Ю. В. Попков, Е. А. Тюгашев современное состояние традиционной культуры самодийского и финно-угорского населения ямало-ненецкого автономного округа icon

Ю. В. Попков, Е. А. Тюгашев современное состояние традиционной культуры самодийского и финно-угорского населения ямало-ненецкого автономного округа



НазваниеЮ. В. Попков, Е. А. Тюгашев современное состояние традиционной культуры самодийского и финно-угорского населения ямало-ненецкого автономного округа
страница1/15
Дата конвертации17.09.2012
Размер3.09 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


Ю.В. Попков, Е.А. Тюгашев


СОВРЕМЕННОЕ

СОСТОЯНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

САМОДИЙСКОГО И ФИННО-УГОРСКОГО НАСЕЛЕНИЯ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА


РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

УРАЛЬСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ИНСТИТУТА ИСТОРИИ И АРХЕОЛОГИИ

ЯМАЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ

СИБИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ И ПРАВА


Ю.В. Попков, Е.А. Тюгашев


СОВРЕМЕННОЕ

СОСТОЯНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

САМОДИЙСКОГО И ФИННО-УГОРСКОГО НАСЕЛЕНИЯ

^ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

(этносоциальный аспект)


Новосибирск – Салехард

2007

УДК 39(571.1)

ББК 63.529(253.3)-32

П 576


Р е ц е н з е н т ы:

доктор социологических наук, профессор,

проректор Тюменского государственного нефтегазового университета

Н.Г. Хайруллина

доктор исторических наук, профессор

заведующий сектором истории социально-экономического развития

Института истории СО РАН

^ С.С. Букин

кандидат философских наук

заведующий сектором социологии науки и образования

Института философии и права СО РАН

А.М.Аблажей


Рекомендовано к печати

Ученым советом Института философии и права СО РАН


^ Попков Ю.В, Тюгашев Е.А.

П 576 Современное состояние традиционной культуры самодийского и финно-угорского населения Ямало-Ненецкого автономного округа (этносоциальный аспект). — Новосибирск – Салехард: Банк культурной информации, 2007 – 184 с.


ISBN 978-57851-0614-7


В монографии на основе результатов эмпирических этносоциологических исследований дан комплексный анализ современного состояния и перспектив развития традиционной культуры самодийского и финно-угорского населения Ямало-Ненецкого автономного округа.

Книга адресована этносоциологам, культурологам, этнологам, исследователям положения коренных малочисленных народов Севера, специалистам органов государственной власти и управления, представителям национально-культурных организаций


УДК 39(571.1)

ББК 63.529(253.3)-32


© Ю.В.Попков, 2007

© Е.А.
Тюгашев, 2007


СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….

5


Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭТНОСОЦИАЛЬНОЙ ДИНАМИКИ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ



9


§ 1. Этносоциальная конкретизация категории культуры

Эвристично ли определение культуры, данное Э.С. Маркаряном?

Архаичность информационно-семиотического понимания культуры.

Преодоление дуализма бытия и мышления в трактовке культуры.

Культура как деятельность в западной и восточной традициях.

Научные истоки этносоциальной экспликации категории культуры.

Этносоциальный организм и его культура.

Методологические функции этносоциальной концепции культуры.

Задача онтологической интеграции категории «культура»

10

11

12

13

15

16

18

19

20

§ 2. Этносоциальное измерение социокультурного процесса

Как выразить динамику культуры?

Интуиции лингвоконцепта cultura.

Культура как месторазвитие.

«Земной» характер культуры.

Природные духи Гегеля и всемирно-исторический процесс.

Природный дух европейского социокультурного процесса. 

Развитие европейского духа.

Этносоциальный механизм европейского процесса.

Гуссерль об этносоциальном родстве духовной Европы.

Интернационализация и кризис европейской культуры.

Европейская идея и принцип национальности.

Монокультура Европы

22

22

23

24

25

26

27

29

30

33

34

37

38

§ 3. Проблема этносоциальной демаркации традиционной культуры

Неудачи концептуализации.

Традиция — трансмиссия?

Темпоральность традиции.

Ненаследственность традиции.

Интуиции лингвоконцепта traditio.

Традиция — эпифеномен услугообмена.

Куматоид традиции.

Парадоксальное тождество традиции и культуры.

Нетождество архаического и традиционного в культуре.

Традиционные отношения как способ бытия традиционной культуры.

40

40

41

43

44

45

46

47

48

50

51

^ Глава 2. ЭТНОСОЦИАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

62

§ 1. Лидеры коренных малочисленных народов Севера о состоянии традиционной культуры и приоритетах ее развития

«Северный расизм».

Пассионарность.

Потестарный потенциал.

«Евроненцы».

На разломе модернизации.

Релевантность протестантской этики.

Не патернализм, а социально ответственное государство.

63


64

66

68

70

72

76

78

§ 2. Кочевое население Ямало-Ненецкого автономного округа о проблемах современной традиционной культуры

Неустойчивое оленеводство.

Возможно растущее благополучие.

Кочевание и бытовая техника.

Проблемы кочевого населения.

В тундре «стало тесно».

Олень и газ пока не партнеры.

В партнерстве с государством.

Традиция политики доброй воли.


80

81

82

83

87

89

90

91

93

§ 3. Современное состояние традиционной культуры поселкового образа жизни самодийского и финно-угорского населения Ямало-Ненецкого автономного округа

Амбивалентность в оценке роли поселкового образа жизни в системе традиционной культуры.

Оседлость и поселковый образ жизни как первооснова системы традиционной культуры.

Престижность традиционной хозяйственной культуры для молодежи.

Ценностный примат «нетундрового» образа жизни.

Следование в повседневной жизни национальным традициям.

Сравнительная ценность отдельных составляющих традиционной культуры поселкового населения в системе современного образа жизни



95


95


97

99

103

105


111

^ Глава 3. ТРАДИЦИОННАЯ ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА САМОДИЙСКОГО И ФИННО-УГОРСКОГО НАСЕЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЯМАЛЬСКОГО ПРОЦЕССА


121

§ 1. Традиционные религиозно-мифологические представления самодийского населения и поэзия Л.В. Лапцуя

Тема жизни.

Жизнь — в движении.

Братство добра и зла.

Deus negotiosus.

В заботе о ненце.

Антропокосмизм ненцев


121

122

122

125

127

130

132

§ 2. «Молчащий» А.П. Неркаги в иберийской перспективе

На перекрестке традиций мировой культуры.

Проблема контекста интерпретации.

Универсалия Мирового города.

Жанр «нового романа».

«Макбара».

Проблема описания национального характера.

Испанский характер.

Ненец как интуитивно-логический экстраверт.

«Простодушные» ненцы.

«Сильные» ханты.

Иберийская перспектива.

134

134

135

136

137

138

142

143

147

149

151

152

§ 3. Жизненные сценарии актуализации архетипов традиционной культуры самодийского и финно-угорского населения в Ямальском процессе

Сценарный анализ в системно-генетическом измерении.

Северные сценарии.

Моделирующая роль архетипов.

Понятие Ямальского процесса.

Этносоциальная рефлексия как механизм Ямальского процесса.

Динамика Ямальского процесса.

Сценарий № 1: «Хаби».

Сценарий № 2: «Рыцари тундры».

Сценарий № 3: «Скопище».

Сценарий № 4: «Звездный пастух».

Комплексный сценарий развития коренных народов Ямала до 2050 г.


154

154

155

156

158

159

160

163

164

166

167

169

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

179



ВВЕДЕНИЕ

Сохранение и развитие коренных народов в разных регионах планеты превратилось в глобальную проблему современности. Глобализация экономики и трансконтинентальные миграции трудовых ресурсов сформировали угрозы коренным народам, ведущим не только традиционный образ жизни, но и народам-субъектам высокоразвитых национальных государств, сформировавшим культуры индустриального и постиндустриального обществ. «Цветные революции» (в расово-этническом смысле слова «цветной») — в виде прогрессирующей «афроазиатизации» мира — стали конкретной формой разрешения глобального противоречия между Севером и Югом.

Индикатором актуальности и масштабности обозначенной глобальной проблемы является, в частности, то обстоятельство, что второе десятилетие подряд Организация Объединенных Наций провозгласила десятилетием коренных народов мира, а в сентябре 2007 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о правах коренных народов. Таким образом, мировое сообщество в лице его самой представительной организации обращает внимание на значимость и необходимость практического решения целого комплекса проблем, касающихся данной группы народов, к которой принадлежат и народы Крайнего Севера.

Фундаментальность проблемной ситуации состоит в том, что существующее всестороннее давление на коренные народы оставляет все меньше возможностей для сохранения их привычного, ландшафтно адаптивного образа жизни, а вместе с этим и основ тех достижений национальной культуры, которые они создали.

5

Реализация национального проекта «Урал промышленный — Урал Полярный» и вторая волна промышленно-транспортного освоения территории Ямало-Ненецкого автономного округа окажут мощное воздействие на традиционную культуру самодийского и финно-угорского населения в местах его компактного проживания. Для оценки позитивных и негативных последствий этого воздействия представляет интерес изучение современного состояния традиционной культуры коренного населения, тех сценариев ее эволюции, которые могут быть актуализированы в ближайшем будущем.

Традиционная культура самодийского и финно-угорского населения Ямало-Ненецкого автономного округа достаточно хорошо изучена в аспекте реконструкции ее архаических форм и бытования этих форм в современной жизни коренных народов1. К сожалению, обращенность анализа традиционных культур коренных народов в прошлое не позволяет увидеть в них потенциал будущего этих народов, открыть многообещающие и вдохновляющие перспективы их развития

Размышляя над теоретико-методологическими проблемами исследования традиционных культур, А.В. Головнев справедливо отмечает превалирование в отечественном «самоедо-угроведении» позитивистских установок на объективистское скрупулезное изложение собранных данных с применением элементарных типологических или классификационных методов. В своем лице он видит представителя альтернативного исследовательского направления, методологически сочетающего семиотический анализ и подходы, близкие к постмодернизму2.

Высказав симпатии французскому структурализму, А.В. Головнев все же формулирует методологическую установку на целостное понимание культуры в единстве ее духовной, нормативной, материальной и экологической сфер3. В этом пункте собственно структурализм исчезает, так как мы получаем фрагментарную картину социального организма по известной «истматовской» схеме выделения сфер общественной жизни. Дальнейшие разъяснения исследователя помогают понять, что все опять сводится к известному разведению материальной и духовной культуры, поскольку экологическая культура определяется как «знание» природы, нормативная культура — как стереотипы, установки, принципы, нормы.

Разделяя с А.В. Головневым пафос цельности, который, как мы убеждены, органичен как русской философии, так и философии Севера4, в книге мы предприняли попытку охарактеризовать трад-

6

иционную культуру самодийского и финно-угорского населения не как культуру, ведущую арьергардные предсмертные бои, а в ее системно-генетической целостности, накапливающей и умножающей тезаурус традиционных отношений.

Прийти к такому пониманию традиционной культуры коренных народов Ямала нам помогли глубокие мысли и неожиданные оценки, высказанные директором Дома-музея Л.В. Лапцуя, кандидатом педагогических наук Е.Г. Сусой, первым заместителем директора департамента информации и общественных связей Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа Ю.А. Кукевичем, заместителем начальника управления социально-политических исследований Департамента информации и общественных связей Ямало-Ненецкого автономного округа В.А. Ерченко. Большую помощь в организации конкретно-социологических исследований оказала начальник отдела социально-политического мониторинга Департамента информации и общественных связей О.В. Мудракова. Выражаем им искреннюю благодарность.

Эмпирическую базу этносоциологического исследования современного состояния традиционной культуры самодийского и финно-угорского населения Ямало-Ненецкого автономного округа составили:

– данные массовых опросов кочующего населения и экспертов, которые были проведены под руководством В.А. Ерченко в Приуральском, Пуровском, Тазовском и Ямальском районах Департаментом информации и социально-политических исследований Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа в 20035 и в 20056 гг.;

– данные проведенного под руководством Ю.В. Попкова в апреле 2006 г. экспертного опроса лидеров коренного населения с оценкой социокультурного потенциала коренных малочисленных народов Севера Ямало-Ненецкого автономного округа7;

– данные анкетных опросов ненцев и хантов из состава поселкового населения, проведенных под руководством Ю.В. Попкова в Приуральском, Пуровском, Тазовском и Ямальском районах в ноябре 2006 г.8 и в Ямальском районе в сентябре 2007 г.9 Опрос сфокусирован на вопросах оценки состояния различных элементов традиционной культуры и проблемах социокультурной адаптации коренного населения в современных условиях.

Авторами разделов монографии являются: Ю.В. Попков — Введение, Глава 2, § 3 Главы 3; Е.А. Тюгашев — Введение, Главы 1–3, Заключение.

7

^ Библиографические ссылки

См.: Головнев А.В. Говорящие культуры. Екатеринбург, 1995; Ненцы Ямала: кочевники и хранители традиций. Тюмень – Салехард, 2005; Харючи Г.П. Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса. Томск, 2001; Хомич Л.В. Ненцы: Очерки традиционной культуры. СПб, 1995; Хомич Л.В., Ириков С.И., Аюпова Г.Е. Тазовские селькупы: Очерки традиционной культуры. СПб., 2002.

2 Головнев А.В. Говорящие культуры. С. 13.

3 Там же. С. 21.

4 Попков Ю.В., Тюгашев Е.А. Философия Севера: коренные малочисленные народы Севера в сценариях мироустройства. Новосибирск, 2006.

5 В 2003 г. было опрошено 424 представителя кочевого населения и 40 экспертов. См.: Отчет по результатам социологического исследования «Положение кочующего населения в районах проживания коренных малочисленных народов Севера» / В.А. Ерченко, А.П. Зенько, Г.С. Зуева, О.В. Мудракова / Администрация Ямало-Ненецкого автономного округа, Департамент информации и социально-политических исследований. Салехард, 2003. Некоторые результаты социологического исследования 2003 г. проанализированы в публикации: Беков М.Б. Освоение новых территорий и проблемы коренных народов Севера (социологический анализ) // Уральский исторический вестник. 2005. № 12.

6 В 2005 г. опрошено 500 представителей кочевого населения и 40 экспертов. По национальной принадлежности из респондентов ненцы составили 88,6%, ханты — 9,2%, селькупы — 1,2%, коми — 1,0%. См.: Анализ социологической и статистической информации по исследованиям кочевого населения из числа коренных малочисленных народов Севера (КМНС) на территории ЯНАО / Департамент информации и общественных связей. Салехард, 2005.

7 Состав лидеров (33 чел.) характеризуется следующим распределением: 1) по национальному составу: ненцы – 61%, ханты – 21%, коми-зыряне – 6%, селькупы — 3%; 2) статусному положению: председатели и члены национальных общин – 33%; государственные служащие – 21%; представители интеллигенции – 9%; руководители местных отделений организации «Ямал-потомкам!» – 9%; хозяйственные руководители – 9%; председатели комитетов администраций – 6%.

8 Выборка составила 280 чел. (по 70 чел. из каждого района), из них: ненцы – 82%, ханты – 13%, селькупы – 2%.

9 Выборка составила 70 чел., из них: ненцы – 93%, ханты – 1%, прочие – 6%.

8

Глава 1

^ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

ИССЛЕДОВАНИЯ ЭТНОСОЦИАЛЬНОЙ ДИНАМИКИ

ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ


Необходим осознанный отказ от утопических проектов всестороннего возрождения традиционного способа хозяйствований и традиционной национальной культуры. За прошедшее с начала 20-го столетия время кардинальным образом изменились условия жизни коренных малочисленных народов. Добыча нефти и газа, развитие промышленности, новые промышленные города и посёлки, существенно трансформировали окружающую среду. Речь не идет о возврате к прошлому, ведь налицо другая природа, другая социальная жизнь, другие люди.

Г.П. Харючи


Сравнивая в «Энциклопедии философских наук» основоположения философии Запада и философии Востока, великий представитель немецкой классической философии Г.В.Ф. Гегель отмечает, что «содержание основного воззрения Востока» составляет «единство бытия и мышления» как субстанция10, тогда как на Западе господствует дуализм, прочная противоположность самостоятельных начал. И далее продолжает: «Материальному мы приписываем такое же бытие, как и имматериальному, и как то, так и другое считаем одинаково субстанциональным и абсолютным»11.

Эпизодические попытки снять субстанциональный дуализм бытия и мышления так и не разрешили основной вопрос философии в западной традиции. Не случайно будущее мировой философии Гегель видел в стремлении выйти за пределы дуализма, снять этот разрыв первоначально единого.

Очевидно, что принятые в восточной и западной философии способы выявления единства бытия и мышления не исчерпывают всех конструктивно возможных вариантов решения этой фундаментальной проблемы. Один из таких вариантов существует в философских представлениях коренных народов Крайнего Севера, где указанные субстанции рассматриваются как составляющие дифференцированной целостности.

9

Так, характеризуя категории картины мира, представленные в чукотском языке, И.С. Вдовин отмечает: «Человек, как и другие живые существа, стихии, небесные тела, содержал в себе два начала, две субстанции, но не в нашем отвлеченно-философском значении (материя и дух, а как нечто целое, единое, но обладающее свойством быть в двух состояниях: видимом и невидимом)»12.

Метафизическое противопоставление «видимого» и «невидимого» является эквивалентом дуализма бытия и мышления. «Невидимое» только мыслится, а «видимое» наглядно существует. Согласно И.С. Вдовину, конструктивно вопрос о тождестве решается введением представления о некотором целом, едином, обладающем свойством быть в двух состояниях, пребывать как два начала. Эти состояния фигурируют как модусы целого, единой субстанции и тем самым как субстанции в том или другом состоянии. В отличие от традиции западной философии в этнофилософии народов Севера проблема тождества бытия и мышления решается путем выделения единой, цельной субстанции, в своей конкретной всеобщности снимающей абстрактное противопоставление бытия и мышления.

Таким образом, если философия Востока характеризуется синкретичным монизмом субстанции, а философия Запада — дуализмом субстанций, то философия Севера ориентирована на фиксацию конкретной целостности, в которой снимаются обозначенные начала. С позиций целостности, снимающей обнаруженные противоположности, далее будут рассмотрены ключевые концепты заявленного исследования.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15




Похожие:

Ю. В. Попков, Е. А. Тюгашев современное состояние традиционной культуры самодийского и финно-угорского населения ямало-ненецкого автономного округа iconСценарные перспективы коренных малочисленных народов Севера Ямало-Ненецкого автономного округа в горизонте философии Севера
В философской картине мира, т е в сочиненном философом сценарии мироустройства, события развиваются, мир меняется, субъекты всемирно-исторического...
Ю. В. Попков, Е. А. Тюгашев современное состояние традиционной культуры самодийского и финно-угорского населения ямало-ненецкого автономного округа iconПрограмма для участников (возможен перенос на другой день, в таком случае день становится рабочим)
России «Единение» и Администрация Ямало-Ненецкого автономного округа приглашают Вас принять участие в VII межрегиональном фестивале...
Ю. В. Попков, Е. А. Тюгашев современное состояние традиционной культуры самодийского и финно-угорского населения ямало-ненецкого автономного округа iconЗакон эвенкийского автономного округа о признании утратившими силу некоторых законов Эвенкийского автономного округа Принят Законодательным Собранием (Сугланом) Эвенкийского автономного округа 21 марта 2002 года
Закон Эвенкийского автономного округа от 25 января 2000г. №153 «О ком­пенсационных выплатах, осуществляемых благотворительными организациями...
Ю. В. Попков, Е. А. Тюгашев современное состояние традиционной культуры самодийского и финно-угорского населения ямало-ненецкого автономного округа iconЗакон эвенкийского автономного округа о внесении изменений и дополнений в закон эвенкийского автономного округа «об образовании» Принят Законодательным Собранием (Сугланом) Эвенкийского автономного округа 13 декабря 2001 года
Статья Внести в Закон Эвенкийского автономного округа «Об образовании» (Эвенкийская жизнь, 1997, №39, с. 3; Окружные ведомости, 1999,...
Ю. В. Попков, Е. А. Тюгашев современное состояние традиционной культуры самодийского и финно-угорского населения ямало-ненецкого автономного округа iconЗако н эвенкийского автономного округа
Внести в Закон Эвенкийского автономного округа “Об образовании в Эвенкийском автономном округе” (Эвенкийская жизнь, 1997, №39, с....
Ю. В. Попков, Е. А. Тюгашев современное состояние традиционной культуры самодийского и финно-угорского населения ямало-ненецкого автономного округа iconЗакон эвенкийского автономного округа о внесении изменения в закон эвенкийского автономного округа
Внести в Закон Эвенкийского автономного округа “Об образовании в Эвенкийском автономном округе” (Эвенкийская жизнь, 1997, №9,с. 3;...
Ю. В. Попков, Е. А. Тюгашев современное состояние традиционной культуры самодийского и финно-угорского населения ямало-ненецкого автономного округа iconЗакон эвенкийского автономного округа о внесении изменений и дополнений в закон эвенкийскогоавтономного округа
Статья Внести в Закон Эвенкийского автономного округа “Об образовании в Эвенкийском автономном округе” (Эвенкийская жизнь, 1997,...
Ю. В. Попков, Е. А. Тюгашев современное состояние традиционной культуры самодийского и финно-угорского населения ямало-ненецкого автономного округа iconЗакон эвенкийского автономного округа
Статья Дополнить статью 15 Закона Эвенкийского автономного округа "Об образовании в Эвенкийском автономном округе" (Эвенкийская жизнь,...
Ю. В. Попков, Е. А. Тюгашев современное состояние традиционной культуры самодийского и финно-угорского населения ямало-ненецкого автономного округа iconСеминар «Эволюционное проектирование: современное состояние и проблемы» Семинар «Эволюционное проектирование: современное состояние и проблемы» Состав рабочей группы
В. М. Курейчик (Таганрог) Генетические алгоритмы в проектировании. Задачи, проблемы, перспективы
Ю. В. Попков, Е. А. Тюгашев современное состояние традиционной культуры самодийского и финно-угорского населения ямало-ненецкого автономного округа iconЗакон эвенкийского автономного округа о внесении изменения в закон эвенкийского автономного округа " об образовании в эвенкийском автономном округе"
Внести в Закон Эвенкийского автономного округа “Об образовании в Эвенкийском автономном округе” (Эвенкийская жизнь, 1997, №9,с. 3;...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов