Методические указания к практическим занятиям и самостоятель­ной работе утверждены и рекомендованы к изданию кафедрой психо­логии и социального управления, протокол от 5 мая 2003 г. №6 icon

Методические указания к практическим занятиям и самостоятель­ной работе утверждены и рекомендованы к изданию кафедрой психо­логии и социального управления, протокол от 5 мая 2003 г. №6



НазваниеМетодические указания к практическим занятиям и самостоятель­ной работе утверждены и рекомендованы к изданию кафедрой психо­логии и социального управления, протокол от 5 мая 2003 г. №6
Дата конвертации17.09.2012
Размер230.03 Kb.
ТипМетодические указания

Кафедра психологии и социального управления

Семьеведение: Методические указания к практическим занятиям и самостоятельной работе / Сост. канд. филос. наук, доцент Т.В. Поп­кова, канд. филос. наук, доцент Е.А.Тюгашев. - Новосибирск: СибУПК, 2005. - 24 с.

Рецензент д-р. филос. наук, профессор Ю.В. Попков

Методические указания к практическим занятиям и самостоятель­ной работе утверждены и рекомендованы к изданию кафедрой психо­логии и социального управления, протокол от 5 мая 2003 г. № 6.

© Сибирский университет

потребительской кооперации, 2005

ВВЕДЕНИЕ

Семья - объект исследования многих наук. В настоящее время говорят о возникновении фамшшстики как комплекса междисцип­линарных исследований семьи. В нашей стране организован Инсти­тут семьи и издается журнал «Семья в России».

Этнография изучает семью сквозь призму этнических особенно­стей, ритуалов, с учетом своеобразия семейного быта в прошлом и настоящем.

Демография анализирует семейную структуру населения во взаи­мосвязи с половозрастной структурой, используя данные статистики о размере и составе семьи, распространенности тех или иных семейных структур, о тенденциях брачности, детности, разводимости.

Психология изучает семью с точки зрения психологических осо­бенностей поведения членов семьи, учитывая сложный мир межлич­ностных отношений и особенности психики человека.

Социология анализирует семью как социальный институт, вы­полняющий функции воспроизводства общества, социализации его членов, а также объясняет образ жизни семьи и разновидности ее структуры.

В курсе «Семьеведение» реализуется междисциплинарный под­ход к изучению семьи как социального феномена. На основе систе­матизированного разнообразного научного материала, представляю­щего различные аспекты семейной жизни, рассматриваются такие важные вопросы, как любовь, семья, родство и брак на различных ис­торических этапах и в различных культурах.

Цель курса «Семьеведение» - изучение разнообразных форм су­ществующих в обществе семейно-родственных отношений, семейной культуры народов России и других стран, тенденций развития семьи в современном мире.

Задачи дисциплины - подвести студента к осознанию важности семьи как социального института, научить управлять семейными от­ношениями как в обществе, так и в своей собственной семье на осно­ве полученных обширных знаний по дисциплине «Семьеведение».

3

^ ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИИ

Тема 1. Семьеведение как наука.

  1. Исследование семьи в истории социальной мысли.

  2. Семьеведение как комплексная наука. Литература

Андреева Т. Семейная психология. - М., 2000.


Антонов А.И. Социология семьи: Учебник. - М, 1996.

Зидер Р. И. Социальная история семьи в Западной и Централь­ной Европе (конец XVIII - XX вв.). - М., 1997.

Ковалев СВ. Психология современной семьи. -М., 1988.

Семья в представлениях современного человека. - М., 1990.

Солодовников ВВ. Семья: социологическая и социально-психологическая парадигмы // Социс. - 1994. -№ 6.

Волков А.Г. Семья - объект демографии. - М., 1986.

Научно-исследовательскому институту семьи пять лет. - М., 1996.

Самостоятельная работа

Работа со словарем: семья, быт, фамилистика, демография, семьеведение, этнография.

Вопросы для самопроверки

  1. Каков объект и предмет семьеведения?

  2. Какие научные дисциплины внесли наибольший вклад в изу­чение семьи?

3) Какие разделы включает семьеведение?
Задания и упражнения

1) Найдите в различных словарях (по философии, социологии, психологии и т.д.) определения семьи. 2) Сравните различные опре­деления и установите специфику подхода к определению семьи в семьеведении. 3) Интерпретируйте факты из жизни свой семьи с точ­ки зрения различных дисциплин, изучающих семью. 4) Предложите новый подход к исследованию семьи. 5) Сравните структуру семье­ведения с дисциплинами аналогичного класса - науковедением, ре­лигиоведением, искусствоведением, литературоведением и др.

Тема 2. Кризис семьи.

  1. Семья и общество: циклы и кризисы.

  2. Семейный вопрос: содержание, структура, генезис. Литература

Дрожалкин Л.Р. Кризис семьи в XXI веке // Тендерная история: pro et contra. - СПб., 2000.

4

Антонов A.M. Депопуляция и кризис семьи в постсоветской России: кто виноват и что делать? // Вестник Московск. уни-та. -Сер. 18 «Социология и политология». - 1995. - № 2.

Антонов А.И., Борисов В.А. Кризис семьи и пути его преодоле­ния.-М., 1990.

Кирьянова О Г. Кризис американской семьи. - М., 1987.

Сорокин П А. Кризис современной семьи // Вестник Московск. ун-та. - Сер. 18. «Социология и политология». - 1997. - № 3. - С. 65-80.

Рубинштейн М.М. Кризис семьи как органа воспитания // Вест­ник Московск. ун-та. - Сер. 18. «Социология и политология». - 1997.

-№3.

Самостоятельная работа

Работа со словарем: кризис, эмансипация, суфражизм, феми­низм, феминология, феминность, маскулинность, семейный вопрос, женский вопрос, детский вопрос.

Вопросы для самопроверки

  1. В чем видят содержание кризиса семьи?

  2. Что такое социальный вопрос?

  3. В чем суть женского вопроса? Задания и упражнения

1) Выясните в вашей учебной группе точку зрения мужчин и точку зрения женщин на ситуацию кризиса семьи. В чем различаются и в чем совпадают эти мнения? 2) Каким образом решение женского вопроса повлекло за собой выдвижение мужского и детского вопро­сов? 3) Приведите из жизни примеры настоящих, на ваш взгляд, мужчин. Совпадает ли ваша оценка с мнением окружающих? 4) Ваш аналитический прогноз: умрет ли семья? 5) Назовите известные вам из истории кризисы семьи.

Тема 3. Семейная жизнь животных.

  1. Брачное поведение в мире животных.

  2. Родительское поведение в мире животных. Литература

Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. - СПб., 2003.

Завьялов Д.А. Некоторые социально-биологические аспекты ге­незиса семьи // Гендерная история: pro et contra. - СПб., 2000.

Бутовская Л.М.. Козинцев AT., Козинцев Б.А. Структура соци­альных связей в сообществе приматов // Этнографическое обозрение. -1993-№6.

Бутовская М.Л., Козинцев П.Г. Агрессия и примирение у школьников младшего возраста (этологический анализ механизмов контроля социальной напряженности в человеческих коллективах) // Этнографическое обозрение. - 1998. - № 4.

Дерягина М.А. Эволюционная антропология. - М., 1999.

Дерягина М.А, Бутовская М.Л. Этология приматов. - М., 1992.

Захаров А. А. Организация сообществ у муравьев. - М, 1991.

Козинцев А.Г. Проблема грани между человеком и животными: Ан­тропологический аспект // Этнографическое обозрение. - 1997. - № 4.

Мак-Фарленд Д. Поведение животных. - М. 1988.

Панов Е.Н. Поведение животных и этологическая структура по­пуляции. - М., 1983.

Плюснин Ю.М. Проблема биосоциальной эволюции: Теоретико-методологический анализ. - Новосибирск. 1990.

Хайнд Р. Поведение животных. - М., 1975.

Фридман Э.П. Занимательная приматология. - М., 1985.

Этология человека на пороге XXI века: новые данные и старые проблемы. - М., 1999.

Самостоятельная работа

Работа со словарем: этология, релизеры, квазисемья, популя­ция, растения однодомные и двудомные.

Вопросы для самопроверки

1 .Что изучает этология?

  1. Какие семейные сообщества существуют у животных?

  2. Как организована семейная жизнь растений? Задания и упражнения

1) Приведите примеры из жизни животных, которые дополни­тельно иллюстрируют рассмотренные ситуации. 2) Посмотрите ви­деозапись научно-популярного фильма о семейной организации при­матов. Что вас больше всего удивило? 3) Выделите в жизни челове­ческого общества формы поведения, изоморфные (подобные) пове­дению животных. 4) Разработайте проект организации семейной жизни, учитывая закономерности, открытые этологией. 5) Оцените свое окружение и выделите элитных брачных партнеров. Совпадает ли ваше мнение с мнением товарищей по половому классу?

Тема 4. Агамия.

  1. Этапы и закономерности антропосоциогенеза.

  2. Половые классы и социальная эволюция. Литература

Анурин В Ф. Сексуальная революция: двойной стандарт // Со­циологические исследования. - 2000. - № 9.

Управителева Л.М. Женщина и мужчина в первобытном обще­стве: опыт тендерного исследования. - Барнаул - Мегион, 2002.

Бутовская МЛ., Файнберг Л.А. У истоков человеческого обще­ства (Поведенческие аспекты эволюции человека). - М., 1993.

Бутовская Л.М. Эволюция человека и его социальной структу­ры // Природа. - 1998. - № 9.

Козинцев А.Г. Переход от неандертальцев к людям современно­го типа в Европе: Эволюция путем полового отбора? // Человек засе­ляет планету Земля. - М., 1997.

Мирошина. Т.В. Амазонки у сарматов и проблема матриархата // Проблемы скифо-сарматской археологии. -М., 1990.

РайхВ. Сексуальная революция. -СПб.; М, 1997.

Рэдклифф-Браун А. Табу // Религия и общество. -М., 1996.

Семенов Ю.И. Как возникло человечество. - М., 1966.

Семенов Ю.И. Происхождение брака и семьи. - М., 1974.

Семенов Ю.И. На заре человеческой истории. - М, 1989.

Таркова Р. А. Амазонки: по следам легенды: Историко-культурологическое исследование. - Астрахань, 1999.

Токарев С. А. «Избегание» и «этикет» // Советская этнография. -1979.-№1.

Файнберг Л.А. У истоков социогенеза: От стада обезьян к об­щине древних людей. - М., 1980.

Фрейд 3. Тотем и табу // Фрейд 3. «Я» и «Оно». Труды разных лет. - Тбилиси, 1991. - Т. 1.

Самостоятельная работа

Работа со словарем: агамия, амазонки, антропосоциогенез, из­бегание, инбридинг, оргиастические праздники, подшучивание, сек­суальная революция, табу, эструс, эстральный цикл.

^ Вопросы для самопроверки

1) Какую роль сыграло развитие сексуальности в антропосоциогенезе?

2) Как взаимосвязаны воспроизводство человеческого рода и
воспроизводство материальных благ?

^ 7

3) Как можно объяснить происхождение легенд об амазонках?

Задания и упражнения

1) Сравните первую и вторую сексуальные революции. 2) Под­берите данные о преимуществах внутривидовой гибридизации среди различных рас людей. 3) Выявите половые табу в христианской куль­туре. 4) Сравните быт и отношения в «мужских» и «женских» сою­зах, существующих в современном обществе. 5) Посетите (или изу­чите по произведениям художественной литературы) закрытый муж­ской (женский) клуб. Поделитесь впечатлениями.

Тема 5. Групповой брак.

  1. Групповой брак.

  2. Парный брак и парная семья. Литература

Золотарев А.М. Родовой строй и первобытная мифология. - М., 1964.

Ольдерогге Д.А. Эпигамия. - М., 1982.

Становление брачно-семейных отношений. - М., 1989.

Семенов Ю.И. Происхождение брака и семьи. - М., 1974.

Семенов Ю.И. На заре человеческой истории. - М, 1989.

Файнберг Л.А. Общественный строй эскимосов и алеутов: от материнского рода к соседской общине. - М., 1964.

Штернберг Л.Я. Семья и род у народов Северо-Восточной Азии.-Л., 1933.

Самостоятельная работа

Работа со словарем: матриархат, патриархат, парный брак, групповой брак, парная семья, брачная локализация, матрилокальное, патрилокальное, авунколокальное поселения,

Вопросы для самопроверки

  1. Почему групповой брак является браком?

  2. Каковы социальные функции эндогамии?

  3. Что такое матриархат и патриархат? Задания и упражнения

1) Назовите слова мужского, женского и среднего рода. Как языковеды объясняют происхождение разделения существительных по родам? 2) Назовите свое имя и матчество. На материале русских сказок, исследований по славянской мифологии и русской фолькло­ристике изучите биографию Змея Горыныча. 3) В известном вам со­циокультурном пространстве выделите территориально разделенные общности, находящиеся в отношениях взаимного брачевания.

8

Тема 6. Семейная община.

  1. Родовая община.

  2. Фратрия. Клан. Линидж. Литература

Ковалевский М.М. Клан у аборигенных племен России // Социс. -2002.-№5.

Аверкиева Ю. /7. Разложение родовой общины и формирование раннеклассовых отношений в обществе индейцев северо-западного побережья Северной Америки. - Ы., 1961.

Давыдов А.Д. Сельская община и патронимия в странах Ближне­го и Среднего Востока. - М., 1979.

Женщина, брак, семья до начала Нового времени. - М., 1993.

Карапетян AT. Армянская семейная община. - Ереван, 1958.

Косвен МО. Семейная община и патронимия. - М, 1963.

Крюков М.В. О соотношении родовой и патронимической (кла­новой) организации // Советская этнография. - 1967. - № 6.

Робакидзе А.И. Патронимия у народов Кавказа. - М., 1973.

Социальная организация народов Азии и Африки. - М, 1976.

Харадзе Р. Грузинская семейная община. - Тбилиси, 1960.

Щапов Н.Я. Большая и малая семья на Руси в IX—XIII вв. // Ста­новление и развитие раннефеодальных славянских государств. - Ки­ев, 1972.

Самостоятельная работа

Работа со словарем: община, клан, линидж, фратрия, варварст­во, патронимия.

Вопросы для самопроверки

  1. Что такое община?

  2. Назовите основные признаки родовой общины.

  3. В чем состоят отличия клана от рода? Задания и упражнения

1) Познакомьтесь по историческим и этнографическим данным, фотографиям и воспоминаниям современников с бытом семейной общины Русского Севера. 2) Что такое снохачество? 3) На основе аналитического обзора произведений отечественной литературы со­ставьте указатель основных элементов жизни семейной общины.

  1. Существует ли в известных вам больших семьях иерархия власти?

  2. Сделайте первый шаг в инициировании фамильного движения.

9

Тема 7. Моногамный брак и моногамная семья.

  1. Становление моногамной семьи.

  2. Эволюция института моногамной семьи. Литература

Ходоров Н. Психодинамика семьи. // Хрестоматия феминист­ских текстов. Переводы. - Спб., 2000.

Крутье А.А. Гарем: царство под чадрой. - М., 2000.

Голод СИ. Моногамная семья: кризис или эволюция // Соци­ально-политический журнал. - 1995. -№ 6.

Семенов ЮН. Происхождение брака и семьи. - М., 1974.

Самостоятельная работа

Работа со словарем: моногамия, полигамия, полиандрия, поли­гиния, сожительство, гарем, конкубинат, наложничество.

Вопросы для самопроверки

1)Что такое моногамия? 2) Какие факторы повлияли на станов­ление института моногамной семьи?

Задания и упражнения

1) Чьим интересам в большей мере соответствует институт мо­ногамной семьи: мужа, жены, их родителей, детей? 2) Укажите на элементы полигамии в современной общественной жизни. 3) Как свя­заны в моногамном браке любовь и частная собственность?

Тема 8. Тендерные отношения.

  1. Понятия «пол» и «гендер».

  2. Возрастные классы в прошлом и настоящем. Литература

Андреев И.Л. Тамтам созывает посвященных (тайные ритуаль­ные общества Африки как продукт эволюции тендерных отношений) // Вопросы философии. - 2000. - № 6.

Антология тендерной теории. - Минск, 2000.

Бочаров ВВ. Антропология возраста. - СПб., 2001.

Силласте Г.Г. Тендерная социология в познании общественно-экономической жизни (круглый стол). - 2001. - № 7.

Балушок ВТ. Древнеславянские молодежные союзы и обряды инициации // Этнографическое обозрение. - 1996. -№ 3.

Бернштам Т.А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX - начала XX века: половозрастной аспект традиционной культу­ры.-Л., 1988.

10

Бутовская М.Л., Артемова OK)., Apceiiuua О.И. Полоролевые стереотипы у детей Центральной России в современных условиях // Этнографическое обозрение. - 1998. -№ 11.

Вейнингер О. Пол и характер. Мужчина и женщина в мире стра­стей и эротики. - М., 1991.

КлецинаИ.С. Тендерная социализация. - СПб., 1998.

Геодакян В.А. Мужчина и женщина. Эволюционно-биологи-ческое предназначение // Женщина в аспекте физической антрополо­гии.-М., 1994.

Марсиро Ж. История сексуальных ритуалов. - М., 1998.

Мужчина и женщина в современном мире: меняющиеся роли и образы. -М., 1999.

Потолок пола. - Новосибирск, 1998.

Семья, тендер, культура. - М., 1997.

Этнические стереотипы мужского и женского поведения. -Спб., 1991.

Самостоятельная работа

Работа со словарем: пол, тендер, инициация, обрезание, сексизм, сверстничество, эйджизм, трансвеститы, травестизм, андрогиния.

Вопросы для самопроверки

  1. В чем заключается отличие понятий «пол» и «тендер»?

  2. Как формируются стереотипы «мужского» и «женского» по­ведения?

3) В чем суть половозрастной стратификации?
Задания и упражнения

1) Проанализируйте тендерные стереотипы, которые, на ваш взгляд, есть в вашей группе. 2) Проанализируйте телевизионную рек­ламу и обратите внимание на использование тендерной символики в современной рекламе. 3) Существуют ли, на ваш взгляд, социальные стереотипы при устройстве на работу представителей различных по­ловозрастных групп? Аргументируйте свою точку зрения. 4) Опиши­те те инициации, в которых вы принимали участие. 5) Дайте анализ современной модной одежды с точки зрения реализации андрогин-ной перспективы.

Тема 9. Любовь.

  1. Понятие любви.

  2. Генезис любви и ее виды.

11

Литература

Мангацца П. Любовь рода человеческого. - М., 1999.

Андрей Капеллан. О любви // Жизнеописания трубадуров. - М., 1993.

Аргедас ХМ. Любовь-Вселенная // Латиноамериканская по­весть. - М., 1989.-Т. 1.

Веселовский А. Женщины и старинные теории любви. -М., 1990.

Голод СИ. Личная жизнь: любовь, отношения полов. - Л., 1990.

Дюби Ж. Куртуазная любовь и перемены в положении женщин во Франции XII в. // Одиссей. Человек в истории. Личность и обще­ство. -М., 1990.

Розин В., Шапинская Р. Природа любви. Понимание и изобра­жение любви и сексуальности в разных культурах, в работах фило­софов, в искусстве. - М, 1993.

Рюриков Ю.Б. Любовь на исходе XX века. - М., 1998.

Сосповский А. Лики любви. Очерки истории половой морали. -М, 1992.

Философия любви. - М., 1990.

Шишмарев В.Ф. К истории любовных теорий романского Сред­невековья // Шишмарев В.Ф. Избранные статьи. Французская литера­тура. - М. - Л., 1965.

Эрос и личность. - М., 1989.

Эптон Н. Любовь и испанцы. - Челябинск, 2001.

Эптон Н. Любовь и французы. - Челябинск, 2001.

Эптон Н. Любовь и англичане. -Челябинск, 2001.

Самостоятельная работа

Работа со словарем: агапэ, амфетамины, влечение, куртуаз-ность, любовь, привязанность, сторге, филиа, эндорфины, эрос.

Вопросы для самопроверки

  1. Чем отличается любовь от привязанности?

  2. Как взаимосвязаны различные виды любви?

  3. Что такое «романтическая любовь»? Задания и упражнения

1) Напишите историю своей любви, начиная с младенчества. 2) Составьте для себя «любовную карту». 3) Сформулируйте совре­менный девичий кодекс любви. Разыграйте Суд любви. 4) Какие пе­реживания вызывают стихи Л. Блока о Прекрасной даме?

12

Тема 10. Обряды семейного цикла.

  1. Обряды перехода.

  2. Семиотическое единство обрядов семейного цикла. Литература

Геннеп А. Обряды перехода. Систематическое изучение обря­дов. - М., 1999.

Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. -СПб.: Наука, 1993.

Бернштам Т. А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX - начала XX века: половозрастной аспект традиционной культу­ры.-Л., 1988.

Еремина В. И. Ритуал и фольклор. - Л., 1991.

Самостоятельная работа

Работа со словарем: жизненный цикл, семейный цикл, обряд, ритуал, брак, кувада.

Вопросы для самопроверки

  1. Каким образом люди заботятся о своем посмертном сущест­вовании?

  2. Какими соображениями обычно руководствовались, подбирая имя своему ребенку?

3) Почему свадьба идентична похоронам?
Задания и упражнения к третьему вопросу

1) Что такое родильный дом в архаической ретроспективе? 2) Изучите условия и порядок крещения новорожденного ребенка в православной церкви. Как вы его оцениваете? 3) Перечислите соблю­даемые в настоящее время табу и элементы родильной обрядности. 4) Тщательно изучите популярную литературу, посвященную органи­зации и проведению свадеб. Составьте масштабный проект свадебно­го процесса. Сколько позиций он включает? 5) Проведите репетицию простейших свадебных игр.

Тема 11. Семейное сообщество.

  1. Динамика супружеских отношений

  2. Межпоколенные отношения в семье. Литература

Исупова ОТ. Социальный смысл материнства в современной России («Ваш ребенок нужен только Вам») // Социс. - 2000. - № 11. Краснова О.В. Бабушки в семье // Социс. - 2000. - № 11.

13

Кон И.С. Ребенок и общество: историко-этнографическая пер­спектива. - М., 1988.

Абрамсон М.Л. Супруги, их родные и близкие в южноитальян­ском городе высокого средневековья (Х-ХШ вв.) // Человек в кругу семьи: Очерки по истории частной жизни в Европе до начала Нового времени. - М., 1996.

Бейкер К. Теория семейных систем М. Боуена // Вопросы пси­хологии. - 1991. - № 6.

Гурко Т. А. Родительство в изменяющихся социокультурных ус­ловиях // Социологические исследования. - 1997. -№ 1.

Котовская М. Г., Шалыгипа Н. В. Сделает ли российская жен­щина счастливым своего мужа? // Социс. - 1995. -№ 4.

Шамраев B.C., Лукьянова Т. А. Отцы и дети // Социс. - 1996. - № 4.

Самостоятельная работа

Работа со словарем: супружество, родительство, прародитель-ство, брак, священный брак.

Вопросы для самопроверки

1) Охарактеризуйте основные этапы в развитии семейных отно­шений. 2) Какие отношения организуют детское сообщество в семье? 3) В чем суть проблемы «отцов и детей»?

Задания и упражнения

1) Опишите семейный цикл вашей родительской семьи. 2) Сде­лайте запись супружеской ссоры. Как построен ее сценарий? 3) По­чему ребенку необходим отец? Расспросите сверстника, выросшего в неполной семье, о его переживаниях по отношению к отсутствующе­му родителю. 4) «Брат на брата»: как возникают и завершаются драки между близкими родственниками? 5) Какова роль прародителей в вашей семье?

Тема 12. Родство и свойство.

1. Родство как социальное явление.

2. Искусственное родство.
Литература

Бикбулатов Н.В. Башкирская система родства. - М, 1981. Бутиноа НА. К вопросу о концепции родства // Советская этно­графия. - 1990.-№3.

Воугел ЭФ. Семья и родство // Американская социология. - М, 1972. Годелъе М. Секс, родство и власть // Пол, секс, человек. - М., 1993.

14

Дарнтон Р. Братство: взгляд еретика // Одиссей. Человек в ис­тории. Картина мира в народном и ученом сознании. - М.. 1994. Дзуцев Х.В. Квазиродственные связи. - М., 1994. Крюков М.В. Система родства китайцев (эволюция и законо­мерности). - М., 1972.

Трубачев ОН. История славянских терминов родства и некото­рых древнейших терминов общественного строя. - М., 1956. Самостоятельная работа

Работа со словарем: свойство, родство, фамилия, генеалогия, степени родства, филиация, матрифилиация, патрифилиация, адопция. Вопросы для самопроверки

  1. Дайте определение словам «род», «родство».

  2. Какие системы родства Вам известны?

  3. Как связан запрет инцеста с институтами родства? Задания и упражнения

1) В чем заключается социально-культурная природа родства? 2) Вспомните русскую терминологию родства. 3) В чем состоит раз­личие между отношениями родства и отношениями свойства? 4) Проиллюстрируйте действие законов родства на примере ваших семейно-родственных связей. 5) Почему в архаических обществах было важным знание генеалогии и счет родства?

Тема 13. Национальные особенности семейной культуры.

  1. Семья и быт в Китае.

  2. Семья и быт в США. Литература

Антонов А.И. Действительно ли небо упало на землю? (Ком­ментарий к дискуссии американских социологов об упадке семьи в США) // Вестник Московск. ун-та. - Сер. 18 «Социология и полито­логия». - 1996. -№ 3.

Золотухина М.В. Мир американской семьи. - М, 1999.

Кирьянова О.Г. Кризис американской семьи. - М., 1987.

Китайский Эрос. - М., 1993.

Почагина О.В. Модели семейной организации в Китае и на Фи­липпинах. - М., 1997.

Семанов В.И. Из жизни императрицы Цыси, 1835-1908. - М., 1979.

Тишков В.А. Изучение истории семьи и статуса женщин в США // Вопросы истории. - 1988. - № 4.

15

Самостоя тельная работа

Работа со словарем: викторианство, «маммизм», мачо, инь, ян, конфуцианство.

Вопросы для самопроверки

  1. Существует ли взаимосвязь между почитанием старших в ки­тайской культуре и многочисленностью китайцев?

  2. Как разрешается кризис семьи в США?

3) Как особенности религиозной культуры влияют на семейный быт?
Задания и упражнения

1) Выделите англосаксонские источники семейной культуры США. 2) Познакомьтесь с данными антропологических исследований о результатах метисации ханьцев с другими этносами. 3) Оцените морально-психологическую готовность супругов в современной рос­сийской семье к подбору и введению в дом младшей жены (или му­жа). 4) Классифицируйте явления окружающего мира как Ян и Инь. 5) Возьмите интервью у человека, побывавшего в Америке. Попроси­те его рассказать об особенностях семейной культуры, взаимоотно­шений полов.

Тема 14. Будущее семьи.

  1. Тенденции развития современной семьи.

  2. Проектирование современной семьи. Литература

Свадьбина Т.В. Современная семья: теория, методология, прак­тика, прогноз. - Н. Новгород, 2000.

Гаспарян Ю.А. Семья на пороге XXI века: Социологические проблемы. - Спб., 1999.

Голод СИ. Будущая семья: какова она? - М., 1990.

Гурко Т. А. Трансформация института современной семьи // Со-цис.-1995.-№ 10.

Савинов Л.И. Семья и общество: история, современность и взгляд в будущее. - Саранск, 1992.

Семья на пороге третьего тысячелетия. - М., 1995.

Тенденции развития современной семьи. - М., 1992.

Тоффлер А. Футурошок. - Новосибирск, 1996.

Самостоятельная работа

Работа со словарем: неполная семья, смешанная семья, моно­родительская семья, семейная карьера.

16

Вопросы для самопроверки

  1. Каковы основные проявления кризиса семьи?

  1. Каковы основные тенденции, свидетельствующие о преодо­лении кризиса семьи?

  2. Какую роль может сыграть семьеведение в проектировании семьи?

^ Задания и упражнения

1) Сравните основные проявления кризиса семьи и основные тенденции развития современной семьи. 2) Базируясь на личном опыте, укажите, какие перспективные формы семейных отношений возникают в настоящее время? 3) Основываясь на личном опыте, укажите на несомненные преимущества современной семьи. 4) Опи­шите практику профессионального родительства в современном об­ществе. 5) Поставьте семейный эксперимент.

^ ВОПРОСЫ К КОЛЛОКВИУМУ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ Ф. ЭНГЕЛЬСА

«Происхождение семьи, частной собственности и государства»

  1. Изображение семьи в Пятикнижии Моисея.

  2. Четыре основных положения работы Бахофена «Материн­ское право»( 1861 г.).

  3. Изображение конфликта материнского и отцовского права в трагедии Эсхила «Орестея».

  4. Основные исследовательские заслуги Бахофена.

  5. Теория численного неравенства полов Мак-Леннана.

  6. Открытие Моргана, сопоставимое с открытием Дарвина.

  7. Дикость - варварство - цивилизация: отличительные черты.

  8. Как объясняется более успешное развитие расовых групп ариев и семитов?

  9. Противоречие между формой семьи и системой родства, фиксируемое Морганом и отмечаемое Энгельсом.




  1. Что такое гетеризм?

  2. Эспинас о противоречии между стадом и семьей в сообще­ствах животных.

  3. Морган о кровнородственной семье.

  4. Кто такие «пуналуа»?

  5. Что такое брачные классы?

17

  1. Брак-похищение: отдельные аспекты.

  2. Брак-купля: отдельные аспекты.

  3. Главный муж и главная жена.

  4. Причины вытеснения группового брака парным браком.

  5. В чем состоит различие между родственниками и свойст­венниками?

  6. Полоролевые функции в организации коммунистического домашнего хозяйства.

  7. Господство женщины и женский труд в коммунистическом домашнем хозяйстве.

  8. Что такое сатурналии?

  9. Право первой ночи.

  10. Право на невесту и порядок очередности.

  11. Искупительная жертва за брак и ее смягчение.

  12. Роль женщин в переходе от группового брака к [тарному браку.

  13. Роль мужчин в переходе от парного брака к моногамному браку.

  14. Когда и почему охота стала роскошью?

  15. Как возникло рабство?

  16. Возникновение скотоводства и изменение экономического положения мужского пола.

  17. Материнское право: формы реализации.

  18. Революция в определении происхождения и порядка насле­дования по материнской и отцовской линиям.

  19. В чем заключается всемирно-историческое поражение жен­ского пола?

  20. Маркс о главной характерной черте патриархальной семьи.

  21. Что такое familia?

  22. Маркс о взаимосвязи семьи и общества.

  23. Единобрачие как клеточка цивилизованного общества.

  24. Южнославянская задруга.

  25. Брачный клуб.

  26. Русские народные семейные песни.

  27. «Илиада».

  28. «Одиссея».

  29. Эсхил. «Агамемнон».

  30. Рабство и многоженство.

  31. Брачные обычаи в Спарте.

  32. Молосские собаки.

18

  1. Oikurema.

  2. Откуда брали евнухов в Древней Греции?

  3. Как можно было стать подлинной женщиной в Древней Греции?

  4. Миф о Ганимеде.

  5. Что такое греческая любовь?

  6. Цель единобрачия.

  7. Цель патриархальной семьи.

  8. Закон о супружеских обязанностях.

  9. Баядерки.

  10. Проституция и гетеризм: общее и особенное.

  11. Дайте комментарий к высказыванию Энгельса: «Мужчины одержали победу над женщинами, но увенчать победителей велико­душно взялись побежденные».

  12. Определение отца по Кодексу Наполеона.

  13. Романо-германский синтез и изменение положения женщин.

  14. Кто заключает парный брак?

  15. Что такое рыцарская любовь?

  16. Что такое «альбы»?

  17. Фурье о браке по расчету.

  18. Пастух и пастушка: социальные истоки пасторали.

  19. Поэзия Анакреонта.

  20. Тема брака в «Песне о Нибелунгах».

  21. Устройство ирокезского рода.

  22. Устройство фратрии у ирокезов.

  23. Устройство ирокезского племени.

  24. Устройство союза ирокезских племен.

  25. Устройство афинского рода.

  26. Устройство афинской фратрии.

  27. Устройство афинского племени.

  28. Устройство римского рода.

  29. Кто такой конунг?

  30. Кто такой Рекс?

  31. Развод в Уэльсе.

  32. Институт заложников у германцев.

  33. Что такое вергельд?

  34. Институт дружины?

19

СЕМЬЕВЕДЕНИЕ

Методические указания к практическим занятиям и самостоятельной работе студентов

Редактор Л. Н. Матусенкова Компьютерная верстка Т. М. Постниковой

Лицензия ИД № 01102 от 01.03. 2000

Подписано в печать 30.03.2005. Формаг 60x84/16. Бумага офсетная. Тираж 100 экз.

Печ.л. 1,5. Уч.-изд.л. 1,39. Изд. № 160. Заказ № 168.

Типография Сибирского университета потребительской кооперации. 630087, Новосибирск, пр.К.Маркса,26.




Похожие:

Методические указания к практическим занятиям и самостоятель­ной работе утверждены и рекомендованы к изданию кафедрой психо­логии и социального управления, протокол от 5 мая 2003 г. №6 iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине «бухгалтерский учет» для студентов специальности
Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Бухгалтерский учет» / Сост.: Н. А. Адамов, Г. А. Амучиева; гуу. – М.,...
Методические указания к практическим занятиям и самостоятель­ной работе утверждены и рекомендованы к изданию кафедрой психо­логии и социального управления, протокол от 5 мая 2003 г. №6 iconБиблиографический список
Элементы интерфейса, стандартные и прикладные программы ос windows: Методические указания к практическим занятиям по курсу «Информатика»/...
Методические указания к практическим занятиям и самостоятель­ной работе утверждены и рекомендованы к изданию кафедрой психо­логии и социального управления, протокол от 5 мая 2003 г. №6 iconУчебно-методические указания по самостоятельной работе студентов и проведению семинарских и практических занятий
В. А. Колобкова, заведующий кафедрой финансовых дисциплин Российской таможенной академии, канд экон наук, доцент
Методические указания к практическим занятиям и самостоятель­ной работе утверждены и рекомендованы к изданию кафедрой психо­логии и социального управления, протокол от 5 мая 2003 г. №6 iconБиблиографический список «Элементы интерфейса, стандартные и прикладные программы ос windows»
«Элементы интерфейса, стандартные и прикладные программы ос windows»., Методические указания к практическим занятиям по курсу «Информатика»,...
Методические указания к практическим занятиям и самостоятель­ной работе утверждены и рекомендованы к изданию кафедрой психо­логии и социального управления, протокол от 5 мая 2003 г. №6 iconМетодические указания по подготовке курсовых работ Москва 2002 утверждено
Методические указания подготовлены для студентов, обучающихся по специальности 350 800 "Документоведение и документационное обеспечение...
Методические указания к практическим занятиям и самостоятель­ной работе утверждены и рекомендованы к изданию кафедрой психо­логии и социального управления, протокол от 5 мая 2003 г. №6 iconМетодические указания по подготовке, выполнению, оформлению и защите дипломной работы, по ее рецензи­рованию
Методические указания по выполнению дипломных работ для студен­тов специальности "Мировая экономика" / Сост. Л. В. Левченко. Самара:...
Методические указания к практическим занятиям и самостоятель­ной работе утверждены и рекомендованы к изданию кафедрой психо­логии и социального управления, протокол от 5 мая 2003 г. №6 iconМетодические указания по бухгалтерскому учету мпз методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утв. Приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. N 119н)
Эти Методические указания для налоговых целей не применяются, торговые организации вправе использовать их для целей бухгалтерского...
Методические указания к практическим занятиям и самостоятель­ной работе утверждены и рекомендованы к изданию кафедрой психо­логии и социального управления, протокол от 5 мая 2003 г. №6 iconНовочеркасский политехнический институт) Шахтинский институт (филиал)
Методические указания рассмотрены и обсуждены на заседании кафедры «Физика и химия» Шахтинского института (филиала) юргту (нпи) и...
Методические указания к практическим занятиям и самостоятель­ной работе утверждены и рекомендованы к изданию кафедрой психо­логии и социального управления, протокол от 5 мая 2003 г. №6 iconНовочеркасский политехнический институт) Шахтинский институт (филиал)
Методические указания рассмотрены и обсуждены на заседании кафедры «Физика и химия» Шахтинского института (филиала) юргту (нпи) и...
Методические указания к практическим занятиям и самостоятель­ной работе утверждены и рекомендованы к изданию кафедрой психо­логии и социального управления, протокол от 5 мая 2003 г. №6 iconФедеральное агентство по образованию Российской Федерации Южно-Российский государственный технический университет
Методические указания рассмотрены и обсуждены на заседании кафедры «Физика и химия» Шахтинского института (филиала) юргту (нпи) и...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов