Губанова М. Д. Шеллинг: метафизика света или метафизика тьмы? icon

Губанова М. Д. Шеллинг: метафизика света или метафизика тьмы?



НазваниеГубанова М. Д. Шеллинг: метафизика света или метафизика тьмы?
Дата конвертации17.09.2012
Размер39.29 Kb.
ТипДокументы

Губанова М.Д.

ШЕЛЛИНГ:

МЕТАФИЗИКА СВЕТА ИЛИ МЕТАФИЗИКА ТЬМЫ?


Метафизика света – условный историко-философский термин, относящийся к устоявшейся в античной и особенно средневековой культуре представлениям о свете как первофеномене мира, объединяющем в себе всё сущее. Совмещая в своей природе несовместимые начала и будучи связан с понятиями «порядка», «числа», «отношения», а, следовательно, с «разумом», «истиной», словом свет играет роль посредствующего звена, скрепляющего в единое онтологическое целое телесное и духовное, вещественное и идеальное, тварное и нетварное.

В Ветхом завете сотворение света предшествует всем другим творческим актам Бога; в Новом Завете говорится не только о «неприступном свете» как месте «обитания» бога, но и том, что сам Бог есть свет.1

Неоплатоники, разрабатывая учение об эманации единого, согласно которому видимый свет есть проявление в материи света умопостигаемого, утвердили представление о бытие как световой иерархии, усвоенной как христианство, так и иудейской и мусульманской теологией. В этой иерархии уподобляющихся друг другу светов (иногда трактующихся как три стадии угасания света во тьме материи) выделяются:

1) низший тварный свет – чувственный, естественный, телесный;

2) высший тварный свет – умопостигаемый, духовный;

3) нетварный свет славы Божией: вечный, божественный, проистекающий из божественного мрака и являющий себя лишь удостоенным его видения (неоплатоники: Августин, Аль-Фараби, Ибн-Сина, Ибн Гебираль, Бонавентура).

С начала XIX века Шеллинг формирует новую философию – метафизику абсолюта. Поворотными считают работы: «Изображение моей системы философии» (опубликована в 1801году), диалог «Бруно» (1802 год), лекции летнего семестра 1801 года. Шеллинг полагает, что философия только одна, Едина и служит развитию лишь одной истины – одного Абсолюта. Высшим способом постижения такого единства является интеллектуальное созерцание, которое единственно способно уловить «бесцветный чистый свет» абсолютного, его простое, чистое тождество.

«Абсолютное познание, то в котором нет противоположности между мышлением и бытиём». К этому познанию относит Шеллинг и свет, но не в абсолютном рассмотрении. «Свет, который доступен чувственному взору, есть неразличенность мышления и бытия не в абсолютном рассмотрении, а лишь постольку, поскольку эта неразличенность относится к различенности, подобной различенности Земли или какой-либо другой сферы».

Таким образом, Шеллинг рассматривает свет в рамках абсолюта, приводя его как абсолют, хотя и с некоторой оговоркой. Абсолют — это то, в чём всё абсолютно. Это вечность, в нём не наблюдается ни границы, предела, т.е. конечного, но он и не беспределен, т.е. не бесконечен.

Абсолют немыслим как деятельность, хотя он вечно содержится в Боге и сам есть Бог.
Абсолют – это нечто священное и сакральное и всё что приравнивается к нему должно быть приравнено и к Богу. Это утверждение подкрепляетя словами Шеллинга: «Вещь одушевлена в той степени, в какой она содержит в себе самой время и свет». То есть подчёркивается значимая роль света в таком важном процессе как одушевление предметов, причём свет является одной из двух важнейших составляющих.

«Бог есть идея всех идей, познание всякого познания, свет всякого света». Бесценное значение Бога подчёркивается как наиболее необходимый и лучший свет. Бог как высшее проявление на Земле и свет как высшая живительная сила, проявление самого лучшего.

«…Свет вследствие его созидательной и деятельной природы представляется нам божественным»2. Свет – начало жизни и первооснова всего, без наличия света вообще ничего живого не было бы, это высшая субстанция. Явление, которое изначально является нам как необходимое и не нуждается в доказывании и утверждении его значимости. Свет – позитивное начало, созидательное действие, благодаря которому порождается всё сущее и прекрасное. Именно благодаря благотворительной природе света, он приравнен к Богу.

А поскольку свет возвышенное, божественное начало, то и грехом является падение от света к тьме. Переход от истинного начала к низкому и подлому. «…Начало греха состоит в том, что человек переходит из подлинного бытия к небытию, от истины ко лжи, из света в тьму». Для человека в положительном развитии характерно развитие из тьмы на свет: «Всё рождение есть рождение из тьмы на свет… Человек формируется в чреве матери, и лишь из мрака неразумного вырастают светлые мысли»3. А совершение позорящего действия, греха – это состояние тёмное и безрассудное, которое свойственно животным. «В животном, как вообще в каждом существе природы, действует тёмное начало…».

Таким образом, Шеллинг, начиная с произведения «Философские исследования о сущности человеческой природы» 1809 года искал первопричину зла в грехопадении в некоторой тёмной «первооснове», в которую как в бездну падает греховный и плодящий зло человеческий мир. Так совершается «раскол абсолюта» он включает в себя не только прекрасное, доброе, совершенное — словом, светлое начало, но и злое, безобразное, неразумное — словом, тёмное начало. Шеллинг объясняет свободу как столкновение добра и зла, как трудный путь от греховности к Богу, от тёмного «природного порыва» к свету истории, ориентирующейся на божество и веру в него. Разгорается борьба между светом и тьмой, дело заканчивается победой светлого начала, — победой наступающей после того, как зло будет вытеснено и побеждено божественным духом.

В более поздних произведениях, в частности в произведении «К истории новой философии» (Мюнхенские лекции) 1827 года продолжает рассматривать свет как высокую сущность и явление, что следует и из его слов: «Свет кажется не чем иным, как самим духом или мышлением, лишь на более низкой ступени или потенции». Шеллинг рассматривает свет на наиболее высокой ступени, сопоставляя с духом.

Новосибирск, 2007

1 Философский энциклопедический словарь / Под ред.Г.В. Кораблёвой. М., 2004. С.324-325.

2 Шеллинг В.Й. Сочинения. Т.1, 1987. С.565.

3 Шеллинг В.Й. Сочинения. Т 2, 1987. С. 109.




Похожие:

Губанова М. Д. Шеллинг: метафизика света или метафизика тьмы? iconДокументы
1. /АРИСТОТЕЛЬ-Метафизика.doc
Губанова М. Д. Шеллинг: метафизика света или метафизика тьмы? iconДокументы
...
Губанова М. Д. Шеллинг: метафизика света или метафизика тьмы? iconГегель Г. В. Ф. Кто мыслит абстрактно? Мыслить? Абстрактно? Sauve qui peut! — «Спасайся, кто может!»
«метафизику». Ведь «метафизика» — как и «абстрактное» (да, пожалуй, как и «мышление») —слово, которое в каждом вызывает более или...
Губанова М. Д. Шеллинг: метафизика света или метафизика тьмы? iconМ. В. Ломоносов и метафизика Севера: трансверсальное измерение
...
Губанова М. Д. Шеллинг: метафизика света или метафизика тьмы? iconМильоны вас. Нас тьмы, и тьмы, и тьмы. Попробуйте, сразитесь с нами!

Губанова М. Д. Шеллинг: метафизика света или метафизика тьмы? iconМетафизика русской литературы льва шестова
Диссертационная работа выполнена на кафедре истории русской философии философского факультета мгу имени М. В. Ломоносова
Губанова М. Д. Шеллинг: метафизика света или метафизика тьмы? iconПланы семинарских занятий для первого цикла обучения Утверждены на заседании кафедры 19 мая 1998 г
Аристотель. Метафизика. – Кн. I // Аристотель. Соч в 4 т. – Т. – М.: Мысль, 1975 (Философское наследие). – С. 65-93
Губанова М. Д. Шеллинг: метафизика света или метафизика тьмы? iconМ. В. Ломоносов и метафизика севера
Севера. Очевидная оригинальность мировоззрения М. В. Ломоносова, уроженца Русского Севера, позволяет увидеть в нем одного из первых...
Губанова М. Д. Шеллинг: метафизика света или метафизика тьмы? iconМетафизика севера: онтологическая экспликация
Опубликовано в: Поморские чтения по семиотике культуры. Выпуск Сакральная география и традиционные этнокультурные ландшафты народов...
Губанова М. Д. Шеллинг: метафизика света или метафизика тьмы? iconДокументы
1. /puti/ПУТИ СВЕТА И ТЬМЫ.TXT
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов