По философии «Я и бог»: феномен м. В. Ломоносова icon

По философии «Я и бог»: феномен м. В. Ломоносова



НазваниеПо философии «Я и бог»: феномен м. В. Ломоносова
Дата конвертации17.09.2012
Размер149.91 Kb.
ТипДокументы


X



НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


ФАКУЛЬТЕТ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК


Р Е Ф Е Р А Т


ПО ФИЛОСОФИИ


«Я и БОГ»: ФЕНОМЕН М. В. ЛОМОНОСОВА


СТУДЕНТКИ 2 КУРСА


ДИВЕРТ ЕЛЕНЫ ВИКТОРОВНЫ


НОВОСИБИРСК 1998

«Творец всех, неба и земли,

Услыши верный глас Науки!»


Существование гениальности в человеке можно определить по-разному: описание жизни и трактовка идей посредственного выскочки, например, как правило незамысловато и почти однозначно для всех, когда же дело касается действительно одаренного человека, то его жизнь вдохновляет, а мысли тревожат не менее гениальные умы, побуждая их к творчеству; или, если смотреть глубже, то и жизнь человека и его достижения в большей части зависят от того, как он себя воспитал, то есть от тяжелейшей работы над собой, не аскетичности с ее притворной отрешенностью, тяжелейшем восприятии действительности и выживании лишь благодаря всецело проникновению своими идеями, пронося их в себе, как спасительный огонь, через свою судьбу: они одновременно являются и щитом, защитой от бушующего негодования бездарностей, так как являются их противопоставлением, причем сильнейшей стороной, и также сами идеи и являются тем, необходимо трепетно охранять от той же бездарной массы, вынося их на рассмотрение с особой осторожностью, поскольку то, что не понято большинством - отвергнуто, то есть отодвинуто от восприятия многих, значит похоронено на неопределенный срок в архивах.

Вера человека в самого себя, в свои идей - это уже признак гениальности; такая вера, что она удерживает сразу две компоненты противоположного знака - это Я и Бог, конечно в каждом человеке есть Бог, но не каждый открыл себя, свое Я. Система «Я - Бог» рассматриваются в философии с самого ее рождения, можно сказать, что она лежит в основе двух направлений: Я - философского, и Бог - религиозного. Очень сложно себе представить человека, в котором бы не присутствовало ни философского, ни религиозного начал. Возможно, что он их в себе не открыл. Но, зато, часто встречаемся и в литературе, и в жизни с другим типом людей: Бог - это Я. Такие люди служат себе, возбужденные инстинктом быть «первыми», в ряду опустошенных богатством и пресыщенных жизнью, живущих с единственным стимулирующим средством - это страх потерять все то, что накоплено через взлеты и падения, через кровь и пот. Они служат конечному понятию своей жизни - своему тщеславию и себялюбию. В этом случае нет места гениальности, так как нет личности, а лишь одно себялюбие.

Гениальность же может вырасти только из личности, потому что это следующая ступень развития самой личности, которая органически переходит в гениальность.
Под гениальностью я понимаю служение человека высшим целям, которые включают в себя совершенствование культуры бытия, и самоотречение во имя этих целей, то есть человек, его личность становится частью своих идей, значит, становится частью Вечности, причем полноценной. Под Вечностью можно понимать гармонию «Я - Бог». Под Богом можно понять творящая часть бесконечности, не творящая же - это сама Вечность. Человек - это творение Бога, как морфологический и генетический тип, и как психофизическое существо. Человек, рождаясь из творящей части Вечности, возвращается в нее своими идеями, своей жизнью во имя идей. Таким образом происходит развитие Вечности, которое бесконечно.

Действительно личность никогда не посягнет на безграничность понятия, бесконечность ощущения того, кого называем Богом, понимая и всецело чувствуя величие и человека и Бога. Это не гордость, не превознесение человека - это та простота. Которую могут понять лишь гениальные люди, Любое превознесение было бы бессмысленно, так как человек может быть велик как человек, а Бог как Бог. Бог - творец всего бесконечного, что окружает человека вне понятия человека как творца. Попытка человека творить Бога в прекрасном, всегда будет неудачной, так как он творит не Бога, а самого себя.

Человек пытается увидеть в себе Бога, когда творит прекрасное, но это также бессмысленно, как считать отражение в зеркале полноценным человеком, ведь отражение и человек различны и по форме и по содержанию, но что-то все-таки их объединяет. Это попытка человека во все времена понять Бога, или его прочувствовать. В силу очевидности понять Бога, наверное, сможет только он сам, как и мы понимаем только, что существует бездна мироздания на примере Природы. Но говорить, что мы поймем Природу, определяя ее генетическими и морфологическими признаками - это глупость по меньшей мере, потому что мы лишь можем приблизится к этому пониманию. Человек существо особое, так как существует человек как природа и человек как личность. Первое, возможно, творит Бог, а второе - человек. То, что творит Бог, способно к повторению, то, что творит человек - неповторимо(рассматриваем только личности). Личность растит другую личность - это ошибка, личность развивается рядом с другой, так как каждый человек творит себя сам, а творить личность в другом он не в силах, что и понятно, потому что на то, чтобы сотворить вся уходит нередко вся жизнь и для творения другой личности нет времени, но она может развиваться параллельно первой.

Следует описать несколько этапов биографии Михайло Васильевича Ломоносова, анализ творчества которого представляет истинный интерес, и будет произведен на последующих страницах в соответствии с вышеизложенным. Родился он в 1711 году в семье зажиточного помора. До девятнадцати лет помогал отцу, обрабатывал землю, ходил в море за рыбой и по торговым делам. Уйдя из дому, отправился в Москву, где 15 января 1731 года был зачислен в Московскую славяно-греко-латинскую академию. Так начинался путь гениального Ломоносова. Следует отметить, что в последующем времени, начиная с этого числа он уже не сойдет с него, оставаясь всегда верен себе, своим идеалам, своим идеям.

Развитию личности Ломоносова обязано развитие естественных наук. Мир естествоиспытателя-гения поражает своей логичностью и строгостью понятий. «Некритическое отношение к философии Аристотеля и других мыслителей прошлого, преклонение перед авторитетами было одним из основных препятствий развития науки и философии». Такое мнение дает понятие о всей силе личности, заключенной в идеях этого человека. Как истинно личность Ломоносов не стремился к верхоглядству, ставящему своей целью познать Природу, познать Бога, а лишь попытаться максимально приблизится в своем понимании к ее истинности, то есть «пытался понять природу на основе законов природы». «Ломоносов призывал изучать природу такой, какова она есть, черпать знания только из природы, решительно отвергая схоластическую философию». Как и с помощью каких основ можно познать или узнать человеку природу? Необходимо строить понятия, заведомо зная, что невозможно сопоставить их с понятиями творца. И все же человеку - человечье... «Химия есть правая рука физики, математика - глаза; но больше та, которая указывает дорогу к правильному суждению». Трепетное отношение ко всему сотворенному Богом можно найти в любом труде по философии Ломоносова. «У многих глубоко укоренилось убеждение, что метод философствования, опирающийся на атомы, либо не может объяснить происхождение вещей, либо, поскольку может, отвергает Бога-творца. И в том, и в другом она, конечно, глубоко ошибаются, ибо нет никаких природных начал, которые могли бы яснее и полнее объяснить сущность материи и всеобщего движения, и никаких, которые с большей настоятельностью требовали бы существование всемогущего двигателя».Перед мудростью этого человека преклоняется все живое. Вера в то, что «природа крепко держится своих законов» помогла Ломоносову крепко держаться своих законов, которые были важным звеном в истории отечественной науки, ведь с его помощью мы нашли атом.

Всякие открытия предполагают изменение человека, который живет с измененным мировоззрением, Но его мировоззрение должно быть чище и яснее, иначе нет смысла в подобном перевоплощении. Ломоносов понимал это: «те, кто пишут темно, либо невольно выдают этим свое невежество, либо намеренно, но худо скрывают его. Смутно пишут о том, что смутно представляют». Его перевоплощение с каждым шагом давало все более яркие результаты. То, что он творил являлось основой для того, что он будет творить. Но в каждый момент своего величия он понимал, что он только человек, и насколько он возомнит себя Богом, настолько же перестанет быть человеком: «Все изменения, совершающиеся в природе, происходят таким образом, что сколько к чему прибавилось, столько же отнимается от другого». Отнимается возможность человека проявится как человек, потому что нарушается гармония «Я - Бог».

Ломоносов пишет о том, что «из-за не вполне правильной системы начал много вредного вкладывается в медицину и в другие науки». Это не мудрость Бога, это беспокойство человека за веру в научные достижения, а значит в развитие всей цивилизации. Того, чтобы существовала «правильная система начал» требует человеческая логика, без которой человек не может создать более менее ясного представления о мире. « Если бы я захотел читать, еще не зная букв, это было бы бессмыслицей. Точно так же, если бы я захотел судить о явлениях природы, не имея никакого представления о началах вещей, это было бы такой же бессмыслицей».

Естественного, что логика вещей составляется человеком, но закладывается, в самом корне, все же законами природы, а значит Богом. Можно наблюдать, что Ломоносов не противоречит себе ни в одной высказанной мысли. « Сколь трудно полагать основания! Ведь мы должны как бы одним взглядом охватывать совокупность всех вещей, чтобы нигде не встретилось противопоказаний. Сравнить с делением и извлечением корней кубических и более высоких степеней. Я, однако, отваживаюсь на это, опираясь на положение или изречение, что природа крепко держится своих законов и всюду одинакова».

В трудах «о физических монадах» можно увидеть ту же линию рассуждений: «Фигура физических монад неизменна». Начало положено. Позднее, когда на основании учений Ломоносова о природе веществ будет открыт атом и будет очевидно, что его рассуждения о «неделимости частиц» неверное, наука будет восхищаться тем, какой рывок к прогрессу совершен незаконченными открытиями. Насколько могуч интеллект человека, который совершил попытку перевести язык природы на язык логики! В Ведических письмах (около 5 000 лет до нашей эры) на санскрите уже было упоминание о монадах, составляющих вещество. Ломоносов соединил время, причем разрыв был колоссальный. Это еще одно слово в подтверждение тому, что человек может быть велик как человек, управляя временем посредством идей познания Природы, приближаясь к Божественному со стороны логики.

Литература приросла гением Ломоносова, открыв новые горизонты возможностей для русского языка и его культуры. Пожалуй, уместно было бы начать с того, как воспринимал Ломоносов литературу, как он ее чувствовал и понимал. Словесные науки для него были нетъемлемой частью развития человеческого восприятия, подобно научным знаниям, которые дают четкие параметры, изменяющие мир. «О качествах стихотворца рассуждение» было написано именно с подобным воззрением на творчество его: «Разбор писателей есть наилучший и безопасный способ быть ученым человеком, и он потребен для всякой особно в свете науки и для всякого склонность имеющего человека к наукам». В таком контексте звучат его высказывания о назначении литературы. Но Ломоносовым всегда отдается должное тому, что человек склонен совершать ошибки и обманывать себя, возомнив себя ученым, понявшим все тайны жизни и тем самым приблизившимся к Богу. «Часто видим сноснее быть в беседе с неученым, по природе разумным, нежели с ученым, который мнит быть себя таковым и которого прямо можно назвать ученым невежею». Поистине – мудрость не имеет границ! Она не имеет границ для человека только если он действительно мудр. А отсутствие всяких границ признается только если существует то, что поглощает эти границы - это Бог. «Но коль велика творческая премудрость! Одарил нас словом, одарил слухом» [«О человеческом слове вообще»]. В этом можно усмотреть следующее: человек наделен словом, но ему должно уметь распоряжаться им. «Тончайшие философские воображения и рассуждения, многоразличные естественные свойства и перемены, бывающие в сем видимом строении мира и в человеческих обращениях, имеют у нас пристойные и вещь отражающие речи». Это еще раз показывает отношение Ломоносова к человеку, которому необходимо пользоваться тем, что ему дано Богом, потому что правильное использование приводит к величайшему дару - мудрости, причем это дар человека самому себе.

Воспевание возможностей, дарованных для проявления своей сущности человеку, отражается героической поэме, посвященной Петру Первому - одному из ярчайших литературных произведений Ломоносова. «Желая в ум вперить дела Петровы громки» он доносит до нас свой мощнейший призыв к действию. Энергичность Ломоносова представляется как попытка донести человеку о его возможностях, о том, что он может быть «превыше человека», но не Богом, так как превозношение человека происходит за его труды. Труд же человека не может сравниться с трудом Бога - это изначально разные вещи, как было рассмотрено вначале изложения всей темы.

«К тебе я вопию, премудрость бесконечна,

Пролей свой луч ко мне, где искренность сердечна

И полон ревности спешит в восторге дух

Петра Великого гласить вселенной вслух»

Приближение к вечному начинается с момента озаренности сознания радостью и восхищением, и чем глубже человек чувствует эту «тихую радость», тем более он наделен мудростью. Сознание же Ломоносова стремилось к познанию своей сущности, через самореализацию в трудах своих. Это видно из его сочинений, где акцентируется внимание на преклонение перед заслугами Петра: «Но ныне труд Петров к себе мой дух влечет». Таким образом, культивирование человеческих возможностей идет на ровне с преклонением перед Божием величестве. Ломоносов балансирует на грани «Я – Бог», добиваясь при этом колоссальных результатов. Вдохновение в его трудах черпают Г.Р. Державин:

« Се Пиндар, Цецерон, Виргилий - слава россов,

Неподражаемый, бессмертный Ломоносов.

В восторгах он своих где лишь черкнул пером,

От пламенных картин поныне слышен гром»;

Ф.И. Тютчев: «Он , умирая, сомневался,

Зловещей думою томим...»;

А.С. Пушкин, Н.А. Некрасов... Все та же тема мудрости Ломоносова открывается в произведениях «Размышления о Божием величестве при случае великого северного сияния». Бессмертное:

«Открылась бездна звезд полна;

Звездам числа нет, бездне дна»,

наталкивает на мысли о величии Бездны, как творения Бога, и глобальности человеческих возможностей, которые отражаются в стремлении постичь эту бездну творения.

Однако, понимание того, что человеку все-таки возможно идти по пути к пониманию творений Бога, но при этом не обязательно придти к цели, лишь стремление награждается гениальностью, делало Ломоносова исключительно волевым человеком. Но воля должна подпитываться энергией, которая вырабатывается при совершении волевых поступков. Необходимо войти в этот цикл, а также суметь удержаться в нем. Это то, что дано Богом, но что обязан (для себя) человек делать для себя. В противном случае жизнь человека не наполнится свечением мудрости и упорядоченностью воззрений.

Бездна: «Для общей славы Божества

Там та же сила естества»

Ломоносову необходимо было связать силу бездну с естественной силой природы для того, чтобы понять ее. Так происходит построение мировоззрения человека во все времена – это законы логического понимания.

«Творец, покрытому мне тьмою

Простри премудрости лучи

И что угодно пред тобою

Всегда творити научи

И, на твою взирая тварь,

Хвалить тебя, бессмертный Царь»...

«Всегда творити» – кредо Ломоносова, нашедшее полное отражение в его стихотворениях. Человек, доказывая себе, что он существует, увлечен процессом творчества. Но необходимо также помнить о том, что увлекаясь процессом, можно потерять связь с окружающим миром, так как он будет малоинтересен и самое интересное, что в нем будет - это творчество! Теряя связь с окружающим миром, тем самым отрезается путь к ресурсам для творчества. Ресурсы даются человеку Природой, ему лишь необходимо находить их и уметь пользоваться. Ломоносов же сам для себя создавал ресурсы, то есть его логика требовала этого. Нельзя сказать, что человек в данном случае уподобляется Богу, так как человек не автономен и первые ресурсы для творчества он получает от Природы, то есть от Бога. Ресурсы – это мысли, вещи, ощущения, посредством которых человек создает процесс творчества; соответственно, необходимо постоянное пополнение ресурсов для того, чтобы творчество принимало прогрессивное направление.

[О размножении и сохранении российского народа]

Не менее, чем литератор и естествоиспытатель интересен Ломоносов и историческими очерками. «...полагаю самым главным делом: сохранение и размножение российского народа, в чем состоит величество, могущество и богатство всего государства, а не в обширности, тщетной без обитателей». Человек, познавший, что есть его величие, стремится открыть глобальность этого остальным. Необходимо сохранять народ российский, так как жизнь человеческая бесценна. Никто не вправе распоряжаться человеческой жизнью, только смерть; а само право распоряжения заставляет чувствовать человека себя Богом. Это еще одно доказательство того, что Ломоносов никогда не ставил себя наравне с Богом, так как мудрость этого не позволяла.

Как же откликается время на попытки Ломоносова подчинить его человеку посредством логики? Возможно, не все его труды нашли должное рассмотрение, а многие из них потеряны. Но времени не удастся замести следы гениальности — это то, что не поддается ни какому воздействию... кроме другой гениальности. Итак, знания Ломоносова в призме времени.

В.И. Вернадский: «Из его работ, написанных по латыни или стильным русским языком древнего мастера, перед нами открываются поразительные прозрения науки нашего времени». Он один из ярчайших последователей, перенявший гениальность естествоиспытателя, констатирует: «Ему (Ломоносову) принадлежит первенство в открытии закона постоянной массы, он явился предшественником Лавуазье в понимании явлений горения, первый дал правильное толкование явлениям замерзания морской воды, до Вернера указав на различие возраста минеральных жил, дол правильное объяснение происхождению чернозема, металлоносных россыпей, образованию окаменелостей, землетрясений...». Можно отметить силу стремления Ломоносова донести свои открытия и научные труды до пользы человека, о чем писал Вернадский. Определенного качества должна быть человеческая материя, чтобы впитывать в свое творчество столько мудрости. Она (материя) рождается человеком, вот на что следует обратить внимание. Человек создает свою гениальность сам в себе, а Бог лишь порождает возможность этого. Следовательно, человек не может стать Богом, потому что он перестанет быть человеком. А если он перестанет быть человеком, значит нельзя будет констатировать, что он стал Богом, так как знать это может только сам Бог.

С.И. Вавилов: «Ломоносову по необъятности его интересов принадлежит одно из самых видных мест в культурной истории человечества. Даже Леонардо Да Винчи, Лейбниц, Франклин и Гете более специальны и сосредоточены». Великая загадка личности Ломоносова – его стремление объять как можно больше продуктивных граней жизни, и успешное. Только если человек великолепно контролирует себя, он может попытаться настроиться на волну развития понимания, построения структуры логического понимания мира. Тем самым человек всегда остается человеком, но он никогда не должен отрезать себе пути к попытке понять, что его окружает, поскольку лишь таким образом он доказывает свое право на существование. «История русской науки показывает, что ее гениям свойственна особая широта задач и результатов, связанная, однако, с удивительной почвенностью и реальностью и вместе с тем с простотой подхода к решениям. Эти черты, этот стиль работы, которые мы встречаем и у Менделеева, и у Павлова, особо выразительны у Ломоносова».

Удастся ли когда-нибудь раскрыть феномен Ломоносова? Возможно, если не случится конец света, когда в каждом будет воспитываться частичка личности Ломоносова.


Может возникнуть вопрос - почему подробно не разбирается биография Ломоносова? Как человек проходит жизненный путь показывает лишь то, чего он достиг. Это единственное качество его жизни. А насколько тяжело или легко ему пришлось в процессе познания и развития себя, своих возможностей, имеет не более значения, чем то, хромал или нет Олимпийский чемпион, получивший золотую медаль за победу в беге на длинные дистанции. Ломоносов дал возможность осознать человеку глобальность темы его существования, создал силой своей личности возможность:

« ...показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать...»

Главное, чего мог бы избежать каждый, кто идет по пути развития своей личности - это обращаться к источникам недостоверной информации, поскольку недостоверность разрушает то что строится с большими энергетическими затратами, получается, что еще не до конца выстроенная идея обречена на разрушение.

Необходимость выгодно для своих построений использовать энергию Ломоносов доказал на собственном примере. Перевернув мир зарождающейся науки и направив в нужное русло идеи, он отверг «темное» понимание, как недостоверную и вредящую сторону науки. Еще раз можно обратиться к тому, что переворот в культурной сфере был совершен потому, что человеческое сознание требовало пищу для развития, развития человеческой мудрости, но не посягало на Божественную. Вот что делало человека мудрым, а значит сильным, так как мудрость есть величайшая и непобедимая сила человека. Насколько быстро он осознает это в своей жизни, настолько больше бесценного времени будет у него для того, чтобы сделать свое сознание более сильным.

С другой стороны, для чего человеку сила сознания? На этот вопрос на данный момент ответа не существует, кроме разве что того, что человек стремиться соединиться со Вселенной путем идейного творчества, которая бесконечно растет посредством этого. Конечно, ничего на тему питания Вселенной идеями человека нет у Ломоносова. Но сам прецедент феномена чрезвычайно важен. Он дает возможность человеку понять важность его существования, что обращаться беспечно со своей жизнью по меньшей мере глупо. Бесконечная любовь Ломоносова к мудрости растапливает лед невежества и делает толчок к познанию человеком сущности человека. Занимаясь познанием Бога человек пытается дотянуться до него, стать подобным ему, не понимая какая роковая ошибка кроется за его действиями. Для человека необходимо найти точку начала в построении мира и связывающих его законов, и это будет сам человек. Познавая себя, одновременно человек познает мир, воспитывая в себе мудрость. А ведь мудрость состоит не в том, чтобы дотянуться до звезд, а в том, чтобы хотя бы увидеть эти звезды, раскрывая свое мировоззрение и совершенствуя его, и при этом быть готовым к тому, что никогда звезды не увидит. Гений Ломоносова велик, так как он не только смог объять это и изменить мировоззрение последующих поколений, но и запечатлев это в своем творчестве, остался мудростью в веках...


Использованная литература:


  1. М.В. Ломоносов. « Избранные философские произведения». М.

  2. М.В. Ломоносов (том восьмой полного собрания сочинений) «Поэзия, ораторская проза, надписи»

  3. Летопись научно-технической мысли России в лицах и документах под редакцией др.ист.н. Ворожейкина И.Е. «Михайло Ломоносов»

  4. Б.Г. Кузнецов «Творческий путь Ломоносова»




Похожие:

По философии «Я и бог»: феномен м. В. Ломоносова iconМ. В. Ломоносова факультет журналистики кафедра философии реферат
Бог, а дальше мир предоставлен действию собственных законов, которые, однако, сочетались у него с религиозно-мистическими взглядами,...
По философии «Я и бог»: феномен м. В. Ломоносова iconПроблема человека в социальной философии русского консерватизма 09. 00. 11. Социальная философия
Работа выполнена на кафедре философии и культурологии Северодвинского филиала Поморского государственного университета имени М. В....
По философии «Я и бог»: феномен м. В. Ломоносова iconКлиний. Бог, чужеземец, бог, говоря по правде
Афинянин. Бог или кто из людей, чужеземцы, был виновником вашего законодательства?
По философии «Я и бог»: феномен м. В. Ломоносова iconНезаслуженная милость
Господу. В священном Писании мы встречаем много имен Божества. Он есть Бог мира, Бог надежды, Бог всякого утешения; здесь апостол...
По философии «Я и бог»: феномен м. В. Ломоносова iconМосковский государственный университет им. Ломоносова­
...
По философии «Я и бог»: феномен м. В. Ломоносова iconМосковский государственный университет им. М. В. Ломоносова работа по философии
...
По философии «Я и бог»: феномен м. В. Ломоносова iconМ. В. Ломоносова Факультет журналистки Реферат
Гегелем. Шлейермахер оказал большое влияние на либеральный протестантизм 19 века, на развитие истории философии и педагогики в Германии,...
По философии «Я и бог»: феномен м. В. Ломоносова iconВопросы к кандидатскому экзамену по философии науки
Феномен науки. Структура научного знания: математическая структура, примеры структур
По философии «Я и бог»: феномен м. В. Ломоносова iconМетафизика русской литературы льва шестова
Диссертационная работа выполнена на кафедре истории русской философии философского факультета мгу имени М. В. Ломоносова
По философии «Я и бог»: феномен м. В. Ломоносова iconЭкзаменационные вопросы по философии 2005 (дневные факультеты) Что такое философия? Проблемы и специфика философского знания. Структура и функции философии
Место философии в системе духовной культуры: соотношение мифологии, религии, науки и философии
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов