раннем дет­стве. Однажды за ним не пришла вовремя мать в детский садик. Всех малышей «разобрали», а его нет. Воспитательница сердито выговаривала: «За тобой не придут. Мама забыла про тебя». От таких слов у маленького мальчика перехватило дух! Несчастнее его на свете в этот момент не было никого. Два часа он провел в таком горе. Мама всё-таки пришла, и это был «праздник души». В горах Чечни пе­реживания (детское воспоминание и реальное ожидание вертолета) вцепились друг в друга, как вцепляются разлученные мать и дитя при встрече. Этот комплекс чувств ожидания спасения далее «приклеился» к алкогольному стереотипу «праздника души»-люди пьют по одной главной причине - хотят душевной радости и тепла! Образовался симптом, который, как «десант», заброшенный глубоко в сердце молодого офицера, проводил «подрывную деятельность в тылу», а обезвредить самостоятельно «диверсантов» он не мог.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14




Похожие:

В. Ю. Завьялов пьющий мужчина iconЗавьялов геннадий Сергеевич
Завьялов геннадий Сергеевич, капитан на судах Мурманского тралового флота. В 1961 году возглавлял экипаж траулера «Майкоп», добивался...
В. Ю. Завьялов пьющий мужчина iconВторой международный фестиваль мужчина и женщина
В г. Москве с 17 по 24 октября 2001 г в рамках выставки "Планета и здоровье 2001" на ввц состоялась международная конференция "Мужчина...
В. Ю. Завьялов пьющий мужчина iconIvolga34@list ru isq 555941902
Кухня. Молодая женщина готовит. Звонок. Она открывает дверь в кухню входит молодой мужчина. Женщина подбородком указывает на стул....
В. Ю. Завьялов пьющий мужчина iconМарина Крапивина
Он слегка дергает дверь, она закрыта на замок. Мужчина идет в комнату и начинает собирать дорожную сумку. Дверь открыта и ванная...
В. Ю. Завьялов пьющий мужчина iconСистема (джорж уайт)
Сцена √ кухня. За столом сидит мужчина и смотрит в зал, постепенно становится понят-но, что четвертая стена √ экран телевизора. Женщина...
В. Ю. Завьялов пьющий мужчина iconАвтор: Завьялов Данил
О вреде курения «Каждый гражданин имеет право дышать воздухом, не загрязненным табачным дымом, в общественных местах»
В. Ю. Завьялов пьющий мужчина iconПрограмма отдыха для настоящих мужчин (08 дней/07ночей) интимное приключение под водой эпиграф: настоящий мужчина должен прожить жизнь так,чтобы потом не было безумно жаль упущенных возможностей!!!
Эпиграф: настоящий мужчина должен прожить жизнь так,чтобы потом не было безумно жаль упущенных возможностей!!!
В. Ю. Завьялов пьющий мужчина iconПрограмма отдыха для настоящих мужчин (08 дней/07ночей) интимное приключение под водой эпиграф: настоящий мужчина должен прожить жизнь так,чтобы потом не было безумно жаль упущенных возможностей!!!
Эпиграф: настоящий мужчина должен прожить жизнь так,чтобы потом не было безумно жаль упущенных возможностей!!!
В. Ю. Завьялов пьющий мужчина iconЕсли мужчина растит ребенка Первый месяц !

В. Ю. Завьялов пьющий мужчина iconДокументы
1. /Красавец мужчина.doc
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов